?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 292. Опубликовано: 19-10-2019, 16:43

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 2

Приезд Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

24-25 июня

Встречи с Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем

Пуджьяпад Бхактиведанта Триданди Махарадж


 Утром мы отправились на встречу со Шрилой Бхарати Махараджем, однако он даже ни разу не вышел из своей комнаты, даже для прогулки. Обычно он прогуливался возле Шримати Туласи, которая была посажена на территории Матха. В это утро он просто раздал прасадсамосы с поджаренной со специями вермишелью внутри. Самосы похожи на треугольные поджаренные пирожки с начинкой. В России я не припомню такого рецепта, чтобы тесто готовили в тесте. Удивила такая комбинация! Даже если мы ранее готовили самосы для предложения Божествам, то всегда делали их с овощной или бобовой начинкой. Однако такую необычную самосу я почитал первый раз в жизни. Конечно, такое блюдо очень сытное. Особым образом подобранные специи придали вермишели неповторимый аромат и вкус. Но более всего приятно было получить этот дар из рук настоящего святого!

Утром нас было не более шести человек, мы ожидали маха-маха-прасад от Шрилы Бхарати Махараджа. Мы по очереди заходили в его комнату и, поклонившись его стопам, получали от него маленькую чашечку, сделанную из листьев баньяна. В ней лежала свежеприготовленная горячая самоса. Для меня это была необходимость – приблизиться к Бхарати Махараджу и заглянуть ему в глаза. Именно этого я раньше желал, когда у меня состоялись первые встречи со Шрилой Гурудевом в Волгограде 2004 года. Каждое мгновение таких встреч было необычайно важным для меня и моей веры. Такие моменты поначалу очень обогащают духовную жизнь ученика. Во время подобных встреч формируется вера и доверие.

Дверь Шрилы Бхарати Махараджа была открытой. Я получил маха-маха-прасад и стоял, облокотившись на перила возле его комнаты. Ко мне подошла Мадхумати диди. У неё были подготовлены вопросы ко мне по духовной философии. С самого начала её пребывания в Гаудия Матхе, я помогал ей понять ценности традиции Гаудий, начиная с 2010 года, когда она присоединилась к нашей группе. В этот раз, мы начали обсуждать с ней тему пратиштхи и её разновидностей. Наше обсуждение коснулось духовной гордости и отличия её от материальной. Во время разговора, пользуясь случаем, я время от времени поглядывал в сторону открытой комнаты Шрилы Бхарати Махараджа, чтобы видеть, что он там делает. Он спокойно сидел на кровати, а возле его стоп, на полу, сидели два санньяси Матха. Они обсуждали какую-то важную проблему. Шрила Бхарати Махарадж терпеливо выслушивал их и потом спокойно отвечал на их вопросы. Иногда он поглядывал из комнаты и смотрел на меня, разговаривающего с Мадхумати диди.

Даже просто сидеть и наблюдать за возвышенной личностью для меня было очень важно. Всё, что он делал и как реагировал, было наполнено вайшнаватой, культурой и совершенным вайшнавским этикетом. Вайшнавата – это преданность Богу. Когда она проявляется в ком-либо, следует перенимать её, помещая в сердце. Таким образом бхакти-шакти (энергия преданности) может перетекать от учителя к ученику. Просто созерцания таковой очень мало. Нужно жить с вайшнавом всегда с открытым и искренним сердцем, тогда его качества плавно перетекут по его милости внутрь ученика. По определению Шрилы Бхактивиноды Тхакура именно это и называется подлинной садху-сангой – общением со святым. Внешнего пребывания с садху совсем недостаточно. Наш Шрила Гурудев однажды произнёс потрясающую истину: «Общение означает следование указаниям шри гуру, а не нахождение рядом. Не важно, рядом вы с ним или нет, если следовать его наставлениям, результат придёт» («Прогулки со святым. 2008», стр. 322-323).

Этот день я посвятил литературной деятельности, написанию свежих впечатлений от пребывания в дхаме (святом месте). Даже на океан нам уже было сходить некогда. Дхаранидхара Прабху, находясь рядом со мной в комнате, редактировал «Харинама-чинтамани». Время от времени мы обсуждали разные сложные моменты из этого средневекового трактата. Вечером мы отправились на запланированную лекцию Шрилы Бхарати Махараджа.

Лекции проходили на территории Матха, перед алтарём. Преданные украсили потолок, под вентиляторами блестели цветные ленточки и фонарики, которые обычно у нас в России используют во время празднования нового года. Сев на пол, мы начали слушать лекцию. Я сидел, оперевшись на руку. Неожиданно кто-то коснулся моих пальцев. Я обернулся. Удивительно! В гости в Матх на лекцию Шрилы Бхарати Махараджа пришёл Маноудж! Его неоднократно уговаривала придти Шамали. Я рассказывал ему, что мы приехали издалека в Пури не просто так, а для встречи с Бхарати Махараджем. Поэтому я рекомендовал и ему придти в Матх для встречи с ним. Теперь он сидел рядом с нами. Это была наша маленькая победа в проповеди местному населению.

Когда лекция началась, Дхаранидхара Прабху переводил речь Шрилы Бхарати Махараджа. Из часовой лекции по теме гаура-лилы, явленной Шриманом Махапрабху в Пури, я извлекал то, что для меня было новым и важным, толкающим на дальнейшее понимание традиции и философии вайшнавов. Кое-что я записал для себя в блокноте, чтобы потом внести в эту книгу в качестве духовных открытий, которыми я желал бы поделиться с читателями.

Конспектировать услышанное учил нас Шрила Гурудев. Я помню, как все санньяси и старшие преданные всегда носили с собой тетради и записные книжки, в которые они записывали идеи Гурудева. В то время это меня изрядно удивило, поскольку, пребывая в другой вайшнавской организации в первые годы своей духовной жизни, я не замечал такого массового конспектирования в рядах тех, кто развивался со мной. Обычно конспекты писали во время специализированных обучающих семинаров и курсов. Но в Гаудия Матхе Шрилы Гурудева это было правилом для всех серьёзно настроенных учеников на всех лекциях без исключения. Гурудев был кладезь всевозможных духовных реализаций.

Вернувшись в номер после лекции, я думал о том, что Шрила Гурудев не исчез из поля нашей духовной жизни. Он продолжает заботиться о нас. Только маха-бхагавата может полноценно дополнить другого маха-бхагавату. Все великие святые едины, они составляют целое – акханда-гуру-таттву. Свами Прабхупада говорил об этом широко даже до того, как начал свою миссию на Западе. Ученики Шрилы Гурудева также являются его частью и до некоторой степени представителями сад-гуру. Однако самое большое тождество проявляется между равными частями. Различия между условно равными объектами минимальны и реальны, поскольку нет ничего абсолютно тождественного в наполненном разнообразием мире. Подобно тому, как стрелка компаса всегда указывает на север, так же и нос преданного должен всегда быть направлен на уттама-адхикари вайшнава. Духовная ориентация, по-настоящему стремящегося к истине преданного, должна быть связана с совершенным учителем уттама-бхакти. Если ученик осознанно или неосознанно собьётся с божественного ориентира, тогда он растянет своё пребывание в маха-майе настолько, насколько будет дезориентирован.

Примечательным было то, что на лекции Шрилы Бхарати Махараджа регулярно приходил один из лидеров Джая Шри Дамодар Гаудия Матха – Уттама Прабху. Он уже давно принял брахмачарью. По указанию Шрилы Гурудева он переселился в Джая Шри Дамодар Мандир из Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха, когда Шриле Гурудеву подарили часть гостиницы под названием «Морской дворец» (See Palase).

Исполняя свои обязанности в Матхе, Уттама Прабху без сектантства был открыт и правильно ориентирован. Его видение перспектив и приоритеты были очень верными. Каждый из лидеров должен был получить от Шрилы Гурудева то, что позволило бы ему организовать перспективную личную и стабильную духовную жизнь. Однако это возможно только тогда, когда ученик правильно сориентирован. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада писал в комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 1.5.29: «Здесь перечислены качества вероятного кандидата, обладая которыми, он может рассчитывать подняться до уровня кристально чистого преданного (уттама-адхикари). Такой кандидат всегда должен искать общения с чистыми преданными».

Кто такие чистые преданные, с которыми нужно всегда искать общение? Об этом Свами Прабхупада пишет в этом же комментарии ниже: «Чистый преданный – это душа, полностью (на 100%, премика-бхакта, уттама-адхикари) предавшаяся Личности Бога».

Тот, кто не ищет общения с чистым преданным Бога, живёт сам по себе, не подчиняется ачарьям парампары. Частичное предание не поможет обрести кристальную чистоту, а, значит, не приведёт к Богу. Мы несём ответственность перед своим духовным учителем развивать и защищать то, что он принёс для всех. Оставлять эту ответственность было бы глупостью. Мы не забыли о важности своего духовного роста, и поэтому сейчас мы все оказались в одном месте и в одно время, возле лотосных стоп могущественного шуддха-вайшнава – Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа. Поведение Уттамы Прабху подтвердило правильность нашего выбора и верность духовной ориентации.

На хари-катху Шрилы Бхарати Махараджа также приехали преданные из других регионов Индии, которых я ранее неоднократно встречал на парикрамах. Было приятно их узнать, встретить снова и предложить им свои поклоны. Я уже начал привыкать к тому, что состав Матхов Индии и санг России начал стремительно меняться после ухода Шрилы Гурудева. Многие неофиты, получившие инициацию в прошлом от Шрилы Гурудева, отошли от его линии, увидев мирские настроения у некоторых современных лидеров, которые взяли на себя ответственность играть роль духовных поводырей. Теперь, когда начинаешь видеть, что их (новичков) духовная жизнь продолжается, но уже под флагом другого подлинного ачарьи, радость переполняет сердце. Нужно понимать, что все Гаудии в линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати придерживаются одного учения и одного общего настроения служения Шриле Рупе Госвами. Пытаться говорить о том, что эти линии не должны пересекаться, что это разные настроения и поэтому преданным одной школы нельзя общаться с преданными другой школы, – откровенное сектантство, за которое человек будет жёстко наказан Бхагаваном.

С каждым днём в Джаганнатха Пури пребывают всё новые и новые преданные. Встреча с ними поднимает в воспоминаниях картины прошлых лет. Память переносит сознание в те времена, когда парикрама была очень насыщенной и радостной не только от посещения святых мест, но также от новых знакомств и общения с приезжими преданными со всего мира. Сейчас мы снова с радостью ожидаем, что скоро увидим своих друзей и знакомых, а также санньяси, разделяющих идеи чистого мышления.

Сегодня мы встретились и пообщались также с Нагари диди – красноярской враджаваси. Большую часть времени она прожила в Шри Рупа-Санатане Гаудия Матхе, обучаясь культуре Гаудий под руководством Бхактиведанты Шридхары Махараджа. Сейчас она приехала в Пури на Ратха-ятру, а также для того, чтобы послушать хари-катху Шрилы Бхарати Махараджа. Каждый вечер мы видим её на его лекциях, чему очень рады.

Нагари диди рассказала нам о том, что снова вышла книга Шрилы Гурудева под названием «Подлинная жизнь души». На этот раз эта книга прошла некоторую редакцию. Сложные термины были заменены Нагари диди на русские эквиваленты для того, чтобы книга легче читалась, и её могли понимать преданные, которые совсем недавно присоединились к сознанию Кришны. Как показало время, преданным, имеющим небольшой опыт в бхакти, нужны именно такие книги, а тем, кто практикует уже достаточно продолжительное время, важно иметь книги с санскритскими стихами и активно используемыми вайшнавскими терминами. Без изучения такой литературы очень непросто понять духовные произведения, написанные в прошлом для отречённых или приближающихся к освобождению вайшнавов. Так или иначе, сообществу нужны книги разных уровней сложности. Одна из обязанностей издателей – заботиться обо всех категориях читателей, поддерживающих свой духовный энтузиазм за счёт шастрия садху-санги.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он всегда указывал на важность общения с маха-бхагавата-вайшнавами!

24 июня

 

 

Снова утром нам удалось увидеть Шрилу Бхарати Махараджа в окружении его личных слуг. Нам вынесли маха-прасад от него. К сожалению, нам всем, приехавшим из Кемерово, не удалось пообщаться с ним утром в этот день, и это обстоятельство печалило нас. Мирской рационализм внутри говорил: «Мы опять приехали в Матх сегодня, не получив возможности побеседовать с великой душой, и поэтому мы опять зря потратили свои деньги на мото-рикшу». Однако духовный рационализм говорил иное: «Маха-прасад от уттама-адхикари так же редок, как и сам уттама-адхикари. Поэтому для обретения священной пищи можно пожертвовать всей своей жизнью и временем, поскольку жизнь, потраченная на то, что не духовно, – абсолютно бессмысленна».

Всё в бхакти-йоге имеет совсем иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли, обученные слугами маха-майи. Маха-прасад от сад-гуру так могущественен, что может дать всё, даже то, о чём джива не может мечтать в своём ограниченном сознании. Поэтому Шрила Бхактиведанта Свами в комментарии к пятому стиху «Упадешамриты» писал, что нужно всегда искать общества такого возвышенного вайшнава. Тот, кто это делает, никогда не останется без милости. Шрила Бхарати Махарадж в связи с этим на прошлой лекции цитировал стих о трёх самых могущественных источниках крипы (милости):

1) пыль со стоп уттама-адхикари,

2) вода со стоп уттама-адхикари и

3) остатки пищи уттама-адхикари.

Проявив сострадание к прагматикам, Господь послал через преданных маха-прасад от Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Полностью счастливые, мы приняли подарок духовной судьбы.

В этот день мы увидели на вечернем киртане в Шри Чайтанья Гаудия Матхе Триданди Махараджа! Он был родом из Канады. В высшей степени адекватный вайшнав! Увидев нас, он замахал радостно руками, подзывая к себе. Мы спешно подошли к нему, и он горячо обнял нас. Он вспомнил моё лицо, но позабыл имя. Я напомнил ему, и он снова радостно начал меня крепко обнимать.

– «Как твоё здоровье?» – спросил он Дхаранидхара Прабху.

– «Не хорошо и не плохо. В целом, нормально. Дышу наполовину своими лёгкими» – ответил Прабхуджи.

– «А я уже думаю только половиной головы! Вот ведь как бывает!» – радостно отреагировал Махарадж, шутя с нами.

Мы посмеялись и договорились пообщаться в следующий раз. Он остановился в Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе в 311 номере. Это было рядом с нашим «Сапфир-отелем», в семи минутах ходьбы. Мы пообещали, что обязательно навестим Махараджа и возьмём у него небольшое интервью. Он был рад нашему предложению и сказал, что мы можем придти к нему в любое время, когда только нам захочется.

Я помню то время, когда он приезжал к нам в город, как мы слушали его лекции по «Джайва-дхарме». Я до сих пор благодарен ему за то, что он позволил мне немного рассказать о славе Нитьянанды Прабху в его присутствии. Постепенно, благодаря такой помощи, я обретал смелость выступать в присутствии старших вайшнавов, санньяси. Они хотели, чтобы я мог без страха и стеснения нести людям понимание философского наследия Гаудия-сампрадаи. Я говорил по желанию санньяси в присутствии Бхактиведанты Неми Махараджа, Бхактиведанты Шуддхадвайти Махараджа, Бхактиведанты Бон Махараджа, Бхактиведанты Шридхара Махараджа, Бхактиведанты Садху Махараджа, Бхактиведанты Дамодара Махараджа, Бхактиведанты Мадхавы Махараджа, Бхактиведанты Вишнудайваты Махараджа, Бхактиведанты Падманабхи Махараджа, Шримати Шьямарани диди, Шримана Гьяна-шакти Прабху, преподавателя «Джайва-дхармы» из Канады, Шримана Враджанатхи Прабху и других.

Некоторые просили меня выступать на своих проповеднических программах у нас в городе. Другие слушали мои выступления, когда Шриман Кришнадас Прабху устраивал вайшнавские фестивали. Даже дав за пятнадцать лет более трёх тысяч лекций, я не чувствовал себя спокойным во время выступлений перед теми преданными, которые практикуют бхакти по тридцать или пятьдесят лет. Бесстрашие приходит не сразу, и избавиться от страха можно только преодолевая его, а не избегая причин, порождающих страх.

Преодолевать себя и свой внутренний страх, выступать публично в присутствии гуру учил также наш Гурудев. Он понимал, как сложно было его ученикам говорить в его присутствии. И поэтому, он поднимал их одного за другим, чтобы они говорили, хотя бы начиная с одного предложения или в течение одной-трёх минут. Постепенно, в другие разы, он просил их говорить всё больше и дольше. Так некоторые из них стали отличными проповедниками.

Также я вспомнил, как поддерживал Пуджьяпада Бхактиведанту Триданди Махараджа, когда у него неожиданно сильно разболелся зуб. Из-за этого ему было сложно давать лекции. Я взялся сопровождать Махараджа в поликлинику «Дентал профи». До сих пор, время от времени, я посещаю эту клинику и вспоминаю, как сидел вместе с Махараджем, ожидая очереди к дантисту. Помню, как я, не зная английского языка, сидел с ним и поддерживал его. Поскольку мы пришли без предварительной записи, нам пришлось ждать некоторое время, пока врач освободится. Сидя в холле, я всё время думал, что бы и как ему сказать, чтобы он почувствовал мою поддержку. Поскольку я не знал английского, мне легче было найти какую-то подходящую фразу на санскрите. Я вспомнил утешающие слова Кришны из «Бхагавад-гиты», 9.31: 

каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

«О сын Кунти, смело заявляй каждому, мой бхакта защищён Мною, и поэтому никогда не погибнет».

Махарадж понял мою идею и в ответ процитировал мне другой, более подходящий к этой ситуации стих из «Шримад-Бхагаватам», 10.14.8:

тат те нукампам су-самикшамано бхунджана еватма-критам випакам

хрид-ваг-вапурбхир вивадхан намас те дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

«Когда преданный попадает в беду, он воспринимает это как милость Верховного Господа. Причину всех своих несчастий он видит лишь в греховных поступках, совершённых им в прошлом. Испытывая лишения, он остаётся невозмутимым и с ещё большим энтузиазмом отдаётся преданному служению. Человек, который придерживается такого образа мыслей и не занимается ничем, кроме преданного служения, наиболее достоин того, чтобы попасть в духовный мир».

Позже я выучил этот стих и даже рекомендовал его выучить другим, поскольку указание на памятование его я получил от Бхактиведанты Падманабхи Махараджа в 2007 году в Шри Рупа-Санатана Гаудия Матхе. Махарадж тогда заставил повторить вслед за ним несколько раз этот стих. Однако выучил я его только через несколько лет.

И вот теперь мы снова видим друг друга, и нас переполняет радость. Теперь такие встречи будут всё более и более сладостными, поскольку нас, учеников Шрилы Гурудева, становится всё меньше и меньше, а периодичность встреч укрепляет наши взаимоотношения. Время неумолимо испытывает нас всех на веру и преданность. Многие уже сказали по этому поводу, что подлинное ученичество будет проверено именно после ухода духовного учителя. В этот период наступает интенсивная проверка самостоятельности и некоторой самодостаточности.

Насколько ты укрепился, настолько стал больше жить как душа. Очень многие попадаются в ловушку маха-майи. Выживают только те, кто отдаёт себя в руки Господу и Его представителю – подлинному духовному учителю. Самостоятельность в духовной жизни вовсе не указывает на отделённость. Самодостаточность как внутреннее состояние должно гармонировать с желанием садху-санги. Чем более ты развит в духовном плане, тем сильнее жажда общения с чистыми вайшнавами. Но некоторые стали настолько самодостаточными, что стали пренебрегать общением со святыми, ныне пребывающими на планете. Это мирская самодостаточность, часто играющая на руку сектантству, отщепенческому настроению. Подлинно верующий человек иной. Он всегда в поиске возвышенного общения.

Через два дня во всех Матхах будет празднование столетия со дня ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура. В связи с этим Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж уже дал лекцию, посвящённую этому легендарному ачарье нашей сампрадаи.

В Чайтанья Гаудия Матхе появилось ещё больше украшений, с каждым днём Матх становился всё краше и краше. Ощущение приходящего празднования всё более усиливалось. Шрила Бхарати Махарадж рассказал немного о биографии Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а также о его проповеди. Он сказал, что вся философия, которой мы ныне оперируем, целиком исходит от отца Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Изучая книги этого ачарьи, мы сможем понять всю сиддханту и таттву, определить суть практики и осознать высшую цель жизни – прему.

Конечно, слова Махараджа не следует трактовать превратно. В действительности, Шрила Бхактивинода Тхакур всё берёт от ачарьев прошлых времён, а также из классических шастр, ориентируясь на послание Шести Госвами. Дело в ином. Следует понимать, что Бхактивинода Тхакур являлся тем вайшнавом, который вынужден был восстанавливать подлинное учение Шри Чайтаньи, почти полностью утраченное к тому времени. Поэтому Шрила Тхакур Бхактивинода иногда рассматривается как основоположник. Все слова и утверждения следует рассматривать только в контекстах.

Я полностью разделял мысли Бхарати Махараджа, поскольку чувства, которые я испытываю по отношению ко Шриле Бхактивиноде Тхакуру, являются очень тёплыми. Я всегда уважал этого учителя нашей парампары и всегда с нетерпением ждал выхода его новых книг на русском языке. Преданные ИСККОН много сделали для этого. В моей домашней библиотеке книги Шрилы Бхактивиноды стоят отдельно. Я собираю разные редакции его работ. Например, «Шри Джайва-дхарма» и «Шри Навадвипа-дхама-махатмья» есть у меня в трёх переводах, которые были сделаны в трёх разных Гаудия-вайшнавских школах.

Однажды меня изумила оценка одного преданного, который системно рассмотрел вклад Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он оценил то влияние на сообщество, которое произвёл этот великий вайшнав. Вложения, сделанные Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, по словам этого вайшнава были сопоставимы с вложением Самого Шри Чайтаньи Махапрабху! Это изумительно, как вайшнав может повлиять на историю и сознание множества людей. Немудрено, что подлинных святых во всех шастрах отождествляют с Самим Бхагаваном, ачарйам мам виджанийан…. («Бхагаватам», 11.17.27). Поистине, подлинный вайшнав так же хорош, как Сам Бог! Прославлять такую личность даже предпочтительнее, чем прославлять Бхагавана. Джива может обрести всё в бхакти, если будет славить истинного слугу Шри Кришны.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он даровал нам в высшей степени аутентичные переводы работ Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

25 июня

…………………..

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи