Мирские знания наиболее вредны из «Кальяна-калпа-тару». Шрила Бхактивинода Тхакур.
Мирские знания наиболее вредны
из «Кальяна-калпа-тару»
Ветвь первая: Упадеша
Песня 10
Шрила Бхактивинода Тхакур
1
мана ре, кено коро видйар гаураба
смрити-шастра, бйакарана, нана-бхаса-алочана,
бриддхи коре' джаcер саурабха
О ум, почему ты придаёшь такое значение мирским знаниям? Твои обсуждения смрити и попытки размышлять над писаниями, изучение различных языков и грамматики безусловно усиливают сладкий аромат твоей материальной репутации, имени и славы.
2
кинту декхо чинта кори', джади на бхаджиле хари,
видйа таба кевала раураба
кришна прати ануракти, сеи бидже джанме бхакти,
видйа хо'те таха асамбхава
Взгляни сюда и подумай. Если ты никогда не поклонялся Господу Хари, то все твои так называемые знания подобны зловещему аду. Истинное преданное служение начинается с семени влечения и привязанности к Кришне. Это семя нельзя получить, развивая обычные мирские знания.
3
видйар марджана та'р, кабху кабху апакар,
джагатете кори анубхава
дже видйар алочане, кришна-рати спхуре мане,
тахари адара джано' саба
Чувствую, что тщательное изучение мирских наук на самом деле вредно. И напротив, все оценят развитие трансцендентного знания, что пробуждает любовь и привязанность к Шри Кришне.
4
бхакти бадха джаха хо'те, се видйар мастакете,
падагхата коро акаитаба
сарасвати кришна-прийа, кришна-бхакти та'р хийа,
бинодер сеи се вайбхава
Главное среди всех препятствий на пути преданности - это мирское знание. Дорогой ум, ты должен честно выкинуть его вон. Потому что истинное понимание таково, что Мать Сарасвати, Богиня учености, очень дорога Господу Кришне, и преданность Ему - само её сердце. Такая преданность - священная милость для Бхактивиноды.
………………………
1) Шрила Бхактивинода Тхакур порицает не столь материальное знание шастр, сколько изучение таковых вне веры в Бога, с целью обретения славы, почестей, корысти и т.п.. В «Шри Кришна-самхите», Главе 10, он пишет (стр. 172-174):
12
сараграхи бхаджан кришнам йошид бхавашрите 'тмани
вирават куруте бахйе шарирам карма нитйашах
Означает ли это, что вышеупомянутые люди (т.е. вайшнавы) занимаются только духовной деятельностью и пренебрегают материальной? Нет. Они поклоняются Кришне, желая доставить Ему удовольствие, и также заботятся о физическом теле. В жизни этих людей можно также видеть, как они едят, спят, удовлетворяют необходимые потребности тела, делают зарядку, работают на производстве, гуляют на свежем воздухе, читают в транспорте, заботятся о здоровье, радеют об обществе и путешествуют.
13
пурушешу махавиро йошитсу пурушас татха
самаджешу махабхиджно балакешу сушикшаках
Вайшнавы смело остаются и работают среди людей. Они заботятся о женщинах и пользуются их уважением. Они принимают участие в общественной деятельности и обретают от этой деятельности большой опыт. Они обучают своих детей артха-шастрам и таким образом известны в мире как учителя.
14
артха-шастра-видам шрештхах парамартха прайоджаках
шанти-самстхапако йуддхе папинам читта-шодхаках
Книги по медицине и интеллектуальным наукам, по индустрии, о языке, грамматике и книги по красноречию относятся к категории артха-шастр. Благодаря этой литературе можно извлечь пользу от медицинских, интеллектуальных, семейных и социальных благ. Эти блага называют артха. Польза этой литературы состоит в том, что, изучая книги по медицине, человек может применить эти знания в исцелении других. Изучая книги по музыке, можно научиться красиво играть, принося радость уму и слуху. Благодаря научному знанию можно создать различные полезные механизмы или машины.
Книги по астрологии дают возможность узнать благоприятное и неблагоприятное время для событий (намерений). Те, кто изучают такие артха-шастры, известны как артха-вит, учёные, познавшие эти науки. Смрити-шастры устанавливают варнашрама-дхарму, и они также известны как артха-шастры. Смарта-учёные также известны как учёные артха-вит, познавшие эти науки, поскольку главная цель их профессиональных обязанностей - защищать общество. Духовные учёные практикуют духовную жизнь, используя эти артхи. Чистые вайшнавы никогда не выступают против обсуждений этих писаний. Они видят высшую цель духовной жизни в этих артха-шастрах и становятся объектом поклонения среди учёных артха-вит, познавших эти науки. Учёные артха-вит счастливо помогают им утвердить Абсолютную Истину.
Вайшнавы выступают на поле сражения как посредники (ведущие переговоры). Они не питают ненависти к греховным людям и не отвергают их. Вайшнавы всегда пытаются очистить сердца греховных людей, давая им необходимые наставления, публичные лекции, дружеские советы, примеры, а иногда даже наказывая их.
Перевод: Гаятри д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
Ссылка: Ари Мардан д.