?

Джива-таттва. Экзаменационное эссе по 15 главе «Джайва-дхармы».

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1374. Опубликовано: 4-02-2017, 14:20

Джива-таттва

Трансцендентные качества души

Экзаменационное эссе по «Джайва-дхарме»

Часть 2

Канада. 2017г.

 

нама ом вишнупадайа радхикайаи-прийатмане
шри-шримад-бхактиведанта нарайана ити намине

шри-кришна-лила-катхане судакшам
аударйа-мадхурйа гунаиш ча йуктам
варам варенйам пурушам махантам
нарайанам твам шираса намами

тридандинам бхакта-широманим ча
шри-кришна падабджа дхритаика-хриди
чаитанйа-лиламрита-сара сарам
нарайанам твам сататам прападйе

Посвящается моему дорогому духовному учителю, который смог дать странам Запада очень глубокое понимание сварупы души и её роли в сокровенных лилах Шри Радхи и Кришны во Вриндаване.

 

Обладает духовной природой

Живые существа в своём изначальном положение духовны. В «Бхагаватам», 11.7.51 Бхагаван учит:

будхйате све на бхедена вйакти-стха ива тад-гатах

лакшйате стхула-матибхир атма чавастхито `рка-ват

«Даже отражаясь в различных предметах, солнце никогда не разделяется и не соединяется со своими отражениями. Только глупец может видеть солнце так. Также, хотя душа и отражается в разнообразных материальных телах, она остаётся неделимой и нематериальной» (Также «Ш.-Б.», 7.1.35).

Ш.Бхактивинода Тхакур в «Таттва-вивеке», 2.11.3 пишет: джива сеи васту бате – «Живое существо является духовной субстанцией».

 

Отличие от материи

Хотя материалисты утверждают, что живое существо – это сгусток (конгломерат) материи, тем не менее, это опровергается священными писаниями. В «Бхагавад-гите», 7.4-5 Кришна говорит Арджуне:

бхумир апо 'нало вайух  кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме  бхинна пракритир аштадха

апарейам итас тв анйам  пракритим виддхи ме парам

 джива-бхутам маха-бахо  йайедам дхарйате джагат

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго –   эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию. Помимо этой низшей энергии, о Aрджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной энергией» (Также «Б.-г.», 13.32-33).

В «Катха упанишад», 1.3.3 сказано: атманам ратхинам видхи шарирам ратхамева ту – «Знай, душа – колесничий, а тело – колесница».

В «Калки Пуране», 12.34 божества, управляющие десятью чувствами, сказали:

дживасйапи грихастхасйа дехо гехам мано`анугах

буддхирбхарйа тадануга вайамитйа вадхарайа

«Материальное тело является домом, душа же  является владельцем дома, разум – это жена владельца дома,  а ум  – слуга. Мы контролируем жену дома, в форме разума».

Шрила Джива Госвами в «Параматма-сандарбхе», 19.6 пишет:

шри-джаматри-мунинапй упадиштам йатха

атма на дево на паро на тирйак стхаваро на ча

на дехо нендрийам наива манах прано на напи дхих

«Шри Джамата Муни учит: „Душа не является ни полубогом, ни животным, ни растением, ни материальным телом, ни чувствами, ни умом, ни разумом и ни праной “».

 

Вне трансформаций тела

Шри Бадараяна в «Веданта-сутре», 2.3.16 утверждает, что душе нехарактерны ни рождение, ни смерть. Смерть и рождение касаются только тела, оболочек души. Поэтому в Ведах есть лишь метафорические упоминания о смерти души, подобно тому, как это выражено в «Шри Ишопанишад» (мантра 3) или в «Бхагаватам», 11.20.17.

В «Бхагавад-гите», 2.20 сказано:

на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато ’йам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Дживатма никогда не рождается и не умирает, ей неведомы заново повторяющиеся творение и рост. Нерождённая и вечная, она существует всегда. Она неизменно молода, хотя считается старейшей. Когда тело разрушается, дживатма продолжает существовать».

В «Бхагаватам», 7.7.18 Прахлада Махарадж, проповедуя своим друзьям, говорит:

джанмадйах шад име бхава дришта дехасйа натманах
пхаланам ива врикшасйа каленешвара-муртина

«Подобно тому, как плод или цветок на дереве с течением времени претерпевает шесть изменений — рождается, существует, растёт, размножается, вянет и умирает, — материальное тело, в которое в силу тех или иных обстоятельств попадает вечная душа, тоже подвергается этим изменениям. Сама же душа всегда остается неизменной» (Также 11.11.8).

Также в шрути: «Катха-упанишад», 1.2.18; «Брихад-араньяка упанишад», 4.4.25. В смрити: «Шримад-Бхагаватам», 7.2.41-4. У Гаудий: «Таттва-сандарбха», 5.53.1.

 

Индивидуальность

В творении Господа нет ничего абсолютно равного или тождественного. Цель создаваемого Богом разнообразия – блаженство. Всё что создано, имеет свою индивидуальную природу и предназначение. Каждое живое существо отлично от любого другого живого существа. Это сказано в философской части «Махабхарата-татпарья-нирнаи», 1.70-71:

дживешвайор бхида чаива джива-бхедах параспарам

джадешайор джаданам ча джада-джива-бхида татха

панча-бхеда име нитйах сарвавастхасу сарвашах

муктанам ча на хийанте таратамйам ча сарвада

«Любая душа отлична от Бога. Одна джива всегда отлична от другой. Мёртвая материя отлична от Бога. Один материальный объект отличен от другого. Все дживы отличны от неживой материи. Эти пять различий вечны и неизменны при любых обстоятельствах. Даже среди освобождённых душ различие в положении вечно. Такова градация душ».

В связи с этим, каждой дживе присущ свой индивидуальный набор качеств, который можно считать неповторимым («Параматма-сандарбха», 19.8). Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в комментарии на «Бхагаватам», 7.7.19-20 пишет: «В Ведах есть такие строки: йасмин дйаух притхиви чантарикшам; виджнатарам адхикена виджанийат; экам эвадвитийам; атма-джйотих самрад иховача; са иман локан асриджата; сатйам джнанам анантам; асанго хй айам пурушах; пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате. Все эти изречения доказывают, что и Верховная Личность Бога, и крошечная душа —  индивидуальны».

Индивидуальное существование джив вечно. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 2.12 и «Кришна-самхите», 2.13. Ш.Бхактивинода Тхакур в «Таттва-вивеке», 2.11.18 пишет: сиддханта эи йе, чид-васту «ахам» пада-вачйа – «Совершенный вывод таков: душа выражается словом ”я ”».

В то же время, согласно философии бхедабхеда, все дживы также имеют определённую тождественность между собой, на что указывает стих из «Гиты», 13.31.

 

Размер

Живые существа атомарны, в связи с этим дживу называют ану-атма («Мундака-упанишад», 3.1.9). В «Шветаршватара-упанишад», 5.9 сказано:

балагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча

бхаго дживах са виджнейах са чанантйайа калпате

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить ещё на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души» (Также «Веданта-сутра», 2.3.19-22).

Благодаря такому малому размеру, душа может одухотворить (войти в) тело самого малого размера, например, микроба, а также войти в атом любого материального элемента. Вездесущность атмы упомянута в «Шримад-Бхагаватам», 11.7.42: антархиташ ча стхира-джангамешу.

Именно благодаря атомарности, душу называют сарва-гата — способной существовать внутри любых условий (тел или сфер). Будучи тонкой сущностью, душа может пронизывать всё в материальном мире. В «Айтарея Упанишад», 5.8 говорится: арагра-матро хй аваро апи дриштаx — «По природе джива необычайно тонка». Благодаря способности жить где угодно, душа может существовать в аду или в райских мирах. Мадхвачарья в «Мадхва-бхашье» на «Веданта-сутру», 2.3.18 подтверждает атомарность души: анурхйеша атмайам ва эте синитах пунйам чапунйанча. Также об этом сказано в «Таттва-вивеке», 2.9: чид-кано джива эва.

Ш.Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани», 1.34 пишет: чид-ану сварупа джива ваибхава пракара – «Джива по сварупе духовна и ничтожно мала».

Если считать сознание дживы её продолжением, тогда размер души может быть очень огромным, поскольку сознание может расширяться, подобно тому, как оно пронизывает тело. Например, Брахма, вторичный творец вселенной, охватывает своим сознанием всю вселенную, поскольку вселенная – это, в определённом смысле, его тело, и оно контролируется его сознанием.

 

Местопребывание души в теле

Индивидуальная душа находится в сердце, «Веданта-сутра», 2.3.24 доказывает это: авастхитивайшешйадити ченна адхйупагамаддхриди ча. Однако благодаря сознанию, душа способна пронизывать тело. Смрити-шастра утверждает:

ануматро ‘пй айам дживах свадехе вйапйа тиштхати

йатха вйапйа шарирани хари-чандана-випрушах

«Подобно тому, как капля хари-чанданы, нанесённая на одну часть тела, дарит наслаждение всему телу, дживатма, расположенная в теле в определённом месте (сердце), пронизывает всё тело целиком».

Пиппалада, отвечая на вопросы Ашвалаяны из Кошалы в «Шат-прашна упанишад», 3.5 вторит словам Вьясы: хриди хй эша атма – «Душа пребывает в сердце».

Гаудии говорят то же самое: са ва эша атма хриди тасйаитад эва нируктам хриди айам – «Духовный мир или эта душа находятся в сердце. У него такая же этимология: „В сердце он“».

Несмотря на то, что доминирующая в теле человека душа пребывает в сердце, ачарьи говорят, что джива буквально пронизывают всё тело человека. Шрила Нараяна Госвами Махарадж в книге «Путешествие души» (Глава 1, «Мы бесконечно малы, Он бесконечен») говорит: «…в крови каждого человека так много джив, что, если бы каждая из этих джив получила человеческое тело, сотни тысяч Вселенных стали бы переполнены людьми. Этот небольшой пример даёт намёк на то, что  во Вселенной существует бесчисленное количество живых существ…».

 

Неподверженность внешним материальным воздействиям

Душу нельзя уничтожить, повлиять на неё никакими материальными воздействиями или энергиями «Бхагавад-гита», 2.23-24:

наинам чхинданти шастрани наинам дахати паваках

на чаинам кледайантй апо на шошайати марутах

аччхедйо `йам адахйо `йам акледйо `шошайа эва ча

нитйах сарва-гатах стханур ачало `йам санатанах

«Дживатму невозможно убить — её нельзя рассечь оружием, сжечь огнём, растворить в воде или иссушить ветром. Душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства» (Также «Б.-г.», 2.17; 2.30).

Тот, кто попадает в тело, как правило, становится зависимым от него. Однако если душа достигла совершенства, то, даже попадая в любое из тел, она пребывает вне его влияния. Шри Кришна в «Шримад-Бхагаватам», 11.7.41 учит Уддхаву:

партхивешв иха дехешу правиштас тад-гунашрайах

гунаир на йуджйате йоги гандхаир вайур иватма-дрик

«В этом мире у души, осознавшей свою истинную природу, могут быть самые разные тела с их характерными чертами и свойствами, однако, она никогда не попадает в зависимость от них, подобно ветру, который, перенося всевозможные запахи, не смешивается с ними» (Также «Бхагаватам», 11.7.43).

Несмотря на неподверженность материальным элементам, татастха-джива начинает отождествлять себя с тем, с чем соприкасается. В духовном мире проявляется тот же принцип (тадатма). Душа как бы смешивается с объектами чувств, при этом сохраняя свою индивидуальность. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.38 говорит:

натма джаджана на маришйати наидхате 'сау

на кшийате савана-вид вйабхичаринам хи

сарватра шашвад анапайй упалабдхи-матрам

прано йатхендрийа-балена викалпитам сат

«Душа никогда не была рождена и никогда не умрёт, она неподвержена росту и распаду. Она просто познаёт, что такое юность, зрелость и смерть материального тела. Следует понимать, что она — чистое сознание, существующее повсюду, всегда и неподверженное разрушению. Так же, как жизненный воздух внутри тела, хотя и один, становится многим, соприкасаясь с различными материальными чувствами, так же и душа принимает на себя какие-то материальные определения, соприкасаясь с материальными телами, в которые она попадает».

 

Активна

Душе свойственна активность и движение, именно поэтому её называют джива. Вследствие того, что для души действие является органичным, её также называют карта. В «Веданта-сутре», 2.3.33-36 сказано:

карта шастрартхаватват

вихаропадешат

упаданат

вйападешачча крийайат на ченнирдешавипарйайах

«Душа активна, ибо, если бы это было не так, то наставления писаний не имели бы смысла. Шрути-шастры также говорят о том, что душа странствует и перемещается. Она несёт с собой свои действующие органы чувств. Душа активна, иначе, не было бы утверждения в писаниях, что она действует».

 Также активность души подтверждается в «Бхагавад-гите», 18.14,15, 18. Хотя в этих стихах активность дживы рассматривается в контексте кармы, тем не менее, описанные принципы и законы действия применимы также в духовном контексте, когда джива использует своё духовное тело (сиддха-деху), как средство служения Богу в духовном мире.

Писания говорят, что действия можно совершать на уровне речи (вача), ума (манас) и тела (деха). Однако, следует отметить, что активность баддха-дживы проявляется в материальном теле только на уровне желаний (камы), которые осознаются через материальный разум. Всеми остальными внешними действиями, совершаемыми тонкими и грубыми телами, руководят гуны материальной природы и упа-девы, полубоги в теле (которых именуют также адхибхаутика). Об упа-девах сказано в «Таттва-сандарбхе», 59.2: йо`йам адхиатмиках пурушаш… . О власти гун над оболочками души сказано в «Бхагавад-гите», 3.27: пракритех крийаманани; 5.14: на картритвам на кармани и 13.30: пракритйаива ча кармани. В связи с этим, душу также называют свидетелем. Это подтверждает в «Таттва-сандарбхе», 60.2 Ш.Джива Госвами, ссылаясь на «Бхагаватам», 5.11.12 и 11.13.27. Таким образом, дживу порой называют бездействующей, о чём сказано в «Бхагаватам», 11.11.9-11.

 Все действия обусловленной души санкционируются Параматмой. Кришна в «Бхагавад-гите», 13.23 говорит: упадраштануманта ча бхарта бхокта махешварах, — «Господь в сердце как Махешвара  наблюдает и санкционирует деятельность». Это утверждение согласовано с «Ведантой», 2.3.41: паратту таччхрутех. Однако, желания действовать изначально исходят именно от дживы, Господь не навязывает желания, а лишь напоминает дживатме о них из сердца, порой используя объекты внешнего мира. «Веданта-сутра», 2.3.42 учит: критапрайатнапекшасту вихита пратишид-дхаваийартхйадибхйах, «Первичное побуждение к действию зависит от души, а не от Бога, иначе, указания и запреты шастр можно было бы считать излишними».

При достижении уттама-адхикары (совершенства в бхакти), действия души продиктованы не Параматмой или мирской камой, а любовью к Богу (премой).

 

Реинкарнация

Душа, благодаря бессмертной природе, способна реинкарнировать из одного тела в другое. «Бхагавад-гита», 15.9 описывает это так:

шротрам чакшух спаршанам ча  расанам гхранам эва ча

 адхиштхайа манаш чайам  вишайан упасевате

«Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им материальными объектами чувств» (Также в «Бхагавад-гите», 2.13; 2.22; 2.27).

Реинкарнация описана во многих шастрах. Истории, описывающие перевоплощение душ, снова и снова встречаются в Пуранах и Итихасах. В «Шримад-Бхагаватам» содержатся истории перевоплощений, доказывающие их реальность, например, история Махараджи Бхараты (Песнь 5, Главы 8-10). В шрути сказано:

стхулани сукшмани бахуни чаива рупани дехо свагунаир

вринотикрийа гунаир атма гунаис ча тешам

самйога-хетур апаро `пи дриштах

«Джива приобретает различные грубые и тонкие материальные формы, действуя под влиянием определённых гун, к которым она из-за отсутствия истинного знания тяготеет. Вновь и вновь покрывается она этими меняющимися внешними формами, созданными качествами её деятельности и желаний» («Шветашватара-упанишад», 5.12).

 

Душа способна переносить самскары (впечатления) и обладает памятью

В «Бхагавад-гите», 15.8 сказано:

шарирам йад авапноти  йач чапй уткраматишварах

 грихитваитани самйати  вайур гандхан ивашайат

«В материальном мире баддха-джива переносит свои представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит запахи. Так, получив одно материальное тело, она затем оставляет его, чтобы получить другое».

Даже когда материальная вселенная разрушается, и все обусловленные души снова входят в тело Маха-Вишну, душа сохраняет весь свой опыт пребывания в материальном мире. Всё, с чем душа соприкасалась всеми своими пятью чувствами (гьянендриями) в обусловленном состоянии, каждую долю секунды во всех своих миллионах воплощений, она сохраняет в подсознании. Некоторые опыты с регрессивным гипнозом доказывают этот факт. У дживы есть тонкая оболочка, которая тоньше аханкары, она называется карана-шарира. В этой оболочке джива погружается в тело Маха-Вишну и именно в этой оболочке содержится вся совокупность непроявленной кармы дживы.

В «Чхандогья-упанишад», 7.13.1-2 память прославляется как величайший дар. Также в этой Упанишаде сказано: «Когда чиста пища, то чиста природа; когда чиста природа, то крепка память; когда память сохраняется, то приходит освобождение» (7.26.2).

Когда душа приходит в духовный мир, она теряет память о прошлом материальном существовании. В «Чхандогья-упанишад», 8.12.3 сказано:

эвам эваиша сампрасадо `смач чхарират

самуттхайа парам джйоти-рупа-сампадайа

свена рупанабхинишпадйате са уттамах пурушах

са татра парйети джакшан кридан рамаманах

«Полностью умиротворённая джива, обретая освобождение, оставляет грубое и тонкое материальные тела и, сияя божественным великолепием, обретает свою изначальную духовную форму. Такая душа – лучшая из людей. Придя в духовную обитель, она обретает абсолютное счастье, и, занимаясь духовной деятельностью, погружается в блаженство, играя, общаясь с женщинами, родными. Она уже никогда не вспоминает о прошедшей обусловленной жизни, где дыхание привязано к жизни так же, как животное привязано к повозке».

 

Свобода выбора (воли). Независимость (сватантра)

 Все души обладают частичной независимостью, индивидуальными желаниями (свеччха) и наделены ограниченной свободой выбора (сватантра). Об этом Ш.Бхактивинода Тхакур пишет в «Кришна-самхите», 2.20. и в «Харинама-чинтамани», 1.35: чит-дхарма-васатах джива сватантра гатхана. В «Таттва-вивеке», 2.5.10 (а также 2.10.2) он пишет: сва-тантра иччха чит-кана дживера свабхавика дхарма – «Свобода воли – неотъемлемое свойство дживы».

В «Таттва-вивеке», 2.11 он пишет:

чид-васту джадато бхиннам сватантреччхатмакам сада

правиштам апи майайам сва-сварупам на тат тйаджет

«Дух всегда отличен от неодушевлённой материи и наделён свободой воли, составляющей его глубинную природу, с которой он не расстаётся, даже пребывая под влиянием майи».

Какова степень независимости дживы? Абсолютная независимость присуща только Богу. Свобода выбора джив ограничена в материальном мире маха-майей (гунами), а в духовном мире йога-майей. Живя лилой и сварупой, джива становится полностью счастливой. Как духовные, так и материальные гуны способны расширять либо ограничивать свободу действий и мышления. Правильное использование своей свободы выбора при совершении благочестивых поступков (кармы либо бхакти) расширяет свободу выбора дживы, если она отказывается от раджа- (страсти) или тама-гуны (невежества).

Свобода дживы, выраженная ограниченно или широко, вечна. Она проявляется в относительно полной степени только при достижении своего изначального положения (сварупы). Благодаря ей, джива в духовном мире может беспрепятственно путешествовать по духовным мирам (пракоштхам). Об этом сказано в «Чхандогья упанишад», 8.2.1-10. Шри Бадараяна учит: санкалпадева ту таччхрутех – «(В стадии совершенства) Волей джива достигает желаемого» («Веданта», 4.4.8). В совершенном мире джива  калпа-тару, подобна древу, исполняющему желания («Вайшнава-пранама»).

Бог всегда предоставляет душе выбор и чтит её право на самовыражение. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 18.63. Однако необходимо помнить, что джива, в то же самое время, всегда зависит от Бога (асватантра). Свобода выбора дживы всегда будет находиться в рамках воли Бхагавана. Шрила Нараяна Махарадж, в связи с этим, говорит: «Джива не может существовать отдельно от Кришны, и всегда будет подчинена Ему, как в этом мире, так и в духовном» («Путешествие души», Глава 1). Свобода предоставляется дживе на всех стадиях её проявленного существования, однако, эта свобода не всегда одинакова и находится в зависимости от состояния сознания дживы.

 

Конец 2 части (из 3)

 

Ари Мардан д.

Преподаватели: Гьяна-шакти д., Шрипад Триданди Махарадж

Редакция русского языка: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи