?

Паломничество в Нилачалу. Философский дневник паломника. Ари Мардан дас.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 400. Опубликовано: 28-10-2019, 06:50

Паломничество в Нилачалу

Философский дневник паломника

Ари Мардан дас

Джаганнатха Пури

2014г.

Часть 2

Приезд Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

28 июня

Гундича-марджана

 

Сегодня празднуется знаменитая гундича-марджана. Она предваряет Ратха-ятру Шри Джаганнатхи.

Уборка храма Гундичи символична. Все, кто участвует в ней, получают большое благо. Даже нерадивые преданные во времена Шри Чайтаньи Махапрабху могли извлечь пользу, участвуя в ней. Махапрабху сказал, что если кто-то из бхакт будет лениться и соберёт меньше всего мусора, то будет обязан накормить преданных за свой счёт сладостями. Кормить вайшнавов – это замечательная сева, дарующая много бхакти-сукрити. Поэтому нужно понимать абсолютное благо гундича-марджаны. В бхакти даже наказание ведёт к совершенству. Можно вспомнить историю из «Бхагаватам» с Нарадой и двумя братьями – Налакуварой и Манигривой. Последние были наказаны тем, что родились во Вриндаване и могли лицезреть Бхагавана лицом к лицу. Всё «негативное» и позитивное в духовной сфере – абсолютно и благоприятно.

В священных писаниях бхакти прославляется как идеальная деятельность для всех. Если ты наполнен вожделением, – совершай бхакти, если нет, то тем более. Если ты богат, – служи Бхагавану своим богатством, а если нет, всё равно не избегай севы. Болен или здоров, помни, что бхакти – это панацея и источник всего самого благоприятного.

Мы знали о том, что в Джая Шри Дамодар Гаудия Матхе утром будет организована уборка территории храма Гундичи. Все преданные планировали собраться у ворот этого места и, вооружившись мётлами и горшками с водой, бросить свои бренные тела в бой с грязью, пылью и мусором, которые только могли быть обнаружены. Кто был более удачлив, должен был совершить уборку не только вовне, но также и в своём сердце, памятуя о гундича-марджана-лиле, повествуемой в «Чайтанья-чаритамрите», главе 12.

Выйдя из своей комнаты в шесть утра, мы с Дхаранидхарой Прабху поехали на рикше к храму. Там уже стоял Шроти Махарадж из Франции, готовый приступить к уборке вместе со всеми. Увидев нас, он поднял большой палец вверх, показывая, что очень доволен нами. Не дожидаясь, когда будет подан сигнал к уборке, мы с Дхаранидхарой Прабху начали собирать бумажки за пределами территории храма. Некоторые преданные уже двинулись внутрь, и я пошёл за ними. Увидев меня, Нагари диди с улыбкой показала мне на ту территорию, которую нам можно было убирать. Индийские преданные пошли совершать уборку внутри храма, куда западным преданным, да и другим людям с белой кожей, было запрещено входить. Мы поняли, что наша уборка будет совершаться снаружи.

Взяв метлу, я начал мести с самого отдалённого из разрешённых нам мест. В углах территории скопилось много песка и мелкого мусора. Я начал всё выметать к выходу. Одна преданная из Китая неопределённого возраста, увидев собравшуюся кучу наметённого мной мусора, решила помочь мне. Руками она начала сгребать её, чтобы перекинуть в другое место. Однако место было выбрано неудачно. Похоже, она не поняла задачу, которая стояла перед нами. Она брала мусор и закидывала его за ограду, которую нам (западным преданным) нельзя было пересекать. Это была внутренняя территория храма Гундичи, которую тоже нужно было очищать, а не засорять. Получалось так, что она очищала одну (внешнюю) часть территории, загрязняя другую (внутреннюю). Не владея китайским языком, я не мог ничего ей объяснить. Ошарашенный её энтузиазмом, я просто решил отойти от неё подальше. Она же, широко улыбаясь и радуясь сотрудничеству, докидала оставшийся мусор туда, где могут совершать уборку только индусы.

Вся эта история была также символична. Нередко, демонстрируя внешнюю активность, на самом деле мы не делаем ничего хорошего. Даже наоборот, благими намерениями на основе невежества можно всё испортить. Даже вера в то, что ты делаешь доброе дело, не отменяет негативного результата. Вот почему бхакти должно совершаться под руководством. В то же время, есть кое-что и спасительное в такой ситуации. Для Кришны не так принципиальны внешние результаты, Он ценит усилия. Поэтому даже невежественные люди могут извлечь из своей довольно странной деятельности пользу. Остаётся только верить в то, что китаянка желала служить Богу, а не просто проявляла дух интернационального сотрудничества.

Я стал оглядываться и искать Дхаранидхару Прабху. Он оказался почему-то на той территории, куда запрещено заходить западным преданным. Он мёл метлой и, найдя где-то ведро, собирал в него мусор. Видя, что его не останавливают, я также миновал границы запрещённой зоны и как раз попал туда, куда китаянка выбрасывала собранный мною мусор. Подметая возле пропускного пункта, где сидел индус, почему-то не останавливающий нас как нарушителей, мы принялись с Прабху за очищение той территории, куда западные преданные никогда не допускаются.

Прабхуджи дал мне мешок для мусора, я стал собирать в него то, что намёл. Когда мы почти уже убрались вдоль запретного забора, Дхаранидхару Прабху понесло. Он пошёл вглубь территории и начал собирать обрушившиеся сухие ветки пальм и прочий мусор. Видя то, что он осваивает новое место, я также пошёл туда и стал помогать ему. Только тогда, когда мы слишком размахнулись в своих планах, вот тут уже нас уже заметили и начали просить покинуть запретную зону. Будучи довольными даже этим, мы вышли и пошли убираться дальше там, где это возможно было для белых людей.

Позже я спросил его: «Как вам удалось преодолеть запретную зону?» Он сказал: «Я спросил у местного служителя: «Можно ли убраться там?», тот махнул снисходительно рукой и пропустил».

Постепенно уборка храма Гундичи подходила к концу. Один преданный из России, подобно скалолазу, каким-то образом смело забрался наверх храмовых ворот, расположенных у входа на территорию храма Гундичи. Преданные стали носить ему воду в глиняных горшках. Горшки носили ему русские диди. Откуда они взяли такие горшки?! Чего только не увидишь во время парикрамы!

В целом уборка выглядела очень дружной и продуктивной. В этот момент появился Бхактиведанта Триданди Махарадж. Он опоздал на уборку храма. Вероятно, он посвятил раннее утро чтению лакха джапы, и поэтому не смог придти к храму так рано, как все мы. Увидев нас с мётлами, он необычайно обрадовался и, смеясь, стал восклицать, что мы необычайно удачливы. Каждому, кто рано встаёт, тому Бог своё подаёт.

Через некоторое время с киртаном появились индийские преданные, которые убирались внутри храма Гундичи. Они шли под руководством всего мокрого от пота Бхактиведанты Шридхары Махараджи. Он вёл киртан, за ним шла группа. Все собрались перед входом в храм Гундичи и стали петь маха-мантру, прославляя Шримана Махапрабху, Шри Радху и Кришну. Также рядом с нами оказался Бхактиведанта Сиддханти Махарадж. Он увидел нас, и мы поклонились друг другу. Он очень почитает Шрилу Бхарати Махараджа.

Как только все немного отдохнули, Шридхар Махарадж повёл всех к храму Господа Нрисимхадевы. Из «Чайтанья-чаритамриты» нам известно, что Шри Чайтанья Махапрабху, закончив уборку храма Гундичи, отправился со Своей свитой к храму Нрисимхи. Там Он также устроил уборку. Движимые этим пониманием, мы с Прабхуджи отправились туда вместе со всеми под громкий киртан. Дойдя до храма, мы выразили почтение Шри Нрисимхадеву и так же начали убираться. Все другие преданные просто начали обходить вокруг алтаря. Мы же, обходя это место, прихватывали ещё и валяющийся мусор, собирая его в мешок и ведро.

Нас увидел Рама Канта Прабху из Петербурга. Увидев, что мы с Прабхуджи даже тут убираемся, он изумился и спросил нас:

– Почему вы это делаете? Раньше ведь никто из паломников так не делал?

– Махапрабху это делал. Мы следуем за Ним.

– Это новый почин! Совершенно новый почин!! Возможно, что вы будете первопроходцами в этом, и за вами последуют в этом другие преданные.

Для подтверждения авторитетности нашего решения убирать храм Нрисимхадевы я хочу привести шлоку из «Чайтанья-чаритамриты», Мадхья, 12.136, где говорится:

нрисимха-мандира-бхитара-бахира шодхила
кшанека вишрама кари' нритйа арамбхила

«Шри Чайтанья Махапрабху также убрал внутри и снаружи храм Нрисимхи. После этого Он несколько минут отдохнул, а потом начал танцевать».

Раньше даже великие преданные, такие как Каши Мишра, не очень глубоко понимали важность и сокровенный смысл уборки храма Божеств. Они считали, что для этой деятельности достаточно было нанять низкорождённых, шудр. С приходом Махапрабху настроение дасьи стало полнее. Если ты назвался преданным слугой, так будь им до конца, в полноте.

Иногда у некоторых людей создаётся впечатление, что религия и религиозная жизнь – это удел неудачников; тех, кто не смог реализовать себя в кармической жизни. Отчасти это правда, поскольку таковая причина даже описывается в «Бхагавад-гите», 7.16 Шри Кришной. Из-за жизненных неудач люди обращаются к духовности. Однако это не всегда так. История с гундича-марджаной говорит нам о том, что бхакти-йога была также привилегией для высокообразованных личностей, имеющих вес в обществе.

Шри Чайтанья Махапрабху дал более полное понимание настроения служения. Словом дас раньше также называли шудр. Они были идеальными слугами по своей природе. Однако подлинный вайшнав обязан превосходить даже тех, кто по психофизической конституции расположен к труду. Поднимаясь над гунами материальной природы, шуддха-вайшнав становится лучшим среди людей, а значит должен превосходить их всех по качествам. Бхагават-бхакта – лучший труженик. В дасье с вайшнавом никакой шудра не сравнится. Может ли в таком случае шудра послужить храму Бхагавана, являющимся проявлением Баладевы, лучше, чем вайшнав? Конечно, нет. Поэтому Шри Махапрабху углубил это понимание, отказавшись от наёмников, которые обычно убирались в храме, и сказал, что все должны участвовать в уборке, несмотря на своё высокое положение, превосходящее положение щудр. Подлинный вайшнав должен быть хорош во всём. Именно поэтому одно из его качеств, упомянутых в списке из двадцати четырёх качеств, – это дакша, умелый и искусный во всём. Если вайшнав чего-то не умеет, это не проблема. Его можно научить. Ведь природа ученика очень глубоко сидит в вайшнаве. Если же преданный чему-то научится, то тогда он, несомненно, становится лучшим среди умельцев. Этим он подтверждает, что он вайшнав. За способность царя Пратапарудры принять сердцем дасью и стать дворником Шри Джаганнатхи во время Ратха-ятры Махапрабху принял его в Свою сангу и позволил войти в ближний круг, антаранга.

Выйдя из храма Господа Нрисимхадевы, мы направились с киртаном к Индрадьюмна-сароваре. Там все совершили омовение и послушали выступление Бхактиведанты Шридхары Махараджа, Рамачандры Прабху из Дели, Вамши-ваданы Прабху и других.

Во время лекции появилась Тунгавидья диди, русская ученица Шрилы Гурудева. Она только сегодня приехала из Вриндавана. Мы знакомы уже более пяти лет и не раз встречались в Индии во время паломничества, которое организовывал Шрила Гурудев. Первый раз я познакомился с ней, когда проповедовал в Омске. Там я познакомился с её группой. Тунгавидья была одной из самых активных преданных омской ятры. Разговорившись с ней, я узнал о том, что она уже очень долгое время живёт в Индии и старается путешествовать, следуя за Шрилой Бхарати Махараджем, слушая его лекции. Я сказал, что ей необычайно повезло, поскольку её духовный выбор самый что ни на есть удачный, в точку!

Вернувшись в нашу комнату после гундича-марджаны, мы пришли на пир в Джая Шри Дамодар Гаудия Матх. Угощение состояло примерно из десяти блюд, включая замечательный охлаждающий напиток из мякоти манго. Преданные умеют не только работать лучше всех, но и праздновать.

Вечером мы снова должны были встретиться в Шри Чайтанья Гаудия Матхе у стоп Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Приехать в Матх было уже сложнее. Вечером весь город был необычайно оживлён. Вокруг стояли наряды полиции, сновали автомобили с приезжими людьми, кругом можно было видеть множество велосипедистов и рикш. Все куда-то перемещались, готовились к празднеству.

В город прибыло множество различных религиозных групп. Что это были за организации, неведомо. Некоторые шли куда-то с раскрашенными лицами, одетые в традиционные наряды, некоторые сидели кругами и пели какие-то бхаджаны и мантры. Прибыло много нищих индусов, желающих получить в праздники много пожертвований. Часть магазинов уже была закрыта, часть продавали атрибутику и продукты питания. Главная улица под названием Грэнд-роуд буквально кишела людьми, народ суетился, куда-то направлялся по своим делам. Только невозмутимые коровы и быки спокойно лежали везде, где хотели. Их не смущал даже шум постоянно ревущих сигналов мотоциклов и мото-рикш. Находясь под влиянием бескомпромиссной саттвы (благости), они могли лежать на разделительной полосе, на проезжей части или прогуливаться не спеша, невзначай создавая большие пробки на дорогах. Цены на все товары повсюду взлетели на 20-25 процентов за один день.

По прибытии в Чайтанья Гаудия Матх стало известно, что Шрила Бхарати Махарадж в этот вечер не будет давать лекцию. Это опечалило нас. Однако мы решили не тратить своё время зря и посмотреть, как в местном Матхе готовятся к празднику Ратха-ятры.

Было заметно, что делается акцент на приготовление огромного количества прасада и раздачу его на следующий день. Правительство готово освобождать от налогов любую религиозную организацию, если у неё будут в проекте акции по поддержанию малоимущих. Однако для вайшнавов кормление людей – это часть традиции, а не попытка убежать от налогов. В этом преданные движимы собственной культурой, а не правительством.

Масштаб подготовительных работ нас изумил. Внутри храма все были очень активными и повсюду тянулись электрические провода и шланги для воды. Чувствовалось, что завтра будет много севы для матха-васи (жителей храма). Параллельно с подготовительными работами проходили лекции для индусов на хинди. Западные преданные, как правило, не присутствуют на таких лекциях. Мы стали фотографировать для фото-архива всё, что имело для нас ценность. Когда во время парикрамы график очень плотный, то даже на такие мелочи как фотографирование может не оказаться времени.

Закончив фотосессию, мы вышли из храма и пошли вдоль рынка, чтобы купить религиозную атрибутику для подарков нашим друзьям, преданным из России.

Вся слава Шриле Гурудеву! Он учил нас чистить своё сердце каждый день, а не только в день гундича-марджаны.

28 июня

………………….

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи