Избавься от логики «учёных» из «Кальяна-калпа-тару».



Избавься от логики «учёных»
из «Кальяна-калпа-тару»
Ветвь первая: Упадеша
Песня 6
Шрила Бхактивинода Тхакур
1
мана, туми падиле ки чар?
набадвипе патха кори, нйайа-ратна нама дхори',
бхекер кач качи коиле сар
Мой дорогой ум, ты пал в горы презренных отбросов. Усердно занимаясь в школах Навадвипы, ты удостоился почётного титула ньяя-ратна («жемчужина среди логиков»). Затем, облачившись в одежды вайшнава, ты занялся долгими скучными логическими рассуждениями, считая подобную логику объектом своих поисков. Однако подобные рассуждения лишь потеря времени, они сродни бессмысленному кваканью маленькой лягушки в болотной топи. Такие звуки лишь зря беспокоят слух слушателей.
2
дравйади падартха-джнана, чхалади ниграха-стхана,
самавайа кориле бичар
таркер чарама пхала, бхойанкара халахала,
нахи бичариле дурнибар
Чтобы поддержать самообман и закрепиться на ложном интеллектуальном уровне ради притеснения остальных и личной победы, ты размышляешь над мирскими темами и скрытым смыслом слов в связи со всем осязаемым, что находится внутри этой бренной вселенной. Как бы то ни было, итог твоих логических рассуждений и присваивания ярлыков различным материальным объектам подобен смертельному яду, это отравляющее влияние чрезвычайно трудно сдерживать.
3
хридой катхина хо'ло, бхакти-биджа на бадило,
кисе хо'бе бхава-синдху пар?
анумиле дже ишвар, се кулала-чакрадхар,
садхана кемоне хо'бе та'р
Взгляни, дорогой ум, твоё сердце уже стало твёрдым, как камень. Семя лианы преданности не может прорасти в бесплодном месте. Как же тебе тогда пересечь огромный океан материального существования? Сейчас ты в таком положении, что можешь лишь догадываться о природе Верховного Господа, как если бы обычный горшечник пытался созерцать огромное творение. Когда простой гончар догадывается о существовании Всевышнего, то думает, что всё материальное творение подобно увеличенной версии его собственного гончарного круга, и что Господь – тоже гончар. Другими словами, увидев глиняный горшок, можно догадаться о существовании гончара, создавшего его. Такая философия очень примитивна, она не поможет развить любовь к Верховному Господу.
4
сахаджа-самадхи тйаджи, анумити мана бхаджи,
тарка-ништха хридой томар
се хридойе кришна-дхана, нахи пана сукхасана,
ахо, дхик сеи тарка чхар
Ты отказываешься от естественного для души самадхи и поклоняешься лишь тому, что можно доказать путём догадок (без фактической реализации). Так твоё сердце привязалось к спорам и бесполезной логике. О, будь проклята эта лживая логика!(1) Она не создала в моём сердце комфортного ложа для Господа Кришны.
5
анйайа нйайер мата, дура коро абирата,
бхаджо кришна-чандра саратсар
Дорогой ум, советую тебе изгнать подобное мышление, склонное к необоснованным аргументам и просто поклоняться луноподобному Кришначандре, Высочайшей Истине!
……………………….
1) Несмотря на критический подход к логике, необходимо понимать, что существуют разные формы таковой. Логика, основанная на мирской пратьякше (эмпиризме), не может помочь человеку в бхакти. Духовная логика, основанная на шастрах, приемлема для бхакти-йоги, поскольку считается даже обязательной в традиции Вед, а следовательно и в Гаудия-сампрадае. В «Хари-бхакти-виласе», 1.101 Шрила Санатана Госвами пишет, опираясь на «Нарада-панчаратру»:
йо вакти нйайа-рахитам анйайена шриноти йах
тав убхау наракам гхорам враджатах калам акшайам
«Гуру, который учит нелогичным истинам, и ученик, который слушает лишённые логики поучения, вместе отправляются в ад на долгое время».
В «Шримад-Бхагаватам», 11.7.20:
атмано гурур атмаива пурушасйа вишешатах
йат пратйакшануманабхйа шрейо `сав анувиндате
«Разумный человек, хорошо умеющий наблюдать за окружающей действительностью и использовать логику, может обрести истинное благо при помощи своего разума. Таким образом, человек выступает в роли духовного наставника для самого себя».
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж учил: «И учёные, и религиозные люди – в их случае также имеет место разум. В разных измерениях. Шукадева Госвами также не страдает недостатком логики, здравого смысла, приводя различные аргументы, обращаясь к представителям разных школ, к учёным» (Ш.Б.Ракшак Шридхар, Принятие и отвержение многочисленных концепций и гуру в духовном самоопределении», 15.11.1983г.).
Шрила Бхактиведанта Свами утверждал: «Сначала с помощью логики, разума и знания человек сам должен ощутить вкус нектара преданного служения и только после этого передавать его другим. Не думайте, что сознание Кришны – это пустые сентименты» («На пути к Кришне», Глава 4).
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж говорил: «Он (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж) доказывал мне свои заключения, чаще всего опираясь на логику и цитируя не слишком много шлок» («Подлинная жизнь души», стр. 100).
Перевод: Гаятри д.д.
Редакция и сноска: Ари Мардан д.
Редакция русского языка: Ума д.д.