?

Истинный Госвами. Часть 2.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 177. Опубликовано: 29-07-2021, 16:14

Истинный Госвами

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж

Часть 2

Лэйк-Вашингтон, США

22.06.2002г.

 

 Когда у Гурудева была Вьяса-пуджа, пришло много санньяси и старших брахмачари со всех Гаудия Матхов Вриндавана. Они предлагали Гурудеву свои шраддха-пушпанджали. Они говорили: «Гурудев – наш сабха-пати, защитник и хранитель всех Гаудия Матхов». Многие видные санньяси –ученики Шрилы Бхакти Вилас Тиртхи Махараджа, Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджа и всех выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура приходят к Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Мажараджу и со смиренно сложенными ладонями принимают его покровительство и руководство. Это не мои слова, это говорят сами санньяси – ученики выдающихся ачарьев, преемников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Почему они так говорят? Потому что, когда сахаджия-бабаджи выискивали в нашей сампрадае недостатки, заявляя, что у нас нет гуру-парампары, и вообще в Гаудия Матхе нет расы, наш Гурудев написал книгу «Прабандха-панчакам», в которой разбил все их аргументы. На английском эта книга называется «Пять важнейших эссе». Все Гаудия-вайшнавы глубоко признательны Гурудеву за эту ценную книгу. Теперь никто не сможет сказать, что в Гаудия Матхе нет расы. Где бы Шрила Гурудев ни оказался, он всегда несёт славу расы:

кришна-бхакти-раса-бхавита матих

крийатам йади куто 'пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхйате

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.70)

Гурудев издаёт глубокие по содержанию книги, являя тем самым славу расы.

Одна из миссий наших Госвами – это раскрытие славы святых дхамлупта тиртха уддхара. Шрила Гурудев водил преданных на Навадвипа-парикраму и раскрывал им славу Шри Навадвипа-дхамы. Это самая большая парикрама в мире, в ней участвует двадцать тысяч преданных! Осенью этого года Гурудев также провёл парикраму по Кшетра-мандале в Джаганнатха Пури. С ним были сотни преданных. Так наш Гурудев раскрывает славу святых дхам.

Шри виграха пракаша. Наши Госвами явили Божества Гопинатхи, Говинды и Мадана-мохана. А какую особую виграху явил Гурудев? Представьте, что вы постоянно обращаетесь к Кришне с мольбой: «Кришна, пожалуйста, будь милостив ко мне». Что произойдёт? У вас появится чувство айшварьи (благоговения). Если вы хотите идти путём рагануга-бхакти, вы должны следовать примеру враджаваси, а они не возносят молитв Кришне. Вы слышали, чтобы мама Яшода возносила молитвы Кришне? Или чтобы это делали гопи? Нет. Кому они обращают свои молитвы? Гирирадже Говардхану, Ямуне Деви, Гопишваре Махадеву. Шрила Гурудев являет миру особых Божеств. Как именно? Если вы придёте в Кешаваджи Гаудия Матх, вы увидите там большую Говардхана-шилу. Кто это? Гирирадж Махарадж? Нет. Это Гирирани Махарани – Говардхан в облике гопи. Это называется шри виграха пракаша, явление миру особых Божеств. Чем особенно это Божество? Говардхан – это свидетель, сакши:

раса нидхи нава йунох сакшиним дана келер

дйути паримала виддхам шйама ведим пракашйа

расика вара куланам модам аспхалайан ме

ниджа никата нивасам дехи говардхана твам

(«Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака», 4. Ш.Рагхунатха дас Госвами)

 Гирирадж Говардхан приносит радость всем расика-вайшнавам. Почему? Потому что он обустраивает восхитительные места с возвышениями (веди), где встречаются Радха и Кришна. На Говардхане разворачивается дана-кели-лила, игра сбора дани. Что это за дань? Это большая тайна, но Гирирадж видит это – он видит всё. Но ведь там, где проходят сокровенные игры, прамада мадана лилах кандаре кандаре те, не могут находиться мужчины. Ни один мужчина не может видеть сладостных игр Радхи и Кришны. Гурудев скрытым образом объяснил, что тот, кто созерцает эти лилы и кому возносит свои молитвы Рагхунатха дас Госвами, не может быть мужчиной.

 У гуру тоже есть несколько аспектов. Изначальный гуру – это Баладев или Нитьянанда Прабху. Он является акханда-гуру-таттвой. Баладев Прабху – это Верховный Господь, Он бхагават-таттва, неотличим от Кришны. Он Сам Бхагаван, это не подлежит сомнению. Истоки всех проявлений, Нараяны, Санкаршаны, Васудевы, Прадьюмны, Анируддхи и так далее, восходят, в конечном счёте, к Баладеве Прабху. Следовательно, Баладев – это Всевышний, Бог. Это одно понимание, и оно правильное. В то же время:

экале ишвара кришна, ара саба бхритйа

йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.142)

Есть только один Верховный Господь, все остальные – Его слуги. Следовательно, Баладев Прабху – это, в то же время, дас (слуга) Кришны, но кроме чувства служения у Него есть чувство дружбы и также родительское чувство.

 Говардхан – это тоже Кришна. Я видел, как многие поклоняются Гирираджу – на Нём перо павлина, гунджа-мала, у него флейта, а иногда его даже окрашивают в голубой цвет. Люди часто поклоняются Говардхану как Самому Кришне. Так делает большинство людей. Но те, кто более глубоко понимают говардхана-таттву, будут поклоняться ему как Харидасу: гири-нрипа! Харидаса-шрени-варйети-нама. В «Шримад-Бхагаватам» есть такие слова Радхарани: хантайам адрир абала харидаса-варйо. Говардхан – это харидаса-варья, лучший слуга Хари.

Когда мы видим в нём слугу Хари, – это лучше, чем воспринимать Его как Самого Хари. Как в примере с Нитьянандой Прабху, – Он Бхагаван и, в то же время, слуга Бхагавана. Но чтобы служить в мадхурья-расе, Нитьянанда Прабху предстаёт в ином облике, как Ананга Манджари. Точно так же, как Баладев Прабху – это и Бхагаван, слуга Бхагавана, и одновременно гопи, которая служит в мадхурья-расе, так и Гирирадж – это Харидев, Верховный Господь.

Когда враджаваси предложили Говардхану бхогу, Он явил Свой облик Верховного Господа и принял все подношения. Говардхан – это и Харидев, и Харидас и гопи, Гирирани Махарани. В облике гопи Гирирадж может служить в самых сокровенных играх Радхи и Кришны. Кто об этом знал? Шрила Гурудев! Вот почему в Кешаваджи Гаудия Матхе, в Матхуре, мы можем видеть Говардхан одетым в сари и с заплетёнными косами. Вот так наш Гурудев, как и наши Госвами, совершил виграха-пракаш. Он также сделал это во Вриндаване. Вриндаван – это лес Вринды, но во всём Вриндаване вы не встретите Божество Вринды Деви. Когда Шрила Гурудев открыл Рупа Санатана Гаудия Матх, он сказал: «Я молю Вринду Деви, чтобы она милостиво явилась в нашем храме». Так в наш Рупа Санатана Гаудия Матх, в Сева-кунджу, пришла Вринда Деви.

В другом месте, в Лохаване, на Дурваса-тиле, Гурудев воздвиг храм, в котором установил Божество Ямуны Деви. Она очень красивая, в танцующей позе. Кто такая Ямуна Деви? На этот счёт есть много мнений. Однажды Баладев пришёл во Вриндаван на Рама-гхат, где начал танцевать с гопи танец раса. Он почувствовал жажду и захотел испить воды Ямуны. Он велел Ямуне: «Явись ко мне сюда», но она не появлялась. Тогда Баладев погрузил Свой плуг в воды Ямуны и стал тянуть её к себе. На Рама-гхате вы можете видеть, что в том месте, где Баладев Прабху притянул Ямуну, её русло делает крутой поворот. Кто же такая Ямуна деви? Если вы скажете, что это Вишакха, тогда это будет расабхаса. Неужели вы думаете, что Баладев мог устрашить Вишакху, близкую и дорогую подругу Радхики?

Есть разные аспекты Ямуны (Вишакхи). Один из аспектов Ямуны зовётся Сурья-путри, дочь бога Солнца. Она сестра Ямараджа и жена полубога океана. Все реки – это его жёны. Но Ямуна также известна тем, что она сестра Ямараджа. Многие люди взывают к ней: «Молю тебя, скажи своему брату, чтобы он не посылал меня на исправительные работы на Ямалоку». Очень многие просят Ямуну об этом, потому что она может спасти их от падения в ад. Баладев Прабху заставил прийти к нему один из аспектов Ямуны, который зовётся Калинди. Одну из цариц Кришны в Двараке зовут Калинди. Во время своей мадхупана-лилы (испития варуни) Баладев призвал проявление Калинди, то есть её пракаш. Мы можем пойти глубже. Ямуна – это проявление Вишакхи Деви, но в виде реки. Шрила Рагхунатха дас Госвамипад писал:

вишакхам шикшали-витарана-гурутве прийа-саро

гириндрау тат-прекша-лалита-рати-датве смара манах

(«Манах-шикша», 9)

«Мой дорогой ум, помни всегда – Вишакха – это твой шикша-гуру».

шри вишакха сакхи паде сангита шикхи бол

кришна-лила раса-майа

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Я жду того дня, когда Вишакха сакхи научит меня песням, исполненным расы, в которых поётся о восхитительных играх Шри Шри Радхи и Кришны. Когда Радха и Кришна, утомлённые танцем раса, присядут, Вишакха скажет своим воспитанницам-манджари: «Теперь пора». Манджари станут танцевать для Радхи и Кришны и петь для Их удовольствия прекрасные песни, напоённые расой. Вишакха будет видеть это, и сердце её переполнится радостью: «Манджари мои – отменные певуньи, они поют точь-в-точь как я их учила». Радха и Кришна очень довольны». Отношения с Вишакхой сакхи очень и очень важны.

Раньше было только одно небольшое Божество Ямуны Деви, на Кеши-гхате, а Божеств Вишакхи было два – одному поклонялись в Ашта-сакхи мандире, на Двадаша-адитья-тиле, а другому в Кришна-Баларам мандире, на Рамана-рети. Но Гурудев явил Божество Ямуны, скрытое воплощение Вишакхи. Тот, кто будет следовать наставлениям истинного гуру, будет поклоняться Ямуне как частичному проявлению Вишакхи.

Шрила Гурудев явил Божества Вринды Деви, Говардхана и Ямуны Деви. Эти Божества очень важны для тех, кто стремится вступить в царство рагануга-бхакти. Если вы будете возносить молитвы только Кришне, тогда у вас будет культивироваться чувство благоговения к Нему. Поэтому мы стремимся обращать наши молитвы к Гирираджу, Вишакхе сакхи, Ямуне Деви и Вринде Деви, это очень важная часть нашего бхаджана, которой не следует пренебрегать.

Гурудев исполняет миссию виграха-пракаша, устанавливая также повсюду в мире Божества Шри Шри Радха-Винода-Бихари, которых явил Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж. Эти мурти удивительны и неописуемо красивы. Никто раньше не видел Их. Наши Госвами явили Божества Гопинатхи, Говинды и Мадана-мохана, где во всех случаях Шри Кришна предстаёт перед нами тёмного цвета. Но Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж явил Шри Шри Радха-Винода-Бихари! За этим явлением стоит глубокий смысл. Шрила Кешава Махарадж написал «Шри Радха-Винода-Бихари таттваштаку», смысл которой очень глубок и не прост для понимания. Однако Шрила Гурудев написал к этой аштаке комментарий, который он поместил в книге, посвящённой жизни Парам-гурудева. Эта книга вышла на английском и теперь доступна всему миру. В ней вы найдёте обширное и восхитительное описание славы Шри Шри Радха-Винода-Бихари.

Эти Божества олицетворяют особое достояние последователей Шрилы Рупы Госвами. Что это? Когда Шри Радха и Шри Кришна встречаются в кунджах Вриндавана, когда анурага Радхи и Кришны бесконечно возрастает, и према Радхики достигает высот сва-самведья даши и пракашита, и тело Радхики озаряется всеми восемью саттвика-бхавами, усиленными в тысячи раз, тогда Её сияние покрывает тёмный цвет Кришны, делая его золотым. Во время Их встречи Кришна оказывается во власти премы Шримати Радхики и теряет Свой тёмный цвет. Это запечатлено в Божествах, название которым Шри Шри Радха-Винода-Бихари.

На многих страницах своего комментария к «Шри Шри Радха-Винода-Бихари таттваштаке» Шрила Гурудев восхитительным образом раскрыл Их славу. Те, кто следуют учению Шрилы Рупы Госвами, живут глубоким желанием в сердце – созерцать Радху и Кришну в тот момент, когда любовь Радхики первенствует и повелевает Кришной. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж явил Шри Шри Радха-Винода-Бихари в Девананда Гаудия Матхе (в Навадвипе) и в Матхуре (в Кешаваджи Гаудия Матхе). Но теперь Шрила Гурудев являет Их славу и Их виграху по всему миру.

Мы видим, что раньше лишь в нескольких храмах в мире поклонялись Радхе и Кришне, а увидеть Божества Радхи и Кришны в домах преданных было и того труднее. Преданные, как правило, поклонялись Божествам Гаура-Нитай, Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, Нрисимхадевы, Сита-Рамы и Ладду Гопала. Теперь во многих частях света преданные поклоняются дома Божествам Радха-Винода-Бихари или же Радхе и Кришне. Так Шрила Гурудев совершает виграха пракаш, являет всему миру Божества Радхи и Кришны и Их любовные чувства.

 Вайшнава садачара стхапанам. Гурудев утверждает вайшнава-садачар. Почему это необходимо? Когда Свами Махарадж проповедовал по всему миру, времени для этого у него оставалось очень немного. Он не успел установить все необходимые правила поведения вайшнавов. Многие думали, что выходить на улицу в парике и продавать картины – это бхакти, играть рок-н-ролл и открывать пиццерии – это тоже бхакти. Гурудев сказал: «Нет. Это не для вайшнавов. Старайтесь идти путём сварупа-сиддха-бхакти». Как преданные предлагают Божествам пищу? Отдают поклоны: намо маха ваданйайа кришна према прадаите. Если вы собираетесь кого-то накормить, что вы скажете? Ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча? Нет, вы скажете: «Проходите. Присаживайтесь. Выпейте воды». Преданные во всём мире не знают, как предлагать Божествам бхогу. Гурудев ездит и показывает, как делать это действительно по правилам.

Шрила Гурудев учит, как правильно совершать нама-санкиртану. Утром все по невежеству поют на вечернюю мелодию, а вечером наоборот и, кроме того, часто поют на мелодии, которых нет в вайшнава-падавали, без правильных раг (мелодий) и тала (ритма). Гурудев учит правильной санкиртане. Раньше во время арати Радхе и Кришне мы пели Шри Гуру-аштаку (ванде гурох шри чаранаравиндам). Но Гурудев сказал: «Нет. Это нужно петь до того, как открылся алтарь, а затем петь арати Радхе и Кришне. Петь славу гуру во время арати Радхе и Кришне приемлемо, если вы начинающий преданный, но нужно стараться всё делать правильно, в духе вайшнавской традиции». Так Гурудев утверждает вайшнава-садачар. А ещё он всем говорит, что вайшнавы не едят морковь. Гурудев также учит, как проводить дикшу в соответствии с книгами «Сат-крия-сара-дипика» и «Самскара-дипика» Шрилы Гопал Бхатты Госвами.

 Заключительная миссия Шрилы Гурудева – это грантхи бхакти параяна. Шрила Гурудев являет бхакти грантхи. Сейчас Гурудев погружён в работу над многими книгами. Он пишет книги и издаёт их, он дарит их миру. Он даровал нам «Манах-шикшу» с комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Бхактивиноды Тхакура и своим объяснением. Он дал нам «Шикшаштаку» с комментариями Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и со своими. Мы обрели благодаря ему «Упадешамриту» с комментариями Радха-Рамана Госвами, Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он подарил миру «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Уджвала-ниламани-кирану» и «Бхагаватамрита-кану» (эти две книги пока доступны только на хинди). Мы можем теперь изучать «Рагавартма-чандрику» с его комментариями, книгу «Жизнь и учение Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа», «Бхагавад-гиту» с комментариями Бхактивиноды Тхакура и Вишванатхи Чакраварти Тхакура, «Вену-гиту» с выдержками из комментариев Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Дживы Госвами; а также «Гаудия-гити-гуччху». Недавно Гурудев подарил миру «Джайва-дхарму» – уникальный шедевр, в котором объясняется вся бхакти-сиддханта, от А до Я. Завершён перевод «Брахма-самхиты» с комментариями Бхактивиноды Тхакура, Дживы Госвами и нашего Гурудева. Скоро книга выйдет в свет. Почти готов перевод на английский книги «Бхаджана-рахасья» (Шрилы Бхактивиноды Тхакура) с комментариями Гурудева. Сейчас Гурудев работает над «Уджвала-ниламани» с комментариями Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Это не всё. Шрила Гурудев сказал: «У меня есть своя ежедневная газета – Ви-Эн-Эн (VNN – Vaishnava News Network)». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ежедневно выпускал газету под названием «Надия-пракаш», но спустя какое-то время выпуск был остановлен. Теперь ежедневная газета есть и у нас – это Ви-Эн-Эн (www.vnn.org). Каждые два-три дня на её страницах появляются лекции Гурудева, в которых он делится сладостным нектаром. Так Гурудев бьёт в брихат-мридангу и движет миссию распространения вайшнавизма, бхакти грантха парайана. Это чрезвычайно важно, потому что существует огромное множество заблуждений в таттва-сиддханте. Но Гурудев, не минуты не отдыхая, пишет статьи, которые избавляют от них.

Но что самое главное даёт истинный гуру? Он даёт самбандха-гьяну – знание об отношениях его ученика с Кришной. Кто-то может без конца повторять святое имя, но без понимания самбандха-гьяны это повторение никогда не будет чистым. Преданный не сможет сосредоточиться на святом имени и его апарадхи и анартхи останутся с ним.

Вчера Шрила Гурудев дал замечательную лекцию. Рассказывая «Рая Рамананда-самвад», Гурудев дал всем преданным самбандха-гьяну. Кто-то думает: «Гурудев дал мне мантру. Это и есть дикша». Однако именно на лекции, вчера, Гурудев каждому дал дикшу. Дикша – это процесс, благодаря которому человек утверждается в самбандха-гьяне. Если девушка, к примеру, выходит замуж, её связывают отношения не только с мужем. Его мать становится для жены свекровью, отец – свёкром, его сестра – золовкой, дети его сестры – племянницами и племянниками и так далее. Стоит вам познакомиться с одним человеком, как у вас появляются тысячи знакомых. Гуру даёт самбандха-гьяну. Вы должны знать не только то, какие у нас взаимоотношения с Радхой и Кришной, но также с мамой Кришны, с Его отцом и другими враджаваси. Вчера Гурудев рассказывал, что все гопи приходят к маме Яшоде. Что они делают? Склоняются перед ней и произносят пранамы, а мама Яшода обнимает их и даёт им благословение: «Мангалам бхавату. Пусть в жизни у тебя всё будет хорошо». Почему она благословляет их? Потому что они служат Радхике, а она очень дорога маме Яшоде, не меньше Кришны. Мама Яшода любит Радхику даже больше, чем Кришну! Это называется самбандха-гьяна, знание о взаимоотношениях – ваших с Яшодой и Нандой Бабой, мамы Яшоды с Кришной и Радхарани, Рупой Манджари и Рати Манджари, о ваших отношениях с Вишакхой и Лалитой, и всеми друзьями Кришны.

 Вчера Гурудев рассказал о том, какие настроения у друзей Кришны и как Его друзья служат Ему. Гурудев рассказал об отношениях Шридама и свекрови Чандравали, Бандхурикой. Шридама говорит ей: «Не верь соседям. Они только и делают, что разносят сплетни. Я себе такого не позволю. Я тебе как сын. Верь мне – Кришна не встречается с твоей невесткой. Будь спокойна». Бандхурика души не чает в Шридаме и потому верит ему. Так Шридама вводит в заблуждение свекровь Чандравали. Это самбандха-гьяна. В своих лекциях Гурудев даёт дикшу. Дикша – это процесс, который начинается, когда вы обретаете садху-сангу. Затем, день за днём, идёт развитие этого процесса. Постепенно мы узнаём о своих взаимоотношениях со всеми личностями во Вриндаване, вот тогда мы сможем сосредоточенно повторять харинаму и совершать бхаджан. Какие именно взаимоотношения даёт Гурудев? Гурудев часто, особенно на Радхаштами, говорит преданным:

йо брахма рудра шука нарада бхишма мукхйаих

алакшита на сахаса пурушасйа тасйа

садхйо ваши карана чурнам ананта шактим

там радхикам чарана-ренум анусмарами

(«Шри Радха-раса судха нидхи», Ш.Прабодхананда Сарасвати)

 Два дня назад Гурудев в своей лекции процитировал строку из этого стиха, но не объяснил её смысл. Я думаю, что многие преданные не уловили суть того, что он сказал. Я молю Гурудева, чтобы его беспричинной милостью я мог передать то настроение, которое он выразил в свой лекции. Он сказал: йо брахма рудра шука нарада бхишма мукхйаих, – «Брахме, Рудре, четырём Кумарам, Двадаша Махаджанам и Навайогендрам, продвинутым йогам и великим душам очень редко выпадает удача обрести даршан Враджендра-нанданы Шьямасундары, Кришны во Вриндаване. Но я знаю вот что:

садхйо ваши карана чурнам ананта шактим

там радхикам чарана-ренум анусмарами

«Если кто-то памятует о пыли на лотосных стопах Шримати Радхики, он в то же мгновение обретёт власть над тем, кто не доступен взору махаджан». Что это? Это радха-ништха. Такая ништха есть у Рупы Манджари и Рати Манджари. Хотя Кришна недосягаем даже для великих личностей, ваше памятование пыли на лотосных стопах Радхики делает недосягаемого Кришну вашим достоянием. Гурудев даёт именно такую самбандху, безраздельную любовь и непоколебимую веру в пыль на лотосных стопах Шримати Радхики, – это настроение манджари, палья-даси-бхава. В «Вену-гите» Гурудев привёл объяснение Рупы Госвами:

санчари сйат самона ва кришнаратйах сухридратих

адхика пушайамана чедабхаволласа итарйате

(«Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.128)

Рупа Госвамипад раскрывает особое настроение манджари, которое называется бхава-улласа-рати. Он говорит, что у всех преданных есть стхаи-бхава или рати, их неизменные взаимоотношения. Рати – это сильное влечение к Кришне, это либо дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати или мадхурья-рати. У преданных также могут быть отношения с Радхарани, которые называются сухрид-бхава. Преданные могут быть друзьями Радхарани. Если дружеские чувства преданных, их сухрид-рати к Радхарани слабее или равны их дружеским чувствам к Кришне, их стхаи-бхаве, тогда чувства к Радхарани остаются в положении санчари-бхавы. Санчари-бхава – это переменное чувство, которое сопутствует стхаи-бхаве. Эти дружеские чувства к Радхарани можно сравнить с волнами, которые то прибывают, то убывают. Сухрид-рати, взаимное влечение друзей, может быть равным или слабее влечения к Кришне.

 Основа сухрид-рати – это параспарика саджатия васана. Слово параспарика означает «взаимные», саджатия означает «группа», а васана – «желания». Когда желания двух людей одни и те же или сходны, эти люди естественно становятся друзьями. Мы все друзья, потому что хотим быть рупануга-вайшнавами. Если те, кто не стремится к этому, услышат нашу катху, они закричат: «Сахаджия! Сахаджия!», – и бросятся к выходу. Те же, кто жаждут идти по стопам Шрилы Рупы Госвамипада, хотят слушать такую катху и знают, о чём в ней идёт речь. Вот почему мы вместе. Это называется параспарика саджатия васана, развитие сходного желания.

Когда два человека желают одного и того же, между ними естественно возникает дружба. Лалита, Вишакха и другие сакхи живут одним желанием. У них есть сухрид-бхава, они подруги Радхарани, но их дружба – это санчари-бхава. Это означает, что их дружба порой становится такой же сильной, как их влечение к Кришне, а порой ослабевает. Но есть взаимоотношения, которые называются адхика-пушайамана чед. Пример этого – сакхи, чьё желание едино с желанием Радхарани. Когда сухрид-рати или дружеские чувства этой сакхи становятся адхика, превосходят её рати к Кришне, а также становятся пушпаманчит в силу того, что сакхи полностью занята служением Радхарани, тогда сухрид-рати бесконечно возрастает, и возрастает, и перестаёт быть санчари-бхавой. Сухрид-рати вытесняет кришна-рати, занимая высшее положение и становясь стхаи-бхавой, неизменным настроением этой сакхи. В этом случае сухрид-рати называется бхава-улласа-рати, это и есть настроение манджари. Их единственное стремление – служить Шримати Радхике. Счастье Радхики – это их счастье, а Её горе – это их горе. Суть их жизни в исполнении всех Её желаний.

 Шрила Гурудев однажды привёл пример того, что такое палья-даси-бхава. Этот примёр не даёт нам полного представления, но что-то мы можем понять.

 На свете жил царь, у которого была дочь. Царь думал: «Моей девочке нужна подруга, которая будет служить ей, будет всегда с ней, будет заботиться о ней и во всём ей помогать. Они должны быть близкими». Царь стал искать и нашёл девочку-сироту из низкого сословия. Он взял её во дворец к своей маленькой дочери. Девочка-сирота не была царевной. Она и не могла ею стать, но она жила с царевной в одних покоях, спала с ней на одних перинах, и у неё было всё, что есть у царевны. Они были очень близкими подругами. Хотя их дружба была очень крепкой, девочка-сирота всегда желала служить царевне и была благодарна ей за её щедрую любовь и заботу. Одним прекрасным днём царевна влюбилась. Тогда её подруга сказала себе: «Я во что бы то ни стало устрою её встречу с любимым. Она влюблена, она непременно должна с ним встретиться. Их свидание будет восхитительным и незабываемым. Я всё устрою. Я позабочусь об этом».

Гурудев рассказал эту историю, чтобы мы получили какое-то представление. Положение последователей Рупы Манджари и Рати Манджари с определённой точки зрения незначительно. Они не столь велики, как Лалита и Вишакха. Но Радхика очень добра – карунам курумайи каруна бхарите, санака санатана варните чарите. Каруна бхарите: Радхарани – это воплощение доброты. Поэтому она берёт к Себе в услужение девушек Вришабханупура. Она никогда не считает, что они должны служить Ей. Она хочет, чтобы они были Её подругами. Они немного младше Радхики, поэтому Она также испытывает к ним глубокое чувство ватсальи. И всё же, в их сердцах всегда живёт чувство: «Я твоя даси, другого мне не нужно». Они очень близки Ей и дороги. Поэтому Радхика может поведать Рупе Манджари и её подругам-манджари о любой Своей тревоге. Она может сказать им то, чего не скажет Лалите. То, что Радхика не скажет Лалите, она может поведать Вишакхе, но манджари Радхика откроет даже то, что скроет от Вишакхи. Их положение очень особое, и они очень счастливы. Шрила Гурудев в своей катхе часто рассказывает нам об этой самбандхе, взаимоотношениях, чтобы у нас была возможность сохранить это в сердце.

 Вчера, например, один преданный спросил Гурудева: «Почему преданным нравится слушать о Субале, ведь он, помимо всего, устраивает для Чандравали, Бхадры и их подруг встречи с Кришной? Он предан не только Радхике, он служит Кришне. Он устраивает Его свидания с самыми разными гопи». Гурудев сказал: «Ты думаешь так, потому что я передал тебе это настроение». На наши программы во Вриндаване приходило много ачарьев Нимбарка- и Валлабха-сампрадаи. На одной из программ Гурудев сказал: «Сегодня мы говорим о славе «Шримад-Бхагаватам». Но в своих выступлениях ачарьи говорили, что слава «Шримад-Бхагаватам» – это Чандравали. Гурудев продолжал отвечать преданному: «Если бы ты был в одной из этих сампрадай, ты бы говорил то же самое. Но я передал тебе это настроение, эту безраздельную преданность, я хочу быть даси Шримати Радхики». Гуру даёт это.

 Гурудев исполняет все миссии, которые дал Махапрабху: шри виграха пракаша, лупта тиртха уддхара, бхакти грантха парайана и ваишнава садачар стхапанам. Ещё Гурудев раскрывает ваши особые взаимоотношения со Шри Шри Радхой и Кришной.

 Я не достоин прославлять пыль на лотосных стопах моего Гурудева. Я делаю это ради своего очищения. Я памятую о Гурудеве и кладу к его лотосным стопам моё шраддха-пушпанджали.

 Слава шри рупанугачарье ом вишнупаду аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу!

 

 ………………………………………………

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи