Джива-таттва. Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы».



Джива-таттва
Трансцендентные качества души
Экзаменационное эссе по «Джайва-дхарме»
Часть 1
Канада. 2017г.
нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане
шри-шримад-бхактиведанта нарайана ити намине
шри-кришна-лила-катхане судакшам
аударйа-мадхурйа гунаиш ча йуктам
варам варенйам пурушам махантам
нарайанам твам шираса намами
тридандинам бхакта-широманим ча
шри-кришна падабджа дхритаика-хриди
чаитанйа-лиламрита-сара сарам
нарайанам твам сататам прападйе
Посвящается моему дорогому духовному учителю, который смог дать странам Запада очень глубокое понимание сварупы души и её роли в сокровенных лилах Шри Радхи и Кришны во Вриндаване.
Обзорным текстом, содержащим все основные качества живых существ, можно принять 3 стиха, которые произносит Джаматри Муни в «Падма Пуране», Уттара-кханде:
джнанашрайо джнана-гунаш четанах пракритех парах
наджато нирвикараш ча эка-рупа-сварупа-бхак
анур нитйо вйапти-шилаш чид анандатмакас татха
ахам-артхо вйайах кшетри бхинна-рупах санатанах
адайо йам аччхедйо кледйа сосйакшара эва ча
эвам ади гунаир йуктах шеша-бхутах парасйа ваи
«Живые существа (дживы), являющиеся вместилищем знания, обладают качеством знания. Они сознательны и трансцендентны, они нерождённые и неизменные. Находясь в своём изначальном состоянии, все дживы равны между собой, бесконечно малы, вечны, способны распространять себя посредством своих тел, имеют природную склонность наслаждаться духовным блаженством, осознают себя, неистощимы, знают своё тело, отличны от Господа, всегда существуют, неделимы, их нельзя сжечь, разрушить или иссушить. Но даже обладая всеми этими качествами, в своём изначальном положении они – вечные слуги Верховного Господа».
Шрила Джива Госвами использует этот текст в «Параматма-сандарбхе», 19.2-4 для того, чтобы описать джива-таттву. Ниже, из различных шастр будут приведены эти описания в более развёрнутом варианте.
Непостижима
Когда кто-либо пытается постигать душу, он сталкивается с её удивительными свойствами. Именно поэтому Кришна говорит о душе, как о чуде:
ашчарйа-ват пашйати кашчид энам
ашчарйа-вад вадати татхаива чанйах
ашчарйа-вач чаинам анйах шриноти
шрутвапй энам веда на чаива кашчит
«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут понять её природу».
Душу нельзя почувствовать ограниченными чувствами тела, эмпирически она непостижима:
авйакто `йам ачинтйо `йам авикарйо `йам учйате
«Душа невидима, непостижима и неизменна» («Бхагавад-гита», 2.25).
Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме», (Глава 15) пишет: «В обусловленном состоянии влияние материального времени неизбежно, поэтому мы не можем избежать его, описывая крошечных джив и духовные объекты. Хотя тройственная природа времени, проявляющаяся как прошлое, настоящее и будущее, окрашивает любое описание духовного мира, люди, способные различать дух и материю, всегда смогут соотнести эти определения с концепцией вечного настоящего. Будь очень осторожен: любые словесные формулировки и логические умозаключения несовершенны. Не полагайся на них, постарайся получить собственную духовную реализацию».
Шрила Нараяна Госвами Махарадж говорит: «Красота Кришны несравненна. Таким же образом, мирской язык не может полностью объяснить джива-таттву, истину о вечном живом существе» («Путешествие души», Глава 5).
Однако следует всё же исполнять указания великих святых, которые говорят, что необходимо осознать атма-таттву. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам», 7.7.24. Душу можно постичь через шастры с помощью духовного учителя, а также через общепринятые системы самоосознания, такие как санкхья, аштанга-йога, гьяна-йога. Все методы применимы настолько, насколько они связаны с бхагават-бхакти. Без бхакти в необходимой полноте душа останется непостижимой. «Ману-самхита», 6.82 учит: «Без практики йоги и медитации человек неспособен постичь природу души и Сверхдуши и насладиться плодами духовной деятельности».
Принадлежность
Выйдя из энергий Бхагавана, дживатмы остаются принадлежащими Ему вечно, поскольку в «Шри ишопанишад» (Мантра 1) сказано: ишавасйам идам сарвам йат кинча джагатйам джагат – «Всё живое и неживое создано Богом и принадлежит Ему».
В «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 5.142 Ш.Кришнадас Кавирадж пишет:
экале ишвара кришна, ара саба бхритйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа
«Господь Кришна — единственный верховный повелитель, а все остальные — Его слуги. Все танцуют, подчиняясь Его воле» (Также «Ч.-ч.», Ади, 6.83).
Цитируя «Падма Пурану», Ш.Баладева Видьябхушана в «Прамея-ратнавали», 5.2(с) даёт определение дживы: даса-бхуто харер ева нанйасйаива кадачана – «Джива – вечная служанка Хари и никого иного».
Шрила Джива Госвами в «Таттва-сандарбхе», 5.52.1 пишет, ссылаясь на «Чхандогья упанишад»: «Джива упоминается в связи со Всевышним, и также сказано, что она принадлежит Ему». Сам Бхагаван в шрути говорит: дживакшаре хй атигато`сми – «Я властвую как над смертными, так и над освобождёнными».
Происхождение качеств дживы
Все качества как совершенных, так и совершенствующихся живых существ созданы Богом. Об этом Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», 10.4-5:
буддхир гйанам асаммохах кшама сатйам дамах шамах
сукхам духкхам бхаво `бхаво бхайам чабхайам эва ча
ахимса самата туштис тапо данам йашо `йашах
бхаванти бхава бхутанам мата эва притхаг-видхах
«Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, снисходительность, правдивость, способность обуздывать чувства и ум, счастье, горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, непричинение вреда, уравновешенность, удовлетворённость, аскетичность, щедрость, слава и бесславие – все эти качества живых существ созданы Мной».
В «Нараяна-атхарва-шира-упанишад», 1-2 сказано, что Бог является источником всего сущего, а значит, и качеств всех джив: нарайанад эва самутпадйанте нарайанат правартанте нарайане пралийанте. .......атха нитйо нарайанах. ...нарайана эведам сарвам йад бхутам йач ча бхавйам. ...шуддхо дева эко нарайано на двитийо сти кашчит – «Из Нараяны всё возникает, Нараяной поддерживается и в Нараяне находит свой конец. Значит, Нараяна вечен. Всё, что существует ныне и возникнет в будущем, – суть Нараяна, чистейшее Божество. Есть только Нараяна, и нет ничего помимо Него».
Количество джив
Шрила Нараяна Госвами Махарадж в комментарии на «Бхагавад-гиту», 6.31 пишет: «Параматма, неизменно оставаясь единой, пребывает в сердцах бесчисленных джив». В книге «Путешествие души» (Глава «Истина о душе») он говорит: «Бог проявляет различные энергии, бесчисленных живых существ и бессчётные миры». В «Шримад-Бхагаватам», 6.14.3 мы находим потрясающие слова: раджобхих сама-санкхйатах партхиваир иха джантавах – «Этот материальный мир населяет столько живых существ, сколько атомов на земной тверди». Иногда этот стих переводят так: «Дживатм столько, сколько материальных атомов».
Если принять истину о том, что все виды шакти Бхагавана тождественны Бхагавану, шакти шактиматор абхедах, то это означает, что шакти, как и Сам Бхагаван, безгранична. Тогда становится ясно, что количество живых существ, которые пребывают как в проявленном состоянии, так и в непроявленном, неограничено. Что подтверждается Ш.Бхактивинодой Тхакуром в «Харинама-чинтамани», 1.35: санкхйайа ананта. Подобное утверждает Ш.Джива Госвами в «Параматма-сандарбхе», 47.1: тад евам ананта ева дживакхйас татастхах шактайах – «Души категории татастха-шакти бесчисленны».
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада в комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 6.1.39 пишет: «Живым существам нет числа, и большинство из них — это нитья-мукты, вечносвободные души, которые живут в духовном мире». В комментарии на «Бхагаватам», 8.5.26 он повторяет эту мысль.
Шри Мадхва в философской части «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.26, 28 пишет:
абхасакабхаса-паравабхаса-рупани аджасрани ча четананам
вишнох садаивативашат када `пи гаччханти кешади-гана на муктау
«Начиная с полубогов и заканчивая человеком, все дживы представляют собой нескончаемую череду «отражений» (абхаса), изначально произошедших от образа Господа. Как отражение в зеркале не может существовать независимо от отражаемого им объекта, так и все дживы, даже достигнув освобождения, остаются подчинёнными воле Бога».
наиваика эва пурушах пурушоттамо `сав
эках кутах са пурушо йата эва джатйа
«Пуруш (наслаждающихся) чрезвычайно много, но Пурушоттама (высочайший среди наслаждающихся), Господь изначально один в Своём роде».
Вечность
По определению Вед, вечность – это то, что не имеет ни начала, ни конца. Хотя, порой для обычных людей в писаниях утверждается, что живые существа созданы Творцом, тем не менее, дух не имеет ни начала (анади), ни конца (ананта), поэтому души не рождаются (аджа) и никогда не исчезнут, не умрут (ананта). «Веданта», 2.3.17 подтверждает это: натма ашрутернитйатват ча табхйах, – «Душа не создаётся, писания не подтверждают этого, наоборот, они утверждают, что она вечна».
До своего проявления души пребывают в неактивном состоянии, находясь в теле Бхагавана («Бхагавад-гита», 2.28). Бог, погружаясь в Свою джива-шакти активирует её. Если Всевышний желает распространить Себя в форме ограниченных, индивидуальных экспансий – джив, тогда, всегда послушная Ему шакти начинает выходить во внешнее духовное пространство в форме бесчисленных татастха-джив. Так они проявляются, пробуждаясь к вечной деятельности, санатана-дхарме. До своего проявления, души вечно инертно пребывают в теле Бога в непроявленной (апракат) форме. После уничтожения вселенной, души снова погружаются в тело Маха-Вишну, если их карма не уничтожена. Ямарадж, божество смерти, говорит: йатрагатас татра гатам манушйам — «Джива отправляется в ту же неведомую обитель, откуда она появилась».
Вечность, присущая душам, утверждается в «Бхагавад-гите», 15.7: джива-бхутах санатанах, – «Дживы вечны». Эту идею можно встретить также в «Гите», 2.12; 2.20 и «Катха-упанишад», 2.2.13.
Сила и возможности татастха-джив
Если татастха-джива находится в своём изначальном состоянии, она проявляет невообразимые способности и имеет доступ даже туда, куда не имеют доступа очень возвышенные нитья-сиддха-парикары. Некоторые дживы, занимая пост Брахмы, могут сотворить целую вселенную, которая в миллион раз больше нашей. Такие души именуются ишвара-авеша («Брахма-самхита» 5.49). Иногда пост Шивы также занимает достойная татастха-джива, об этом пишет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья-кадамбини», 3: ким ча квачин маха-калпе шиво пи брахмена ишваравишто джива ева бхавет. йад уктам – „квачиджджива вишешатват харасйоктам видхер ивети“ – «В некоторые маха-калпы даже Шива, подобно Брахме, является дживой, которую Господь наделяет особым могуществом. В шастрах сказано: „Так же, как в случае с Брахмой, иногда роль Господа Шивы играет джива. Шива иногда причисляется к той же категории, что и Брахма“». Шива же может своей силой уничтожить всё то, что создал Брахма! В то же время следует знать, что вечные функции творения, поддержания и разрушения неподвластны даже совершенным душам. Это подтверждается в «Веданте» Шри Бадараяны.
Некоторые татастха-дживы становятся особенно привилегированными спутниками Господа. Об этом пишет Ш.Джива Госвами в «Параматма-сандарбхе», 47.2: нитйа-бхагават-парикара-рупо гарудадиках. асйа ча татастхатвам дживатма-прасиддхер ишваратва-котав аправешат – «Гаруда – вечный спутник Бога. Такие татастха-дживы, подобно Господу, не привлекаются маха-майей».
Это ещё одно доказательство того, что татастха-дживы, войдя в мир Бхагавана, не падают. Это подтверждается словами «Чхандогья упанишад», 8.15.1: на са пунар авартате пунар авартате – «Достигнув мира Всевышнего, возвращения обратно не происходит, возвращения не происходит». Это заключительный стих как «Веданты», так и этой Упанишады. Последняя идея в обоих шастрах повторяется дважды.
В традиции Гаудия-сампрадаи известно, что татастха-дживы могут войти в мадхурья-лилы Враджендрананданы Кришны, обретя сварупу гопи-манджари. У гопи-манджари, служанок Шри Рупы Манджари, есть доступ в такие сокровенные игры Шри Радхи и Кришны, куда не вхожи даже нитья-сиддха-гопи, такие как Лалита и Вишакха. Поэтому сетовать на то, что Бог создал одних джив изначально совершенными, сразу проявив их в духовном мире, а других на границе творения, склонными к падению, нет смысла. Бог сказал в «Бхагавад-гите», 9.29, что равно относится ко всем дживам. Всё, что необходимо любой дживе для счастья, – это принять практику бхагавад-бхакти, где бы она ни находилась. Тогда парамананда (высшее блаженство) будет обретено независимо от времени и пространства.
Вечная обязанность
Всем обусловленным живым существам необходимо полностью сосредоточиться на бхагават-самбандхе (божественной связи) или бхакти, поскольку вечная дхарма всех джив – всегда с любовью служить Богу. Об этом свидетельствует стих их «Чайтанья-чаритамриты», Мадхья, 20.108:
дживера `сварупа` хайа кришнера `нитйа-даса`
Эта первая часть бенгальской паяры, произнесённой Шри Чайтаньей Махапрабху, фактически полностью повторяет идею, выраженную в «Калки Пуране», 25.39-40:
севйах кришно севако` манйе тасйатма мурттайах
авидйо падхайо джнанад ваданти прабхавадайах
бхактасйапи харау дваитам севйа севака ваттада
нанйад вина тамитйева ква ча кинча ча видйате
«Господь Кришна – это тот, кому следует служить всем дживам. Истина заключается в том, что все души являются Его вечными слугами. Это явлено для тех, кто знает истину, но для тех, кто погряз в невежестве, это сокрыто. Отношения между Господом и душой заключаются в том, что Он – Господин, а души – слуги. Истина в том, что ничего не может существовать без Него».
Это главное качество дживатмы, поскольку именно оно приводит дживу к абсолютной гармонии с Господом. Все остальные качества имеют второстепенное значение. В «Шримад-Бхагаватам», 3.15.14 сказано, что даже те, кто достигли совершенства, не перестают служить Богу:
васанти йатра пурушах сарве ваикунтха-муртайах
йе 'нимитта-нимиттена дхарменарадхайан харим
«Все жители планет Вайкунтхи внешне похожи на Верховного Господа. Все они заняты преданным служением Господу и равнодушны к эгоистичным чувственным удовольствиям».
Духовная природа дживы автоматически указывает на то, что дхарма её также должна быть всецело духовной. Проявляется эта дхарма как бхагават-према. Об этом пишет Ш.Бхактивинода Тхакур в «Таттва-вивеке», 2.4.7: атаэва дживера прити-кана-и дхарма – «Душа – это то, чьей дхармой является любовь"».
В «Датта-каустубхе» сказано о естественном тяготении души к Богу на основе любви:
акарша-саннидхау лаухах правритто дришйате йатха
анор махаи чаитанйе правриттих прити-лакшанам
«Как железо естественно притягивается к магниту, так ану-атма естественно притягивается к Всевышнему на основе прити (любви)».
Самое большое богатство души
На этот счёт в некоторых писаниях и словах святых мнения могут быть выражены по-разному. Есть утверждения о том, что самым дорогим для души является свобода выбора. Ш.Нараяна Махарадж говорит: «Создав джив, Шри Кришна наделил их очень ценным даром – независимостью» («Путешествие души», Глава 2).
В то же самое время в «Шримад-Бхагаватам», 3.9.42 Господь говорит:
ахам атматманам дхатах прештхах сан прейасам апи
ато майи ратим курйад дехадир йат-крите прийах
«Я — Сверхдуша каждой атмы. Я — верховный повелитель и самое дорогое, что есть у живых существ. Лишь по недоразумению люди привязаны к грубому и тонкому телу, так как на самом деле они должны быть привязаны только ко Мне».
В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим диалог между Шри Чайтаньей Махапрабху и Шри Раманандой Раем. В нём содержатся следующие слова:
`сампаттира мадхйе дживера кон сампатти гани?'
`радха-кришне према йанра, сеи бада дхани'
«Шри Чайтанья Махапрабху спросил: "Кто из всех джив, обладающих несметными сокровищами, самый богатый?" Рамананда Рай ответил: "Самый богатый тот, кто обладает сокровищем любви к Радхе и Кришне"» (Мадхья, 8.247).
Несмотря на кажущееся отличие трёх утверждений, все они являются истинными, поскольку без свободы выбора любовь не может возникнуть. Свобода воли без любви к Богу малого стоит. В то же самое время, связь с Богом без любви к Нему не имеет большой ценности.
Отличие от Бхагавана и Параматмы
Существуют фундаментальные отличия вибхиннамша-татвы (джив) от свамша-таттвы (экспансий Бога). Например, дживы зависят от Творца, как это описано в «Бхагаватам», 10.87.30, а Творец самодостаточен. В «Махабхарате», Ади-парве, 1.34 сказано: нарайанасйа на самах – «Никто не может быть равен Нараяне».
Ш.Бхактивинода Тхакур упоминает об отличии между Богом и дживатмой в «Таттва-вивеке», 2.6.2 и «Кришна-самхите», 2.18-19. «Веданта-сутра», 1.2.12 утверждает, что различие между Богом и душой основано на присутствии индивидуальных качеств. Шри Мадхвачарья в философской части «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.68 пишет:
сатйа вишнор гунах сарве сатйа дживешайор бхеда
сатйо митхо джива-бхедах сатйам ча джагад идришам
«Качества Бхагавана истинны. Отличие дживатмы от Бога – истина. Различия между душами также истинны и вечны. Материальный мир реально существует».
Очень важно понимать эти отличия, поскольку они помогают понять, что дживы – это не Бог. С этим согласен Шри Бадараяна в «Веданте», 2.3.43: «Дживы – это не Бог, ошибочно приравнивать их» (Также 2.3.50).
Благодаря свободе выбора, джива может иметь желания, которые неподчинены желаниям Бхагавана («Кришна-самхита», 2.16). Подобный феномен активно проявлен у баддха-джив, не живущих настроением шаранагати (преданности Всевышнему). В то же время, все желания экспансий Господа (аватар и т.п.) согласованы между собой и гармоничны.
Второе важное отличие в том, что у свамша-проявлений и вибхинамша-проявлений разная степень полноты. Дживы ограничены, а могущественные экспансии Господа и Он Сам абсолютны и в значительной степени полны. Эти нюансы, касающиеся тождественности души и Бога, и отличия от Него, хорошо объясняет философия ачинтья-бхедабхеда-таттва, поведанная Шри Чайтаньей Махапрабху. Она представлена в «Джайва-дхарме», Главе 18.
В «Параматма-сандарбхе», 37.12-13 Ш.Джива Госвами доказывает, что джива также отлична от Параматмы:
асйавидйа-пара-бхавади-рупена дошена
параматмано лепабхавач ча убхайа котав
аправишат. тасйа тач чактитве сати апи
параматманас тал-лепабхавас ча йатха квачид
эка-деша-стхе рашмау чхайайа тираскрите`пи
сурйасйатираскарас тадват
«В силу присущего дживе недостатка попадать под влияние майи (невежества), её нельзя причислять к категории Параматмы, поскольку Параматма никогда не оскверняется майей. Уловки майи неспособны ввести в заблуждение Параматму, несмотря на то, что невежество – одна из Её энергий. Солнце в каком-то месте может быть скрыто облаками, но они неспособны полностью его закрыть».
Тождественность с Бхагаваном
Живое существо также имеет некоторое тождество с Богом. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Даша-мула-таттве», Главе 8: «Изначальная природа и качества дживы были созданы по образу и подобию Господа».
Об этой тождественности упоминает «Шри Ишопанишад», мантра 7:
йасмин сарвани бхутанй атмаивабхуд виджанатах
татра ко мохах ках шока экатвам анупашйатах
«Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?»
Однако это вовсе не означает, что джива является Богом. Сходство дживы с Богом не абсолютное, а относительное. Это подтверждается в «Веданте», 4.4.18, а также «Кришна-самхите», 2.18: самудрасйа йатха биндух. Даже имея качественное сходство с Ним, джива имеет мизерную долю каждого из качеств Бхагавана. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 2.1.30 пишет о том, что дживы имеют 50 качеств Господа, проявляемых ими время от времени (квачит) в разной степени, в зависимости от уровня сукрити (благочестия):
джйвешу эте васанто 'пи бинду-биндутайа квачит
парипринатайа бханти татраива пурушоттаме
Ш.Бхактивинода Тхакур повторяет эту идею в «Харинама-чинтамани», 5.8. В Упанишадах эта тождественность подробно освещена. Также об этом сказано и в вайшнавской литературе, например, в «Таттва-вивеке», 2.6: на тау бхагавато бхиннау и «Бхагаватам», 7.7.19-20. Однако не следует делать вывод, что душа и Бог абсолютно неотличны друг от друга. Бхедабхеда-таттва, освещая эту тему, страхует от подобной ошибки. Ознакомиться подробнее с этой ачинтья-таттвой можно в «Даша-мула-таттве» Ш.Бхактивиноды Тхакура, Глава 9.
Пограничное положение татастха-джив
В «Нарада-панчаратре» Нарада Муни говорит о пограничной природе души следующее:
йат татастхам ту чид рупам сва самведйам виниргатам
ранджитам гуна-рагена са джива ити катхйате. итй адау
«Очень маленькая джива, представляет собой пограничную энергию, которая духовна, исполнена сознания и склонна попадать под влияние материальных гун».
Каковы утверждения Гаудия-вайшнавов? Пограничная природа описывается Шрилой Дживой Госвами в «Параматма-сандарбхе», 37.3, 12:
шакти-рупатват часйа татастха-шакти-атмакатват
«Тататстха-джива относится к пограничной энергии».
тад евам шактитве`апи анйтвам асйа татастхатват.
татастхатвам ча майа-шакти-атитатват.
асйавидйа-пара-бхавади-рупена дошена параматмано
лепабхавач чобхайа-котав аправешат
«Татастха-джива является пограничной энергией, поэтому она отлична от Бхагавана. В то же время она выше мёртвой материи. Из-за того, что индивидуальные дживы находятся на границе между материальной природой и миром Вайкунтхи (Голоки), их называют пограничной энергией».
Позднее Ш.Бхактивинода Тхакур повторяет эту идею («Таттва-вивека», 2.14.12): джива-свабхава – татастха, майа о читера мадхйа-варти сандхи-стхити – «Природа индивидуального живого существа называется пограничной. Она располагается посередине, между материальной вселенной и духовной».
Бог в сердце дживы
В сердце баддха-джив находится Сверхдуша (Параматма). Об этом сказано в «Махабхарата-татпарья-нирнае», 2.94: ананта-шактих сакалантаратма – «Господь в сердце каждого обладает безграничной силой». Цель Параматмы – сопровождать дживатму из рождения в рождение внутри материальной Вселенной и опекать её. Так Бог-Отец являет Свою заботу даже о тех, кто не желает признавать Его существование. В «Бхагавад-гите», 15.15 Кришна говорит:
сарвасйа чахам хриди саннивишто
«Я вхожу в сердце каждого» (Также «Б.-г.», 18.61; «Мундака-упанишад» 3.1.5, "Шримад-Бхагаватам", 1.2.17; 2.2.8; 7.7.32).
В шрути сказано: ангуштраматрах пурушо`нтаратма сада джананам хридайе – «Внутреннее Я восседает в сердцах живых существ» («Катха упанишад», 1.3.17).
Ману в «Ману-самхите», 8.85 говорит: «Злоумышленник думает, что никто не видит его злых деяний, но он не знает, что за ним наблюдают полубоги и Сверхдуша, живущая в сердце».
В «Хари-бхакти-виласе», 9.313 Шрила Санатана Госвами пишет: мамапи хридайа-стхасйа – «Я нахожусь в сердцах джив как Параматма».
В «Веданта-сутре», 1.2.11 эта мысль подтверждается Вьясой: гухам правиштаватманау хи таддаршанат, – «В сердце находятся два Я. Эта истина очевидна».
Конец 1 части (из 3)
Ари Мардан дас
Преподаватели: Гьяна-шакти д., Шрипад Триданди Махарадж
Редакция русского языка: Ума д.д.