?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 334. Опубликовано: 19-10-2019, 16:36

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 2

Приезд Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

Лакх джапы. Гуру-парикша

 

Наступил Йогини-экадаши. День Господа Хари освящает все стороны света!

Мы решили в этот день пойти в Сиддха бакулу – место, где совершал свой бхаджан Шрила Харидас Тхакур. Мы приняли решение в этом месте прочитать один лакх джапы. В сердце появилась нужда посвятить харинаме весь день. Пока мы были в храме Шри Чайтанья Гаудия Матха, нам удалось купить книги Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа. В одной из них он пишет, что плоды преданного служения, совершаемого в экадаши, будут увеличены в миллион раз! Эти слова ачарьи очень вдохновили. Фактически за один день этого поста, повторяя джапу с глубокой сосредоточенностью, можно было получить столько бхакти-сукрити, на получение которого могло бы понадобиться очень и очень много времени. Если бы преданные могли это осмыслить глубоко, то они желали бы повторять шестьдесят четыре круга маха-мантры каждый экадаши. Такое решение могло бы поднять их на очень большую высоту в личной духовной практике.

Сев на мото-рикшу, мы поехали к святому месту бхаджана Шрилы Харидаса Тхакура. Однако рикша, не доехав до места назначения, встал и заглушил мотор своего крытого мотороллера. Он слез с него и куда-то ушёл. Прошло пять минут. Мы решили посмотреть, куда пошёл наш водитель и спросить его, почему мы не едем дальше. Он оказался неподалёку от нас. Подойдя к нам, он сказал, что два дерущихся быка не дают ему проехать. Все остальные транспортные средства также встали. Мы спросили его, сколько будет длиться их сражение Он ответил, что в течение пяти или восьми минут всё должно закончится. Баталия быков образовала небольшую пробку на объездной дороге, по которой мы хотели проехать к назначенному месту. Даже мотоциклисты не могли быстро прошмыгнуть мимо свирепых животных. Движимые любопытством, мы пошли посмотреть на битву. Такое не увидишь каждый день. Хотя коров и быков относят к благостным животным, следует знать, что их саттва невысокого качества, поскольку они всё же животные, и в них хватает как раджаса, так и тамаса.

Приблизившись к сражающимся на расстояние примерно двадцати метров, мы увидели, как они, упираясь головами друг в друга, опустив их к земле, меряются силами. Время от времени они меняли свою позицию, и в этот момент делали достаточно резкие непредсказуемые движения. Кто-то сверху, со второго этажа ближайшего дома, опрокинул на них ведро воды. Это было сделано, чтобы разогнать их, но никак не помогло. Было такое ощущение, что быки этого даже не заметили. Они храпели, тяжело дыша и перебирая копытами. Мирные животные превратились в миг в опасных существ. Они всё время толкали друг друга лбами, пытаясь вытеснить с некой территории, границы которой известны были только им. Время от времени один из них успешно попирал другого, со стуком ударяясь своим лбом о лоб соперника. Когда люди, наблюдавшие за состязанием, видели, как один из быков отступал, готовый ретироваться, они разбегались быстро в стороны, поскольку убегающий бык мог растоптать любого встречного или поднять его на свои рога.

Понаблюдав за происходящим и поняв, что близко нам нельзя подходить к этому месту, мы степенно направились назад, к мотороллеру. Как раз в этот момент один из быков, атаковав другого, окончательно победил его. Проигравший бросился бежать с места сражения, а люди, движимые чувством самосохранения, почти мгновенно разбежались по сторонам. Случайно обернувшись, я увидел, что побеждённый бык бежит прямо на меня. Неожиданно для себя я оказался на его пути. Дхаранидхара Прабху шёл позади меня. Он быстро отскочил за легковой автомобиль, спрятавшись за его кузовом. Я же стал метаться, и мне ничего не оставалось, как просто забежать за мотоцикл, на котором сидел индус. Моё укрытие было очень условным, поскольку бык мог бы сбросить как мотоциклиста, так и перевернуть его мотоцикл. Чуть не задев меня, пробежав в двадцати-тридцати сантиметрах, чёрный бык исчез за поворотом.

Сердце колотилось от неожиданности. Однажды мне уже приходилось во время говардхана-парикрамы во Вриндаване в 2007 году прочувствовать, что собой представляет атака быка. Мы обходили вокруг Говардхана с группой преданных. Со мной шёл Ачьютананда Прабхуджи. Бык, рывший землю, почему-то бросился на нас. Тогда меня спасла какая-то неведомая сила, и я чудом не оказался у него на рогах. Что-то его остановило, и он встал как вкопанный, замерев с опущенной головой. В этот раз мне тоже удалось избежать проблем. Бык пробежал совсем рядом со мной. Когда он исчез, мы снова сели на мото-рикшу и наконец-то уехали к Сиддха бакулу.

Встретившись в условленном месте с Шамали диди, мы втроём приступили к джапе. В комнате с ярко-жёлтыми стенами сидели два голых по пояс с серыми вайшнавскими тилаками киртании, которые пели какую-то замысловатую мантру и подыгрывали себе на мриданге и караталах. Поначалу их пение, как мне показалось, гармонировало и создавало некий колорит. До этого момента я особо не прислушивался к тому, о чём они поют, поскольку сосредоточился на повторении харе-кришна маха-мантры. Позже я прислушался к ним и понял, что они поют какую-то мантру, где были перемешаны знакомые молитвы. Как я понял, это были три знакомые мне мантры. Они пели так:

шри кришна чаитанйа прабху нитйананда

харе кришна харе рама радхе говинда

Вероятно, какая-то личность из их традиции придумала эту версию мантры ради того, чтобы сосредоточить сознание адептов на главных Божествах и мантрах школы. Всё это выглядело как некий винегрет, и поэтому начало мне мешать до некоторой степени повторять маха-мантру на чётках. Они перекрывали своими громкими голосами звуки повторяемой нами джапы. Тем не менее, мы продолжали выполнять намеченное. Я понимал, что в духовной жизни редко когда что-то даруется без препятствий, даже на святой земле, поэтому был настроен вполне решительно. Это порой удивляет. Приезжаешь в благоприятные для духовной практики места, думаешь, что уж теперь ничто не помешает тебе. Не тут-то было, даже тут сопровождают проблемы. Воистину, Бог освобождает от иллюзий в отношении безоблачного преданного служения. Везде, каждый божий день, проверки и тесты. Бхагаван постоянно смотрит, где бы ты ни находился, на что ты годен и чему научился.

Позже, повторяя джапу час за часом, я понял, что пение этих людей было организовано непрерывным образом. Каждые два часа приходили новые и новые пары певцов, которые, не останавливаясь, пели эту мантру, сменяя друг друга. Нам же, для непрерывной практики даётся шанс проверить своё терпение. Наблюдая за ними, я понял, что этот подвиг им даётся нелегко, поскольку они исполняли свой обет без особого энтузиазма. Иногда они зевали во время своего пения, иногда один из поющих напарников засыпал, повесив голову, сидя за мридангой. Один из них поразил меня тем, что через час пения встал и пошёл курить к близлежащему туалету! Я не поверил своим глазам. Неужели так бывает?! Он даже не особо скрывается! Я полагаю, что его духовные братья знают о том, что он курит. Кто знает, может быть это даже и не табак. В Индии многие курят марихуану. Я не увидел у большинства из местных киртаний интенсивной и вдохновенной погружённости в практику воспевания их странной молитвы.

Иногда появлялся их старейшина, он тоже пел вместе со всеми. Хотя внешне он выглядел как энтузиаст, тем не менее, внутренне, он не был сосредоточенным на своих обязанностях, поскольку часто отвлекался на разговоры с пришедшими к мурти Харидаса Тхакура паломниками. Увидев, что я доброжелательно настроен, этот старик постоянно следил за тем, как я обходил вокруг мурти Харидаса Тхакура, и если я направлял к нему свой взгляд, то непременно он сразу же пытался мне что-то сказать. Какие-то его вопросы я понимал, какие-то нет. Так или иначе, я на ломаном английском языке объяснил ему цель нашего прихода. Через некоторое время он снова отвлёк меня и спросил, соблюдаем ли мы сегодня экадаши? Я ответил: «Естественно! В нашей традиции это выполняется обязательным образом». Чтобы он больше не приставал ко мне, я решил больше не глядеть в его сторону и просто пытался размышлять о сути харинамы. Я старался обращаться к святому имени, к святым и Господу, просил их о милости.

Через два с половиной часа парикрамы вокруг мурти Харидаса Тхакура, я немного устал и сбавил скорость обхода вокруг мурти. Опустив глаза, я медленно продолжал обходить алтарь. Старик замахал одной рукой, пытаясь привлечь к себе моё внимание и продолжая петь свою странную мантру. Я подошёл и спросил, что ему нужно. Он сказал: «Ты чего замедлил шаг? Устал, наверное? Может быть тебе стоит поспать? Поднимись в комнату, вздремни немного. Полдень». Я ответил ему с изумлением: «Какой сон!? Я пришёл повторять лакх джапы! У меня обет на сегодня! Буду повторять, пока не закончу того, что мною намечено». Он понял меня и благословляющим жестом руки указал на то, чтобы я продолжил. Я снова начал обходить изваяние нама-ачарьи.

Примерно через три часа во дворе раздались очень громкие звуки знакомого киртана. Появились какие-то вайшнавы с большим цветным транспарантом, на котором было написано на английском языке «Миссия Гаудий». Многие в группе несли в руках разноцветные флажки на длинных древках. Все были индусами. Они направились в помещение, где мы находились. Буквально до отказа заполнив помещение, в котором мы повторяли харинаму, они наполнили его своими восклицаниями. Когда вся группа вошла полностью, один из их лидеров запел бхаджан, прославляющий Шрилу Харидаса Тхакура. Все дружно подхватили за киртанией. Это звучало так замечательно, что моё сердце, уставшее от странной мантры местных служителей, буквально наполнилось нектаром. Я перестал повторять джапу, хотелось снова и снова слушать, как преданные поют славу нама-ачарье. По ощущениям я понял, что я уже сросся со своей традицией. Несомненно, это меня обрадовало. Только в такие моменты начинаешь понимать, что именно для тебя уже стало родным и близким.

Когда все пришедшие пожертвовали свои деньги на поддержание этого святого места и дружно поклонились, некоторые преданные из этой группы стали с большим интересом разглядывать нас. Опять мы себя почувствовали в центре внимания. Это начало смущать нас. Один из седовласых преданных, прижатый по воле обстоятельств толпой к нам, совершая поклоны при уходе, как бы невзначай, кончиками своих пальцев попытался коснуться пальцев моей стопы. Он старался это сделать так незаметно, чтобы я не беспокоился и, возможно, даже не почувствовал этого. Я воспитан в этой традиции так, чтобы не принимать подобного поклонения и, в то же самое время, я не мог убрать ногу. На то было две причины. Во-первых, я сидел очень плотно прижатый к стене. Мне совсем некуда было отодвинуться. Во-вторых, его почтенный возраст и опрятные белые одежды вызывали у меня невольное уважение. В связи с этим, мне не хотелось делать то, что перечило бы его желанию. Однако когда он поднялся, тут же освободив пространство на полу, я немедленно поклонился ему в ответ. На этот раз смутился уже он. Как бы то ни было, это было благоприятно в данной ситуации для меня. Моя обязанность следовать наставлениям Махапрабху. В третьем стихе «Шикшаштаки» он говорит:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

«Считая себя ниже и бесполезнее самой ничтожной травинки, которую постоянно топчут, и став терпеливее дерева, надо отбросить всякую гордыню и выражать почтение каждому сообразно его положению. В таком настроении нужно непрерывно повторять святое имя Шри Хари».

Я не думаю, что он ниже меня, поэтому я обязан ему поклониться в ответ. Он почтенного возраста и, возможно, даже практикует очень давно. Наверняка он житель этой дхамы, поэтому он старше меня.

Дождавшись времени, когда все пришедшие вайшнавы уйдут, мы снова начали повторять свою джапу. Снова я продолжил обходить вокруг мурти Шри Харидаса, движимый указаниями Шрилы Рупы Госвами из «Бхакти-расамрита-синдху». Махатма указывает тратить телесные силы только на бхагават-севу. Двадцать девятая анга бхакти из «Бхакти-расамрита-синдху» указывает на важность парикрамы. Шрила Рупа Госвами пишет («Б.-р.-с.», 1.2.135), цитируя «Хари-бхакти-судходаю»:

вишнум прадакшини курван йас татравартате пунах

тад эвавартанам тасйа пунар навартате бхавет

«Тот, кто снова и снова совершает парикраму вокруг Шри Вишну, держась к Нему правой стороной (прадакшина), вращается последний раз в этом мире, так как ему больше не придётся вращаться в круговороте повторяющихся рождений и смертей».

В этой шлоке (санскритском стихе) сказано, что обход вокруг Господа очень благоприятен для баддха-дживы (скованной гунами души). Где пребывает Бхагаван? Только ли на Вайкунтхе, в Своей вечной обители? Нет, Он также пребывает в сердце Своих совершенных преданных, таких как Шрила Харидас Тхакур и подобных ему вайшнавах. Более того, Господь находит в сердцах Своих преданных слуг наибольший покой и сладость. Вайшнавов, которые служат Бхагавану всем сердцем, также называют вайкунтха. Сердце совершенных бхакт подобно духовному миру. Поэтому тот, кто обходит вокруг маха-бхагавата-вайшнава, тот обходит вокруг всех миров, вокруг самой бесконечности! Так невозможное становится возможным посредством энергии Господа и благодаря Ему Самому. Возможности сваруп-шакти (внутренней энергии духовного мира) безграничны, поскольку она агхатана-гхатана – способна делать невозможное возможным. Обычная логика говорит, что невозможно обойти бесконечное, так как у него нет границ. Но духовная логика стоит за пределами мирской. Она может утверждать обратное, прямо противоположное.

Движимый этим пониманием, я старался потратить свои физические силы в парикраме. В общей сложности мне удалось обойти мурти Шри Харидаса более 1450 раз, что по подсчётам Дхаранидхары Прабху, сделанным на следующий день, составляло более тридцати двух километров. Один из киртаний, что служил возле божественного изваяния Шрилы Харидаса Тхакура своеобразным киртаном, был очень доволен моей решительностью. Он рассекретил мой план, наблюдая за мной часами, пока пел. Он понял, что я совершаю определённый обет. Подойдя ко мне позже, когда я находился в алтарной комнате вместе с Шамали диди, он, довольный моими усилиями, обратился ко мне на английском языке и сказал: «Один лакх хари-намы и тысяча кругов парикрамы – это очень замечательно!»

В определённом смысле, не очень хочется выносить эту историю для всеобщего прочтения, поскольку это выглядит как своего рода хвастовство. Однако автор этих строк решил вести повествование в форме дневника происходящих событий. Второе, ради проповеди и вдохновения тех, кто не решается совершать обход вокруг святынь, я хочу рассказать о некоторых обетах моей йоги. В традиции любого вида йоги не принято раскрывать стандарты своей садханы или говорить кому-либо о своих достижениях. Это делается для того, чтобы плоды практики были сохранены и могли накапливаться во благо практикующего. Однако ради вдохновения других я согласен даже потерять плоды своих усилий, пришедшие в этот день. Для меня будет важным вдохновить других на серьёзную практику. В бхакти я живу таким вдохновением, именно оно позволяет расценивать мне свою жизнь как небесполезную.

Свой лакх харинамы я закончил последним. Преданные меня подождали. Вероятно, я слишком вдумчиво повторял святое имя, а потому медленно. К тому же, я иногда отвлекался и пытался вдохновлять Шамали диди, чтобы она поддерживала свою медитацию на святое имя. Я рассказывал ей нама-таттву (науку о святом имени Кришны), опираясь на наставления, взятые из «Харинама-чинтамани».

Вечером после интенсивной джапы состоялась первая встреча со Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем. Я подумал: «Какое хорошее начало! Пройдя такую аскезу, можно с удовлетворением в сердце встретиться с настоящим святым. Такие встречи не должны совершаться с бухты-барахты. Следует себя тщательно готовить к даршану».

Некоторые люди, даже родившиеся в индийском теле, не могут посетить святых и служить им. Они могут, пользуясь репутацией своего гуру, сами стать инициирующими учителями. Однако после этого многим уже невыгодно служить ныне явленным возвышенным святым. Почему так происходит? Ответ находим в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 11.32:

дурапа хй алпа-тапасах сева ваикунтха-вартмасу

«Людям, не склонным к аскезе, очень редко выпадает возможность служить чистым преданным, которые идут по пути, ведущему в царство Бога, на планеты духовного мира».

С одной стороны можно понять, что данный стих относится к начинающим преданным. С другой стороны, когда преданный, намучившись в брахмачари-ашраме, находясь под строгим руководством своего учителя, позже сам становится гуру, то начинает самостоятельно определять меру своих аскез. Получая в достатке славу, деньги, подарки и почести со стороны своих учеников, такой человек начинает думать, что ему невыгодно идти к какому-то садху. Ведь он может потерять источники своих доходов, а, следовательно, ему опять придётся совершать аскезы, жить вне роскоши и финансовых возможностей. Поэтому такой «гуру» доказывает своим поведением, что никакой он не гуру.

Гуру – это тот, кто всегда следует правилам духовного развития и понимает, что вайшнавата (преданность) всегда сопряжена с той формой аскез, которые благоприятствуют садху-санге и вайшнава-севе. Прикрываться роскошным миссионерством, лишь бы не общаться со святыми, – лицемерие. Лицемер не может называться вайшнавом и, тем более, гуру. К сожалению, таких «гуру» сейчас большинство. Как только пришла Кали-юга, так сразу в миру стали плодиться такие «миссионеры». Это ясно видно из «Падма Пураны».

Перед лекцией Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами было вечернее арати и киртан с обходом вокруг Туласи и алтаря с Божествами Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Радхи и Шри Кришны.

Увидев приближающего шуддха-вайшнава, все преданные встали, приветствуя его. Он сел на кресло, стоящее за столом, на котором лежали две священные книги. По всей видимости, они должны были лечь в основу его сегодняшнего выступления. Но позже, во время лекции, я заметил, что он не стремился ими воспользоваться. Он говорил от сердца, прославляя вайшнавов и вайшнава-севу (служение им). Эти темы – его конёк! Позже он прославил Йогини-экадаши, прочитав славу этого дня из «Брахма-вайварта Пураны».

Я сидел и вспоминал слова Шрипада Дамодара Махараджа из храма Кришна-Баларамы во Вриндаване о том, что я должен также проверить квалификацию Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, как около полутора лет назад проверял адхикару (способности) молодого санньяси – Шрипада Мадхусудана Махараджа. Речь идёт о гуру-парикше. Гуру-парикша – это проверка духовного учителя, которую обязан осуществить ученик перед тем, как вручить учителю своё сердце. Несомненно, я был полностью согласен с Дамодаром Махараджем, и именно поэтому я отправился в Джаганнатха Пури, куда должен был приехать Шрила Бхарати Махарадж.

Разумеется, говорить о полной парикше в наши дни, как правило, не приходится, поскольку мало кто может пребывать с садху постоянно. Даже чтобы понять обыкновенного человека требуется съесть с ним пуд соли, а это означает, что для этого нужно прожить с ним бок о бок не меньше двух лет. Быть с гуру год или два, как рекомендует Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе», для многих проблематично. Поэтому полноценная парикша многим начинающим преданным не по плечу. Особенно учитывая то, что принципами парикши почти никто не владеет. Именно поэтому я вскоре планирую представить книгу, посвящённую этой теме.

Если имеешь за плечами не один десяток лет духовной практики, какое-то представление об истинном гуру всегда можно составить, особенно если ты уже имел в прошлом возможность лицезреть сад-гуру. Я не желал слепо верить в кого-либо, ибо в прошлом был неоднократно обманут своим слепым доверием к так называемым старшим вайшнавам и всякого рода учителям. Вследствие этого, я уже неоднократно разочаровывался в тех, кто выступал для меня в качестве гуру.

Слушая Шрилу Бхарати Госвами Махараджа и наблюдая за ним во время лекции, я пытался прислушаться к своему сердцу и чувствам, которые возникали у меня в связи с поставленной задачей – провести гуру-парикшу. Я старался учитывать свой прошлый опыт пребывания возле шри гуру, коим являлся и является мой духовный учитель – Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Я пришёл к заключению, что не смогу провести гуру-парикшу должным образом даже за месяц пребывания возле Шрилы Бхарати Махараджа. Это было так же, как и с моим Гурудевом. Как и в случае с ним, мне придётся наблюдать за Шрилой Бхарати Махараджем продолжительное время, возможно, не один год, чтобы иметь личное полное убеждение в том, что он маха-бхагавата.

Предварительно в оценке Шрилы Бхарати Махараджа мне уже помогли до некоторой степени старшие санньяси санги Шрилы Гурудева. Как правило, в одиночку ученик не в силах разглядеть уттама-адхикари. Бхактиведанта Мадхава Махарадж на фестивале Шрилы Гурудева в Волгограде в 2004 году сказал, что для того, чтобы должным образом распознать маха-бхагавату, необходимо самому находиться минимум на уровне бхава-бхакти. Вступить на стадию бхава-бхакти может тот, кто полностью совершенен в садхане (регулируемой практике бхакти) и уже обрёл милость Бога, пройдя примерно 90% своего духовного пути к Богу. В комментариях на «Шри Чайтанья-бхагавату» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что мадхьяма-бхакта также имеет шанс разглядеть в вайшнаве уттама-адхикари. Также сказано, что маха-бхагавату не могут легко распознать даже полубоги. Это означает, что ученик, ясно видящий уттама-гуру, должен обладать знанием и опытом, превышающим знание и опыт полубогов! Именно поэтому начинающий ученик не должен полагаться только на свои знания и ограниченный опыт в бхакти. Даже если человек практикует всю жизнь, это не даёт ему возможности безошибочно определить, кто является уттама-адхикари, а кто нет. Факт того, что люди остаются каништха-адхикари жизнь за жизнью, нередок. Для того чтобы распознать великую душу, обязательно нужны:

1) помощь старших вайшнавов,

2) собственная святость,

3) милость самого вайшнава, по отношению к которому используется парикша,

4) знание бхакти-шастр,

5) поддержка гуру-парампары.

Размышляя над желанием проверить Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа, я вдруг понял, что этого желания у меня нет в сердце. Разум говорил о том, что гуру-парикша очень важна, но сердце не требовало этого. Я стал думать над причиной. Подобное чувство возникло у меня также и со Шрилой Нараяной Махараджем, когда я ещё не принимал его в качестве сад-гуру, хотя и изучал его книги, принимая его в качестве возвышенного вайшнава. Приехав на фестиваль в Волгоград в 2004 году, я хотел провести гуру-парикшу. Но обнаружил, что положение Шрилы Гурудева настолько велико, что у меня сразу пропало желание проверять его. Только разум пытался страховать от излишних сентиментов, чтобы они не взяли верх над рассудком. Полноценно выполнить гуру-парикшу я не смог. Стало понятно, что Шрила Бхарати Махарадж слишком уж был велик для меня. Оценить его гурутву (способность быть гуру) для меня значило то же, что обойти вокруг земли, чтобы понять, насколько она огромна. Многие из-за своей незначительности даже не решаются проверять гуру.

Анализируя собственное нежелание совершать должным образом гуру-парикшу, я осознал, что это чувство может проявляться у людей по двум причинам:

1) потому что преданный не имеет понятия, как и зачем совершать парикшу,

2) потому что преданный видит слишком очевидной гурутву вайшнава.

По второму пункту нужно говорить отдельно и дополнительно. Многие неофиты настолько слабы в своей духовной жизни, что пребывают в шоке даже от того, как далеко может зайти такой же неофит как они, но стоящий на уровне анартха-нивритти (стадии очищения). Даже зрелого каништха-адхикари новички легко принимают за совершенного учителя. Начинающим преданным вообще неизвестно, насколько велика разница между их слабой верой (комала-шраддхой) и премой (любовью к Богу) маха-бхагавата-вайшнавов. В действительности, между этими ступенями бхакти – пропасть. Поэтому на сегодняшний день большинство незрелых преданных встают в положение инициирующих учителей, даже не обладая шуддха-бхакти (чистотой в преданности Богу). Не обладая квалификацией, эти «гуру» не комплексуют перед своими учениками и пришлыми зеваками, поскольку вокруг них большое количество обожествляющих их учеников. Именно они, не зная гуру-таттвы (науки о подлинном гуру), создают рекламу и ажиотаж вокруг своего идола.

Теперь о гурутве. Гурутвой называют духовную тяжесть, которая формирует в вайшнаве подлинного гуру. Не развитая во всей полноте, но всё же присутствующая в частичной степени, гурутва может показаться весомой для начинающих, необразованных и неопытных преданных. Однако для тех, кто пребывает в бхакти не один десяток лет, для тех, кто знает гуру-таттву и кто уже общался с сад-гуру, гурутва не воспринимается как нечто дешёвое. Подлинная гурутва присутствует только у маха-бхагаваты, совершенного вайшнава, уттама-адхикари. Ни у кого другого её не найти в полноценном виде. Благодаря гурутве сад-гуру может должным образом «вспахтать» сердце ученика для засева полноценной шраддхи (веры).

Всех учителей олицетворяет Шри Баладев. Его атрибутом является плуг. Если плуг сделать из алюминиевой проволоки, то она, будучи лёгкой, даже не сможет погрузиться в целину, чтобы её рыхлить. Для вспахивания требуется вес инструмента. Весомость – это гурутва. Если гуру не достаточно тяжёл, ему не будет дано взрастить полноценную веру у своих учеников и полностью очистить их сердца. Если маха-бхагавата начинает проявлять гурутву, то всё и все рядом с ним становятся незначительными. Именно поэтому знающий сиддханту ученик и имеющий опыт пребывания рядом с уттама-гуру сразу сможет по гурутве определить подлинного слугу Шри Радхи и Кришны. Если гурутва слишком очевидна, огромна как гора, тогда у ученика до определённой степени уходит желание совершать гуру-парикшу.

Когда ученик видит, что в присутствии гуру все его (ученика) достижения почти полностью обесцениваются и ученик начинает ощущать себя ничтожным и незначительным, тогда это состояние говорит о том, что перед ним находится подлинный духовный учитель, который действительно является полноценным представителем Бога.

В то же время справедливо и другое. Если ученик имеет очень мало духовного опыта и знания, то почти любой преданный, даже если он серьёзно практиковал пять лет, может показаться ему очень значительным и могущественным. А если этот «учитель» пребывает ещё к тому же в преклонном возрасте, то поверхностно мыслящий неофит почти однозначно примет его своим спасителем. Именно поэтому многие начинающие преданные очень легко принимают духовно незрелых учителей, которые, в свою очередь, сами нуждаются в дальнейшем духовном становлении и образовании. Под образованием я имею в виду не только владение информацией из бхакти-шастр. В бхакти-йоге всё измеряется по другой шкале. Это шкала девяти ступеней, от шраддхи до премы.

Если у «учителя» нет премы, значит, он не может её даровать другим. Поэтому он остро нуждается в дальнейшем живом руководстве. Если этот «гуру» не понимает этого, то он сам неофит, как и его ученики. Если он понимает это и не принимает сознательно руководства, то он обманщик. Как-то меня в связи с этим впечатлила одна фраза Свами Прабхупады: «И если духовный учитель не является чистым преданным Кришны (уттама-адхикари), он неспособен дать вам Кришну. Он просто обманщик и негодяй» (Письмо Ш.Свами Прабхупады ученикам в Лондоне, июль 1969г.). На какой бы ступени ни находился преданный, если он не является премика-бхактой, он должен искать прибежища у ныне явленного представителя Бога, у маха-бхагавата-вайшнава. Если он не делает этого, значит его положение нам понятно со слов Шрилы Прабхупады.

Несовершенные учителя – это бич современного сознания Кришны. Несовершенные гуру могут охотно пользоваться незрелостью и поверхностностью неофитов и выдавать себя за божественных спасителей №1. Такое происходит очень часто в материальном мире и особенно в Кали-югу. Не следует смотреть на гуру с позиции малого опыта и своего невежества. Не нужно также опираться на мнение тех, кто слабо знает сиддханту. Если вы нашли того, кто пытается вам рекомендовать какого-то гуру-спасителя, то хотя бы попросите его, чтобы он вам перечислил десять основных таттв (учений) Вед. Если он не в силах будет перечислить их, знайте, что перед вами неофит, который не знает даже АБВГД в бхакти-йоге. Поэтому можно смело пренебречь его рекомендациями, поскольку он не знает даже элементарных вещей в традиции Гаудий. Его мнение ничего не значит.

На Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа мне указал Амита Кришна Прабху, мой духовный брат. Он пришел к Гурудеву (Ш.Б.Нараяне Госвами) примерно лет на шесть раньше меня. Тогда мы с ним встретились в доме у Шамали диди. Именно тогда он рассказал мне про этого святого первый раз. Это было в 2012 году. Когда я увидел выступление Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа в интернете, у меня в сознании проявились сразу два знакомых и дорогих мне образа, которые как будто бы были навеяны Махараджем. Это образ Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа и образ Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа. Оба были признанными маха-бхагаватами. Данное чувство схожести породило у меня большой интерес к личности Шрилы Бхарати Махараджа.

В течение последующих двух лет время от времени я редактировал его лекции и помещал на сайте sampradaya.ru. Меня удивило то, что его катха была абсолютно идентичной тому посланию, которое доступно нам всем через бхакти-шастры и учение Гаудия-парампары. Также я общался по «Скайпу» с его сторонниками, такими как Мадан Гопал Прабху (Словения). Не последнюю роль в понимании положения Шрилы Бхарати Госвами Махараджа сыграли старшие ученики Шрилы Гурудева, такие как Шьямарани диди, Пуджьяпад Бхактиведанта Неми Махарадж, Пуджьяпад Бхактиведанта Падманабха Махарадж, Шриман Враджанатха Прабху, Бхактиведанта Мадхава Махарадж, Бхактиведанта Сиддханти Махарадж, Мадхава-прия Прабху и Бхактиведанта Бхагавата Махарадж. Все они признают Шрилу Бхарати Махараджа великим вайшнавом, уттама-адхикари. Их личный опыт помогает нам осознать положение этого вайшнава, который до некоторого времени оставался в тени для всех нас, увлечённых личностью Шрилы Гурудева.

Сейчас наш Шрила Гурудев явился в облике иного святого, подобно тому, как Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада после своего ухода в нитья-лилу Бхагавана (вечную обитель Бога) явил себя снова искренне ищущим душам через Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа, Шрилу Бхакти Прамода Пури Махараджа, Шрилу Гоур Говинду Свами, Шрилу Нараяну Госвами Махараджа. Сейчас мы познаём ещё одно настроение, в котором может проявиться великий вайшнав, раздающий прему. Тот, кто может даровать любовь к Богу, тот и является подлинным представителем предыдущего маха-бхагавата-вайшнава, в какой бы Гаудия-вайшнавской санге рупануг он ни находился. Главное – это обладание любовью, которую совершенный духовный учитель приносит в сердца джив. Важна суть, а не форма.

Прошла первая лекция Шрилы Бхарати Махараджа. Наступил вечер. В размышлениях об этом садху мы шли назад, в свой номер. По дороге, с высокой кокосовой пальмы, прямо перед нами неожиданно упал незрелый, зелёный, примерно килограммовый кокос. Он свалился перед нами, чуть ли не на нашу голову. Расколовшись об асфальт, он расплескал свой сок. Я подобрал плод и, придя в нашу комнату, разломил его пополам, надеясь на то, что в нём окажется хотя бы немного нежной и жирной мякоти. К сожалению, её там не оказалось. Даже та часть кокоса, которая должна была стать твёрдой, коричневой скорлупой, была мягкой и имела травянисто-вяжущий вкус. Что это за божественный знак? Было это благословением или угрожающим предупреждением? Кокосовые орехи используются в ведических ягьях (жертвоприношениях), чтобы умилостивить Господа или полубогов. Сок кокоса также предлагают Джаганнатхе во время Ратха-ятры и в другие дни.

Утром Дхаранидхара Прабху этот знак растолковал так: мы прочитали лакх святых имён Господа, это, несомненно, принесло свой плод. Однако этот плод пока ещё не созрел. Нужно дожидаться того времени, пока он созреет. Необходимо просто продолжать делать то, что мы делаем. Если бы всё было совсем плохо в нашей практике, то мы не увидели бы даже плода или он упал бы нам на наши грешные головы. Однако плод есть! Теперь только Провидение должно определить, когда нам предстоит насладиться результатами своих усилий, сделав дополнительно то, что ускорит процесс личного созревания до необходимой стадии.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он даёт ученикам милость продолжать жить духовно!

23 июня

……………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи