Почва для размышлений. Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи. Часть 13.



Почва для размышлений
Цитаты выдающихся вайшнавов Гаудия-сампрадаи
Часть 13
«Перед тем, как получить даршан какого-либо Божества Бхагавана, Шрила Вайкханас Госвами Махарадж всегда спрашивал: ''Кто установил эти Божества?'' Если ему сообщали, что Их установил истинный вайшнав (маха-бхагавата), то он предлагал мурти свои пранамы. Но если это было не так, то следующим его вопросом было: ''Получал ли выдающийся вайшнав когда-либо Их даршан?'' Если ответ был положительным, то он предлагал свои пранамы. А если нет, то немедленно уходил» (Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, из книги «Мои возлюбленные учителя». Прославление Ш.Бхакти Гаурав Вайкханаса Махараджа).
«Вы не можете быть удовлетворены. Никто никогда не сможет быть удовлетворён. Когда вы встретитесь с Кришной и станете служить Ему, только тогда вы станете удовлетворёнными» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, 14.02.2001г.).
«Часто можно услышать, как кто-то снова и снова настаивает, чтобы вайшнав принял от него служение. Хотя это может быть не очень приятно вайшнаву, он позволяет человеку выполнить такое служение, чтобы тот мог исполнить свои желания и перестать беспокоить вайшнава. Такой энтузиаст может даже почувствовать, что его служение в некотором роде принято, и получить возможность выполнять желаемую деятельность, но подобные усилия не могут считаться истинным служением» (Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж).
«Если преданный во время практики садханы сохраняет представления о себе как о материальном теле, мужчине или женщине, он отклоняется от пути садханы (шуддха-бхакти). Надо отойти от общения с такими людьми и совершать бхаджану под руководством рагануга расика-бхакты» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, комм. на «Манах-шикшу»).
«Просто прими прибежище у истинного гуру-вайшнава (маха-бхагаваты, уттама-адхикари), гаура-прия-джаны, дорогого преданного Гауранги, и просто следуй за ним. Это так легко, но очень трудно для тебя. Почему? Потому что ты не принимаешь то, что говорит Махапрабху. У тебя нет веры» (Ш.Гоур Говинда Махарадж. Майяпур, 1993г.).
«Если я провозглашаю себя брахмачари или санньяси и тайно занимаюсь всякими глупостями, это лицемерие. Лицемерие не позволит сделать ни шага вперёд к духовной жизни» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Гонолулу. 23.05.1976г.).
«Личное стремление быть духовным лидером – опасно. Всегда пытайтесь занять смиренное положение. Совершайте служение незаметно, но непрерывно – такова наша истинная цель» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, «Ко дню явления Ш.Бхакти Прамод Пури Махараджа», воспоминания).
«Раскрой свои глаза, мудха» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Вриндаван. 20.09.1976г.).
«Если гуру говорит: ''Не служи другим вайшнавам. Служи только мне. Давай пожертвования только мне, а никаким другим вайшнавам не давай'', то такой человек не является гуру. Настоящий гуру никогда так не говорит» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, «Мы не господа, чтобы помыкать другими». 1997г., Бэджер).
«Просто повторяя то, что говорит Кришна, становишься Его представителем. Ничего не придумывай. Никакой отсебятины. ... Как только объявляешь себя независимым, сразу становишься негодяем» (Ш.Бхактиведанта Свами, Вриндаван. 20.09.1976г.).
«Если ученик понимает, что гуру неспособен утолить его жажду служения по отношению к ишта-деву, нет необходимости полностью следовать указаниям такого учителя. В таком случае следует подумать, стоит ли исполнять данное наставление или нет» (Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, «Парашурама-джаянти»).
«Вайшнавизм не имеет никакого отношения к фанатизму» (Ш.Бхакти Вибуддха Боддхаян Махарадж).
Кто в действительности может слышать голос Бога из сердца? Ответ: «Поскольку обусловленные души, обитатели материального мира, охвачены вожделением, они не могут постичь Верховного Господа, несмотря даже на то, что Он пребывает в сердце каждого. Именно из-за своей глупости человек не слышит указания Господа, хотя Господь готов давать их каждому и изнутри, и снаружи» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Шримад-Бхагаватам», 8.24.52).
«Пока преданный не обретёт качеств мадхьяма-адхикари, для которого телесные связи этого мира лишены значимости, ему нельзя оставлять дом и семью. В противном случае человек вернётся в семью, или же, оставшись в матхе, будет думать лишь о положении, деньгах и женщинах» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, «Вайшнава-таттва», стр. 49).
«Дикша-гуру должен обладать всеми перечисленными качествами маха-пуруши и сад-гуру (уттама-вайшнава). Дикша-гуру должен основательно знать заключения Вед, умело их излагать, непосредственно лицезреть и сознавать Бхагавана и никоим образом не быть привязанным к материальным объектам чувств. Если он обладает этими качествами не в полной мере, его ученики потеряют веру» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, комм. на «Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху», стр. 30).
«Духовным учителем не может быть тот, кто не является жителем Кришналоки (нитья-сиддха-парикаром, вечным спутником Бога). Это первое утверждение. Лжец не может быть духовным учителем, но если стал, то он будет доставлять беспокойства» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, письмо от 10.06.1969г.).
«Гаудия Матх утверждает: все живые существа этого мира без исключения – наша родня, включая птиц, животных и растения» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).
«Преданный-неофит (каништха-адхикари) обладает множеством недостатков, и поэтому не в состоянии прославить Кришну и Его преданных достойным образом. Но несмотря на это, если он не станет делать этого, все его недостатки останутся с ним» (Ш.Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, Введение к «Чайтанья и Его спутники»).
«В течение жизни мы можем встретить множество садху, но наша лживость не позволит нам получить благо от общения с ними. Духовно развиваться мы сможем лишь в том случае, если с искренней верой будем тщательно и непрерывно перенимать безупречный характер подлинного святого, или махатмы, великой души. Помня об этом, нужно близко общаться с садху. Тогда мы постигнем его природу и нрав и сосредоточим усилия на том, чтобы самим стать такими же. Вот чему учит нас «Шримад-Бхагаватам»» (Ш.Бхактивинода Тхакур, из журнала «Садджана-тошани», 1917г.).
«Кечид унмада-вад бхакта бахйа-линга-прадаршаках кечид антара-бхактах сйух кечич чаивобхайатмаках мукха-прасадад дардхйач ча бхактир джнейа на чанйатах – «Некоторые преданные проявляют внешние признаки [любви к Богу, имитируют], и поведение их похоже на поведение безумцев, другие же, напротив, погружены в себя, а в ком-то сочетаются обе природы. Но судить о бхакти человека можно только по его стойкости и исходящим из его уст благим речам, исполненным сострадания, и никак иначе» («Вараха Пурана»).
«Устремлённость мирян, их опьянение, сосредоточенность и решимость так сильны, что не оставляют им почти никаких шансов, чтобы даже помыслить о вечном духовном доме» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).
«Получить инициацию ещё не значит развить духовное знание! Это невозможно. Те, кто создают видимость принятия инициации, желая использовать трансцендентное знание в корыстных целях, истинную инициацию не получают» (Высказывание Ш.Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Из лекции Ш.Шьям дас Бабаджи. Журнал «Бхагавата-дхарма», спецвыпуск 2010г.).
«Гаудия Матх утверждает: «Сначала посвятите себя Кришне и лишь затем называйте себя бхактами (преданными)». … Облачившись в наряды подобно притворщикам и паяцам, можно обмануть людей, но это не принесёт никакого блага ни этим обманщикам, ни обманутым» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).
«(Мирская) Учёность подобна яду! Готовы ли вы это признать? Всё ваше образование – вздор! Вы увязли в грязи. Весь запас ложных сведений о действительности не мешок денег, а мешок булыжников. Ум полон ложных понятий. Готовы ли вы с этим согласиться? Скорее нет, чем да! Что вы на это скажете? Многие из нас гордятся своими познаниями. Но школа бхакти бьёт молотком по голове гьяны, знания. Скорее невежество лучше, чем (искажённое) знание. Можете ли вы принять это? (Ложное) Знание опаснее невежества!» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж).
«Гаудия Матх провозглашает, что тот, кто не обладает безупречным характером, не может даже называться человеком, что говорить о человеке глубоко религиозном» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).
«Я много раз говорил, что качество и количество не могут в этом мире существовать одновременно. Мы не можем ожидать этого. Эти параметры не могут быть проявлены не исключая друг друга. Чем-то вам всё же придётся пожертвовать» (Ш.Шьям дас Бабаджи. Майяпур. 01.03.2020г. «Гуру-таттва»).
«Настоящая джива-химса (насилие над живыми существами) – это когда мы не желаем помочь живым существам. Как тогда дживатма может обрести вечное благо? Из-за своих корыстных целей вы не говорите душе о высшем благе. Это называется джива-химсой. Самая наихудшая джива-химса – это обманывать других относительно достижения наивысшего блага (премы, принятия сад-гуру и т.п.). Слово джива-химса имеет очень глубокое значение. Некоторые знают многое, но тем не менее всё равно обманывают людей, говорят им полуправду, не открывают полноты абсолютной истины из-за страха, что кто-то будет как-то противится этому, как-то препятствовать. Если мы скрываем и не говорим полноценно об Абсолютной Истине, то являемся насильниками» (Ш.Шьям дас Бабаджи. Лекция, Майяпур. 01.03.2020г.).
«Все те, кто погряз в грехах, кто слепо следует (т.е. фанатики) за слепыми вождями, находящимися под чарами иллюзии, кто бездумно скитается по этому миру, подобно страннику, утратившему свою цель, – все эти люди находят много времени на то, чтобы заниматься чем угодно, только не хари-киртаном» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).
пратибимбас татха чхайа бхедататтва-вичаратах
бхактй-абхасо двидха со 'пи варджанийах расартхибхих
Знатоки таттвы заключили, что бхакти-абхаса (практика каништха-адхикари) бывает двух видов: пратибимба-бхакти-абхаса и чхайя-бхакти-абхаса. Те, кто желает изведать вкус бхакти-расы, должны всегда держаться в стороне от обоих видов (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Бхакти-таттва-вивека», Глава 2).
«В этом мире есть много тех, кто распространяет вредоносные теории, при этом выступая, как благодетели человечества. Однако такие люди заблуждаются, ошибочно принимая за благо сиюминутные преходящие наслаждения» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).
«Без служения сад-гуру (уттама-гуру) и его милости невозможно войти в царство бхакти» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж, «Упадешавали»).
«Ложный хари-бхаджан не сможет помочь никому. Глупо следовать за слепым вождём, который сам ничего не видит. Как мы можем ожидать от него правильного руководства? Лицемерный духовный лидер с капатьей, двуличием в сердце, более опасен, чем политический лидер» (Ш.Шьям дас Бабаджи, 1.04.2020г.).
«Так называемые знатоки гордятся, сравнивая себя с окружающими (невежами). Они твёрдо уверены в своём превосходстве, и разубедить их очень трудно. С точки зрения положения в обществе они выше обычных тружеников, а поэтому уверены в своём превосходстве. Вот почему спасти их от этого умонастроения труднее, чем избавить обычного труженика от невежества. Последнее сделать легко. Легко дать образование необразованному, но труднее научить “образованного”. Он прочно утвердился в сознании своего превосходства, а потому ни на дюйм не отступит от своей (ложной) позиции» (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, «Проповеди хранителя преданности», Том 2).
«Истинный духовный учитель (маха-бхагавата) в совершенстве осознал Веды и полностью постиг Бхагавана; он непривязан к объектам материальных чувств, он – бриллиант среди преданных и всегда погружён в воспевание имён Бхагавана. Только приняв прибежище у такого сад-гуру, можно встать на путь шуддха-бхакти, чистого преданного служения. Истинный духовный учитель не пытается угодить тем, кто погружен в чувственные удовольствия; не имеет тяги к накопительству и не идёт на поводу у чувств; он не стремится достичь райских планет или обрести освобождение. От самозванцев, которые занимаются подобной деятельностью, выдавая себя за гуру, следует держаться как можно дальше» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Из «Упадешавали», 10-11).
«Существует множество лицемерных сект, которые пытаются подделать бхакти, перенимая атрибуты псевдо-преданных, однако они совершенно не понимают, что бхакти должно идти из глубины души. Некоторые из таких притворщиков движимы целью просто набить свой желудок, другие желают прославиться, а иные подражают великим, чтобы обманывать людей» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927г.).
«Человек никогда не освободится из сетей майи, если не примет маханта-гуру (гуру уттама-адхикари) и не будет заниматься гуру-севой» (Ш.Джаганнатха дас Бабаджи. «Упадешавали», 25).
«Репортер: Хотелось бы знать, сколько, по вашему мнению, людей попалось на удочку лжегуру?
Шрила Прабхупада: Попадается практически каждый. (Смех.) Здесь нечего считать. Каждый.
Репортер: То есть тысячи людей, не так ли?
Шрила Прабхупада: Миллионы. Миллионы обмануты, потому что хотят быть обманутыми. Бог всеведущ. Он может понять ваши желания. Он в вашем сердце, и, если вы хотите быть обманутым, Бог посылает вам обманщика» («Наука самоосознания», глава 2).
«Не следует, даже в уме, бить в барабан самопрославления, думая: «Я совершил служение». В противном случае, служение такого человека даже не может называться севой» (Ш.Джаганнатха дас Бабаджи. «Упадешавали», 7).
«Если по великой удаче к дживе приходит шраддха, то джива должна искать садху-сангу» (Соответственно: отсутствие веры не развивает влечения к садху-санге) (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, «Преступление против сердца Кришны»).
«Далее ты спрашиваешь: "Могут ли несколько чистых преданных освободить других?" Любой, если он является чистым преданным, может освободить других, он может стать духовным учителем. Но если он не находится на этом уровне, ему не следует пытаться делать это, поскольку оба («учитель» и «ученик») отправятся в ад, подобно слепым, ведущим слепого» (Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, письмо от 14.12.1972 г.).
«Гораздо лучше работать на полях и поливать растения для служения вайшнавам, чем невнимательно перебирать чётки сотни тысяч раз во время воспевания харинамы. В результате служения вайшнавам человек обретает настоящий, искренний вкус к воспеванию святых имён Хари» (Ш.Джаганнатха дас Бабаджи. «Упадешавали», 9).
«Гаудия-гоштхипати Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупада сказал: "Я предамся только такому учителю, который сможет даровать высшее (прему), настоящее, вечное благо. Я предамся только сат-гуру"» (Ш.Шьям дас Бабаджи. Лекция, Майяпур. 01.03.2020г.).
«Не смей терять ни единого момента своей жизни, не проповедуя, не слушая хари-катху и не занимаясь вайшнава-севой, иначе майя поглотит тебя» (Ш.Джаганнатха дас Бабаджи. «Упадешавали», 25).
джата декхо ваишнавера бйабахара духкха
нишчай джанихо – сеи паранандо-сукха
«Сколько бы вы ни видели, что вайшнав с общепринятой точки зрения страдает, знайте твёрдо – это высшее счастье» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья, 9.240.).
«Чем больше и искреннее мы служим словам духовного учителя, донося до других его учение, тем сильнее будет разгораться в нашем сердце желание общаться с ним лично, видеть его, прикасаться к нему, служить ему. Только тогда мы поймём, что такое истинная разлука» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Истинная разлука»).
«Степень предания человека Шри Хари не может быть измерена в соответствии с оценкой обычных людей (например каништха-адхикари). Человек может внешне проявлять великий уровень отречения, непривязанности и настроения преданности, будучи в глубине души лицемерным. Поэтому даже такие проявления никогда не могут быть проявлением истинного отречения (вайрагьи). Подобные проявления также нельзя называть и бхава-бхакти» (Ш.Гауракишор дас Бабаджи, «Упадешавали», 6).
«В каком месте Господу нравится держать Своего преданного, в этом месте и следует находиться, забыв о собственном горе» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Письмо к ученице. Майяпур, 1927г.).
«Господь не терпит искажений учения Гаудия-вайшнавов. Превратное толкование божественных отношений между Ним и Его преданными доставляет Ему нестерпимую боль» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Медитация на моего божественного учителя»).
«Мы не должны ждать никакой утопии, даже в духовном мире. Где есть личности, там будут и неизбежные различия, так что не стоит ожидать никакой безупречной организации, тем более здесь, в материальном мире. Даже между гопи порой присутствует зависть, но эта зависть духовна, её не следует понимать в мирском смысле. Одно из качеств преданного состоит в том, что он всегда очень терпим к другим людям, поэтому я прошу вас просто терпеть падения других людей и всегда думать о себе как о самом падшем. Такое смиренное настроение даст вам право очень быстро развиваться в сознании Кришны» (Письмо Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады от 25.05.1972г. к Йерге и Линдону, Ломез).
«Фактически, когда гуру видит в ученике достойного кандидата (сат-шишью) и когда ученик твёрдо уверен в чистоте своего гуру (понимая, а не выдумывая, что он уттама-гуру), тогда только полный поток милости хлынет от гуру к ученику» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, «Гуру-таттва»).
«Благоволения Господа никому не достичь своими собственными усилиями (садханой). Однако, когда по милости Господа благоухание Его лотосных стоп достигнет сердца живого существа, тяготы ума исчезнут, подобно пыли, сметённой с зеркала» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Анубхашья»).
«Указания духовного учителя следует исполнять с усердием, без оговорки и промедления» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Медитация на моего божественного учителя»).
«Истинная гуру-дакшина (долг ученика перед гуру) – это наставлять других в знании самбандхи, абхидхеи и прайоджаны согласно их способностям и как это дано духовным учителем» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Медитация на моего божественного учителя»).
«Если ученики больше не придерживаются принципа во всём следовать указаниям духовного учителя, между ними немедленно возникают разногласия. Любое мнение, отличное от мнения духовного учителя, не имеет никакой ценности. … С этого начинаются все отклонения. Духовное развитие несовместимо с материальными представлениями» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Чайтанья-чаритамриту», Ади, 12.9).
«Не показывайте свою бхакти, свою преданность Радхе и Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху и Нитьянанде Прабху. Храните это в своём сердце, а окружающим говорите: «Ты в порядке? Как ты? Как твои дети? Я так люблю их». Махапрабху продолжает наставлять Рагхунатху даса: «Не выставляй свою веру напоказ». Но к сожалению, это как раз то, что делаем мы» (Ш.Бхактиведанта Нараяна Махарадж).
«До тех пор, пока поведение преданного небезупречно, он не может надеяться стать проповедником и действенно доносить послание духовного учителя» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Медитация на моего божественного учителя»).
«Пока человек не стал достаточно сведущим философом, получив знания по философии Веданты от истинного духовного учителя (уттама-адхикари), его нельзя считать философом-преданным. Человек должен обладать сильной верой, совершенным знанием и отречением, иначе он не может быть чистым преданным» (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада, комм. на «Ш.-Б.», 1.13.40).
«Разлука с духовным учителем – это величайшая боль» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами, «Истинная разлука»).
«Совершайте нама-киртану и посредством неё вы обретёте совершенство. Когда вы обретёте его, вы поймёте, относитесь вы к Голоке, или к Вайкунтхе, принадлежите вы дасье, сакхье, ватсалье или шрингара-бхакти» (Ш.Бхакти Вайбхава Пури Махарадж, «Не обсуждайте – совершайте нама-бхаджан!»).
……………………………………………………..
Компиляция ссылок: Ари Мардан д.
Редакция: Латика д.д.