?

Джива-таттва. Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы».

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 952. Опубликовано: 22-01-2017, 12:36

Джива-таттва

Живые существа являются отделёнными, вечно связанными с Господом частицами

Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы»

Канада. 2017г.

 

нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане
шри-шримад-бхактиведанта нарайана ити намине

шри-кришна-лила-катхане судакшам
аударйа-мадхурйа гунаиш ча йуктам
варам варенйам пурушам махантам
нарайанам твам шираса намами

тридандинам бхакта-широманим ча
шри-кришна падабджа дхритаика-хриди
чаитанйа-лиламрита-сара сарам
нарайанам твам сататам прападйе


Посвящается моему дорогому духовному учителю, который смог дать странам Запада очень глубокое понимание сварупы души и её роли в сокровенных лилах Шри Радхи и Кришны во Вриндаване.

 

Великий проповедник сознания Кришны на Западе, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, говорил: «Если вы не знаете кто вы, то никогда не сможете действовать правильно». Эти слова означают, что пока живые существа пребывают в заблуждении относительно своей изначальной природы (бхавы), они будут совершать неправильные поступки, за которые будут расплачиваться страданиями. Поскольку все стремятся лишь к счастью, было бы крайне актуально понять джива-таттву – науку о природе души. Без понимания этой науки обретение подлинного счастья становится невозможным.

Описывая эту фундаментальную таттву, следует объяснить положение живых существ, их происхождение, сварупу, способности, предназначение и качества. Хотя при раскрытии джива-таттвы описывают также процесс погружения живых существ в маха-майю, а также её освобождение, в рамках этого эссе акцент будет сделан на происхождении (проявлении) джив, на их классификации и их качествах.

Хотя душу называют непостижимой (ачинтья), поскольку её бытие не материально, тем не менее, благодаря шастрам, милости гуру, вайшнавов и Бхагавана, можно до определённой степени раскрыть эту тему. В «Ману-самхите» 12.92-93 сказано: «Поэтому брахман должен после совершения жертвоприношений изучать Веды, обуздывать чувства и стремиться к познанию души, ибо познание души является высшей целью (особенно для брахмана), ведущей к высшему блаженству». Вайшнавы – это естественные брахманы и поэтому твам-падартха-гьяна (наука об атме) является обязательной для исследования.

Шрила Бхактивинода Тхакур раскрыл по своей милости истины о чистой душе и изложил это не только в «Джайва-дхарме», но и во многих других своих книгах, таких как «Чайтанья-шикшамрита», «Кришна-самхита», «Даша-мула-таттва» и другие. Чтобы раскрыть каждый из аспектов души и её природу, в этом эссе будут приведены ссылки на священные писания (шабда-праману), дабы все утверждения имели аутентичность.

 

Происхождение

На санскрите душу обозначают терминами: атма, карта, джива, дживатма, пуруша, кшетра-гья, пумс, дехи ( воплощённые души).

Господь всё создаёт только для того, чтобы расширить Своё счастье, поэтому цель существования дживыбхакти, любовное служение. Все виды живых существ созданы Богом, поскольку Он сарва-карана-каранам, причина всех причин («Брахма-самхита», 5.1; 5.62). Факт проявления джив Творцом подтверждает Сам Шри Чайтанья Махапрабху («Ч.-ч.», Мадхья, 22.9):

вибхиннамша джйва — танра шактите ганана

«Отделённые экспансии Бога — это живые существа. Живые существа, хоть и являются экспансиями Кришны, тем не менее, причисляются к Его разнообразным энергиям» (Также «Брихад-араньяка-упанишад», 2.1.20; «Лагху-бхагаватамрита», 1.5.167: дживаш ча сйат сарва-джива прадурбхаваспадатватах).

Эта паяра (бенгальская строфа) называет живых существ вибхиннамша. Слово вибхиннамша указывает на отдельное проявление или экспансию. То есть, дживы являются отделёнными частицами Всевышнего, что подтверждается в «Веданта-сутре», 2.3.43 амшо нанавйападешад. А также в «Бхагавад-гите», 15.7: мамаивамшо джива-локе и «Бхагаватам», 11.11.4:

экасйаива мамамшасйа дживасйаива маха-мате

В вышеприведённой строфе из «Чайтанья-чаритамриты» говорится, что все дживы — это шакти, энергия. Согласно ведической философии, Бога называют Шактиманом – повелителем энергий. Бог — олицетворение мужского начала, а шакти – женского. Поскольку цель шакти служить Шактиману, то, на основании этого, ведантисты заключают, что все души обладают противоположной, то есть женской природой и представляют собой разновидность духовной энергии (шрештха-шакти). Единая пара-шакти (или сварупа-шакти «Параматма-сандарбха», 28.1) проявляет себя в трёх аспектах: 1) чит-шакти, 2) джива-шакти, 3) майя-шакти. Именно из джива-шакти выходят дживатмы. Иногда ачарьи пишут, что дживы исходят из хладини-шакти или чит-шакти. Шрила Нараяна Махарадж говорит: «Несмотря на то, что (татастха-)джива  бесконечно мала, она является атомарной частичкой чит-шакти, личной трансцендентной энергии Кришны» («Путешествие души», Глава 1). Таким образом, дживы – это трансформация сварупа-шакти.

Ш.Бхактивинода Тхакур в «Таттва-вивеке», 2.3 утверждает, что дживы проявляются из духовной энергии Бхагавана: тач-чхакти-нихсрито дживо. Одни живые существа исходят из татастха-шакти (пограничной энергии), а другие из антаранга-шакти (внутренней энергии), проявленной в духовном мире. «Джайва-дхарма» (16 глава) упоминает три экспансии Бога, которые являются источниками живых существ. Из Господа Шри Баладевы выходят нитья-парикары (вечно освобождённые живые существа) для служения Богу на Голоке в лилах (играх) Кришны. Иногда их называют нитья-унмукха. Из Мула-Санкаршаны выходят нитья-парикары для служения Господу на Вайкунтхе, в Матхуре и Двараке. Те дживы, что вышли из Господа Баладевы и Мула-Санкаршаны не подвержены падению из духовного мира, поскольку их природа изначально совершенна. Шрила Мадхвачарья утверждает в философской части «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.113: анади-бхактир деванам крамад вриддхим гатаива са – «Высшие существа духовного мира изначально уже наделены чистой преданностью. Со временем их бхакти только разрастается».

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет об этом в «Таттва-вивеке», 2.12.16: нитйа-мукта джива-сакала кришна-саммукхйа-бале прапанче правеша карена наи, чидж-джагате авастхита – «Вечно освобождённые души, благодаря своей любви к Кришне, никогда не приходят в материальный мир из-за потери духа преданности Абсолюту». Слова правеша карена наи указывают на невозможность падения, поскольку сильнее трансцендентной любви нет ничего, она вне какой-либо конкуренции. Более сильного чувства не существует, поэтому она непобедима завистью или любыми другими низменными аффектами. Именно за счёт премы, дживы духовных сфер остаются свободными от любых изъянов и последствий недоразумений.

Эта идея повторяется в словах совершенных вайшнавов наших времён. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада сказал: «Существует множество вечноосвобождённых живых существ. Они никогда не приходят в этот мир. Это подобно океану и рекам. Вы найдёте рыбу и в реке, и в океане. Иногда речная рыба может заплыть в океан, но морская никогда не пойдёт в реку. Для неё там нет места» (Нью-Йорк, 8 января, 1967 г.) Шрила Нараяна Махарадж проповедовал ту же идею: «Освобождённые дживы – вечные спутники Шри Кришны в Его обители, они всегда служат Ему и наслаждаются сладостью своего служения. В обители Господа нет энергии, запутывающей обусловленные души и заставляющей их отождествлять себя с телом» («Путешествие души», Глава 2).

Третьим источником джив является Маха-Вишну, из Него выходят татастха-дживы, которые уходят либо в мир маха-майи, либо в духовный мир, согласно их выбору. Если экспансия энергии Господа наделена только джива-шакти и проявляет ограниченные сач-чит-ананду и остальные трансцендентные достояния и качества, то она описывается как частица татастха-шакти (пограничной энергии) («Ч.-ч.», Мадхья, 20.108). Падение (бахирмукха) возможно только для татастха-джив, если они, отвернувшись от мира сач-чит-ананды, выбирают мир мёртвой материи.

Татастха-шакти – это источник татастха-джив. То, что дживы выходят из Маха-Вишну, подтверждается Шрилой Дживой Госвами в «Параматма-сандарбхе», ануччхеда 47: чит сурйах параматма ваи дживас чит параманавах «Параматма – это трансцендентное солнце, а дживы – Её лучи» (Также «Даша-мула-таттва», Глава 6). Маха-Вишну в этом стихе называют Параматмой. Подобная мысль явлена и Ш.Бхактивинодой Тхакуром в комментарии на «Брахма-самхиту», 5.1.

В «Брахма-самхите», 5.7 упоминается пуруша-аватара, описанная в «Шримад-Бхагаватам», 3.5.26. Майтрея Риши в беседе с Видурой говорит:

кала-вриттйа ту майайам гуна-маййам адхокшаджах
пурушенатма-бхутена вирйам адхатта вирйаван

 «Пурна-пуруша,  недостижимый для материальных глаз, оплодотворяет материальную природу, состоящую из гун, живыми существами. Так майя, благодаря силе времени, начинает трансформироваться».

Шрила Джива Госвами, комментируя «Брахма-самхиту», 5.7 пишет: «Силой взгляда Бог оплодотворяет материальную энергию Своей энергией джива-шакти, которая подобна Его высшей энергии. Дживы были погружены прежде в непроявленную материальную природу из-за своей невежественной деятельности в результате космического уничтожения (прошлой вселенной), и теперь они посылаются на новую жизнь во время начала следующего творения. Так дживы входят в майю.

В этом тексте слово пуруша указывает на Бога, который бросил взгляд на подвластную Ему материальную природу. Так этот Пуруша оплодотворил материальную природу семенем в форме живых существ». Подобная идея также выражена Ш.Бхактиведантой Свами Прабхупадой в комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 3.5.26 и в «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 5.65: дура хаите пуруша каре майате авадхана. Поскольку Маха-Вишну — это экспансия Санкаршаны, то можно сказать, что прибежищем всех татастха-джив является именно Санкаршана:

`джива'-нама татастхакхйа эка шакти хайа
маха-санкаршана — саба дживера ашрайа

«Существует также пограничная энергия, именуемая дживой. Маха-Санкаршана — прибежище всех джив» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.45).

Процесс «оплодотворения» дживами материальной природы происходит посредством Шивы. Он одновременно является отцом баддха-джив, а также средством соприкосновения Маха-Вишну с апара-пракрити (майей). Таким образом, Вишну не соприкасается с материальной природой непосредственно, оставаясь трансцендентным по отношению к ней, и в то же самое время, Он является изначальным отцом живых существ, выходящих в пограничную зону. Данный процесс описан в «Брахма-самхите», 5.7-8: «Созидающий образ Бога, Маха-Вишну, никогда не соприкасается со Своей внешней материальной энергией (майей). Однако майя полностью не обособлена и не отделена от аспекта высшей реальности. Хотя Маха-Вишну всегда наслаждается общением со Своей супругой, собственной личной энергией Рамой-деви, иногда у Господа появляется желание творить материальные миры, и тогда Он запускает в движение Свою силу времени и бросает взгляд (содержащий живых существ) на инертную внешнюю материальную энергию.

Духовная энергия Бога в образе Его дорогой супруги Рамы-деви — это богиня провидения. Она всегда послушна Верховному Господу и преданно служит Ему. На заре творения сияние трансцендентного тела Маха-Вишну, являющегося частью полной части Шри Кришны, принимает образ Шамбху (Шивы). Иначе Шамбху называют лингамом Бога, или проявленным символом Его порождающей способности. Он появляется для того, чтобы подготовить космическое проявление материальных вселенных. Лингам в образе Шамбху — это отражение вечного духовного света, или сияния. Материнская принимающая способность проявляется из Рамы-деви, или богини провидения. Энергия, которая непосредственно рождает материальное творение, — это низшая энергия майя с присущей ей формой йони, чрева вселенского творения. Соединение йони и лингама — это отражение семени желания Верховного Господа Шри Хари в форме непроявленной материальной энергии (махат-таттвы)» (Также текст 5.10 и «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.273).

Пограничное положение исходящих из Маха-Вишну татастха-джив описано в «Брихад-араньяка-упанишад», 4.3.9. Также благодаря этому стиху становится ясно, что с момента выхода из тела Маха-Вишну, дживы начинают проявлять свою индивидуальность:

тасйа ва этасйа пурушасйа две эва стхане бхавата

идам ча паралока-стханам ча сандхйам тритийам

свапна-стханам тасми сандхйе стхане тиштхан эте

убхе стхане пашйати идам ча паралока-стханам ча

«Джива-пуруша может обитать как в материальном, так и в духовном мире. Душа, изначально обнаруживая себя на границе, соединяющей эти два мира, способна сделать свой выбор, пребывая между мирами, в третьем мире, созданном из грёз (свапна-стхана). Находясь в этой татастха-зоне, она может созерцать оба мира» (см. также «Брихад-араньяка упанишад», 4.3.18).

Место между миром инертной материи и Вайкунтхами (Голокой) описано в этой шлоке как сандхья-стхана. Это не географическое положение. Духовный мир не измеряется материальным временем и пространством. В духовной реальности всё состоит из чит (чистого сознания): чидж-джагатера деша-кала дравйа самаста-и чин-майа  «Время, место и объекты духовного мира состоят только из духовного сознания» («Таттва-вивека», 2.13.5). В связи с этим, Шрила Нараяна Махарадж говорит: «В действительности, нет особой географической области между духовным и материальным мирами. Татастха, как граница между двумя мирами, воображаема. Разумеется, джива-шакти и татастха-шакти существуют, но понятие татастхи как географического места условно» (США, Калифорния, 14 июня 2008г).

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Таттва-вивеке», 2.5.8-9 вторит идее «Брихад-араньяка-упанишад»:

ихате буджхите хаибе йе,

джива джада джагате утпанна

наи ва чидж-джагате утпанна хана наи

дуи джагатера сандхи-стхале танхара утпатти

«Следует понять, что джива не является порождением материального мира или явленной в материальном мире, как не является она и порождением духовного мира. Дживы в самом начале своего зарождения появляются на стыке двух миров»).

Если джива в момент выхода из Маха-Вишну смотрит на материальный мир и желает погрузиться в него, то она попадает в его недра. Маха-майя в таком случае обеспечивает дживе материальные тела тонкого (линга) и грубого (стхула) типа, чтобы джива могла обрести оболочки из материальных элементов для использования их в своём стремлении контактировать с материальным миром. Те дживы, что пали в материальный мир из пограничной духовной зоны, описываются в «Шримад-Бхагаватам», 11.2.37:

бхайам двитийамбхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо` смритих

«Отвернувшись от духовной реальности, джива не помышляет о своём изначальном положении слуги Бога, ибо оказывается во власти маха-майи. Пребывая в страхе, она полностью поглощается материальной жизнью, и позже начинает отождествлять себя с материальными телами».

Если душа, находясь в пограничной зоне, созерцает духовный мир и направляется к нему, то, благодаря йога-майе, она раскрывает свою сварупу и получает всё необходимое для того, чтобы войти в лилы Господа и, подобно нитья-парикарам, вечно в блаженстве служить Ему.

Исходя из описания падения дживы в материальный мир, как это описано в «Бхагаватам», 3.5.26, а также в «Брихад-араньяка-упанишад», 4.3.9, следует вывод, что дживы, выходящие из тела Маха-Вишну бывают двух видов:

1)      Те, что ещё не имеют кармы. Они имеют право выбирать между миром мёртвой материи и миром сач-чит-ананды.

2)      Те, что имеют карму, заработанную ещё с предыдущего творения, а потому эти существа направляются сразу в лоно маха-майи.

Свобода выбора в пограничной зоне у дживы проявляется в максимальной степени, чем где-либо. Это обусловлено тем, что йога-майя (энергия Вайкунтх) и маха-майя (энергия материальных сфер) фактически не действуют в татастха-зоне на сознание дживы. Шрила Бхактивинода Тхакур в связи с этим пишет в «Даша-мула-таттве», Глава 8: «На этом уровне (перед уходом в духовный или материальный мир) джива обладает полной свободой выбора, или, иначе говоря, ее способность быть властелином своей судьбы проявляется с максимальной силой».

Татастха-дживы к моменту своего первого выхода из тела Маха-Вишну необычайно слабы, так как они ещё не обрели, по милости Господа, чид-балу —  духовную силу, основанную на осознании сварупы всего сущего. Шрила Джива Госвами в «Параматма-сандарбхе», 47.1 пишет: свабхаватас тадийа-джнана-бхават тадийа-джнанабхавач ча – «Полное понимание между дживой, шакти и Бхагаваном (самбандха-гьяна) является для одних джив (нитья-сиддх) причиной полного вручения себя Бхагавану, в то время как недостаток самбандха-гьяны является причиной, по которой другие (баддха) дживы с незапамятных времён забыли Его».

Именно авидья, описанная Патанджали в «Йога-сутрах» (2.3), является изначальной причиной обретения баддха-дживой аханкары (ложного эго). Это связано с тем, что у джив в пограничном пространстве (т.е. в свапна-стхане, или татастха-свабхаве) нет садху-санги, а также нет предыдущего опыта пребывания как в духовном (чит-джагат), так и материальном мирах (майик-джагат). У этих джив нет ни сукрити (какого-либо благочестия), ни греховного прошлого (викармы), ни самскар (каких-либо впечатлений), которые могли бы повлиять на свободу выбора. Отсутствие какого-либо опыта и понимания сути всех вещей приводит татастха-дживу к случайному (окосмат), и порой роковому для неё выбору, который она делает, находясь в пограничной зоне. Если бы джива обладала необходимым знанием, тогда она легко смогла бы обрести освобождение, о чём свидетельствуют слова Кришны из «Шримад-Бхагаватам», 11.11.4: бандхо сйавидйайанадир видйайа ча татхетарах – «Благодаря дивья-гьяне джива может обрести освобождение».

Вследствие малости (атомарности) и подверженности глобальной и сверхмощной силе маха-майи, джива поглощается кармической деятельностью, проявив перед этим бахирмукхату, то есть, отвернувшись от духовного мира и его Повелителя  Кришны.

Олицетворённые Веды (мудрецы) в «Бхагаватам», 11.87.38 описывают процесс падения джив в материальный мир, каким он был на самом деле. Шрила Джива Госвами, ссылаясь на эту шлоку, цитирует её в «Параматма-сандарбхе», 39.4. Однако он цитирует слова Олицетворённых Вед в контексте того, что эти дживы падают в материальный мир именно из татастха-зоны, а не с Голоки или планет Вайкунтхи:

атха татастхатвам ча са йад аджайа

аджам анушайита ити адау вйактам асти.

убхайа-котау аправиштаттвад ева.

шрутайах шри-бхагавантам

«„Маха-майя влечёт ану-атму в свои объятия, и в результате джива перенимает её качества. Впоследствии, джива не обращается к своей духовной природе и входит в мир самсары» Этот стих изречён Олицетворёнными Ведами. Индивидуальная джива относится к пограничной энергии, поэтому она может обитать как в материальном, так и в духовном мире. По своему положению она находится на границе между духовным и материальным мирами.

Именно в этом контексте во всех священных писаниях говорится о падении дживы, которое всегда рассматривается негативно, поскольку дживы в этом случае сознательно отворачиваются от Бога, игнорируя Его желания. Именно так об этом повествуют шрути («Брихад-араньяка упанишад», 4.3.18), смрити («Ш.-Б.», 11.87.38) и агамы, то есть многочисленные работы ачарьев. Других историй с падением (деградацией, полным забытьём Бога) не существует. Почему? Потому что в духовном мире нет места низшим энергиям, которые могли бы захватить сознание джив, сделав их предателями бхагават-премы (любви к Богу) и Бхагавана. Если есть сила, позволяющая попрать божественную любовь и отвернуться от неё, тогда следовало бы заключить, что есть чувства и эмоции, которые сильнее любви к Богу, и что тьма сильнее света. В таком случае, можно было бы заключить, что материальная иллюзия способна разрушать или покрывать самую сильную энергию (према-шакти) всех миров! Однако нет ни единого прамана (доказательства), которое бы утверждало подобную глупость.

Если где-то описываются истории прихода живых существ из игр Господа, то это связано лишь с особыми планами Бхагавана. Так об этом ясно пишет Ш.Бхактиведанта Свами: «Однако иногда преданные, послушные воле Господа, приходят в материальный мир в роли проповедников (сад-гуру, всеведущих садху) или атеистов (пример Хираньякашипу, Шишупала и т.п.). Необходимо всегда помнить о том, что за их приходом скрывается замысел Господа. Так, Господь Будда был воплощением Господа, и, тем не менее, он проповедовал атеизм: "Бога не существует". Однако на самом деле, как объясняется в «Бхагаватам», за всем этим стоял промысел Господа» (Комм. на «Ш.-Б.», 3.16.26).

Таким образом, существует два способа появления джив в материальном мире:

1)      Согласованный с Господом, когда в этом участвуют сиддха-дживы. Их приход не определяется как падение.

2)      Несогласованный с Ним, когда  татастха-дживы приходят из мира свапна-стханы. Это падение. В нём явлено пренебрежение Богом.

Без чит-балы (знания, дарующего силу), а также опыта бхагават-севы, татастха-джива не понимает, что её ждёт после того, как она попадёт в духовный, либо в материальный мир. Ш.Бхактивинода Тхакур пишет в «Таттва-вивеке», 2.12.22 о татастха-дживах следующее:

чит-кана-сварупа джива чин-мандалера

прати дришти ракхиле бахирмукхата хаита на

«Если бы душа, искра чистого духа, не отрывала свой взгляд от духовной сферы (духовного мира), она никогда бы не отвернулась от Бога. Взгляд души, переведённый с духовной сферы на материальную, неминуемо породил состояние, когда она отвернулась от Него».

      Итак, видно, что:

1) падение характерно только для особой категории джив, т.е. татастха;

2) оно зависит от потери видения духовной сферы и сосредоточенности на мире маха-майи.

Некоторые татастха-дживы случайно приходят в материальный мир из пограничной зоны. Это ясно сказано в «Джайва-дхарме», Главе 6. Герой этого произведения Вайшнав дас сказал: «Благодаря случаю индивидуальная душа, джива, впервые падает в круговорот кармы».  Так же случайно дживы могут выбрать и духовную обитель, отправившись туда, как только впервые выйдут из тела Маха-Вишну.

Идея, что татастха-дживы упали с Вайкунтх или с Голоки Вриндавана не подтверждается шастрами и противоречит вышеуказанным цитатам. Ш.Нараяна Махарадж пишет: «Ошибочно думать, что дживы этого мира оказались здесь, потому что забыли о духовной обители. Скорее они позабыли, что появились в татастхе, пограничной области между духовным и материальным мирами» («Путешествие души», Глава 2).

Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада утверждает, что мы ранее никогда не общались с Кришной и только после достижения премы, дживы впервые встречаются с Ним: «Зрелые преданные, полностью применяющие на практике сознание Кришны, немедленно переносятся во Вселенную, где в данный момент является Он Сам. В той Вселенной преданные получают первую возможность личного и непосредственного общения с Кришной» («Кришна – Верховная Личность Бога, гл. 28).

Важно знать, что в духовном мире нет места изъянам или зависти, которую порой невежественным образом рассматривают как причину падения джив из игр Господа. Ш.Бхактивинода Тхакур ясно об этом пишет в «Таттва-вивеке», 2.13.33: пахата-папма хй эша брахмалокас – «Духовный мир свободен от греха». Эта идея усиливается другой его фразой из «Даша-мула-таттвы», Главы 8 (стр. 117): «Нитья-мукты никогда не попадают под влияние майи (материальной иллюзии)». Порой в писаниях упоминается о том, что некоторые дживы упали с Вайкунтх, однако этот феномен связан именно с теми Вайкунтхами, которые находятся внутри материальной вселенной. Эти Вайкунтхи известны как прапанчика-вайкунтхи. О них говорит Шрила Гоур Говинда Свами в книге «Гуру-вандана» (стр. 107): «С Вайкунтхи никто не падает, однако, существует прапанчика Вайкунтха, и вот оттуда можно пасть. Об этом говорится в Восьмой Песни «Бхагаватам» и в «Сандарбхе» Дживы Госвами. С прапан­чика Вайкунтхи можно пасть, и потому иногда говорят, что живое существо падает с Вайкунтхи».

Теория падения дживы из игр Господа не поддерживается «Шримад-Бхагаватам», 6.5.13, а также утверждениями Шрилы Бхактиведанты Свами: «Подводя итог, можно сказать, что души, обитающие в духовном мире, царстве Вайкунтхи, никогда не падают в материальный мир, ибо мир Вайкунтхи вечен» («Ш.-Б.», 3.16.26, комм).

Приход души на Землю сопровождается её вхождением сначала в тонкие элементы апара-пракрити (ум, эфир и т.п.) а позже в грубые (вода, земля и т.п.). Так душа как бы уподобляется тем сферам, через которые проходит, либо в которых желает пребывать («Веданта», 3.1.22). Весь процесс нисхождения до воплощения не занимает долгого времени («Веданта», 3.1.23).

 

Ари Мардан д.

Преподаватели: Гьяна-шакти д. Шрипад Триданди Махарадж.

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи