?

Несколько слов на тему идеи «Сиддха-пранали для каништх».

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1062. Опубликовано: 31-08-2016, 18:10

Несколько слов на тему идеи

 «Сиддха-пранали для каништх»

Према-прайоджан дас

(часть 2)

 

Напомним содержание первой части, в которой говорилось, что экадаши-бхава, которую дают преданным на уровне каништха, обычно носит самый общий, терапевтический характер. Конечно, из всякого правила бывают исключения, и благодаря им эта процедура приобретает менее общий характер. Теперь, во второй части мы осветим основные заблуждения защитников идеи сиддха-пранали для каништх, которых они не могут избежать.

Чтобы облегчить читателям понимание темы, представим её в виде вопроса:

Что составляет период между полным отсутствием осознания лилы Кришны и полным её осознанием?

Все преданные получат благо, глубоко задумавшись над ответом наших оппонентов на этот жизненно важный вопрос. Читателю будет очевидно, что наш ответ на него строится на концепции, органичной для Трансцендентности, а ответ защитников идеи «сиддха-пранали для каништх» навязывает ему идею, которая заключается в следующем.

Бхакты, которые ещё не имеют осознания лил Кришны, постепенно могут обрести это осознание, если будут ежедневно представлять себе эту лилу во время повторения (намы). Вместе с сиддха-пранали преданный получает информацию, необходимую ему для визуализации лилы и проецирования себя в ней. Тем самым он следует наставлению Шрилы Рупы Госвами совершать служение в своей сиддха-рупе как ежедневную садхану. Шастры, такие как «Шри Говинда-лиламрита» и «Шри Кришна-бхаванамрита», дают некоторое представление об этой лиле.

Они верят, что благодаря механической визуализации лилы и ментальному проецированию себя в ней в образе манджари визуализация постепенно станет всё более ясной, пока однажды «по беспричинной милости» не станет реальностью. Визуализация как продукт материального ума станет на самом деле духовной, если в это сильно поверить. Взращивание такой веры каждый день называется жадностью, лобхой, и это всё, что вам нужно.

Но в этом ли действительно заключается учение Госвами? Вы согласны с этим ответом? Если да, то у вас нет никакого понимания сиддханты.

За последние несколько лет мы видели немало наивных преданных, лишившихся способности рассуждать из-за своего наркотического прошлого и уверовавших в Закон притяжения из фильма «Секрет»: «О чем бы ты ни думал, это станет реальностью, если твоя вера достаточно сильна». Немало преданных думают, что рагануга-бхакти работает более-менее по такому же принципу. Абсолютно не видя разницы между духом и материей, они становятся крайне недоверчивыми, когда кто-то пытается их остановить: «Подождите, на самом деле это совсем не так!» Для них рагануга-бхакти — это индийский вариант «Секрета».

Вот истинный ответ на вопрос, что же составляет период между «отсутствием осознания» и «полным осознанием» — БЕЗОСКОРБИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Ответ кажется простым, и на самом деле он простой. Однако нужно понимать, что в нём хранится сокровище глубокой сиддханты.

Когда преданный повторяет святое имя без оскорблений, происходит «чето дарпана марджана» — очищение зеркала сердца. Это соответствует стадии анартха-нивритти. Тогда в читте (сознании) преданного развивается бхагавад-бимба-грахитвам (Ш.В.Чакраварти Тхакур, Сарартха-даршини, 3.6.22), способность во время повторения улавливать отражение образа Господа.

Образ и качества Шри Кришны проявляются одно за другим на уровне ништхи (Ш.В.Чакраварти Тхакур. Сарартха-даршини, 3.25.25). Намабхаса с твёрдой верой дарует осознание образа Кришны, Его качеств, богатства, сладости и красоты (там же, 6.2.11: тан-нама уттама-шлокасйа гунан аишварйа-мадхурйа-саундарйадин апй упаламбхайати).

И тем не менее, на этом уровне читта ещё недостаточно очищена, чтобы вместить осознание спутников Господа. Это происходит на уровне ручи. На уровне асакти проявляется мантра-майи упасана игр Божественной Четы во Вриндаване на Йога-питхе (мантропасанамайитве’пи сварасикйам эва парйавасйати – «Кришна Сандарбха», 153).

Шрила Джива Госвами утверждает, что рагануга-бхакти целиком и полностью зависит от опыта абхасы (отражения) спутников Шри Кришны. Это истинное осознание, а не механическая визуализация.

тасйа тадриша-рага-судхакаракарабхаса-самулласита-хридайа-спхатика манех шастради-шрутасу тадришйа рагатмикайа бхактех парипатишв апи ручир джайате

«Когда преданный слушает о видах служения вечных спутников из писаний и т.д., чистый кристалл его сердца озаряется отражением (абхасой) луноподобных лучей их рати, пробуждая у него ручи именно к их видам служения. Бхакти, вызванная этим вкусом, именуется рагануга-бхакти» («Бхакти-сандарбха», 310).

Таким образом нужно понимать, что если образ Кришны не появляется в читте во время повторения (намы), это означает, что или читта ещё недостаточно чиста или/и оскорбления божественного имени (намапарадха) препятствуют появлению намабхасы. В такой ситуации никакое количество визуализации и проецирования не поможет.

КРАМА — последовательность:

Сторонников сиддха-пранали для каништх, а вместе с ними и всех пракрита-сахаджиев, отличает одно и то же качество: в их концепции полностью отсутствует идея крамы, последовательности процесса осознания — ключевой для теории Госвами.

Восприятие трансцендентной реальности имеет одно специфическое качество, благодаря которому оно целиком и полностью отличается от нашего восприятия объектов мирской реальности. Представьте, что вы сидите в пустой комнате. Дверь открывается, входит человек и начинает говорить с вами. Вы одновременно воспринимаете его рост, фигуру, цвет кожи, движения, речь и т.д. Это настолько очевидно, что не стоит и упоминать об этом. Мы воспринимаем объекты целиком: их форма, текстура, запах и звук проявляются одновременно. Нечто подобное мы ожидаем и от восприятия трансцендентной реальности.

Однако начало осознания в читте практикующего бхакты имеет одну особенность. Согласно опыту Госвами, раскрытие духовного восприятия происходит в соответствии со стадией духовного развития бхакты, потому что он может вместить отражение Шри Кришны и Его лилы ровно настолько, насколько очищена его читта. Опыт лилы во всей полноте не может прийти к нему до тех пор, пока его читта не растает и не станет единой со сварупа-шакти Шри Кришны на уровне бхавы. Поэтому на стадиях ништхи, ручи и асакти имеет место поэтапное осознание абхасы (отражения) Шри Кришны в следующей последовательности: нама, рупа, гуна, парикара, сева, лила: атха пeрвават крама-сопана-ритйа сукха-лабхйам гуна-парикара-сева-лила-смаранам чанусандхейам - «Чтобы облегчить себе процесс осознания, нужно практиковать последовательную смарану (памятование) намы, рупы, гуны, парикаров, севы и лилы в соответствии с процессом, описанным ранее в ануччхеде…» («Бхакти-сандарбха», 278).

Заметьте, что «сева» приходит после «парикаров» и перед «лилой», строго указывая на стадию, на которой следует получить наставление служить в своей сиддха-дехе — «сева садхака рупена сиддха-рупена чатрахи».

Концепция сиддха-пранали для каништх существует при условии полного отрицания идеи крамы, как будто её вовсе не существует как главной темы всей теологии гаудиев. Важность крамы подробно обсуждается в «Бхакти-сандарбхе», где Шрила Джива Госвами на многих страницах подчёркивает, что смарана должна совершаться в последовательности нама-рупа-гуна-парикара-сева-лила (БС, 278), что человек не обладает должной квалификацией переходить к следующей ступени, пока он не обретёт полного осознания предыдущей.

пратхамам намнах сраванам антахкарана-суддхй-артхам апекшйам | суддхе чантахкаране рупа-шраванена тад-удайа-йогйата бхавати | самйаг-удите ча рупе гунанам спхуранам сампадйате | татас тешу нама-рупа-гунешу тат-парикарешу ча самйак спхуритесв эва лиланам спхуранам шустху бхаватитй абхипретйа садхана-крамо ликхитах | эвам киртана-смаранайор джнейам | («Бхакти Сандарбха», 256)

«Сначала человек должен слушать святое имя, чтобы достичь чистоты антах-караны, то есть психологической составляющей (читты). Затем, когда его читта стала чистой, она может стать местом проявления прекрасного образа Господа. Когда образ Господа проявился в сознании во всей полноте как результат слушания описаний этого образа, преданный получает откровения (спхурти) на тему качеств Господа. Когда качества Господа открылись во всей полноте, проявляются отличительные качества Его спутников (а вместе с ними Его собственные отличительные качества и взаимоотношения с каждым из этих спутников). После того, как имя, образ, качества и спутники Господа полностью проявились в сердце бхакты, раскрываются Его игры во всём их великолепии. Мы описали эту последовательность садханы, чтобы познакомить преданных с последовательным процессом проявления Господа в их сердцах. Эту же последовательность можно применить и к практике киртаны (повторения) и смараны (памятования)».

Обратите внимание, что пока не завершена одна ступень в этой последовательности, то есть пока она ясно не проявилась в читте в виде спхурти, бхакта не готов к тому, чтобы обратиться к следующей ступени осознания в этой последовательности.

Вместо того, чтобы совершать смарану последовательно, от одной ступени к другой, то есть на самом деле проходить ступени осознания, защитники «сиддха-пранали для каништх» пытаются обратиться сразу к уровню парикара-смараны: памятование собственной сварупы технически относится к категории пракара-смараны.

Затем они побуждают нас механически воображать ежедневные игры Шри Кришны (сварасики), не имея даже осознания абхасы игр Шри Кришны на Йога-питхе (мантра-майи), снова нарушая единственный порядок, в котором становится доступно истинное осознание (мантропасанамайитве’пи сварасикйам эва парйавасйати – «Кришна Сандарбха», 153).

Перепрыгивая через все главные ступени, они делают для себя невозможным пройти даже первую ступень осознания. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал: лила хоите нама-спхурти, рупануга боле на — «Истинный последователь Шрилы Рупы Госвами никогда не станет учить, что попытки памятовать лилы могут привести к спхурти Святого Имени» (Книга Пракрита-раса шата-душини, текст 33). Мы сводим к нулю возможность осознания, нарушая естественную последовательность того, как это осознание приходит.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «СМАРАНА»?

Ясно, что защитники «сиддха-пранали для каништх» даже не понимают, что означает слово «смарана». Они думают, что это слово, использованное Госвами, соответствует слову «помнить» в обиходе обычных людей.

Воспринимать слова шастр на основе общего смысла слов, которыми пользуются порабощённые (баддха) души в мирской жизни, называется агья-рудхи-вритти. Но слова шастр можно понять только как видвад-рудхи-вритти, то есть как обладающие самодоказующим смыслом, раскрывающимся в недвойственном сознании чистых вайшнавов, для которых не существует разницы между словом и объектом, который оно обозначает.

В контексте бхакти-таттвы слово «смарана» означает соприкосновение ума с именем, образом и т.д. Шри Кришны (манаса-самбандхах смритир учйате – «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.175). Иными словами, реальный контакт ума со Шри Намой Прабху; реальный контакт ума с Его божественным образом, а не ваше воображение этого образа; контакт ума с настоящими играми, а не ваша механическая визуализация чего-то, чего вы никогда не испытывали.

Это не означает контакт ума с внешними слогами намапарадхи.

Это не означает контакт ума с материальными самскарами, возникающими при распознавании смысла слов, прочитанных на странице книги об играх Шри Кришны.

Столь глубокий психологический момент неуловим для каништха-адхикари до тех пор, пока он смиренно не отдаст себя устному восприятию шабда-брахмана, который исходит из лотосных уст шри гуру.

Есть три уровня восприятия:

  1. Звучание слова.
  2. Значение слова.
  3. Восприятие реального объекта, обозначенного словом.

Таковы три характеристики материальных объектов. Понимание их единства по отношению к материальному объекту называется калпана или викалпа — воображение (татра шабдартха-джнана-викалпаих санкирна савитарка самапаттих – «Йога-сутра», 1.42).

Однако для духовных объектов в царстве адвая-гьяна-таттвы, то есть реальности, свободной от двойственности сознания, нет никакой разницы между звуком, смыслом и объектом. Видеть разницу между ними — это калпана или викалпа. Имя Господа и Его образ — это викалпа-рахита («Бхагаватам», 6.8.32). Поэтому покрывать могущество Шри Намы Прабху своим воображением есть оскорбление святого имени.

Если преданный видит разницу между святым именем и божественной лилой, это выражается в его попытках механической визуализации игр с помощью материального ума. Но поскольку эти игры на самом деле существуют, его практика означает пренебрежение звуком святого имени, потому что предмет его визуализации всецело материален (пракрита) по своей природе. Иными словами, это и есть пракрита-сахаджия.

Конечно, до тех пор пока ум находится во власти двойственности, невозможно обрести осознание любого из аспектов Шри Кришны — адвая-гьяна-таттвы, и даже Брахмана (джйоти) как наименьшего из Его аспектов.

Нужно всегда помнить слова Шри Чайтаньи Махапрабху о том, что бхакти-лата, лиана преданности, достигает брахмаджйоти прежде, чем достигает прибежища у лотосных стоп Шри Кришны во Вриндване («Ч.ч.», 2.19.153).

Поймите, что истинная смарана приходит сама собой во время повторения, когда Шри Нама Прабху свободен от влияния калпаны.

Поэтому Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: со’пи смарана-прайатнах шравана-киртанавато бхактасйа навасйака («Бхагаватта Пурана», 2.8.4) — «Тому, кто поглощён слушанием и повторением, НЕТ необходимости прилагать усилия к смаране». По какой причине? Потому что смарана происходит автоматически.

Тем не менее защитники идеи «сиддха-пранали для каништх» сосредоточены на том, чтобы прилагать огромные усилия к занятиям манасика-севой и лила-смараной, что полностью противоречит данному наставлению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и всей теологи шри нама-таттвы. В действительности они просто закрывают могучее солнце святого имени тёмными облаками гигантской калпаны и называют это «лила-смараной».

Они думают, что лила-смарана — это садхана, с помощью которой можно пройти этап анартха-нивритти. В таком случае мы хотим задать им несколько вопросов, на которые они не смогут дать ответ:

  1.  Если смарана — это садхана, позволяющая очистить сердце на стадиях, предшествующих ништхе, то почему Шрила Джива Госвами говорит нечто прямо противоположное в «Бхакти-сандарбхе» (275): атха шаранапаттй-адибхих суддхантах-каранаш чет.. смаранам курйат — «С помощью предания, слушания, повторения и т.д., ЕСЛИ читта становится чистой, бхакта может практиковать смарану»?
  2.  Если лила-смарану можно практиковать, не пройдя стадию анартха-нивритти, то почему Шрила Джива Госвами говорит, что даже нама-смарану невозможно совершать должным образом, не имея чистой читты?

Он пишет: нама-смаранам ту шуддхантах-каранатам апекшате — «Нама-смарана конечно зависит от чистоты (шуддха) антах-караны, то есть читты».

Это ещё раз показывает, что смысл слова «помнить» и смысл, который вкладывали Госвами в слово смарана, полностью отличаются друг от друга. Все мы «помним» имя Кришны, но практиковать смарану имени Кришны могут лишь те, кто обладает чистой читтой.

Отметим, что чистая антах-карана означает главным образом саттвика-читта, поскольку читта в её недеформированном состоянии преимущественно саттвика.

То же говорит и Шри Чайтанья Махапрабху: читта-шуддхи, сарва-бхакти-садхана-удгама — «Как только читта становится чистой, начинается истинная практика всех видов садхана-бхакти» («Ч.ч.», Антья, 20.13).

Всем спасибо за внимание. Слава Шри Шри Гуру и Гауранге!

 

В третьей части мы обсудим ясную концепцию СИДДХА-ДЕХИ, сформулированную нашими ачарьями, и представим доказательства этой концепции из впервые переведенных на английский официальных документов судебного процесса между прямым учеником Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шри Рупой Кавираджей в суде царя Джайпура.

 

Перевод: Джагат Мохини д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи