?

Гуру-ништха

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1050. Опубликовано: 8-09-2015, 19:33

Гуру-ништха

Сборник цитат на тему верности духовному учителю и его учению

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

 

«Я ничего не буду слушать от кого бы то ни было кроме наставлений моего Гурудева. С силой, которая пришла ко мне от лотосных стоп моего Гурудева, ударом моего кулака я отброшу все другие потоки сознания в этом мире».

***

«В тот момент, когда я отклонюсь от шри-гуру, когда я стану забывать того, кто каждое мгновение поддерживает моё влечение к его лотосным стопам, я без сомнения отойду от Истины. Как только я начну обособляться от шри-гуру, в тот же миг бесчисленные дурные сомнения и пороки поглотят меня.

Я просто буду проводить время с наслаждением принимая ванны, когда мне жарко, и укутываясь, когда мне холодно. Другими словами, я буду больше беспокоиться о своём собственном комфорте, чем о служении истинному духовному учителю.

Если в начале каждого года, каждого месяца, каждого дня и каждого мгновения я не буду помнить моего Гурудева, который спасает меня от погружения в то, что не имеет никакого отношения к моей изначальной природе или что отлично от кришна-бхакти, то я, безусловно, буду попадать всё в возрастающие трудности. Я буду стараться выставлять себя как гуру и буду поглощён нездоровой верой в то, что другие должны поклоняться мне как спасителю.

Это есть двитийа абхинивеша - увлечение жалкими стремлениями нашего неестественного состояния. Недостаточно прийти и совершить гуру-пуджу только один раз. Нашим долгом является служить сад-гуру каждое мгновение!» («Осквернение желанием быть гуру»).

***

«Несерьёзные люди, которые возомнили себя маха-бхагаватами и своим поведением бросают вызов духовным учителям-вайшнавам, лишают себя возможности получить милость гуру-вайшнава. Сбитые с толку ложным эго, эти самозванцы в конце концов удостаиваются презрения от чистых преданных второго уровня, и вся милость, которую можно получить от удовлетворения преданных обходит их стороной. Постоянно оскорбляя преданных, которые проповедуют святое имя Кришны, они превращаются в асадху. Поэтому чистые преданные в любых обстоятельствах равнодушно относятся к тем, кто притворяется вишуддха-бхактой, чистым преданным Господа. И такое равнодушие - замечательное проявление вайшнавского милосердия» (комм. «Ш.- Б.», 11.2.46).

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада


«Если ученики больше не придерживаются принципа во всем следовать указаниям духовного учителя, между ними немедленно возникают разногласия. Любое мнение, отличное от мнения духовного учителя, не имеет никакой ценности. Никто не должен пытаться вводить материальные представления (философские спекуляции, основанные на ограниченном гунами разуме) в сферу духовной жизни. С этого начинаются все отклонения. Духовное развитие несовместимо с материальными представлениями» (из комментария Шрилы Прабхупады, «Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 12.9).

***

«Сам Чайтанья Махапрабху говорил: "Мой Гуру Махарадж, Мой духовный учитель, считал Меня большим глупцом». Тот, кто всегда считает себя большим глупцом по сравнению со своим гуру, сам является гуру. Но тот, кто говорит: «Я такой совершенный, что могу говорить лучше моего гуру», - просто негодяй» (Лекция «Выбор духовного учителя. Кто такой гуру?»).

***

«Если мы слушаем трансцендентный звук без ненужных возражений, он, несомненно, проявит к нам свою милость. Миссия ачарьи состоит в том, чтобы вернуть нас в наш изначальный дом, к Богу. Поэтому позвольте мне повторить, что нам всем следует терпеливо слушать его, следовать ему в меру нашей убежденности и склоняться к его лотосным стопам, чтобы избавиться от нашего нынешнего ничем не оправданного нежелания служить Абсолюту и всем остальным душам» (Выступление в Гаудия Матхе на Вьяса-пуджу Ш.Бхактисиддханте Сарасвати Тх. Бомбей, 1936г.).

***

«... выбрасываете его, "Уходи, я уже знаю!" Гуру-мара-видья, знание о том, как убить гуру. Гуру-мара-видья. Эта философия заключается в том, что вы не можете прогрессировать. Вы берёте лестницу. Но как только вы поднялись по лестнице, отбрасываете её. «Больше не надо! Нет больше в ней какой-либо необходимости». Это философия майявади. Наша философия дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам.

Есть одна бенгальская пословица: гуру-мара-видья. Сначала вы учитесь у гуру, а затем убиваете его. Не заботитесь о гуру. Это демоническое (мышление). По милости гуру вы что-то узнаёте. Затем, когда вы что-то знаете, вы (думаете, что) становитесь более великим, чем он, и больше не служите гуру. Это демоническое (мышление)» (Лекция Шрилы Прабхупады, 04.10.1976г.).

***

«Из десяти видов оскорблений главным является не подчинение наставлениям духовного учителя. Ученик должен строго следовать наставлениям, которые духовный учитель даёт ученику во время инициации. Это позволит ученику продвигаться по духовному пути. Но если ученик сознательно пренебрегает этим наставлениям, то его развитие с самого начала будет сильно затруднено. Это пренебрежение указывает на разрыв отношений с духовным учителем. Тот, кто игнорирует и потому разрывает отношения с гуру, едва ли может ожидать помощи духовного учителя из жизни в жизнь» (Письмо от 9 июля, 1969г.).

***

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати комментирует... : «Высшей цели жизни можно достичь, если строго следовать словам, услышанным из уст своего духовного учителя». Такое отношение называется шрута-вакьей. Это означает, что ученик должен неукоснительно исполнять указания духовного учителя. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает, что ученик должен дорожить словами своего гуру, как собственной жизнью. («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.72, комм.).

***

«Достичь совершенства может только тот, кто посыпает свою голову пылью с лотосных стоп  возвышенного преданного. Если ученик всегда следует указаниям духовного учителя, ему не грозит падение. Но если какой-нибудь глупый ученик пытается добиться превосходства над духовным учителем и занять его место, он сразу падает. Йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйаапрасадан на гатих куто ’пи» («Шримад-Бхагаватам», 5.12.14). 

***

«Сочетание указаний духовного учителя и неукоснительного следования этим указаниям делает весь процесс духовного самоосознания совершенным. Комментируя стих из «Бхагавад-гиты» — вйавасайатмика буддхих, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что тот, кто действительно хочет достичь успеха в духовной жизни, должен получить от духовного учителя конкретное указание, чем ему следует заниматься. Он должен стараться строго следовать полученному указанию, сделав это миссией своей жизни. Неукоснительное исполнение воли духовного учителя — единственная и главная обязанность каждого ученика; только так он сможет достичь совершенства. Человек должен стараться во что бы то ни стало услышать наставления духовного учителя, а услышав их, неукоснительно исполнять его волю. Это даст ему возможность достичь цели жизни» («Ш.-Б.» 3.22.7, комм.).

***

«Только глупцы оставляют служение духовному учителю, думая, что обладают глубокими духовными познаниями. Чтобы предостеречь таких глупцов, Чайтанья Махапрабху показал, каким должен быть настоящий ученик. Духовный учитель прекрасно знает, какой деятельностью занять каждого своего ученика, но, если ученик считает себя умнее и, перестав следовать указаниям духовного учителя, начинает действовать независимо, он тем самым останавливает своё духовное развитие. Каждый ученик должен считать себя полным невеждой (в сравнении со своим гуру) в науке о Кришне и всегда исполнять указания гуру, чтобы обрести сознание Кришны. Ученик всегда должен чувствовать себя глупцом перед духовным учителем» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.72, комм.).

 

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж


«Постоянно действующее наставление моего самого почитаемого божественного учителя, Гурудева — духовное руководство — "Куда бы вы не шли, вы должны петь, вы должны совершать киртан, вы должны проповедовать, вы должны повторить всё, что вы слышали из лотосных уст вашего самого любимого и уважаемого Гурудева. Говорите только то, что высказали другие почитаемые вайшнавы и из подлинных писаний, особенно из «Шримад-Бхагаватам», квинтэссенции всех шастр. Вы должны говорить об этом. Если вы будете повторять то, что вы слышали из лотосных уст истинного гуру и от истинных чистых преданных, то ваш ум очистится. Тогда вы получите однонаправленную преданность к объекту поклонения, Всевышнему Господу Шри Кришне".

Это неизменное наставление моего самого почитаемого Гурудева. Поэтому куда бы я не шёл, я стараюсь говорить то, что я помню для моего собственного духовного блага. Если я сам не могу прогрессировать, если я сам не получаю вечного блага, я не принесу пользы другим» (Из лекции).

 

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж

 

«Благодаря вере в слова духовного учителя увеличивается привязанность к служению ему. Человек, который становится сильным проповедником или сведущим писателем, но не прилагает никаких усилий, чтобы воплотить слова духовного учителя на практике, не проявляет к нему истинной любви. Духовный учитель может видеть насквозь тех, кто только делает вид, что привязан к нему. Гуру, без сомнений увенчает успехом искренние попытки ученика, который действительно следует наставлениям учителя.

Гуру является олицетворением великодушия Господа Гауранги, поэтому он милостиво передаст власть или силу своему ученику, который искренне выполняет указания. С благословения гуру, благословения Господа не заставят себя долго ждать, потому что милость Господа приходит через Его близких спутников. Йасйа прасадад бхагават-прасадах».

***

«Тем более не получится ходить в учениках или гуру-дасах, если, приняв имя ученика, жить в своё удовольствие, уклоняясь от водительства сад-гуру и шуддха-ваишнавов, или, отказавшись от служения, желанного гурудеву, заниматься севой-пуджей на удобный для себя манер: не может такая жизнь называться духовной. Не исполняя во всей полноте волю и указания шри гурудева, невозможно принести благо ни себе, ни другим» (Статья «Гуру-сева»).

***

«Горе самонадеянному ученику, который мнит себя более разумным, чем шри гуру, и берётся исправлять установленный им образец жизни и мысли, вводя свою, “самобытную” систему, — виновные в тягчайшем преступлении против лотосных стоп шри гуру — в принижении шри гуру до заурядного смертного, — они губят себя как душу, а вместе с собой души многих других людей. Безусловно, принимать лжегуру за истинного гуру—не меньшая апарадха, чем считать истинного гуру притворщиком. Человек, причастный к такому унижению подлинного духовного учителя, как бы ни изощрялся в служении, доступа к гуру-севе или бхагават-севе лишён. Его “сева” — парад самонадеянности и гордыни».

«Примет ли, принимает ли сад-гуру служение, которым я занят сейчас?” — об этом надо волноваться каждое мгновение, на каждом шагу. Если не думать об этом и жить в своё удовольствие, тратя время, отпущенное на жизнь, деньги, разум, слова на потакание своим личным капризам, можно, конечно, на непродолжительное время сделать приятное своей плоти, но ничего кроме этого» (Статья «Гуру-сева»).

 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

«Как правило, признаки отклонения подпадают под одну из трёх категорий: канака, камини, пратиштха: деньги, женщины и репутация. Вначале его собственный духовный учитель и шастра-упадеш, советы шастр, теряют для (увлекающегося этими анартхами) гуру свою привлекательность. Затем он постепенно начинает лишаться того, о чём он сам говорил прежде, цитируя священные писания и слова своего гуру. Его влечение к высшему блекнет. Это пратиштха, престиж. Канака, камини, пратиштха: деньги, женщины и слава, известность — таковы три универсальных испытания на то, садху это или нет, и какого разряда садху. Самое начало — это отклонение от вышестоящих учителей. Надо суметь различить его: это гордость, пратиштха» («Шри Гуру и его милость», Глава 8 «Разлука со шри гуру»).

 

Шрила Гоур Говинда Махарадж Госвами

 

«Наши принципы и наше учение исходят от Махапрабху и гуру-парампары. Это сад-ачар — закон, которому мы подчиняемся. Это наш кодекс поведения, наше достояние, и оно предназначено для всего человечества. Если мы не следуем этим принципам в своей жизни, если мы изменяем их или добавляем что-то от себя, то становимся оскорбителями. Это пренебрежение указаниями гуру, один из видов нама-апарадхи. Совершив такое оскорбление, мы отдалимся от лотосных стоп гуру. Он не позволит нам приблизиться к своим лотосным стопам. Однако если для служения гуру я должен стать гордым, я ни на минуту не задумаюсь перед тем, как исполнить его волю. Если будет нужно родиться в теле животного, я буду рад служить своему гуру таким образом. Понимаете ли вы мою мысль? Именно так настоящий ученик служит духовному учителю.

Я не сомневаюсь в словах своего гуру. Я никогда не стану слушать никого, кроме гуру. Я отвергаю любые наставления, которые не совпадают с учением нашей гуру-парампары и Махапрабху. Если чьё-то мнение отличается от того, что я узнал от своего Гурудева, я, подобно Бхимасене, одним ударом уничтожу эти ложные взгляды. Я так горд! Силой лишь крупицы пыли со стоп моего гуру миллионы и миллионы людей этого мира могут обрести освобождение. Вы должны осознать, каким могуществом обладает даже одна крохотная частица пыли со стоп моего гуру. В мире нет более великого учёного, чем мой гуру. Для меня нет иного учёного. Никто — ни человек, ни полубог — не обладает таким знанием, которое есть у моего духовного учителя. Я знаю это наверняка. Никто не может учить тому, чему учит мой гуру. В этом мире нет ничего тяжелее крупицы пыли со стоп моего гуру». Так рассуждает последователь истинной гуру-парампары. Я считаю себя последователем такой парампары. Такова суть нашего учения, которое мы должны хорошо усвоить» (Лекция 7 апреля 1992 г.).

 

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж

 

«Гурупад-падма [Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж] обладал такой сильной гуру-ништхой в учение Прабхупады, что это буквально поражало людей. Когда были попытки бросить вызов вичара-дхаре (концепциям) Шрилы Прабхупады, Гурупада-падма ревел, как лев, и побеждал их своим могуществом. «Я не знаю предыдущих Госвами, но я принимаю вичара-дхару Шрилы Прабхупады как непреложную истину, и я буду стараться познавать предыдущих Госвами в этом свете.

 

ачарйера йеи мата, сеи мата сара

ара йата мата йанка чаракхара


«Мнение ачарьи – это суть и сущность всего знания. И пусть все другие мнения будут опровергнуты». Это моё заключение». Услышав эти слова, все присутствующие были изумлены и склонили свои головы. Этот пример в высшей степени поучителен.

Часто слова «гуру-ништха» и «гуру-бхакти» используются не в их прямом значении. Человек, обладающий ништхой в так называемого гуру (не подлинного гуру), неизбежно падёт. Гуру означает - «вастава-васту, неотличный от высшей реальности, и кришна-васту, неотличный от Самого Кришны». Так называемые гуру из разных апа-сампрадай не являются кришна-сварупой, проявлением сущности Кришны. Если у человека есть ништха и бхакти к таким гуру – это просто результат его невежества. Наши попытки направить свою веру на подобных личностей никогда не могут быть названы адау гуру-ништхой (изначальной гуру-ништхой) или гуру-бхакти.

Гуру-ништха Гурупад-падмы к Прабхупаде показывает его внутренние сокровенные отношения с ним и его глубокие отношения с вастава-васту. Гурупад-падма понимал, что представления (вичара) предыдущих Госвами безошибочны. Однако, люди в большинстве своём невежественны, скорее всего, они неправильно поймут их. Если человек принимает идеал или образ мыслей Прабхупады, то для возникновения ошибочных заключений не будет ни малейшей возможности» (Речь на Вьяса-пуджу, 7 января, 2002г.).

 

Компиляция ссылок: Кишори Мохан д.

Перевод: Джая Шри д.д.

Редакция, систематизация и ссылки: Ари Мардан д.

-------------------------------------------------------------------------------------

 

P\S  Ари Мардана даса

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур


В Аллахабаде выступая в парке, он сказал: «Я здесь, чтобы бросить вызов любому, кто захочет сразиться: я готов показать, что наивысшее положение занимают мой Гурудев, Шрила Бхактивинода Тхакур и Махапрабху. Пусть кто угодно выйдет сразиться со мной, чтобы решить кто из нас прав. Я готов. Я готов бросить этот вызов всем и каждому. Пусть выйдут сразиться со мной. Я готов воздвигнуть престол моего Гурудева на самую большую высоту».

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада


«Наша миссия — служить бхакта-вишеше и жить с преданными. Но не занимать место гуру. Это безумие, опасное безумие. В этом случае всё будет испорчено. Стоит вам только захотеть занять место гуру — гурушу нара-матих. Это материальная болезнь» (Разговор Шрилы Прабхупады, 20.04.1977г.).

***

«Я вижу на практике, что как только они хоть немного начинают понимать санскрит, то начинают считать себя выше их гуру, а дальше установка ясна: убить гуру и самому быть убитым» (Письмо Шрилы Прабхупады, 18.09.1976).

***

«Эти негодяи — самые опасные элементы в человеческом обществе, и из-за отсутствия религиозного правительства им не грозит наказание со стороны государства. Однако им не удастся обойти закон Всевышнего, который провозглашает в «Бхагавад-гите» (16.19-20), что завистливые демоны в облике религиозных проповедников будут брошены в темнейшие районы ада. В «Шри Ишопанишад» подтверждается, что, завершив свою деятельность в роли духовных учителей, которой они занимаются только ради чувственного удовлетворения, эти так называемые духовные лидеры попадают в самые отвратительные области вселенной»
(«Шри Ишопанишад», 12, комм.).

***

«Перед уходом гуру дал им все необходимые наставления, но ни разу не сказал: „Этот человек должен стать следующим ачарьей“. […] Совершенно неподходящего человека они объявили ачарьей. […] Уж лучше оставаться глупцом, которого постоянно ведёт Гуру Махарадж. Это самое лучшее. Но как только он узнаёт, что Гуру Махарадж умер, он думает: „Я теперь такой продвинутый, что могу похоронить моего гуру и сам стать гуру“. Тут ему и конец» (Разговор Шрилы Прабхупады, 16.08.1976г.).

***

«К сожалению, когда ачарья уходит, мошенники и непреданные, рядящиеся в одежды свами, йогов, филантропов, альтруистов и т. д., пользуясь случаем, начинают проповедовать ложные учения. […] Ачарья, полномочный представитель Верховного Господа, устанавливает эти принципы в человеческом обществе, но после его ухода порядок опять нарушается. Его лучшие ученики стараются исправить положение, искренне следуя наставлениям своего духовного учителя» («Шримад-Бхагаватам», 4.28.48, комм.). 

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи