?

Скрытые препятствия на пути бхакти. Глава 5, часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 119. Опубликовано: 23-06-2022, 18:16

Скрытые препятствия на пути бхакти

Пурначандра дас

Слепое следование

Глава 5, Часть 1

 

При обсуждении стилей руководства я упомянул, что существует два пути: путь любви и путь страха. Характерное свойство пути страха – слепое следование. Страх и слепое следование подобны спутникам, они прекрасно уживаются друг с другом. Вместе они создают атмосферу авторитарности, которая подавляет индивидуальную свободу мысли и действия.

Шрила Прабхупада осуждает слепое следование в своих лекциях. Вот что он говорит: «Да. Слепое следование и бессмысленные вопросы. Этот стих осуждает и то, и другое. Слепое следование означает: «О, какой свами! У него тысячи последователей. А ну-ка я тоже стану его учеником». Это называется слепым следованием. Вы не знаете, что это за свами, действительно ли он свами или мошенник. Вы не знаете. Но поскольку все идут к нему, вы думаете: "Ой, я тоже хочу стать его учеником ". Это слепое следование, без какого бы то ни было знания, вслепую» («Б.-г.», 4.34-39, январь 1969г., Лос-Анжелес).

«Мы обсуждаем "Бхагавад-гиту " только для того, чтобы понять, что мы не следуем принципу слепо. Это наука. Эта практика основана на философии и науке. Мы просто сделали этот метод легче, следуя по стопам выдающихся личностей. Но это не слепое следование» («Б.-г.», 7.28-8.6, октябрь 1966г., Нью-Йорк).

«Смысл слова вичара заключается в том, что мы должны стараться осознать дар Господа Чайтаньи при помощи логики, вичары. Следовать слепо не годится. Это не может продолжаться долго. Нужно оценивать всё при помощи логики» («Шримад-Бхагаватам», 6.2.1-5, январь 1971г., Калькутта).

Сегодня в ИСККОН много говорится о принципах лидерства. Преданные посещают семинары и собрания, читают книги об искусстве руководства. Однако Шрила Свами Прабхупада, насколько нам известно, не посещал никаких семинаров и не читал книг по лидерству, но, тем не менее, был совершенным лидером. Это признают даже непреданные (один из главных менеджеров организации Стивена Кови, прочитав «Шрила Прабхупада-лиламриту», отметил, что Шрила Прабхупада в полной мере воплощал в себе «семь привычек»). Почему Шрила Свами Прабхупада естественным образом был хорошим лидером?

Лидер – это влияние, а источник влияния – Кришна. Поскольку Шрила Свами Прабхупада был напрямую связан с Верховным Господом, Шри Кришной, он был наделён энергией преданности, бхакти-шакти. Шрила Прабхупада, полностью погружённый в преданность Кришне, понимал, что эту преданность пробуждает. Поэтому он заботился о том, чтобы в его обществе всегда присутствовал дух преданности. Мы должны научиться распознавать, изучать и практиковать эти принципы, которые для Шрилы Свами Прабхупады были чем-то совершенно естественным.

Между авторитетностью и авторитарностью существует огромная разница. Ниже приводятся определения этих слов университетского словаря Вебстера. Именно в таком смысле эти слова употребляются в данной книге. «"Авторитетный " означает "основанный на авторитете " или обладающий им». Авторитетный человек (или группа людей) заслуживает признания и доверия.

Слово «авторитарный», согласно словарю Вебстера, имеет два значения. Первое указывает на слепое повиновение власти, а второе указывает на сосредоточение власти в руках лидеров, которые не несут конституциональной ответственности перед народом. Иными словами, такие лидеры никак не отвечают за проблемы общества и претендуют на уважение независимо от своего поведения.

Благодаря своей внутренней духовной силе настоящий духовный лидер обладает авторитетом. Он не полагается на слепое повиновение, титул или обычаи, принятые в той или иной религиозной организации. Он всегда старается внутренне совершенствоваться и знает, что справится с грузом ответственности своего положения только в том случае, если будет открыт, чист и бескорыстен. Он заботится о других, так как чувствует связь всех существ со Шри Кришной и знает, что все души – неотъемлемые частицы Господа. Такой лидер всегда чувствует ответственность за людей. Если кто-то страдает, жалуется или неправильно воспринимает ситуацию, он чувствует за это личную ответственность. Он прилагает все усилия, чтобы понять, какова его вина в возникновении той или иной проблемы, и как её решить. Люди естественно следуют за таким лидером, он вызывает у них искреннее уважение.

Нынешний ИСККОН раздирают большие внутренние конфликты, как, например, с ритвик-вади, которые считаются отклонившимися. А недавний массовый исход преданных в другие организации Гаудия-вайшнавов оказался для многих членов ИСККОН настоящим потрясением. Некоторые лидеры считают, что необходимо как-то бороться с этими проблемами, но многие из них даже не задумываются над тем, что зачастую они сами их и породили.

Если гуру смиренен, считая себя всего лишь священнослужителем и стараясь просто помогать своей пастве, то и ученики, и другие последователи будут ему глубоко признательны. Если же он считает себя лучше других, гордясь своими последователями и положением, то найдутся люди, которые начнут убеждать всех, что он всего лишь священнослужитель, а не гуру в полном смысле этого слова. В этом видна высшая справедливость, и вполне возможно, что это устраивает Сам Господь, чтобы преподать урок своему преданному.

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура маханты, лидеры храмов, под влиянием жадности стали распространять ересь джати-госаи и попытались завладеть монополией за право поклоняться шалаграма-шиле и давать инициации. Когда Шрила Сарасвати Тхакур бросил вызов этим махантам, они наняли громил и напали на его группу паломников во время Гаудия-мандала-парикрамы в Навадвипе. В результате, многие местные жители, увидев, как их маханты набрасываются на невинных паломников-вайшнавов, потеряли веру в свою традиционную религию Гаудия-вайшнавизма, и еретические апа-сампрадаи начали расти, как грибы после дождя.

В Бенгалии есть пословица: «Рыба гниёт с головы». Это означает, что за те отклонения, которые возникают в религиозной традиции или организации, часто несут ответственность сами религиозные лидеры. Некоторыми из причин нынешних проблем в наших общинах стали корысть, авторитарность и гордыня, которые, как показывает история Гаудия-вайшнавизма, и прежде порождали проблемы. История часто повторяется.

…………………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи