?

Первые препятствия на пути бхакти.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 547. Опубликовано: 4-03-2019, 17:27

Первые препятствия на пути бхакти

Эссе по 3 главе «Бхагавад-гиты»

Ума д.д.

 

Я помню время нашего знакомства с сознанием Кришны, с преданными. Тогда нам кружила головы утсаха-майя. Мы пели, танцевали в экстазе, лили слёзы. Все преданные казались нам жителями Вайкунтхи, да и у себя мы периодически находили признаки святых личностей. Казалось, мы уже одной ногой в духовном мире, осталось только умереть. Но рано или поздно приходит время, когда Господь, показав радужные перспективы и очарование духовной жизни, опускает нас с небес на грешную землю и как бы говорит: «Ну, а теперь давай сам». Тут мы и обнаруживаем свою полную несостоятельность. Мы стоим, качаясь, на своих неразвитых и неокрепших духовных ножках и боимся сделать шаг. Пытаясь совершать какие-то движения в духовной жизни, мы понимаем, что всё у нас выходит очень криво и неуклюже. Мы пытаемся цепляться друг за друга и периодически падаем.

Когда приходит время применить наставления священных писаний в своей жизни, мы сталкиваемся со множеством трудностей. Обнаруживая противоречивые наставления в указаниях ачарьев и в самих священных писаниях, мы, подобно Арджуне, восклицаем:

вйамишренева вакйена буддхим мохайасива ме

тад экам вада нишчитйа йена шрейо 'хам апнуйам

«Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу тебя, скажи определённо, какой путь приведёт меня к истинному благу?» («Бхагавад-гита», 3.2). Узнав из катхи ачарьев, что все ответы на противоречия нужно искать в других священных писаниях, подобно тому, как брешь в золотом украшении заделывают только расплавленным золотом, мы утверждаемся в необходимости духовного образования. Структурированные знания, полученные от ачарьев и из священных писаний, являются нашим подспорьем в духовной жизни. Каждый день мы решаем наши проблемы, ломаем голову над тем, как поступать в соответствии с шастрами и указаниями ачарьев, при этом учитывая кала-деша-патру (время, место, обстоятельства). Эту скрупулёзную ментальную работу просто необходимо проделать, если мы действительно хотим быстро продвигаться в духовной жизни. Нам нужно постараться наполнить своё сознание духовными наставлениями, пытаться применять их в своей жизни, обрести опыт в этой деятельности.

арджуна увача

джйайаси чет карманас те мата буддхир джанардана

тат ким кармани гхоре мам нийоджайаси кешава

Арджуна сказал: «О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради её плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?» («Бхагавад-гита», 3.1)

Так же, как и Арджуна, мы вовлекаемся в войну. Эта невидимая битва происходит в нашем сознании, и как на любой войне у нас есть враги. Лайя или лень – это привет от тама-гуны (гуны невежества). Викшепа (мирские увлечения и привязанности) – здесь постаралась раджа-гуна или гуна страсти. У всех нас огромное количество материальных самскар, которые мы должны заменить на духовные. Они не дремлют и периодически атакуют нас. Апратипати (безразличие) – производное мишрита-саттва-гуны. При этом велика опасность успокоиться, умиротвориться. Преданный впадает в иллюзию. Думает, что уже всё отлично, ничего не нужно делать. Нам уже повезло, мы каждый день повторяем много букв святого имени, мы уже спасены. Обычно ум субъективно цепляется за какую-то понравившуюся одну шлоку или наставление ачарьи, игнорируя все остальные. Так преданный выбирает иллюзию духовной жизни. Рано или поздно его ждёт разочарование. Особенно больно может быть в конце жизни, когда придёт осознание, что Рупа Манджари не придёт под ручку со Шримати Радхикой и не поведёт на Голоку Вриндавану под приветственные крики павлинов.

Почему же так трудно изжить прошлые самскары, преодолеть желание грешить? Мы ведь действительно хотим продвигаться на духовном пути. Арджуна задаёт тот же вопрос Кришне:

арджуна увача

атха кена прайукто 'йам папам чарати пурушах

аниччханн апи варшнейа балад ива нийоджитах

«О, потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?» («Бхагавад-гита», 3.36).

шри-бхагаван увача

кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах

махашано маха-папма виддхй энам иха ваиринам

Верховный Господь ответил: «О, Арджуна, эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение – всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире» («Бхагавад-гита, 3.37). Чтобы победить врага, нужно знать, где он прячется, знать его привычки:

индрийани мано буддхир асйадхиштханам учйате

этайр вимохайатй эша гйанам авритйа дехинам

«Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию» («Бхагавад-гита, 3.40).

Мы учимся различать. Нам нужно очистить от вожделения наши чувства, ум и разум. Кришна обращается также и к нам:

эвам буддхех парам буддхва

самстабхйатманам атмана

джахи шатрум маха-бахо

кама-рупам дурасадам

«О могучерукий Арджуна, осознав своё превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума (погружённого в сознание Кришны) и таким образом, духовной силой побороть своего ненасытного врага – вожделение» («Бхагавад-гита», 3.37).

Но многие из нас уже успели утомиться до встречи с сознанием Кришны, ведя борьбу за материальное существование, а тут опять война! Мы только расслабились, узнали, что «мы не тело, а душа, жизнь прекрасна, хороша», а тут снова в бой! Важно понять, что это несравнимые вещи. Когда человек борется за выживание, надеясь только на свои силы, он тем самым совершает грех, отворачивается от Господа. Преданный же, сражающийся с вожделением, выполняет желание Кришны, и потому может рассчитывать на поддержку с Его стороны. Разве любящий отец оставит своего ребёнка, неуклюже пытающегося послужить ему? Ачарьи нашей парампары также призывали нас к борьбе с вожделением. Например, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж говорил, что первостепенная задача для каништха-адхикари – это как можно скорее перестать быть каништха-адхикари. Но как это возможно сделать, не победив вожделение?

Мы можем отнестись к этой войне, как к необыкновенному приключению, которое трансформирует и преобразит нас. Из непривлекательной гусеницы, пожирающей всё на своём пути, мы должны превратиться в прекрасную бабочку. И пусть пока эта война идёт с переменным успехом, всё же мы знаем, Кришна обещал нам в «Бхагавад-гите», что Его преданный никогда не погибнет. Пока мы следуем Его желаниям и указаниям ачарьев, культивируем в себе настроение служения, мы непобедимы.

……………………

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи