?

Аштанга-йога не нужна из «Кальяна-калпа-тару».

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 230. Опубликовано: 9-01-2020, 05:05

Аштанга-йога не нужна

из «Кальяна-калпа-тару»

Ветвь первая: Упадеша

Песня 7

Шрила Бхактивинода Тхакур

 

1

мана, йоги хо'те томар басана

джога-шастра адхйайана, нийама-йама-садхана,

пранайама, асана-рачана

Итак, мой дорогой ум, теперь ты задумал стать йогом. Ты прочитал в различных писаниях о практике и техниках контроля чувств, о пранаяме и асанах(1).

2

пратйахара, дхйана, дхрити, самадхите хо'ле брати,

пхала киба хоибе боло на

дехо-мана шушка кори, рохибе кумбхака дхори,

брахматмата корибе бхавана

Желая обрести самадхи, ты выполняешь много сложных практик, отстраняя свои чувства, медитируя и храня стойкость. Скажи мне, какого замечательного результата ты добьёшься в обмен на свои усилия? Минимизируя деятельность ума и тела, делая чувства вялыми и сухими, ты живёшь, едва поддерживая дыхание. Практикуя йогу, ты размышляешь о природе души как о Брахмане.

3

аштадаса сиддхи па'бе, парамартха бхуле джа'бе,

аишварйади корибе камана

стхула джада парихари', сукшмете правеша кори',

пунарайа бхугибе джатана

Даже если ты обретёшь восемнадцать мистических совершенств и, ошибочно принимая их за величайшую реальность, захочешь ещё более прекрасных достояний, то, отказавшись от уровня грубой материи и вступив в астральное пространство, ты гарантированно снова и снова будешь испытывать неприятности и несчастья(2).

4

атма нитйа шуддха-дхана, хари-даса акинчана,

джоге та'р ки пхала гхатана

коро' бхакти-джогашрой, на тхакибе кон бхой,

сахаджа амрита самбхавана

Знай, что вечно чистое и истинное богатство души – быть смиренным слугой Господа Хари. Ответь, в сравнении с этим вечным богатством, какой духовный результат можно получить от так называемой практики йоги? Просто прими прибежище у йоги преданного служения (бхакти-йоги) и обрети бесстрашие, и тогда с лёгкостью ты сможешь достичь нектара бессмертия(3).

5

бинодер е минати, чхади анйа джога-гати,

коро' радха-кришна арадхана

Смиренная просьба Бхактивиноды такова(4): дорогой ум, просто совершай исполненное блаженства поклонение Шри Шри Радхе-Кришне и немедля отвергни все остальные цели аштанга-йоги(5).

………………………….

1)      Основой практики таковой признана «Йога-сутра» Патанджали.

2)      Причиной тому будет продолжение материального существования. Только тот, кто выходит за пределы материальной вселенной может избежать трёх видов страданий (клеш): адхиатмика (от тела и ума), адхибхаутика (от всевозможных живых существ), абхидайвика (от сил природы и полубогов).

3)      Как блаженства в раю в царстве полубогов, так и вечной любви к Богу.

4)      Данный призыв Шрилы Бхактивиноды Тхакура опирается на слова Шри Нарады:

йамадибхир йога-патхаих, кама-лобха-хато мухух

мукунда-севайа йадват, татхаддхатма на шамйати

«Беспокойный ум снова и снова становится жертвой своего порочного врага в форме укоренившегося в сердце вожделения и жадности. Его можно усмирить лишь служением Верховной Личности Бога, Мукунде. Поэтому бессмысленно пытаться подчинить ум, практикуя восьмиступенчатую йогу, основанную на сдерживании чувств и ума».

5)      В ранние эпохи аштанга-йога практиковалась более эффективно и со стремлением к надлежащей цели, особенно она была действенна в Сатья-югу. Однако в Кали-югу преобладающее число людей не имеют квалификации для практики аштанга-йоги. В «Шримад-Бхагаватам», 1.1.10 сказано:

прайеналпайушах сабхйа калав асмин йуге джанах

мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах

«О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге».

Именно поэтому писания рекомендуют определённый предписанный метод практики достижения совершенства с учётом места, времени и квалификации людей. В «Бхагаватам», 12.3.52 сказано:

крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам калау тад хари-киртанат

«Всё, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием имени Кришны».

Для углубления темы, поднятой Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, следует обратиться к книге Шрилы Свами Прабхупады «Совершенство йоги».

 

Перевод: Гаятри д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Тексты песен Ачарьев