?

"33 года в ИСККОН". Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 118. Опубликовано: 7-09-2022, 09:56

33 года в ИСККОН

Парамананда (Пайонидхи) дас

Часть 1

 

История ИСККОН в Дании

Первые преданные приехали в Данию проповедовать из Германии. Они открыли в Копенгагене проповеднический центр. Бхакти Бхушану Свами тогда звали Сучандра дас. Он был грихастхой и имел маленькую дочь Вишакху. Его жена Бхушакти ушла из ИСККОН, и он настоял, чтобы дочь осталась у него. В тот же период (в 1974 году) к югу от Копенгагена открыли новый храм (Шлосс Реттершоф, им тогда управлял Хамсадутта). Сучандра с дочерью переехали туда. Однако мать девочки захотела забрать дочь и обратилась в полицию своей страны, Западной Германии, сообщив, что её ребёнка похитили.

Мне никогда не доводилось расспрашивать Махараджа лично об этой истории. Но как-то раз, во время санкиртаны (это произошло уже в восьмидесятых годах), я распространял книги в Копенгагене и повстречал бывшего шефа полиции города. Он взял у меня одну из книг Шрилы Прабхупады. Завязался разговор, и я узнал подробности того дела.

Он рассказал, что Интерпол разыскивал маленькую девочку, похищенную опасным «культом сознания Кришны», который немецкая полиция характеризовала как равный банде Баадер-Майнхоф (печально известная группа террористов и грабителей банков). Ему было приказано отправиться в храм Харе Кришна, закрыть его, конфисковать книги, арестовать немецких преданных и отправить их обратно в Западную Германию. В итоге полиция нагрянула в тот проповеднический центр и закрыла его. [Именно тогда полиция обнаружила небольшой арсенал нелегального оружия и 51 000 немецких марок наличными]. Депортировали всех преданных, а дочь вернули матери. Очевидно, что Сучандре следовало вести себя более зрело и не пытаться удерживать ребёнка вдали от матери.

Одной из проблем Харе Кришна в Дании также было то, что немецкие преданные санкиртаны в какой-то момент начали ходить по больницам: брали там одежду врачей и пытались распространять книги пациентам. Это было воспринято как очередное безумное поведение.

Выслушав всю эту историю, я рассказал бывшему начальнику полиции Копенгагена о том, что присоединился к ИСККОН несколько позднее, в 1979 году; и вышло так, что я поучаствовал в дальнейшем развитии движения Харе Кришна в Дании. Узнав от меня о философии и учении Шрилы Прабхупады, тот человек понял, что Гаудия-вайшнавизм – это истинная религия, и был очень впечатлён. «Хотел бы я знать эти вещи тогда, – сказал он. – Я так рад, что встретил вас сегодня. Желаю ИСККОН всяческих успехов в Дании».

Должен упомянуть, что моей первой книгой была «Бхагавад-гита» на немецком языке – «Wie Sie ist». После её прочтения на немецком я и стал преданным.

 

Начало истории Пайонидхи даса

Летом 1977 один друг из Германии показал мне «Бхагавад-гиту как она есть» Шрилы Прабхупады на немецком. Вскоре я начал её читать. Мне было несложно: немецкий в школах Дании – обязательный предмет.

К тому времени я уже прочёл много разных книг по буддизму, был знаком с понятиями «карма» и «реинкарнация». Но «Гита» Прабхупады не просто открыла мне глаза, а всё объяснила. Я развил сильную привязанность к Кришне, и мне казалось, что всё это идёт непосредственно с моей предыдущей жизни.

По милости Кришны в 1978 году в сентябре я встретил преданного из Швеции, Джанешвару Прабху. Он приехал на санкиртану в тот город, где я жил. Я купил у него комплект книг и дал огромное пожертвование. Джанешвара был невероятно рад встретить человека, знакомого с «Бхагавад-гитой».

Я получил приглашение – визитку храма, расположенного в Швеции. Я очень внимательно прочитал все книги и через пять месяцев, в феврале 1979, отправился к преданным в Швецию, в прекрасный Коршнас Гард. Тогда храм в Коршнасе носил название «Храм Гаура-Нитай, Нью-Радха-кунда».

Первым моим вопросом, прямо с порога, был: «Когда приедет Шрила Прабхупада?» Я жаждал слушать Шрилу Прабхупаду и встретиться с ним лично. Но к моему огромному огорчению мне сообщили, что Шрила Прабхупада покинул этот мир в 1977 году. Я был потрясён. Я так надеялся встретить Прабхупаду и стать его учеником. Я уже принял Прабхупаду в сердце как своего вечного духовного учителя.

Моим вторым желанием было изучить книги Прабхупады и начать распространять их. Ведь от простого чтения этих книг моя жизнь изменилась.

Я переехал в храм, оставив университет, квартиру, друзей, девушку и всю свою семью. Мне тогда только-только исполнилось 19. Никто не мог меня понять. Все были в недоумении и решили, что я сошёл с ума. Да, я сходил с ума по Шриле Прабхупаде и Кришне.

За пять месяцев до этого, в ноябре 1978, я чуть не погиб в мото-аварии. Как оказалось, это произошло через год после ухода Прабхупады. Тогда, лёжа в больнице, я читал «Книгу о Кришне» и «Ишопанишад» Шрилы Прабхупады, читал их интенсивно, зная, что должен стать настоящим преданным.

Итак, проведя четыре дня в Коршнас Гарде, Нью-Радха-кунде, я решил, что остаюсь здесь. Буду преданным, буду распространять книги Прабхупады, хочу помочь открыть центр ИСККОН в Дании. Вегаван Прабху стал для меня одновременно и духовным наставником, и доброжелателем. Он тогда являлся президентом храма в Коршнасе и региональным секретарём по Скандинавии. Вместе с Аджитом Прабху, ещё одним учеником Шрилы Прабхупады, они открыли центр ИСККОН в Швеции. Также одним из первых преданных там был Смита Кришна Махарадж.

Я часто прославляю Вегавана Прабху за то, что в ранние годы ИСККОН он привёл так много преданных. В Швеции многие присоединились к Движению сознания Кришны именно благодаря усилиям и проповеди Вегавана Прабху. Я молюсь Кришне, чтобы в будущем все помнили о нём, сознавая, какую важную роль он сыграл. Все, кто знал Вегавана Прабху, говорят о нём исключительно хорошее. Он поистине необычный человек.

 

Санкиртана

Присоединившись к храму в 1979 году, я прошёл подготовку бхакт и сразу же начал спрашивать, когда меня научат распространять книги, когда я смогу присоединиться к команде распространителей. Я очень этого хотел. Жаждал научиться распространять книги Прабхупады, сознавая, что содержится в его «Гите», «Ишопанишад», «Книге о Кришне».

Курс «Бхакта-программ» я проходил в ресторане «Говиндас» в Стокгольме. Там была ежедневная проповедническая программа. Я помогал Дхирашанте Махараджу и проповедовал всем гостям. Там же я научился готовить халаву.

В то же время мне было разрешено каждый день делать сандаловую пасту для Божества Господа Нарасимхи, которому поклонялся Кришна Кшетра Прабху. Поклонение Шри Нарасимхе должно было защитить Харикешу, распространителей книг Шрилы Прабхупады в СССР и всех преданных в той стране.

Мне очень хотелось побыстрее заняться распространением книг, поэтому моя «Бхакта-программ» была короткой. Некоторые старшие преданные рекомендовали подождать, но, в итоге, всего через месяц или около того мне разрешили выйти на санкиртану. Девамрита Прабху (который сейчас стал Свами) сказал мне: «О, ты уже присоединился к сознательным преданным, очень хорошо!»

В Швеции распространять книги мне было сложно. Ведь по-шведски я не говорил. Датский совсем не похож на шведский. Но несмотря на это в свой первый день я так старался, что распространил 14 больших книг. И постепенно начал делать больше.

 

Кассеты

Мне не нравилось распространять кассеты. Их выпускал Харикеша, это были записи его альбомов «Раса». Позднее, в 1981 году я говорил Харикеше, что продажа кассет в Дании незаконна, и предупреждал, что нас, преданных, арестуют, если мы продолжим их продавать. Но Харикеша был так жаден до денег, что не стал меня слушать.

Нас действительно в итоге арестовали. В тот раз мы продали много записей за несколько дней. В одном городе в Ютландии (Дания) я продал 70 кассет за полтора часа. Меня и других преданных арестовали, я просидел целый день в тюрьме. Полиция была сурова с нами. Они чуть не конфисковали наш минивэн. Однако потом отпустили всех с предупреждением, учитывая, что мы монахи и священники.

С книгами у нас не возникало подобных проблем: это религиозные книги, и мы не продавали их, а просили пожертвование. Большинство демократических стран не возражают против сбора пожертвований в обмен на религиозные книги.

Прошло много лет, и я встретил в письмах Прабхупады указание: «Не продавайте записи, сосредоточьтесь на моих книгах». В письме 1975 года от Шрилы Прабхупады к Аджите дасу в Швецию говорилось, что «любая продажа пластинок должна быть остановлена, вы должны просто распространять мои книги, это наш единственный бизнес...»

Так или иначе, в то время любой, кто покупал запись, в подарок получал книжку Шрилы Прабхупады «Совершенные вопросы, совершенные ответы». Однажды лидер санкиртаны сказал мне, что если я распространю более 50 кассет, то получу подарок. Я распространил 64 и получил футболку с изображением Параматмы – я был в восторге, просто на вершине блаженства.

 

Копенгаген

Я присоединился в феврале 1979, а летом в Копенгагене был открыт центр ИСККОН. Мне было 19, но я очень хотел распространять книги Прабхупады. В августе я задал вопрос Вегавану Прабху и Харикеше, можно ли мне участвовать в проповеди в Дании. Мне разрешили. И, хотя я был всего лишь новичком, в одиночку я 7 дней в неделю распространял книги и так поддерживал храм. Другого дохода у храма не было, а пара грихастх, которые там жили, не ходили на санкиртану.

Я продавал книги в поездах метро в Копенгагене и выходил на разных остановках. Иногда люди приглашали меня к себе домой, желая услышать больше о книгах и бхакти. Помню, как однажды встретил группу священников, их было около сорока. Они захотели, чтобы я пришёл к ним и выступил, рассказал о Кришне. Они хотели понять концепцию реинкарнации, карма-бхакти и т.п. Другой раз на санкиртане я встретил свою тётю (сестру отца); она настояла, чтобы я пришёл к ним домой и рассказал о Кришне. Они приготовили для меня вегетарианскую еду, дали горячее молоко и фрукты. В том же году меня пригласили выступить в средней школе в Вайле, в которую я ходил, – «Вайле Родкилде». Пригласили рассказать, как я бросил учёбу и стал монахом Харе Кришна.

Распространяя книги, я приводил гостей на вечерние программы и воскресные пиры. В 1979 году у нас было огромное, пышное, празднование Джанмаштами в Копенгагене. Мы организовали его с помощью «Вишва Хинду Паришад». Пришло около тысячи человек – мы арендовали зал. Там было очень много индусов. Это был самый первый проведённый в этом городе День Явления Кришны. Гопишвара прабху, очень добрый преданный из США, и его жена, ученица Прабхупады из Германии, подготовили весь фестиваль.

Изредка мы вдвоём с Гопишварой прабху выходили на харинаму. Однажды нас арестовали и продержали в тюрьме 3 часа. Мы начали петь Харе Кришна и «Намасте Нарасимхая». Гопешвара Прабху играл на фисгармонии, я – на караталах, мы были в дхоти, куртах, с тилаками. Я стал требовать объяснений, почему мы в тюрьме, ведь мы монахи! Я был датским подданным и знал свои права. «Вам не стыдно арестовывать нас за воспевание Имени Бога в такой свободной стране, как Дания? Если арестуете нас снова за воспевание Имени Бога, и мы встретимся в суде, вы услышите наших адвокатов». Думаю, Господь Нарасимха привёл нас в тюрьму, чтобы очистить это место святыми именами и прославлением. Нас отпустили, и после того случая ни один преданный на харинамах в Копенгагене не был арестован.

Вскоре после Джанмаштами в наш центр приехал Илапати прабху (который в 1989 стал Бхакти Викашей Махараджем), вместе с ним был Прабхавишну Свами. Они собирали в Дании пожертвования для своей проповеднической программы в Бангладеше – продавали кассеты ИСККОН. Я ходил вместе с ними. Так у меня появилось хоть какое-то общение.

Иногда мы с Илапати прабху расходились в разные стороны и шли распространять именно книги. Однажды на меня напали: какие-то бандиты-мусульмане отняли книги, которые я носил с собой, и немедленно сожгли их. В тот день я дал обет, что такого больше никогда не случится, даже если мне придётся драться с негодяями. Всё это случилось прямо перед парком Тиволи в Копенгагене, в самом центре «свободной любящей Дании», страны религиозной терпимости и свободы!

Через четыре месяца Гопишвар прабху с женой уехали. В декабре к нам в Копенгаген заехал Харикеша. Он был первым из гуру и Джи-Би-Си, кого мы увидели в этом центре, потому что никто тогда не воспринимал Данию всерьёз, не верил, что Дания может принять Сознание Кришны – это казалось невозможным. Считалось, что в Копенгагене было трудно контролировать чувства.

Рави дас, ученик Прабхупады, новый президент храма в Копенгагене, распространяя книги от двери к двери, встретил девушку и женился на ней. Он не показывался в храме несколько дней, а потом появился с девушкой. Позже она получила инициацию и стала одной из первых переводчиц книг Прабхупады на датский – перевела «Бхагавад-гиту». Её звали Лилашакти даси.

Вскоре в Копенгаген приехал Вайдьянатх прабху, он был родным братом Шачинанданы Свами. Вайдьянатх стал президентом храма, хотя мы с ним остались в храме вдвоём. Вайдьянатх старался изо всех сил, но ему тоже было очень тяжело контролировать чувства. Хотя я один выходил на санкиртану, распространяя книги с 9:30 утра и, порой, до 8 часов вечера, он мог разбудить меня в 3 утра. У меня не получалось отдыхать как следует, и как следствие, стало очень тяжело проводить на санкиртане много часов. Плюс мне не разрешали сидеть и читать книги Прабхупады по два часа в день, чего я очень хотел. Я ходил на санкиртану 6-7 дней в неделю и не мог уделять достаточно времени чтению книг Прабхупады.

Ещё до того, как стать преданным, я обладал решимостью в изучении языков и всегда усердно учился. В школе на экзамене по латыни я получил максимальную оценку, 13 баллов вместо 11. Я тогда даже купил несколько дополнительных книг, чтобы освоить грамматику. С книгами Прабхупады моя решимость только возросла. Я хотел изучать шастры, хотел действительно преуспеть в понимании шастр, считал, что инициированный священник-брахман должен очень хорошо знать писания.

Более того, я постоянно испытывал желание читать больше, чем 16 кругов, что совершенно не поощрялось храмовыми авторитетами.

К январю 1980 года я совершенно выгорел от тяжёлой тапасьи и отсутствия отдыха. В итоге я отправился на недельку в гости к своему немецкому другу и его семье – мне хотелось получить всего несколько дней отдыха.

 

Швеция и инициация

Потом я позвонил Вегавану Прабху в Швецию. Он приехал в Данию, забрал меня. Оставаясь в Швеции, я занимался санкиртаной вплоть до своей инициации в 1980 году. Инициация была в период Джанмаштами, приурочена ко дню установления Шри Шри Гандхарвики-Гиридхари. Церемонией установления Божеств руководил приехавший в Швецию Джаятиртха. Я оказался самым первым преданным, который перед Шри Шри Гандхарвикой-Гиридхари получил от Харикеши чётки и духовное имя. В тот день я перестал быть бхактой Пером и стал Пайонидхи дасом.

Ещё задолго до этого меня спрашивали, хочу ли я получить инициацию. Но Вегаван Прабху в одной из своих лекций упомянул, что Шрила Прабхупада советовал ждать инициации в течение года. Услышав эти слова, я принял их как добрый совет. Вегаван Прабху являлся для меня в то время настоящим наставником, и значил гораздо больше, чем Харикеша.

Мы всегда распространяли книги Шрилы Прабхупады в дхоти. Один раз я попал на первые страницы газет Северной Швеции. Мы распространяли книги в минус 60 зимой 1980 года, это было в Кируне – самом северном шведском городке. Люди там были очень дружелюбными, а пришедшее лето оказалось очень красивым.

 

Дания, Индия, Германия

Потом я вернулся в Данию и продолжил заниматься санкиртаной там. За проповедь в Дании принялся Девамрита Свами, и мы начали распространять книги в больших масштабах. Вскоре у нас образовалась путешествующая группа из 4 человек. К составу присоединился Камсари (теперь он Кешава-прия), затем – Адидева и Панча-мукха. Также с нами был Даша-аватар дас из Восточной Германии (в то время ещё ГДР), в его страну Девамрита Свами и другие провозили книги контрабандой.

Наш храм находился на Амагере в Копенгагене. Мы распространяли книги по всей Дании, я возглавлял списки распространителей каждую неделю. Кульминацией был большой марафон в декабре 1980. В тот год нас навестил Джаяпатака Свами. Когда мы вернулись с марафона, Харикеша приветствовал меня словами: «Вот идёт махатма санкиртаны

1981 год выдался очень занятым. Мы путешествовали по всей Дании и распространяли книги.

Я получил брахманическое посвящение в 1981 году и выучил гаятри-мантры так же хорошо, как и все остальные. В Германии в 1982-83 годах мне пришлось научиться повторять гаятри очень быстро. Немецкие преданные должны были стать более эффективными, а я путешествовал с ними. Кришна-Карнамрита дас (немецкий ученик Харикеши) говорил, что у нас есть 15 минут на то, чтобы почистить зубы, сходить в туалет, принять душ и одеться. Давалась 1 минута на повторение гаятри-мантр. 16 кругов следовало закончить за полтора часа. Как-то, уже гораздо позднее, в 1993 году в храме ИСККОН Бостона Ниранджана Свами задался вопросом, как это я так быстро повторяю свои утренние гаятри-мантры. И я ему продемонстрировал, как можно успеть всё прочитать за минуту.

Примерно в 1981-82 годах Девамрита сказал мне, что «мы должны зажечься в сознании Кришны». Но мы можем только одно – прилагать усилия, стараться изо всех сил. Девамрита чувствовал себя виноватым, видя, как я день за днём выходил и распространял книги Шрилы Прабхупады, а он ничего не делал, кроме как оставался в храме, играя в великого Ишвару. В другой раз он сказал мне: «Ты король на Уокинг-стрит в Копенгагене». Сам он оставался «королём» храма. Пока вы распространяете книги Шрилы Прабхупады на улице, вы можете быть там королями, но, вернувшись в храм, кланяйтесь мне, ибо я король храма.

Меня не заботила ложная гордыня тех, кто никогда не посвящал свою жизнь ежедневному распространению книг Шрилы Прабхупады. Я присоединился к ИСККОН не для того, чтобы служить Девамрите Свами, а чтобы служить Шриле Прабхупаде.

В 1982 я отправился в Индию. Вместе с преданными из Дании мы побывали в ИСККОН Мумбая, в Майяпуре и во Вриндаване. В том году в храмовой комнате в Майяпуре стояли рядком вьясасаны 11 гуру и все кланялись им. В тот же год Девамрита Свами получил санньясу. В это время началась политика. После возвращения из Индии я поехал в Германию, в старый храм. В то время у Джаятиртхи, гуру и Джи-Би-Си по Великобритании, начались проблемы, он покинул ИСККОН, ушёл к Шридхаре Свами. Шридхара Махарадж, очевидно, не знал, насколько падшим был Джаятиртха.

В Германии я присутствовал на установлении Божества Прахлады-Нрисимхи в храме Нава Джияда Нрисимха Кшетра в январе 1983. Мы устроили огромный книжный марафон, а когда вернулись в храм, то лидеры санкиртаны начали киртан Господу Нарасимхе, который продолжался всю ночь и до мангала-арати. Это было потрясающе. После установления Божества все преследования, которым подвергались местные преданные, прекратились по милости Господа Нарасимхадевы.

На рождественский марафон Прабхупады я вернулся в Данию. В то время к ИСККОН присоединились Джахну дас и Лалитанатх. С президентом храма произошёл скандал: его поймали с матаджи из Аргентины. Но распространение книг продолжалось. Джахну начал распространять больше, чем я. При этом он держал сигарету в одной руке, «Гиту» в другой – так вот распространял и разговаривал с людьми. Прямо в пешеходной зоне Копенгагена. Я не рассказывал об этом другим преданным – надеюсь, больше он так не делал. Джахну распространял очень хорошо, поэтому, уверен, Кришна был к нему, в конце концов, милостив.

 

Картины, книги, и снова картины

В 1983 я был в Германии и распространял картины. Все преданные тогда распространяли картины. Все собранные средства шли на печать русских «Бхагавад-гит» в маленьком формате. Эти книги бесплатно раздавались всем русским, если те выражали желание прочесть «Гиту». Иногда «Гиты» даже подбрасывали на борт русских кораблей, стоявших в гавани Копенгагена.

Потом период с картинами закончился,  и я, наконец, смог снова распространять книги. С меня было довольно, я не хотел продавать картины, поскольку это не является обязанностью брахмачари. Я присоединился к ИСККОН, чтобы распространять книги Прабхупады. Тогда же, во время чтения джапы я получил удивительный даршан Господа Чайтаньи, это случилось в Нюрнберге. Я очень чётко чувствовал присутствие Господа Гауранги.

Распространяя книги Прабхупады в Германии, в 1983 году я установил свой личный рекорд: 183 большие книги. Это было 31 декабря. (Ещё одним моим особым рекордом было распространение 500 средних книг: я сделал это в 1994 году, в Лас-Вегасе, во время концерта «Grateful Dead».)

В Германии преданные стали продавать кассеты, собирая деньги «для голодающих детей Западной Бенгалии». Однако в Германии вы не можете собирать деньги на то, чего не делаете, поэтому немецкие власти хотели от ИСККОН полного отчёта, куда и на что идёт каждая собранная копейка. Часть денег действительно шла в Майяпур, поскольку Шрила Прабхупада начал там «Пищу для жизни». Шрила Прабхупада не раз писал письма, в которых приказывал «продавать мои книги и перестать продавать записи».

Из Германии в 1984 году я вернулся в Данию. Девамрита Свами снова попросил меня продавать картины, уже для нового храма в Копенгагене: нужны были средства для установления Шри Шри Гаура-Нитай. Сначала я сказал, что весь этот бизнес с картинами из Гонконга незаконен и преступен, нарушает законы любой страны. В любой момент меня могут арестовать за это и бросить в тюрьму. Ну и, к тому же, я уже занимался этим в ИСККОН в Германии целый год и больше я не хочу. Я присоединился к ИСККОН, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. Девамрита Свами ответил мне: «Хорошо. Но просто помоги на этот раз. Я никогда больше не попрошу тебя делать это. Потом сможешь вернуться к книгам».

Картинный бизнес начал Бхавананда в Австралии. Это была обычная продажа мирских картин, которая понравилась Харикеше, Сухотре и Девамрите Свами.

Итак, я сделал это. Я собрал много лакшми: несколько тысяч долларов. Они пошли на новую храмовую комнату, одежды Гаура-Нитай и севу. Шри Шри Гаура-Нитай были установлены. Однако храм находился на первом, нижнем этаже, и его следовало сделать звуконепроницаемым – в противном случае будут беспокоиться соседи. Новый храм находился в очень богатом районе Копенгагена, Хеллеруп, в котором жила верхушка среднего класса. Здесь нельзя беспокоить соседей, иначе придётся продавать недвижимость.

То, что случилось дальше, изменило мою жизнь навсегда. Я потерял веру в лидеров из-за их эгоизма.

Девамрита Свами сказал: «Хорошо. Теперь иди и дальше занимайся картинами». Я с удивлением ответил ему: «Девамрита Свами, ты же дал слово, что я вернусь к распространению книг!» Он сказал, что передумал. Я возразил, что это невозможно. И отправился поговорить с Харикешей, моим тогдашним гуру. Харикеша, по правде говоря, даже не знал о моей жертве. Не был в курсе, что я собрал все эти средства на новый храм. Я был дурак, что пожаловался Харикеше. Но именно тогда я, наконец, осознал, что Девамрита – змея.

Я продавал картины, чтобы помочь в поклонении Гаура-Нитай в Копенгагене. В конце концов, установление Божеств в Дании являлось очень особым событием. Однако мне никак не разрешали продолжить распространять книги. Харикеша и Девамрита давили на меня, чтобы я занимался картинами. Я решил, что с меня хватит, и получился конфликт. Мне пришлось покинуть храм, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады.

Я уехал из храма в апреле 1984. Продолжал покупать в храме книги и шёл распространять их. Меня уже особо не приветствовали в храме Копенгагена из-за политики Девамриты Свами. А ведь я – первый датский преданный, который помогал открыть храм в 1979 году.

В первый день после ухода из храма, выйдя на санкиртану, я повстречал Джамадагни даса, одного из учеников Шрилы Прабхупады в Дании. Он рассказал мне, как Девамрита вёл политику и против него. Джамадагни – преданный, который перевёл первые книги на датский. Перевёл «Шри Ишопанишад», книгу «Кришна» и «Ведическую философию и религию» Сатсварупы Махараджа. Я, в свою очередь, рассказал Джамадагни о том, что случилось со мной.

В то время все старшие преданные в храме уже переженились и давно перестали выходить на санкиртану. Мне завидовали, на меня злились. Я стал жить отдельно, и понимал, что это хороший повод расстаться с ИСККОН. Однако у меня была миссия. Именно за то, что я хотел распространять книги Шрилы Прабхупады, а не картины, за мою решимость, Харикеша обозвал меня «животным». Я получил письмо от Харикеши, в котором также говорилось, что я демон, потому что отказываюсь продавать все эти картины. Харикеша не был преданным санкиртаны: жил в комфорте храма и никогда не ходил на мангала-арати. С той поры я отверг Харикешу, понял, что он «асат». Я был, должно быть, первым в ИСККОН, кто понял, что это поддельный гуру.

Одним из моих духовных братьев был Джанешвара из Швеции. Однажды на санкиртане он заявил, что Харикеша обладает всеми 8 мистическими способностями. Я хорошо знаю книги Прабхупады, поэтому спросил Джанешвару: «Неужели ты считаешь, что Харикеша умеет летать (лагхима-сиддхи), доставать предметы из далёких мест (прапти-сиддхи), и всё прочее?» Он сказал: «Да, абсолютно». Я был удивлён его наивной и ребяческой убеждённостью. Просто глупо иметь такую слепую веру.

Я решил прямо спросить Харикешу, есть ли у него мистические силы. И Харикеша не стал отрицать. Он был негодяем и мошенником, ему нравилось, чтобы преданные думали, что он такой же могущественный, как Шри Хануман или другие особые вайшнавы, проявляющие мистические способности. Тогда я спросил ещё раз: «Джанешвара Прабху утверждает, что у вас есть все восемь мистических сил. Хочу узнать ваш ответ на это утверждение». Он не ответил прямо. В третий раз я задал вопрос уже таким образом, чтобы Харикеша не почувствовал в моих словах вызова, сказав: «Шрила Прабхупада говорил, что его мистические способности заключаются в том, что он превращает хиппи в вайшнавов и делает их «хэппи», счастливыми. При этом Шрила Прабхупада был против демонстрации так называемых мистических сил и магии ради обмана дешёвых учеников». Он не мог возражать.

Я понял, насколько материалистичным был мой гуру. Он всегда думал только о деньгах и хотел, чтобы преданные делали их любыми способами, даже нелегальными, вместо того, чтобы просто продавать книги Шрилы Прабхупады. На самом деле, мы даже не продаём книги — мы просим пожертвования!

В конце концов, выяснилось, что Харикеша был мошенником, но формально это произошло только в 1998 году.

Итак, после произошедшего я перестал повторять пранама-мантру Харикеше. Читал одну пранаму Шриле Прабхупаде. У меня, по большей части, не было никакой веры в этих высокопоставленных учеников Прабхупады. Они жили в удобствах, никогда не выходили на санкиртану и даже на харинаму. За исключением, конечно, особых случаев. В тот момент Кришна показал мне, что единственная необходимая вещь – это принимать прибежище исключительно у Прабхупады. Никто из этих лидеров, занимавшихся взаимной политикой и интригами, не являлся серьёзным преданным. Харикеша и Девамрита выгнали всех старших преданных из Швеции, начиная с Вегавана Прабху и Аджиты Прабху. Харикеша и Девамрита завидовали Вегавану Прабху. Они выгнали всех тех учеников Прабхупады, что на самом деле обладали сознанием Кришны – остались только те, кто им поддакивал.

ИСККОН постепенно превращался в культ. Хамсадутта и его банда добыли целый штабель оружия, об этом узнала полиция. Сухотра (тогда ещё Свами) в тот год пал с замужней ученицей Харикеши из Боливии. Позже Джи-Би-Си сделали Сухотру «ваначари», хотя он не следовал никакому ашраму. До сведения Джи-Би-Си так и не довели склонность Сухотры «выжигать» подчинённых ему. Интересно, что Бхакти Вайбхава Свами никогда не ввязывался в подобную чушь и всегда был добр ко всем преданным, именно поэтому я его всегда уважал.

Но мошенничество продолжалось. Жить в храме и быть лишённым возможности распространения книг было очень демонично. Поэтому я жил вне храма и продолжал распространять книги Прабхупады.

 

Махарама

Некоторое время я жил в храме ИСККОН в Австрии, пытался сотрудничать с Махарамой дасом. Он тогда был президентом храма в Вене и региональным секретарём по Австрии. Махарама был печально известен как распространитель книг из Германии, который часто во время санкиртаны ввязывался в кулачные драки. Харикеша поставил Махараму даса во главе Австрии, а Гуру-Гаурангу даса сделал региональным секретарём по Австрии и Швейцарии. Махарама частенько массировал Гуру-Гауранге ноги и потом вдыхал их запах, пародируя карми, затягивающегося сигаретой: «М-м-м-м, лотосные стопы!» – приговаривал он. Хотел показать, как следует делать массаж старшим преданным. Он был совершенно сумасшедшим.

Однажды, добираясь в Грац на большой рок-концерт, один из тех, на котором преданные распространяли прасад и книги, мы поймали два такси, чтобы доехать до железнодорожной станции. Доехали. И Махарама отказался заплатить таксистам, чуть не подрался с ними, чем вызвал большое волнение. Все таксисты засучили рукава, поэтому Махатме пришлось выдать деньги. Сердясь, он обругал таксистов: «Verdamte Sudras, проклятые шудры!» А мы все были одеты в вайшнавскую одежду – в дхоти, с нами были и матаджи в сари. Мы представляли ИСККОН, и это выглядело очень плохо.

Меня произошедшее сильно обеспокоило. Я поговорил на эту тему с одним преданным, а тот взял и передал все мои слова Махараме. Мы как раз ехали с фестиваля, после успешной проповеднической программы, в ходе которой я лично продал много «Бхагаватам». Мы все вместе ехали в минивэне. Я сидел рядом с Махарамой, тот вёл машину.

Махарама, узнав о моих словах, очень разозлился и начал кричать: «Что, думаешь, я в майе?!» Я ответил, что не согласен с тем, как он себя повёл вчера в Вене с водителями такси, так не следовало делать. Никто никогда не осмеливался говорить Махараме что-либо в лицо. Но я не боялся его. Махарама немедленно остановил минивэн и просто выкинул меня на дорогу. Это случилось за сотни километров от Вены, было 2 часа ночи. Я оказался посреди шоссе в красивых горах Австрии.

После санкиртаны у меня в кармане осталось немного лакшми. Эти средства помогли мне добраться до мотеля, но на еду уже не оставалось. На следующее утро я попросил у хозяев немного воды. Сказал, что я монах, и у меня нет денег. Я был одет в шафрановые дхоти и курту. Хозяйка мотеля принесла мне овсянку с фруктами и горячее молоко, была ко мне очень добра. Я поблагодарил матаджи за её доброту.

Должно быть, хозяева задавались вопросом, что это за религия такая, бросают своего монаха ночью на шоссе?

Потом я вышел на трассу и автостопом к полудню добрался до Вены.

Яркая сторона этого автостопа была в том, что я прочитал более ста кругов в красивых горах Австрии – они действительно потрясающие. Сегодня я могу вспомнить эти живописные виды благодаря Махараме, иначе я никогда бы не увидел австрийские горы.

Когда я появился в храме, Махарама велел мне извиниться. Я заявил ему, что пришёл только за своим багажом. Потом позвонил в храм в Дании Адидеве, поговорил с Девамритой, потом позвонил Харикеше – тот разговаривал со мной совершенно беспечно и бессердечно.

Надо добавить, что Махарама был в принципе известен своим агрессивным поведением. Он часто выбрасывал преданных из фургона санкиртаны, когда считал, что те продали недостаточно книг. Некоторые возвращались в храм, другие уходили из ИСККОН. Всё это правда, я ничего не выдумываю. Кришна тому свидетель. Даже Харикеша не мог контролировать его. Впрочем, он даже и не пытался, у Харикеши были свои мотивы. Так что Харикеша никак не поправил Махараму. А Шачинандана (который тогда ещё не стал санньяси) отругал меня, а потом спросил, что я думаю о Харикеше. Я ответил: «Он – хороший человек». Шачинандана разгневался: как это я смею считать Харикешу обычным человеком.

Позже в 1986 году, Махарама стал гуру ИСККОН, но вскоре покинул движение. В том же году в Колумбии он столкнул ученика с лестницы и тот разбился насмерть. Больше его никогда не видели.

.......................................................

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи