?

Глубина и детализация таттв.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1216. Опубликовано: 25-01-2016, 12:27

Глубина и детализация таттв

Вопросы - ответы

Пуджьяпад Бхакти Сваруп Шридхар Mахарадж

«Кришна Чайтанья Мишн»

18.12.2015г. Гаваи. г.Хило.

Часть 1

 

На Гаваи, куда приезжал наш Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж), приехал проповедник шуддха-бхакти - Шрипад Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж. По милости Шримана Враджанатхи Прабху у многих преданных в последнее время появилась возможность общения со Ш.Б.Сваруп Шридхаром Махараджем.

Махарадж родился в Ориссе вблизи Джаганнатха Пури в 1972 году. Он свободно говорит на Ории, Хинди, Бенгали и английском языках. Имеет университетский диплом инженера механики. Он объехал с проповедью земной шар более трёх раз и более семи раз проводил проповеднические туры в Европе. Также он успешно проповедует в Латинской Америке уже более пятнадцати лет. Ш.Б.С. Шридхар Махарадж является учеником известного многим старшим преданным - Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Госвами Махараджа,  основателя и ачарьи Шри Кришна Чайтанья Миссии. Его святейшество Шрила Бхакти Вайбхава Пури Махарадж является учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.

Ш.Б.Сваруп Шридхар Махарадж прекрасно знает санскрит и известен за глубокие знания и реализации ведических писаний. Он обладает искусством ясно, подлинно и точно доносить философские концепции. Он очень смиренен, добр, дружелюбен и очень милостив ко всем. Махарадж получил благословения своего возлюбленного Шрилы Гурудева на проповедь по всему миру. Также он неоднократно встречался со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, который неоднократно говорил ему о том, чтобы он проповедовал послание Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Пуджьяпад Бхакти Сваруп Шридхар Махарадж имел очень хорошие отношения с Шрилой Нараяной Госвами Махараджем, их связывает давняя дружба. Б.С.Шридхар Махарадж проповедует вне сектантских рамок и очень уважителен к чистым вайшнавам всех вайшнавских миссий. Он всегда глубоко почитает нашего Шрилу Гурудева и следует по его стопам.

На лекцию Махараджа пришли ученики Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, ученики Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и много гостей. Во время нескольких встреч обсуждалось много различных вопросов по вайшнавской традиции и философии. Ш.Б.С.Шридхар Махарадж с желанием и очень любезно отвечал всем, кто задавал ему свои вопросы. Преданные гавайской санги милостиво пригласили через интернет на даршан Махараджа также Ари Мардана Прабху из России. Он представил свои вопросы Махараджу, на которые Махарадж с готовностью согласился ответить. Представляем вам транскрипцию одной из встреч Шрипад Бхакти Сваруп Шридхара Махараджа.

 

Ари Мардан д.: Мы знаем, что в материальном мире существуют проявления Вайкунтх, известные как прапанчика. Известно, что о Вайкунтхах говорят как о вечных обителях. Могут ли какие-то из прапанчика-вайкунтх разрушаться или они все без исключения вечны?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Никакие Вайкунтхи не подвергаются разрушению. Если какие-либо обители разрушаются, это означает, что они не являются Вайкунтхами. К примеру, планета Земля называется Мартьей (местом, где всё умирает (мара – смерть), включая её саму). На этой планете всё временно. На этом основании мы можем подумать, что такие священные дхамы, как Вриндаван, Маяпур, Джаганнатха Пури, Бадари, Дварака и другие, также подвергаются разрушению. В действительности они не разрушаются, они просто становятся непроявленными для нашего видения.

 

Преданный: Что означает прапанчика-вайкунтхи?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Прапанчика означает планеты, находящиеся внутри прапанчи – материального мира. Вриндаван так же проявляется в материальном мире, внутри этой Вселенной. Но Вриндаван не находится под влиянием трёх материальных гун. Например, Туласи проявляется в семействе растений (семейство Яснотковые, подсемейство Котовниковые. Лат. Ocimum sanctum), но мы не должны считать Туласи обыкновенным растением. Туласи полностью трансцендентна. Подобным образом    при разрушении материальной вселенной всё заполняется водой. Всё разрушается, и остаётся только вода. На поверхности этой воды остаются плавать Вриндаван, Маяпур, Джаганнатха Пури и др. Вайкунтхи не подвержены разрушению ни в духовном мире, ни в материальном. Даже в этой материальной вселенной есть множество Вайкунтх, например, Рама-вайкунтха, Урдха-вайкунтха, Дхрува-вайкунтха. Дхрува-вайкунтха создана Кришной специально для Дхрувы Махараджа. Слово дхрува означает `вечный`, поэтому Дхрувалока так же будет плавать на поверхности воды пралаи.

Например, сейчас Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж) не проявлен для нашего материального видения. Он вечен, но сейчас мы не способны его видеть. Если он не воспринимаем нами, это не означает, что его уже не существует. Так выражается его лила явления и исчезновения в этом мире. Разрушению подвергаются только временные, материальные по своей природе объекты. Всё трансцендентное - вечно.

 

Ари Мардан д.: В правилах выхода из экадаши сказано, что нужно выходить из поста в положенный отрезок времени, иначе человек потеряет результаты своего поста. Как же можно потерять духовные результаты поста, если известно, что плоды бхакти (бхакти-сукрити) невозможно разрушить. В «Гите» (2.40) сказано: нехабхикрама-нашо 'стипратйавайо на видйате – «тот, кто идёт по этому пути не знает потерь». Также известно, что бхакти сва-тантра – независима от низших энергий и в том числе от кала-шакти. Как же в таком случае можно понять утверждение о том, что не правильный выход из поста приведёт к потере плодов экадаши?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Это правда, что необходимо прерывать экадаши в назначенное время, называемое параном. Но это не значит, что бхакти и экадаши находятся под влиянием времени. Почему? Потому что в писаниях Шри Кришна даёт наставления: - что необходимо делать и что делать нельзя. В «Падма-пуране» Кришна говорит:

 

смартавйах сататам вишнур

висмартавйо на джатучит

сарва-видхи-нишедхах сйур

этайор эва кинкарах

 

«Следует всегда помнить о Господе и никогда не забывать о Нём. Все запреты и предписания подчиняются этим двум принципам».

Шри Кришна даёт два очень важных регулирующих принципа: что следует делать и чего необходимо избегать в этом материальном мире. Например, в Индии правила таковы, что вести автомобиль нужно по левой стороне. Это видхи, то есть то, что следует делать. А нишедхи - это то, что делать запрещено. Для Индии вести машину по правой стороне будет нишедхи, то, что делать запрещается. Все действия в этом материальном мире подчинены этим двум регулирующим принципам. Нет действий за их пределами. Нам необходимо следовать только этим двум регулирующим принципам, и это будет гарантией нашего духовного успеха. Вся наша жизнь приведёт к удаче.

В мире существует много законов. Судьи и адвокаты знают их, как никто другой. Вместе с этим все эти законы подразделяются на две категории: на те, которые говорят, что следует делать, и те, которые говорят, что делать запрещено. Граждане, строго следующие законам, не испытывают страха наказания ни со стороны полиции, ни со стороны государства. Но те, кто нарушает эти законы, будут бояться даже простого полицейского. Завидев его форму, они в страхе начнут убегать, зная о том, что они нарушили установленные правила. Нарушая законы страны, мы автоматически попадаем в категорию преступников, и наша жизнь наполняется страхом. Ожидание ареста, тюрьмы и других наказаний неминуемо ввергнет нашу жизнь в глубокое беспокойство. К примеру, здесь на Гавайях, на всех трёх островах, которые я посетил, я видел на дорогах знаки, запрещающие мусорить. Штраф за такое нарушение составляет пятьсот долларов. Это запрет и ограничение. Кто следует этому указанию, не будет оштрафован. Нарушителей же ожидает штраф.

Для контроля и поддержания чистоты и порядка на Гавайях, местные государственные органы применяют два регулирующих принципа. Те же принципы применяет и Кришна на благо всех живых существ, создавая и контролируя множество брахманд (вселенных). Видхи и нишедхи. Каковы же эти принципы? Смартавйах сататам вишнур - каждый должен помнить Кришну или Вишну. Надо понимать, что под Вишну подразумевается не только Вишну, но и Кришна. Подтверждение тому мы находим в жемчужине всех писаний -  «Шримад-Бхагаватам». В стихе, описывающем завершение раса-лилы, говорится:

 

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах

бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

 

«Любой, кто с верой слушает или пересказывает истории о любовных играх Господа с юными гопи Вриндавана, достигнет уровня чистого преданного служения Господу. Скоро он обретёт невозмутимость и одолеет болезнь сердца — вожделение» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.39).

Викридитамлила. Кто задействован в этой лиле? Враджа-вадхубхих. Героинями раса-лилы являются враджа-гопи (враджа-вадху). Вишнох – Вишну. Лила враджа-гопи проходит, согласно этому стиху, с Вишну. То есть в этом стихе под именем Вишну подразумевается Кришна. Враджа-гопи танцуют именно с Кришной в раса-лиле. Это не является противоречием и не должно приводить нас в смущение.

Смартавйах сататам вишнур – мы должны всегда помнить о Вишну – Кришне. Видхи - это указание на то, что надлежит исполнять, делать. В данном случае подразумевается, что при любых обстоятельствах нужно непрерывно помнить о Вишну – Кришне. Висмартавйо на джатучит - означает никогда не забывать о Вишну – Кришне. У того, кто следует этим правилам, не будет проблем. Более того, он будет защищён от иллюзорной энергии – майи. Но тот, кто нарушает эти два закона Кришны, автоматически попадает в категорию преступников и, несомненно, будет арестован полицейским – маха-майей. Подтверждение этому даёт Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

 

кришна — сурйа-сама; майа хайа андхакара

йахан кришна, тахан нахи майара адхикара

 

«Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой. Там, где светит солнце, нет тьмы. Как только человек обращается к сознанию Кришны, тьма иллюзии [влияние внешней энергии] мгновенно рассеивается»                                                                                   («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 22.31).

Кришна сравнивается с солнцем. А майя с сумерками или тьмой. Отсутствие солнца порождает тьму. Но как только солнце восходит, утренние сумерки рассеиваются. Следование этим двум правилам – всегда помнить о Кришне и Его имени и никогда о Нём не забывать – гарантирует то, что Кришна всегда будет с нами, а присутствие майи станет невозможным.

Сарва-видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах. Видхи указывают на то, что следует делать. И нишедхи на то, что следует избегать. Все регулирующие принципы, описанные в наших писаниях, автоматически включены и являются служанками - кинкари этих двух наставлений, то есть всех видхи и нишедхи. Эва кинкарах. Тот, кто строго соблюдает все правила и предписания, но не помнит о Кришне и забывает о Нём, несомненно, получит серьёзные и неразрешимые проблемы. Но если всегда помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать, то все другие принципы будут включены в эти видхи и нишедхи, даже если какие-то другие правила не соблюдаются. Подтверждение этому мы находим в «Шримад-Бхагаватам» 1.2.8:

 

дхармах свануштхитах пумсам

вишваксена-катхасу йах

нотпадайед йади ратим

шрама эва хи кевалам

 

«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нём интереса к посланию Личности Бога».

Существуют четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, а также четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Даже строгое следование регулирующим принципам варны и ашрама недостаточно. Дхармах свануштхитах означает, что строгого, пунктуального следования регулирующим принципам и предписаниям, а также правилам религии, в соответствии с указаниями шастр и ачарьев, всё же недостаточно. Почему? Даже если брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси, а так же брахман, кшатрий, вайшья и шудра в совершенстве исполняют свои обязанности, строго придерживаясь правил и предписаний, но в результате своей деятельности не развивают вкус (ручи) к слушанию славы Кришны и хари-катхи, то практика, которой они занимаются, бесполезна. Эва хи кевалам.

 

Рохини-нандан д.: Может ли человек, который одновременно с памятованием о Кришне принимает алкоголь или курит марихуану, при этом оправдывая себя тем, что он помнит о Кришне, продвигаться духовно?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Если человек следует принципам: всегда помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать, то он автоматически оставит все свои плохие привычки. Неспособность отказаться от дурных наклонностей указывает на то, что на самом деле этот человек не памятует о Кришне, а потому и благоприятный результат к нему не приходит. Возможно, что он иногда вспоминает Кришну. В шлоке же указывается сататам – всё время, непрерывно. Если следовать этому принципу, то Кришна, находясь в сердце, поможет оставить всё неблагоприятное для бхакти, давая знание и вдохновение. Неспособность всегда помнить о Кришне указывает на наши ошибки в практике. Майя же всегда внимательно следит за этим. Она принимает прибежище у наших ошибок и одурманивает наш ум.

 

Рохини-нандан д.: Как понять, в чём состоят наши ошибки или пробелы в знаниях?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж:  Нужно проанализировать свои склонности и понять, к какой именно деятельности они приводят. Я возвращаюсь к шлоке, говорящей о желании слушать хари-катху.

  Вишваксена-катхасу йах.. ратим. Если в результате практики не рождаются вкус и желание слушать хари-катху, то такая практика бесполезна и не приведёт к наивысшему благу. Аналогично, если при строгом следовании ангам бхакти  желание слушать o славе Кришны (хари-катху) всё же не возникает, это указывает на серьёзные ошибки в практике. И наоборот, когда практикующий не следует абсолютно всем правилам и предписаниям, но всегда горит желанием слушать хари-катху, то его пробелы в практике будут автоматически компенсированы слушанием хари-катхи. Я не буду объяснять, что значит кинкари. Мы уже много говорили об этом, что такое кинкарами. Гопи-манджари (кинкари), по завершению своего очередного служения, всегда задают один важный вопрос: «Каково моё следующее служение?» Все правила и предписания подчинены - эва кинкарах.

 

Ниргуна д.: Только чистые преданные обладают способностью всегда помнить о Кришне и никогда не забывать? Даже полубоги имеют сакаму и порой испытывают страх. Относятся ли деваты к категории преданных, которые иногда не способны помнить о Кришне? Деваты могут быть могущественными личностями, но всё-таки из писаний видно, что не все из них чистые преданные.

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж:  Большинство деватов, хотя и являются преданными Кришны, всё же имеют сакаму - желания наслаждаться на райских планетах. Верно, они не чистые преданные. Находясь под воздействием природы райских планет, а именно почти неограниченных наслаждений, они забывают о Кришне. Деваты являются преданными и по идее не должны иметь никаких проблем. Но так как они не способны строго следовать этим двум принципам (смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит), у них всё же возникают всевозможные затруднения. Например, они подвергаются нападению со стороны демонов или забывают оказывать должное почтение духовному учителю и совершают апарадхи, как это было в истории Индры с Брихаспати. Когда они забывают о Кришне, то попадают в затруднительные ситуации, и тогда Сам Господь вынужден приходить в одной из Своих экспансий и спасать их.

 

Нарахари д.: К какой категории преданных относится Господь Шива?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Господь Шива всегда помнит о Кришне. Он не относится к категории вышеописанных полубогов. У него другая жизненная философия. Шива даёт благословения на любую просьбу всем, кто к нему обращается. Даже когда Шиваджи даёт благословения демонам, произнося: тат асту, и у него возникают неприятности, Кришна не обижается на него. Кришна в форме брахмачари спас Шиваджи от демона Врикасуры. Кришна прощает ошибки Шивы, зная, что он даёт благословения демонам только из желания как можно быстрее от них избавиться и вернуться к своему бхаджану. Вот ещё один пример из «Шримад-Бхагаватам». Когда мальчики-пастушки увидели Агхасуру, они решили войти в его пасть. Кришна предупреждал своих друзей, говоря: «О, Шридам, Субал, Мадхумангал, Арджуна, будьте осторожны! Это не пещера, это змея - питон Агхасура. Не заходите в его пасть». Но пастушки Его не слушались. Они думали: «Ну и что с того, что это змея? Кришна ведь расправился с Бакасурой. Кришна с нами, чего нам тогда бояться?» Такая сильная вера в Кришну делала их абсолютно бесстрашными. Кришна же думал: «Боже мой, что же Мне делать? Мои друзья в опасности и Моё дело их защитить». Вот такой непоколебимой верой обладают истинные преданные Кришны.

 

Джагаддатри д.д.: Я общаюсь с преданными уже более сорока лет; я находилась в различных сангах, общалась с разными садху. У нас такая совершенная философия. Почему же существует столько разногласий и вражды между преданными? Как понять это? Почему так много критики, даже между продвинутыми преданными?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Данная проблема указывает на недостаток знаний, реализаций, а также на ошибки в процессе практики. Теоретическое знание и изучение философии некоторых из них неполноценны. Для правильного понимания вайшнавизма необходимо иметь практические реализации. Например, мы слышали от Шрилы Гурудева и шуддха-вайшнавов шлоку: харер нама харер нама харер намаива кевалам. Мы получили это знание и стали учить других: «О, вы должны воспевать харинаму, потому что в Кали-югу только один путь спасения - через повторение святого имени». Мы наставляем других, но не следуем этому сами. Такое теоретическое знание в какой-то степени полезно, но оно не приведёт к осознанию. Невозможно получить правильное знание, умонастроение и поведение без практических реализаций.

 

Джагаддатри д.д.: Я имею в виду не разногласия среди рядовых преданных, а междоусобицы возвышенных вайшнавов из разных санг.

Ш.Б.С.Шридхар Махарадж: Мы можем думать о ком-то, будто он очень возвышен и велик, или же он сам может так думать о себе. Но кем он является на самом деле, мы, в большинстве своём, не знаем. Все полубоги воспевали молитвы Деваки, когда она, будучи в тюрьме Камсы, вынашивала Кришну.

 

йе ’нйе ’равиндакша вимукта-манинас

твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа крччхрена парам падам татах

патантй адхо ’надрта-йушмад-ангхрайах

 

Господь Брахма и другие полубоги сказали: «О лотосоокий Господь, хотя непреданные, которые добровольно подвергают себя суровым лишениям, чтобы достичь наивысшего положения, могут считать себя освобожденными, их разум не чист. Такие люди воображают, будто возвысились над другими, однако из-за пренебрежения Твоими лотосными стопами они падают» («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32).

Они говорили, что так много вимукта-манинах. Так много имперсоналистов и так называемых гьяни, которые думают, что они освобождённые души (вимукта-манинах). Но в действительности, они всего лишь обусловленные души. Мнимое и реальное освобождения полностью противоположны.

 

Джагаддатри д.д.:  О чём говорит тенденция к сепаратизму?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Это качество не имеет отношения к продвинутым преданным. Обратимся к «Шримад-Бхагаватам». (Цитирует стих) Кто такой уттама-бхагавата? Это тот, у кого отсутствует ложное эго принадлежности к высшей касте, варне, а так же тот, кто не считает себя возвышенным и исключительным. У маха-бхагаваты нет сознания "я" и "моё". Он не причисляет себя к различным группировкам. Он полностью свободен от материалистических умонастроений. Материалисты думают: «О, это мой дом, моя машина, это я, я такой, а это моя семья». Даже находясь в вайшнавскoй традиции, мы можем думать подобным образом: «О, это мой гуру, а это моя санга»*.

 

Ш.Враджанатха Прабху:  В «Шримад-Бхагаватам» Господь Капила объясняет, что большинство людей, хотя и практикуют бхакти, всё же находятся под влиянием низших гун материальной природы. Будучи смущёнными двойственностью этого материального мира, они вынуждены думать категориями "я" и "моё". Тот же, кто свободен от трёх гун материальной природы (ниргуна), находится на уровне шуддха-саттвы и полностью свободен от сектантства. Такой вайшнав видит всех практикующих бхакти как одну семью, находящуюся под руководством ачарьев парампары.

 

Радха-кантха д.: Что означает бхакти-сватантра?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Вернёмся лучше к оставленной нами теме про экадаши. Кришна даёт два регулирующих принципа - видхи и нишедхи, а также процесс следования этому посту. Писания рекомендуют прерывать экадаши в положенное время, которое называется паран. Соблюдая паран, мы следуем наставлениям Кришны о том, как правильно соблюдать экадаши. Но это, никоим образом не указывает на то, что само бхакти находится под влиянием времени, так же как мангала-арати и т.д. На более возвышенных ступенях бхакти эти принципы могут и не соблюдаться, так как они носят вспомогательный характер. Это говорит лишь о том, что следуя регулирующим принципам, установленным самим Кришной, мы пытаемся удовлетворить Его (а не время). Если же мы нарушаем принципы, то Кришна не будет нами доволен. Поэтому искренние преданные стараются совершать только те действия, которые благоприятны для кришна-бхакти. Соблюдение поста в экадаши является одной из анг бхакти. Соблюдение поста в экадаши надлежащим образом является неотъемлемой частью процесса бхакти. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» (стих 3) говорит о сато-вритти. Это словосочетание указывает на следование наставлениям ачарьев. Следуя по стопам ачарьев, мы хотим удовлетворить Экадаши-деви, Бхакти-деви и Кришну. В духовном мире нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Там вообще нет фактора времени.

 

Конец 1 части

Перевод на русский: Чампакалата д.д.

Транскрипция: Чампакалата д.д.

Редакция: Джая Шри д.д., Ари Мардан д., Ананга-манджари д.д.

 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Шрила Нараяна Махарадж: «Также ошибочно полагать, будто сознание Кришны ограничено каким-то кругом людей, группой преданных или территорией. «Мы будем слушать только тех, кто состоит в нашем Обществе». Не совершайте подобных оскорблений. Будьте свободомыслящими людьми и почитайте всех вайшнавов. Не пытайтесь игнорировать эти наставления, думая: «Я уже мадхьяма-адхикари, а эти наставления — для каништха-адхикари. Я не обязан им следовать». Думать подобным образом недопустимо. Так вы совершите оскорбление лотосных стоп Рупы Госвами. Старайтесь никогда не отклоняться от этих истин. Они даны вам в помощь» («Суть всех наставлений», стр. 63).

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи