?

Несколько слов на тему сиддха-пранали для каништх.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1442. Опубликовано: 1-08-2016, 14:36
Несколько слов на тему сиддха-пранали для каништх.

Несколько слов на тему развернувшейся ныне

кампании в защиту сиддха-пранали для каништх

Према-прайоджан дас, 8.06.2016г.

Часть 1

 

В нашу эпоху равноправия заявление каништха-адхикари об их неотъемлемом праве знать свою сварупу просто неизбежно. Недавно появилась ещё одна статья со стороны маленькой, но громкой части сообщества Гаудия-вайшнавов, защищающей право кантиштх получать сиддха-пранали. Статья, озаглавленная «Подлинность концепции сиддха-пранали» и написанная Таруном Говинда Дасом, пытается перевести проходящий ныне дебат на тему является ли сиддха-пранали необходимым условием для каништха-адхикари, стремящегося вступить на путь рага-марга, в дебат на тему имеет ли в целом сиддха-пранали место в подлинном Гаудия-вайшнавизме.

Тот факт, что сиддха-пранали имеет место в подлинном Гаудия-вайшнавизме, никогда не был предметом обсуждений. Но это и неважно. Защитники сиддха-пранали для каништх не касаются истинных проблем сообщества вайшнавов. Наоборот, они начали эту кампанию для того, чтобы принудить слабых преданных в подлинной линии Гаудия оставить своих гуру, получить у бабаджи общую успокоительную сварупу во время сопутствующей инициации и затем взять на себя непосильную практику механической визуализации ашта-калия-лилы посредством раджастичного и тамастичного ума, воображая себя уже «там», в царстве вишуддха-саттвы — и всё это под именем следования Госвами. Да поможет нам Бог!

Мы проанализируем каждую строку этой статьи, чтобы наши уважаемые читатели сами увидели ошибки и избежали возможного заблуждения. Для полной ясности мы приведём цитаты из статьи наших оппонентов, которых мы называем «Защитники сиддха-пранали для каништх». Каждая цитата включает «ложное» обвинение в их адрес и ответ с их стороны. Затем мы приводим собственное опровержение, обозначенное как «Гаудия-сиддханта».

1)

Защитники сиддха-пранали для каништх: Говорят, что процесс получения сиддха-пранали не упоминается нигде в грантхах Шести Госвами. Поэтому он считается профанацией и обманом, который нужно остановить.

Ответ: Процесс раскрытия сиддха-дехи (информации об этом) не упоминается в книгах Шести Госвами. Но нет сомнений в том, что Госвами Вриндавана хорошо знали этот процесс.

Гаудия-сиддханта: Начнём с того, что открыто признаем тот факт, что хотя Шрила Джива Госвами написал более 400 тысяч стихов, тщательно исследуя каждую деталь в теме бхакти, ни он, ни какой-либо другой Госвами Вриндавана ничего не написали о сиддха-пранали-дикше. Давайте ненадолго остановимся на этом.

Будем говорить конкретно. Поскольку слова «сиддха» и «пранали» не встречаются в шастрах как единая концепция, разберём эти слова в широком смысле, как они употребляются в разговорной речи. Термин «пранали» (канал) указывает на путь, по которому нисходит бхакти, то есть на гуру-парампару, а слово «сиддха» — на духовный образ членов этой гуру-парампары. Слова сиддха-пранали означают практику, когда гуру в процессе дикши устно сообщает ученику одиннадцать деталей его духовного образа, известные как экадаши-бхава. Здесь мы имеем дело исключительно с практикой сиддха-пранали-дикши.

Разве это недостоверная практика? Нужно ли её прекратить как ложную? Отвечая на эти вопросы, следует подчеркнуть, что практика эта полностью достоверная, и этого мнения придерживаются не только различные ветви ИСККОНа и Гаудия Матха, но и многие бабаджи и госвами в линии прямых потомков Шри Чайтаньи Махапрабху. Я не знаю никого, кто сомневался бы в ценности этой практики.

Однако все подлинные Гаудия-вайшнавы утверждают, что открывать экадаши-бхавы начинающему ученику (каништха-адхикари), который находится на уровне шраддхи, садху-санги, бхаджана-крии и анартха-нивритти, — это обман с целью привлечь невежественные массы людей и набрать учеников.

Причина этого в том, что гуру не может знать определённые подробности духовного образа ученика до тех пор, пока ученик благодаря своей вайшнава-севе и нама-бхаджану не обрёл ручи. Это подтверждает Шрила Бхактивинода Тхакур:

«Духовный учитель видит в ученике чистую наклонность (ручи), но ученик в свою очередь должен помочь духовному учителю, рассказав ему о своих личных предпочтениях. До тех пор, пока гуру со всей определённостью не знает о наклонностях ученика (ручи), его указания небезупречны» (Шри Хари-нама-чинтамани, 15.72, комм.).

Несколько примеров из реальной жизни покажут актуальность обсуждаемой темы.

Как-то раз трое бхакт из России стали духовными братьями на Радха-кунде. Получив посвящение, они поделились между собой «сокровенными» подробностями своей каништха-сиддха-пранали-дикши и обнаружили, что всем назвали одну и ту же сварупу и одинаковые экадаши-бхавы. Недовольные тем, что все они являются одной и той же манджари, они вернулись к своему гуру и высказали ему свои сомнения. Гуру ответил им: «Я дал вам эту пранали, чтобы у вас появилось хоть какое-то представление о своём духовном образе. Вы должны совершать бхаджан. Когда к вам начнёт приходить истинное осознание, мы снова обсудим этот вопрос и внесём соответствующие изменения».

Теперь ещё один пример. Бхакта получил сиддха-пранали у одного гуру на Радха-кунде. Через некоторое время из любопытства он снова получил сиддха-пранали у другого гуру, и к его удивлению этот гуру дал ему совсем другой духовный образ.

Ещё одна преданная получила сиддха-пранали-дикшу, а затем на несколько лет оставила путь бхакти. Потом она решила вернуться к этому снова, но не нашла бумагу, подтверждающую ее сиддха-пранали, и не могла вспомнить все подробности своей экадаши-бхавы. Поэтому она вернулась к своему гуру и попросила дать ей сиддха-пранали снова. К своему удивлению теперь она получила совсем другую сварупу, окончательно запуталась и потеряла в это веру.

Итак, здесь мы имеем несколько случаев: когда несколько человек получают одну и ту же сварупу; когда один и тот же человек получает разные сварупы у разных гуру; и даже когда один и тот же человек получает разные сварупы у одного и того же гуру. Неужели наши Шесть Госвами хотели, чтобы их последователи превратили их сампрадаю в такой цирк?

Приведённые выше случаи поднимают другую тему: может ли гуру дать вам неправильную сварупу? Большинство гуру, которые дают сиддха-пранали-дикшу преданным-каништха, считают, что будущая сварупа этих бхакт непостоянна. Это облегчает им работу, потому что страхует от ошибки. Одна сварупа ничем не хуже другой. Ни гуру, ни ученик не нуждаются в какой-либо квалификации для произвольно сфабрикованной сварупы.

Если вы, получив сиддха-пранали, сомневаетесь в том, что там было озвучено, то почему бы вам не попросить своего гуру снова назвать ваши экадаша-бхавы и посмотреть, назовёт ли он их прежние или даст новые? И проблема будет решена. Или же пойдите к другому гуру и посмотрите, даст ли он вам ту же сварупу или другую. Не лучше ли знать истину, чем провести свою жизнь в самообмане?

Что же касается аутентичности процесса сиддха-пранали, то в этом никто не сомневается. Мы лишь считаем, что практика давать сиддха-пранали преданным-каништха — это иллюзия, хотя при этом не отрицаем, что чаще всего это делается с добрым намерением помочь начинающим бхактам установить связь с вечной реальностью.

В этом смысле каништха-сиддха-пранали-дикша является, скорее, успокоительным лекарством, чем реальностью. Она предназначена вдохновить начинающих бхакт сосредоточиться на конечной цели и не потеряться в дополнительных частях бхакти. Я лично знаю гуру, дающих каништха-сиддха-пранали-дикшу, которые в частной беседе признали, что в этом и состоит их главное намерение. Однако они не могут сказать об этом своим ученикам, потому что тогда успокоительный терапевтический эффект такой дикши, конечно, будет утрачен. Они понимают, что каништха-сиддха-пранали-дикша — в действительности общий шаблон с некоторыми вариациями, благодаря которым он выглядит более личным и менее общим.

Таково мнение не только последователей Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати — в целом, его разделяют и в других вайшнавских линиях. Например, Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри в линии Шри Гададхары Пандита, высоко образованный вайшнав из очень традиционного паривара, возражает: «Первоначальные ачарьи и Госвами никому не давали сиддха-пранали. Все раскрывалось благодаря святому имени. Если у нас в это нет веры, то святое имя для нас становится второстепенным, а что-то ещё — главным. И тогда мы не сможем осознать наму, образ и так далее Бхагавана. Имя Кришны обладает полным могуществом, и если человек повторяет его, не имея оскорбительного менталитета, он осознает всё, потому что святое имя — это Сам Бхагаван» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри, Шри Гуру Даршанам, с.101).

«Теоретически такая медитация существует, но то, как её практикуют в наши дни, отличается от того, как её практиковали в прошлом. Причина этого в том, что недостойные люди используют её не по назначению. Они сделали из этого бизнес. Изначально Госвами дали её не для того, чтобы на этом зарабатывать деньги и привлекать последователей. Но теперь это стало единственной целью. Современные гуру пишут её на куске бумаги, который дают ученику во время инициации. Прежде такого не было. Сварупа — это то, что раскрывается, когда ученик достигает необходимого для этого уровня» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри, Шри Гуру Даршана, с. 249).

«Манджари-бхава означает наивысший предел вручения себя. Это синоним дасья-бхавы. Это высший уровень дасья-бхавы (духа служения), и раскрывает её Шри Кришна. Никто больше не обладает могуществом дать вам трансцендентное тело. Дать манджари-бхаву означает занять в служении Кришне. Никто из людей не в силах этого сделать. Поэтому делает это только Сам Бог. Если ученик целиком и полностью вручил себя гуру и служил ему, тогда Кришна вдохновляет гуру раскрыть ученику эту истину» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри, Шри Гуру Даршанам, с. 249).

«Если ученик имеет истинного гуру и целиком предался ему, то есть больше не отождествляет себя со своей страной, семьей, полом и так далее, а вместо этого развивает эго слуги Бхагавана, тогда Бхагаван вдохновляет гуру раскрыть ему эту информацию, чтобы этот ученик мог медитировать, как это предписано» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри, Шри Гуру Даршанам).

«Это называется обман. Но уттама-бхакти не имеет и тени обмана. Практика, о которой вы слышали, не имеет ничего общего с реальным процессом. Всё это лишь обман под именем бхакти. Не нужно ему поддаваться, хотя он звучит очень трогательно. Это так трогательно для нас, потому что у нас есть опыт сексуальной жизни» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидаса Шастри, Шри Гуру Даршанам).

«Вместо того, чтобы называть [эту практику] «манджари-бхавой», лучше назовите ее «асурика-бхавой», потому что она полностью отвернёт человека от Бога. Если он вообще садху и если ему дали такую медитацию, когда он к ней вовсе не готов, практика её, естественно, обеспокоит его ум. Внешне он будет изображать из себя садху, а внутри его ум будет полон сексуальных желаний. И это сделает его лицемером здесь, на земле Кришны. Под предлогом садханы самого высокого порядка, он станет развратником. Он не сможет избежать незаконного секса. Поэтому это асурика-бхава. Кто уполномочил этих гуру давать эту бхаву начинающим бхактам? Каков их духовный уровень? Я не знаю» (Бабаджи Махараджа Шрила Харидас Шастри, Шри Гуру Даршанам).

Письмо Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (ноябрь 1930г.): «…как только человек достигает уровня анартха-нивритти, его сварупа пробуждается сама собой, а вместе с нею и присущий ей ход мыслей. Те, кто заявляет, что могут этому обучить или открыть — обманщики, потому что это сделать невозможно. С другой стороны, если бхакта получает какое-то откровение в результате искреннего повторения харинамы на протяжении долгого времени, он должен обратиться к сад-гуру или зрелому вайшнаву и попросить его подтвердить это откровение и очистить его. Сварупа имеет одиннадцать аспектов (экадаши-бхав). Есть много случаев, когда недобросовестные гуру насильно скармливают эти темы незрелым ученикам, но это нельзя назвать признаком духовного совершенства. Те, кто поднялся до сварупа-сиддхи, достигли этого уровня благодаря внутреннему откровению: роль гуру сводится только к тому, чтобы помогать ученику в его духовном росте. Чем больше садхака приближается к [уровню] сиддхи, тем больше все эти вещи естественным образом раскрываются в сердце этого искреннего искателя служения».

Чтобы не тратить время в бесполезном споре, нужно безоговорочно определить сиддханту и привести исторические факты. Шастры и исторические факты приводят к следующим выводам:

  1. Сиддха-пранали — это лишь один возможный подход к рагануга-бхакти. Он не является главным и абсолютно необходимым условием для того, чтобы начать рагануга-бхакти или подняться на высокие ступени рагануга-бхакти. Он не является обязательным, поскольку все блага сиддха-пранали традиционно обретались благодаря могуществу святого имени и процесса дикши, как он в общих чертах описан в «Шри Бхакти-сандарбхе», «Шри Хари-бхакти-виласе» и «Прамея-ратнавали» — ни в одной из этих книг нет упоминаний о сиддха-пранали.
  2. Вместе с тем сиддха-пранали представляет собой аутентичную практику, начало которой было положено в линии Шри Дхьяначандры Госвами, который впервые упомянул экадаши-бхавы в своей «Шри Гаура-Говинда арчана-смарана-паддхати», написанной около 1650 г.
  3. Шесть Госвами не практиковали и не обучали сиддха-пранали. Поэтому те, кто получил от своего гуру метод, которому следовали Шесть Госвами — идеальный и законченный сам по себе, — вовсе не нуждаются в том, чтобы получать посвящение в другой метод, описанный Шри Дхьяначандрой Госвами. Оба метода во многих отношениях аналогичны, но метод Дхьяначандры Госвами больше строится на использовании панчаратрика-мантр и ритуалов арчаны. Шрила Бхактивинода Тхакур обозначил разницу между этими двумя подходами в «Джайва-дхарме», гл.39.
  4. Практику сиддха-пранали никогда нельзя давать каништха-адхикари, потому что:
  5.  По правде сказать, неважно, считаете ли вы сварупу врожденной природой или обретаемой, гуру не знает всех подробностей сварупы начинающего ученика.
  6. Шри Кришна не откроет гуру сварупу его ученика и не вдохновит гуру открыть её ученику до тех пор, пока ученик не обретёт зрелую лобху, по крайней мере, на уровне ручи. Поэтому источником вдохновения всех попыток давать сиддха-пранали ученикам-каништха является только МАЙЯ.
  7. Сиддха-пранали губительна для преданного-каништха, потому что он ещё не утвердился и несведущ в бхакти-таттве. Поэтому посвящение в сиддха-пранали — это ящик Пандоры заблуждений, которые ведут преданного в болото практик, несоответствующих его уровню духовного развития.

Даже сегодня все Бабаджи и Госвами во Вриндаване и Джаганнатха Пури в прямой дикша-линии Шри Гададхары Пандита, Шрилы Санатаны Госвами, Шри Гопала Бхатты Госвами, Шри Рахунатхи Бхатты Госвами, Шри Дживы Госвами, Шри Кришнадаса Кавираджи Госвами и многие другие — все единогласно принимают приведённые выше четыре вывода.

Как мы говорили выше, вопрос заключается не в том, является ли сиддха-пранали аутентичной практикой, а в том, аутентично ли давать её преданным-каништха? И является ли посвящение в сиддха-пранали необходимым предварительным условием для рагануга-садханы? Ответ подчёркнуто отрицательный, в обоих случаях.

Мы продолжим обсуждение этой темы и упомянутой статьи в следующей части.

Спасибо за терпение.

 

Перевод: Джагат Мохини д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи