?

108 главных упанишад.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 349. Опубликовано: 19-12-2020, 17:09

108 главных упанишад

Краткий обзор темы

 

«Муктика упанишада» содержит в себе перечень основных 108-ми упанишад.

Мукхья упанишады представлены десятью произведениями, которые признаны основополагающими, наиболее важными. Именно эти упанишады, как правило, комментируются всеми основными школами ведического знания.

Упанишады представляют собой собрание основных 108-ми философских сочинений. Слово упа-нишат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика, сидящего поблизости от своего духовного учителя и внимательно слушающего его, чтобы постичь трансцендентную ведическую мудрость. Таким образом, упанишады знаменуют начало трансцендентной жизни.

 Основной вклад упанишад состоит в том, что они устанавливают нематериальность Абсолюта. Они описывают Брахман как вечную непроявленную реальность, из которой исходят все проявления этого мира и в которой они вечно пребывают. Брахман недоступен для восприятия материальными чувствами, его описывают как ниргуна (не имеющий качеств) и арупа (не имеющий формы). По словам «Брихад-араньяка-упанишады», 3.9.26, Брахман «непостижим, потому что его невозможно объять». Таким образом, мудрость упанишад явно выше того, с чем имеет дело карма-канда четырёх Вед, потому что: «…цель религии – это не достижение земного и небесного счастья с помощью правильного совершения жертвоприношений богам, но освобождение от необходимости рождаться вновь посредством растворения в Брахмане, являющегося результатом истинного знания».

Хотя упанишады придают особое значение медитации на безличный Брахман, они не противоречат сиддханте, конспективно изложенной в «Бхагавад-гите». Упанишады не отрицают, что Абсолютная Истина имеет качества личности. Отрицая, что Бог является материальной личностью, упанишады на самом деле утверждают духовную природу личности Бога. Например, «Шветашватара-упанишада», 3.19, ясно объясняет, что у Абсолютной Истины нет материальных рук и ног, но у Него есть духовные руки, которыми Он принимает всё, что Ему предлагается; аналогично этому, Бхагаван не имеет материальных глаз, но Он воистину имеет духовные глаза, которыми Он видит всё. Далее, хотя Он не имеет материальных ушей, Он слышит всё и, обладая всесовершенными духовными чувствами, Он знает прошлое, настоящее и будущее. Данное понимание не противоречит Пуранам, где абсолютная Истина предстаёт снова и снова в личностном аспекте как Бхагаван.

 Существует множество подобных ведических гимнов, утверждающих, что Верховная Абсолютная Истина – это Личность, не принадлежащая к этому материальному миру. Например, «Хайаширша-панчаратра» объясняет, что хотя почти каждая из упанишад вначале описывает Верховного Брахмана безличным, в конце описания неожиданно проступают личные черты Бхагавана. Как отмечает «Иша-упанишада», Верховная Абсолютная Истина вечно личностна и безлична. Во вступлении к «Брихад-араньяка упанишаде говорится: «То [Верховное существо] есть целое – это [вселенная] есть целое. Целое порождает целое». «Шветашватара-упанишада», 3.8, утверждает: «Я знаю великого Пурушу, светозарного, как солнце, и неподвластного тьме». «Айтарея-упанишада», 1.1.2, описывает Верховного Повелителя как энергетическую причину: «Он сотворил эти миры… » Это подтверждает и «Прашна-упанишада». Как утверждает «Катха-упанишада»: «Вечный среди вечных, среди всех сознаний – Сознание ... дарящий плоды [деятельности всем] дживам».

 Кроме осознания Брахмана и Бхагавана упанишады также говорят об осознании промежуточной локализованной формы, Параматмы (Сверхдуши). «Мундака», «Шветашватара» и «Катха-упанишады» утверждают, что в сердце каждого живого существа пребывает как индивидуальная атомарная джива, так и Сверхдуша (Параматма). Они подобны двум птицам, сидящим на дереве тела. Одна из птиц (индивидуальная джива) вкушает плоды дерева (то есть наслаждается чувствами), а другая птица (Параматма) просто наблюдает за ней. Забвение дживой своих отношений с Параматмой является причиной её перемещения с одного дерева на другое (это называется процессом трансмиграции души в самсаре). И «Катха», и «Шветашватара» упанишады дают следующий комментарий: хотя обе эти птицы находятся на одном дереве, птица, вкушающая плоды, полностью поглощена своим наслаждением. Однако если, так или иначе, она обратит своё лицо к своему другу, Господу, и осознает Его славу, она тотчас же избавится от всех своих тревог.

 Мы видим во всех упанишадах, что индивидуальная джива, и Параматма, Сверхдуша, сохраняют свою индивидуальность, хотя они и достигают своего рода единения, когда джива соглашается действовать по высшей воле Параматмы. В любом случае, ни Верховная Параматма, ни индивидуальная джива никогда не утрачивают своей индивидуальности. Это важно, потому что концепция бхакти, на которой делается акцент в «Бхагавад-гите», теряет смысл, если джива полностью сливается с Верховным Брахманом. По мере развития бхакти развиваются любовные отношения между индивидуальной дживой и Верховной Личностью, Бхагаваном. Ни в коем случае мы не должны путать дживу с Верховным Пурушей. Если кто-либо путает их или пытается слить их воедино, он утрачивает конечную сиддханту ведической литературы.

 Описывая антиматериальные качества (ниргунатва) Абсолюта, упанишады готовят почву для правильного понимания трансцендентной личности (Бхагавана), который владеет всеми духовными богатствами и является конечным объектом всех форм медитации и бхакти (преданности).

 

108 главных упанишад

В скобках указано, в какой именно Веде находится данная упанишада.

1. Айтарея-упанишада («Риг-веда»).

2. Брихад-араньяка-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

3. Иша-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

4. Тайттирия-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

5. Катха-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

6. Чхандогья-упанишада («Сама-веда»).

7. Кена-упанишада («Сама-веда»).

8. Мундака-упанишада («Атхарва-веда»).

9. Мандукья-упанишада («Атхарва-веда»).

10. Прашна-упанишада («Атхарва-веда»).

11. Каушитаки-упанишада («Риг-веда»).

12. Атмабоддха-упанишада («Риг-веда»).

13. Мудгала-упанишада («Риг-веда»).

14. Ваджрасучи-упанишада («Сама-веда»).

15. Махад-упанишада («Сама-веда»).

16. Савитри-упанишада («Сама-веда»).

17. Субала-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

18. Мантрика-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

19. Нираламба-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

20. Пайнгала-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

21. Адхьятма-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

22. Муктика-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

23. Сарвасара-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

24. Шукарахасья-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

25. Сканда-упанишада (Трипадвибхути-упанишада) («Кришна Яджур-веда»).

26. Шарирака-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

27. Екакшара-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

28. Акши-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

29. Пранагнихотра-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

30. Сурья-упанишада («Атхарва-веда»).

31. Атма-упанишада («Атхарва-веда»).

32. Нирвана-упанишада («Риг-веда»).

33. Арунея-упанишада («Сама-веда»).

34. Майтраяния-упанишада («Сама-веда»).

35. Майтреи-упанишада («Сама-веда»).

36. Санньяса-упанишада («Сама-веда»).

37. Кундика-упанишада («Сама-веда»).

38. Джабала-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

39. Парамахамса-упанишада («Шукла Яджур-веда»)

40. Адваятарака-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

41. Бхикшу-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

42. Туриятита-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

43. Ягьявалкья-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

44. Шатьяяни-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

45. Брахма-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

46. Шветашватара-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

47. Гарбха-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

48. Теджобинду-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

49. Авадхута-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

50. Катхарудра-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

51. Вараха-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

52. Париврат-упанишада (Нарада-паривраджака-упанишада) («Атхарва-веда»).

53. Парамахамса-паривраджака-упанишада («Атхарва-веда»).

54. Парабрахма-упанишада («Атхарва-веда»).

55. Надабинду-упанишада («Риг-веда»).

56. Йогачудамани-упанишада («Сама-веда»).

57. Даршана-упанишада («Сама-веда»).

58. Хамса-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

59. Тришикхи-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

60. Мандала-брахмана-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

61. Амритабинду-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

62. Амританада-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

63. Кшурика-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

64. Дхьяна-бинду-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

65. Брахмавидья-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

66. Йога-таттва-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

67. Йогашикха-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

68. Йогакундалини-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

69. Шандилья-упанишада («Атхарва-веда»).

70. Пашупата-упанишада («Атхарва-веда»).

71. Махавакья-упанишада («Атхарва-веда»).

72. Васудева-упанишада («Сама-веда»).

73. Авьякта-упанишада («Сама-веда»).

74. Тарасара-упанишада («Шукла Яджур-веда»).

75. Нараяна-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

76. Кали-сантарана-упанишада (Кали-упанишада) («Кришна Яджур-веда»).

77. Нрисимхатапани-упанишада («Атхарва-веда»).

78. Маханараяна-упанишада («Атхарва-веда»).

79. Рамарахасья-упанишада («Атхарва-веда»).

80. Раматапани-упанишада («Атхарва-веда»).

81. Гопалатапани-упанишада («Атхарва-веда»).

82. Кришна-упанишада («Атхарва-веда»).

83. Хаягрива-упанишада («Атхарва-веда»).

84. Даттатрея-упанишада («Атхарва-веда»).

85. Гаруда-упанишада («Атхарва-веда»).

86. Акшамалика-упанишада (Малика-упанишада) («Риг-веда»).

87. Рудракша-упанишада («Сама-веда»).

88. Джабала-упанишада («Сама-веда»).

89. Кайвалья-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

90. Калагнирудра-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

91. Дакшинамурти-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

92. Рудрахридая-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

93. Панчабрахма-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

94. Шира-упанишада («Атхарва-веда»).

95. Атхарва-шикха-упанишада («Атхарва-веда»).

96. Брихаджабила-упанишада («Атхарва-веда»).

97. Шарабха-упанишада («Атхарва-веда»).

98. Бхасма-упанишада («Атхарва-веда»).

99. Ганапати-упанишада («Атхарва-веда»).

100. Трипура-упанишада («Риг-веда»).

101. Саубхагья-упанишада («Риг-веда»).

102. Бахврича-упанишада («Риг-веда»).

103. Сарасватирахасья-упанишада («Кришна Яджур-веда»).

104. Сита-упанишада («Атхарва-веда»).

105. Аннапурна-упанишада («Атхарва-веда»).

106. Деви-упанишада («Атхарва-веда»).

107. Трипуратапани-упанишада («Атхарва-веда2).

108. Бхавана-упанишада («Атхарва-веда»).

 

Хотя часто можно встретить упоминание о 108-ми упанишадах, их число гораздо больше. Например, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, духовный учитель (шикша, санньяса) Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады и (дикша, санньяса) Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, изучил более 400 упанишад из всевозможных шастр!

……………………………

Материал подготовлен: Ари Мардан д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Ведические писания