?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 42. Опубликовано: 28-10-2019, 06:47

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 2

Приезд Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

26-27 июня

Встреча со Шрилой Бхакти Вигьяной Махараджем

Интервью с Пуджьяпад Триданди Махараджем

 

К десяти часам мы планировали посетить Шрилу Бхарати Махараджа, чтобы пожертвовать ему деньги тех преданных, которые не смогли приехать в Пури.

Мы прибыли в Шри Чайтанья Гаудия Матх и сидели возле деревянной двери, ожидая, когда нас вызовет Мадхава-прия Прабху, ныне главный севак Махараджа. Мадхава-прия как всегда был строг, внимателен и занят. Открыв дверь, он позвал нас на даршан к Бхарати Махараджу. Мы вошли и поклонились. Сначала Дхаранидхара Прабху объяснил, зачем мы пришли. Он представил меня. Глаза Шрилы Бхарати Махараджа очень живые и понимающие. Сидя возле его стоп, я пристально наблюдал за его реакцией на речь Дхаранидхары Прабху.

После знакомства мой духовный брат стал жертвовать деньги от имени различных преданных. Он рассказывал немного о них (преданных) Шриле Бхарати Махараджу и просил Махараджа пролить на них свою милость и благословения, чтобы они успешно могли развиваться в своём преданном служении.

Дхаранидхара Прабху: «Есть один преданный Прабху, он живёт в России, в Кургане, его зовут Сатьяврата дас. Он изучает «Даша-мула-таттву» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он старается и изрядно трудится над правильным пониманием нашей философии, но из-за того, что его интеллект не очень силён, ему это не так просто даётся. Я прошу Вас помолится за него, чтобы он смог освоить сиддханту Гаудия-вайшнавов».

Шрила Бхарати Махарадж был очень доволен тем, что преданные в России с готовностью изучают философию сампрадаи, поэтому он пообещал выполнить нашу просьбу. (Позже Сатьяврата Прабху осознал величие Шрилы Бхарати Махараджа и незначительность того преданного, которого ему навязали энтузиасты в качестве инициирующего гуру. Приняв правильное решение, он оставил своего предыдущего «учителя» и получил посвящение и мантры у Бхарати Махараджа. Его предыдущий «учитель» даже не заметил того, что Сатьяврата Прабху больше не является его учеником. Таковы нынешние «учителя». Им нет дела до тех, кого они инициируют. Они раздают мантры, а после даже не вспоминают о своих учениках).

Также мы просили и за других преданных, испытывающих трудности в севе. Они также через меня и Дхаранидхару Прабху передали свои пожертвования. Мы всё передали Шриле Бхарати Махараджу. Мой духовный брат привёз Махараджу банку с сибирским целебным мёдом.

Я передал пожертвования от одного своего друга и духовного брата Джай Гопала Прабху. Когда наступила моя очередь обратиться к Махараджу, я сказал: «В нашей общине есть преданный по имени Джай Гопал Прабху, он уже давно испытывает трудности в повторении мантры и посещении лекций. Он старается, но ему это не даётся легко. Он болеет, и поэтому ему не так легко. Он помогает нашим преданным, когда они нуждаются в продуктах. Джай Гопал приносит бхогу со своего огорода и покупает кое что из продуктов в магазине. Когда он узнал о том, что я еду к Вам на даршан, он передал мне свои деньги для Вас. Я хочу попросить Вас о том, чтобы Вы также помолились за его духовный прогресс и очищение. Он искренний преданный, нуждающийся в Вашей помощи. Я не смогу сделать то, что Вы сможете сделать для него, поэтому примите, пожалуйста, эти деньги от него и помолитесь о его духовном здравии».

Шрила Бхарати Махарадж взял деньги и пообещал позаботиться о нашем друге. Когда даршан подошёл к концу, я обратился ко Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу с такими словами: «Я также хочу попросить Вас о том, чтобы Вы благословили нас с Дхаранидхарой Прабху на то, чтобы мы всегда были ориентированы на служение сад-гуру и верность ему несмотря ни на какие трудности. Мы понимаем, что без милости совершенного гуру мы будем не способны успешно продвигаться к заветной цели. Мы всегда будем проповедовать важность принятия прибежища у совершенного вайшнава. Благословите нас, пожалуйста».

Шрила Бхарати Махарадж поднял правую ладонь и сразу же с готовностью благословил нас. Мы поклонились его стопам. Он даровал нам прасад из своих лотосных рук, и мы, поблагодарив его от всего сердца, вышли из комнаты. Теперь наша ответственность – всегда славить совершенных вайшнавов и направлять всех к ним за шикшей и дикшей, в какой бы Гаудия-вайшнавской организации эти садху не находились.

Когда обещание даёт великий преданный, оно непременно сбудется. Господь сделает всё для того, чтобы слова любящего Его преданного стали истиной и явью. Миряне не всегда способны исполнить свои обещания, однако чистые преданные иные. Всё, чего пожелает уттама-адхикари, непременно исполнится.

Вечером мы снова приехали в Чайтанья Гаудия Матх, чтобы послушать выступление Шрилы Бхарати Махараджа. В этот раз он сидел за большим столом не один. Стол был покрыт ярко-жёлтой тканью. Это создавало праздничную атмосферу. Рядом с ним сидели два человека. По левую сторону от него сидел один из непосредственных главных севаков Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, руководивший поклонением Ему в храме Джаганнатхи. По правую руку от него сидел представитель администрации города, который был выбран ведущим собрания. Оба они выражали особенное почтение Шриле Бхарати Махараджу, который говорил первый и дольше всех. С ним считались совершенно все без исключения, как представители Пури, так и лидеры Матхов. В свою очередь Бхарати Махарадж выступал очень ярко и сильно. Его слова были отточенными, преисполненными веры, божественной мудрости и твёрдости. Надо отметить, что его всегда отличала эта способность. Трудно было поверить, что на такую мощь способен человек, которому скоро исполнится девяносто лет. Однако в духовной реальности всё возможно, и это становится очевидным, когда видишь таких могущественных личностей, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж.

Его лекции были понятны даже по тем отрывочным переводам, которые удавалось сделать Дхаранидхаре Прабху на русский язык. Я сидел с ним рядом, а он переводил катху (слова) Махараджа с английского. С хинди на английский переводил другой старший преданный. Многое было нам уже известно, поскольку мы прослушали не одну тысячу лекций и прочитали не один десяток книг о бхакти. Главное другое. Всё, что утверждалось Бхарати Махараджем, принималось на других уровнях теми, кого нельзя назвать Гаудиями, будь то панды (служители) храма Джаганнатхи или администраторы Джаганнатха Пури. Как хорошо было бы, если и у нас в России когда-нибудь произошло подобное. Мечта сумасшедшего.

Несомненно, были в его хари-катхе и особые моменты, которые я слышал впервые. Поскольку духовная жизнь не имеет каких-либо границ, и познание бесконечного вечно, я снова и снова брал что-то новое и старался запомнить для того, чтобы передать всё другим. Если брахман не делится тем, что обретает в своей духовной жизни, тогда он становится подобен дырявому горшку, в который можно налить воду, но напиться из него никто не сможет. Всё, что заливаешь в ёмкость с пробитым дном, тут же выливается на землю и потому становится бесполезным. По этой причине я несу некоторую ответственность ради своего блага и блага ближних распространять истины, услышанные из уст возвышенного садху.

Ниже я хочу представить некоторые идеи, взятые из хари-катхи Бхарати Махараджа.

Шриман Махапрабху пребывал в Нилачале восемнадцать лет Своей жизни. В этом месте Он оставил Свою прему тем достойным личностям, которые придут позже как Его преемники. Пришло время, и в этой дхаме появился Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Они брали эту прему и раздавали всем нуждающимся. Теперь эту прему как эстафетную палочку можно обрести, общаясь с сидящим перед нами маха-бхагаватой. Когда ты это понимаешь, то осознаёшь свою удачу. Удача в образе прайоджаны (совершенной цели в бхакти) была непосредственно перед нами, хотя, с другой стороны есть препона, любовь к Богу просто так не может быть доступна. Она может стать достижением дживы, если сам вайшнав наделит ею. Без адхикары (способностей в бхакти) даже близкое становится очень далёким. Ничто в материальном мире не может повлиять на решение маха-бхагаваты, и в то же самое время, он становится милостив к тем, кого сам избирает. Всё, что необходимо делать нам, так это всегда быть ориентированными по направлению к нему или его подлинному представителю, который входит в акханда-гуру-таттву. Также нужно с анукулом (благорасположенностью) вручать себя воле святого.

Подлинная преданность меняет многое, включая ценности. Материальное тело обычно не прославляется в духовной традиции Гаудий. Славят вечную душу. Но даже тело может обрести ценность, если его полностью вручить Бхагавану. Так тело Шрилы Санатаны Госвами стало ценным, даже когда оно было очень больным, и сам Санатана Госвами решил, что с ним следует расстаться как со скверной. Махапрабху не позволил этому быть. Даже Бхагаван ценит материальное тело, если оно хорошо помогает исполнять бхакти-дхарму. Тело Шрилы Харидаса Тхакура так же было почитаемо Махапрабху. Когда святой Харидас ушёл в апракат-лилу, Шри Кришна Чайтанья танцевал с его телом, обнимая его. С большой любовью Господь поместил тело нама-ачарьи в песок на берегу Индийского океана. Даже бесполезная оболочка из пяти грубых материальных элементов становится объектом поклонения, если одухотворяется севой.

Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в этот мир не только ради спасения падших и обусловленных душ, Он также явился для того, чтобы напитать бхавами (эмоциями) преданности сердца Своих нитья-парикаров (вечных спутников Бога). Мы привыкли думать, что самодостаточные сиддха-дживы (совершенные души) больше ни в чём не нуждаются. Это не так. Господь так же находится всегда на совершенном уровне, как и нитья-парикары. Тем не менее, Бог всегда питает тех, кто совершенен. Махапрабху также питал Своей милостью тех, кто явился вместе с Ним из духовного мира. Точно так же Шримати Радхарани питает сердца Своих приближённых гопи, палья-даси. Слово палья происходил от слова палана. Палана означает питать, поддерживать, вскармливать. Шри Радхика, не изменяя Своей природы, проявилась в теле Шри Кришны, и теперь оба Они стали известны как Шри Чайтанья Махапрабху. Кришна отдался её бхавам и теперь Он стал известен вайшнавам как совершенный преданный и сад-гуру. Любой гуру питает своих учеников, если в нём проявлена божественная шакти Шримати Радхики. Именно таким гуру сейчас и является Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. Теперь он явил свою гурутву для нашего блага.

Вся слава Шриле Гурудеву! Благодаря ему мы, большая часть его старших учеников, впервые услышали о Шриле Бхарати Махарадже.

26 июня

 

 

Каждый день мы читаем гаятри-мантры, повернувшись лицом к храму Шри Джаганнатхи. Ожидая с каждым днём приближающийся праздник Ратха-ятры, мы размышляем над тем, как он будет проходить, и как мы сможем увидеть божественный лик Джаганнатхи. Шрила Бхарати Госвами Махарадж всё больше и больше рассказывает в своих лекциях о том, что собой представляет это древнее Божество и традиция поклонения Ему. В голове каждый день возникают слова из бхаджана Шрилы Шанкарачарьи: джаганнатхах свами найана-патха-гами, найана патхагами бхавату ме – «Пусть же Господь вселенной явит Себя моему взору».

С каждой новой хари-катхой Божество Нилачалы постепенно оживает в нашем сознании. Шрила Бхарати Махарадж погружает в понимание сути Ратха-ятры так же, как это делал ранее наш Шрила Гурудев. То, что не проявилось в сердце, когда Гурудев был доступен нашему взору, теперь доводит до совершенства Шрила Бхарати Махарадж. От этого начинаешь понимать неделимость – акханду одного ачарьи от другого. Они служат одному делу и ведут к одному типу веры.

Господь Джаганнатха не является идолом или выдуманным божком, Он – сваям-бхагаван, это снова и снова утверждал Бхарати Махарадж на лекциях. Его строгий и уверенный тон голоса укреплял в вере. Сутью Ратха-ятры является возвращение Шри Кришны из Курукшетры во Вриндаван. Храм Джаганнатхи символизирует Курукшетру, а храм царицы Гундичи символизирует Врадж. Кришна хочет вернуться домой, к гопи, которые являются самыми совершенными преданными во всех мирах и во все времена. Их любовь не вписывается в обусловленное гунами материальной природы сознание. Поэтому на понимание таковой уходят жизни. Что говорить о том, чтобы обрести их настроение!? Это невозможно, так как проявление этой любви зависит от воли Йога-майи. Все секреты Ратха-ятры раскрыл Шрила Рупа Госвамипад. Без него мир был бы слеп в понимании сути праздника колесниц.

В первой половине дня у нас была запланирована встреча с Бхактиведантой Триданди Махараджем. Взяв диктофон, мы отправились к нему. Он встретил нас очень доброжелательно и предложил сесть на свою кровать. Сам же он сел на стул.

Прежде всего мы стали обсуждать с ним проект нового документального фильма, который планировал сделать Махарадж. Этот фильм он хотел посвятить столетию явления Шрилы Гурудева. Он сразу обсудил с нами настроение этого фильма. Ему хотелось сделать ленту не сентиментального плана, где рассказывалось бы о том, какие красивые глаза у Шрилы Гурудева. Он хотел показать его как действительного представителя парампары, знатока сиддханты и хранителя высших ценностей сампрадаи. Это было очень созвучно нашему настроению, нам давно уже была чужда мирская сентиментальность.

Обсудив с нами свой проект, Махарадж приготовился отвечать на мои вопросы. Я запланировал опубликовать интервью на моём сайте. Основной темой наших вопросов была проблема развала санги Гурудева, возникшая после его ухода. Обсуждая эту тему, Махарадж постепенно перевёл её с беспокойства об организации на актуальность личной практики. Он сказал, что нет нужды в большой группе, особенно если она движется в разные стороны, разрываемая разными инициирующими гуру. Важно иметь ориентацию на сат-сампрадаю, сад-гуру и при этом дружить с двумя-тремя серьёзными преданными, чтобы поддерживать друг друга в личной практике и обсуждать священные писания. Так мы ушли от главной темы и перешли на обсуждение важности личного бхаджана.

Махарадж говорил о том, как важно не реагировать на всякого рода ребячество, на разговоры о том, сколько тот или иной человек читает кругов или сколько лет он просидел у стоп ачарьи. Нет смысла обсуждать, сколько ачарьев видел в своей жизни человек и сколько лет он пребывает в духовной практике. Всё, что мы можем сделать в этом рождении, очень смехотворно по сравнению с тем, что мы уже успели сделать в прошлых десятках и сотнях рождений до этого воплощения.

Всё, что мы имеем сейчас, – это результат наших усилий, которые мы совершили в прошлых рождениях. Поэтому бессмысленно сравнивать достижения одного воплощения. Многие самскары нашей духовности, обретённые в прошлых жизнях, спят внутри нас. Чтобы они проснулись, нужно какое-то время, а также соответствующие для этого благоприятные духовные обстоятельства. Также необходимо принять решение не культивировать свои материальные желания, поскольку они мешают гаддха-самскарам (духовным впечатлениям прошлого рождения), покрывая их.

Господь специально покрыл память наших прошлых духовных достижений для того, чтобы мы были смиренны и не гордились обретениями прошлых рождений. Однако муркхи (глупцы) всё же продолжают находить повод для гордости. Баддха-дживы (обусловленные души), каништха-адхикари (неофиты), находят причины гордиться даже тем, что не имеет ценности в бхакти. Мирские сентименты принимаются за сердечное восприятие духовности и за бхавы (экстатические переживания духовности). Нечистое бхакти принимают за бхаджан (глубокую практику бхакти), обусловленность мирской гордыней – за признак чистого преданного, нежелание следовать аскезам и постам – за настроение авадхут (духовных «безумцев», живущих вне правил шастр). Когда человек в тамасе (невежестве), у него всё с ног на голову.

Прахлада Махарадж в «Шримад-Бхагаватам» говорил, что джива за одну жизнь много сил отдаёт на выживание и сон, и только крохи времени остаются у неё для практики преданного служения. Жизнь человека в век Кали очень коротка. Если обобщить всё то время, которое джива служит Богу в течение одной жизни, то получится очень маленькая часть по сравнению с тем служением, которое постоянно выполняют в вечности сиддхи (совершенные освобождённые души) в духовном мире. Чем же тут можно гордиться?! Чего можно ожидать от мизерных вкладов одной жизни? Именно поэтому все попытки измерять чьи-либо вложения в бхагавад-бхакти, сделанные человеком за половину жизни или, тем более, пять-пятнадцать лет, – попросту ребячество. Так назвал этот феномен Бхактиведанта Триданди Махарадж.

Мало кто так свободен от общественного мнения, как этот санньяси. Это признак самореализации. Это вызывает уважение к нему. Рано или поздно человек должен будет стать божественным интровертом, подобно Триданди Махараджу. Его духовный уровень действительно превосходит даже уровень многих рождённых в индийском теле.

Существуют самодуры, которые тоже не прислушиваются к общественному мнению, даже если оно исходит от вайшнавов. Учитывая бестолковость, необразованность и пренебрежение этикетом, подобное игнорирование – изъян личности. Когда же преданный обладает подлинным знанием, отречением и вайшнавской культурой, тогда пренебрежение мнением большинства – признак духовной самореализации. Для развития подобного настроения Махарадж пригласил нас присоединиться к нему, чтобы получить опыт божественной медитации и научиться абстрагироваться от всего внешнего, повторяя по шестьдесят четыре круга джапы в святой дхаме у подножия Говардхана. Меня он обещал даже собственноручно кормить за свой счёт. Удивительный вайшнав! Как жаль, что в силу обстоятельств я не могу жить с ним.

Ранее Махарадж уже проводил в России недельные джапа-ретриты. Они имели некоторый успех у русских преданных. Но не все могли спокойно выдержать подобные тренинги. Серьёзная духовная жизнь не под силу многим.

Вечером Шрила Бхарати Махарадж прославлял предстоящий праздник Господа Джаганнатхи. Он раскрывал важные моменты этого празднества. Снова, благодаря ему, можно было услышать истины вечного мира. Многое из того, что он говорил, планировалось позже издать в книгах. Поэтому я не буду передавать содержимое его выступлений. И всё же, очень запомнилось, как Махарадж прославлял Шрилу Сварупу Дамодара, учившего своим примером тому, как нужно жить в святой дхаме, во Вриндаване.

Говорится, что Шрила Сварупа Дамодара фактически не посещал Врадж. Тогда как же он может быть признан враджаваси (жителем Вриндавана)? Он является шуддха-враджаваси. Именно так назвал его Шрила Бхарати Махарадж со слов Шри Чайтаньи Махапрабху:

инхо дамодара-сварупа — шуддха-враджаваси
аишварйа на джане инхо шуддха-преме бхаси'

«Сварупа Дамодара – подлинный житель Вриндавана. Он даже не знает, что такое богатство и великолепие. Айшварья-бхакти не является его природой. Он поглощён чистым преданным служением» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 14.217).

Сварупа Дамодара никогда не покидал место явления Шри Шри Радхи и Кришны, несмотря на то, что его никто и никогда там не видел. Этот вечный спутник Махапрабху всегда пребывал во Вриндаване в своём сердце. Именно сердечное пребывание определяет реальное положение души. Там, где сердце, там и твоё богатство. Некоторые посещают святую дхаму, но в сознании пребывают вне её. Во время паломничества они думают о доме, семье, работе и так далее. Так можно потратить крупную сумму на парикраму, но так и не посетить святые места. И наоборот, проживая где угодно, верующий человек может никогда не покидать святой дхамы.

На примере Шрилы Сварупы Дамодары можно обучаться. Многие преданные со всего мира не могут по тем или иным обстоятельствам посещать святые места. Это не должно стать причиной уныния или сетований. Бхакти не зависит от места, времени и обстоятельств, а джива, по своей сути, не ограничена ни временем, ни пространством. Дух выше чего-либо временного. Духовной жизнью живёт тот, кто руководствуется этим пониманием в своей жизни. Тот же, кто искусственно ограничивает себя, не учитывая духовных законов, подобен мирянину, который не может получить серьёзных духовных благ, даже если ему кажется, что он прилагает для этого максимум усилий. Неверная парадигма перечёркивает всё в личном духовном развитии. Лишь по инерции и невежеству, созданными обусловленностью, люди переносят внешние принципы и ценности на то, что свободно от них. Именно поэтому великие души учат нас тому, как необходимо понимать процесс служения Богу без ложных представлений.

Слушая Шрилу Бхарати Махараджа, мы получаем понимание и других граней истины. Очень благоприятно слушать не одного шикша-гуру. Не зря шастры не запрещают иметь много духовных наставников.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он застраховал нас от узколобого мышления и всякого уныния, связанного с ним, даровав универсальные духовные истины.

27 июня

………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи