?

"4 вайшнавские сампрадаи. Краткий обзор".

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 260. Опубликовано: 29-01-2023, 05:29

4 вайшнавские сампрадаи

Краткий обзор

 

В «Падма Пуране» сказано: сампрадайа вихинайе мантрас те нишпхала матах... — «В век Кали духовное знание передаётся посредством четырёх сампрадай: Шри-, Брахма-, Рудра- и Кумара-сампрадаи. В них заключена суть поклонения Верховной Личности Бога, и любая мантра, полученная вне этих сампрадай, не обладает силой».

Четыре вайшнавские сампрадаи приходят в Кали-югу, чтобы возродить чистое бхакти и устранить препятствия в виде буддизма, майявады, карма-мимамсы и других ложных теорий. Все сампрадаи несут в себе одну и ту же концепцию: Бог един со Своим творением и одновременно отличен от него.

Вместе с тем между сампрадаями имеются определённые различия. Одни сампрадаи делают бóльший акцент на аспекте единства (не­двойственности), а другие — на аспекте отличия (двойственности).

Философские доктрины (учения) каждой из четырёх сампрадай основываются на «Веданта-сутре», которая является квинтэссенцией ведической мудрости. Слово сутра означает «очень сжатое изложение», или «шифр». Поэтому можно сказать, что ведическая философия содержится в «Веданта-сутре» в зашифрованном виде.

В каждой сампрадае есть свой основатель, или ачарья: в Шри-сампрадае — это Рамануджачарья, в Мадхава-сампрадае — Мадхвачарья, в Рудра-сампрадае — Вишнусвами, а в Кумара-сампрадае — Нимбадитья.

В основе учения каждого из них лежит «Веданта-сутра», но все они толковали её немного по-разному, поскольку у каждого имелось собственное понимание того, как пракрити, джива и ишвара связаны друг с другом. Так, на основе стихов «Веданта-сутры» каждый ачарья сформулировал своё учение.

Учение Шри-сампрадаи известно как вишишта-адвайта- вада — «качественная или условная недвойственность». Рамануджа утверждает, что ишвара и джива неотличны друг от друга. Может показаться, что его учение похоже на учение Шанкарачарьи. Дело в том, что в те времена открыто проповедовать двайту (двойственность) было чрезвычайно опасно из-за повсеместного господства майявады. Поэтому Рамануджачарья проповедовал философию вишишта-адвайты, суть которой в том, что джива и пракрити являются аспектами, или качествами ишвары, и в этом смысле они неотличны от Него. Он приводил пример с лотосом. Разве можно розовый или голубой цвет его лепестков отделить от самого лотоса? Или может ли существовать запах цветка сам по себе? Конечно нет. Точно так же джива и пракрити неотделимы от ишвары и являются Его неотъемлемой частью. Рамануджачарья приводит аналогию тела и души: как тело является продолжением души, так и пракрити, материальная природа, — это тело ишвары. Вишну является Сверхдушой вселенной, а пракрити — Его вселенское тело.

Учение Брахма-Мадхава-сампрадаи называется шуддха- двайта-вада, или «чистый дуализм». Если Рамануджачарья утверждал, что джива и пракрити одновременно едины и отличны от ишвары, но при этом делал акцент на аспекте единства, то Мадхавачарья подчеркивал аспект двойственности. Он говорил, что эти три категории полностью отличны друг от друга (пять бхед). В своей философии он использовал два ключевых понятия: реальность и независимость. Он говорил, что пракрити, джива и ишвара существуют реально и отделены друг от друга, но в полной мере независимостью обладает только ишвара, в то время как джива и пракрити всецело зависят от Него. Мадхавачарья приводил сравнение: бимба пратибимба — сам объект и отбрасываемая им тень. Ишвара — это объект, а пракрити и джива подобны Его тени. Ишвара всегда независим, в то время как пракрити и джива зависят от Него. При этом все они существуют отдельно (отличаются) друг от друга.

Учение Рудра-сампрадаи называется шуддха-адвайта-вада, или «чистая недвойственность». Оно тоже довольно близко к философии майявады. Здесь также говорится, что материальный мир, джива и ишвара фактически неотличны друг от друга, и приводится сравнение: мир неотличен от ишвары так же, как следствие неотлично от причины. Причина всегда присутствует в следствии. Подобным же образом ишвара вечно присутствует в этом мире, равно как и в дживе. Рудра-сампрадая самая древняя. Вишнусвами жил в третьем веке до нашей эры.

Учение Кумара-сампрадаи — свабхавики двайта-адвайта- вада, или «естественное единство и отличие». Нимбадитья в равной степени подчёркивал как единство, так и отличие дживы от ишвары. Он говорил, что естественным образом они одновременно отличны и неотличны друг от друга. Эта теория наиболее близка к философии Шри Чайтаньи Махапрабху, однако Махапрабху подчёркивал непостижимость (ачинтья) одновременного единства и отличия, а Нимбадитья утверждал, что это, наоборот, очень естественно (свабхава — естественная природа вещей) и что это очень легко понять, так же как и то, что солнце одновременно отлично и неотлично от солнечного света. Однако Чайтанья Махапрабху делал акцент на том, что применительно к духовной реальности в полной мере постичь одновременное единство и отличие практически невозможно (ачинтья-бхеда- абхеда).

.........................................................................

Редакция: Махешвар д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи