?

Джива-таттва. Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы».

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1112. Опубликовано: 24-01-2017, 08:31

Джива-таттва

Градации джив

Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы»

Канада. 2017г.

 

нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане
шри-шримад-бхактиведанта нарайана ити намине

шри-кришна-лила-катхане судакшам
аударйа-мадхурйа гунаиш ча йуктам
варам варенйам пурушам махантам
нарайанам твам шираса намами

тридандинам бхакта-широманим ча
шри-кришна падабджа дхритаика-хриди
чаитанйа-лиламрита-сара сарам
нарайанам твам сататам прападйе

Посвящается моему дорогому духовному учителю, который смог дать странам Запада очень глубокое понимание сварупы души и её роли в сокровенных лилах Шри Радхи и Кришны во Вриндаване.

 

Градации джив

Классификации, описывающие различные души, способствуют глубокому пониманию атма-таттвы. Более того, это одна из фундаментальных таттв, которая принята как обязательная для изучения в традиции бхакти. В «Ману-смрити», 12.85 сказано: «Познание души и Сверхдуши считается высшей из всех этих благоприятных обязанностей, ибо посредством этого обретается бессмертие».

Существуют три вида градаций джив:

1)      Градации вечносовершенных (нитья-мукта) джив.

2)      Градации, объединяющие в себе как вечноосвобождённых джив, так и обусловленных.

3)      Градации обусловленных (баддха) джив.

Ниже будут подробно представлены эти три вида градаций.

Несмотря на имперсональный взгляд, который рассматривает лишь тождественность всех живых существ, тем не менее, конечные достижения джив могут лечь в основу их градации. Некоторые виды иерархий джив истинны, поскольку отдельные конечные достижения живых существ не только различны но и одновременно вечны, а потому эти достижения следует рассматривать не как иллюзорные. Поэтому сначала рассмотрим те классификации, которые не касаются временных достижений джив. Шрила Баладева Видьябхушана в «Прамея-ратнавали», 6.1 пишет:

атха дживанам таратамйам

ану-чаитанйа-рупатва-джнанитвадйа-вишешатах

самйе сатй апи дживанам таратамйам ча садханат

«А теперь об иерархии. Несмотря на то, что все дживы являются атомарными частицами сознания, что делает их тождественными друг другу, в джива-таттве справедливо существует иерархия, основанная на достижениях душ».

Для общего понимания градаций душ было бы уместно процитировать мысли Шри Мадхвы из философской части «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.17, которые разъясняют некоторые детали построения градаций в священных писаниях так, чтобы мы не воспринимали иерархии джив оскорбительным образом:

тешам сварупам идам эва йато `тха мукта

апи эвам эва сататочча-винича-рупах

шабдах шатам даша-сахасрам ити сма йасмат

тасман на хина-вачано `тха тато `грйа-рупах

«Иерархия джив не выдумана, поскольку она выстроена на реально существующей разнице, отчётливо проявленной в вечной и изначальной сварупе каждой дживы. Градации, описывающие степени превосходства старших существ над младшими, сохраняется даже в духовном мире среди совершенных душ. Подобным образом, превосходство, условно обозначенное как «стократное», может оказаться десятикратным или даже тысячекратным! Каждая мукта-джива обладает своей полнотой совершенства на строго соответствующем ей уровне бытия, и потому нет ничего уничижительного в том, чтобы констатировать факт наличия сравнительно большего или меньшего величия сварупы совершенных душ».

Вид 1

Нитья-мукта-дживы могут быть классифицированы в согласии с пятью основными видами взаимоотношений (бхакти-расой) с Бхагаваном, которые упомянуты Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 2.5.115 (Также Ш.Бхактивинодой Тхакуром в «Кришна-самхите», 1.19):

мукхйас ту панчадха шантах притах прейамс ча ватсалах

мадхурас чету ами джнейа йатха-пурвам ануттамах

 «Существует пять основных видов бхакти-расы: шанта (нейтральное настроение), дасья (настроение слуги), сакхья (дружеское настроение), ватсалья (родительское настроение) и мадхурья (настроение супружества). Каждый последующий вид интенсивнее предыдущего».

В согласии с интенсивностью любви, а также степенью близости с Бхагаваном, все сиддха-дживы могут быть классифицированы в соответствии с вышеописанной иерархией рас. С объективной точки зрения, каждая раса дарует её обладателю разное по интенсивности блаженство, хотя с субъективной точки зрения, каждая душа, достигшая своей сварупы, счастлива на все 100%.

Тататстха-дживы, достигшие уттама-адхикары, именуются баддха-мукта-дживами. Они делятся на два вида согласно стиху Шрилы Рупы Госвами из «Бхакти-расамрита-синдху», 1.3.6:

садханабхинивешена кришна-тад-бхактайос татха

прасадена тидха нйанам бхаво дведхабхиджайате

адйас ту прайикас татра двитийо виралодайах

«Бхава (любовь к Богу) возникает у очень удачливых людей двумя способами: благодаря погружению в садхану, или же благодаря милости Кришны или Его преданного. Появление [бхавы] благодаря садхане – это обычное явление. А появление её, благодаря милости, – редко».

Вид 2

В часто упоминаемой иерархии в бхакти-шастрах живые существа подразделяются на две категории:

  1. Нитья-сиддх (нитья-мукт или нитья-парикар), вечноосвобождённых.
  2. Нитья-баддх, обусловленных маха-майей с давних времён.

Эти две категории упомянуты в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.10-13) Самим Шри Чайтаньей, а также Ш.Бхактивинодой Тхакуром в «Харинама-чинтамани», 15.18:

нитйа-баддха нитйа-мукта джива дви-пракара

«Существует два вида джив: обусловленные с незапамятных времён и вечносвобождённые».

Шрила Джива Госвами в «Параматма-сандарбхе», 47.1 эти две категории джив называет несколько иначе:

еко варго`анадита ева бхагавад-унмукхах

анйас тв анадита ева бхагават-паранмукхах

1)      бхагавад-унмукхах – обращённые лицом к Бхагавану (парикары).

2)      бхагават-паранмукхах – отвернувшиеся от Бхагавана (татастха).

Каждая из категорий также имеет индивидуальную градацию.

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж на основе «Джайва-дхармы» учил («Ачарья-кешари Ш.Бхактипрагьяна Кешава. Его жизнь и учение», Часть 5), что совершенные души могут быть двух видов:

1) Нитья-мукта-дживы, которые никогда не были и не будут в рабстве маха-майи.

2) Баддха-мукта-дживы, которые ранее были порабощены маха-майей, но позже, благодаря садхане и бхаджану смогли достичь совершенства.

Нитья-мукта-дживы бывают двух видов:

1) айшварья-гата-нитья-мукта-дживы, живые существа, обладающие духом благоговения и трепета перед Всевышним и живущие на Вайкунтхалоках,

2) мадхурья-гата-нитья-мукта-дживы – живые существа, лишённые духа благоговения перед Богом и совершающие любовное служение Ему на Голоке во Вриндаване.

Баддха-мукта-дживы имеют три категории:

1) айшварья-гата-дживы – души, которые привлечены богатством и величием Бхагавана.

2) мадхурья-гата-дживы – души, которые привлечены сладостью Враджендрананданы Кришны.

3) брахмаджйоти-гата-дживы – души, которых привлекает безличностное сияние Господа.

В соответствии с интенсивностью испытываемого счастья, в «Тайтирия-упанишад» (Глава 8) оцениваются живые существа от обусловленных, до освобождённых. Систему оценки и градацию (таратамья) душ использовал также Шрила Мадхвачарья в «Махабхарата-татпарья-нирнае», 11.59-84. Согласно «Брихад-бхагаватамрите» Шрилы Санатаны Госвами, самое высшее блаженство может испытывать тот, кто совершает самое сокровенное, в бесконечной степени удовлетворяющее Шри Кришну служение. Этой личностью, согласно выводам великого мудреца Нарады Муни, является Шримати Радхарани, ишта-деви (избранная Богиня для поклонения) Гаудий.

Существует также пять видов обусловленных душ в зависимости от их стадии развития сознания («Джайва-дхарма», Глава 16):

1)     ачхадита-четана – души, чьё сознание покрыто полностью майей (деревья, травы, камни);

2) санкучита-четана – души, чьё сознание нераскрыто, подобно закрытому бутону цветка (животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые);

3) мукулита-четана – души, чьё сознание начинает слегка раскрываться, подобно распускающемуся бутону цветка (атеисты);

4) викачита-четана – души с развитым сознанием, напоминающим почти раскрывшийся цветок (каништха- и мадхьяма-адхикари);

5) пурна-викачита-четана – души с полностью развитым сознанием, подобным благоухающему цветку в период пышного цветения (уттама-адхикари).

Шри Чайтанья Махапрабху в рупа-шикше представляет Свою версию градации джив. Эта градация охватывает также всех живых существ, от самых примитивных до сиддх (совершенных). Шри Кришнадас Кавирадж Госвами описал её в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 19.144-148, а Ш.Бхактивинода Тхакур пересказал  её в «Чайтанья-шикшамрите» (Глава 3).

О градации джив на основе их деятельности упоминает Шрила Баладева Видьябхушана в «Прамея-ратнавали», 6.4(а):

эвам самйе`пи ваишамйам аихикам кармабхих спхутам

прахах паратрикам тат ту бхакти-бхедаих су-ковидах

«Хотя все дживы едины, тем не менее, они не равны, поскольку разница их деятельность. Великие знатоки шастр утверждают, что различие между дживами основывается даже в духовном мире, поскольку разнятся виды их преданного служения».

Вид 3

Нитья-баддха-дживы классифицируются в согласии со степенью обусловленности или в согласии с совершаемой кармой. Классификация живых существ, опирающаяся на глубину их погружения в иллюзию, может быть определена на основе того, в какой гуне они пребывают, а также на понимании иерархии самих гун, которая описана в «Бхагаватам», 1.2.24:

тамасас ту раджас тасмат саттвам йад брахма-даршанам

«Гуна страсти лучше гуны невежества, а благость лучше страсти, поскольку благодаря благости, можно начать постигать Абсолютную Истину».

Гуны, вступая во взаимодействие друг с другом, порождают различные материальные тела. На основании типов тел, которые обретают баддха-дживы, можно также составить очень подробную их классификацию, ссылаясь на стих из «Вишну Пураны»:

джаладжа навалакшани стхавара лакша-вимшатих

кримайо рудра-санкхйаках пакшинам даша-лакшакам

тримшал-лакшани пашавах чатур-лакшани манушах

«Существует 900.000 видов водоплавающих, 2.000.000 видов деревьев и растений, 1.100.000 видов насекомых и рептилий, 1.000.000 видов птиц, 3.000.000 видов четвероногих животных и 400.000 видов человеческих существ».

В шастрах существует много классификаций подобного рода, упомянуть их все в этом эссе нет возможности. Шри Мадхва в философской части «Махабхара-татпарья-нирнаи», 1.94 учит:

эвам сарва-паданам ча йогйах санти притхак-ганах

тасмад анадй-анантам хи таратамйам чид-атманам

«Существуют различные категории джив, представители каждой из которых имеют адхикару (пригодность), необходимую для достижения божественных или иных постов. Таким образом, градация среди душ  не имеет ни начала, ни конца. Она вечна и беспредельна».

Таким образом, классификации живых существ могут быть представлены на основании их изначального происхождения, характера вечной или временной деятельности, конечных достижений, типа сварупы, глубины блаженства, типа взаимоотношений с Богом и т.д.

 

Ари Мардан дас

Преподаватели: Гьяна-шакти Прабху, Шрипад Триданди Махарадж.

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи