?

Почва для размышлений. Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи. Часть 12.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 80. Опубликовано: 29-06-2020, 14:23

Почва для размышлений

Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи

Часть 12

 

«Если вы воспеваете святые имена, памятуете, прикладываете усилия, но целью вашей практики является обрести плоды вашего труда – это карма. ... Если вы совершаете что-то для себя – это карма» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Окланд, Калифорния. 1998г.).

 

«Тот, кто обладает правильным пониманием (знает таттву и сиддханту), является чистым преданным. И никак иначе» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Лос-Анджелес. 09.02.1975г.).

 

«Общаясь с чистыми вайшнавами, мы постепенно поймём сиддханту, непреложные истины вайшнавской философии, и станем мадхьяма-адхикари. Такова наша первая цель» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Истоки Ратха-ятры»).

 

шраванайапи бахубхирйо на лабхйах

шринванто`пи бахаво йам на видйух

ашчарйо вакта кушало`сйа лабдха

шчарйо джната кушаланушиштах

Перевод: «Постичь истину может лишь тот ученик, кто, совершенствуясь в науке о Боге, следует всем наставлениям боговдохновенного гуру (шакти-авеша-аватары). Такие ученики необычайно редки. Потому осознать истину о душе могут лишь единицы» («Катха-упанишад», 1.2.7.).

 

Определение честности: «Вы должны знать волю Бога, и если вы исполняете её – это и значит быть честным» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Совершенные вопросы, совершенные ответы», стр. 75).

 

«Шрила Свамиджи знал, какая у его учеников “квалификация,” что они могут упасть, что они могут его отравить. Он знал о них многое другое. Поэтому он никогда не провозглашал никого из них своим преемником» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 15.01.2000г., Мурвилламбах, Австралия).

 

«Согласно указанию Шри Чайтаньи Махапрабху, каждый прихвите ачхе йата нагаради грама. Каждый должен стать миссионером» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Майяпур. 05.02.1976г.).

 

«Служить с любовью духовному учителю означает всегда принимать его сторону и защищать его. Как можно рассчитывать завоевать признательность своего гуру, если платить ему безразличием? Как это возможно, если из «либерализма» не вставать на защиту его интересов? Сам Шрила Джива Госвами показал пример, защищая честь гуру, Шрилы Рупы Госвами. Он научил нас своим примером, что следует всегда вставать на защиту духовного учителя, хотя делать это следует вежливо, с соблюдением правил вайшнавского этикета. И даже если гуру, из смирения, не встаёт на защиту собственной репутации и покоряется тем, кто ниже его по рангу, ученик всё же обязан защищать честь духовного учителя. Духовный учитель – это Истина, его возлюбленный, Шри Кришна – Истина, и эта Истина – наше единственное прибежище. Если мы не защитим наше прибежище, высшую цель жизни, то нам никогда не достичь служения Радхе и Кришне в духовном мире Голоки» (Ш.Бхакти Вибудха Бодхаян Махарадж, «Стать оком духовного учителя»).

 

«"Примет ли гурудев служение, которым я занят сейчас?" – об этом надо волноваться каждое мгновение, на каждом шагу. Если не думать об этом и жить в своё удовольствие, тратя время, отпущенное на жизнь, деньги, разум, слова на потакание своим личным капризам, можно, конечно, на непродолжительное время сделать приятное своей плоти, но ничего кроме этого» (Ш.Бхакти Прамод Пури Махарадж, «Гуру-сева»).

 

«Зрелое понимание сознания Кришны означает: "В каком бы положении я не находился в данный момент – это особая милость Кришны по отношению ко мне. Поэтому я буду стараться пользоваться имеющимися условиями для того, чтобы прогрессировать, распространяя сознание Кришны и распространяя миссию моего духовного учителя". Начинающие преданные часто совершают одну и ту же ошибку. Каждый раз, когда возникает какое-то беспокойство или трудность, они думают, что причиной являются внешние обстоятельства или условия, при которых это обстоятельство или трудность возникли. Но это неверно. В материальном мире трудности будут всегда, неважно, в этом положении, или в том. Следовательно, простая перемена статуса, занятия или семейного положения ничего не даст» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, письмо к Мадхукаре д., от 04.01.1975г.).

 

«Всевышний присутствует во всём и в каждом. Если мы заняты служением какой-то Его части, то наш идеал, кришна-сева, погибнет, уступив своё место поклонению Гарбходакашаи Вишну. Кришна отличен от Гарбходакашаи Вишну или Нараяны, и служение Ему отличается столь же категорически. Если предполагается, что вы служите частному проявлению Кришны, то все ваши усилия не приведут к Кришне» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Из письма к Ш.Бхакти Прадип Тиртхе Махараджу. 1931г.).

 

«Предположим, вы приняли своим духовным учителем недостойного человека, и если он направляет вас по ложному пути, вся ваша жизнь будет испорчена. Поэтому необходимо принять такого духовного учителя, чьё руководство сделает вашу жизнь совершенной (позволит обрести кришна-прему). ... Это не формальность. Это огромная ответственность как для ученика, так и для духовного учителя» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Бхагавад-гиту», 2.7-11, Нью-Йорк, 02.03.1966г.).

 

«Для (подлинного) преданного нет разницы между домом и матхом (храмом)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Беседы об Абсолюте», стр. 47).

 

«Преданный должен действовать под руководством истинного духовного учителя (уттама-адхикари), а не имитировать лучших преданных (способных непосредственно служить Богу)» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Совершенные вопросы, совершенные ответы», стр. 61).

 

«Я не скажу ни слова ради удовольствия обывателей. Если я сделаю это, моя духовная жизнь будет загублена» (Ш.Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, «Послание Шри Гиты»).

 

«Человек должен быть решителен как Шрила Санатана Госвами, который ради своей цели пожертвовал всем и принял нищенство. Чтобы достичь высшей цели человеческой жизни, мы должны быть готовы пожертвовать всем. И тогда совершенство будет гарантированно» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нью-Йорк. 22.11.1966г.).

 

«Если бы можно было достичь Бхагавана, просто оставив дом, тогда множество людей, которые не могут ужиться с родственниками, бедны или по каким-то другим подобным причинам, не задумываясь, сделали бы это. Но смогут ли они прийти к Бхагавану, лишь поменяв место жительства? Его невозможно достичь подобным образом. Когда наше желание искреннее, Бхагаван позаботится о том, чтобы мы пришли к Нему. Если же мы сами попытаемся всё организовать, то не сможем правильно войти в бхаджан и, в конечном счёте, падём» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Шри Прабандхавали»).

 

«У вас есть разум. Почему вас должны сбивать с толку? Тогда какая польза от человеческой формы жизни? Вы должны быть образованными. Вы должны воспользоваться шансом получить знание, чтобы вас не ввели в заблуждение. Почему вы позволяете уводить себя с истинного пути? (Если будете жить в невежестве, то) Тогда вы должны быть согласны принять и наказание» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, лекция по «Шримад-Бхагаватам», 7.6.6-9, Монреаль, 23.06.1968г.).

 

«Почему мы отворачиваемся от знания (бхакти-гьяны), содержащегося в священных писаниях, и вовлекаемся в плутни себялюбивых непреданных, тем самым выбрасывая свою драгоценную жизнь на помойку ненависти к Господу?» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Брахман и вайшнав»).

 

«Кто-то может спросить: "Я слушаю и воспеваю мантру много лет, выполняю указания садху, гуру и вайшнавов. Почему же я совсем не прогрессирую на пути преданного служения?" Это вопрос сумасшедшего человека, безумца. Ответ даёт Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе»: "Вы не прогрессируете, потому что в вашем сердце присутствует лицемерие и хитрость". Они присутствуют не в грубой, а в тонкой форме. Хотя вы совершаете шравану и киртану, слушаете и воспеваете, выполняете какое-то служение, всё же вы совершенно не прогрессируете. Джива Госвами также утверждает, что вы можете сотни жизней поклоняться Господу Вишну, но если вы непочтительно относитесь к вайшнаву, дорогому преданному Господа Вишну, Господь Хари не будет вами доволен. Вы лицемерны. У вас нет полной веры, сильной веры. Возможно у вас есть небольшая, слабая, податливая вера (комала), но нет непоколебимой веры (ништхи). У вас есть желания, отличные от бхакти, и поэтому ваше внимание отвлекается на материальные объекты, женщин, деньги и т.п. Вы не заботитесь о своём бхаджане, вы ленитесь в садхане и при этом ещё и кичитесь своими достижениями» (Ш.Гоур Говинда Свами, Бхуванешвар. 21.04.1995г.).

 

«Если же человек не предан Кришне, всем его достоинствам грош цена. Такой человек действует на уровне ума, поэтому не имеет никаких хороших качеств» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Совершенные вопросы, совершенные ответы», стр. 68).

 

«Когда из зависти – из ненависти к чужому успеху, в духе противостояния, ценой колоссальных средств и усилий пытаются подражать самым дорогим слугам Шри Гурудева в самом дорогом для него служении, то это не гуру-сева. В попытках по-настоящему служить гуру не будет ни следа зависти, ни тени гордости, – в сердце вспыхнет даинйа (признание себя ничтожным), не оставив места даже слабейшему желанию причинить кому-то вред, и будет болью проникнутая молитва о пригодности к настоящей севе: “Смилуется ли Шри Гурупад-падма, примет ли служение от этого бесполезного слуги?»" (Ш.Бхакти Прамод Пури Махарадж, «Гуру-сева»).

 

«Нам предстоит довольно много изучить. Для того, чтобы изучить все эти книги полностью, потребуется как минимум двадцать пять лет. Вы все молодые люди. Я обращаюсь к вам: займите своё время изучением книг, воспеванием мантры, поклонением Божествам, проповедью, распространением книг. Не будьте ленивы. Всегда оставайтесь заняты. Это и есть сознание Кришны» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Мексика. 11.02.1975г.).

 

«Завистливые люди везде находят недостатки. Если на самом деле недостатков нет, то они их придумают. Это их занятие. Множество людей завидовало моему Гуру Махараджу (Ш.Гауракишоре дас Бабаджи), но он проповедовал и не обращал на них внимания» (Выдержки из писем Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, 70.11.1941г.. «Луч Вишну», стр. 142).

 

«Мы настаиваем на том, что каждый человек должен быть очень и очень разумным, и тогда он сможет понять Кришну. Быть наивным, невежественным простаком – не самое лучшее» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Совершенные вопросы, совершенные ответы», стр. 72).

 

«Нельзя поклоняться гуру-бруву, так называемым гуру, так как это будет неуважением к гурупад-падме (истинному гуру)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати, «Шри Гауракишор – идеальное Божество отречения»).

 

«Мой Гурудева (Ш.Гауракишор дас Бабаджи) пребывает в разных образах (акханда). Если бы он не существовал в самых разных формах, кто бы меня защищал (даже после его ухода в апракат-лилу)?» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Журнал «Гаудия». Из «Никата-кала-варти Чара Рупануга вайшнава ачарья»).

 

«Пока человек не почувствует отвращения к материальному миру, следует считать, что он ещё не получил духовного понимания. ... Тот, кто вступил в область преданного служения, теряет всякий вкус к этому материальному миру» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Майяпур. 22.02.1976г.).

 

«Преданный (вайшнав) – это тот, кто всегда (24 часа с самозабвением) доставляет удовольствие Кришне. Это единственная его забота, единственное занятие. Таков (подлинный) преданный» (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. «Совершенные вопросы, совершенные ответы», стр. 52).

 

«Хотя имеется так много признанных личностей в линии Гаудий, которые представляют свои различные суждения, мы, тем не менее, являемся верными последователями Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами» (Ш.Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж, Фаридабад, 09.09.2016г.).

 

«Не запирайте Шри Чайтанью Махапрабху в своей комнате (позволяйте другим посещать Божества) и не извлекайте из Него какую-либо денежную прибыль. Это не приветствуется» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Майяпур. 30.03.1975г.).

 

«У меня есть бхрама, я совершаю ошибки, я в иллюзии. Всё же я занимаю положение учителя. Это обман. Если вы обладаете недостатками, если в вашей жизни так много недостатков, как вы можете стать учителем? Вы обманщик. Никто не является учителем (не будучи сиддха-вайшнавом), как можно стать учителем, не став совершенным (т.е. уттама-вайшнавом)? Вот что происходит» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бомбей. 02.04.1974г.).

 

«Постарайтесь забыть себя, забыть, где вы находитесь и что делаете. Забудьте всё и полностью сосредоточьтесь, тогда вы поймёте об этой любви (гопи) что-то. Вы слабеете, потому что не делаете этого» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 24.06.2001г., Бирмингем, Англия).

 

«Привязанности, определяемые мирскими отношениями, – это майя, потому что телесные и умственные связи возникают под влиянием внешней энергии. Истинное родство – это родство душ, основанное на родстве с Высшей Душой» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 265).

 

«Чтобы побороть иллюзию, нужны решимость и чёткий план действий. Иллюзия – не простой враг, она внутри каждого из нас. ... Нерешительность происходит от невежества. Садху и шастры – на них наша надежда» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово Хранителя Преданности»).

 

«Людям нравится рассматривать картинки, на которых Кришна обнимает Радхарани, причём оба Они изображены как обычные юноша и девушка. Люди не понимают, кто такой Кришна, и таких недостойных рисунков надо избегать. Кришна – Верховный Повелитель. Лучше бы они нарисовали, как Кришна управляет вселенной. Такие картины нужнее этих дешёвых изображений» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 259).

 

«Сомнения и подозрения – наши злейшие враги. Можно быть в двух шагах от истины, но сомнения, как следствие прошлой кармы, не позволят сделать этот шаг, и мы будем вновь обречены ходить вокруг да около» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Слово Хранителя Преданности»).

 

«…люди могут выдавать себя за учёных и философов, но на самом деле они не обладают знанием и обманывают других. Всё это очень печально, и потому я обращаюсь к участникам Движения сознания Кришны: бросьте вызов этим мошенникам, которые обманывают всё человечество, развенчайте их теории. У людей не должно складываться впечатление, будто преданные Кришны – банальные сентименталисты. Напротив, они – величайшие философы и величайшие учёные. ... «…те, кто обладает сознанием Кришны, тоже должны уничтожать врага, но не оружием, а логикой, аргументами и знанием. Общаясь с демоном, необходимо с помощью логики и аргументов, уничтожить его демонические наклонности и превратить его в преданного, в благонравного человека. В нынешнюю эпоху, в Кали-югу, люди и без того несчастны, поэтому уничтожать их физически было бы слишком жестоко. Надо воевать с помощью доводов, доказательств и научного духовного мировоззрения» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 258).

 

«Важно понимать, какой вклад Шрила Рупа Госвами внёс в нашу сампрадаю, и почему Шри Чайтанья Махапрабху приходил в этот мир. Он пришёл, чтобы указать на высшую цель жизни: стать пылинкой у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами и служить Шримати Радхике под руководством Шрилы Рупы Манджари. Все ачарьи нашей парампары стремились к этой высшей цели» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Матхура, 16.06.2008г.).

 

Кто такой каништха-адхикари?

«Каништха-адхикари не знает, что Верховный Господь способен существовать за пределами церкви или храма. Такой человек, гордясь своими обрядами (атмано бхакти-дарпатах), не представляет, что кто-то может быть более благочестивым; он даже не понимает, что другие преданные достигли больших успехов в духовной жизни. Таким образом, он не в состоянии по достоинству оценить преданных категорий мадхьяма и уттама, и порой, движимый гордыней, он осуждает более возвышенных вайшнавов. Иными словами, каништха пренебрежительно относится к опытным преданным Господа, не зная, какое возвышенное положение занимают эти проповедники и полностью осознавшие себя души.

Достижения так называемых великих людей этого мира кружат голову каништхам. Это ещё один признак этого уровня. Считая физическое тело своим «я», каништха с трепетом относится к материальным достояниям, тем самым принижая положение Верховного Господа, Вишну. Не удивительно, что каништха-адхикари сердится, слыша, как преданный второй категории (мадхьяма) осуждает тех, кто не предан Господу. Прикрываясь красивыми словами о сострадании и добром отношении к людями, каништха-адхикари восхищается мирскими талантами таких материалистов. Поскольку каништхе недоступны возвышенные сферы преданного служения и безграничное трансцендентное блаженство, даруемое сознанием Кришны, он воспринимает бхакти просто как религиозный аспект жизни и считает, что на свете есть ещё много чего приятного и достойного внимания. Потому он выходит из себя, если преданный второй категории, который видит Кришну повсюду, критикует непреданных. ...

По мнению Шрилы Дживы Госвами, каништха-адхикари, не способный должным образом уважать преданных, не сможет правильно относиться и к обычным живым существам, а потому, пока он не обретёт понимания более высокого уровня, он не подходит для проповеди. Шрила Джива Госвами продолжает: ийам ча шраддха на шастрартхавадхарана-джата. Вера каништха-адхикари не основывается на утверждениях ведических писаний, поэтому он не может понять возвышенного положения Верховного Господа, пребывающего в сердце каждого. Следовательно, он не способен ни по-настоящему проявить любовь к Богу, ни оценить возвышенного положения преданных Господа. Кришна славен, и Его близкие слуги тоже достойны прославления. Но каништхе это неизвестно. Так же бросается в глаза отсутствие у каништха-адхикари важной особенности вайшнава – способности выражать почтение другим (аманина манадена киртанийах сада харих)....

Пока человек остаётся преданным третьей категории (каништхой), у него нет трансцендентной способности оценить блаженную реальность личных вещей и спутников Господа. ...

По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, неспособность каништха-адхикари оценить преданных Господа, Его собственность и окружение говорит о том, что такие материалистичные вайшнавы всё ещё находятся под влиянием умозрительных теорий карма-вади и майявади – тех, кто привязан к чувственным удовольствиям и рассуждениям о безличном Абсолюте. ...

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что проведя сотни жизней в неустанном поклонении Божеству Господа Васудевы, человек поймёт истинную природу Его трансцендентного имени и мантр, и оковы материалистичного взгляда на мир ослабнут. По мере того, как каништха-адхикари понимает, какими идеалами должны жить преданные и о чём думать, и серьёзно старается перейти на более высокую ступень, его материалистическое мировосприятие исчезает само собой. ...

Если под лозунгом развития в себе сознания Кришны человек отказывается проповедовать, а вместо этого просто собирает средства к существованию, его отношение к другим живым существам нельзя назвать добрым. Это признак преданного третьей категории (каништхи)» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Шримад-Бхагаватам», 1.2.47).

 

«Тела истинных гуру и вайшнавов состоят не из плоти и костей, подверженных постоянным изменениям и тлену. Это вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, самого милостивого воплощения Кришны» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, «Диг-даршини-вритти»).

 

«Мы должны слушать писания такими, как они есть (обретать самбандха-гьяну). Только тогда от наших усилий (абхидхея) будет толк» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 205).

 

«Нет иного пути, кроме гуру-севы. Если кажется, что всё есть, но нет веры в гуру, – значит у вас нет ничего» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, Матхура, Шри Кешаваджи Гаудия Матх, 24.08.2005г.).

 

«Вы можете не знать санскрита – для бхакти это не препятствие. Бхакти обладает свойством апратихата: ничто не может помешать развитию бхакти» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 204).

 

«Хотя многие преданные и показывают себя внешне вайшнавами, они не испытывают никакого стыда, когда ведут себя ненадлежащим вайшнаву образом, и их недостатки выходят на свет. Они воспринимают поправки и рекомендации в свою сторону, как нападение на свой личный престиж и чувство собственного достоинства, хотя внутренне могут признать свои недостатки, хорошенько всё обдумав. Даже когда писания и пример возвышенных личностей не поддерживают их взглядов, то подобные люди продолжают защищать свои проступки. Подобным упрямством они лишь навлекают на себя беду» (Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, из книги «Мои возлюбленные учителя». Прославление Ш.Бхакти Гаурав Вайкханас Госвами Махараджа).

 

«Шри Чайтанья Махапрабху учит: киртанийах сада харих – «Нужно говорить о Кришне день и ночь (нирантара)». Это главное занятие преданных, обладающих сознанием Кришны» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 203).

 

«Обыватели этого мира не могут понять слова Бхагавана, слова Шримана Махапрабху, божественную жизнь чистых преданных, но если в сердце появляется стремление служить Бхагавану, то способность помнить о Шри Хари приходит в любых обстоятельствах» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Письмо к ученице. Майяпур, 1927г.).

 

«Люди, слушая неавторитетных толкователей, проявляют больше интереса к рассказам о Его отношениях с гопи. Такая склонность говорит лишь о похотливости слушателей, и истинный рассказчик (проповедник) не станет потворствовать им» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 199).

 

«Первое, что должен сделать человек, – это найти знающего, авторитетного проповедника и слушать его. Если процесс слушания совершенен, все другие составляющие преданного служения сами собой будут совершенными» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 198).

 

«Не смейте имитировать вайшнавов, иначе сгорите дотла. Молитесь о служении им без притворства (капатьи). … Тому, кто служит гуру и вайшнавам со скрытыми мотивами, нагло считая себя севаком, гуру и вайшнавы дадут материальные достояния, почёт и престиж, таким образом посылая этого человека подальше» (Ш.Джаганнатха дас Бабаджи, «Упадешавали», 10, 14).

 

«Понимать истинное положение вещей – значит обладать знанием» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Молитвы царицы Кунти», стр. 87).

……………………………………………..

Компиляция ссылок: Ари Мардан д.

Редакция: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи