?

Рупануга гуру-варга ки – джая!

 (голосов: 4)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1288. Опубликовано: 12-05-2017, 11:00

Рупануга гуру-варга ки – джая!

Доял-хари д.

 

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
 самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
 сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нандана

«Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшёл на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что ещё не давало ни одно из воплощений Господа, — самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Её доверенной служанки, манжари-бхаву».

 Шри Чайтанья Махапрабху пришёл дать уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам. Особенно важны последние слова, сва значит "собственность". Чья собственность? Шримати Радхарани. Радхика – это высшее олицетворение бхакти. Шри Кришна захотел познать вкус высшей, постоянно разрастающейся преданности Самому Себе, а именно — любовь Шримати Радхики. Он также хотел раздать сва-бхакти-шриям достойным душам. Бхакти — это преданность Шримати Радхарани, а шриям — красота. Кришна, пришедший в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, хотел раздать удачливым живым существам красоту унната-удджвала-расы Шримати Радхики. Эта красота именуется манджари-бхавой. Манджари-бхава — это настроение Её дорогих служанок.

Представьте себе лиану, обвивающую дерево, на котором зреют вкусные сочные красновато-золотистые манго. Кукушки клюют эти плоды и сладко поют. На этой лиане очень много зелёных листьев, цветов и манжари (бутонов). Когда ветерок касается лианы и играет с ней, все листья, а также манжари, танцуют от счастья. Красота лианы в её листьях, цветах и манжари. Без них она не была бы так прекрасна, и ветерку неинтересно было бы играть в её ветвях. Лиана так прекрасна от того, что, качаясь на ветру, её листья трепещут в танце. Итак, Шри Чайтанья Махапрабху хотел даровать красоту унната-удджвала-расы Шримати Радхарани. Лиана представляет собой Шримати Радхику, а красота Её любви — это Её сакхи. Находясь в окружении Своих подруг, Она особенно привлекательна, и Её сердце переполняется разнообразными бхавами.

Манджари занимают особое положение среди всех близких подруг Шримати Радхики, потому что их любовная привязанность направлена только на Радху. Без неё они не смогут жить ни мгновения. Радхика  — сама их жизнь. Манджари всегда с огромной любовью служат Шримати Радхике. Когда Радхика побеждает Шри Кришну во время состязаний и игр, они радостно хлопают в ладоши. А если она проигрывает, они вместе с Ней расстраиваются, чувствуя себя побеждёнными. Лалита может смеяться и радоваться поражению Радхи, но только не они.

Манджари постоянно находятся с Радхикой. Лалита, Вишакха и другие подобные им сакхи не входят в кунджу во время сокровенных игр Радхи и Кришны, а манджари могут сделать это без промедления, чтобы служить Божественной Чете. Это их привилегия. Если такие сакхи как Лалита и Вишакха могут почувствовать смущение при виде тайных лил Радхи и Кришны, то манджари, подобные Шри Рупе, — никогда, именно потому они способны служить Им в любое время. Когда Кришна встречается со Шримати Радхарани, манджари испытывают те же чувства, что и Радхика, даже если находятся далеко от Неё. Поэтому у них нет необходимости встречаться с Кришной наедине. Эти манджари и есть красота любви Шримати Радхарани.

Шри Чайтанья Махапрабху нисшёл в этот мир, чтобы обучить настроению манджари. Это высшее достижение, доступное живым существам. Они не могут стать такими, как Лалита, Вишакха и другие гопи, но то, что им дано, — совсем немало. Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж) сказал: «Знайте, что это настроение, манджари-бхава, не имеет себе равных даже на Голоке, во Вриндаване, не говоря уже об этом материальном мире. Насколько оно возвышенно!»

Такое настроение называется унната-уджвала-раса или тат-тад-бхава-иччха-атмика. Это словосочетание означает, что манджари не стремятся лично встретиться с Кришной, чтобы служить Ему наедине. Они счастливы видеть блаженство Радхи и Кришны, когда Они пребывают друг с другом. Во время харинама-санкиртаны Шри Чайтанья Махапрабху Сам с огромным желанием наслаждался унната-удджвала-расой Шримати Радхики.

Унната-удджвала-раса и есть маданакхья-бхава Шримати Радхики. Это чувство испытывает только Шримати Радхика. Оно неведомо ни Лалите, ни Вишакхе, ни даже Кришне. Чтобы познать глубокую любовь Радхики, маданакхья-бхаву, Кришна предстаёт в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. В то же время Махапрабху раздавал всем настроение манджари. Тот, кто обладает настроением гопи-манджари, может вкусить сладость звука флейты Шри Кришны и красоту всех Его замечательных качеств. Но тому, у кого нет премы, присущей манджари, это недоступно.

Манджари-бхаву никто не раздавал очень и очень давно. Никакая аватара этим в прошлом не занималась. Последний раз манджари-бхаву можно было обрести в прошлый день Брахмы, когда приходил Чайтанья Махапрабху. Поэтому Его эксклюзивный дар — величайшее благословение для всех нас.

Если наша цель — получить дар Чайтаньи Махапрабху, то есть вражда-прему и унната-удджвала-бхаву, тогда мы должны поступить в школу Шрилы Рупы Госвами. В Праяге Шри Чайтанья Махапрабху наставлял Ш.Рупу Госвами: «Исполни Моё желание и объясни, что Я приходил, чтобы дать миру унната-удджвала-паракия-бхаву и Самому познать её вкус». В этом месте Шриман Махапрабху вложил в сердце Шрилы  Рупы Госвами суть всех духовных истин, содержащихся в Ведах, Упанишадах и других священных писаниях и по беспричинной милости Господа Шрила Рупа Госвами смог исполнить сокровенное желание Махапрабху.

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

«Когда же я обрету прибежище у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами, который во исполнение желания Господа Чайтаньи положил в этом мире начало Его миссии?». Слово стхапитам (установить) в этом стихе указывает на эксклюзивное начало в линии Шри Брахма-сампрадаи, которое определяет специфику рупанугатьи.

По милости Господа Чайтаньи Шрила Рупа Госвами написал много книг, таких как «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Шри Удджвала-ниламани» и «Шри Упадешамрита». В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» он дал исчерпывающее описание враджа-бхакти, определил крама-патх (поступенчатость в развитии), сформулировал постулаты, признаки и утвердил иерархию рас. В «Удджвала-ниламани» он ознакомил с фундаментальными признаками гопи-премы, акцентируясь на мадхурья-расе. В «Упадешамрите» он определяет высшей точкой совершенства мадхурью, обращая внимание на её главную героиню — Шри Радху.

Если мы хотим продвигаться в бхакти, мы должны иметь ясные представления о настроении и целях Шрилы Рупы Госвами. С точки зрения исследований, которые проводили учителя нашей линии, рупанугатья ведёт лишь к мадхурье, на Голоку Вриндавану. Это понимание помогает нам не рассеиваться, гадая: «В какой расе мне практиковать бхакти?» Следует проявлять убеждённость и обрести настроение враджа-гопи, выбираясь из материального мира. Такова очевидная директива линии Ш.Рупы Госвами.

Шрила Гурудев очень подробно объясняет основы мадхурья-бхавы в своей книге «Гаура-вани-прачарине» (стр. 80): «Унната-удджвала-раса или камануга-бхакти бывает двух видов, первый из которых называется самбхогатмика — непосредственное наслаждение обществом Шри Кришны в любовных отношениях с Ним. Такая любовь недоступна дживам. Самбхогатмика — это настроение Шримати Радхики, Лалиты, Вишакхи, Чандравали и других главных гопи. Махапрабху, украшенный настроением и цветом тела Шримати Радхики, наслаждался именно этим вкусом. Второй вид унната-удджвала-расы называется тат-тад-бхава-иччха-атмика — опосредованное наслаждение любовными отношениями с Господом Кришной через служение Шри Радхе. (Именно) Эту любовь Махапрабху раздавал всем живым существам. Манжари служат Шри Шри Радхе и Кришне, испытывая особую привязанность к любимой Шримати Радхике. Они всегда находятся рядом с Ней, делают всё для Её удовольствия и повинуются только Ей. Если Шри Кришна позовёт их, они не пойдут к Нему. Жизнь манджари целиком принадлежит Шримати Радхарани. Они не стремятся к собственным отношениям с Кришной и не ищут счастья отдельно от Шримати Радхарани. Шри Чайтанья Махапрабху пришёл раздать именно этот вид унната-удджвала-расы. Это очень возвышенная тема. Я говорю о ней, но лишь редкие души способны понять меня».

Лидером всех манджари, которые пребывают в настроении тат-тад-бхава-иччха-атмика, является Шри Рупа Манджари. Хотя Рупа Манджари служит Радхе и Кришне, она больше привязана к Шримати Радхике, радуясь Её счастью и сокрушаясь о Её горе. Пребывая в медитации, рупануга-бхакты находятся в своём изначальном духовном теле. Они служат в том же настроении, что и Шри Рупа Манджари, а внешне они совершают преданное служение, опираясь на пример Шрилы Рупы Госвами. Теперь мы должны понять, кого можно назвать рупануга-вайшнавом?

 Шри Джаядева Госвами не был рупанугой, поскольку явился задолго до Ш.Рупы Госвами, за 300 лет. Шри Билвамангала Тхакур не был рупанугой, поскольку совершал садхану Вишнусвами-сампрадаи. Шри Сварупа Дамодара и Шри Рай Рамананда тоже не являются рупанугами. Несомненно, они дороги сердцу Шрилы Рупы Госвами, однако не могут считаться его последователями, потому что в играх Шри Кришны являются соответственно Лалитой и Вишакхой, и поэтому относятся к другой категории вечных спутников Радхи-Кришны. Их настроение известно как самбхогатмика, и они имеют непосредственные личные отношения со Шри Кришной. Они занимают более высокое положение, чем маджари, и по этой причине не могут быть признаны рупанугами. Их настроение отлично от настроения манджари, от тат-тад-бхава-иччха-атмики. Согласно «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами рупанугами также нельзя назвать тех, кто жаждет служить Кришне под руководством его сакх (друзей) — Субалы, Шридамы и остальных («Гаура-вани-прачарине», стр. 89).

Разберём эту тему подробнее.

Величайший рупануга-вайшнав Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур очень хорошо описал обсуждаемую нами тему в «Шри Рагавартма-чандрике» (стр. 25). Прежде всего, необходимо понять, что означает рага, рагануга и рагатмика. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что сильная привязанность к разным видам удовлетворения чувств, возникающая у материалистов в результате контакта с объектами чувств, называется рага. Как глаза естественным образом привлекаются  прекрасной формой, точно так же все остальные чувства жаждут своего удовлетворения. Через этот процесс в сердце развивается привязанность (рага) к материальным объектам чувств. Когда объектом раги становится только Кришна, это называется рага-бхакти.

Шрила Рупа Госвами описывает рагу следующим образом: иште сварасики рага парамавиштата – «Полная поглощённость объектом преданности, возникающая в результате неутолимой любовной жажды, называется рага» («Б.-р.-с.», 1.2.272). Подобная погружённость в кришна-бхакти, присущая исключительно враджаваси, вечным жителям Враджи, называется рагатмика-бхакти. Рагатмика-бхакти –  это неутолимая любовь враджаваси к Кришне. Бхакти, ориентированная на настроение служения рагатмика-бхакт, называется раганугой. Другими словами, когда по милости Шри Кришны и Его преданных человек совершает бхакти, страстно желая обрести настроение одного из близких спутников Кришны, это называется рагануга-бхакти.

Теперь необходимо чётко уяснить отличие рагатмика-бхакт от рагануга-бхакт.

Лалита, Вишакха, мама Яшода или Субал не относятся к раганугам. Их вообще нельзя назвать анугами. Ануга значит "последователь" или "следовать по стопам" («Шлокармита-бинду», стр. 270). В нашей линии этим словом называют тех, кто практикует бхакти по примеру вечных спутников Кришны. Ануги – это нитья-баддха-дживы (обусловленные), которые обучаются, стремясь обрести положение нитья-сиддх. Лалита, Вишакха, мама Яшода или Субал являются вечными спутниками Кришны, а значит, — рагатмиками.

Тех, кто хочет и прилагает усилия служить подобно рагатмикам, называют садхаками, находящимися на пути рагануга-бхакти. Практика рагануга-бхакти даёт возможность человеку стать рагатмика-бхактой, вечным спутником Шри Кришны во Вриндаване. Те, у кого есть рага (глубокая спонтанная привязанность к объекту своей любви), являются рагатмиками, спутниками Господа в Его обители, а те, кто достиг только (даже) уровня бхавы,раганугами. Например, если преданный думает: «Я хочу служить Господу Кришне подобно маме Яшоде и Нанде Махараджу  — он рагануга» («Гаура-вани-прачарине», стр. 89).

Бхакти, которой обладают вечные спутники Кришны во Врадже, называется рагатмика-бхакти. Она бывает двух типов:

1)      самбандха-рупа и

2)      кама-рупа.

Шридама, Субал, Арджуна, Мадхумангал и другие мальчики-пастушки, а также Нанда, Яшода и старшие члены общины обладают самбандха-рупа-бхакти, потому что их любовь к Кришне основывается на родственных или дружеских отношениях с Ним в рамках принятых общественных норм. Однако отношения гопи с Кришной во Врадже не имеют под собой никакого "законного" основания, поскольку гопи не связаны с Кришной ни родственными, ни дружескими, ни семейными, ни супружескими обязательствами. Это паракия-раса — запрещённые любовные отношения. Их отношения с Кришной окрашены особым настроением, несвойственным остальным враджаваси, которые находятся в дасья-, сакхья- или ватсалья-расах. Отношения гопи с Кришной строятся исключительно на каме, любовной страсти, и потому носят название кама-рупа-бхакти.

Далее Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: «Кама-рупа-бхакти бывает двух видов:

1) самбхога-иччхамайи и

2) тат-тад-бхава-иччхамайи.

Кама, которую испытывают к Шри Кришне ютхешвари Враджа, независимые героини или лидеры групп, такие, как Шри Радха, Шри Чандравали и Шьямала, называется самбхога-иччха-майи. Самбхога-иччха-майи проявляется в трансцендентных любовных развлечениях, которым предаётся Шри Кришна со Своими возлюбленными. Настроение служения Божественной Чете, свойственное манжари, таким как Шри Рупа Манджари, Рати Манджари, у которых преобладает привязанность к Шримати Радхике, называется тат-тад-бхава-иччхамайи. Единственное желание манджари состоит в том, чтобы устроить любовную встречу Кришны со Своей ютхешвари (повелительницей группы). Служа герою и героине во время такой встречи, манджари испытывают особое удовольствие. …

Стхаи-бхава, которой обладают манджари, называется улласа-рати. Она присуща Рупе Манжари, Рати Манжари, Лаванге Манжари и другим. Манджари не испытывают желания непосредственно вкусить рати с Кришной, даже когда Он Сам просит об этом. Они наслаждаются расой, устраивая встречу Кришны со своей Свамини (повелительницей), Шримати Радхикой. Шри Чайтанья Махапрабху нисшёл в этот мир, чтобы во всей глубине познать настроение махабхава-сварупини Шри Радхи и даровать людям манджари-бхаву» («Рагавартма-чандрика», стр. 37-38).

Ачарья прайоджана-таттвы Парамахамса Шрила Рагхунатха дас Госвами также даёт понимание этой возвышенной темы в «Шри Манах-шикше» (стр. 50).

 Бхакти, которое живёт в сердцах вечных обитателей Враджа (в том числе коров, оленей, попугаев и других птиц и животных), называется рагатмика-бхакти. Практика бхакти, в процессе которой преданный следует настроению рагатмика-бхакт, именуется рагануга-бхакти. Чтобы можно было правильно понять, что такое рагануга-бхакти, сначала надо дать определение тому, что известно как рагатмика-бхакти. Неутолимая любовная жажда (премамайи-тришна), направленная на объект любви преданного (Шри Кришну), которая вызывает спонтанную глубокую погружённость (сварасики парамавиштата) в мысли об этом объекте, называется рагой («Шлокамрита-бинду», стр. 270). Такое рагамайи-бхакти или служение, проникнутое сильной рагой (например, нанизывание гирлянд для Радхи и Кришны), носит название рагатмика-бхакти. Рагатмика-бхакти бывает двух видов: кама-рупа (основанное на чувственном влечении) и самбандха-рупа (основанное на родительской любви и других отношениях).

 Итак, мы рассмотрели некоторые заключения таких возвышенных шастр как «Гаура-вани-прачарине», «Шри Рагавартма-чандрика» и «Шри Манах-шикша» о раге, рагануге, рагатмике, рупануга-вайшнавах, рагануга-вайшнавах и рагатмиках. Авторы этих трёх священных писаний являются нитья-сиддхами, расика-вайшнавами — это Нитья-лила правишта Ом Вишнупад Ашшоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Рагхунатха дас Госвами. Эти шуддха-вайшнавы милостиво раскрыли свои сварупы, и соответственно являются в кришна-лиле: Рамана Манджари, Кандарпа Манжари и Рати Манджари. То, что пишут и говорят уттама-вайшнавы, преданные самого высокого уровня, — является абсолютной и неоспоримой истиной. Их книги и их слова, когда-либо произнесённые их лотосными устами, неотличны от слов Самого Бхагавана.

На основе всего этого подведём резюме.

«Те, кто следует по пути рагануги в любом другом настроении кроме манжари-бхавы (тат-тад-бхава-иччха-атмика) в мадхурья-расе, не являются рупанугами. Преданные в сакхья- и ватсалья-расерагануги, но не рупануги. Настоящие рупануги — лишь те, кто следует по стопам Шри Рупы Манджари, Шрилы Рупы Госвами» («Гаура-вани-прачарине», стр. 108).

Садхаки, которые желают вкусить ватсалья-расу и идут по стопам Мамы Яшоды и Нанды Махараджа, не является рупанугами, потому что Яшода и Нанда относятся совсем к другой категории рагатмика-бхакт (самбандха-рупа). Преданные в ватсалья-расе не испытывают таких возвышенных эмоций как гопи и они не способны понять их возвышенные настроения в полной мере. Те, кто следует по стопам друзей Кришны (Субал, Шридама), также не являются рупанугами. Им недоступна махабхава, которую испытывают исключительно гопи. Это подтверждает Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада: «Признаки махабхавы проявляются только у вечных спутников Господа, таких как гопи» («Ч.-чаритмамрита», Мадхья-лила, 6.13, комм.).

Конечно, Кришна тоже испытывает махабхаву, но не выше, рудха- и адхирудха-махабхава недоступны даже Самому Господу Кришне. Более того, для всех пастушков, кроме Субала, недоступен даже уровень бхавы (т.е. та бхава, что идёт вслед за анурагой). Только Субал может вкусить бхаву, которой в полной мере наслаждаются вечные спутники Кришны в ватсалья-расе. Поэтому мальчики-пастушки не являются рупанугами.

Шрила Рупа Госвами, до конца постигший все сокровенные истины бхакти, в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16) описал путь постепенного развития премы, очень чётко определив ступени духовного развития: адау шраддха татах садху-санго тха бхаджана-крийа... Путь бхакти начинается с того, что человек развивает шраддху, слушая объяснения шастр в обществе чистых преданных. Шраддха — это вера в слова шастр и шри гуру. Если такая вера проявляется в сердце, то она обязательно приведёт человека к садху-санге, и он начнёт общаться с садху, чтобы научиться у них бхаджане. Затем преданный переходит на уровень бхаджана-крии, практики бхаджаны, которая поднимает его до уровня анартха-нивритти, когда уничтожаются последствия грехов – часть прарабдха-кармы и апрарабдха-карма. Затем преданный достигает уровня ништхи — постоянства в кришна-севе. На этом уровне он занимается бхаджаной непрерывно. Так постепенно вайшнав обретает любовь к Богу.

С другой стороны, если у человека нет веры в слова шастр, шри гуру и других чистых преданных, то его духовный уровень находится ещё ниже уровня шраддхи. В таком случае, он не сможет перейти на следующий духовный уровень и обрести подлинную садху-сангу. Иногда такой лицемерный человек может внешне много общаться с садху, чтобы обрести дешёвую популярность среди таких же лицемеров как он. Однако, не имея в своём сердце должной веры в садху и его слова, он будет не способен обрести их милость и истинные благословения. Это значит, что следующий духовный уровень,  бхаджана-крия становится уже недоступен для него. И, конечно же, в таком случае, он уже будет не способен сделать следующий шаг — избавиться от анартх в своём сердце. Потому что избавиться от анартх невозможно собственными усилиями, это достижимо только по милости шри гуру и садху. Что тогда говорить о дальнейшем духовном развитии этого человека?!

Йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау: надо предаться своему гуру так же, как и Самому Кришне. Это вечная истина шрути. На начальных ступенях садханы ученик должен быть предан своему учителю даже больше чем Бхагавану, потому что шравана, киртана и другие методы подлинной бхаджаны покоятся на самбандхе к тадие, или отношениях с тем, кто дорог Бхагавану. В начале духовного пути у преданных ещё нет развитых отношений с Кришной, как нет у них и настоящей кришна-севы, но гуру-сева дарует со временем все совершенства. Сильная вера в истинного осознавшего себя гуру и гуру-парампару составляет основу бхакти. Без такой веры духовная жизнь не имеет смысла. Шрила Гурудев часто говорил, что гуру-ништха — это позвоночник шуддха-бхакти.

Вся наша бхагават-гуру-парампара или рупануга-гуру-варга состоит из могущественных парамахамс. Все рупануга-вайшнавы имеют две сварупы. В гаура-лиле они гаура-прия-джаны (возлюбленные Гауранги). А в кришна-лиле они все служанки Шри Радхи — манджари. Кто они?!

Ш.Рупа Госвами — Рупа Манджари.

Ш.Джива Госвами — Виласа Манджари.

Ш.Санатана Госвами — Лаванга Манджари.

Ш.Рагхунатха дас Госвами — Рати Мандари.

Ш.Рагхунатха Бхатта Госвами — Раса Манджари.

Ш.Гопала Бхатта Госвами — Ананга Манджари.

Ш.Кришна дас Кавирадж - Кастури Манджари.

Ш.Нароттама дас Тхакур — Чампака Манджари.

Ш.Шринивас Ачарья — Мани Манджари.

Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур — Кандарпа Манджари.

Ш.Джаганнатха дас Бабаджи - Расика Манджари.

Ш.Бхактивинода Тхакур - Камала Манджари.

Ш.Гауракишор дас Бабаджи Махарадж - Гуна Манджари.

Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — Наянамани Манджари.

Ш.Бхактипрагьян Кешава Махарадж — Винода Манджари.

Ш.Вамана Махарадж — Рага Манджари.

Ш.Нараяна Госвами Махарадж — Рамана Манджари.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада не является исключением. Это понятно любому, кто вник в традицию Гаудия-вайшнавизма. Хотя Бхактиведанта Свами скрыл своё имя, которое он имеет в кришна-лиле, тем не менее, в этой лиле он имеет точно такое же настроение манджари, как у Шрилы Рупы Госвами и всех остальных членов нашей гуру-парампары. А иначе его нельзя было бы причислить к рупанугам. Когда мы слышим о ком-то из вайшнавов, что он является рупанугой, это автоматически означает, что в кришна-лиле он имеет сварупу гопи-манджари.

Шрила Гурудев, когда объяснял преданным «Упадешамриту», анализируя комментарии Шрилы Прабхупады на это произведение, ясно сказал: «Однако я уверяю вас, что он был самым настоящим рупанугой... тогда вы поймёте настроение этого великого рупануга-вайшнава-ачарьи, Шрилы Свамиджи, верного последователя Шрилы Рупы Госвами («Суть всех наставлений»).

Также в своей книге «Гаура-вани-прачарине» Шрила Гурудев однозначно описывает манджари-бхаву Шрилы Прабхупады:

1) «Иногда я сталкиваюсь с заблуждением, что Шрила Свами Махарадж был в сакхья-расе и поэтому не мог дать мадхурья-расу. Это неправда. Он пришёл распространить учение Шрилы Рупы Госвами по всему миру. Он объяснил это учение в своих переводах и комментариях и этим доказал, что глубоко понимает его и способен дать его людям» (стр. 94);

2) «Божество, которому поклонялся Шрила Свами Махарадж, — это Шримати Радхика. Он служит Ей под руководством Её ближайших спутниц, манджари» (стр. 108);

3) «Шрила Свами Махарадж входил в самадхи с желанием помогать Шримати Радхике в Её служении Шри Кришне. В это время он пребывал в настроении Её служанки и попросил моей помощи... Самое лучшее служение совершает тот, кто помогает своему гуру служить Шри Рупе Манджари или Шримати Радхике... Я сделал это, украсив его тилакой и нанеся сандаловой пастой определённые священные мантры ему на грудь. Эти особые знаки указывали на его личное служение своему возлюбленному Божеству, Шримати Радхике»;

4) «Танец Шрилы Свами Махараджа был не прихотью, а выражением настроения гопи, в котором он находился. Именно это настроение он и хотел дать. Вот главное, что нужно понять. В настроении гопи заключалась его миссия, и я хочу дать вам то же самое» (стр. 46);

5) «Они считали его пастушком, другом Кришны. Когда я услышал это, моё сердце сжалось от боли: я понял, что они ничего не знают о своём Гурудеве. Моим долгом было дать им полное понимание его положения в мадхурья-расе. Сакхья-раса присутствует в мадхурья-расе, поэтому он испытывал также и сакхья-бхаву. Шрила Свами Махарадж обладал сильнейшей трансцендентной жаждой служить кунджа-вихари. Мальчик-пастушок не испытывает таких чувств и не имеет столь возвышенных философских представлений» (стр. 112).

6) «Отречённый образ жизни – это не игра. Это меняет всю жизнь человека. Это означает, что человек стремится (в линии Гаудий) к гопи-бхаве. Некоторые говорят, что Свамиджи был другом (пастушком) Кришны. Но я резко возражаю против этого. Его (санньяса) мантра была гопи-мантра» («От живого садху», стр. 13).

Также о настроении Шрилы Прабхупады в мадхурья-расе говорит Нитья-лила правишта Ом Вишнупад Ашшоттара-шата Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж (1983.02.13. «Поиск самого себя»):

«Преданный: Говорят, что Свами Махарадж испытывал влечение к сакхья-расе.

Ш.Б.Р.Шридхар Махарадж: Я не знаю, где он написал это, и что он написал. Я обнаружил подобное только в одном письме. В поэме, написанной им на корабле, когда он плыл в Америку. Из этого письма я смог предположить, что Свами Махарадж был удовлетворён сакхья-лилой. Он упоминает (в этом письме), что его Гурудев — Радхарани. И он просит помощи у Кришны как у друга в деле проповеди, чтобы выполнить обязанности, которые на него возложила Радхарани. Шрила Свами Махарадж молится Кришне: «Радхарани будет удовлетворена, если Ты поможешь мне выполнить Её указания в деле проповеди». То есть он просит Кришну о помощи в своей проповеднической кампании. «Радхарани будет довольна Тобой, если Ты поможешь выполнить мне Её указания. Потому что мой Гурудев – Радхарани». Такое упоминание есть в этом письме, написанном Свами Махараджем на «Джаладуте». Вот что я мог понять из этого письма. И он игриво упоминает там: «После того, как я завершу эту миссию проповеди, я вновь присоединюсь к твоей вриндавана-лиле. Кришна, Ты мой друг и мы будем играть, испытывая высочайшие чувства». Из этого я сопоставляю и делаю выводы, что он также черпал радость служения и в сакхья-расе».

 Следует отметить, что мадхурья-раса в определённом смысле включает в себя все виды рас (шанту, дасью, сакхью и ватсалью), поэтому сакхья-раса также присутствует в мадхурья-расе. Поскольку большее (мадхурья) вмещает в себя меньшее. Поэтому Ш.Свами Махарадж испытывал в том числе и некоторые настроения сакхья-расы. Однако мы видим, что Ш.Бхактиведанта Свами обращался к Кришне как к другу и возлюбленному своей Свамини (повелительницы). Гопы (пастухи) Враджи не рассматривают Шримати Радхарани как свою Свамини. Эта тенденция присуща гопи-манджари, они видят в Радхарани своего Гурудева, поскольку они палья-даси, — вскормлены, взращены и воспитаны Ею.

Итак, следует сделать вывод, что мнение признанных ачарьев должно стоять в основе любого понимания и мировоззрения. Принятие этого мнения страхует человека от любых ошибок. Если же ученик пренебрегает словами великих учителей, тогда он дискредитирует сам себя. «Тот, кто не служит своему гурудеву, не имеет твёрдой веры в духовного учителя, в его слова, и не следует настроению и учению своего гуру, является сахаджией. Сейчас это встречается повсеместно» («Гаура-вани-прачарине», стр. 66).

Это слова Шрилы Гурудева. Не имея веры в священные писания и в слова махапуруш, невежественные люди часто противоречат истинным вайшнавам (маха-бхагаватам), тем самым совершая оскорбления их лотосных стоп. Такая апарадха считается самой ужасной, она может уничтожить нашу веру в бхакти. Тот, кто принимает наставления шастр и истинных вайшнавов как абсолютную истину, никогда не будет обманут. Находясь на низшей ступени духовной жизни (ниже шраддхи), чтобы удовлетворить свои материальные желания, нечестивые люди пытаются изменить вечную сиддханту Гаудия-вайшнавов и откровенно несут всякий вздор, распространяя апа-сиддханту.

Часто такие люди выдумывают разные истории для того, чтобы увеличить свой ложный престиж среди обычных людей, потому что не имеют истинных духовных реализаций и бхаджана. Некоторые заявляют, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в кришна-лиле мальчик-пастушок! Но если мы имеем веру в шри гуру, истинных вайшнавов и шастры, то никогда не станем жертвой этих лживых людей. Сейчас в Кали-югу,  в век всеобщей деградации существует единственный способ находиться в правильном умонастроении и успешно прогрессировать в сознании Кришны — это всегда быть в анугатье (под руководством) маха-бхагаваты и всегда слушать хари-катху от него.

Если наш сад-гуру покинул материальный мир, а мы не достигли совершенства, находясь с ним, следует немедленно найти другого истинного уттама-вайшнава (Гаудия), чтобы получать от него шикшу и вдохновение на духовную жизнь. Только тогда мы будем прогрессировать, и будем по-настоящему счастливы, совершая садхана-бхаджан. Если у нас нет маха-бхагавата-шикша-гуру, если мы не имеем достаточно сукрити, бхакти-самскар и внутренней, истинной связи с шуддха-вайшнавами, тогда в любой момент мы можем "попасться на крючок" лжегуру. Восприятие вайшнавов не должно быть поверхностным, следует распознавать уровень преданных. Не следует привлекаться только внешним обликом человека, претендующим на роль учителя.  Зрите суть.

Следует регулярно изучать священные писания под руководством уттама-вайшнава, чтобы иметь правильные философские представления.

``йаха, бхагавата пада ваишнавера стхане

эканта ашрайа кара чаитанйа-чаране

«Если желаешь познать учение «Бхагаватам», его сиддханту, — обратись к совершенному вайшнаву» («Ч.-чаритамрита», Антья, 5.131).

Тогда никто не сможет ввести нас в заблуждение. Мы должны дать обет — с любовью и преданностью служить шуддха-вайшнавам, и тогда мы будем всегда находиться в стороне от лжегуру, чётко видя их падшее положение. Богооткровенные писания во многих местах описывают пагубные последствия от общения с ложными учителями:

йо вйакти нйайа-рахитам анйайена шриноти йах
тавубхау наракам гхорам браджатах каламакшайам

«Тот, кто занимает положение ачарьи, даёт ложные наставления, противоречащие саттвата-шастрам, навечно отправится в ад. Та же участь ждёт заблудшего ученика, который слушал такого ложного гуру и принимал его» («Хари-бхакти-виласа», 1.62).

Однако общение с шуддха-вайшнавами дарует нескончаемые блага душе. Общайтесь с истинными последователями Шри Чайтаньи Махапрабху — гаура-прия-джанами, а также с высочайшими рупануга-вайшнавами. Кто имеет такую садху-сангу, — воистину удачлив! 

 Рупануга-гуру варга ки джая!!!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи