?

Скрытые препятствия на пути бхакти. Главы 1-2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 62. Опубликовано: 2-06-2022, 13:22

Скрытые препятствия на пути бхакти

Пурначандра дас

Введение. Главы 1-2

 

Введение

У вас в руках книга «для своих» – для тех, кто практикует бхакти, а также для лидеров ИСККОН. Целью данной книги было найти ответы на некоторые философские и социальные вопросы. Многие изложенные здесь наблюдения могут в равной мере относиться и к другим духовным и вайшнавским организациям. Я не претендую на исчерпывающий анализ и рассматриваю лишь некоторые проблемы, так как тема очень обширна. Я не социолог, но изучаю и практикую бхакти-йогу вот уже двадцать шесть лет.

За все эти годы, в течение которых я практикую бхакти-йогу, преподаю бхакти-шастры и пытаюсь помогать преданным советами, я заметил, что существуют определённые установки и закономерности в нашем поведении, мешающие развитию преданности. Заострение внимания на этом может показаться неприятным, но я делаю это не для того, чтобы разрушать, а чтобы созидать. Абраам Линкольн как-то сказал: «Кто желает помочь, имеет право критиковать».

Разумные люди приветствуют конструктивную критику, она приносит им чувство облегчения, надежду и веру. Они видят, как в темноте загорается огонь истины, и это для них самое главное. Тем не менее, я смиренно прошу Вас быть снисходительными к недостаткам, которые могут встретиться на страницах этой книги. Если же Вы найдёте здесь истину, пожалуйста, примите её.

ИСККОН – развивающееся общество, и ему приходится преодолевать множество внутренних проблем. За последние годы немало членов общества ушли в другие организации и ответвления или перешли к бабаджи. Корень проблем, однако, кроется не в самом ИСККОН и не в практике, которую Шрила Прабхупада положил в основу общества. Как священная Ямуна, ИСККОН чист и трансцендентен. Он способен очищать и одаривать преданностью. Это божественное орудие милости Господа Чайтаньи. К сожалению, мы загрязняем его канализационными стоками наших привычек и принесённой из прошлого обусловленности, как грубой, так и тонкой. Эта книга анализирует некоторые проявления такой обусловленности, и я надеюсь, что это побудит и преданных в отдельности, и общество в целом заглянуть вглубь себя и стать лучше.

Иными словами, эта книга призывает ИСККОН к социальному и духовному преобразованию. Зачем? Хотя бы потому, что я живу в этом Обществе и хочу видеть его свободным от проблем. ИСККОН – это наследие Шрилы Свами Прабхупады, его миссия, его детище. Ученик испытывает естественное желание защитить, сохранить и улучшить миссию своего учителя.

Если человек заболел, то прежде чем браться за лечение, необходимо поставить верный диагноз. Для этого обследуют поверхность языка, меряют давление, берут анализ крови, и всё это вызывают не самые приятные ощущения. Но без надлежащих анализов врач не сможет поставить диагноз, а без диагноза ни он, ни пациент не будут знать, как действовать.

Я не претендую на роль врача. Однако давно лечащийся пациент в какой-то степени разбирается в методах лечения. Пусть мои наблюдения и выводы говорят сами за себя – я представляю их на ваш суд.

 

«Для обычных верующих грех – это всё, что противоречит религиозным принципам. Однако для преданных Верховного Господа грех – это всё, что препятствует чистому преданному служению» (Шрила Санатана Госвами «Брихад-бхагаватамрита» 2.7.124 комментарий).

 

Глава 1

Основы чистой преданности

Шуддха-бхакти

Шрила Рупа Госвами в начале своей знаменитой книги «Бхакти-расамрита-синдху», без которой не обойтись при анализе бхакти, определяет основы бхакти-йоги. Я не буду приводить здесь все её положения, однако некоторые из упомянутых им принципов будут положены в основу того, о чём пойдёт речь в последующих главах.

Парибхаса-сутра «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11) красной нитью проходит через всю книгу Шрилы Рупы Госвами. В этой сутре говорится, что чистую преданность (уттама-бхакти) обретает лишь тот:

1) чьё единственное желание – доставлять удовольствие Господу, и кто не имеет никаких других укоренившихся желаний;

2) кто не позволяет гьяне, карме и т.д. покрывать или затмевать свою преданность;

3) кто выполняет служение с сознательным желанием доставить удовольствие Кришне;

4) кто служит Кришне, Его аватарам, экспансиям и чистым преданным и

5) кто постоянно развивает бхакти при помощи тела, ума и речи.

анйабилашита-шунйам джнана-кармади-анавритам

анакульена кришнану-шиланам бхактир уттама

Гьяна в этом стихе указывает на философские размышления с имперсональным уклоном. Этот стих не призывает полностью отбросить философские размышления, но, если склонность философствовать начинает преобладать над преданным служением, она покрывает преданность и делает недоступным чистое преданное служение.

В этом стихе слово кармади также заслуживает внимания. Оно состоит из двух слов: карма и ади. Карма – это осквернение корыстной деятельностью или ритуалами, цель которых заключается в наслаждении плодами. А слово ади, означающее «и так далее», указывает на другие препятствия, такие как санкхья-йога, лень, неестественное отречение, чрезмерная увлечённость аштанга-йогой или варнашрама-дхармой. Дело в том, что некоторые действия, желания и, даже неявные убеждения могут затмить или вытеснить чистую преданность.

Давайте проанализируем такое вытеснение на примере. Ваша сестра выходит замуж и, естественно, приглашает Вас на свадьбу. Все Ваши родственники ожидают Вашего присутствия, и Ваше отсутствие их сильно разочарует. У них, скорее всего, возникнут сомнения относительно Вашей новой религии. Вы решаете придти на свадьбу, чтобы не разочаровывать их. Это нормально. Подобное настроение не вредит преданности. Однако если вы полагаете, что преданность Кришне зависит от Вашего присутствия на свадьбе, или что Ваше отсутствие повредит преданному служению, то такое заблуждение, заключающееся в том, что бхакти зависит от посещения общественных мероприятий, является препятствием на пути к чистой преданности. Это препятствие тонкое, но всё же это препятствие. Суть в том, что тонкие заблуждения могут мешать развитию преданности.

Другим примером может служить увлечение аштанга-йогой. В ИСККОН есть преданные, которые занимаются аштанга-йогой каждый день. Чаще всего они делают это для укрепления здоровья или иногда для успокоения ума перед джапой, но не в целях самоосознания. Они знают о превосходстве бхакти-йоги. Однако если преданный увлекается аштанга-йогой и прибегает к ней вместо преданного служения, или если его интерес к аштанга-йоге преобладает над преданным служением, то подобное настроение затмит преданность и будет мешать развитию преданного. То же относится к астрологии и другим ведическим методам. Эта деятельность иногда выглядит очень похоже на чистое преданное служение, и нужно обладать большим опытом, чтобы увидеть это различие.

 Шрила Свами Прабхупада предупреждает нас об этом сходстве в комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.159): «Все эти препятствия названы в стихе сорняками. Они только заглушают главный росток, бхакти-лату. Нужно очень старательно избегать всех этих нежелательных действий. Иногда такие сорняки выглядят в точности как лиана бхакти. Сплетаясь с лианой бхакти, они не отличаются ни размером, ни видом, но при этом они – упашакхи (сорняки). Чистый преданный умеет отличать лиану бхакти от ростков материальной деятельности и поэтому внимательно отслеживает их и выпалывает».

Чтобы развить чистое бхакти, надо сначала понять этот принцип, а затем применять его на практике. Лиане бхакти необходимо предоставить простор для свободного роста. Ей, как любому молодому ростку, ничто не должно мешать, и ничто не должно затенять её. Иногда молодое растение подвязывают, чтобы оно росло прямо, но никто не станет создавать препятствия для его роста. Это было бы глупостью.

Способность совершать бхакти глубоко коренится в сердце каждого. Она только ждёт возможности проявиться, выйти на свет. Её надо лишь пробудить соответствующей практикой. Определение этой практики даёт Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2:

крити-садхйа бхавет садхйа бхава са садханабхидха

нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракайам хриди садхйата

«Когда трансцендентное преданное служение, дарующее любовь к Кришне, выполняется при помощи чувств, то его называют садхана-бхакти или регламентированным преданным служением. Преданность вечно существует в сердце каждого живого существа. Практика преданного служения призвана пробудить эту вечную преданность».

Процесс возрождения преданности прост и возвышен. Начинается он со слушания и воспевания. Это пробуждает к жизни утерянное сознание души, возвращая её в изначальное состояние. Основополагающий принцип бхакти-йоги, который необходимо чётко уяснить, заключается в том, что живое существо должно задействовать свои чувства для удовлетворения Кришны.

В «Нарада-панчаратре» Шри Нарада Муни даёт своё определение бхакти, являющееся сутрой. Эту сутру цитирует и Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12:

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

«Совершать бхакти, преданное служение, означает задействовать все чувства в служении Господу, Верховной Личности Бога, владыке чувств. Исполняя преданное служение, духовная душа обретает два сопутствующих этому результата: она освобождается от всех материальных отождествлений, и её чувства очищаются просто благодаря тому, что действуют в служении Господу». Для успеха в бхакти-йоге необходимо задействовать чувства. Это справедливо также к тонким уму и разуму.

Шрила Свами Прабхупада объясняет это в одной из своих лекций: «Жить духовной жизнью не означает отказаться от деятельности чувств. Иначе зачем здесь говорится хришикена? Хришика означает индрия, «чувства». Чувства очищаются, а не устраняются. Например, если у вас катаракта, – вас оперируют и удаляют катаракту, а не глаза. Глаза должны остаться. Иначе какая польза от лечения? Так же и наши чувства – в настоящий момент они осквернены. Их надо очистить» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.2.7, ноябрь, Дели).

Ещё подробнее Шрила Свами Прабхупада объясняет это в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (5.5.27): «Именно в этом заключается суть бхакти. Господь Ришабхадев снова и снова подчёркивает важность преданного служения, а в заключении говорит, что все чувства должны служить Господу. Пять органов чувств мы используем для получения знания, и ещё пять – для осуществления своей деятельности. Эти десять органов чувств и ум нужно целиком занять служением Господу. Не сделав этого, невозможно вырваться из когтей майи».

Ум – это тонкое чувство, координирующее деятельность всех остальных чувств, и его нужно также занимать и очищать. Применение и очищение ума – это секрет успеха во всех формах йоги. Ум – тонкий и чувствительный инструмент, который нуждается в подходящей духовной атмосфере. Разуму присущи некоторые естественные потребности: познавать, анализировать, обдумывать и рассуждать. Шрила Свами Прабхупада говорил, что мы должны изучить нашу философию, проанализировав её со всех точек зрения, и что наше движение призвано научить людей мыслить независимо. Для этого нужна определённая свобода. В третьей и четвёртой главах речь пойдёт о важности свободы.

Ум – царь всех чувств, и остальные чувства следуют за ним, как министры за царём. Ум имеет три основных функции: мыслить, чувствовать и желать. Преданные желают почувствовать присутствие Кришны и обрести чистую любовь к Нему. В этом заключается сознание Кришны. Это не искусственный или механический процесс, протекающий на интеллектуальном уровне. Практикуя бхакти-йогу, мы пробуждаем способность ощущать присутствие Кришны в нашем сердце.

Когда мы находимся в обусловленном состоянии, нашу индивидуальную природу, или бхаву, определяют антах-карана, внутренние чувства, то есть, главным образом, ум. Материальные гуны, которые преобладают в сердце, определяют в данный момент нашу природу, или бхаву. Практика сознания Кришны в первую очередь имеет целью трансформировать эту природу из материальной в духовную. Такая перемена происходит не сразу, а постепенно.

Шрила Прабхупада объясняет в лекции, как преобразуется бхава, или природа: «Хришикеша-севанам. Меняется бхава. Бхакти – перемена бхавы. В настоящий момент мы все находимся в другой бхаве, и её нужно очистить, паришуддха-бхава. Пракришта-рупена, или паришуддха, – очищенная бхава. Не нужно ничего отвергать. Нужно просто изменить бхаву.

Без бхавы существовать невозможно. Вся задача движения сознания Кришны сводится к тому, чтобы её очистить. Именно об этом здесь и говорится: паришуддха-бхава. Мы ничего не отвергаем. Мы просто преобразуем бхаву материальную в бхаву духовную. Вот и всё… Изменить бхаву – это всё, что нужно сделать. Это очень важно» («Бхагават-гита», 7.9.36, март 1976, Майяпур).

Природа, чувства, настроение и эмоции преданного имеют огромную важность. Их необходимо признать и понять, а потом найти им верное применение.

Вот несколько цитат, которые это подтверждают:

«… Преданное служение не зависит ни от чего другого, кроме чувств преданного или его желания служить. Для служения не требуется ничего, кроме искренности» («Нектар преданности», гл.14).

«Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, я даю разум, который помогает им придти ко Мне». («Б.-г.», 110.10).

«Две вещи [нужны]: посвятить себя Кришне и посвятить себя преданному Кришны» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 6.1.16, май 1976г., Гонолулу).

В «Дурга-сангамани», комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху», Шрила Джива Госвами раскрывает два значения слова анушиланам. Его первое значение: планомерные усилия, направленные на то, чтобы надлежащим образом занять тело, ум и речь, при этом уводя их от ненужной деятельности. Его второе значение: развитие определённых чувств сердца и ума» (Шрила Бхактивинода Тхакур, «Бхакти-таттва-вивека»).

Вывод таков, что бхакти не должно затмеваться или покрываться ничем другим, каким бы тонким это покрытие ни было. Нужно занять в преданном служении все свои чувства. К ним относятся также ум и разум. По мере практики бхакти наша природа постепенно изменяется. Чувства, эмоции и умонастроение, такие как искренность, верность, преданность и любовь составляют неотъемлемую часть преданного служения.

 

«Итак, во всех сферах преданного служения свобода играет ключевую роль. Без свободы не может быть преданного служения».

Шрила Прабхупада «Шримад-Бхагаватам», 1.6.37 комм».

 

Глава 2

Независимая природа бхакти

Независимость – неотъемлемое качество бхакти. Бхакти не зависит ни от каких других методов религии или йоги. Кто-то может быть очень благочестив, но так и не стать преданным, в кто-то может быть очень грешен, и при этом стать преданным.

Много лет назад один молодой человек поджидал на улице преданных, которые распространяли книги. Встретив преданного, он вёл себя так, как будто никогда раньше преданных не встречал. Когда же ему протягивали книгу, он разрывал её пополам и выбрасывал. После этого он отправлялся на поиски другого преданного.

Со временем этот молодой человек стал преданным. Возможно, здесь сыграло роль то, что он часто соприкасался со священными писаниями. Спустя много лет он даже стал санньяси. Уж он-то получил доступ к бхакти явно не за свои благочестивые поступки. Любой может стать преданным Кришны. Никакие предварительные материальные требования к такому человеку не предъявляются. Преданным может быть молодой и старый, красивый и не очень. Преданным может быть как мужчина, так и женщина, очень умный, и тот, кто не блещет остротой ума, счастливчик и жалкий неудачник. По внешним признакам невозможно определить, в ком бхакти проявится, а в ком нет…

А вот ещё одна история, которая произошла в Англии. Как-то раз один молодой человек пил пиво в пабе. К нему подсел какой-то незнакомец, и вскоре между ними завязался разговор о религии. Незнакомец сказал: «Знаешь, что касается религии, лучше всех – Харе Кришна!» Слова собутыльника настолько убедили молодого человека, что он нашёл Бхактиведанта Мэнор и поселился в храме.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.6.37) Шрила Свами Прабхупада говорит о том, что лежит в основе вышеописанных случаев: «Трансцендентная природа преданного служения основана на той же свободе. Даже если человек тщательнейшим образом следует всем предписаниям, преданное служение может развиться в нём, а может и не развиться. Подобно этому, общение с преданными также свободно. Человеку может выпасть удача познакомиться с ними, но этого может и не произойти, какие бы усилия он к тому ни прилагал».

Единственное, что с уверенностью можно сказать о бхакти, – это то, что она неуловима и трансцендентна. В соответствии с традицией для достижения просветления или самоосознания человеку требуется руководство. «Шримад-Бхагаватам» (11.22.10) утверждает: «Покрытый невежеством с незапамятных времён, человек не способен достичь самоосознания самостоятельно, и поэтому нуждается в обществе личности, которая обладает истинным знанием об Абсолютной Истине и может наделить его этим знанием».

Классический пример тому – Шри Нарада Риши. В предыдущей жизни он, будучи ещё ребёнком, помогал своей матери, которая прислуживала паломникам в дхарма-шале. Он служил вайшнавам, доедал остатки их трапезы и слушал, как они говорят о Господе и воспевают Его славу. Когда его мать умерла от укуса змеи, он в одиночку отправился путешествовать. Вскоре он достиг бхава-бхакти, очень возвышенного сознания, и тогда Господь проявился сначала изнутри, в сердце мальчика, а затем и внешне, заговорив с ним.

В следующей жизни Нарада стал могущественным распространителем бхакти-шакти. Он даровал бхакти царевичу Дхруве, когда тому было всего лишь пять лет. Также он просветил Мригари, дикого охотника, который был лишён какой бы то ни было благовоспитанности и религиозности. Мригари никогда не добивал раненных во время охоты животных, обрекая их на страдания и мучительную смерть. И несмотря на это Нарада наставил его на путь чистого бхакти.

Есть и другие необычные примеры того, как живые существа получают бхакти от преданного. Некоторым, быть может, в это трудно поверить, но, тем не менее, такие случаи существуют. Один из них – история из жизни Шри Расикананды, бенгальского святого, жившего в шестнадцатом веке. Шри Расикананда бесстрашно вышел навстречу разъярённому слону и стал с любовью проповедовать бешеному животному, которое убило много людей и разрушило много домов. Со слезами на глазах слон упал к стопам Расикананды, а затем почтительно обошёл вокруг него. Расикананда дал слону посвящение в мантру и имя Шри Гопал. После этого слон больше ни на кого не нападал, был смирным и кротким.

Таким образом, бхакти традиционно передаётся по цепи преемственности, хотя, бывает, что иногда и довольно необычным способом. То же относится и к другим ведическим методам самопознания, таким как гьяна-йога или аштанга-йога. Это согласуется с приведённым выше текстом из «Шримад-Бхагаватам», где говорится о том, что человек не способен достичь самоосознания собственными усилиями.

Однако бхакти сверхтрансцендентно, настолько, что даже может превзойти обычные трансцендентные способы преемственности. Шрила Джива Госвами приводит несколько примеров этому в «Бхакти-сандарбхе» (Ануччхеда, 139). Он утверждает там, что преданное служение – это энергия Господа и потому проявляется сама по себе. Чтобы обосновать это, он цитирует «Шримад-Бхагаватам» (5.14.45): «Даже оказавшись в теле оленя, Махарадж Бхарата не забыл Верховную Личность Бога; поэтому, покидая это тело, он громко вознёс следующую молитву: «Верховная Личность Бога – это олицетворённое жертвоприношение, и Он предоставляет результаты обрядовой деятельности. Он – защитник религиозных систем, олицетворение мистической йоги, источник всех знаний, повелитель всего мироздания и Сверхдуша в каждом живом существе. Он красив и привлекателен. Покидая тело, я склоняюсь перед Ним и надеюсь всегда быть занятым трансцендентным любовным служением Ему». Произнеся эти слова, Махарадж Бхарата оставил тело».

Даже пребывая в теле оленя, Бхарата смог произнести в момент смерти эту проникновенную молитву. Гьяни или йог не смог бы это сделать. Если бы они потерпели неудачу на своём пути и родились животным, им не удалось бы продолжить свою духовную практику. Другой пример – Махарадж Индрадьюмна, который в следующей жизни стал слоном Гаджендрой, что не помешало ему вознести Господу молитвы.

В «Бхакти-сандарбхе» (Ануччхеда, 151) Шрила Джива Госвами говорит также о том, что бхакти иногда передаётся благодаря случайному стечению обстоятельств, и что даже слабый отблеск бхакти разрушает все грехи и приводит на Вушнулоку. Он приводит пример из «Нарада-пураны». Двое пьяниц пустились плясать в старом, заброшенном храме Господа, размахивая при этом палками с привязанными на них тряпками. Они вернулись в трансцендентную обитель Господа благодаря тому, что их действия были восприняты как преданное служение – поднятие флага в храме Господа.

В другой раз как-то пёс подобрал птичку, убитую охотником. После того, как пёс обежал вокруг храма, птичка обрела благо обхода храма Господа и вернулась в трансцендентную обитель Господа.

«Нрисимха-пурана» повествует о том, как Прахлада Махарадж в своей предыдущей жизни на святой день Нрисимха-чатурдаши рассорился с проституткой. Перебранка продолжалась целый день и целую ночь. Таким образом, в этот святой день он случайно соблюдал пост и всю ночь не спал, и благодаря этому он стал великим преданным Господа.

Эти действия – поднятие флага в храме, обход вокруг божества и пост на святой день – являются ангами, или элементами, бхакти, и могут иногда, хотя и нечасто, даровать человеку желаемый результат, даже если он не осознаёт их ценности. Подобные чудесные происшествия случаются далеко не с каждым преданным и не при всяких обстоятельствах. Они действительно имели место, и наши ачарьи приводят их в пример, чтобы продемонстрировать могущество этих элементов бхакти. Однако я привожу их с другой целью – чтобы продемонстрировать независимую природу бхакти.

Итак, бхакти совершенно свободна и независима, так же как свободен и независим Верховный Господь, Шри Кришна. Это подлинная суть бхакти.

 

«Свобода несомненно является матерью всякого прогресса. Святая свобода является движущей силой, которая ведёт живое существо всё выше и выше к вечности и бесконечной любви. Злоупотребление свободой ведёт к деградации, и вайшнав должен всегда очень бережно относиться к этому возвышенному и прекрасному дару Бога» (Шрила Бхактивинода Тхакур, «Бхагавата»).

…………………………………………………..

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи