РАДИ ЧЕГО ЛОМАЮТСЯ КОПЬЯ В ЭТОЙ ДИСКУССИИ ИЛИ....



Вся слава Шри Шри Гуру-Гауранге Гандхарвике-Гиридхари Радха-Виноде-бихариджи!
Вся слава Шриле Гурудеву и нашей божественной сампрадайе!
У Банасуры была тысяча рук, которые он не знал, чем занять, а мы не знаем, куда деть время, поэтому, по милости Майи-дэви, у нас появляются животрепещущие темы и их горячие обсуждения. Шрипад Бхактиведанта Садху Махарадж, предпочитающий величать себя Садху Свами, поставил в рассылку статью, подписанную Шри Кришна-Баларам мандиром Сева-кунджы, под названием «В трансцендентном мире все очень сладостны». Смелость новых толкований непринципиальной для духовной практики темы сочетается в этой статье с освещением неожиданных граней проповеди и характера Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа, нашего Шрилы Гурудева, что принципиально для нашей духовной жизни, как всё, что соприкасается с лезвием гуру-апарадхи. Статья не ставит задачу и не может уменьшить привлекательность Шрилы Гурудева, как чёрные дыры – сияние звёздного неба, тем не менее, она побуждает провести небольшой анализ некоторых, неаккуратно допущенных ей утверждений. Харе Кришна!
РАДИ ЧЕГО ЛОМАЮТСЯ КОПЬЯ В ЭТОЙ ДИСКУССИИ
ИЛИ
МОЖНО ЛИ РАЗБУДИТЬ ТОГО, КТО НЕ СПИТ?
Статья «В трансцендентном мире все очень сладостны» за подписью Шри Кришна-Баларам мандира (Сева-кундж, Вриндаван), реанимировала дискуссию, начатую много лет назад преданными ИСККОН и угасшую со временем, о сварупе Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады: кто он в кришна-лиле – пастушок или гопи? Статья решительно утверждает, что Бхактиведанта Свами – пастушок, и приводит обширное доказательство этому. Однако сопоставление этого доказательства с названием статьи и с разъяснениями, которые она даёт своим оппонентам о единой природе сладости всех рас, вызывает вопрос: если все расы сладостны и осознание этой трансцендентной сладости должно вдохновить сторонников гопи-бхавы сложить оружие и сдаться на милость этой всеобъемлющей сладости, то что побудило самих авторов статьи возобновить давно утихшую битву и вести её, доказывая, что Свами Махарадж – пастушок? Ради чего ломаются копья? Почему эта тема, оставленная даже учениками основателя ИСККОН, стала вдруг актуальной для обитателей Шри Кришна-Баларам мандира Сева-кунджы? В какой исторический момент и почему сакха-сварупа Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады стала принципиально более дорога им, чем его гопи-сварупа, если в трансцендентном мире всё чинмайа и все расы сладостны? Старание в подборе убедительных аргументов в пользу сакхья-расы свидетельствует о серьёзных причинах, побуждающих делать это, а анахронизм темы – о каком-то недавнем событии, которое, смешавшись с настроением авторов, послужило толчком к возобновлению забытого всеми обсуждения.
По словам обитателей подписавшего статью храма (не предполагавших в момент разговора о таком развитии ситуации) этим событием или историческим моментом является сновидение, которое было у их духовного лидера и ачарьи – Шрипада Бхактиведанты Мадхусуданы Махараджа: в этом сне Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада явился ему в облике мальчика-пастушка. Сон ачарьи, да ещё маха-бхагаваты, как принимают Мадхусудану Махараджа его последователи, может быть только вещим... (В каждой из образовавшихся после ухода Шрилы Гурудева группе культивируется особое мнение о маха-бхагаватости своего духовного лидера, и каждая группа имеет свои «мифы», подтверждающие это. Это хорошо, потому что вдохновляет преданных с энтузиазмом совершать садхана-бхакти. Но знал бы Шрила Гурудев, что с его уходом мы окажемся в непроходимом дремучем лесу маха-бхагават!). Итак, сон Шрипада Мадхусудана Махараджа был признан вещим. Однако на пути триумфального шествия этой идеи оказалось серьёзное препятствие – мнение Шрилы Гурудева, который говорил, что Шрила Свами Махарадж находится в мадхурья-расе. Как быть? Сон маха-бхагаваты не может быть не пророческим или он... не маха-бхагавата. Возникла потребность «примирить» сон Шрипада Мадхусудана Махараджа с мнением Шрилы Гурудева или потребность в статье, которая эти два мнения примирит. Это означает, что статья «В трансцендентном мире все очень сладостны» не предназначена для установления истины – она предназначена для представления толкований, приводящих слова Шрилы Гурудева, слова самого Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и другие свидетельства в соответствие со сном Шрипада Мадхусудана Махараджа.
Последнее не означает, что сон Шрипада Мадхусудана Махараджа не был истинным. Вот объяснения, легко примиряющие этот сон с мнением Шрилы Гурудева и гопи-сварупой Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Во-первых, в этом сне Махараджу мог даваться намёк на его собственную сварупу; в этом случае, размышления о сакха-сварупе Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады должны были способствовать усилению собственной бхавы Махараджа. Во-вторых, характерной особенностью лил Враджа являются всевозможные переодевания для исполнения различных ролей: Кришна предстаёт то в облике небесной девы, то в роли учёного брахмана, то в форме божества Дурги; а Шримати Радхика – то в образе Баладэва Прабху, то в образе Субала-сакхи; а Субал-сакха – то в своём собственном образе, то в образе Шримати Радхики; мальчики-пастушки рядятся в гопи, а гопи наряжаются мальчиками-пастушками... Именно такой фрагмент их игры мог увидеть в своём сне Шрипад Мадхусудан Махарадж – переодетую в пастушка гопи (Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа). Следует иметь в виду, что юные гопи и мальчики-пастушки очень искусны, и когда в своих играх они переодеваются, гримируются и изменяют голоса, их очень трудно распознать! В-третьих, мадхурья-раса включает в себя все расы, поэтому сварупа гопи позволяет дживе служить Шри Радхе-Кришне не только в мадхурья-расе, но и во всех других расах также – это вопрос желания самой дживы. Примером является хорошо известная нам личность (джива), которая служит Бхагавану в трёх расах одновременно – в мадхурья-расе (Нарадийа гопи), в сакхья-расе (Мадхумангал-сакха) и в дасья-расе (Нарада Муни и Шривас Тхакур). Поэтому можно не удивляться, что Шрила Свами Махарадж явился Шрипаду Мадхусудане Махараджу в облике пастушка: он может являться к тому, кому захочет дать свою милость, и в облике пастушка (поскольку ему нравилась сакхья-раса и пастушеские забавы Кришны), и в облике гопи! Или одновременно и в том, и в другом облике, потому что его сварупа – сварупа гопи – позволяет это. Возможно даже, что эта игра станет темой следующего сна Шрипада Мадхусудана Махараджа.
Способность преданного, пребывающего в мадхурья-расе, служить Бхагавану во всех других расах объясняет стихи, написанные Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой на борту «Джаладуты» – в тот момент в нём проявилось настроение служения Кришне в сакхья-расе. Напомню, что однажды, когда наш Парам-гурудев, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж, повторял джапу в своём бхаджан-кутире, Шрила Гурудев стал читать ему вслух Дамодара-лилу из «Шри Гопал Чампу». Дамодара-лила – это ватсалья-раса, но Парам-гурудев (Шри Винода Манджари) проявил внешние признаки ашта-саттвика-бхавы. Из этого можно сделать вывод, что те, кто имеет кришна-прему и находится в мадхурья-расе, способны во всей полноте ощущать сладость игр Кришны во всех других расах. Авторы статьи признают даже обратную возможность, то есть способность тех, кто находится в дасья-, сакхья- и ватсалья-расах, ощущать сладость мадхурья-расы: «Шри Сурдас постоянно прославляет в своей поэзии мадхурья-расу, хотя сам состоит с Кришной в родительских отношениях», – говорится в статье. Почему бы её авторам не доказать на основе стихов Сурдаса, «постоянно прославляющего в своей поэзии мадхурья-расу», что этот знаменитый поэт находится не в ватсалья-, а в мадхурья-расе, как они это делают в отношении Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, относя его к сакхам Кришны из-за одного единственного стиха, написанного на борту «Джаладуты»? Почему поэт Сурдас, пребывая в ватсалья-расе, может посвятить множество своих стихов мадхурья-расе, не вызывая подозрения, что он гопи, а Свами Махарадж, пребывая в мадхурья-расе, позволяющей проникаться настроением других рас в значительно большей степени, не может посвятить сакхья-расе даже одного стиха, чтобы не быть в ней заподозренным?
Отдельные высказывания Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, наводящие на мысль о его сакхья-расе, могли быть вызваны разными причинами... Однажды к нему прибежала его ученица, переполненная радостными эмоциями: «Шрила Прабхупада! Шрила Прабхупада! Кришна явился мне во сне! Мы бегали в лесу, играя в прятки, и Кришна брал меня за грудь!»... Это одна из причин – желание оградить своих учеников от опасности сахаджии, которой более всего подвержены неофиты, стремящиеся насладиться мадхурья-расой. Как олениха уводит хищника в противоположную от своего детёныша сторону, так и Шрила Прабхупада, видя эту опасность для своих учеников, мог разными способами пытаться оградить их от преждевременного погружения в мадхурья-расу.
В «Радха-Кришна-ганодеша-дипике» Шри Рупа Госвами говорит о некоторых кришна-сакхах, друзьях Кришны, которые являются радха-дасами. Сославшись на это, статья утверждает, будто именно эту бхаву имел в виду Шрила Гурудев, когда говорил о сварупе Свами Махараджа. Это сенсационное новаторство – трансмутация манджари в прия-нарма-сакху... Библейский Бог клонировал Еву из ребра Адама, а статья – радха-даса из радха-даси. Ни шастра Рупы Госвами, ни слова Шрилы Гурудева не дают повода для такого заключения. Как бы ни была дорога Шримати Радхика прия-нарма-сакхам Кришны – Субалу, Удджвалу, Мадхумангалу и другим радха-дасам – и каким бы сокровенным ни было их служение Ей, они остаются друзьями Кришны, пребывающими в сакхья-расе, а Шрила Гурудев очень ясно свидетельствовал о мадхурья-расе и манджари-бхаве Свами Махараджа. Это свидетельство не может подвергаться сомнению, потому что глубоко и заинтересованно обсуждалось непосредственно со Шрилой Гурудевом многими преданными, которые до сих пор пребывают в этом мире и могут подтвердить всё в деталях, однако их мнение не представляет для статьи никакого интереса. Почему? Потому что её задача – подтвердить содержание сна Шрипада Мадхусудана Махараджа, а не слова Шрилы Гурудева. Самые весомые аргументы, безоговорочно доказывающие гопи-сварупу Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, не будут даже услышаны – «нельзя разбудить того, кто не спит»... Первое, что применяют авторы статьи, чтобы отвести все возможные возражения оппонентов – это демагогический приём, используемый известным на Радха-кунде бабаджи-сахаджием, который говорил: «Ученики Шрилы Нараяны Махараджа не понимают своего гуру! Они не понимают, что он счастлив, когда кто-то из них приходит ко мне! Он рад за них – рад, что они духовно прогрессируют!» Подобно этому сахаджию, авторы статьи тоже намекают, что, кроме них, никто не понимает Шрилу Гурудева: «Шрила Гурудев – очень возвышенная личность. Он трансцендентен, однако лишь немногие могут в действительности понять его настроение». После этих слов, любой аргумент, не совпадающий с их мнением, свидетельствует о непонимании Шрилы Гурудева. Хорошо, что среди нас есть, по крайней мере, кто-то, кто понимает Шрилу Гурудева – это бабаджи-сахаджий и авторы статьи...
Произнеся букву «А» алфавита спекулятивной логики, хочется произнести и «Б», и «В», и другие буквы этого алфавита, а затем начать складывать из букв слова, а из слов – предложения... Так постепенно, шаг за шагом мы приходим к способности цитировать Шрилу Бхактивинода Тхакура, как это делается в статье, который советует иногда не раскрывать истину (то есть не обсуждать её перед кем попало), доказывая его словами, что некоторое искажение правды или определённая неправда, расширяющие проповедь и привлекающие окружающих, вполне допустимы... Статья очень мягко стелет, стелет и... приписывает Шриле Гурудеву умышленное искажение истины о сварупе Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады ради демонстрации его ученикам тождественности своей собственной сварупы со сварупой их Гуру Махараджа! Зачем? Чтобы расположить их к себе, привлечь и создать благоприятные условия для проповеди. Гениально! Сначала, чтобы привести в соответствие слова Шрилы Гурудева со сном Шрипада Мадхусудана Махараджа, придумывается миф о прия-нарма-сакхах, которых, якобы, имел в виду Шрила Гурудев, говоря о мадхурья-расе и манджари-бхаве Свами Махараджа, а затем – миф о том, что он говорил о мадхурья-расе и манджари-бхаве лишь для того, чтобы привлечь к себе учеников основателя ИСККОН! Это не всё: чтобы ни у кого не возникало сомнений в способности Шрилы Гурудева ориентироваться в дворцовых интригах и демагогии, рассказывается история о преданном, который был очень привязан к Иисусу Христу; желая вдохновить его заниматься бхакти, Шрила Гурудев поведал ему, якобы, что Иисус имеет сварупу манджари и родился в нашей парампаре, чтобы достичь совершенства в этом настроении – не потому поведал, что это соответствует действительности, а просто применил хорошо известный авторам статьи «проповеднический» приём, который они всем рекомендуют в статье и сами широко используют. Мысль о том, что Шрила Гурудев сказал правду (если эта история не выдумана, и Шрила Гурудев на самом деле говорил это), даже не приходит никому в голову! И всё это написано о нашем Шриле Гурудеве и только для того, чтобы доказать истинность сна Шрипада Мадхусудана Махараджа...
Факт свободного толкования слов Шрилы Гурудева в угоду этому сну говорит о том, что авторы статьи признали духовное положение Мадхусудана Махараджа выше положения Шрилы Гурудева, поэтому содержание его сна принимается ими безоговорочно, как прямое свидетельство истины, а слова Шрилы Гурудева интерпретируются и подгоняются под это содержание. Если бы это было не так, то они приняли бы прямое значение слов Шрилы Гурудева, а интерпретировали сон Мадхусудана Махараджа, а то и вообще не придали бы этому сну никакого значения. Отметим, что их инсинуации не ограничиваются толкованиями слов только Шрилы Гурудева: для кого-то из этой группы Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж также является гуру (если судить по возносимым ему пранама-мантрам), а он неоднократно, как и Шрила Гурудев, свидетельствовал о гопи-сварупе своего Гуру Махараджа. Авторитет этих двух величайших вайшнавов современности – Шрилы Гурудева и Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа – признают все вайшнавы Вриндавана, Навадвипы, Джаганнатха-пури и весь вайшнавский мир в целом! И несмотря на то, что для кого-то из авторов статьи, эти два маха-бхагавата-вайшнава стали дикша- , шикша- и саньяса-гуру, их свидетельство приносится в жертву сновидению Шрипада Мадхусудана Махараджа, чьё маха-бхагаватство установлено местечковым решением обитателей Шри Кришна-Баларам мандира Сева-кунджи (то есть западными преданными – обратим на это внимание! – особо квалифицированными, как оказалось, в этом вопросе) и пока не нашло поддержку нигде за пределами этого храма. Что это? Колдовство? Магия? Или дурной сон, который нам снится? Под наркозом иллюзорной энергии Бхагавана гуру-апарадха не причиняет никакой боли сердцу гуру-дрохи... Когда В.И.Ленин умер, одна шведская газета написала: «Ленин являет собой пример того, к чему приводят гениальные способности, когда они дурно направлены»... Спрашивается: кто направляет действия авторов статьи? Без правильного руководства последствия могут быть не менее катастрофическими, чем у Наракасуры и гориллы Двивиды. Напомню, что Наракасура был сыном Шри Вараха-дэва и матери-земли, а горилла Двивида принимала участие в битве Господа Рамачандры с Раваной, посвятив себя служению Раме. Однако из-за неблагоприятного общения оба они превратились в демонов и были убиты: Наракасура – Кришной, а Двивида – Баладэвой. Наше положение может быть куда хуже, потому что не всем выпадает удача быть убитыми Самим Господом! Толкования слов Шрилы Гурудева, подобные приведённым в статье, могут привести к такому состоянию, что незаметно для себя мы останемся заниматься такой деятельностью в самсаре на вечные времена.
Кришна дал парампару, чтобы обеспечить совершенное руководство искателям бхакти, но ошибка в выборе духовного авторитета может иметь фатальные последствия. Лицемерие уже распахнуло свои объятия и строит глазки тем, кто причастен к этой статье: они знают, что вся «каша» со сварупой Шрилы Свами Махараджа была заварена ими вследствие сна Шрипада Мадхусудана Махараджа, но не рассказывают об этом, а делают вид, будто на них нашло озарение, принявшее форму их толкований, которыми они морочат всем голову и выдают за объективное свидетельство истины. Мотивация и сомнительная потребность их изысканий остаётся для всех загадкой. Облако апарадхи лотосных стоп Шрилы Гурудева, зависшее над головой, не смущает. Теоретическая база, позволяющая обманывать ради проповеди, подведена... Идёт игра в подкидного дурака с читателями, когда все козыри остаются на руках сдающих карты авторов статьи. Где научились они такому шулерству? Под чьим руководством? Статья подписана Шри Кришна-Баларам мандиром Сева-кунджи. Остаётся гадать: кому в этом храме нужна эта сенсация? Шрипаду Мадхусудане Махараджу? Или Кришна-прии дэви даси? А может быть Кришне-Балараме? О! Разумеется, Кришне-Балараме! Они же главные пастушки, олицетворения сакхья-расы! Однако Кришну и Балараму связывают не только пастушеские игры; например, Они любят в окружении гопи проводить праздник Холи, во время одного из которых Кришна убил демона Шанкхачуду; в другом случае, навестив после переезда в Матхуру обитателей Враджа, Баладэв силой Своей медитации призвал Кришну из Двараки во Врадж на танец раса... Такие настроения божественных братьев больше подходят атмосфере Сева-кунджи, чем пастушеские забавы: мы никогда не слышали, чтобы Кришна и Баларама пасли коров в Сева-кундже... Кроме того, от Кришны-Баларамы исходит принцип парампары, которая в первозданной чистоте сохраняет и передаёт совсем другие сенсации – вечные и никогда не увядающие. Кто же нашёптывает сенсации сегодняшнего дня? Ответ зависит от того, с кем у нас развились более близкие отношения – с Кали Махараджем или с Майей-дэви.
Однажды два саньяси рассказывали интересные смешные истории в присутствии Шрилы Гурудева. Все смеялись, и Шрила Гурудев – тоже. «Где вы берёте это?» – спросил, наконец, Шрила Гурудев. «Есть свои источники!» – отшутились те. Посмеявшись, Шрила Гурудев сказал: «Я хотел бы, чтобы вы рассказывали только то, что услышали от меня»...
Ссылка на мнение вайшнавских авторитетов – на Шрилу Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа и Шрилу Бхакти Прамод Пури Махараджа – свидетельствует об отсутствии у авторов статьи гуру-ништхи, ибо любое мнение имеет значение лишь до тех пор, пока оно не расходится с мнением Шрилы Гурудева, а, в данном случае, оно расходится. Мнения вайшнавов, не подтверждённые шастрами, могут расходиться. Например, Шрила Гурудев и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада разошлись во мнении со Шрилой Бхакти Ракшак Шридхар Махараджем по поводу Ратха-ятры, а Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж – в вопросе «чей комментарий к пятому стиху “Шри Упадешамриты” – Шрилы Бхактивиноды Тхакура или Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – следует считать более авторитетным и принять?»
Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в сопровождении нескольких учеников приехал в один из своих матхов. После приветствия, президент матха доложил Шриле Прабхупаде о выполнении какого-то его указания, но Шрила Прабхупада сказал, что такого указания не давал. «Ну как же? Я получил от Вас письмо!» – растерялся президент. Секретарь Шрилы Прабхупады поддержал президента храма: «Да, Шрила Гурудев! Вы диктовали такое письмо и, действительно, сказали это!» «Я этого не говорил», – ответил Шрила Прабхупада. Впоследствии один из его учеников, ставший ачарьей, комментируя этот случай, свидетелем которого он был, говорил, что Шрила Прабхупада был настолько погружён во внутренние трансцендентные переживания, что даже не контролировал свои внешние действия и не мог о них поэтому помнить. Так вера в слова секретаря превзошла веру в слова Гуру. Я думаю, что наш Парамгурудев, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж, никогда не оказался бы в роли дающего такие комментарии к этому случаю: если Шрила Прабхупада сказал, что он не говорил, значит, не может быть никаких других вариантов – он этого не говорил! Это ошибка секретаря.
И последнее. В статье говорится: «Шрила Свами Махарадж установил Шри Кришна-Балараму на Рамана-рети – в том самом месте, где Кришна с друзьями пасёт коров. При этом он поместил Шри Кришна-Балараму в центре, а Шри Радха-Шьямасундара – с краю». То, что Шри Кришна-Баларама установлены в центральной пракоштхе, а Шри Радха-Шьямасундар – в крайней, авторы статьи приводят в качестве доказательства сакхья-сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Они забыли, что только что написали: Божества установлены «в том самом месте, где Кришна с друзьями пасёт коров», то есть в месте пастушеских развлечений Кришны, Баларамы и Их друзей – не в месте развлечений гопи с Кришной. Сама функция этого места подсказывает установить в центральной пракоштхе Шри Кришна-Балараму, а не Шри Радха-Шьямасундару, что было бы, с точки зрения роли этого места, расабхасом. К сварупе Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады это не имеет никакого отношения.
Можно было предвидеть, что статья «В трансцендентном мире все очень сладостны» вызовет волны несогласия и возражений, одной из которых является представленный здесь анализ этой статьи. Возможно, также, что этот анализ в свою очередь вызовет чьё-то несогласие и даже заденет чьи-то чувства, причинив боль, как кому-то другому до этого причинила боль сама эта статья. Я могу сочувствовать и сожалеть о том, что принял участие в этой, не мной начатой, дискуссии, но не о том, что написал.
Дискуссии, которые проводятся не на основе шастр и между теми, кто следует за разными авторитетами, не обязательно могут привести к общему мнению, а, значит, быть завершёнными. Поэтому в какой-то момент, возможно, более целесообразно их прекратить и отправиться на совместную санкиртану! Но получится ли совместная санкиртана с оскорбителями Шрилы Гурудева?
Харе Кришна!
Несостоявшийся слуга (дасабхас)
Шри Видагдхи Мадхавы
и Его Божественной Милости
Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа.
14.04.15, Вриндаван.