?

"Имеющие право и бесправные. Раса-лила шравана".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 91. Опубликовано: 19-11-2023, 16:22

Имеющие право и бесправные

Раса-лила шравана

Ари Мардан дас

 

До сих пор преданные из разных школ Гаудия-вайшнавизма линии Шрилы Сарасвати Тхакура спорят на эту тему. Даже в одной школе можно встретить противоречивые мнения по этому вопросу. Попробуем разобраться в этой теме, ссылаясь на праманы, учение учителей сампрадаи.

Прежде всего, следует перечислить условия (пункты), при которых не следует слушать о раса-лиле, сокровенных играх Шри Кришны и гопи.

 

1)   Если человек думает, что мадхурья-лилы Кришны тождественны человеческим взаимоотношениям.

2)   Если душа отвернулась от Бога. (В Ануватти к 7-му стиху «Упадешамриты» Шри Рупы Госвамипады, Шрила Б.Сарасвати Тхакур пишет: «Святое имя, игры Кришны и т.д. сравнивают с леденцами, а невежество сравнивают с избытком желчи. Как страдающий желтухой человек не может насладиться вкусом леденцов, так и обусловленное материальное живое существо не может ощутить нектарное блаженство святого имени или игр Кришны из-за невежества, порождённого его нежеланием заниматься преданным служением»).

3)   Если человек не понимает и не принимает мадхурья-бхаву Бхагавана и считает этот аспект чуждым для Бога. (Ш.Б.Прамод Пури Махарадж в катхе «От грубых и тонких тел к раса-лиле», глава 11 учит: «Есть поговорка:

арасике расасйа ниведанам шираси ма ликха ма ликха ма ликха

«О Судьба! Никогда, никогда, никогда не предписывайте мне говорить о священных темах с теми, кто не имеет для них квалификации. Лучше не говорить о таких вещах тому, кто не в состоянии понять. Вы можете говорить всё, что хотите, но такой человек просто неправильно всё поймёт»).

4)   Если воспринимать мирскую влюблённость между мужчиной и женщиной божественной. (Ш.Б.Валлабха Тиртха, «Вожделение – болезнь сердца»: «Как могут порабощённые дживы, отвернувшиеся от Верховного Господа Шри Кришны, лишённые Его даршана и не ведающие о Его сладости, понять эти высшие игры? Они считают, что эти игры подобны мирским грубым чувственным наслаждениям, которым предаются мирские мужчины и женщины, и ошибочно принимают такие чувственные наслаждения за божественную любовь. Такие злополучные, невежественные и обусловленные живые существа рискуют утонуть в океане материального мира, где страданиям нет конца. Как может джива, попавшая в ловушку внешней энергии, состоящей из трёх гун материальной природы, постичь трансцендентные игры вечных спутников Господа, наслаждающихся близкими любовными отношениями с Ним? Это абсолютно исключено».

5)   Если по невежеству обусловленный гунами человек пытается подражать героям мадхурья-лилы Кришны.

6)   Если человек слаб духовным разумом. (Ш.Б.Прамод Пури Махарадж в своей катхе «От грубых и тонких тел к раса-лиле», глава 11 пишет: «Чтобы слушать эти игры, нужно быть дхирой – человеком, владеющим собой, разумным и проницательным».

7)   Если у человека нет твёрдой веры в слова шастр, гуру и садху.

8)   Если человек слушает о мадхурья-лиле из уст преданного, не достигшего премы. (Цитата из «Ш.Б.», 10.33.39. «Когда рассудительный человек с твёрдой верой слушает от  шри гуру повествования о раса-лиле, трансцендентных развлечениях Шри Кришны с юными гопи Враджа, и воспевает эти игры, он незамедлительно обретает чистую преданность Верховному Господу и успешно излечивается от болезни сердца – вожделения (камы)». Или: ««Верующий человек, способный контролировать свои чувства, который слушает или описывает эти игры Господа Вишну с жёнами Враджа, достигнет высшей ступени преданности Господу и очень быстро освободится от болезни сердца, известной как вожделение» (Перевод по работам Шри Гопинатх Гаудия Матха Ш.Б.Прамод Пури Госвами). Также Ш.Б.Прамод Пури Махарадж учил («Предложение любви и разлуки», глава 3): «Наш наиболее почитаемый Шрила Прабхупада никогда не одобрял открытого обсуждения неквалифицированными преданными божественной расы, которая недоступна даже Брахме, Вишну и Шиве, и всегда отдавал приоритет воспеванию святого имени»).

9)   Если преданный не посвятил себя регулярному слушанию и прославлению раса-лилы Кришны и гопи.

10) Если начинающий преданный не желает принимать прибежища у пути чистой преданности (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, комм. на «Ш.-Б.» 10.33.39: «Если преданный регулярно слушает о раса-лиле, жемчужине среди всех других игр Господа, а также пересказывает и воспевает эту лилу, он достигнет высшей ступени преданного служения. Даже если он страдает от болезни сердца в форме вожделения (камы), приняв прибежище у чистой преданности, он может успешно уничтожить эту болезнь, поскольку према не является слабой и зависимой, подобно гьяне, лежащей в основе пути эмпирического познания». Ш.Б.Прамод Пури Махарадж учит в своей катхе «От грубых и тонких тел к раса-лиле», глава 11: «Говорится:

бхаджате тадришир крида йах шрутва тат-паро бхавет

«Господь совершает эти игры, чтобы те, кто услышат о них, стали преданными Ему». Идея состоит в том, чтобы эти игры слушали только люди,  серьёзно настроенные стать преданными»).

11) Если начинающий преданный считает, что любовь к Богу достижима даже в обусловленном состоянии души (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, комм. на «Ш.-Б.», 10.33.39: «Таким образом, кама, как болезнь сердца, и кама по отношению к Верховному Господу в корне отличаются. Эту разницу может постичь только здравомыслящий человек, который не разделяет атеистическую доктрину невежественных глупцов, считающих, что божественная любовь может быть достигнута несмотря на то, что сердце заражено болезнью камы». Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Никто не должен думать, как это делают пракрита-сахаджии, что обычное живое существо преодолеет вожделение, слушая и повторяя эти игры, если он наполнен такими загрязнениями, как вожделение и жадность, если он избегает получения надлежащего знания об отношениях между материей, индивидуальной душой и Верховным Господом, если он зациклен на чувственных удовольствиях, если его разум продолжает проникаться материальными представлениями, если он на практике пренебрегает всеми очистительными действиями преданного служения, и особенно, если он думает что за духовными любовными играми Верховного Господа стоят те же чувственные мотивы, которые испытывает он сам» (Из книги Ш.Б.Прамод Пури «Бхактисиддханта-сара»).

12) Если начинающий преданный повторяет нама-апарадху.

13) Если человек не преследует цель достичь этой расы (Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур, комм. на «Ш.-Б.», 10.33.39 «Эта тема не может быть понята теми, кто наносит оскорбления святому имени или не верит в священные писания. Тому, кто не склоняется вновь и вновь перед гопи Вриндавана, крайне сложно обрести эту высочайшую расу». Ш.Бхактисиддханта Сарасвати: «Человек, который слушает или описывает раса-лилу и другие подобные игры, описанные в «Бхагаватам», живёт ими в своём трансцендентном сердце. Если такова его жизнь, тогда материальные желания чувственных удовольствий сходят на нет» (Из книги Ш.Б.Прамод Пури «Бхактисиддханта-сара»).

14) Если начинающий преданный раньше времени начинает практиковать путь рага-марга, не имея для этого шуддха-адхикары (Ш.Б.Прамод Пури Махарадж: «Если кто-то пытается культивировать рага-марг (путь спонтанной преданности) до того, как получит надлежащую квалификацию для такой практики, и, в то же время, уделяет меньше внимания воспеванию святых имён, он подобен человеку, который пытается собрать плоды, не взбираясь на дерево. Он получит только повреждённый плод, упавший на землю. Прабхупада (Анубхашья, Мадхья 22.) охарактеризовал тех, кто занимался такой анадхикара-чарчей, как пракрита-сахаджий и упрекнул их в том, что они вступают в область, для которой не квалифицированы»).

 

Теперь следует перейти к одному ключевому, можно даже сказать переломному и важному моменту, который разрешает противоречивые высказывания некоторых ачарьев в отношении поднятой выше темы. Из-за непонимания этого момента многие практикующие неофиты совершают маха-апарадхи, вайшнава- и гуру-апарадхи. Среди оскорбителей обнаруживаются даже руководители вайшнавских миссий и инициирующие учителя, имеющие санньясу. Что это за ключевой момент? Он определён выше в пункте №8. Слушать о раса-лиле может любой, но только из уст маха-бхагавата-вайшнава – того садху, который достиг совершенства, любви к Богу. Каковы доказательства этого? Они были явлены Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем, а также его шикша-гуру – Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Поскольку авторитет последнего несравненно высок в сообществе Гаудий по всему миру, то обратимся прежде всего именно к его словам.

Шрила Свами Прабхупада в «Учении Шри Чайтаньи», глава 32, писал об особых условиях, которые позволяют обойти многие предупреждения, описанные выше в пунктах, в отношении запрета на слушание раса-лила-катхи: ««О чём лучше всего слушать?», – задал Свой следующий вопрос Господь Чайтанья.

«Об играх Радхи и Кришны», – ответил Рамананда Рай. Действительно, слушая об играх Радхи и Кришны от чистого преданного Господа, человек сразу же достигает освобождения. К сожалению, иногда случается так, что люди слушают, как об этих играх рассказывает человек, который не обладает духовным самосознанием. И это иногда сбивает людей с толку. В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.40) говорится, что ЛЮБОЙ(1), кто слушает об играх гопи и Кришны, достигнет высшей стадии преданного служения и освободится от материального вожделения, переполняющего сердца живых существ в этом материальном мире. Иначе говоря, слушая об играх Радхи и Кришны, можно полностью избавиться от материального вожделения. Но если человек не освобождается от материального вожделения таким образом, он не должен позволять себе слушать об играх Радхи и Кришны. Пока человек не услышит об играх Радхи и Кришны из уст чистого преданного, он будет истолковывать их неправильно, считая их обычными любовными отношениями между мужчиной и женщиной. Так можно ввести человека в заблуждение».

«Обсуждать раса-лилу с обычными людьми, как правило, не рекомендуется, поскольку они находятся под влиянием философии майявады, но если тот, кто достиг совершенства в сознании Кришны, разъяснит им смысл божественных игр Верховного Господа, люди, слушая его, постепенно тоже обретут сознание Кришны и освободятся от материальной скверны... Заключая рассказ о раса-лиле, Шукадева Госвами сказал, что тот, кто услышит о развлечениях Кришны (Самого Вишну) с гопи из достоверного источника, излечится от самой опасной болезни – вожделения. Другими словами, тот, кто надлежащим образом слушает о раса-лиле, сможет освободиться от стремления удовлетворять похоть и поднимется на высший уровень духовного самоосознания» («Кришна, Верховная Личность Бога», глава 33).

   «Чайтанья Махапрабху говорил, что главы «Шримад-Бхагаватам», посвящённые раса-лиле, предназначены не для обычных людей, а для освобождённых душ. Непосвящённым людям вообще нельзя рассказывать о раса-лиле. Только возвышенные преданные, чьи сердца свободны от скверны, способны постичь сокровенный смысл раса-лилы Радхи и Кришны. Мирянам не стоит даже пытаться понять её.

   Однако и обычные люди (ками), слушая «Шримад-Бхагаватам», повествующий об играх Кришны, очищаются, хотя и не понимают всей глубины раса-лилы. Когда же о деяниях Господа рассказывает чистый преданный, слушатели поднимаются на уровень трансцендентного преданного служения. Наши сердца поражены болезнью вожделения, желанием наслаждаться, но, когда авторитет в духовной науке говорит о любви, которая связывает Кришну и гопи, из наших сердец изгоняются все глубоко укоренившиеся плотские желания.

   К сожалению, мало кому удаётся услышать «Шримад-Бхагаватам» от истинного духовного учителя (сад-гуру). Те же, кто слушает профессиональных чтецов, не излечиваются от вожделения. Некоторые из таких людей даже становятся сахаджиями: они пытаются подражать Верховному Наслаждающемуся, изображая из себя Кришну, Радхарани или одну из Её подруг» («Ещё один шанс», Глава 16).

    «Чтобы правильно понять танец раса, обусловленные души должны слушать о нём от истинного духовного учителя (сад-гуру) и пройти у него подготовку. Тогда они смогут достичь высшей ступени духовного развития; в противном случае, они будут введены в заблуждение. Материальное вожделение – своего рода болезнь сердца, и, чтобы излечиться от этой материальной болезни, обусловленным душам рекомендуется слушать, но слушать не мошенников-имперсоналистов. Если они будут слушать знающего наставника и правильно поймут услышанное, результат будет совершенно другим» («Кришна, Верховная Личность Бога», Глава 33).

   «Господь милостиво нисходит в этот мир, чтобы вернуть падшие души домой, в Своё царство, где они смогут вечно наслаждаться истинной любовью во взаимоотношениях с Богом – любовью, которая отличается от извращённой сексуальной любви, столь дорогой сердцу падших душ в их болезненном состоянии. Господь являет раса-лилу главным образом для того, чтобы падшие души оставили болезненную мораль и религиозность, вернулись в Его царство и наслаждались там истинной реальностью. Тот, кто действительно постигнет смысл раса-лилы, почувствует отвращение к мирской половой жизни» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.30, комм.).

 

На основании чего Шрила Свами Прабхупада утверждает подобное? В основе лежат шлоки, которые позволяют пересмотреть ряд предупреждений. К ним относятся следующие стихи:

ануграхайа бхактанам

манушам дехам астхитах

бхаджате тадриших крида

йах шрутва тат-паро бхавет

«Кришна появляется в этом человеческом облике, чтобы совершать игры, такие как раса-лила, чтобы проявить милость к Своим преданным. Те, кто слышит о таких играх, становятся Его преданными» («Ш.-Б.», 10.33.36).

В «Бхавартха-дипике», комментарии Шридхары Свами к «Шримад-Бхагаватам», он пишет:

мукам кароти вачалам
пангум лангхайате гирим
йат-крипа там ахам ванде
шри-гурум
дина-таранам

«По милости гуру немой может стать великим оратором, а хромой – перейти через горы».

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Все богооткровенные писания утверждают, что даже мгновение общения с чистым преданным дарует наивысшее духовное совершенство» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54).

Это значит, что благодаря подлинному духовному учителю любой человек может обрести всё, все совершенства, даже если он не квалифицирован, но искренен и устремлён в правильном направлении. Хотя бывали случаи, что даже безразличные люди становились вдохновлёнными на преданное служение, если получали ахайтуки-крипу, беспричинную милость истинного духовного учителя. Однако подобное случается редко. Поэтому о раса-лиле может слушать любой человек, если он обрёл удачу в форме встречи с великим святым.

Что же делать тому, кто всё же не смог изменить себя, находясь под влиянием сад-гуру и слушая катху о раса-лиле, кто так и не обрёл свободу от камы и адхикару для  слушания? Нужно изучать шастры, даша-мула-таттву, воспевать святое имя и совершенствоваться в других ангах бхакти-садханы, следуя правилам «Упадешамриты», «Харинама-чинтамани» и регулирующим принципам. Делать то, что делают большинство практикующих вайшнавов, учитывая правила «Хари-бхакти-виласы» и развиваясь на основе «Бхакти-расамрита-синдху». Не следует ждать дешёвого чуда, слушая раса-лила-катху и думая, что лишь она одна изменит сердце навсегда. Такое хоть и случается, но исключительно редко. Необходима анугатья.

 

Подходя к выводам, исходя из объяснения Шрилы Свами Прабхупады, можно получить ответ. Он заключается в следующем – существует два утверждённых стандарта освобождения от камы:

1)   Слушание о раса-лиле из уст маха-бхагаваты и

2)   Изучение самбандха-гьяны для очищения сознания и поклонение харинаме в согласии с учением Харидаса Тхакура и юга-дхармой.

Однако следует понимать также, что если человек принимает первый путь (метод), то это не означает, что он может свободно отбросить в сторону бхакти-крама-патх и практику повторения харинамы. Такая манипуляция легко отбросит человека в сахаджию.

 

Также есть некоторые детали в отношении запрета на слушание раса-лилы. Человек может слушать о раса-лиле  для разных целей: чтобы избавиться от камы; чтобы узнать о цели своей практики и её красоте; либо для того, чтобы заняться медитацией на неё. Слушание и ознакомление (просвещение) очищают и приемлемы, а медитация на неё раньше времени без должной адхикары – категорически запрещена! По правилам традиции медитация на раса-лилу и своё участие в ней практикуется на уровне асакти, то есть речь идёт о практике ашта-калия-лила-смараны.

Почему же так много предупреждений со стороны гуру-варги о том, что не следует раньше времени, не обретя должной квалификации, слушать о раса-лиле? Проблема заключается в том, что расика-вайшнавов уровня уттама-адхикари очень и очень мало на планете. О редкости таковых говорят многие писания и все святые всех подлинных религий. Это значит, что большая часть людей находится в дефиците общения с таковыми, а поэтому имеют мало шансов понять раса-лилу должным образом. По этой причине даются рекомендации, которые направлены к большинству практикующих бхакти-йогу, а не к меньшинству. В связи с широким распространением практики сознания Кришны люди по всей Земле поклоняются Шри Кришне, но только незначительная часть таковых находится под непосредственным контролем и руководством маха-бхагавата-вайшнавов. Эта проблема часто касается даже матхаваси, живущих в святой дхаме. Многие не ведомы святым, а просто ищут других целей, проживая в святой атмосфере. Всё в жизни и судьбе человека определяется уровнем его бхакти и бхакти-сукрити.

Так противоречие в словах садху может быть разрешено. Одни утверждают, что баддха-джива имеет право слушать о раса-лиле Кришны и гопи, а другие утверждают, что ей это делать не следует. Правы обе стороны. Однако в каждом правиле есть место исключению. Когда в жизни человека появляется возможность обрести махат-сангу, тогда благодаря по-настоящему возвышенному гуру человек обретает возможность выйти за пределы ряда правил, установленных традицией.

…………………………….

1) Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж поддерживает подобное мышление в исключительных случаях.

«Если человек сумеет понять природу этих игр, тогда болезнь сердца будет излечена».

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

24.02.1982г. Навадвипа

 

Был один царь Джайпура. Он пообещал оплатить строительство храма в Мадрасе, но сказал:

— Есть один администратор, и, хотя я согласен, но вы должны обратиться к этому человеку. Если он одобрит этот план, то деньги будут выплачены.

Но я знал, что этот администратор — атеист. И он будет возражать.

— Вы царь. Решать вам.

Но царь продолжал ссылаться на этого человека. Я не мог избежать этого и обратился к нему.

Этот администратор мне сказал:

— Местные жители — сантала, племена, туземцы. Они живут в джунглях. У них нет ни одежды, ни еды. Нищие люди. Если бы у нас и были какие-то лишние деньги, то я бы предпочел потратить их на нужды этих людей. А вы строите храм. И даже не здесь, а в Мадрасе. Если бы вы строили храм в их местности, я еще бы мог подумать над такой возможностью, поскольку в храме они могли бы находить кров, прибежище. Но в Мадрасе... Я последний человек на свете, который даст эти деньги.

— Да, но царь подписал, — заявил я ему. — Посмотрите, он подписал бумагу.

— О, этот царь. Кто такой этот царь? Он был человеком с улицы. Радхакришнану и другим каждый год платится взятка в сто тысяч рупий на содержание их университета. И этого человека в обмен на эти деньги возвели на трон. Жена последнего царя в настоящее время в Лакхнау. И она ответственна. Она устроила так, что этого человека короновали, они платят деньги Радхакришнану. Это их сговор. Конечно, каждый год они получают сто тысяч рупий на университет. Этот так называемый царь каждый год платит сто тысяч на университет. Речь идет об очень бедных людях.

Так он меня разочаровал. И я подумал: «Я теряю этого человека». Но я собрался с духом и нанес ему сокрушительный удар. Внутренне я просил Гуру Махараджа о помощи. Я был обескуражен. «Если вы поможете мне, тогда, может быть, мне удастся это осуществить».

Внутренне я молился о его помощи, а внешне я процитировал этому человеку следующее:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах

бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

«Господь Кришна милостиво явил в этом мире Свои лилы с гопи, и тот, кто услышит рассказы о них, в особенности о раса-лиле, от истинного Гуру или вайшнава, кто безоговорочно в них поверит и потом сам будет рассказывать о них другим, тот обретет высшую преданность Кришне. Встречаясь со Своими возлюбленными, гопи, Кришна наслаждается многообразием самых удивительных духовных чувств, и, слушая рассказы о них, вы навсегда избавитесь от главного недуга сердца — вожделения» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.39).

Цитата из «Бхагаватам».

Я сказал ему это с глубоким чувством конечно же, потому что был разочарован, потерял надежду. Я сказал:

— Понимаете, когда я был червём, живущим в навозе, я проглотил горы испражнений. Но мой голод не был утолен. Когда был слоном, я съел джунгли, но мой голод не был утолен. Голод никогда не может быть утолен подобным образом. Чем больше мы поглощаем, тем больше хотим.

— Шукадев Госвами поставил следующий диагноз: этот голод — это болезнь сердца. И болезнь сердца может быть полностью вылечена только в том случае, если человек займет правильную позицию по отношению к кришна-лиле. Враджа-вадхубхир идам ча вишнох — слушание об играх Кришны с девами Вриндавана. Если человек сумеет понять природу этих игр, достигнет гармонии с этим измерением, тогда болезнь сердца будет излечена. В противном случае она не поддается лечению, поскольку глубоко укоренена в сердце.

И когда я произнес эти слова, они тронули сердце этого человека. Он начал плакать. Он сказал:

— Свамиджи, поверьте мне, я имею веру в Бога.

Я ответил ему:

— Ваши слезы свидетельствуют об этом.

— Да, — согласился он. — Мы заплатим деньги. Но не сейчас. Вы можете ехать в Мадрас. И будьте уверены в том, что деньги будут выплачены.

Таким образом. Аналогия, аналогии.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

 

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи