?

Скрытые препятствия на пути бхакти. Глава 14.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 119. Опубликовано: 20-08-2022, 14:24

Скрытые препятствия на пути бхакти

Пурначандра дас

Глава 14

 

Заключительное слово

В первой главе обсуждалась свобода – основа преданного служения. Свобода предоставляет возможность задуматься, а размышления помогают усвоить знания. Усвоив полученные знания, преданный способен самовыражаться с большей лёгкостью, что естественно побуждает его к творчеству. Творчество, в свою очередь, способствует развитию индивидуальности. Когда человек способен быть самим собой и проявлять творческий подход в своей деятельности, он использует всё своё естество, всю свою энергию. Такая полная самоотдача ведёт к эмоциональной наполненности, по-другому называемой вдохновением – деятельности, которая захватывает, радует и воодушевляет. Это помогает ему познавать себя, при этом практикуя сознание Кришны. Когда человек погружается в преданное служение и духовную реальность, на него нисходит духовное счастье.

Эмоциональное вовлечение – это не сентиментальность. Эмоции – это часть нашего естества: материального, если мы пребываем на материальном уровне, или же духовного, если мы пребываем на уровне духовном. Между этими уровнями существует плавный переход. Не следует думать, будто садхак однажды утром просыпается и обнаруживает, что он уже находится на духовном уровне и обладает духовными чувствами и эмоциями. Скорее, происходит постепенное очищение, при котором материальные чувства, ум и эмоции всё больше заменяются духовными чувствами, умом и эмоциями. Чем больше материальные чувства, ум и эмоции очищаются благодаря воспеванию святого имени и других видов преданного служения, тем больше проявляются их духовные аналогии. Так происходят божественные перемены [см. Дополнения].

Существует два неверных подхода. Один из них – это предоставлять полную свободу чувствам и уму, что характерно для карми, искателей материальных наслаждений. Второй подход, другая крайность, характерен для тех, кто отрицает и отвергает любые побуждения чувств, вместе со всеми эмоциями и интуицией. Это подход гьяни. Синтезом этих двух крайностей является бхакти. На этом пути нужно отличать благоприятное от неблагоприятного – чувственные, материальные побуждения от побуждений духовных. Вначале мы испытываем в основном материальные побуждения. Но что привело нас в самом начале к сознанию Кришны? Сверхдуша подтолкнула нас из сердца: «Найди ту книжку, которую ты когда-то поставил на полку. Сходи в храм». Поэтому нужно признать возможность того, что Господь может побуждать нас через интуицию и связанные с преданным служением чувства. В то же время нужно остерегаться грёз и иллюзорных мечтаний.

За многие годы практики сознания Кришны преданный естественно обретает много духовных сокровищ: полученные откровения, обострение восприятия, эмоции, связанные с преданным служением. Любое общество вайшнавов должно с радостью содействовать подобному развитию. Если же возникает атмосфера недоверия, страха и эгоцентризма, то организация в своих уродливых формах, таких как институционализм, авторитарность и элитизм может на какое-то время помешать индивидууму обрести естественные духовные сокровища.

Первые девять глав описывают закономерности развития преданности, главным образом с точки зрения индивидуальной личности. Главы с десятой по тринадцатую описывают нечистоты организации и другие вещи, которые мешают развивать преданность. Общество, которое доверяет своим индивидуальным членам и помогает им развиваться, обретает их совокупную силу. В противном случае имеет место обратное явление. Сегодня наше общество вовлечено в споры со своими недовольными членами, которые могли бы вместо этого нести положительный вклад в жизнь общества.

Вся деятельность ИСККОН направлена на Бога, и у нас есть потрясающей красоты Божества, мощные киртаны и любящие преданные, но, как и каждая организация, ИСККОН не лишён недостатков. И всё же это сильное общество с крепкой инфраструктурой, которая выдержит испытание временем и намного переживёт нынешние проблемы. Этот период можно воспринимать как время внутренних преобразований, когда главный упор постепенно переносится на заботу о преданных, и больше ценится не количество, а качество. Процветание общества зависит не от успеха одного человека, а от коллективных усилий. Поэтому нужно сплотиться и сотрудничать, а для этого требуется зрелость, смирение и сознание Кришны.

Истинное сознание Кришны требует признать в Шри Кришне верховного субъекта, а в себе – объект Его наслаждения. Если мы считаем субъектом себя, тогда все остальные должны стать объектами нашего наслаждения. Это очень тонкая концепция, которая лежит в основе всего. Для того чтобы действовать сообща, нужно считать себя объектами Верховного субъекта Шри Кришны.

Не нужно быть наивным, тупым или негативно настроенным. Нужно иметь глубокую веру в наше лучшее будущее, всегда устремляя свои действия к этой цели. Временная социальная или политическая обстановка не должна закрывать от нас Господа Кришну. Нужно продолжать прилагать усилия и углублять свои личные отношения с Верховной Личностью Бога, основанные на любовном служении. Если мы поймём и примем высшие ценности божественной любви, которые приближают к Господу, мы будем претворять их в жизнь в доступной нам сфере.

В этой книге много внимания было уделено диагностике различных недугов нашего общества, но их лечение просто и возвышенно. В конечном счёте, всё зависит от сознания Кришны. Любые проблемы, недостатки или сомнения можно устранить только чистотой мыслей, направленных на Кришну. Чистота мыслей о Кришне способна даровать всю необходимую любовь, доверие, честность, мудрость, смирение и великодушие. Эти внутренние качества нельзя учредить указом. Чтобы развить такие качества, нужно улучшать свою джапу, бхаджан, киртан, слушать настоящую кришна-катху и найти подлинную садху-сангу, уделяя этому больше времени. Кто откажется от такого лекарства?

 

Подведение итогов

Сокровища, которыми мы обладаем, колоссальны. Одно из этих сокровищ – наш Гурудев. Члены других традиций Гаудия-вайшнавизма и даже других сампрадай начинают осознавать повергающую в трепет высоту положения Его Божественной милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Как-то во Вриндаване я встретил преданного из Нитьянанда-паривара – линии учителей, берущей начало от Господа Нитьянанды. Он рассказал мне, как много лет назад его гуру призвал его принять прибежище Бхактиведанты Свами.

«Зачем мне идти к нему? Вы – моё единственное прибежище. Мне незачем идти к кому бы то ни было ещё». 

Его гуру, Радха Говинда дас Бабаджи, объяснил ему всеохватывающую природу гуру-таттвы, и добавил, что Бхактиведанта Свами – это авеша, проявление Шри Нитьянанды Прабху.

В тот же день он отправился в Кришна-Баларам Мандир встретиться со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада беседовал с группой учеников в своей комнате для даршанов, поэтому секретарь попросил этого преданного придти попозже. Однако Прабхупада услышал их и настоял на том, чтобы преданного впустили. Тот представился, и оказалось, что Шрила Прабхупада знал его деда и много раз приходил в его храм. Шрила Прабхупада попросил своих учеников выйти из комнаты, а после этого тепло обнял преданного и благословил его. Он призвал его путешествовать по всему миру и проповедовать послание Махапрабху. Этот преданный повиновался приказу Прабхупады, и сейчас он одет в шафрановую одежду, носит данду и проповедует на Западе. В его традиции это беспрецедентно.

Похожий случай рассказывает и Шринивас Кришнадас, преданный из Шри-сампрадаи, адъюнкт-профессор Мадрасского университета. Он сказал, что его шикша-гуру, Шри Кришнадас Махарадж, широко известный в Мадрасе, которому уже больше ста лет, много лет назад приказал ему посвятить остаток жизни изучению комментариев к «Чайтанья-чаритамрите», написанных Его Божественной Милостью Шри Шримад А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Удивлённый Шринивас спросил: «Но Махарадж, почему вы просите меня читать его книги? Он ведь не из нашей сампрадаи».

Махарадж ответил: «Может быть, он и не из нашей сампрадаи, но он вечный спутник Господа Кришны, поэтому не имеет значения, в какой сампрадае он принял рождение. Я пришёл к убеждению, что он не писал эти книги один, Господь Кришна стоял рядом с ним и диктовал ему это знание. Он просто записывал всё, что ему говорил Господь».

Ещё одну поразительную историю рассказал Е.С. Радханатха Свами. Недавно в Панкаджа-кшетре, возле Удипи, собралось много тысяч вайшнавов-мадхваитов, чтобы отпраздновать семисотлетие Шри Мадхвачарьи. На праздник прибыли все известные ачарьи. Самый влиятельный ачарья, Шри Вишвеша Тиртха (Педжавара Свами из Педжавара Матха в Удупи), сначала выступил с речью о Мадхвачарье, а затем стал прославлять Шрилу Прабхупаду. Он сказал, что учение Мадхвы никогда не покидало пределов Индии, пока Шри Бхактиведанта Свами Прабхупада не привёз его на Запад. Он принёс чистое учение «Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты» на каждый континент, ни на шаг не отступая от принципов санатана-дхармы. Обведя рукой всех ачарьев, он сказал: «Все мы вместе взятые не можем сравниться даже с пылинкой со стоп любого из его учеников, которые распространяют это послание по всему миру».

Шрила Прабхупада не принадлежит к числу обычных санньяси или гуру. Со временем это будет становиться всё очевиднее. Его настроение, акценты, стандарты и наставления в преданном служении лишены недостатков. Более того, они получены непосредственно от Господа.

Чистая преданность и духовная любовь решает все проблемы, такие как вожделение, страх, разобщённость, косность, эгоизм, авторитарность и прочие. Чистая духовная любовь возродит в преданных чувство силы. Многие трудности можно преодолеть, если проникнуться духом Шрилы Прабхупады.

Однако многим преданным непривычно даже произносить слово «любовь», что уж говорить о том, чтобы жить и дышать любовью. Речь идёт не о той любви, о которой повествуют любовные романы. Это любовь, которая принимает форму реальной помощи, поддержки и заботы на пути бхакти. Мы можем рассчитывать на возрождение в той степени, в которой индивидуальные члены нашего общества будут находить заботу, понимание и вдохновение. Всё это должно стать такой же неотъемлемой частью нашего общества, наравне с такими неоспоримыми и признанными формами коллективной деятельности, как распространение книг, открытие храмов и привлечение новых членов. Я не противопоставляю одну программу действий другой и не сравниваю их ценность, так как я сам много лет проповедовал на передовой и благодарен за то, что мне была предоставлена эта возможность. Однако если мы проявим более человеческий и индивидуальный подход к бхакти и её внешнему проявлению – организации, у нас будет больше удовлетворённых, уравновешенных и зрелых членов, которые смогут достичь намного большего во всех сферах проповеди послания Махапрабху нуждающимся в нём душам.

Выступая перед северо-американским Джи-Би-Си, Берк Рокфорд недавно обратился с такой же просьбой: «В сегодняшнем ИСККОН авторитет и доверие нужно завоёвывать. Я призываю Джи-Би-Си взяться за ограниченное число конкретных проектов, направленных на благо преданных, и таким образом начать возрождать доверие преданных к руководству общества».

Забота о преданных и служение им принесёт благо нам самим, потому что когда Господь видит любовь и сотрудничество между Своими преданными, Он доволен и дарует Свои благословения. Когда мы думаем о благе и удобстве преданных, это поддерживает и укрепляет проповедь, потому что любовь и забота поднимает в преданных боевой дух и энтузиазм. Когда мы заботимся об отдельных преданных, это даёт понять всем: «Мы ценим тебя. Мы волнуемся за тебя», – даже если тот или иной преданный сам не получает от этого непосредственной пользы. Так возрастает вера всех и каждого.

В современном мире вера является редким и хрупким товаром. Её нужно ценить и лелеять. Нужно создать атмосферу, которая способствует её росту. Нет ничего важнее отношений с другими вайшнавами. Если ведущие вайшнавы поймут это и будут действовать в соответствии с этим принципом, то вскоре мы сможем открыть новую, многообещающую страницу нашей истории.

Что касается отношений, то об этом хорошо сказал один молодой преданный: «Ни одно общество не выживет, если не поставит во главу угла любовь. Мы никогда не сможем правильно относиться к Богу, если не относимся с уважением и вниманием друг к другу» (Бхакта Рупа дас «Молодежь Харе Кришна»).

Это утверждение можно рассмотреть и с другой стороны, сказав, что без подлинной любви к Богу невозможно чувствовать заботу о других, потому что все живые существа – неотъемлемые частицы Бога. Эту божественную цель, любовь к Господу, не должны затмевать никакие другие желания. В противном случае, поддержание нашего духовного авторитета постепенно приведёт к проблемам, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Как я уже подчёркивал, любовь и авторитет тесно связаны между собой. Шрила Прабхупада достиг подлинного успеха, потому что любил Господа Кришну без каких-либо корыстных мотивов. Давайте тоже полюбим Господа и достигнем настоящего успеха.

Однажды на крыше бомбейского храма, когда Нитай дас массировал Шрилу Прабхупаду, один из двух членов Джи-Би-Си, которые часто спорили между собой, пришёл сообщить Прабхупаде о каком-то проступке оппонента. Прабхупада расстроился и сказал: «Я даю им немножко власти, и они сразу же начинают помыкать всеми: «Делай то, делай это». – Нет. Сначала добейся, чтобы они полюбили тебя, и тогда они сделают всё, что ты хочешь» (Из воспоминаний Бхаргавы даса).

 

ДОПОЛНЕНИЯ

 

1

Философские размышления

Письмо Чатурбхудже

Бомбей

21 января, 1972

72-01-21

Дорогой Чатурбхуджа,

Прими, пожалуйста, мои благословения. Я был рад получить прекрасное письмо от тебя, датированное 10 января 1972 года, и с удовольствием хочу отметить, что ты задаёшь очень разумные вопросы. Это естественное положение для преданного-неофита, который искренне старается понять Абсолютную Истину. Поэтому я очень рад узнать, что ты очень разумный парень, как и твой отец, и что вся ваша семья прогрессирует в сознании Кришны. Пусть Кришна дарует вам все благословения.

Что касается отличия между умозрительными размышлениями и философскими размышлениями, мы считаем, что любое познание является психологической функцией ума. Поэтому философские размышления являются умозрительными, если сводятся к произвольной или неупорядоченной деятельности ума, пытающегося всё понять и объяснить своими теориями, пестреющими выражениями «если» и «возможно». Но если философские размышления основываются на указаниях шастры и гуру и имеют целью достичь Вишну, то такие философские размышления не являются умозрительными. Вот, например, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я вкус воды». В этом случае предаваться приемлемым философским размышлениям означает пытаться понять под руководством шастры и гуру, как именно Кришна является вкусом воды. Утверждения «Бхагавад-гиты» просты и совершенны, однако их можно рассматривать под бесчисленными углами зрения. Так что наша философия – это не нечто сухое, подобное умозрительным рассуждениям. Истинное предназначение психической и умственной деятельности заключается в том, чтобы познать всё с точки зрения Кришны, поэтому познанию нет границ, ведь Кришна безграничен. И даже хотя можно сказать, что преданный, познавший Кришну, знает всё (см. 15 главу), тем не менее, философское познание никогда не останавливается и преданный продолжает углублять свои знания, хотя уже всё знает. Постарайся понять этот момент. Это очень хороший вопрос.

Твой вечный доброжелатель, А.Ч.Бхактиведанта Свами

 

2

Быть самим собой

Здесь Сатсварупа Махарадж честно пишет о своих личных непростых попытках найти себя невзирая на большое давление общества и собственного ума, навязывающих ему роль крупного и важного лидера:

«Мне бы хотелось быть в комнате и слышать ценные наставления Прабхупады, но меня не позвали. Да и зачем меня звать? Я слуга-секретарь. Мои обязанности – это доставать для Шрилы Прабхупады свежую ветку нима, которой он чистит зубы, подготавливать его одежду, лекарства, убирать в комнате и приводить важных преданных, таких как Тамал Кришна, на встречу с ним. Немножечко жалея себя, я попробовал про себя повторять свою джапу, как обычно, но сейчас это было труднее, чем когда бы то ни было, так как я старался расслышать звуки, долетающие из-за дверей, а мой ум докучал мне своими глупыми мыслями.

Тогда я подумал, что если я хочу взять на себя более важные руководящие обязанности, то мне ничто не мешает сделать это. Не было бы ничего предосудительного, если бы во время поездок со Шрилой Прабхупадой я взял на себя роль его представителя, проверяя на местах менеджмент, финансы и ход проповеди. Но навязывать себя другим … – меня к этому не тянуло. Да и соответствующих качеств у меня не было. «Я должен печатать письма, выполнять обязанности слуги и просто везде сопровождать Шрилу Прабхупаду», – сказал я себе. Это удовлетворяет Шрилу Прабхупаду, почему же это не должно удовлетворять меня? Уже одного того, что Прабхупада не прогонял меня, должно хватать мне для того, чтобы быть довольным. Как я могу быть настолько неблагодарным? Даже большие лидеры, хотя Шрила Прабхупада вызывает их на встречу, останутся в своих зонах, а я поеду со Шрилой Прабхупадой повсюду. Ну и что с того, что я его незначительный слуга? Разве это не моё естественное положение?

(«Жизнь с совершенным учителем», стр. 61-62, Сатсварупа дас Госвами).

 

3

Одухотворение чувств

«Когда преданные начинают выполнять преданное служение в соответствии с наставлениями истинного духовного учителя, они занимают слух и другие чувства деятельностью чистой преданности. Они слушают о Господе, воспевают Его славу, помнят о Нём, кланяются Ему, лично прислуживают Ему и т.д. Таким образом преданные направляют свои чувства на трансцендентные качества Господа, как говорит Сам Господь: ниргуно мад-апашрайах («Шримад-Бхагаватам», 11.25.26). Так тела преданных поднимаются над материальными гунами. Но иногда преданные направляют свои чувства на объекты материальные, например, на мирские звуки и тому подобное, и тогда это – материальная деятельность тела. Таким образом, тело преданного может иметь два аспекта, трансцендентный и материальный.

Чем выше уровень преданного служения, тем больше трансцендентные аспекты деятельности тела выступают на передний план, а материальные отходят на задний. Это преображение записано в «Шримад-Бхагаватам», 11.2.42:

бхактих парешанубхаво вирактир

анйатра чаиша триката эка-калах

прападйаманасйа йатхашнатах сйус

туших пуших кшуд-апайо ‘пи-гхасам

«Преданность, непосредственное восприятие Верховного Господа и отрешённость от всего постороннего – эти три вещи одновременно проявляются у того, кто принял прибежище у Верховной Личности Бога. Точно так же во время еды человек с каждым глотком всё больше чувствует удовольствие, у него прибавляются силы, и проходит чувство голода».

«Когда человек обретает полностью чистую любовь к Богу, материальные составляющие тела исчезают и его тело становится полностью духовным» («Шримад-Бхагаватам», 10.29.10-11, комм. Вишванатхи Чакраварти Тхакура).

«Бхакти очищает ум, и он постепенно становится духовным» («Джайва-дхарма», гл.4).

 

4

Качества, которые преданные хотят видеть в лидерах

Мы бы хотели видеть лидеров, которые:

• регулярно раздают прасад,

• искренне волнуются о благосостоянии других,

• приглашают других, не дожидаясь просьб об этом,

• учат своих учеников уважать других духовных братьев,

• выдвигают вперёд других,

• более склонны к открытости, а не замкнутости,

• щедры,

• живут очень просто,

• иногда шутят и смеются вместе с нами, а не над нами,

• извиняются, если ошиблись,

• спрашивают других о том, что бы те сами хотели сделать для Кришны,

• не настаивают на том, чтобы им служили.

 

Также лидер должен быть совершенным. В «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21 описан именно такой лидер:

тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам

«Поэтому любой человек, который всерьёз стремится к подлинному счастью, должен отыскать истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив у него посвящение. Истинным гуру является тот, кто, размышляя над словами священных писаний, понял их выводы и способен убедить других в истинности этих выводов. Таких великих личностей, которые, отбросив все материальные соображения, избрали своим прибежищем лишь Верховного Господа, следует считать истинными духовными учителями».

…………………………………………………..

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи