?

Шрила Гурудев. Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 318. Опубликовано: 29-07-2021, 16:19

Наш Шрила Гурудев

Прославление в честь 100-летия

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Часть 1

Ари Мардан дас

 

Гуру-даршан

В такой значимый день ученики Шрилы Гурудева преисполнены желания выразить ему свои глубокие чувства и почтение. Это обусловлено тем, что живы они лишь благодаря ему, и ни как иначе.

Гурудев явился для всех как воплощение всей милости гуру-парампары. Каждое поколение, приходящий в мир великий святой становится олицетворением спасения, милости и истины. Шрила Гурудев явился именно такой личностью. Понять это можно лишь осознав его дар и приняв его. Поэтому для многих из его последователей, осознание его славы вопрос будущего.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж писал: «Лишь искренне предавшемуся преданному откроются в истинном свете все достоинства вайшнава. … по милости самого вайшнава преданный обретает способность определять уровень вайшнава» («Шри Бхакти-прагьяна», стр. 24). Махаджаны говорят: ваишнава чините наре девера шакати – «Даже полубоги не могут узнать вайшнава». Так бывает часто: только созрев духовно можно быть по-настоящему благодарным за бесценный вклад святых учителей.

Кто может прославлять вайшнава или гуру? Только тот, кто видит его. Кто видит? Тот, кто прозрел, кто открыл глаза на истину. Гурудев живёт лишь ею, значит пропитан ею, состоит из неё. Может ли баддха-джива видеть истину, будучи погружённой в туман неведения и витая в облаках анартх? Нет. Такое существо нуждается в прозрении. Что дарует его с самого начала? Слова гуру, шастр и садху. «Водой очищается тело, сердце очищается истиной, ум – познанием, а душа – изучением священных писаний и воздержанием» («Ману-самхита» 5.109).

Обретя ясное понимание таковых по милости Гурудева, открывается сам Гурудев, обучая слепцов. Мирские сентименты, псевдочудеса, игра воображения во сне и остальное, подобное этому, не помогут видеть святого. Избавившись от пратьякши, джива открывает глаза на истину. Гуру являет себя тому, кого приближает. Кто становится таковым? Кто очистил своё существование, погружаясь в миссию жизни святого, без капатьи и ложной независимости. Такой шишья интересен учителю по-настоящему. Тогда святой Гурудев раскрывается ученику в отношениях, которые известны как вишрамбха гуру-сева. Таков идеал позволяющий видеть Гурудева и впоследствии говорить о нём. Шри гуру становится виден благодаря его милости. Это делает задачу прославления не лёгкой.

В своём прославлении Шрилы Гурудева, мне хотелось бы отметить ряд замечательных качеств своего дорогого духовного учителя. Примкнув к остальным преданным, прославляющим Гурудева, я желаю этого для очищения своей жизни и обретения гуру-крипы.

 

Защитник сиддханты

Когда проповедовал Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, секты, оторванные от парампары, будоражило от его проповеди, поскольку он всегда был бескомпромиссным вайшнавом, утверждающим совершенные истины бхакти-шастр. Другие же, кто относились к нему без зависти и с почтением, – быстро прогрессировали.

К сожалению, не так много людей ясно понимают тот вклад, который внёс этот замечательный святой. Современный Гаудия-вайшнавизм очень нуждался в таком проповеднике, и вот, он проявился. Преданные, изучившие все работы ранних проповедников, которые распространяли сознание Кришны на Западе, считали, что теперь уже понимают всё. Однако, получив даршан грантх Шрилы Нараяны Госвами, они осознали, что понимают традицию довольно поверхностно.

Одни садху, коих большинство, проповедуют своим ученикам и последователям, начиная с азов. Другие, такие как Шрила Нараяна Госвами Махарадж, идут по стопам (анугатья) тех, кто уже заложил основы. Таким образом, Шрила Нараяна Махарадж ведёт вайшнавов всего мира дальше. Даже те, кто практикует уже не одно десятилетие, смогли убедиться в этом.

Будучи прогрессивным вайшнавом, Шрила Гурудев встретился буквально со шквалом критики в свою сторону. Как это его затронуло? Никак. Он играючи отвечал любым оппонентам и людям, не имеющим достаточного бхакти-сукрити. Его пандитья была на высочайшем уровне, знание сиддханты защищало не только его, но и весь Гаудия-вайшнавизм со всеми его истинными последователями. Гурудев показал, как необходимо смело встречать нападки и отражать их. Сколько бы он не проповедовал, когда началась его мировая проповедь, он встречал много завистников и желающих ограничить его влияние на ищущие Кришну души.

Подлинный святой выберет служение махатмам, своим учителям, даже если весь мир будет останавливать его и заставлять плясать под свою дудку. Мнение мира ничто, по сравнению с исполнением миссии перед Всевышним. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж сказал: «Основная масса людей невежественна. Они безумны. Они не знают, что хорошо, что плохо, поэтому их суждения ничего не стоят.  … Нас интересует критерий, выдвинутый мыслителями высокого уровня, а не суждения невежественных масс» («Золотой вулкан Божественной Любви», «Шикшаштака» стих 3, комм.).

 

Признанный святыми

Проповедь Шрилы Нараяны Махараджа прогрессивна и до определённой степени предназначена именно для тех, кто решил быть ориентированным на рагануга-бхаджан. Для этого типа бхакти нужен особый менталитет, не такой, каким располагает большая часть неофитов. Учение Шрилы Нараяны Госвами Махараджа абсолютно идентично учению гуру-парампары. В своих словах он ни на йоту не отклонился от учения Гаудия-сампрадаи. Его настроение тождественно настроению традиции, именно поэтому он был признан как учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, так и современниками.

Особенно понимаешь это в день его столетия, когда со всех сторон Гурудева восхваляют множество санньяси, ачарьев Матхов и вайшнавов разных санг.

Осознавая его махатмью со слов старших вайшнавов, начинаешь понимать, как тебе повезло! Можно ли верить в то, что Гурудев явился в твою жизнь благодаря твоим усилиям? Понимая своё падшее положение, становится ясно: Гурудев выбрал тебя, а не ты его. Если бы он не явил свою беспричинную милость, кто смог бы похвастаться своей бхагьей?

 

Исполняющий наказы великих святых

Шрила Нараяна Госвами Махарадж имел указание: проповедовать истины, которые часто остаются непроговорёнными. К этому его сподвигли Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, когда он, обратившись к Гурудеву, настоятельно попросил вести своих учеников дальше, а также Шрила Бхакти Джива Джанардана Госвами Махарадж, вайшнав, получивший от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура благословение проповедовать самые высокие истины о лилах Шри Шри Радхи и Кришны. Оба вайшнава признаны Всемирной Вайшнавской Организацией («Вишва-вайшнава-Раджа-сабха») как вечные спутники Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и маха-бхагаваты. Следуя наказу своих шикша-гуру, Гурудев успешно завершил то, о чём его просили садху. Именно эти святые сказали Шриле Нараяне Госвами Махараджу раскрыть миру то, что не раскрывалось ранее первопроходцами мировой проповеди.

Шрила Сарасвати Тхакур сожалел о том, что большую часть своей проповеди посвятил разрушению лжеистин. Он страстно желал раскрывать истины, касающиеся мадхурья-лилы Враджи. К сожалению, «вырубка джунглей» и расширение созданного им сообщества, не дали ему времени. По этой причине, раскрытием тайн мадхурья-лилы Шри Кришны должен был заняться тот, кто придёт после него. Этой личностью стал Шрила Гурудев. Он продолжил начатое Шрилой Сарасвати Тхакуром и, опираясь на его учение, дал своим последователям и ученикам представление о высшей реальности.

Таким образом, одни садху закладывают базу понимания сознания Кришны, а другие приходят как их потомки, сыновья и продолжатели. Своими усилиями в проповеди, Гурудев доказал, что он – истинный последователь традиции Шри Рупы и Шри Рагхунатхи даса Госвами. Жизнь их была целиком посвящена радха-дасье, распространению сокровенного настроения, которое принёс Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Гурудев дышал настроением служения гопи. Все слова его катхи пропитаны гопи-бхавой.

 

Учитывающий кала-деша-патру

Шрила Гурудев был очень чутким и тактичным. Он всегда учитывал место, время и адхикару людей, с которыми пересекался. Хотя обычно он требовал при посвящении, чтобы его ученики повторяли по 16 кругов маха-мантры, тем не менее, в некоторых случаях он этого не требовал во время посвящения. Однажды к нему пришла семья, у которой было двое маленьких детей, и они при этом вынуждены были тяжело работать, чтобы обеспечить себя. Понимая их положение, он дал им мантру и разрешил повторять 8 кругов джапы, говоря о том, что в остальное время, когда у них не будет чёток в руках, они также должны стараться повторять маха-мантру как можно больше. В то же время, он всегда говорил, что каждый из его учеников рано или поздно должен начать повторять лакх харинамы, как он требовал этого от своих санньяси.

В своём эссе Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сетовал на то, что многие последователи Шри Чайтаньи Махапрабху не желают следовать стандартам «Хари-бхакти-виласы». Гурудев всегда призывал к стандартам, которые прописаны в этой книге Шрилы Санатаны Госвами. Он просил своих учеников поститься, не принимая пищи. Однажды к нему пришла одна ученица, которая во время таких постов настолько сделала свои ум восприимчивым, что стала видеть тонкий мир. Существа этого мира пугали её, и она обратилась к Гурудеву за помощью. Он запретил поститься ей без пищи и рекомендовал следовать анукалпе, принимать маха-прасад, который разрешён в экадаши.

Все преданные, которые желают получить посвящение, должны пройти пурашчарью, доказать, что достойны принять ученичество, быть послушниками, следуя четырём регулирующим, ограничивающим принципам свободы. Все их хорошо знают. Опыт миссии Шрилы Бхактиведанты Свами доказал, что большинство, обещая учителю и священному огню следовать правилам полового воздержания, не могут выполнить своих обетов. В связи с этим, Шрила Гурудев разрешил грихастхам половую жизнь в рамках семьи. При этом он всегда ясно давал понять, что не прекратив жить чувственными наслаждениями, рассчитывать на успех в бхакти-садхане не следует.

 

Спаситель от сахаджии

Недалёкие критики, время от времени, порицали Шрилу Махараджа за сахаджию и её распространение. В действительности Гурудев спасал всех и продолжает спасать от сахаджии через свои книги. Его обвинители очень часто сами являлись откровенными сахаджиями. Как именно Шрила Нараяна Госвами защищает последователей бхакти от легковесности в восприятии бхакти?

Сахаджия имеет много граней. Её описанию и борьбе с ней посвящена в нашей сампрадае не одна книга. Шрила Гурудев написал в связи с этим «Прабандха-панчакам», подобно тому, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явил «Пракрита-раса-шата-душини», а Шрила Бхактивинода Тхакур свою «Баул-сангиту».

Одна из граней сахаджии проявляется в том, что неофит, сделав лишь несколько шагов на пути к совершенству, думает, что уже достиг значительного прогресса. Кто-то необоснованно надеется на то, что, практикуя ту модель бхакти, которая ему кажется уместной или достаточной, обязательно придёт после смерти в духовный мир. Кто-то, находясь под влиянием ложного понимания себя и своего духовного уровня, может начать намекать другим, что он – чистый преданный, находящийся в близких отношениях со своим учителем или уттама-адхикари. Кто-то, не достигнув шуддха-адхикары, начинает принимать учеников, уверяя их, что они, благодаря ему, обязательно придут к Богу. Некоторые, перепрыгивая через ступени бхакти, бросаются совершать «медитацию» на ашта-калия-лилу Божественной Четы, стараясь изумить своих недалёких последователей. Кто-то будет уверять, что духовного мира достичь очень легко, стоит лишь отбросить в сторону бхакти-шастры как бесполезную гьяну и слепо предаться «духовному учителю». Однако все эти поступки вызовут лишь отвращение у святых, и поэтому они никогда не станут проявлять лояльности к такого рода безумцам, имитаторам в бхакти.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж раскрывает в своих книгах и лекциях насколько труден духовный путь и какими в действительности нужно обладать качествами для того, чтобы практиковать настоящий рупануга-бхаджан. Не понимая пути Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, не изучая книг ачарьев и, в том числе, книг Шрилы Нараяны Госвами, большая часть практикующих неофитов и их лидеров действительно погружаются в откровенную сахаджию, не понимая всей глубины подлинной практики. Именно истинный бхаджан и желал раскрыть Шрила Нараяна Госвами Махарадж, лишая ложного самомнения тех, кто живёт выдуманной практикой в угоду своему ложному эго.

Если читатель книг Шрилы Нараяны Госвами будет разумен и вдумчив, он отметит, что фактически каждая хари-катха и книга этого величайшего святого очень многих обличает в сахаджии. Мы начинаем осознавать, что в действительности очень незначительны, глупы и погружены в имитацию преданного служения, культивируя ложную веру, наивно полагая, что являемся учениками, слугами Бога и последователями Гаудий. Привыкшие в течение многих жизней натягивать на себя маски мужчин, женщин, русских, индусов, руководителей, подчинённых, отцов, матерей, сыновей, взрослых, больных, здоровых и тому подобное, хочется натянуть на себя очередную маску строгого последователя Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Гурудева и других садху. Хочется одурачить самих себя, окружающих, своего духовного учителя и своих почитателей. Однако хари-катха Шрилы Нараяны Госвами не даст повода смотреть на реальность через призму маха-майи. Он рассеивает любые заблуждения тех, кто сросся со своими упадхами (масками) в попытках имитировать духовную жизнь. Слова Шрилы Нараяны Госвами подобны бичу, высекут любого имитатора. Однако такое наказание – благо, толчок к реформе сознания, его нужно заслужить.

 

Вне сектантских воззрений

Шрила Гурудев был необычайно удачливым. Всю свою жизнь он имел возможность тесно общаться с величайшими вайшнавами своего времени. Среди них были Бхакти Джива Джанардан Махарадж, Шрила Бхакти Вичар Яжавар Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Кумуд Шанта Махарадж, Шрила Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Тривикрам Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж и, конечно же, нельзя не упомянуть его возлюбленного духовного учителя – Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа. Большая часть упомянутых святых были из разных Гаудия-вайшнавских организаций. Обрести такую возможность интенсивного и чистого общения многие не в силах, поскольку у большинства практикующих очень мало сукрити и бхакти в сердце. Многие находятся в кандалах организационного мышления.

Трудно представить кого-то, кто мог бы иметь подобную удачу, какой обладал Гурудев. Общение с таким множеством великих святых душ из различных матхов дало Шриле Гурудеву гарантированную духовную защиту. Интенсивная и возвышенная садху-санга дала ему ясное понимание природы шри гуру, способность видеть великих святых независимо от того, в каких бы школах Рупы Госвами они не находились.

Способность Гурудева видеть истину и чистый дух Гаудий вне организации или матха позволило ему проповедовать универсально. Он учил: «Мы пришли в бхакти не для того, чтобы создать группу или организацию…. Мы пришли для того, чтобы стать преданными, шуддха-бхактами. Если где-то вы обнаружите сознание Кришны, следует взять его там. … Не важно, является ли чистый преданный, которого мы слушаем, учеником моего гурудева. Он может быть шудрой, или садху, он может быть санньяси или брахмачари, или он может быть мусульманин подобно Харидасу Тхакуру. Такой чистый преданный является гуру. Внешнее обозначение не является преградой для получения шикши. … После божественного ухода своего истинного (bona fide) гуру, для того, чтобы развиваться дальше, ученику потребуется общение с другим маха-бхагаватой, который знает сердце его учителя. … Тот маха-бхагавата, который проявит себя после предыдущего великого ачарьи, может и не быть из той организации или группы, которая создана предыдущим маха-бхагаватой» (Берлин, 25 июня, 1999г.).

«Обретите даршан преданного, который оставил все шесть негативных побуждений, гнев, вожделение и постоянно воспевает святое имя Кришны. Шри Кришна всегда пребывает в сердце такого вайшнава. Вы должны знать, что это маха-багавата-вайшнав. Вы должны служить ему со всеми чувствами в настроении полного предания, принять его как свою душу и жизнь, и даже если он не является в линии вашего гуру, вы должны служить ему» («Сегодня вы должны пообещать», 20.12.1998г.).

«Я хочу такую революцию: мы должны встать на истинный путь, в истинном смысле. Шри Кришна устроит так, что после меня кто-нибудь придёт. И после него кто-нибудь придёт. И так будет всегда. Мир будет разрушен, но эта линия вечна. Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что эта линия вечна. Кто-нибудь придёт из других групп вайшнавов» (Австралия, 15 января 2000г.).

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж сказал: «Гуру может прийти к ученику в любом настроении, в любом образе, в любом месте и в любое время» (Журнал «Садху-санга» №1, Июль, 2003, стр. 14. «Кто твой гуру? Абсолютный и относительный аспекты гуру»).

Когда Гурудев уже был настроен в ближайшем будущем оставить этот мир, он указал на Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа, как личность, которая могла бы вести его учеников дальше. То, что Шрила Бхарати Махарадж находился в Шри Чайтанья Гаудия Матхе, не смутило Гурудева и его истинных последователей. Гурудев был всегда вне сектантства и вне организационных рамок. Он искал бхакти только высшего качества и ничего иного: «Если придёт время, когда в «Гаудия Самити» не останется бхакти, я уйду. Что мне там делать? Моя цель – служить Божественной Чете. Если это не разрешается, тогда какой смысл находиться в пропитанной ложью организации?» (Германия, 21 февраля, 2003г.).

 

Радеющий о махат-санге

Шрила Гурудев всегда ориентировал своих учеников на самое возвышенное общение, поскольку сам всегда имел таковое. Что может сравниться с отношениями с маха-бхагавата-вайшнавами? Махат-санга – на вес золота! Идеальное руководство гарантирует успех в духовной жизни, если следовать правилам анугатьи.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами учит: «В обществе истинных вайшнавов вы обретёте истинного гуру, сад-гуру (уттама-адхикари), а не гуру-обманщика или кен-гуру. Если мы примем прибежище у лотосных стоп сад-гуру, он всё устроит в нашей жизни. ... Если мы будем служить Кришне под руководством сад-гуру, тогда, как по волшебству, мы будем спасены от майи. ... Наша единственная надежда – это сад-гуру и вайшнавы, которых Кришна послал в этот мир» (Мурвиллумбах, Австралия, 3 декабря 2002г.).

«Не получив от истинного (сад-) гуру семя бхакти и самбандха-гьяну, личные отношения с Кришной, невозможно соприкоснуться с шабда-брахманом, трансцендентным звуком, исходящим из духовной обители. Поэтому так важно принять сад-гуру и вручить себя ему» («Шри гуру и его милость», глава «Даже у Кришны есть гуру»). 

«Ведическая литература утверждает, что необходимо следовать по стопам гуру высшего класса, сад-гуру. Необходимо принять прибежище у него, чтобы познать трансцендентные истины, быть счастливым и навсегда избавиться от самсары. Такой гуру может мгновенно рассеять все сомнения, совершенным образом зная все писания, он реализовал, кто такой Кришна, поскольку сад-гуру свободен от мирских желаний и чувственных наслаждений. Попытайтесь найти такого гуру, тогда что-то позитивное может прийти к вам в медитации» (Москва, 24.07.2001г.).

К сожалению часть последователей Шрилы Гурудева не пытаются даже понять эти неоднократные утверждения и поэтому превращают свою духовную жизнь в дешёвку. Только тот, кто вкусил совершенства, ведёт всеми силами к нему. Если бы Шрила Гурудев не был совершенен, разве он проповедовал бы что-то иное, что не исполнено полноты и не совершенно? Никогда!

 

Обучающий бдительности

Огромное количество людей, вступающих на путь духовной жизни, при выборе духовного учителя руководствуются мирскими сентиментами. После этого, следуя настроению гуру-парампары, которое требует высшего почитания совершенных учителей, они обожествляют его, даже если он не является чистым преданным. Подобная глупость в эпоху Кали уже почти традиционна. Чтобы не происходило подобного, Шрила Гурудев обязывал следовать традиции гуру-парикши, предварительной проверке учителя перед посвящением. Шрила Гурудев наставлял: «Прежде, чем дать дикшу, гуру проверяет качество, мысли, намерения и т.д. вдохновлённого кандидата. Подобным же образом ученику тоже необходимо убедиться в гурутве (величии), поведении, бхаджане и положении своего гуру. Когда оба удовлетворены, возможно дать и принять дикшу. Процесс этот невозможен посредством кассет, когда гуру покинул своё физическое тело. Кассета не может проверить ученика прежде, чем дать ему дикшу, и точно также ученик посредством кассеты не может оценить величие, поведение и вид бхаджана своего гуру» («От живого садху», стр. 119).

«Не сомневайтесь в своём Гурудеве. Вам следует проверить его перед инициацией, но после посвящения (если учитель оказался подлинным) у вас должна быть твёрдая вера в него. Если он – мадхьяма-адхикари, не очень квалифицированный, тогда вы можете пойти к шикша-гуру, спросив разрешения прежде у своего учителя. Он должен дать его. Если не даст, значит, он (даже) не чистый преданный» (03.07.1997г.).

«Премадас Бабаджи объяснил: «При выборе гуру должна быть парикша (испытание). Ты должен выяснить, сможет ли учитель дать тебе кришна-бхакти (према-бхакти) или нет, не падёт ли он, правильна ли его практика бхакти-йоги, и действительно ли он следует своему Гурудеву? Повторяет ли он один лакх намы? Совершает ли он арчану и обладает ли признаками, описанными Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром в “Гурв-аштаке”? Сакшад-дхаритвена («Шри Гурваштака», текст 7) означает, что у него должны быть все (!) качества Хари. Если человек не испытал своего гуру (не совершил гуру-парикшу) и не ответил себе на эти вопросы, но получил у него посвящение и в последствии увидел, что его гуру несведущ во всех перечисленных областях, он может его оставить, ибо он не является истинным».

 «Возможно, выбирая гуру и получая у него посвящение, шишья (ученик) не проверял его. Возможно, ученик находился под первым впечатлением от гуру и сразу же принял посвящение, а затем из «Шримад-Бхагаватам» или от старших вайшнавов узнал, что этот гуру не может помочь ему… Такого гуру следует оставить» («Подлинная жизнь души», стр. 93).

«Прежде, чем дать дикшу, гуру проверяет качество, мысли, намерения и т.д. вдохновлённого кандидата. Подобным же образом ученику тоже необходимо убедиться в гурутве (величии), поведении, бхаджане и положении своего гуру. Когда оба удовлетворены, возможно дать и принять дикшу» (Из книги «Из уст садху»).

Радеющий о своём благополучии человек, даже при выборе одежды, будет оценивать её качество, тоже самое он будет делать, выбирая себе продукты в магазине. Очень странно, если желающий ученичества неофит, принимает учителя, не оценив его качеств, адхикары, способности приводить людей к Богу. Тот, кто последует указаниям Шрилы Гурудева, не будет обманут. Тот, кто пренебрегает его наставлениями, останется в самсаре.

 

Искореняющий невежество

Шрила Гурудев был очень учён. Он желал, чтобы и его ученики также были такими. Почему? Потому что в линии Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Рупа Госвами и Госвами, практикующие в рупанугатье, ясно осознавали роль глубокого понимания таттвы и сиддханты для бхаджана. Шрила Сарасвати Тхакур в «Пракрита-раса-шата-душини», 26-28 задал тон среди современных последователей сампрадаи:

сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на

самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

Сердце того, кто не ведает трансцендентной истины (сиддханты), никогда не достигнет духовной гармонии со Шри Кришной. Не зная своих взаимоотношений с Кришной (самбандхи), нельзя должным образом преданно служить Ему (абхидхея) в рамках этих взаимоотношений.

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на

ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на

Тот, кто лишён знания о самбандхе, взаимоотношениях между Кришной и живыми существами, никогда не достигнет прайоджаны, высшей цели жизни (чистой любви к Богу, кришна-премы). Тот, кто сбит с толку надуманными философскими заключениями о преданном служении (ку-сиддхантой), в действительности не совершает служения Кришне.

сиддханта-аласа джна анартха то’ чхаде на

джаде кришна бхрама кори’ кришна-сева коре на

Тому, кто не стремится должным образом понять философские выводы вайшнавов, не суждено избавиться от анартх, дурных привычек и философских заблуждений, которые препятствуют преданному служению. Человек, считающий Кришну частью материального мира, никогда не сможет по-настоящему служить Господу.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами вторил этим призывам и учил своих учеников и последователей тому же. К сожалению многие его ученики не смогли понять его упадеши. Ради их блага, чтобы не быть голословным, я хотел бы привести серию цитат, утверждающих важность духовного образования.

«Должны ли они (преданные ИСККОН) читать книги, которые распространяют? Они только сбывают их и собирают пожертвования. Есть ли необходимость открывать их и читать? Разве бхакти достижима через продажу книг? Такие люди просто получат сукрити, это правда. Но преданные обязаны изучать эти книги. Свамиджи (Бхактиведанта Свами Прабхупада) никогда не говорил: «Вы должны только распространять книги, но не читать их». Писал ли он об этом где-нибудь? Никогда. Преданные должны постигать глубокий смысл этих книг и спрашивать вайшнавов о том, что в них написано» (Ванкувер, 12.07.1996г.).

«Если кто-то не знает философских выводов (сиддханты), он не может быть сильным. В любое время он может пасть» (Бэджер, Калифорния, 15 июня, 2005г.).

«Но если в вашем сердце не проснётся жадность, духовная жажда, вы все будете обречены на падение, и я вижу это повсюду. Тот кто не обладает знанием, которое является признаком асакти-бхавы, тот не обладает вкусом. Я вижу: 1000 людей приходят и потом 1000 уходят» (17.05.2003г., Баджер, Калифорния. «Я пришёл напомнить вам»).

«Если вы желаете обрести бхакти, вы должны знать об этом учении и осознать глубокий сокровенный смысл» (Калифорния. 1806.1998г. «Золотой Гоуранга»).

«Досконально изучите все таттвы, такие как кpишна-таттва, джива-таттва, майя-таттва и другие философские истины, а затем, если вы хотите жениться, вы можете стать квалифицированным гpихастхой.... Если вы не знаете самых основ таттвы и сразу хотите стать паpамахамсой и пребывать в настроении гопи, то это нелепость, абсурд. Если вы попытаетесь делать так, вы погрязнете в самой разной дурной деятельности» (Германия, 16.12.2001г.).

«Если кто-то без должного понимания сути бхакти и без должной практики занимается лишь тем, что строит храмы, организует сельскохозяйственные общины, создаёт гурукулы, распространяет книги и даже выходит на нагара-санкиртану и при этом думает, что этого достаточно, – он глубоко заблуждается» («Враджа-према № 4», «Внутренняя природа чистого бхакти». 18.07.2001г.).

«Знание и ананда вместе образуют прему» («Семя бхакти», 23.05.1996г.).

«Ни арчана, ни преданное служение не имеют смысла, если вы не постигли эти (духовные) истины от своего шикша-гуру» («Подлинная жизнь души», стр. 45).

Невежество – это причина того, что джива оказалась в материальном мире и остаётся в нём, вращаясь, как белка в колесе. Наивно думать, что сохраняя его в сердце, можно обрести истинное освобождение и, что ещё дороже, – служение Божественной Чете.

 

Раскрывший сварупу Свами Прабхупады

Большая часть учеников и последователей Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа были дикша- и шикша-учениками Шрилы Бхактиведанты Свами. Я также, первые десять лет своей духовной жизни черпал вдохновение из книг Шрилы Свами Прабхупады, пока не был знаком с другими совершенными представителями бхагават-парампары нашего времени. В связи с этим, все почитатели Свами Прабхупады испытывают глубокое чувство благодарности ему. Однако вопрос о природе его вечного служения оставался открытым десятилетия, пока в нашу жизнь не пришёл Шрила Гурудев. Он ясно доказал положение Свами Прабхупады, используя неопровержимую логику. Нижеприведённые цитаты открывают видение Гурудева.

«Объект поклонения Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – это Шримати Радхика, и он служит Ей под руководством Её личных спутниц, манджари, возглавляемых Шри Рупой Манджари» (Храм Джиду Бич, ИСККОН, Бомбей, 1993г.).

«Ваш Гурудев, Прабхупада (Ш.Бхактиведанта Свами), - мой шикша-гуру. Я никогда не следовал за ним слепо (т.е. всегда понимал его глубоко). Поскольку он следовал за моим Гурудевом (Ш.Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем), который является Шри Винода Манджари, то он (Ш.Бхактиведанта Свами) не должен быть просто сакхой (пастушком во Врадже). Сакха - это очень далеко (от Божественной Четы). Поэтому он (Ш.Бхактиведанта Свами) должен быть - кем? Должен! Должен! Должен! Без сомнений (он – гопи-манджари)! Если приходит что-то (в сознании вайшнава), похожее на дружбу, оно уже включено в это (высшее настроение манджари). Поэтому, ничего страшного. Вы не должны иметь никаких сомнений в вайшнаве высшего уровня, пришедшего в преемственности всех наших ачарьев. Вы должны стараться следовать за ним» (6.04.2000г., Баджер, США).

«Некоторые говорят, что он был только в сакхья-расе, но я считаю, что он был в мадхурья-расе и мог дать своим ученикам любую из пяти рас. Особенно он может дать мадхурья-расу своим санньяси. Он обладал этим всем, и я считаю, что он, несомненно, является шакти Радхи и Кришны, что Они послали его в этот мир проповедовать имя Радхи-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху…» (Беседа в комнате Ш.Свами Прабхупады, Бомбей, 1990г.).

«В «Чайтанья-чаритамрите», объясняя диалог Рая Рамананды и Чайтаньи Махапрабху, гопи бина аие бхава наие асвардхана, он пишет, что только гопи, лианы листья и манджари Радхики могут постичь эту лилу, игры Кришны, кунджа-севу и подобное этому. Не имея гопи-бхавы, Лакшми, Шанкара, Брахма и даже Уддхава не могут прочувствовать это. Он получил эти (гопи-) мантры от своего Гурудева и дал их вам, так что не думайте, что он был в сакхья-расе. Гуру в мадхурья-расе может дать шанту, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью. Тем, кто квалифицирован, он даст только эту (мадхурья-) бхаву, а иначе он даст только шанту, дасью, сакхью… Так что если он написал где то (стих в настроении) в сакхья-бхаве – это нормально» («День явления Баларамы, 1992г.).

«Ты пойми, что я знаю Шри Шримад Бхактиведанту Свами Махараджа с самого начала, с 1946-го года. Он мой шикша-гуру, а также близкий друг. Много времени мы вместе шутили и смеялись. Так что я знаю его и твёрдо верю, что он находится в гопи-бхаве, следуя настроению Шри Рупы Манджари. … Я хочу сообщить тебе, что рупануга означает, что он следовал Шриле Рупе Госвами и Шри Рупе Манджари» (Отрывки из письма к Трипурари Махараджу).

В «Харинама-чинтамани», вторя словам Шрилы Харидаса Тхакура, Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что ученик, созревший для совершения глубокого бхаджана, должен знать сварупу своего духовного учителя, иначе его садхана-бхаджан не будет полным. Хотя, как оказалось, о гопи-бхаве Шрилы Прабхупады говорил ранее также Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж, тем не менее, мы очень благодарны Шриле Гурудеву за то, что он устранил ещё один пробел в нашем понимании духовного окружения Шри Шри Радхи и Кришны, вторя словам великого садху из ИСККОН.

 

Беспощадный к лжегуру и их взглядам

Шрила Гурудев очень заботился о тех душах, которые пришли к нему за милостью. Эпоха Кали затуманивает сознание баддха-джив. Из-за этого они не в силах распознать, где можно обнаружить чистый поток кришна-бхакти. Он протекает в сердцах только совершенных святых, которых не только сложно найти в этом мире, но и распознать, как я уже писал об этом в самом начале своего подношения Шриле Гурудеву. Поэтому всем необходимо хорошо знать как истинные качества шри гуру, так и признаки лжепророков, подлецов, рядящихся в одежды святых. Гурудев не только проповедовал славу истинных Гаудия-вайшнавов, но также беспощадно раскрывал обман, сдирал наносную харизму волков, рядящихся в овечьи шкуры. Так он помогал понять всем, кто есть кто.

«Таким образом, человек с нечистым сердцем, который рядится в одежды санньяси, и, восседая на асане, изображает медитацию на Шри Бхагавана, является притворщиком, и действует вопреки дхарме» (Комментарий на «Бхагавад-гиту», 3.6).

«Один слепой подходит к другому слепому и просит указать путь. Тот принимает его просьбу: «Хорошо, я поведу тебя». И что с ними произойдёт? Оба свалятся в канаву. Сейчас в мире столько гуру. Невозможно даже представить. Каждый думает: «Я очень достойный гуру», – и в следующее же мгновение падает. Он принимает девушку своей ученицей, то есть дочерью (ведь ученики всегда сравниваются с сыновьями и дочерьми), но уже через секунду представляет её своей женой. Какой же он шарлатан! Всё это обман» (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 14.12.2000г.).

«У каништха-гуру много мирских желаний: желание почёта, славы, денег и так далее, но к несчастью может так произойти, что кто-то получил у него харинаму и дикшу» (Беседа со Шьямарани д.д., «Шри гуру – сама моя жизнь»).

«В этот век Кали многие люди испытывают раздражение, когда слышат слово «гуру», потому что видят их недостойное поведение и поступки, противоречащие принципам бхакти, они наблюдают падения многих так называемых гуру. ... На пути к высшей абсолютной реальности, Бхагавану, надуманная концепция ритвик-вады не практична и противоречит священным писаниям» (Из книги «От живого садху»).

«Ложные гуру не могут дать нам бхакти. Теперь они принимают ложную систему ритвиков. Падшие гуру теперь становятся ритвиками. Как они могут помочь преданным? Кланяйтесь им издалека и всегда избегайте их. Эта система ритвиков [т.е. когда кто-то заявляет, что он инициирует как представитель ачарьи, уже ушедшего из этого мира] не может нам помочь, потому что понятие «ритвик» имеет отношение только к совершению ягьи» («Враджа-према», Выпуск №1, стр. 13).

«В Калькутте есть большой центр ИСККОН. Вчера в газете “Индия Таймс”, мы прочли, что там было арестовано свыше семидесяти преданных. В центре были ссоры, побои и угрозы расправы. Кто в этом участвовал? Духовные братья!? Они получили посвящение от великой личности (Свами Прабхупады), но теперь враждуют друг с другом за влияние над их центром, над преданными.

Один из них стал гуру и держал всё в своих руках. Другая группа, ритвики, не верили в него и хотели сами стоять у власти в ИСККОН. Каждая из сторон утверждала, что они и есть настоящий ИСККОН. Но что такое настоящий ИСККОН? Ни одна из враждующих сторон, как и те, кто был арестован и посажен в тюрьму не являются ИСККОН. Я не хочу, чтобы мы уподоблялись им. С самого начала вы должны избегать шести запрещённых действий. В противном случае вы неизбежно будете заниматься тем же, чем и они. По этой причине я не собираюсь открывать большие центры в Лос-Анджелесе, Сан-Диего или где бы то ни было ещё» («Две капли нектара». 30 апреля 2001г. Юджин, США).

«Я знаю, что Ананта дас Бабаджи утверждает, что тот Майяпур - это не настоящий Майяпур. Он говорит, что Прачина Навадвипа (Старая Навадвипа, место рождения Шримана Махапрабху) находится на западном берегу Ганги; он говорит, что это и есть настоящий Майяпур. [Шрила Бхактивинода Тхакур с помощью Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа нашёл и установил место рождения Махапрабху на восточном берегу, но Ананта дас Бабаджи не признаёт мнение этих святых]. Отсюда вы можете понять, какой он человек. … Я знаю, что его разум заблудился. И несмотря на то, что он не может понять, где Майяпур – здесь или там, он устраивает пропаганду против Гаудия-вайшнавов, таких как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и другие. Он жаждет множества учеников и проповедует против Гаудия-вайшнавизма. Если какой-нибудь член ИСККОН придёт к нему, он скажет: «О, заходи, заходи, я дам тебе бабаджи-вешу»» (Вриндаван. 1992г.).

Так Шрила Гурудев учил смело сражаться против апа-сиддханты тех, кто отклонился от подлинного Гаудия-вайшнавизма.

……………………………………

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи