?

Нитья-дхарма. Истина о вечной деятельности души.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1487. Опубликовано: 12-12-2016, 05:56

Нитья-дхарма

Истина о вечной деятельности души

Экзаменационное эссе по первым 12 главам «Шри Джайва-дхармы»

Канада. 2016г.

 

нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане
шри-шримад-бхактиведанта нарайана ити намине

шри-кришна-лила-катхане судакшам
аударйа-мадхурйа гунаиш ча йуктам
варам варенйам пурушам махантам
нарайанам твам шираса намами

тридандинам бхакта-широманим ча
шри-кришна падабджа дхритаика-хриди
чаитанйа-лиламрита-сара сарам
нарайанам твам сататам прападйе

 

Памятуя о величии своего духовного учителя, о его любви к священным писаниям и «Джайва-дхарме» в частности, я хочу предложить своё эссе по первым 12 главам «Джайва-дхармы» его лотосным стопам. Пусть Шрила Гурудев будет доволен моими скромными усилиями.

 

Введение

Анализируя первую треть «Джайва-дхармы», можно отметить, что главной темой этого произведения,  принадлежащего перу Саптама Госвами  Шрилы Бхактивиноды Тхакура, является нитья-дхарма. Эта тема проходит красной нитью через все беседы главных героев первых 12-ти глав. Будучи фундаментальной темой, нитья-дхарма закладывает правильную ориентацию дживы, когда она (атма) вступает на духовный путь, посвящённый Шри Бхагавану.

Прежде чем приступить к описанию вышеобозначенной темы, следует разобрать это словосочетание. Слово «нитья» в вайшнавской традиции чаще всего переводится как «вечный». Также это слово означает внутренний, собственный, правильный, необходимый. Термин «дхарма» происходит от санскритского глагольного корня дхри, что означает дхарана: «сохранять», «удерживать». Слово дхарма встречается очень часто в ведической традиции, у него много толкований, которые активно используются как в духовном (парамартхика), так и в мирском (вьявахарика) контексте. Чаще всего в вайшнавской литературе слово дхарма переводится как свойство, религия или обязанность. Применяемое во многих контекстах, это слово также означает  состояние, мораль, совесть, добродетель, справедливость, долг, закон, природа, сущность, религия. Учитывая религиозное направление «Джайва-дхармы», словосочетание нитья-дхарма переводится как «вечная обязанность», «вечно присущее свойство», «вечное предназначение». Это сочетание двух санскритских слов в контексте книги направлено на описание качеств души и её вечной деятельности или обязанности.

Словосочетание нитья-дхарма может быть заменено в некоторых случаях и другими словами, с которыми часто может столкнуться исследователь вайшнавской литературы. Они могут использоваться как синонимы, близкие по значению. Это бхакти, бхаджан, нитья-свабхава, санатана-дхарма, нитья-сева, сат-дхарма, бхагават-дхарма, пара-дхарма, вайшнава-дхарма, нитья-дасья, апракрита према-дхарма и другие. Все они указывают на неотъемлемые качества души в её подлинных взаимоотношениях с Богом.

Хотя термин нитья-дхарма можно отнести как к деятельности души, так и к её природе, данное эссе сконцентрировано именно на деятельности (чешта), поскольку описание лакшан (характеристик) и свабхавы (индивидуальной духовной природы) души более подробно дано в даша-муле  «Джайва-дхармы», а также в разделах, которые посвящены раса-таттве (духовной психологии).

Нитья-дхарма, как правило, утверждается с самого начала духовной жизни через послание святых учителей. По традиции истинный гуру объясняет ученику признаки и роль дхармы. В разных духовных школах святые наставники раскрывали суть нитья-дхармы. Сваям Бхагаван также очень заинтересован в том, чтобы люди знали о своём вечном предназначении. Знание о нитья-дхарме позволяет успешно практиковать садхану, а потому дарует впоследствии подлинное и вечное счастье.

Бхакти-шастры учат, что существует три вида дхармы:

      1. Нитья-дхарма, 

      2. наймиттика-дхарма, 

      3. анитья-дхарма.

  Нитья-дхарма основана на свабхаве, нитья-лакшанах (вечных свойствах) души (дхарми). Такая дхарма исполняется с чистой любовью к Бхагавану. Она одна, но проявляется в разных подлинных религиях мира.

Наймиттика-дхарма основана на наймиттика-лакшанах (временных качествах) дживы, которые проявляются и развиваются в связи с обусловленностью гунами и кармой. Когда маха-майя заставляет дживу думать о себе как о теле, тогда для души становится актуальным действовать согласно своей временной природе. В таком случае гуны заставляют дживу стремиться к материальной деятельности и материальным целям. Этот вид дхармы признаёт Бога и существование души, но предоставляет лишь временные способы обретения милости Всевышнего и косвенно приводит к нитья-дхарме. Для Гаудий такая дхарма не имеет большой ценности.

Анитья-дхарма - атеистическая дхарма. Она не признаёт существование Бога, авторитетности священных писаний, реальности духовной жизни, души и её качеств. Это дхарма животных, и поэтому те, кто стремится выйти за пределы обусловленного существования, полностью отвергают её, в ней нет заботы о Кришне и даже о самом себе, как о душе. Такая дхарма наполнена служением языку, желудку и гениталиям. Она позволяет изменять любым высшим принципам ради временной выгоды. Приверженцы анитья-дхармы меняют религии как перчатки, лишь бы угодить материальным интересам тела и ума. Адепты такой лжедхармы считают святыми несвятых, душу телом, а себя Богом. На фоне этого, они выдают себя за благодетелей, истинно понимающих, и проповедуют атеизм, прикрываясь любовью к миру и служением нации. Анитья-дхарма погружает лишь в скорбь, глубокую иллюзию и потери. Она описана в «Хитопадеше», 25 и не будет предметом обсуждения этого эссе. Мораль, человечность или мирская любовь, лишённые нитья-дхармы, бессмысленны и не должны прославляться.

Как в случае обусловленности гунами, так и по достижению освобождения (шуддха-бхакти), следует опираться на свабхаву. Каково определение свабхавы? Шрила Мадхвачарья объясняет это в «Махабхарата-татпарья-нирнае», 22.84:

свабхавакхйа йогйата йа хатхакхйайа

нади-сиддха сарва-дживешу нитйа

«Каждая душа имеет индивидуальную природу. Именуется она свабхавой. Эта природа – предназначение души, имя её йогьята или хатха. Это означает, что духовная природа души вечна и неизменна. Свабхава - это набор индивидуальных личностных качеств».

Возможен ли успех, если действовать не в согласии со своей свабхавой? Ответ мы находим в следующем стихе из «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.95:

тач ча наиванйатха картум шакйам кенапи кутрачит

айогйам иччхан пурушах пататй эва на самшайах

«Никто и никогда неспособен исполнять свои обязанности иначе, чем ему диктуют внутренние позывы свабхавы. Если человек хочет обрести положение, которое превосходит его истинное предназначение, то он, несомненно, падёт с уровня, превышающего его внутренний статус».

Итак, все живущие в этой вселенной обязаны учитывать свою адхикару (пригодность) для того, чтобы заниматься той или иной деятельностью.

В согласии со свабхавой следует выбирать соответствующую ей дхарму. Свабхава бывает двух видов:

1)      нитья - присущая сварупе дживы, её вечному положению во взаимоотношениях с Богом и

2)      наймиттика - временная, присущая порабощённым маха-майей дживам. В соответствии со свабхавой, Богом распределяются обязанности среди людей в социальной системе, известной как варнашрама-дхарма. («Б.-гита», 4.13).

Наймиттика-дхарма благоприятна для людей, ищущих иллюзорного счастья. Им рекомендуют жить по принципам карма-канды. Однако чистые души (мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари), получившие милость Всевышнего, не имеют перед материальным миром никаких обязанностей. Исполняя должным образом служение Шри Кришне, шуддха-вайшнавы освобождаются от выполнения второстепенных, временных обязанностей. Вся их ответственность находится в рамках бхакти и продиктована бхакти-шастрами:

деварши-бхутапта-нринам питринам на кинкаро найам рини ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам гато мукундам парихритйа картам

«Любой, кто отказался от всех мирских связей и укрылся под сенью лотосных стоп Господа, который дарует освобождение и является единственным надёжным прибежищем, перестает быть должником или слугой кого бы то ни было, включая полубогов, предков, мудрецов, других живых существ, своих родственников и соотечественников» («Ш.Бхагаватам», 11.5.41).

Следует также отметить, что даже несовершенная деятельность (бхакти-абхаса), выполняемая постоянно под руководством сад-гуру искренним преданным, способна освободить от кармы и наймиттика-дхармы. Об этом повествует Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани», 3.34:

сарва-ведадхика сарва тиртха хаите бада

намабхаса сарва-шубха-карма-шрештхатара

«Намабхаса величием превосходит плоды изучения всех Вед, посещения всех мест паломничества, всякой альтруистической и благочестивой деятельности».

Определившись в том, что свабхава является основой для дхармы и, опираясь на слова гуру, шастр и садху, просмотрим, как главная тема данного эссе описана в словах великих учителей. Также следует отметить для себя признаки нитья-дхармы, описываемые в приведённых ниже шлоках (стихах).

 

Описание нитья-дхармы

Обратимся сначала к древним писаниям. Шрила Рупа Госвами учит в «Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.101, что совершенная дхарма должна быть согласована с шрути, смрити и панчаратрами. Наша задача показать, как нитья-дхарма описана в этих источниках, а также в работах ачарьев Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Это покажет согласованность всех представленных описаний нитья-дхармы и также докажет авторитет учителей бхагават-гуру-парампары.

В шрути мы находим следующий стих из «Гопала-тапани-упанишад»:

шри-гопала-тапанйам

бхактир асйа бхаджанам тад иха-мутропадхи-наирашйенамуштин

манах-калпанам етад ева наишкармйам

«Бхакти – это поклонение Тому, кто един для всех (Богу). Только на Нём одном следует сосредоточить своё сознание. Всё то, что ограничивает от этого сосредоточения, следует безропотно отбросить как в этой жизни, так и в следующей. Так выражается подлинная свобода от кармы» (Также «Прамея-ратнавали», 8.1).

В смрити, в «Шримад-Бхагаватам» Шрила Ведавьяса дал определение нитья-дхарме как вечной обязанности для всех джив:

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

ахаитукй апратихата йайатма супрасидати

«Высшей дхармой для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к према-бхакти. Чтобы полностью удовлетворить незримого Всевышнего Господа, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным» (1.2.6).

Утвердив нитья-дхарму, Бхагаван Шрила Вьясадева дал направление мысли о нитья-дхарме всем святым, что проповедовали после Него. Панчаратры также описывают нитья-дхарму согласованно с шрути и смрити:

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

«Идти путем бхакти (следовать нитья-дхарме) — значит занять все свои чувства служением Бхагавану, повелителю чувств. Служа Всевышнему, душа, помимо главного плода (премы), обретает два второстепенных: она избавляется от всех материальных самоотождествлений и её чувства, занятые севой, очищаются» («Нарада-панчаратра»).

Опираясь на древнейшую традицию бхакти-йоги, Шрила Мадхвачарья, проповедующий до прихода Шри Чайтаньи Махапрабху, учит:

джнана-пурвах парах снехо нитйо бхактир итирйате

итй ади-веда-вачанам садхана-правидхайакам

«В Ведах ясно предписывается средство для достижения высшего духовного совершенства - это любовь к Богу. Она проявляется на основе дивья-гьяны (самбандха-гьяны). Эта любовь вечна, это подлинная преданность, имя её – бхакти» («Махабхарата-татпарья-нирная», 1.104).

Шри Чайтанья Махапрабху, Учитель учителей, также определяет нитья-дхарму дживы. Об этом сказано в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 20.108. Ш.Бхактивинода Тхакур цитирует Его изречение в «Джайва-дхарме», первой главе. Этим самым Шриман Махапрабху доказывает аутентичность Своего учения. Следуя Его доктринам, все Гаудии, проповедуя, также начинают объяснять феномен нитья-дхармы души. Так, главный из учеников Шри Чайтаньи – Шрила Рупа Госвамипад дал самое изумительное и полное описание нитья-дхармы, которое легло в основу «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11, как парибхаса-сутра (главный стих произведения):

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляющая собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождаемая различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (имперсонального знания) и кармы (мирской деятельности) и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, - называется чистым преданным служением, уттама-бхакти».

Вторя словам Ш.Рупы Госвами, который этим стихом утвердил сварупу нитья-дхармы, Шрила Нароттама дас Тхакур, будучи ещё одним знаменитым ачарьей Гаудий, проповедующим после ухода Госвами Вриндавана, провозгласил:

анйа-абхилаша чхади джнана карма парихари

 кайа мане кариба бхаджана

 садху-санге кришна-себа на пуджиба деви-дева

 эи бхакти парама карана

«Следует занять свои ум и тело бхаджаном, оставив все желания идти по пути гьяны и кармы. Совершать севу Кришне следует в обществе вайшнавов, не поклоняясь полубогам и полубогиням. В этом суть парама-бхакти» («Према-бхакти-чандрика», 2.1).

Позже Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» и других многих своих произведениях, таких как «Бхакти-таттва-вивека», «Чайтанья-шикшамрита», «Према-прадипа» описывает подробно, как нитья-дхарма (шуддха-бхакти) отличается от наймиттика-дхармы. Следуя по стопам учителей Гаудия-сампрадаи, нитья-дхарму описывали подробно Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а также его ученики, широко известные по всему миру. Среди них Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж и их ученики, среди которых особо выделяются Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Шрила Гоур Говинда Махарадж, Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж и другие активно проповедующие маха-бхагавата-вайшнавы. Можно приводить много цитат, описывающих вечное предназначение души, вышедших из их лотосных уст. Большое количество книг учителей традиции бхакти посвящены описанию нитья-дхармы.

Теперь перейдём к описанию того, что противоположно нитья-дхарме.

 

Временные дхармы

Все виды временной деятельности, которые предписаны в карма-канде - предписаниях Вед, посвящённых варнашрама-дхарме, основаны на временно обретённых качествах дживы. Чтобы понять отличие нитья-дхармы от наймиттика-дхармы, нужно прежде получить знание о природе нитья-свабхавы и природе джив, находящихся в зависимости от гун материальной природы. Также следует осознать отличие души от тела и ума (материи). История Индры и Вирочаны из «Чандогья-упанишад», 8.7-12 хорошо иллюстрирует эту тему. Также Шри Кришна на Курукшетре, прежде чем призвать Арджуну к тому, чтобы он оставил все низшие дхармы («Б.-г.», 18.66), рассказал Своему другу науку о душе (Глава 2).

У души может быть три вида тела:

1) стхула-шарира, грубое тело,

2) сукшма-шарира, тонкое тело,

3) сиддха-шарира, тело души.

У каждого типа тела есть своя дхарма и лакшаны (признаки). Душе свойственны вечные качества, которые в неё изначально вложены Самим Богом. Однако под часто незаметным влиянием материального мира, дхарма дживы искажается. Это искажение происходит в сознании дживы. Со временем искажение закрепляется и воспринимается носителем временных материальных оболочек как должное. Чуждая дхарма начинает восприниматься как собственная. Так происходит замещение истинной (сат) природы души на ложную (асат). Ложная именуется как нисарга. Временные изменения в душе связаны с временными на неё влияниями. Эти влияния имеют место тогда, когда у души возникают материальные желания. По причине этих желаний, энергия материального мира начинает распоряжаться атмой. Так три гуны обретают власть над душой и управляют ею как кукловоды. Когда апара-пракрити диктует свои условия душе, душа начинает тяготеть к несвойственной ей деятельности.

Пренебрежение нитья-дхармой автоматически развивает в дживе стремление к наймиттика-дхарме, которое проявляется, когда джива принимает какое-либо  из 8 400 000 тел, предоставленных этой материальной вселенной. Так наймиттика-дхарма и адхарма погружают дживу во все виды клеш (страданий). Душа оказывается в плачевном положении из-за асат-санги, описанной в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 22.35:

бхукти-мукти-сиддхи-ками субуддхи йади хайа

гадха-бхакти-йоге табе кришнере бхаджайа

«Из-за дурного общения живое существо жаждет материального счастья, стремится к имперсональному освобождению или занимается мистической йогой ради достижения материального могущества. Если такой человек становится по-настоящему разумным, он обращается к кришна-бхаджану».

Чтобы обрести сат-сангу, следует обратиться к носителям безошибочного знания. Упанишады и любимая последователями ведической культуры «Гитопанишада» хорошо описывают истинную природу души во многих шлоках. Изучив ведическую литературу, природу отношений джив с Бхагаваном, а также концепцию ачинтья-бхедабхеда-таттвы, можно по милости свыше (гуру) осознать качества души. Те, кто не понимают природу дживатмы, склонны быть ведомыми сомнительными авторитетами этого мира. Часто сбитые с толку разнообразием ведических наставлений, мирских учёных, не имея связи с парампарой, люди практикуют анитья-дхарму и наймиттика-дхарму, считая, что адхарма, карма, гьяна или йога – это то, что достойно высшего внимания, практики и изучения. Однако амала-пурана, «Шримад-Бхагаватам», с самого начала (1.1.2) провозглашает чистую нитья-дхарму:

дхармах проджджхита-каитаво `тра

парамо нирматсаранам сатам

«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты».

Такое настроение поддерживается гаудия-ачарьями. В «Чайтанья-бхагавате» Вриндаван дас Тхакур утверждает подобную мысль: 

притхивите дхарма наме йата катха чале

бхагаватта кахе таха парипурна чхале

«Согласно «Бхагаватам», все мирские идеи, представленные под именем религии, являются попросту обманом».

Стремление к бхукти (мирским чувственным наслаждениям), мукти (имперсональному освобождению) и сиддхам (сверхъестественным йогическим способностям) не даст полноты вечного блаженства (парамананды). Об этом ясно сказано в «Бхакти-расамрита-синдху» Ш.Рупой Госвами: «бхукти-мукти-сприха йават пишачи (1.2.22)». Временные оболочки души, временные обязанности, плоды таких обязанностей и сами шастры, которые призывают к дхарме, артхе, каме и мокше, часто являются уводящими от высшей цели (парамартхи), а потому не приветствуются великими садху, которые наполнены по отношению ко всем обусловленным дживам подлинным состраданием. В связи с этим Шрила Нароттама дас Тхакур пишет в «Према-бхакти-чандрике», 8.8:

карма-кханда джнана-кханда кевала вишера бханда

амрита балийа джеба кхайа

нана джани сада пхире кадар джйа бхакшана каре

 тара джанма адхах-пате джайа

«Карма и гьяна подобны кувшинам с ядом. Те, кто пьют этот яд, принимая его за нектар, падают в круговорот повторяющихся рождений и смертей. Переселяясь из одного чрева в другое, джива, вкушающая отбросы в виде мирского счастья и освобождения, опускается во всё более и более низкие формы жизни».

Очевидно, что такие перспективы не привлекают стремящихся к Абсолютной истине искателей. Нет особенной нужды искать описанную Ведами чатур-пурушартху, когда она становится придатком во время практики шуддха-бхакти. Тот, кто служит Бхагавану, получает автоматически всё. Об этом утверждает «Бхагавад-гита», 8.28. Шрила Билвамангал дас Тхакур подтверждает это в «Кришна-карнамрите», 107:

бхактис твайи стхиратара бхагаван йади сйад
даивена нах пхалати дивйа-кишора-муртих
муктих свайам мукулитанджалих севате 'сман
дхармартха-кама-гатайах самайа-пратйкшах

«О, мой Господь! Если человек с решимостью посвящает себя чистому служению Тебе, Ты являешь ему Свой изначальный, вечно юный трансцендентный образ. Что касается освобождения (мукти), то оно стоит перед Твоим преданным со сложенными ладонями в надежде оказать ему хоть какую-то услугу. Религиозность (дхарма), материальное процветание (артха) и чувственное наслаждение (кама) приходят к нему сами собой, без дополнительных усилий».

Подобные вдохновляющие слова рождаются в сердце возвышенных святых, которые желают помочь душам, потерявшим себя и Господа. Но это не просто красивые слова, они созвучны обещаниям Самого Кришны:

мартйо йада тйакта-самаста-карма ниведитатма вичикиршито ме

тадамритатвам пратипадйамано матайма-бхуйайа ча калпате ваи

«Когда человек отрекается от всех видов кармы и целиком вручает себя Мне, он по Моей воле становится богаче любого йога или гьяни. А когда с течением времени к нему приходит бессмертие, он удостаивается богатств, равных Моим собственным» («Ш.-Б.», 11.29.34).

Когда джива приближается к освобождению, она начинает понимать высшие истины. Так покровы иллюзии спадают, и после, преданный сможет реализовать джива-таттву, коротко выраженную в «Падьявали», 74:

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро 

нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир 

кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер   

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

«Я не брахман, кшатрий, вайшья или шудра. Я не брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси. Я слуга слуг вайшнавов, которые служат лотосным стопам Шри Радха-валлабхи, поддерживающего гопи. Он - сияющий океан духовного блаженства».

 

Компромисс

Варнашрама-дхарма или наймиттика-дхарма могут быть приняты Гаудиями как временное средство на пути к нитья-дхарме. В этом случае бхакты соглашаются с этими видами дхармы, но до тех пор, пока они являются ступенями, ведущими к нитья-дхарме. Если кто-то живёт по принципу стиха 3.9 из «Бхагавад-гиты» - йаджнартхат кармано 'нйатра, превращая карму (предписанную деятельность) в средство удовлетворения Господа, тогда исполнение таковой не порицается. Если же наймиттика-дхарма начинает подавлять или покрывать служение Высшей Абсолютной Истине, тогда вайшнавы решительно отвергают все низшие дхармы, опираясь на слова Шри Кришны:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

ахам  твам  сарва-папебхйо   мокшайишйами  ма  шучах

«Оставь любую дхарму, относящуюся к уму или телу - например, варнашраму - и целиком предайся Мне одному. Я избавлю тебя от последствий всех твоих грехов. Ни о чём не горюй» («Бхагавад-гита», 18.66).

Также следует учитывать адхикар для шуддха-бхакти. Если его нет, тогда Бхагаван рекомендует в «Бхагавате», 11.20.9 следующее:

тават кармани курвита   на нирвидйета йавата

мат-катха-шраванадау ва шраддха йаван на джайате

«До тех пор, пока человек не развил отрешённость от объектов чувств и не обрёл веру в слушание повествований обо Мне, он должен выполнять свои повседневные (нитья) и особые (наймиттика) обязанности».

На основе этих цитат определяется уместность наймиттика-дхармы в жизни верующего человека.

 

Вывод

Подводя итоги, следует сопрягать таковые с мнением Самого Господа. Материалистичный разум всегда обманывает, но Бог пребывает вне випралипсы (обмана). В «Шримад-Бхагаватам» (11.14.20 и 11.12.14-15) Шри Кришначандра учит:

на садхайати мам його на санкхйам дхарма уддхава

на свадхйайас тапас тйаго йатха бхактир маморджита

«О, Уддхава! Ни йога, ни санкхья, ни изучение Вед, ни аскезы или пожертвования не могут покорить Меня так, как покоряет Меня бхакти, совершаемое исключительно ради Меня».

тасмат твам уддхавотсриджйа чоданам пратичоданам
правриттим ча нивриттим ча, шротавйам шрутам эва ча
мам экам эва шаранам, атманам сарва-дехинам
йахи сарватма-бхавена, майа сйа хй акуто-бхайах

«Поэтому оставь ведические мантры и ритуалы, о которых говорится в дополнениях к Ведам, забудь о правилах и запретах. Не обращай внимания на то, что ты слышал или услышишь от муни, риши и садху, не достигших совершенства. Просто найди прибежище во Мне одном, ибо Я – Бог, пребывающий в сердцах всех джив. Предайся Мне всей душой и по Моей милости будь свободен от страха при любых обстоятельствах».

Когда Господь Кришна вернулся на землю Бхараты в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, Он повторил эту мысль, высказанную Им четыре с половиной тысячелетия назад:

эта саба чхади' ара варнашрама-дхарма
акинчана хана лайа кришнаика-шарана

«Человек должен без колебаний, с полной уверенностью найти прибежище у лотосных стоп Господа Кришны  и ни у кого другого,  отказавшись от дурного общения и даже пренебрегая правилами четырёх варн и четырёх ашрамов. Иными словами, нужно порвать все материальные привязанности» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 22.94).

Только лучшие из святых понимают разницу между вечными и временными обязанностями, погружаясь в одни и пренебрегая другими. Это подтверждается «Бхагаватам», 11.11.32:

аджнайаивам гунан дошан  майадиштан апи свакан

дхарман сантйаджйа йах сарван мам бхаджета са ту саттамах

«Тех, кто служит Мне, оставив все виды дхармы, и кто постиг положительные и отрицательные стороны обязанностей, предписанных Мной в Ведах, следует считать лучшими из садху».

По этой причине Шрила Нароттама дас Тхакур в «Према-бхакти-чандрике», 1.9 заключает:

бхагавата-шастра-марма нава-видха бхакти-дхарма

 садайеи кариба су-севана

анйа-девашрайа паи томаре кахила бхаи

эи бхакти парама карана

«Я буду всегда заниматься севой, включающей в себя девять видов кришна-бхакти, которые согласуются с мнением «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнава-шастр. О, брат! Не ищи прибежища ни у одного из деват, ведь только служение Шри Кришне является причиной шуддха-бхакти».

Итак, нитья-дхарма, или вайшнава-дхарма, это чистая деятельность, вечно проявляющаяся в жизни совершенных душ. К ней нужно стремиться и ею необходимо жить.

 

Ари Мардан дас.

Редакция русского языка: Ума д.д.

Преподаватели: Гьяна-шакти дас (Канада), Шрипад Триданди Махарадж (Канада).

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи