?

Махабхава гопи. Ари Мардан Прабху

 (голосов: 4)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 2701. Опубликовано: 17-09-2014, 16:32

Махабхава гопи

Только ли Гауранга Махапрабху и Радхика испытывают махабхаву?

Ари Мардан Прабху

 

Традиция обязывает понимать правильно положение ачарьев сампрадаи. Каждый сиддха-вайшнав должен быть воспринят нами, согласно его совершенному уровню. Только тогда ученик сможет рассчитывать на успех в духовной жизни. Если ученик недооценивает положение сиддха-гуру, такое недопонимание в некоторых случаях приравнивается к гуру-апарадхе. Пока человек сохраняет оскорбительное отношение к учителю, ему не светит понять ничего в учении сампрадаи должным образом, а о достижении высот в практике и говорить уже не стоит. Недооценка положения маха-бхагават всегда чревата плохими последствиями.

Также следует избегать чрезмерного прославления, которое именуется на санскрите ати-стути. Это также не применимо в служении шри гуру, поскольку искажает истинную оценку кого-либо и больше может напоминать гипертрофированную лесть. Ати-стути приводит к оскорблениям.

Часть цитируемых источников ради доказательства истин о махабхаве будет использоваться, из тех переводов, что выполнены в ИСККОНе. Это обусловлено тем, чтобы:

1) доказать, что мнение преданных Гаудия Матха неотлично от мнения преданных ИСККОН;

2) показать, что доступ к знанию о махабхаве существует уже давно и некоторым преданным ИСККОНа необходимо лишь начать систематически изучать священные писания, чтобы избавиться от заблуждений в своём сердце.

Когда-то в 1998 году на курсах «Бхакти-шастры» я был свидетелем спора, который происходил между Бхану Махараджем и руководителем этого обучающего курса Ананта-шайи Прабху. Бхану Махарадж утверждал, что махабхаву может испытывать только Шримати Радхарани. Ананта-шайи Прабху ориентировался в этом вопросе на какой-то редкий комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами, в котором утверждалось, что махабхава доступна также гопи Враджи. Ни тот, ни другой не доказали своих позиций, логикой или ссылками на шастры. Возможно, это было обусловлено тем, что они не желали тратить своё время в данный момент в присутствии студентов-преданных. Очевидно, когда-то природа махабхавы была тайной даже для учителей ИСККОНа. Сейчас трудно поверить в то, что Пуджьяпад Бхану Махарадж сохранил свой взгляд на махабхаву, поскольку он смог перевести не только «Бхакти-расамрита-синдху» но и комментарии на эту работу, которые принадлежат перу Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Изучая труды этих возвышенных расика-вайшнавов, нам станет понятно, что махабхава не принадлежит только одной Шримати Радхике.

У преданных, имеющих опыт в изучении бхакти-шастр, в памяти звучит знаменитый стих из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Ади, 4.69):

махабхава-сварупа шри-радха-тхакурани

сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани

«Шри Радха Тхакурани — олицетворение махабхавы. Она — сокровищница всех добродетелей, высший драгоценный камень в венце возлюбленных Господа Кришны». Однако, о какой именно махабхаве тут идёт речь? Одна из целей данной статьи – понять это.

Для обсуждения этой темы, прежде всего, нужно определить, что собой представляет махабхава. Необходимо дать определение этому термину. Для этого обратимся к книге Шрилы Рупы Госвами «Уджджвала-ниламани». На русском языке вышло два перевода этой работы. Обе книги были переведены в ИСККОНе. Известно, что в этой организации, несмотря на критику широкого распространения сокровенных истин сампрадаи, активно переводят и распространяют раса-шастры, поэтому не составит труда ссылаться на переводы этой организации при обсуждении природы махабхавы.

В раннем русскоязычном переводе «Уджджвала-ниламани» дано следующее определение этого сокровенного настроения: «Возвышенное состояние любви, которое очень трудно достичь царицам Кришны и которое понятно только гопи, богиням Враджи, называется махабхавой» (стр. 144-145).

Подобное определение махабхавы мы находим во втором издании «Уджджвала-ниламани», выпущенного несколькими годами позже: «Высочайшая любовь, которая не доступна даже для цариц Кришны в Двараке, но которая живёт лишь в сердце Радхи и гопи Враджи, называется махабхавой» (стр. 209).

В этих двух цитатах есть некоторое расхождение. Оно связано с тем, что в раннем переводе «Уджджвала-ниламани» сказано, что царицам Двараки трудно достичь махабхавы. Это подразумевает всё-таки возможность достижения таковой. Однако во втором определении сказано, что махиши (царицы) Двараки не могут достичь состояния махабхавы. Согласно учению всех ачарьев Гаудия-сампрадаи первое утверждение ошибочно. Вторая версия перевода лучше и не содержит ошибки в вопросе оценки адхикары цариц Двараки. Такое понимание разделяет также и Шрила Нараяна Госвами Махарадж в своих лекциях и книгах. Мнение Шрилы Гурудева всегда было неотлично от мнения Шрилы Рупы Госвами. Обращаясь к учению Шрилы Рупы Госвами, каждый сможет уточнить этот момент для своего понимания: «Если героя и героиню связывают брачные узы, их взаимоотно­шения относятся к свакия-расе, а их любовь (рати) характеризуется как саманджаса. Саманджаса-рати не развивается до стадии махабхавы. Махабхава возможна только для самартха-рати. Во Врадже царит паракия-раса. Махабхава проявляется только на высшем уровне любви самартха-паракия-расы девушек Враджа» («Уджджвала-ниламани», Глава 14).

И снова в этих словах Шрилы Рупы Госвами становится очевидным то, что Только? гопи могут испытывать махабхаву! Слово «девушек» используется во множественном числе, а это значит, что не только одна Шримати Радхарани является носительницей махабхавы. Слова Шрилы Рупы Госвами однозначны и поэтому не могут иметь иных интерпретаций по смыслу. Сторонники учения Шрилы Рупы Госвами безоговорочно его признают.

Приведя лишь определение махабхавы из «Уджджвала-ниламани» можно считать дискуссию уже закрытой. Тем не менее, мы продолжим обсуждение махабхавы, ради более глубокого понимания её природы.

Махабхава – высший уровень премы, которому предшествуют снеха, мана, праная, рага, анурага, и проявляется, когда анурага достигает наивысшей стадии интенсивности. Шрила Рупа Госвами продолжает по этому поводу («Уджджвала-ниламани» 14.154): «Когда анурага достигает особой стадии интенсивности, она известна как махабхава. У неё есть три характеристики:

1) анурага достигает стадии сва-самедья, что значит, что она становится объектом своего собственного опыта;

2) становится пракашита - все саттвика-бхавы становятся ярко проявленными;

3) достигает стадии явад-ашрая-вритти, которая означает, что активные составляющие анураги передают опыт бхав Шри Шри Радхи и Кришны тому, кто способен принять их. Все три характеристики проявляются как у садхаков, так и сиддх».

Исходя из слов абхидея-ачарьи – Шрилы Рупы Госвами, становится ясно, что садхаки из категории даже баддха-джив могут обрести махабхаву. О том же самом говорит и Шрила Нараяна Госвами Махарадж: «Какова наша высшая цель? Кришна-према. Какая према? Та према, что вечно живёт в сердце Шримати Радхики, та любовь и привязанность к Шри Кришне, что никогда не покидает сердца Шримати Радхики. Её любовь и привязанность – наивысшие. Это цель нашей жизни, обрести такую любовь и привязанность. Это возможно, если вы всегда служите Шримати Радхике. Тогда придёт любовь, та, которой Она любит Кришну - махабхава.

Что такое снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, каковы их признаки? Махапрабху Сам рассказал об этом Рупе Госвами и вдохновил его описать это в “Бхакти-расамрита-синдху” и особенно в “Уджджвала-ниламани”. Мы обсудим это, обсудим нашу цель»  Из хари-катхи («Океан самоцветов» 18.6.1999).

Обращаясь к преданным, соответсвенно которые являются баддха-дживами, Шрила Гурудев трижды отмечает в приведённой цитате то, что его ученикам, как и самому ему может быть присуща махабхава.

Что касается сиддха-гопи, то определение махабхавы из «Уджджвала-ниламани» уже упоминает о них, как о носителях этого возвышенного настроения. Шрила Бхактиведанта Свами со всей очевидностью относится к таковым. Этот ачарья является признанным маха-пурушей. Играя роль садхака и приняв в Гаудия Матхе санньясу, он получил там также гопи-мантру ради лилы достижения махабхавы в настроении гопи-манджари.

Благодаря проповеди нашего Шрилы Гурудева, становится известно об особенностях чувств гопи, когда они испытывают махабхаву. Махабхава гопи обладает особым качеством, которое называется аништа-ашанкар. Чем больше любовь, тем интенсивнее беспокойство о возлюбленном. Приходит в сердце взволнованность, что с Ним может случиться что-то нежелательное. Во время встречи с любимым в сердце приходит страх предстоящей разлуки. Когда мать, сильно любящая своего ребёнка, замечает, что он не пришёл из школы вовремя, она начинает сильно беспокоиться, и страхи наполняют её сердце: «Быть может, моего ребенка похитили, или его сбила машина…?» Аништа-ашанкар, который появился в сердцах гопи, был признаком премы очень высокого уровня.

Шри Кришна десятью стихами, которые были подобны десяти ударам молний, разрушил десять пран гопи. Этими ударами он разрушил всю вамья - дух противоречия, и авахиттха - застенчивость гопи, и перед Ним открылась их према-чинтамани, которая и была главной целью Его взаимоотношений с ними.

Гопи были расстроены. Они опустили головы и смотрели себе под ноги. Кончиками пальцев ног они чертили линии на песке. Из их глаз текли слёзы. Гопи думали: «Увы, пришла наша смерть. Смерть разлучит нас с лотосными стопами Кришны. Нам осталось жить так мало, так почему мы лишаем себя возможности видеть лицо Кришны? Если мы в момент смерти будем смотреть на Кришну, то в следующем рождении достигнем стоп Кришны. Ведь мы получаем в следующем рождении то, что видим в момент смерти».

Когда гопи вступают в отношения с Шри Кришной, их махабхава растёт и углубляется, поскольку они поглощены каматмика-бхакти, тем преданным служением, что соответствует их сварупе в настроении любовниц Кришны. Об этом говорит наш Шрила Гурудев: «В этом стихе описаны развлечения Кришны в Гокуле, Вриндаване, на Радха-кунде и Шьяма-кунде, раса-лила и другие игры Враджи:

су-смита-шри-мукхена

враджа-пура-ванитанам

вардхайан кама-девам

Улыбка на прекрасном лице Кришны бесконечно усиливает каму (любовь) девушек Вриндавана и цариц Двараки. Слово кама-девам здесь указывает не на материальное вожделение, а на прему. На какую прему? На снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу, бхаву и махабхаву» (Лекция «Океан на ладони». 25.06.2004 г. Вербания, Италия).

Настроение гопи, вступающих в непосредственные романтические отношения с Шри Кришной – это один тип любви. Положение помощниц гопигопи-манджари, отлично от настроения гопи. Хотя между гопи и гопи-манджари есть некоторое единство, основывающееся на том, что все они находятся в паракия-бхаве, тем не менее, их настроения имеют также и различия. Гопи желают наслаждаться с Кришной непосредственно, и поэтому их настроение называется самбхога иччха-майи. Гопи-манджари наоборот – не желают таких встреч и чувствуют всё только через чувства Шримати Радхики. Их настроение называется тат-тад-бхава иччха-майи. Это означает, что чувства Шримати Радхики становятся определённого рода достоянием гопи-манджари. Её бхава становится бхавой гопи-манджари. Более детально об этом говорит Шрила Нараяна Госвами Махарадж: «Вся милость Кришны воплощена в Радхике. Таким образом, имя Шачинандана означает здесь Того, кто чрезвычайно милостив. Что же Он даровал? Он не мог дать махабхаву Радхики, ибо никто не способен ощутить красоту Кришны, прелесть Его фигуры, сладость Его игр так, как Она переживает это. Махапрабху хотел насладиться только этим и именно так, как переживает Она. Но что же тогда Он хотел дать? Сва-бхакти-шриям! Шримати Радхика - это сва-бхакти - энергия хладини и энергия самвит. Слово “шри” здесь означает “манджари”. Рупа Манджари (Шрила Рупа Госвами), Ананга Манджари (Баладев Прабху), Туласи Манджари (Шрила Рагхунатха дас Госвами), Лаванга Манджари (Шрила Санатана Госвами), Винода Манджари (Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами), Камала Манджари (Шрила Бхактивинода Тхакур), Наяна Манджари (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) и все остальные манджари……, все они - шри Шримати Радхики»

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шримати Радхика - это корень лианы, а все гопи - это цветы, листья и бутоны. Когда дует ветер, на ветру раскачиваются все бутоны и листочки. Поэтому, когда Кришна и Радхика встречаются, и Радхика пребывает в очень радостном настроении, тогда все листочки и бутоны тоже (тат-тад-бхава) испытывают радость. Если Кришна рисует какие-то изображения на Её лице или на других частях Её тела, на телах манджари появляются те же рисунки. Это и есть бхакти-шриям, и Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Прабхупада и Свамиджи явились исключительно для того, чтобы даровать это - сва-бхакти-шриям, или манджари-бхаву» (Из хари-катхи «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000).

Махабхава имеет свои разновидности. Некоторые виды таковой доступны гопи и гопи-манджари. Они также описаны в «Уджджвала-ниламани».

Когда гопи Враджи пребывают в настроении самартха-рати, которое характеризуется внебрачными отношениями, у них нет никаких желаний, кроме тех, которые направлены на счастье Шри Кришны. Самартха-рати приводит к махабхаве. Махабхава проявляется только на высшем уровне любви самартха-паракия-расы девушек Враджи. Существуют три вида рати: садхарани, саманджаса и самартха. Кубджа, царицы Двараки и девушки Гокулы обладают разными видами этих рати. Садхарани подобна драгоценному камню, са­манджаса - драгоценному камню чинтамани, а самартха - дра­гоценному камню каустубха. Садхарани-рати нелегко достичь, саманджаса-рати - достичь очень трудно, а самартха-рати - мо­жет быть достигнуто только гопи Враджи и никем больше.

Махабхава может подразделяться на:

1) рудха,

2) адхирудха.

Рудха и адхирудха описаны Шрилой Рупой Госвами следующим образом: «Когда яркое сияние всех проявлений саттвика-бхав (трансцен­дентных экстазов) достигает почти последнего предела, это называется рудха-махабхава. Эта экстатическая любовь проявляется в следу­ющих состояниях:

1) в неспособности терпеть моргания глаз, которые закрываются на долю секунды, мешая лицезреть возлюбленного;

2) в глубоком возбуждении сердца;

3) в восприятии кальпы как одного мгновения;

4) во время переживания счастья с предчувствием того, что оно может обернуться страданиями;

5) в забвении всего и даже самого себя;

6) восприятии одного мгновения как целой кальпы.

Эти проявления экстатической любви присутствуют во время встречи с возлюбленным и в разлуке с Ним. Адхирудха-махабхава содержит в себе те же проявления (бхавы), что и в рудха-махабхаве. И когда эти бхавы, только что описанные в рудха-махабхаве, становятся максимально сильными, яркими и впечатляющими, их называют адхирудха-бхавами».

Снова мы отмечаем факт того, что гопи Вриндавана пребывающие в паракия-бхаве могут нести в своём сердце махабхаву. Это не секрет для знающих преданных ИСККОНа, которые читают книги своих нынешних учителей. Например, Шиварама Махарадж написал четыре тома, в которых раскрываются сокровенные бхавы гопи Вриндавана. Эти тома повествуют о высочайших лилах Шри Кришны во Вриндаване. В первой книге вышеупомянутого автора под названием «Вену-гита», идея о том, что гопи являются носительницами махабхавы явлена на странице 175, а во втором томе под названием «На парайе хам» это подтверждается на страницах 169, 313, 369, 413.

Шуджьяпад Маханидхи Махарадж также упоминает о присутствии махабхавы в сердцах премика-бхакт Враджи в своей книге «Искусство повторения святого имени» (стр. 365).

В «Шримад-Бхагаватам» 10.47.58-59, Уддхава утверждает истину о том, что гопи достигли уровня рудха-махабхавы. Шрила Бхактиведанта Свами переводя этот стих не вдаётся в подробности того уровня премы, который испытывают гопи. Он переводит слова рудха-бхава как «совершенная, беспримесная любовь». Однако подобная любовь может быть разной. Она наблюдается на таких стадиях как: према, снеха, мана, праная, рага, анурага и т.п. Все перечисленные виды любви часто называют совершенными и беспримесными. Однако если мы обратимся к переводу этого стиха из «Бхагаватам», который был опубликован Маханидхи Махараджем в его книге «Искусство повторения святого имени», то увидим следующее:

квемах стрийо ванна-чарир вйабхичара-душтах

кришне ква чаиша параматмани рудха-бхавах

нанв ишваро `нубхаджато `видушо `пи сакшач

чхрейас танопи агада-раджа ивопайуктах

«Как удивительно, что эти прогуливающиеся по лесу простые девушки, которые кажутся испорченными из-за своего предосудительного поведения, достигли совершенства - махабхавы, любви к Шри Кришне, Высшей Душе, пронизывающей всё и всех! Но ведь это правда, что Верховный Господь Сам благословляет тех, кто Ему поклоняется, даже если они невежественны, подобно тому, как хорошее лекарство действует, даже если больной и не знает о его силе» (стр. 432).

В изданной в ИСККОНе в 2012 году «Шри Радха-махима-расарнавам» (глава 14), мы находим следующее: «Манджари испытывают долю счастья и горя Шри Радхики, поскольку всей душой преданы Ей, и поэтому в их сердцах живёт Её махабхава. Существует единство сердца Шримати Радхарани и сердец Её служанок» (стр. 326).

«Служанки Радхи находятся на уровне махабхавы, поэтому их поглощённость самая глубокая» (стр. 329).

«Шри Радхике поклоняются все враджа-гопи, наделенные махабхавой, не поклоняясь Ей, преданный не может обрести махабхаву, высшего состояния премы» (Глава 16, стр. 375).

Также о присутствии махабхавы у гопи Враджи пишет Шрила Бхактиведанта Свами в своём комментарии на «Чайтанья-чаритамриту», Мадхья 6.13: «Усиливаясь, бхава становится махабхавой. Признаки махабхавы проявляют только вечные спутники Господа, такие как гопи».

Подобную идею Шрила Прабхупада выражает и в комментарии на Мадхья-лилу, 23.57: «Махабхава включает в себя рудху и адхирудху. Они доступны только тем, кто обладает супружеской любовью. Возвышенный экстаз присутствует в Двараке, а высочайшие проявления экстаза доступны только гопи».

Откуда же тогда у некоторых преданных ИСККОНа возникла мысль о том, что махабхава доступна только Шримати Радхике? Почему они не желают признавать того факта, что Шрила Бхактиведанта Свами также испытывает в своей сиддха-сварупе это удивительное чувство? Это заблуждение у них связано с неполным пониманием сокровенных оттенков расы, возникающих при наличии махабхавы. Когда ребёнок ещё очень мал, для него многое кажется однородным. Умение различать детали и тонкости приходит с возрастом, когда разум становится всё более отточенным и сильным. Если перевести это понимание на духовный уровень, тогда мы увидим определённое тождество с тем, что происходит в этом временном мире. Шри Кришна говорит в «Гите» 10.10, что разум позволяющий придти к Нему обретается бескомпромиссной севой:

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там, йена мам упайанти те

Блистательный гаудия-вайшнав нашей парампары - Шрила Бхакти Ракшак Шриддхар Госвами Махарадж, комментирует этот стих следующим сокровенным образом: «В этом стихе Господь говорит: „В Моё самое близкое окружение входят преданные, которые связаны со Мной узами супружеской любви”. В предыдущем стихе Он описывает чувства этих преданных словом раманти любовный экстаз. Теперь Он добавляет „Я изнутри подсказываю им, как найти Меня”, - йена мам упайанти те. Слово упаянти - производное от упапати - любовник. На санскрите пати означает муж, упапати - выше, чем муж - возлюбленный замужней женщины, повелитель сердца. А паракия-бхавена упапати - это любовь, выходящая за границы супружества.

„Тем, кто уже имеет со Мной супружеские отношения (раманти), Я подсказываю, как подняться ещё выше, до отношений возлюбленных”. Во Вриндаване Кришну и гопи не связывают семейные узы. Кришна для них выше, чем муж: Он - повелитель сердца. У каждой из них есть мужья и семьи, но их сердце целиком принадлежит Кришне. Чтобы быть рядом с Ним, они, пренебрегают нормами общественной и религиозной морали, обманув мужей и домочадцев, убегают к Кришне. Чувства гопи настолько сильны, что их не удержат ни упреки общества, ни проклятия священников. Кришна для них всё, и если тайные отношения доставляют Ему большее удовольствие, чем законные супружеские. Замужние, они готовы тайно встречаться со своим возлюбленным. Что такое репутация целомудренной жены по сравнению с любовью к  Кришне?

Кришна говорит: „Мои отношения с гопи не укладываются в этические рамки поведения в обществе. Нас не интересуют законы общества и религии. Мы слушаем только голос сердца. Чтобы любить друг друга нам не требуются одобрение родственников и праведников. Тем кто готов предаться Мне без оглядки на мнения других, Я подсказываю, как найти Меня (йена мам упайанти те)».

Итак, понимание высочайших настроений Враджи приходит тогда, когда Шри Кришна даст дживе разум – дадами буддхи-йогам там. Именно такой разум зрит различия в бхавах божественного супружества. Разбирая его, попробуем разобраться в высочайшей стадии махабхавы, как привилегии одной лишь Шримати Радхики.

Высшим выражением махабхавы является маданакья. У этого настроения маданакья-махабхавы есть сварупа – она никогда не успокаивается, никогда не удовлетворена, всегда полна утканты (надежд), полна вьяграты (нетерпеливости), и они увеличиваются с каждым моментом – это называется высшей стадией маданакья-махабхавыпрема-виласа-вивартой. Этого чувства нет ни в ком кроме Шримати Радхики. Однажды, посреди раса-лилы Радхика покинула её, несмотря на то, что там присутствовали миллионы и миллионы гопи. Таким образом, раса-лила закончилась. Почему? Потому что даже если собрать всех остальных гопи вместе, то их совокупное настроение не сможет полностью удовлетворить Шри Кришну, только маданакья-махабхава в своём высшем проявлении - према-виласа-виварте может принести Кришне наивысшее счастье.

Адхирудха-махабхава – очень высокий уровень махабхавы, который может быть найден только у враджа-гопи. Существует два типа адхирудха-бхавы – 1) модана и 2) мадана. Модана не встречается нигде, кроме группы Шримати Радхики. Это объясняется в «Шри Уджджвала-ниламани» (Стхайи-бхава-пракаранам,14.156):

мукунда-махишивриндаирапйасавати-дурлабхах

враджадевйекасамведйо махабхавакхйайочйате

«Моданакья-махабхаву проявляют только гопи из группы Шри Радхики, такие как Лалита, а для гопи других групп она недоступна».

Что касается мадана-бхавы, то она вечно, в безграничной степени проявлена только в Шри Радхике и проявляется только во время Её встречи с Её возлюбленным.

Это описано в «Шри Удджвала-ниламани» (Стхайи-бхава-пракаранам,14.219):

сарвабхаводгамолласи мадано ’йам паратпарах

раджате хладинисаро радхайамева йах сада

Если садхана-сиддха бхакта (нитья-баддха достигший бхакти-сиддхи) входит в нитья-лилу, это означает, что он получил такое право, благодаря обретению кришна-премы. Но даже если у человека есть према, это ещё не значит, что у него достаточно опыта, чтобы войти в раса-лилу. Према должна ещё вырасти до уровня снеха, мана, праная, рага, анурага. Садхана-сиддха-гопи в этот момент (накануне раса-лилы) дошли до уровня анураги. Благодаря общению с нитья-сиддха-гопи их любовь могла постепенно вырасти до уровня махабхавы. Пока джива, находящаяся на уровне анураги, не соприкоснётся с теми сиддха-гопи, которые находятся на уровне махабхавы, она не получит права войти в раса-лилу. Вот почему в нашей садхане так важно почитать нашу Гаудия-гуру-парампару, где фактически все ачарьи являются носителями махабхавы. Также следует почитать таких нитья-сиддха-гопи, как Лалита, Вишакха, Рупа Манджари и Рамана Манджари. Почитая их, можно принять рождение в их обществе и быстро развиться от премы до махабхавы. Те, кто не принимает покровительство у нитья-сиддха-гопи, не смогут общаться с ними, родившись в пракат-лиле.

Когда Кришна зовет гопи Своей флейтой, они пытаются выйти из дома, но родители и мужья не пускают их, запирают в доме, так что они не могут пойти куда-либо. И тогда они прогрессируют, испытывая чувство випраламбхи. Но при общении со Шримати Радхарани гопи быстро развиваются от анураги до махабхавы и преодолевают все возможные препятствия.

Неспособность полностью и правильно одеться или украсить себя, являет из себя также один из признаков махабхавы. Тела и поступки удачливых личностей, которые обладают махабхавой, украшены этими трансцендентными экстатическими эмоциями. Вибхрама является одной из них и проявляется в том, что девушка одевает не те украшения или забывает полноценно украсить себя. Шри Кришну очень привлекает эта форма украшения, Он любит, когда гопи теряются и совершают ошибки перед своей встречей с Ним. Видя такую своего рода эмоцию у гопи, Он полностью  попадает под их контроль. Таковы истины о махабхаве.

Эту возвышенную тему я не стал бы поднимать, доказывая славу Шрилы Прабхупады, если бы не дамба, которую выстроили сомневающиеся в величии основателя ИСККОН некоторые гости пришедшие на праздник в  Шри Падма Гаудия Матх. Истина прорывается тогда, когда её пытаются укротить, подобно тому, как дамбу сносит сильная река, которую пытаются перекрыть. Слава Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады должна сиять так, чтобы её могли видеть все. Иначе, какой прок в жизни его последователей?

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами написал в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

э саба сиддханта гуддха, - кахите на йуйайа

на кахиле, кеха ихара анта нахи пайа

«Все эти истины не предназначены для широкой публики. Но если их не раскрыть, то о них никто не узнает» (Ади, 4.231).

Так же и слава Шрилы Прабхупады должна быть осознана через глубокое изучение настроений возлюбленных нитья-парикаров Шри Кришны Враджендрананданы и изучение наследия этого величайшего ачарьи. Понимая суть учения, которое он распространял, следует знать, какое духовное настроение им двигало. Нужно также глубоко понимать настроение бхагавата-парампары линии Шримана Махапрабху.

Я не раз слышал о том, как безграмотные лидеры ИСККОНа и их последователи укоряют учеников Шрилы Нараяны Госвами Махараджа и его самого в том, что они принижают уровень Шрилы Бхактиведанты Свами, возвышаясь над ним. В данной работе, я хочу показать обратное. Гаудия Матх, стоящий в основе создания ИСККОН высоко чтит маха-бхагавату - Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду. Некоторые последователи учения Шрилы Прабхупады недооценивают его возвышенное положение. Это настроение не может быть принято нами, старающимися идти по его святым стопам. Лидеры Шри Падма Гаудия Матха надеются на понимание со стороны искренних преданных ИСККОНа. Для лучшего осознания положения Шрилы Бхактиведанты Свами, мы рекомендуем прочитать книгу Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, которая называется «Гаура-вани прачарине». Взаимоотношения великих душ являются ачинтьей для тех, кто пребывает в гунах материальной природы. Эта ачинтья становится чинтьей (понятой) только благодаря великим душам, которые единственно могут раскрыть тайны своих сердец.

Пусть эта статья явится подношением лотосным стопам Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Пытающийся служить шри гуру и их учению

Ари Мардан дас

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи