?

Как понять Шри Гуру?

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 781. Опубликовано: 23-08-2017, 15:15

Как понять Шри Гуру?

Гуру-, вайшнава-таттва. Сборник цитат

2010г.

Шьямарани д.д.

Из одноимённой книги, посвященной уходу

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 

Дандават пранам, дорогие братья и сёстры, вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге. Мы постоянно информируем вас о здоровье Шрилы Гурудева. В свою очередь, здесь, во Вриндаване, мы получаем ваши многочисленные письма и звонки, полные любви к Шриле Гурудеву. Вы озабочены тем, чтобы он получал лучшую медицинскую помощь, полны опасений и смятений, вызванных изменчивыми новостями, и страшитесь самой мысли о том, что придётся жить в мире без него. С помощью этих лил Гурудев целенаправленно пахтает наши сердца, чтобы мы, так или иначе, стали ближе к нему.

В ответ на ваши чувства мы бы хотели поделиться с вами этими трансцендентными сведениями, которые были милостиво предоставлены лично Шрилой Прабхупадой Бхактиведантой Свами Махараджем и Шрилой Гурудевом, и которые можно отнести к следующим темам:

1. Для обусловленных душ, таких как мы, естественно пребывать в смятении в такое время.

2. Чистый преданный – не обычный человек.

3. Чистый преданный никогда не болеет (сознанием). Только обусловленные души подвержены болезням.

4. Чистого преданного невозможно контролировать.

5. Чистый преданный независим. О нём заботится Шримати Радхика.

6. Чистый преданный знает всё. Он всемогущ. Никто не может обмануть его.

7. Истинный гуру всегда с нами.

 Многие из нас черпают силу и мужество в нижеприведённых цитатах, а теперь мы хотим поделиться ими со всеми вами. Жаждущие обрести стремление служить шри гуру и вайшнавам, Шьямарани даси, Вриндавана Виласини даси, и Вайджаянти-мала даси.

 

Для обусловленных душ, таких как мы естественно пребывать в смятении в такое время

«Говорится: ваишнавера крийа-мудра виджне на буджайа – даже самый образованный человек не может понять деяния великого вайшнава, полагаясь на знание, полученное с помощью материальных чувств». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.66, комментарий).

 

Чистый преданный – не обычный человек

«Вайшнав всегда находится под защитой Верховного Господа, но если он предстаёт немощным, это даёт ученикам возможность служить ему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.11, комм.).

«Господь нисходит в материальный мир посредством Своей внутренней энергии. Подобно этому, когда преданный или спутник Господа приходит в этот материальный мир, он совершает это посредством духовной энергии» («Шримад-Бхагаватам», 7.1.35, комм.).

«Такая личность – вечно освобождённый спутник Господа, и тело его абсолютно духовно. Хотя мы видим его материальными глазами, он находится в духовном мире, и все его деяния – духовны. По воле Кришны тело такого преданного полностью духовно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 5.49-50).

«Глупцы считают Кришну обычным человеком, так же, как и Его чистого преданного» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.51, комм.).

«Бхарадваджа д.: Правильно ли я понимаю, Шрила Прабхупада, что чистый преданный может быть всепроникающ, как Сверхдуша? По милости Сверхдуши он может присутствовать во многих местах одновременно?

Шрила Прабхупада: Да. По милости Кришны преданный может стать чем угодно.

Дурьодхана-гуру д.: Другими словами, это означает, что чистые преданные могут быть всеведущими?

Шрила Прабхупада: Они могут знать всё. Господь всеведущ, поэтому чистый преданный может стать таковым по Его милости» (Утренняя прогулка, Лос-Анджелес, 8 июня 1976 г.).

«Таким образом, духовный учитель неотличен от Сверхдуши, пребывающей в глубине сердца». («Шримад Бхагаватам», 4.28.52, комм.).

«Итак, Параматма также является аватарой Господа. И та же Параматма по Своей великой милости предстаёт перед тобой вовне как гуру» (Лекция Ш.Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», Лос-Анджелес, 1972 г.).

«Духовный учитель – это внешнее проявление Сверхдуши» (Письмо Ш.Прабхупады Рупануга дасу, 22 февраля, 1972 г.).

«Духовный учитель как видимое проявление Кришны необходим для того, чтобы от имени Верховной Личности Бога направлять преданного» («Нектар преданности», Глава 14).

«Только из безмерного сострадания Господь проявляет Себя в образе духовного учителя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.46, комм.).

 «Истинного ачарью, духовного учителя целого мира, необходимо считать воплощением милости Кришны. В действительности, Он лично обнимает Кришну» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 7.12, комм.).

«Все полубоги и их возвышенные качества, такие как религия, знание и отречение, проявляются в теле того, кто развил чистую преданность Верховному Господу, Васудеве» («Шримад-Бхагаватам», 5.18.12).

«Тот, кто считает тело чистого преданного материальным, – оскорбитель, ибо это вайшнава-апарадха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.194, комм).

«Духовного учителя всегда считают либо одной из ближайших спутниц Шримати Радхарани, либо проявлением Шрилы Нитьянанды Прабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.46, комм.).

«Считать шрилу гурудева обыкновенным представителем рода человеческого – это самое страшное оскорбление, наиболее тяжкая нама-апарадха. Думая о нём как об обыкновенном смертном, невозможно достичь ничего благоприятного, даже за миллиарды рождений. На пути бхакти человек с таким мирским отношением к гуру встретит множество препятствий, ему грозит опасность утонуть в океане материальных желаний. Кроме лотосных стоп шри гуру (уттама-адхикари) ничто не может спасти нас из ловушки неблагоприятного общения. Самостоятельно джива не способна предаться лотосным стопам шри гурудева только потому, что считает его обычным человеческим существом» (Ш.Прабхупада Сарасвати Тхакур, «Rays of The Harmonist», Гаура-пурнима, 2009 г.).

 

Чистый преданный никогда не болеет

Только обусловленные души подвержены болезням. «Таким образом, солнце не в силах сократить жизнь чистого преданного, поскольку он всегда занят преданным служением Господу, очищая тем самым своё существование. Смерть является симптомом материальной болезни вечного живого существа; только из-за этой болезни живое существо попадает под власть закона рождения, смерти, старости и болезней» («Шримад-Бхагаватам», 2.3.17, комм. Шрилы Б.Свами Прабхупады).

 «Как болезнетворные микробы в первую очередь воздействуют на ослабленный организм, так и материальная природа, иллюзорная энергия, оказывает воздействие на того, кто слабее, то есть на обусловленную, а не на освобожденную душу» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.18, комм. Шрилы Прабхупады).

В последней части «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Антья, 8.28–31) утверждается: «На исходе жизни Шри Мадхавендра Пури стал немощным, он совершенно не мог двигаться, и Ишвара Пури полностью посвятил себя служению ему, лично убирая за ним кал и мочу. Постоянно воспевая маха-мантру «Харе Кришна» и напоминая Шри Мадхавендре Пури в последние дни его жизни о лилах Господа Кришны, Ишвара Пури служил ему лучше всех других учеников. Поэтому Мадхавендра Пури, очень довольный его служением, благословил его: «Дорогой мальчик, я могу только молиться Кришне, чтобы Он был доволен тобой». Так Ишвара Пури, по милости своего духовного учителя Шри Мадхавендры Пури, стал великим преданным, погружённым в океан любви к Господу. Шрила Вишванатха Чакраварти утверждает в «Гурв-аштаке»: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйа прасадан на гатих куто ’пи – «Обрести милость Кришны можно только по милости шри гуру (уттама-адхикари), без его милости невозможно достичь духовного совершенства. Именно по милости духовного учителя душа обретает совершенство, как здесь ярко проиллюстрировано. Вайшнав всегда находится под защитой Верховного Господа, но представая будто бы немощным, он тем самым даёт ученикам возможность служить ему. Шри Мадхавендра Пури был доволен служением своего ученика, поэтому Шри Ишвара Пурипад стал такой великой личностью, что Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху принял его своим духовным учителем» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.11, комм. Ш.Бхактиведанты Свами).

«В «Бхагавад-гите» утверждается, что у целеустремлённого преданного есть одна обязанность. В чём заключается эта обязанность можно понять на примере духовного учителя. Лучше служить Кришне и духовному учителю с чувством разлуки, непосредственное служение иногда может быть рискованным. Например, Киртанананда оказывал мне непосредственное служение: он массировал меня, готовил мне и делал многое другое, но впоследствии под влиянием майи он задрал нос настолько, что стал считать своего Духовного Учителя обычным человеком, существующим только за счёт его служения. Такое умонастроение тут же столкнуло его вниз. Разумеется, искренние преданные считают непосредственное служение счастливой возможностью, но иллюзорная энергия настолько сильна, что действует по закону «близкое знакомство чревато взаимной потерей уважения». Киртанананда думал, что я существую только благодаря его служению, вместо того, чтобы понять, – это я даю ему возможность послужить мне». ( Письмо Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа Мадхусудану дасу, 30 декабря 1967 г.)

«Лично я убеждён, что Киртанананда был полон сомнений насчёт моего положения, потому что считал, что я завишу от его массажа. Вследствие этого он решил, что нет нужды в духовном учителе, так как духовный учитель – обычный человек, а зависеть от обычного человека – это тирания. Следовательно, никогда нельзя считать (истинного) духовного учителя обычным человеком» (Письмо Шрилы Б.Свами Прабхупады Брахмананде дасу, 21 января 1968г.).

 

Чистым преданным невозможно повелевать

«Да, они смогут повелевать мною лишь с помощью любви и преданности. Без этого никто не сможет. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж имел надо мной полную власть благодаря своей любви, и я всё ещё нахожусь в его власти. Больше никто не может управлять мной. Даже Кришна никогда не сможет управлять мной, потому что я уже всецело вверил себя Шримати Радхике. Радхика такая могущественная. Если Кришна будет зол на меня, я скажу: «Почему Ты сердишься? Ты не должен сердиться. Моя Свамини – Радхика, и Ты знаешь это». Тогда Кришна ответит: «О, твоя Свамини – Радхика. Тогда намаскар тебе» (Даршан Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, Новая Зеландия, 15 января 2001 г.).

 

Чистый преданный независим. О нём заботится Сама Шримати Радхика

«Бхагавад-гита» утверждает, что о преданных высшей категории заботится дайва-майя или йога-майя: «махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах» («Бхагавад-гита», 9.13). Действительно, великие души (махатмы) полностью погружены в сознание Кришны, всегда заняты служением Ему. О них заботится дайва-пракрити или йога-майя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.30, комм.).

 

Чистый преданный знает всё. Он всемогущ. Никто не может обмануть его

 «Mой господин (Нарада Муни)! Tебе открыты все тайны, ибо ты поклоняешься создателю и разрушителю материального мира, хранителю духовного мира – изначальной Личности Бога, запредельной трём гунам материальной природы». Комментарий: «Человек, целиком посвятивший себя служению Господу, является олицетворением знания. Tакой преданный Господа, достигший совершенства в преданном служении, также обладает всеми качествами Бога. В сущности, восемь мистических совершенств (ашта-сиддхи) составляют лишь ничтожно малую часть его божественных достояний» («Шримад-Бхагаватам», 1.5.6, комм. Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады).

 «Агадха-дхишанам двиджам: ачарья – это лучший из брахманов, он обладает абсолютным разумом, руководя деятельностью своего ученика» («Шримад-Бхагаватам», 6.7.15, комм. Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады).

«Это называется три-кала-гья: прошлое, настоящее и будущее. Итак, Ямарадж или господь Брахма, или великие личности, или даже великие мудрецы, святые, знают три качества времени» (Лекция Шрилы Свами Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 6.1.48, Детройт, 14 июня 1976 г.).

«Хотя порой (истинный) преданный и называет себя невеждой, он прекрасно разбирается во всех, даже самых сложных вопросах» («Шримад-Бхагаватам», 3.7.8, комм.).

 «В ведических мантрах говорится: йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати. Когда преданный, медитируя, видит Бога или может узреть Его воочию, ему становится ведомо всё, происходящее в этой вселенной. По существу, нет ничего неизвестного ему. Всё в этом материальном мире открывается преданному, увидевшему Всевышнего». («Шримад-Бхагаватам», 8.6.9, комм. Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады).

 «Йасмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати. Этот ведический гимн гласит, что преданный Господа знает обо всём – как о материальном, так и о духовном, – видя всё сущее связанным с Господом. (Совершенные) Преданные не ограничиваются одними эмоциями, как ошибочно полагают некоторые недалёкие люди. Их подход очень практичен. Они знают всё обо всём, и им до мелочей известно каким образом Господь управляет Своими бесчисленными творениями». («Шримад-Бхагаватам», 3.7.26, комм. Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады).

«Напротив, я вижу, что многие пытаются скрывать то, что находится в их сердцах. Такие люди думают: «Мой Гурудев ничего не знает, он глупец. Я могу обмануть его». Они не говорят об этом прямо, но подразумевают это. Они полагают, что могут ввести в заблуждение чистого преданного, но чистого преданного невозможно обмануть. Как можно ввести в заблуждение того, кто может управлять Кришной? Если кто-то является настоящим гуру, его невозможно обмануть или ввести в заблуждение. Вам следует знать истину о гуру» (Лекция Ш.Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа «Вы не можете ввести в заблуждение гуру», Мурвиллумбах, Австралия, 24 января 2001г.).

«Тот, кто считает духовного учителя, находящегося в цепи ученической преемственности, обычным человеком, попадёт в ад» («Падма-пурана»).

«Пятьдесят второе качество Кришны – это Его всеведение. Всеведущим называют того, кто способен понимать чувства всех людей и знает, что происходит везде и в любое время. Описывается, что Кришна, враг Камсы, обладает шестьюдесятью четырьмя трансцендентными качествами, и все вечно освобождённые души, сопровождающие Господа, вне всякого сомнения, обладают первыми пятьюдесятью пятью качествами» («Нектар преданности», Глава 22).

 

Шри Гуру направляет нас в своё сердце

Шрила Гурудев хочет вознести нас на высочайший уровень настроения разлуки с самим собой. Он красиво описывал это во время беседы по книге Шрилы Рагхунатхи даса Госвами «Вилапа-кусуманджали» во Вриндаване, Индия, 1991 г.: «Садхака должен развивать випраламбха-бхаву, думая: «Я не вижу Кришну, я не вижу Шримати Радхику, я не вижу Врадж, я ничего не вижу!» Он всегда должен чувствовать разлуку, как показал здесь Шрила Рагхунатха дас Госвами – разлуку с Кришной и, в особенности, со Шримати Радхикой. Во многих стихах Шрила Рагхунатха дас Госвами также скорбит в разлуке со Шрилой Рупой Госвами. Когда Шрила Рупа Госвами вошёл в апраката-лилу (непроявленные игры), Шрила Рагхунатха дас Госвами написал такой стих:

шунйайате маха-гоштхам гириндро ‘джагарайате

вйагхра-тундайате кундам дживату-рахитасйа ме

«Теперь, когда я лишился опоры в жизни, земля Враджа стала пустынной и безлюдной, Холм Говардхан стал подобен огромному питону, а Радха-кунда – зияющей пасти свирепой тигрицы».

 Он также страдал в разлуке со своим шикша-гуру и думал: «Я такой неудачник! Сначала Шри Чайтанья Махапрабху ушёл из этого мира и оставил меня. Потом я постоянно жил со Шри Сварупой Дамодарой, но он тоже ушёл. Я нашёл прибежище у лотосных стоп Шри Гададхары Пандита, но и он оставил этот мир. Затем, чувствуя, что каждое место и каждая пылинка в Джаганнатха Пури напоминает мне Шри Чайтанью Махапрабху, Сварупу Дамодару, Гададхару Пандита и всех их спутников, я сбежал во Вриндаван».

Хотя наш Гурудев тоже вошёл в свою апраката-лилу, мы чувствуем себя довольно-таки неплохо, пребывая в этом мире. В особые дни, такие как дни явления и ухода Гурудева, у нас появляется повод вспомнить о нём. В это время мы, однако, заняты организацией праздника, у нас очень мало шансов осознать разлуку. Только когда мы говорим что-то о нём, слезинка-другая может выступить у нас на глазах, а может, и нет. Если мы заняты организацией пышного праздника, слёз не будет. О столь многом надо позаботиться: об абхишеке, пудже, раздаче маха-прасада вайшнавам...

Мы организуем такие праздники, в основном, для широкого круга людей, для тех, у кого не было отношений с ним. Но мы должны сделать что-то, чтобы чувство разлуки пришло в наше сердце, и именно это называется бхаджаном. Только те особые души, осознавшие свои безмерные обязательства и неоплатный долг перед Гурудевом за всё то, что они от него получили, те, кто много служил ему с вишрамбха-бхавой, близостью, будут чувствовать разлуку. Они будут рыдать. Такие преданные не будут считать: «Я очень падший, а мой Гурудев находится на таком высоком уровне». Благоговения и почтения не будет, иначе они не смогут плакать. В шастрах утверждается: вишрамбхена гурор сева, севак оказывает такое близкое служение Гурудеву, что Гурудев всегда остаётся доволен им. Гуру даже ни на мгновение не подумает: «Это мой слуга и ученик». Напротив, он будет чувствовать: «Он – моё сердце».

Шри Ишвара Пури, ученик Шрилы Мадхавендры Пури, и Говинда, ученик Шри Ишвары Пури, были такими совершенными слугами. Хотя это редкие взаимоотношения, они абсолютно необходимы для рагануга-бхакти. Обладая подобными взаимоотношениями, мы рыдаем, как Рагхунатха дас Госвами. Можно испытывать разлуку с Гурудевом на разных уровнях. Когда мы размышляем, насколько он был милостив и насколько он выше нас, мы испытываем определённую грусть. Однако когда мы помним, насколько близок и дорог он был и как сильно любил нас, мы будем рыдать по нему. Гопи могут проливать гораздо больше слёз, чем Нанда Баба. Слёзы Мамы Яшоды горче слёз Нанды Бабы, но гопи плачут даже отчаяннее Яшоды. Потому что они обладают более близкими отношениями с Кришной. У нас должны быть такие же близкие отношения с Кришной, Шримати Радхикой, а также с нашим Гурудевом, Шри Рупой Манджари, Шрилой Рупой Госвами и другими великими душами. Тогда мы сможем, рыдая, молить их о милости. Если у нас ещё не развились такие близкие отношения служения с Гурудевом, тогда мы, разумеется, не можем представить себе отношений с Рупой Манджари, Шримати Радхикой или Кришной. Наш духовный рост целиком зависит от того, насколько интенсивно мы служим Гурудеву, на этом фундаменте развиваются все остальные отношения и опыт. Если мы сможем плакать по Гурудеву, тогда мы сможем плакать по Шримати Радхике. Если мы не можем плакать по Гурудеву, мы не можем плакать и по Ней. Я убедился в этом на своем опыте. Всё, что мы знаем, мы знаем от Шрилы Гурудева, поэтому в сердце мы должны плакать по нему».

 

Истинный (сад) Гуру всегда с нами

«В абсолютном мире нет разделения на «я» и «он». Кришна и Его представитель неотличны. Кришна может быть одновременно во многих местах. Подобным образом, духовный учитель тоже может присутствовать там, где ученик желает его присутствия.

Духовный учитель – это принцип, а не тело. Это можно сравнить с телепередачей, трансляцию которой можно видеть в тысячах мест» (Письмо Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, 28 мая 1968 г.).

«Прежде всего, мы должны постоянно думать, что гуру – это наша атма, наша жизнь и душа» (Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Гуру-девататма»).

«Шьямарани даси: Гурудев, вчера вечером Вы сказали, что гуру неотличен от нашей атмы. Но я так не чувствую. Где бы я Вас ни видела, я чувствую вину за то, что плохо служу Вам.

Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж: Вот почему я дал эту лекцию. Как Кришна никогда не покидает гопи, но в тоже время они чувствуют разлуку друг с другом, так же и духовный учитель не существует отдельно от своего ученика» (Ш.Б.Нараяна Госвами Махарадж, беседа в г.Мурвиллумбах, Австралия, 3 декабря 2002 г.).

«Думаете, я когда-нибудь оставлю вас? Не надо так думать. Я всегда с вами, а вы всегда со мной» (Беседа со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, Нью-Йорк, январь 1967 г.).

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перевод на русский: Снигдха д.д.

Над текстом работали: Махабхала д., Ананта д., Таруни д.д., Ума д.д., Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи