?

Краткая история Гаудия-вайшнавизма с древнейших и до нынешних времён

 (голосов: 3)
   Журналист: 13hakta. Просмотров: 3318. Опубликовано: 19-12-2017, 12:38
Краткая история Гаудия-вайшнавизма с древнейших и до нынешних времён

Гаудия-вайшнавы исповедуют древнейшую религию бхагавата-дхармы, или вайшнавизма (поклонение Вишну и Шри Кришне), уходящую своими корнями в глубокое прошлое, раньше всех цивилизаций – египетской, шумерской, вавилонской, иудейской, китайской. Духовное знание бхагавата-дхармы (бхакти-йоги) практически утеряно для современных людей и особенно людей Запада, но довольно хорошо сохранилось в Ведах, – особенно в традиции Гаудия-вайшнавов, последователей Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Преемственность духовных учителей в этой традиции вайшнавов никогда не прерывается и будет продолжаться вечно.

Шри Чайтанья Махапрабху – великий святой, ставший реформатором ведической религии и положивший начало движению Гаудия-вайшнавизма, появился на земле Индии в XV веке н. э. Он получил духовное посвящение у Ишвары Пури, который был последователем в ученической цепи великого Мадхвачарьи (XIII в.), основателя одной из четырёх главных вайшнавских сампрадай (течений), Брахма-Мадхва-сампрадаи. Наполнив потоком любви к Кришне (Кришна-бхакти) всю Индию, Шри Чайтанья покинул этот мир в возрасте 48 лет в 1533 г. Преемниками Шри Чайтаньи стали знаменитые «Шесть Госвами Вриндавана», во главе со Шри Рупой Госвами. После них в этой преемственности были такие великие святые поэты, как Кришнадас Кавирадж Госвами (автор известной «Чайтанья-чаритамриты»), Нароттам дас Тхакур, Вишванатх Чакраварти Тхакур и многие другие.

К XIX веку, с уходом из этого мира могущественных святых вайшнавов, учение Гаудия-вайшнавизма внешне было значительно искажено недобросовестными людьми (хотя, конечно, оно никогда не может исчезнуть полностью). Заслуга восстановления вечной дхармы Гаудия-вайшнавов в нашем веке всецело принадлежит двум святым нашей эпохи – Бхактивиноду Тхакуру и Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. В 1885 г., следуя желанию Шри Чайтаньи Махапрабху и своих духовных предшественников, Бхактивинод Тхакур – великий святой вайшнав, поэт и учёный-теолог, родившийся в Бенгалии (Индия), – ради проповеди чистого преданного служения Всевышнему Господу, Шри Кришне, основал «Вишва-вайшнава-радж-сабха», или «Всемирное Сообщество шуддха-вайшнавов» (чистых преданных Кришны, Всевышнего Господа). Духовный преемник Бхактивинода, выдающийся богослов и святой вайшнав Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада продолжил эту миссию и в 1919 г. создал на её основе «Гаудия Матх» – духовное сообщество, которое со временем стало включать в себя 64 храма по всей Индии.

Под опытным духовным руководством Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады эта миссия успешно распространилась по всему индийскому субконтиненту и привлекла многих верующих и образованных людей, восстановив репутацию и значимость учения Гаудия-вайшнавов, последователей Шри Чайтаньи Махапрабху.

Со временем это религиозное учение вышло за пределы Индии и в 60–70-х годах XX века, благодаря широкой проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады, очень быстро распространилось по всему миру, найдя своих последователей и в России. Свами Прабхупада родился в Индии в 1896 г. в семье благочестивых индусов-вайшнавов. Изначально он принадлежал к обществу «Гаудия Матх», то есть ортодоксальной традиции Гаудия-вайшнавов. В 1922 г. он получил указание от своего духовного учителя, Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, нести послание бхагавата-дхармы в западные страны и стал известен в Индии как святой вайшнав, посвятивший свою жизнь бескорыстному исполнению завета Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поехав в Соединенные Штаты в 1965 г. с миссией проповеди бхакти, Свами Прабхупада создал в США и других западных странах общество «ISKCON» («ИСККОН» – английская аббревиатура названия «Международное Общество сознания Кришны»). После ухода Свами Прабхупады из этого мира (в 1977 г.) общество «ИСККОН» возглавили его американские ученики. В самой Индии «ИСККОН» считается западной организацией, несмотря на то, что её основатель, Свами Прабхупада, относится к традиционному вайшнавизму. Таким образом, «кришнаиты» (как называют последователей Гаудия-вайшнавизма в средствах массовой информации) бывают разные – некоторые принадлежат к обществу «ИСККОН», а другие – к традиции Гаудия Матха. Хотя в России и в западных странах широко известно международное общество «ИСККОН», но по нему одному нельзя судить в целом о Гаудия-вайшнавизме.

В обществе «ИСККОН» был один выдающийся ученик Свами Прабхупады, Гоур Говинда Свами (1929–1996 гг.), настоящий вайшнав (он родился и воспитывался в истинно вайшнавской семье в Индии). Гоур Говинда Свами показал пример святой жизни преданного Богу человека, духовного учителя, истинного монаха-санньяси. Он никогда не шёл на компромисс с «политиками от религии», которые чинили ему разные препятствия за его честность, открытость и прямоту.

У Гаудия-вайшнавов строго соблюдается принцип ученической преемственности. В писаниях сказано, что знание Абсолютной Истины и любовь к Богу можно обрести, получив посвящение и духовное знание только от истинного сад-гуру – святого, осознавшего свою глубинную духовную сущность и являющегося прочным звеном в парампаре (преемственности истинных гуру-вайшнавов). Для достижения успеха в духовной жизни важно найти такого истинного духовного наставника. Каковы же качества гуру-вайшнава? Он обязательно должен быть:

1) чистым преданным Кришны, то есть настоящим святым;

2) истинным представителем ученической преемственности Гаудия-вайшнавов;

3) осознавшим Шри Кришну и свои вечные отношения с Ним;

4) не привязанным к материальным благам (поэтому он не может духовно пасть);

5) душой, освобождённой из оков майи, иллюзии;

6) полностью сведущим в духовной науке бхакти, большим знатоком священных писаний;

7) способным привести ученика к Богу (Шри Кришне) и занять его в вечном служением Ему.

Если кто-то не соответствует этим определениям, то не стоит торопиться принимать его в качестве духовного учителя. Раздел знаний о том, кто такой Гуру и каковы его качества и обязанности в учении вайшнавов, называется гуру-таттва. На эту тему есть несколько книг, переведённых на русских язык. Среди них: «Шри Гуру и его милость» (Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж); «Шри Гуру – сама моя жизнь» (Шрила Нараяна Махарадж); «Гуру-даршана», «Гуру-вандана», «Милость Гуру» (Шрила Гор Говинда Махарадж).

Что касается миссии непосредственно Гаудия Матха, направления Гаудия-вайшнавов в Индии, то её в конце 30-х годов XX столетия успешно продолжили несколько выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – это прежде всего Шрила Бхактиракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Бхактидайита Мадхава Махарадж и Шрила Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж. В России имеются последователи всех этих вайшнавов Гаудия Матха.

Одним из первых и самых значительных учеников Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады был Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, основатель общества «Гаудия Веданта Самити». Именно он дал Бхактиведанте Свами Прабхупаде посвящение в монашество (санньясу) в 1959 г. Миссию Бхактипрагьяны Кешавы Госвами продолжили Бхактиведанта Вамана Махарадж и Бхактиведанта Нараяна Махарадж.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж является духовным учителем в 11-м поколении от Шри Чайтаньи Махапрабху. Он родился в 1922 г. в семье потомственных брахманов, в штате Бихар (Индия). Оставил этот мир в 2010 г. Он перевёл и написал много книг, посвящённых духовной науке бхакти. Бхактиведанта Нараяна Махарадж был близким другом Свами Прабхупады и его духовным братом в санньясе. По его просьбе он помогал всем его последователям, кто нуждался в этом, и любым искателям истины за пределами Индии.

Бхактиведанта Нараяна Махарадж приезжал несколько раз в Россию. Кроме него в Россию в последние годы иногда приезжали и другие вайшнавы Гаудия Матха, такие как Бхактиваллабха Тиртха Махарадж, Бхактивибуддха Бодхайан Махарадж и др. На данном этапе развития учение вайшнавов представляют инициированные ученики Шрилы Нараяны Махараджа, а также те, кто получал от него наставления в течение многих лет.

Основанные Бхактипрагьяной Кешавой Госвами Махараджем и Шрилой Нараяной Махараджем храмы имеют в Индии официальный статус и получают поддержку и благосклонность индийского правительства, научных и религиозных кругов. В России последователи Гаудия-вайшнавов существуют в соответствии с действующим ныне положением конституции РФ «о свободе совести и религиозных объединениях», а также международным Венским соглашением 1987 г. о свободе религиозных убеждений. Российские последователи Гаудия-вайшнавов помимо своих обычных обязанностей (работа, семья и пр.) издают духовную литературу на русском языке, проводят совместные встречи для молитв, песнопений (киртана) и чтения священных писаний, практикуют духовную жизнь у себя дома и время от времени по желанию посещают Индию с целью паломничества. В России учение бхакти стало известно с 1971 года и к нынешнему времени обрело много последователей.

Все Гаудия-вайшнавы придерживаются следующих религиозных принципов:

1) никогда не едят убойную пищу – мясо, рыбу, яйца или продукты, содержащие их (кроме этого, Гаудия-вайшнавы стараются находить замену одежде и любым изделиям из меха и кожи убитых животных);

2) не принимают одурманивающие вещества: алкоголь, табак, наркотики и даже чай и кофе;

3) не вступают в незаконные (внебрачные) половые отношения;

4) не увлекаются азартными играми (карты, рулетка, казино, лотерея) и не прибегают к нечестным способам зарабатывания денег.

Помимо духовного богатства, Гаудия-вайшнавы в Индии хранят традиции музыки, пения, поэзии, философии, словесности, живописи, архитектуры, земледелия и вегетарианской кухни.

Главные места паломничества Гаудия-вайшнавов в Индии – это Вриндаван (северо-запад страны, штат Уттар Прадеш), Навадвипа (восток страны, штат Зап. Бенгалия) и Джаганнатха Пури (юго-восток страны, штат Орисса). В этих трёх местах и находятся главные традиционные храмы Гаудия-вайшнавов.

 

Из книги «Духовный свет Индии».

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи