?

Великий день!

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 2053. Опубликовано: 29-05-2021, 11:40

Великий день!

Из книги «Экадаши – день Господа Хари» 

  

Цитаты

В «Гаруда-пуране» сказано: «Для тонущего в океане мирского существования есть пять лодок: Господь Вишну, «Бхагавад-гита», Шримати Туласи Деви, корова и экадаши».

***

«Из растений Мне дороже всех Туласи, из месяцев – Картика, из всех существующих мест паломничества – моя возлюбленная Дварака, а из всех дней – экадаши наиболее дорог Мне» («Падма-пурана», «Уттара-кханда»).

***

«Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, пищеварительный огонь разгорается, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая лёгкость, здоровый аппетит и жажда, хорошее настроение и пищеварение, появляются сила и энергия» («Аюр-веда», «Аштанга-хридаям», 1.8).

***

«Чистота чувств и двигательных органов, правильное очищение, лёгкость тела, здоровый аппетит, своевременное проявление голода и жажды, чистота района перикарда и горла, расслабление тела, бодрость, свобода от лени – таковы блага, приносимые постом» («Аюр-веда», «Читрастханам», 14.17).

«Я соблюдаю пост, чтобы контролировать своё тело и душу. Он даёт мне силу и решимость в достижении цели» (М.К. Ганди).

***

«Я сожгу все грехи человека, который постится в экадаши, и впоследствии дарую ему Свою трансцендентную обитель. Экадаши – самый подходящий день для разрушения всех грехов и он приходит всем на благо» (Шри Кришна в беседе с Арджуной).

 

Эти замечательные цитаты из различных источников очень вдохновляют на пост в священный экадаши. Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (15.7), что живые существа, находящиеся в материальном мире, являются вечными духовными искрами, неотъемлемыми частицами Его – Духовного Целого. Как естественной функцией части является служение целому, так и служение Господу Кришне является естественной потребностью всех живых существ. Но из-за связи живого существа с материальной природой эта функция искусственно покрылась авидьей. Отождествляя себя с телом и умом, джива вместо служения Кришне старается господствовать над Его материальной энергией.

Загрязнение, называемое ложным эго, или ложным отождествлением себя с материей, является источником всех страданий души. Как мутная вода после фильтрации становится чистой и прозрачной, так и живое существо, загрязнённое ложным эго, может очиститься посредством развития в себе трансцендентного сознания Кришны. Особенно благоприятствует этому процессу соблюдение поста в экадаши.

Экадаши день аскезы, регулярно соблюдаемый теми, кто следует санатана-дхарме, т.е. формирует в себе сознание Кришны. Эка означает «один», а даши (от слова даша) – «десять». Таким образом, экадаши приходится на одиннадцатый день после новолуния и полнолуния каждого лунного месяца. В эти особые дни преданные воздерживаются от продуктов, состоящих из злаков и бобовых культур, и, прежде всего, прикладывают большие усилия в совершении преданного служения Господу Шри Кришне.

Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья «Международного Общества Сознания Кришны», говорит в «Бхагавад-гите как она есть» (9.14, комментарий): «В преданном служении существуют некоторые предписанные обязанности, такие как соблюдение постов в особые дни, например, на одиннадцатый день после новолуния и полнолуния, экадаши, и в день явления Господа».

Малоразумные люди говорят, что пост в экадаши предназначен только для продвинутых брахмачари, санньяси и вдов. На самом деле эти святые дни поста помогают любой искренней душе осознать необходимость освобождения от противоестественного для неё круговорота рождений и смертей. Экадаши помогают человеку приобрести вкус к отречению, призывающий оставить иллюзорное наслаждение чувств в материальном мире.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в «Шримад-Бхагаватам» (3.27.22, комм.) пишет: «Отречение в сознании Кришны так сильно, что не может нарушиться никакой привлекательной иллюзией. Нужно совершать преданное служение в полной тапасье, аскезе. Рекомендуется поститься два раза в месяц в дни экадаши, наступающие на одиннадцатый день после полной и новой луны, и в дни рождения Господа Кришны, Господа Рамы и Чайтаньи Махапрабху».

В этом мире есть два вида человеческих существ. Сознание первых духовно, они живут по ведическим писаниям. Вторые, материалистичные люди, полны невежества и не следуют писаниям. Но Господь Кришна признаёт Своими детьми все души. Будучи всемилостивым, Он установил в этом мире такие очищающие дни, как экадаши, чтобы каждый мог духовно возвыситься. Предавшиеся души, преданные Кришны, соблюдают этот пост, чтобы обрести Его милость, освободиться из тисков майи и, в конце концов, достичь обители Господа в духовном мире, где они будут вечно служить Ему с любовью. С другой стороны, невежественные люди могут воспользоваться этой благоприятной возможностью, чтобы получить материальные блага, которые также даруются Господом Кришной. Но даже материалисты могут достичь окончательного освобождения при регулярном соблюдении поста. Такова его великая сила.

 Чтобы достичь полного блага от поста в экадаши, необходимо следовать правилам и регулирующим предписаниям. Если правильно руководствоваться ими и соблюдать экадаши в полном сознании Кришны, то это поднимет падшую душу до её истинного, естественного положения возлюбленного слуги Господа. Поэтому экадаши называют «лучшей из всех возможностей». Каждому предлагается вкусить чудесный плод поста в экадаши. По возможности в день поста нужно избегать тяжёлой физической работы и, прежде всего, как можно больше преданно служить Господу Кришне.

Из письма Шрилы Прабхупады к Джадурани д.д. (Шьямарани д.д.) от 9 июля 1971 г.: «Почему только 25 кругов? Вы должны повторять столько, сколько возможно. В действительности экадаши означает прославление Господа и никакой иной деятельности. Когда человек соблюдает пост, повторять харинаму становится легко. Таким образом, в экадаши всякая материальная деятельность должна быть прекращена, если нет какого-то неотложного дела».

Важность экадаши объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 15.9-10) в беседе между Господом Чайтаньей и Его матерью, Шачи Деви.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пал к ногам Своей матери и просил её милостиво исполнить Его просьбу. Мать ответила: «Мой дорогой сын, я дам Тебе всё, что Ты попросишь». Тогда Господь сказал: «Матушка, пожалуйста, не ешь злаки и бобы в дни экадаши». В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «С самого детства Шри Чайтанья Махапрабху ввёл систему соблюдения поста в дни экадаши». В «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами приводится цитата из «Сканда-пураны», предупреждающая, что человек, вкушающий злаки в экадаши, становится убийцей своей матери, отца, братьев, духовного учителя, и, даже если он поднимется на планету Вайкунтху (прапанчика-ваикунтху), он вновь может пасть. В экадаши для Вишну готовится всё, включая обычные злаковые и дал. Сказано, что вайшнав не принимает пищи, которая не предложена Богу, но в экадаши он не должен вкушать даже маха-прасад, посвящённый Господу Вишну. Такой прасад может быть принят на следующий день. Таким образом, в экадаши строго запрещается принимать любые злаки и бобовые продукты.

И западная, и аюрведическая медицина советуют поститься для сохранения и улучшения здоровья. Современные биологи и древние мудрецы соглашаются, что пост развивает человека физически и умственно. Пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни. Шрила Прабхупада утверждает в «Шримад-Бхагаватам» (1.17.38, комментарий): «Государство, желающее искоренить нравственное разложение общества, может ввести следующие принципы религии: обязательные два дня поста в месяц. Даже с экономической точки зрения такое нововведение сохранит государству тонны пищи и благоприятно скажется на общем здоровье граждан».

Тот, кто соблюдает экадаши, может достичь небесных планет. Однако это не должно рассматриваться как окончательная цель поста. Многие личности, упомянутые в пуранах, постились в экадаши случайно. Полные материальных желаний и погружённые в невежество, они не знали, что следовали предписанным свыше правилам. Однако и они, и те, кто специально соблюдал экадаши ради материальных результатов, достигали своих целей. Однако преданные Кришны, соблюдающие экадаши в духе стремления к беспримесной (шуддха) преданности Господу, в итоге поднимаются на Голоку во Вриндаван, в высшую обитель Господа. Пост в экадаши очень помогает человеку духовно прогрессировать на пути к Богу.

……………………………………………...

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи