?

Раса-лила катха для кого и когда. Часть 8.2. Оценка адхикары для рагануга-бхакти.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 983. Опубликовано: 20-05-2018, 06:44

Раса-лила катха для кого и когда

Часть 8.2

Оценка адхикары для рагануга-бхакти

Из журнала учеников

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Враджа-према» №2

 

Когда слушаешь настоящего вайшнава, его хари-катха оставляет глубокое духовное впечатление в сердце. Хочется стать таким же, как он, и хочется служить ещё лучше, чем прежде. После такой хари-катхи становишься очень серьёзным, мысли собираются внутрь, в сердце, и это необъяснимое состояние остаётся надолго, навсегда. Другими словами, это внутреннее чувство, а не внешние мимолётные эмоции. Имитатор будет делать всё напоказ, чтобы заметили другие. Он не будет особо заботиться о следовании правилам преданного служения («Это мне уже не нужно, ведь я рагануга!»). Совершив в очередной раз какое-нибудь оскорбление, он не будет чувствовать сожаления и раскаяния. Он может давать красивые наставления, ссылаясь на ачарьев, но сам не будет должным образом следовать им. Он очень вдохновлён, когда дело касается его собственного престижа, удобств, услаждения языка и желудка, славы, но не слишком вдохновлён совершать смиренное служение гуру и вайшнавам.

Подражателю очень нравится говорить о гопи, потому что это доставляет тонкое удовольствие ему самому. Особенно когда вокруг сидят и слушают его «гопи-катху» молодые девушки. Нетрудно догадаться, чем заканчивается подобная «садху-санга». Таковы признаки имитаторства и, с другой стороны, признаки настоящего лаульям. В Бенгалии об этом так и говорят, что в вайшнавизме существует два понятия — «хаоа» и «саджа» («быть» и «подражать»).

Чтобы избежать ложной «садху-санги», нужно держаться тех преданных, у которых есть сильная шраддха, вера, и в особенности нужно использовать возможность общения с продвинутыми вайшнавами. Когда о кришна-лиле говорит такой чистый преданный, как Шрила Нараяна Госвами Махарадж, внутри появляется настоящее духовное чувство, вдохновение. Поэтому и даётся указание, что начинающим преданным не стоит самим углубляться в обсуждение тем о рагануга-бхакти и мадхурья-расе, но необходимо слушать об этом только от чистых вайшнавов, шуддха-бхакт. Лишь тот, кто освободился от вожделения, достоин говорить о мадхурья-расе. Слушать его может любой, если есть шраддха, - ведь это единственный способ обрести лаульям. Но говорить об этом может далеко не каждый.

Шрила Б.Р.Шридхар Госвами Махарадж говорил: «Ачарья даёт истинное сознание Кришны. Но если наша чистота и искренность не стопроцентны, если есть даже малейшая склонность к имитации, то у нас не будет должного восприятия сознания Кришны. Необходимо уметь отличать подделку, искусственное от чистого, подлинного. Должно быть неподдельное сознание Кришны... Кришна-бхакти-раса-бхавита-матих. Величайшая жажда нектара служения Радха-Кришне во Врадже, жертвенное устремление к этому... Тот, кто хочет попасть во Вриндаван, не развив настроения служения Радха-Кришне, Гурудеву, вайшнавам, подобен пчеле, вьющейся у закрытой банки с мёдом ...Радхарани желает видеть наше настроение служения ...Место в обители Кришны не является нашим по праву, по закону. Нас могут взять туда, проявив к нам милость, а не потому что у нас есть какое-то право. И нас берут туда ради служения».

В «Джайва-дхарме» (гл. 21) Шри Рагхунатха дас Бабаджи Махарадж отвечает на вопросы Враджанатха о лаульям и рагануга-бхакти:

«Враджанатх: Кто имеет адхикар для рагамайи-бхакти?

Рагхунатха дас Бабаджи: Ваидхи-шраддха даёт адхикар для ваидхи-бхакти, а лобхамайи-шраддха (вера, наполненная устремлением к враджа-лиле Кришны) даёт адхикар для рагамайи-бхакти. Бхава враджаваси к Кришне — это высший пример рагатмика-бхакти. Тот, кому выпала великая удача обрести лобху (лаульям) к достижению такой же бхавы, как у враджабаси, имеет адхикар для рагануга-бхакти.

Враджанатх: Каковы признаки такой лобхи?

Бабаджи: Когда человек слушает о необычайно сладостной бхаве враджабаси, он начинает думать (буддхи-апекша), как бы войти в эти отношения. Это желание (апекша) является признаком того, что лобха (лаульям) проявилась в нём ...Все, что необходимо, - это жадное стремление к такому же чувству, как у враджаваси: «Каковы сладостные бхавы враджаваси по отношению к Кришне? Могу ли я обрести такие бхавы? Как можно их обрести?» Такое интенсивное стремление указывает на наличие лобхи, и тот, у кого нет этого, не имеет адхикара для рагануга-бхакти.

Враджанатх: Каков процесс рагануга-бхакти?

Бабаджи: Садхака, развивший лобху к прекрасному настроению служения определённого враджаваси, всегда помнит и медитирует на свою севу ему ...Он всегда следует примеру этого враджаваси и совершает служение двояко: внешне как обычный садхака, а внутренне он служит бхавой (бхавана-пурвака) в своей сиддха-дехе.

Враджанатх: Как соотносится рагануга-бхакти с ангами ваидхи-бхакти?

Бабаджи: Анги ваидхи-бхакти — шраванам, киртанам и т.д. — включены в практику рагануга-садхаки. Внутренне садхака следует вечным жителям Враджа и ощущает вечное блаженство служения. И в то же самое время своим внешним телом он соблюдает анги ваидхи-бхакти.

Враджанатх: Пожалуйста, поведайте о славе рагануга-бхакти.

Бабаджи: Рагануга-бхакти очень быстро дарует тот плод, который недостижим даже для того, кто с верой (ништха) следует всем ангам ваидхи-бхакти в течение долгого времени. Преданность на пути ваидхи-марга слаба, потому что зависит от правил и предписаний. Но преданность в рагануга-бхакти естественным образом сильна, поскольку совершенно независима. Когда преданный принимает духовную концепцию следования по стопам жителя Враджа, вечного возлюбленного Кришны, в нём пробуждается рага, которая всегда подразумевает следование процессу шраванам, киртанам, смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам и атма-ниведанам. Но ручи (вкус) к следованию по стопам одного из враджаваси пробуждается только у тех, чьё сердце стало ниргуна (совершенно чистым, свободным от материальной скверны). Вот почему такое настоящее стремление (лаульям) к рагануга-бхакти встречается крайне редко и считается основой высшего блага. Существует много разновидностей рагануга-бхакти, как и рагатмика-бхакти».

(Из гл. 22:) «Бабаджи: Сварупу Кришны джива, относящаяся к пограничной энергии, может познать только благодаря действию сварупа-шакти Господа, а не с помощью своего ума. Когда сварупа-шакти, по милости Кришны или Его бхакты, сама проявляется в сердце дживы, тогда сварупа-шакти в функции самвит-вритти (энергия знания) начинает действовать в её сердце. Когда это происходит, раскрывается знание о духовной реальности (чид-джагат). Духовный мир состоит из шуддха-саттвы, а материальный мир состоит из сочетания трех гун материальной природы. Сочетание хладини- и самвит-шакти (раскрывающей духовный мир) позволяет ощутить сладость высшей обители Господа, и когда этот вкус становится полным, это называется према.

Бхава (рати) является лучом (кирана) премы. ...Уникальная особенность (вишешата) бхавы — в том, что она очищает сердце дживы и делает его совершенно мягким, расплавленным (машринья). Слово ручи указывает на три желания: 1) желание обрести служение Радха-Кришне (прапти-абхилаша), 2) желание делать то, что доставит наслаждение Кришне (анукулья-абхилаша), и 3) желание служить Кришне сердечной любовью и преданностью (саухрида-абхилаша).

...Естественная функция бхавы — раскрывать сварупу Кришны и Его сладостные игры. ...Существует два вида бхавы, и они возникают по двум разным причинам. Бхава одного вида возникает в результате интенсивной духовной практики (садхана-абхинивеша-джа-бхава), а бхава другого вида возникает по милости Кришны или Его бхакты (прасада-джа-бхава). Бхава, которая возникает благодаря садхане, наиболее распространена, в то время как бхава, возникающая благодаря особой милости, очень редка. Бхава первого вида делится ещё на две категории: это бхава, возникающая из практики ваидхи-марга [ваикунтхийа-бхава], и бхава, приходящая на пути рагануга-марга [враджа-бхава].

Враджанатх: Каковы признаки появления бхавы (рати)? 

Бабаджи: Кшанти — преданный остаётся умиротворенным, даже когда возникают причины для гнева и возбуждения ума. Это также означает кшама (умение прощать).

Авьяртха-калатва — он не позволяет и мгновению пройти впустую, он непрерывно погружен в хари-бхаджан.

Виракти — он совершенно равнодушен к чувственному наслаждению, интерес к материальному миру сведён практически к нулю.

Мана-шуньята — он ничем не гордится, даже если есть причины для такой гордости (хорошее рождение, образование, знание, богатство, аскетизм и т.д.).

Аша-бандха — он совершает бхаджан с непоколебимой верой, что Кришна несомненно дарует ему Свою милость.

Самуткантха — сильнейшее стремление к тому, чтобы желание сердца исполнилось.

Нама-гане-сада-ручи (нама-киртана-ручи) — он постоянно занят повторением (или пением) харинамы с верой в то, что шри нама-бхаджан — это высший из всех видов бхаджана.

Асактис-тад-гунакхьяне — неважно, как долго он слушает о качествах Кришны, - он никогда не пресыщается. Чем больше он слушает, тем больше ему хочется продолжать слушать.

Тад-васати-стхале-прити — у него есть огромная любовь и привязанность к местам, где проходили лилы Кришны и Чайтаньи Махапрабху».

Таким образом, рагануга-бхакти — это не сентиментальные вздохи типа «Ах, какая бхава! Ох, какая раса! Нектар! Как сладко он поёт, такой расика...» Такие сентиментальные люди не слишком склонны отягощать себя таттва-сиддхантой. Бхакти — это глубочайшая наука, описанная в «Джайва-дхарме», «Харинама-чинтамани», «Мадхурья-кадамбини», «Бхакти-расамрита-синдху» и других книгах ачарьев. Необходимо уметь различать истинную бхаву от её подделки или отражения (абхаса), бхава-абхаса (рати-абхас), и знать различные категории бхава-абхаса, такие как пратибимба-рати-абхас и чхайа-рати-абхас. И даже если человек знает теоретическую сторону рагануга-бхакти, это ещё не означает, что он на самом деле практикует настоящую рагануга-садхану. Кроме того, без руководства опытных вайшнавов невозможно достичь успеха ни в ваидхи-, ни в рагануга-садхане.

У Шрилы Дживы Госвами встречается объяснение понятия «аджата-рати рагануга-садхана» (практика рагануга-садханы ещё до появления рати, и впервые это понятие появляется в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 24.288). Шрила Джива Госвами говорит, что аджата-рати рагануга-садхану можно практиковать вместе с ваидхи-бхакти, добавляя к ваидхи те элементы, для которых у преданного есть адхикар или способность (йатха-йогйам). Адхикар здесь означает степень устремления (лаульям) следовать по стопам вечных спутников Кришны во Врадже (ануга). Аджата-тадриша-ручина ту сад-вишеша адараматрадрита раганугапи ваидхи-самвалитайвануш хейа / татха лока-санграхартхам пратиш хитена джата-тадриша ручина ча / атра мишратве са йатха-йогйам раганугайаикикритйайва ваидхи картавйа («Бхакти-сандарбха», 311), «Тот, в ком ручи [имеется ввиду рати] ещё не пробудилось, но у кого проявилось определённое желание и интерес к рагануга-бхакти благодаря общению с возвышенным святым преданным (сат), может добавлять некоторые элементы рагануга-бхакти к своей практике ваидхи-бхакти. Такое сочетание двух видов бхакти означает, что человек продолжает практику ваидхи-бхакти, соединяя её с теми элементами рагануги, для которых он квалифицирован или способен (йатха-йогйам). Ради проповеди (лока-санграхартхам) даже тот, в ком уже пробудилось рати и кто достиг высокого уровня, будет продолжать следовать ваидхи вместе с практикой рагануга-садханы».

По мере того, как такое устремление становится более сильным благодаря общению с возвышенными преданными и слушанию от них об играх Кришны, постепенно через откровение приходит ништха и затем ручи (вкус) к определённой бхаве, которая создаёт основу для последующего раскрытия сварупы. Хотя Джива Госвами делает такую уступку для преданных, которые ещё не прошли анартха-нивритти, тем не менее, способность практиковать аджата-рати рагануга-садхану должна определяться степенью их устремления или желания (лаульям) обрести ваджа-бхакти. «Определённые элементы» означает не то, что человек будет искусственно пытаться медитировать на свою «сварупу» или на сокровенные лилы Радха-Кришны, проецируя свои материальные концепции на трансцендентность, а то, что он начнёт смиренно слушать о враджа-лиле Кришны, в их постепенном развитии, от чистого преданного, который опытен в таттва-сиддханте и раса-таттве. И при этом нужно отметить: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада подчёркивал, что в большинстве случаев такого настоящего лаульям будет в значительной мере недостаточно у тех, кто ещё не прошёл уровень анартха-нивритти и не обрёл ништху. Именно поэтому Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур не одобрял преждевременную практику рагануга-садханы для тех, кто ещё не достиг этого уровня, в силу того, что велик риск имитации рагануги.

Поскольку бесценный нектар (сокровенные истины и практика) раздавался подобно обычной воде, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решительно остановил это, обратив внимание преданных к основам бхакти-садханы. Подобно тому, как Будда отверг Веды из-за того, что люди неправильно стали следовать им (хотя на самом деле Он не отверг их, но, используя определенную тактику, попытался постепенно вернуть людей к правильному следованию Ведам), так же и Шрила Прабхупада не акцентировал внимание своих последователей на рагануга-бхакти, чтобы основательно излечить современное ему общество от болезни сахаджии. Когда у пациента возникает расстройство желудка, из-за того, что он слишком злоупотреблял сладким, врач предписывает ему воздержание от сладостей до полного выздоровления.

В нашей сампрадае сиддха-пранали и рагануга-бхакти существует, в этом никогда не следует сомневаться. Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж говорил Шриле Сарасвати Тхакуру (оба они являются нитья-сиддхами), что его сварупа раскроется в слогах харинама маха-мантры. Харинама, состоящая из святых имён Кришны, дарует доступ к враджа-лиле, когда садхака достигает совершенства (сиддхи) в повторении своих дикша-мантр. Отсюда — первостепенное значение воспевания харинамы в санкиртане и в джапе, и Шри Чайтанья Махапрабху дал процесс сиддха-пранали в «Шикшаштаке» (см.выше).

В дополнение к харинаме Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал ученикам посвящение в дикшу, сокровенные сиддха-мантры, такие как гопала-мантра и кама-гаятри. Смысл этих могущественных мантр необычайно эзотеричен и глубок — они способны даровать освобождение от самсары и наделить самбандхой враджа-бхакти. Гопа-кумар (герой «Брихад-Бхагаватамриты»), муни-чари садхана-сиддха-гопи, риши из «Гопала-тапани-упанишад» и многие другие достигли совершенства благодаря практике повторения священной гопала-мантры, которая особенно могущественна вместе с нама-санкиртаной.

Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» говорит, что возвышенные преданные, повторяя гопала-мантру, созерцают лилу Кришны, а начинающие практикуют её повторение для того, чтобы обрести такое видение. В процессе духовной садханы и служения, в свой срок раскрывается вечная сварупа дживы. Таким образом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не отвергал рагануга-бхакти, а скорее указал на путь её правильного развития.

Комментарии Шрилы Вишванатхи Чакраварти и Шрилы Сарасвати Тхакура к стиху «викридитам враджа вадхубхир идам ча вишнох» (10.33.39) выражают ту же самую идею, но разными словами. Шрила Сарасвати Тхакур не утверждает, что нужно быть свободным от анартх, чтобы слушать раса-катху чистого вайшнава, скорее он подчеркивает, что нельзя пренебрегать строгой практикой садхана-бхакти, развитием самбандха-гьяны, или опускать трансцендентные лилы на один уровень с мирскими историями. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, комментируя стих «Упадешамриты» «тан-нама-рупа-чаритади сукиртанану», говорит: «Тот, кто ещё не развил достаточный интерес к сознанию Кришны, должен оставить все материальные мотивы и воспитать свой ум, следуя постепенному процессу преданного служения, а именно воспевая и памятуя о Кришне и Его имени, образе, качествах, играх и т.д.

Таким образом, развив вкус к этому, он должен постараться жить во Вриндаване, всё своё время занимая постоянным памятованием об имени, славе, играх и качествах Кришны, находясь под руководством и защитой опытного преданного».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада в последних строках «Вайшнава ке?» провозглашает:

радха-дасйе нахи чхара бхога-ахи

пратиштхаша нахе киртана-гоураве

радха-нитйаджон таха чхари мон

кено ба нирджана-бхаджана каитава

браджабаси-ган прачарака-дхан

пратиштха-бхикшук та’ра нахе шаба

пран ачхе та’р се хету прачар

пратиштхаша-хина кришна-гатха саба

«О несчастный ум! Всегда совершай служение Шри Радхе и держись подальше от чувственного наслаждения, подобного яду. Нет ничего славного в киртане ради почёта и признания. Киртан — не для собственного прославления. Почему ты оставляешь служение Шримати Радхарани и Её вечным спутникам, пытаясь совершать уединённый псевдобхаджан? Настоящие проповедники — рупануги. Те, кто стремятся к пратиштхе, подобны мертвецам. Но тот, кто духовно жив, проповедует послание Господа, — воспевает Кришну, не стремясь к славе и почёту».

шри-дайита-даса киртанете аша

коро уччхаих-сваре харинама-рава

киртана-прабхаве смарана хоибе

се кале бхаджана-нирджана самбхава

«Шри Дайита Дас (Шрила Сарасвати Тхакур), смиренный слуга Шри Радхи, всегда жаждущий киртана, просит: «Громко воспевай святое имя Хари!» Благодаря такому киртану постепенно придёт адхикар совершать возвышенный смаранам, постоянно памятовать о лилах Господа. Только тогда будет возможен нирджан-бхаджан, служение Господу в уединении».

 

Заключение

Изучив слова ачарьев и священных писаний по вопросу раса-катхи, мы можем прийти к выводу, что обусловленная джива, имеющая анартхи, не должна пытаться слушать раса-катху от кого угодно или пытаться обсуждать эти темы среди таких же обусловленных джив. В этом необходимо правильное духовное руководство. Бхактиведанта Свами Прабхупада в «Учении Шри Чайтаньи» (стр. 348) пишет: «Слушая об играх Радхи и Кришны от чистого преданного Господа, человек сразу же достигает освобождения. К сожалению, иногда случается так, что люди слушают, как об этих играх рассказывает человек, который не обладает духовным самосознанием. И это иногда сбивает людей с толку. … Пока человек не услышит об играх Радхи и Кришны из уст чистого преданного (маха-бхагавата-вайшнава), он будет истолковывать их неправильно, считая их обычными любовными отношениями между мужчиной и женщиной. Так можно ввести человека в заблуждение».

Раса-катха приходит из духовного мира через шуддха-расика-вайшнава. Если такой вайшнав иногда говорит раса-катху, внутренне побуждаемый бхавой и энергией милости Кришны (крипа-шакти), то все обусловленные души, благодаря своему сукрити присутствующие при этом, получают великое духовное благо. Другими словами, все предупреждения и запреты в словах ачарьев, которые относятся к этому вопросу, имеют целью остановить независимые, самостоятельные попытки проникнуть в раса-катху и неавторитетные попытки обсуждать её. Принцип постоянного руководства чистых возвышенных вайшнавов, анугатья, как и в любых других обстоятельствах, является решающим фактором в этой связи, и все кажущиеся «противоречия» по великой милости Махапрабху обязательно прояснятся в воспевании святого имени без апарадх, в нама-бхаджане.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи