?

Интервью у Судхармы Прабху. Часть 2.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1317. Опубликовано: 22-01-2016, 13:55

Интервью у Санкаршаны Прабху

Часть 2

 

Ари Мардан д.: Некоторые недобросовестные люди говорят о том, что следует принимать только тех учителей, что не стары, а молоды, поскольку старый духовный учитель скоро умрёт и поэтому у ученика будет мало шансов на то, чтобы обучиться у него духовной жизни. Как Вы прокомментируете такую точку зрения?

Санкаршана Пр.: На мой взгляд это полностью неверное понимание. Оно целиком основано на материальном представлении о вайшнавском посвящении и о вайшнавах. Также хочу отметить, что восприятие гуру с телесной точки зрения является гуру-апарадхой, самым опасным видом оскорбления. «Шримад-Бхагаватам» нас учит:

 

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-дева-майо гурух


«Любой человек должен знать, что гуру – это Я Сам (Кришна), и всегда оказывать ему соответствующее почтение. Он не должен завидовать ему и думать о нём как об обычном человеке, поскольку он представитель всех полубогов» (11.17.27).

Даже об обычных обусловленных душах не следует думать, что они стареют или умирают. Думать таким образом – значит проявлять элементарную безграмотность в вопросе атма-таттвы (науки о душе). Только тело разрушается и потому умрёт. «Бхагавад-гита» (2.20) учит: на джайате мрийате ва кадачин – «душа не рождается и не умирает». Почему же кто-то думает о том, что вайшнав, живущий чистой духовной жизнью, умрёт, если он не имеет кармы? Тот, кто осознал себя, не подвержен смерти.

 

на карма-бандханам джанма ваишнаванам ча видйате

вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинах

 

«Чистый вайшнав не имеет ни кармы, ни рождения, ни смерти. Всё, что он делает, трансцендентно и находится на одном уровне со всевышним Господом» («Падма-пурана», 6.229.57).

Не этично и грешно ожидать смерти того, кто служит Господу всем своим существованием. Бхактиведанта Свами говорил: «Для мыслящего человека смерти не существует, для него существует только Кришна. В этом разница между мыслящим человеком и не мыслящим» (16.10.1975 г.). Лучше думать о совершенном вайшнаве как о том, кто не отличен от Кришны, а не медитировать на то, когда он умрёт. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада писал про таких: «Глупцы считают Кришну обычным человеком, так же, как и Его чистого преданного». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.51, комментарий).

Совершенно недопустимо воспринимать духовного учителя или святого с мирской точки зрения. Писания предупреждают, чем это может закончиться для глупца. В «Шри Чайтанья-бхагавате» (Мадхья, 5.145 и 10.102) сказано:

 

йата папа хайа праджа джанере химсиле

тара шата-гуна хайа ваишнаве ниндиле


«Грех зависти к другим живым существам стократно увеличится, если оскорбление нанесено шуддха-вайшнаву».

Что лучше: принять молодого каништха-гуру или мадхьяма-гуру, которые по определению* ещё не имеют полной реализации Парабрахмана и, соответственно, не способны дать её ученику, или уттама-адхикари-гуру, который являет свои заключительные игры в этом мире? Для зрелых и знающих шастры преданных это риторический вопрос. Известно, что если сад-гуру будет милостив, то он может одарить ученика всей полнотой милости даже за одно мгновение («Ч.-ч.», Мадхья, 22.54):

 

садху-санга, садху-санга, сарва шастра кой

лава матра садху санга сарва сиддхи хой


Один миг общения с истинным садху может даровать все совершенства, вплоть до кришна-премы. И наоборот, если жить как дерево, тысячу лет можно коптить небо, а толку от этого будет мало. Те, кто не имеет подлинной веры в священные писания или в слова Бога, которые я процитировал, вынужден будет искать себе обычного человека в качестве духовного учителя. Даже если через день, после того, как вы получили посвящение у уттама-вайшнава, он покинет видимую реальность, связь с ним уже никогда не прервётся, и ваша любовь и вера в эту личность будет только расти, по мере служения ему и чтения (слушания) его катхи. Такой учитель способен помогать ученику из любого места, где бы он ни находился. Время и пространство не могут ограничить милость духовного учителя**. Совершенный учитель, приняв ответственность перед Богом за ученика, несомненно, будет всегда заботиться о нём, где бы он ни находился или где бы не находился его ученик.

Сат-гуру не отличен от Шри Хари, и потому думать о нём, испытывать тоску от разлуки с ним и сожалеть, что не успел получить достаточного общения - всё это очистит намного сильнее, чем ежедневное слушание катхи от каништха или даже мадхьяма-гуру. Почему это так? Потому что не достигшие совершенства гуру не вышли на уровень безграничного бытия, в то время как уттама-адхикари-гуру уже пребывает в гармонии с неограниченной силой Бога. А теперь сравните безграничное с ограниченным. Что весомее?

В «Бхагавад-гите» (2.72) Шри Кришна говорит, что даже если духовное осознание придёт к человеку в последний миг его жизни, он войдёт в царство Бога. Конечно, этот стих нельзя на сто процентов соотнести с обсуждаемой темой, но всё же параллель имеется.

До тех пор, пока ученик не встретил по-настоящему сознающих Кришну и любящих Его вайшнавов, вся его духовная практика - лишь подготовка к этому моменту. Настоящий прогресс начнётся именно после обретения связи с подлинным учителем бхакти. При этом немало зависит и от самого ученика. Как бы то ни было, но в век вражды и лицемерия, можно сказать - в век воплощения самых деградированных джив, чего только не услышишь. Печально, что теперь судят о сат-гуру по его возрасту. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Паюша-варшини-вритти» (комментарии на «Упадешамриту») пишет: «Не следует видеть в чистых преданных недостатки и считать их обусловленными душами. Нечистота, физические изъяны, непривлекательность, старость и так далее – таковы бывают телесные недостатки. Низкое происхождение, резкость, медлительность и т. д. — все это относится к недостаткам, свойственным природе человека. Вода Ганги считается чистой, даже когда покрывается пузырями, пеной и грязью. От этого она не утрачивает своей духовной природы. Так и вайшнавы, осознавшие свою духовную природу, не оскверняются, когда их тело подвергается естественным изменениям, таким, как рождение, старение и смерть. Тот, кто хочет погрузиться в бхаджан, ни в коем случае не должен относиться к чистым вайшнавам неуважительно, ибо тем самым он совершит оскорбление».

Давайте вспомним историю прошлых посвящений, которые давали ачарьи в других школах Гаудия-вайшнавизма. Когда Бхактиведанта Свами Прабхупада достиг преклонного возраста, он начал давать посвящения западным людям. Когда Ваш духовный учитель был примерно в таком же возрасте, он тоже начал принимать учеников. Никто тогда не сказал про их старость, как об изъяне. Наоборот, многие очень ценили их за пролитую милость, прославляя за решение давать посвящения. Более того, желание дать посвящение большему числу учеников проявилось у Вашего духовного учителя именно в его последние годы пребывания в пракат-лиле. Он совершенно никому не отказывал.

Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж начал давать посвящения, когда ему было уже почти девяносто лет! Не нашлось ни одной личности среди старших или младших преданных, которые сказали бы о нём, что он бесполезен для своих учеников, поскольку стар и вот-вот оставит этот мир. Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха – Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж также принимал учеников, будучи в очень преклонном возрасте. Кстати, я заметил такую особенность: чем старше вайшнав, который даёт инициацию, тем больше возникает веры в него у людей. Трудно верить в того, кто молод и не опытен, даже если он наделён какими-то талантами в бхакти. Сколько талантливых преданных были приняты за истинных гуру, а впоследствии оставили своих учеников или пали? Нам нужно знать и помнить историю.

Шри Радха-раман дас Госвами в «Упадеша-пракашика-тике» пишет: «Духовное тело совершенного преданного не имеет никаких материальных недостатков, поэтому искать их у него считается оскорблением». Мы ни в коем случае не должны повторять ошибки тех личностей, которые видят садху через призму мирского сознания, иначе у нас появятся серьёзные проблемы в духовной жизни.

 

Ари Мардан д.: Как долго Вы принимали решение получить посвящение у Шрилы Бхарати Махараджа? Как лично Вы смогли оценить его до того, как встретили?

Санкаршана д.: Это хороший вопрос. До получения посвящения у Шрилы Бхарати Махараджа я молился уже не один год об общении с садху высокого уровня. Я был готов просто принять шикша-гуру, поскольку не думал, что меня могут исключить из организации, где я находился раньше. Что поделать, это случилось. Через некоторое время после этого Шрила Бхарати Махарадж начал давать инициации. Благодаря этому я смог получить харинаму, и, даст Бог, планирую получить также дикшу в следующем году. Хотя в жизни всегда найдутся причины для разочарования и печали, тем не менее, Господь всё устроил самым наилучшим образом. В прошлом я даже начал бояться, что мне уже не будет суждено в этой жизни обрести связь с подлинным духовным учителем. Однако пришло время, и Господь, скорее всего, увидел какую-то толику искренности во мне. После этого всё произошло буквально в считанные месяцы.

Сейчас Шриле Бхарати Махараджу почти девяносто лет. Он явил в своей жизни пример прекрасного бхакти, поэтому я могу со всей уверенностью полагаться на него. Идеальная репутация учителя – гарант веры ученика. У него за плечами десятки и десятки лет идеального вайшнавского поведения, проповеди и служения! Адхикара гуру – это недешёвая вещь. Я считаю, что он, несомненно, и раньше был квалифицирован как гуру, и для многих его жизнь – это показатель и урок. Святые предупреждают: не нужно торопиться занять положение гуру. Более того, иметь такое желание - скверна. Нужно желать стать чистым преданным, а когда придёт санкция из мира Абсолюта, тогда принять приказ свыше и раздавать милость. В каком качестве Кришна пожелает использовать нас, такое положение нам и следует принять.

Я услышал о Шриле Бхарати Махарадже до посвящения за несколько месяцев. Меня побудили принять посвящение у него в конечном итоге: его катха и личное общение. Как только я начал читать его лекции в интернете, я сразу почувствовал шакти настоящего ачарьи. От его лекций ко мне приходило много радости и вдохновляющей энергии. Временами я вскидывал руки и кричал: «Харибол!» Я хочу поблагодарить Вас и всех тех, кто неустанно трудился над его хари-катхой, переводя, транскрибируя и публикуя его замечательные выступления. Необходимо продолжать это активно делать и вдохновлять его учеников новыми публикациями.

Также, безусловно, много понимания положения моего Гурудева пришло от старших преданных. Среди них есть также и ученики Шрилы Бхактиведанты Свами. Меня вдохновило мнение, выраженное шикша-учениками Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа о Шриле Бхарати Махарадже. Некоторых из них я видел в обществе моего Гурудева, когда был с ним. Вы ранее публиковали интервью с ними на эту тему на сайте*** Шрипад Падманабха Махарадж, принимает моего Шрилу Гурудева, как своего шикша-гуру и уттама-вайшнава. Шрипад Б.В. Неми Махарадж очень любит Шрилу Бхарати Махараджа и навещает его каждый год, слушая катху Гурудева и привозя с собой к нему учеников. Шрипад Бхактиведанта Ашрам Махарадж и Шрипад Бхагават Махарадж, Шрипад Бон Махарадж также глубоко почитают моего учителя. Я уже не говорю об известной всем возвышенной ученице Шрилы Прабхупады - Шримати Шьямарани деви даси, которая высоко чтит Шрилу Бхарати Махараджа и приезжает к нему каждый год. Очень сильно вдохновили меня слова Шримана Враджанатхи Прабху. Я хочу привести отрывок из его интервью для читателей «Сат-сампрадаи», чтобы они могли понять, что я имею в виду:

«Шрила Гурудев всегда относился к ним (Ш.Б.Валлабхе Тиртхе Махараджу и Ш.Б.В.Бхарати Махараджу), как к очень близким друзьям, как к духовным братьям. Те искренние преданные, которые видели, как Шрила Гурудев оказывал им почтение, сразу же обретали в своих сердцах веру в их трансцендентные качества. Я смотрю на то, как Ш.Б.Валлабха Тиртха Госвами Махарадж и Ш.Б. Вигьяна Бхарати Махарадж относятся друг к другу. Их поведение и, особенно, их желание исполнять приказ своего духовного учителя - Ш.Б.Дайита Мадхавы Госвами Махараджа сильнейшим образом убеждает меня в том, что они - удивительные, идеальные вайшнавы в нашей вайшнавской семье. Чтобы быть успешными в своей духовной жизни, мы должны получать благословения и общение через слушание хари-катхи идеальных вайшнавов. Так же, как и наш Шрила Гурудев, они постоянно погружены в молитву и плач, взывая о милости и обращаясь к своему духовному учителю****.

Я могу порекомендовать всем, кто ищет подлинного блага, желая обрести бхакти, обратиться к этим двум идеальным вайшнавам. В их присутствии, общаясь с ними, мы чувствуем освобождение от всех проблем и беспокойств. Мы вспоминаем в этот момент своего духовного учителя Шрилу Гурудева (Ш.Б.В.Нараяну Махараджа), как мы ощущали себя в его обществе. Я чувствую себя очень вдохновлённым. Если кто-то спросит меня: «Кого бы вы могли порекомендовать мне в качестве духовного учителя? К кому я могу пойти? Есть ли чистый преданный на планете?» Без сомнений и раздумий я порекомендую им: «Вы можете пойти к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу и общаться с ним».

Хотя у Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады есть много последователей, но только те из них, кто действительно следует его наставлениям, и идут по его стопам, будут признаны как его подлинные последователи. Среди учеников Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады истинным последователем является Шрила Гоур Говинда Махарадж. Он дал всему миру суть, метод, позволяющий правильно понять послание чистого бхакти. Он путешествовал без устали по всему миру. Он - настоящий, подлинный преемник Шрилы Свами Прабхупады. И таким же является наш духовный учитель – Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. И если мы хотим обрести эту крипу (милость), обрести дар, который он жаждет дать нам больше всего (шуддха-бхакти), тогда нам нужно общаться с теми возвышенными вайшнавами, у кого есть это бхакти, кто очень добр и милостив. Это особое качество святых. Они так добры, что не разделяют преданных на своих и чужих. Нет! Они видят всех другими глазами, они хотят помочь всем. Ш.Б. Валлабха Тиртха Махарадж и Ш.Б. Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж относятся именно к этой категории вайшнавов (т.е. маха-бхагаваты). Они такие же, как Бхактиведанта Свами Прабхупада, как наш Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и как Шрила Гоур Говинда Махарадж. Они настоящие, подлинные вайшнавы. И те, кто получат их милость, как посредством посвящения, так и посредством слушания их хари-катхи, будут бесконечно благословлены».

Я никогда не слышал от Шримана Враджанатхи Прабху, чтобы он кого-то ещё так сильно прославлял, сравнивая Шрилу Гурудева и Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа с такими возвышенными вайшнавами, как Шрила Прабхупада и Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Шриман Према-прайоджан Прабху и Шрипад БВ. Шридхар Махарадж из Рупа-Санатана Гаудия Матха также встречаются время от времени с моим Гурудевом. Недавно я узнал, что Шрипад Мадхава Махарадж преподнёс в дар моему Гурудеву тапочки. Он считает моего учителя старшим и потому старается по возможности служить ему.

Подчёркивая позитивную роль старших преданных, я хочу публично выразить им свою сердечную благодарность.

 

Ари Мардан д.: Получали ли Вы от своего духовного учителя какие-то наставления? Если да, то, что это были за указания?

Санкаршана Пр.: Да, я спросил Шрилу Гурудева, как я могу служить ему? Он сказал, что я должен основное внимание уделять воспеванию святого имени, а остальное проявится из повторения маха-мантры. В оставшееся время он сказал выполнять любое служение, которое подходит для меня. Также сказал завести коробку с надписью «Хари Гуру и Вайшнавы» и каждый день что-то туда откладывать, чтобы потом это пожертвовать им. Это могут быть деньги или вещи, не важно. Так я смогу лучше помнить об этих трансцендентных личностях и быстрее прогрессировать.

Шрила Гурудев в одной катхе говорил, что служение должно быть обязательно дано учителем или старшими вайшнавами, тогда оно принесёт максимальное благо. Оно не должно быть выдуманным. Хотя для начала лучше делать хоть что-то, чем ничего. Однако, если знаешь, как удовлетворить гуру лучшим образом, то нет смысла что-то выдумывать и делать, как придётся.

 

Ари Мардан д.: Какие реализации Вы смогли обрести, общаясь со своим духовным учителем? Что стало для Вас очевидным в духовной жизни?

Санкаршана Пр.: Два месяца проведённых в обществе Шрилы Бхарати Махараджа явно не прошли для меня даром. Я получил некоторые реализации, которые хочу сохранить в своём сердце. Это не из разряда сокровенного в бхаджане, поэтому могу со всеми вкратце поделиться.

Я отметил для себя несколько моментов. По крайней мере, когда я был в его обществе, мне захотелось избавиться в своей жизни от негативного отношения к кому бы то ни было, даже если оно полностью оправдано. В современном вайшнавском мировом сообществе происходит много такого, что будоражит ум, а некоторые вещи откровенно вызывают сильный протест. Невыносимо терпеть лицемерие в религии, или обман, когда других преданных вводят в заблуждение. Хочется им как-то помочь, но это не редко связано с погружением в отрицательные качества тех, кто совершает неблаговидные поступки. Однако общество Шрилы Бхарати Махараджа повлияло таким удивительным образом, что захотелось полностью абстрагироваться от чьих-либо недостатков и забыть обо всём негативном. В «Шри Упадешамрите» говорится, что уттама-вайшнав лишён малейшего желания искать недостатки в других – ниндади-шунйа. Шрила Бхарати Махарадж именно таков, и я думаю, что мне невольно удалось отразить лучик его настроения. В то же самое время хочу сказать, что отраженная милость ещё не становится нашим достоянием.

Также, у меня появилась решимость и большое вдохновение совершить некоторые шаги по улучшению своей ежедневной духовной практики. Я считаю это немаловажным обретением! Раньше я не так ясно понимал, что всем, чем я обладаю, в том числе какими-то позитивными качествами, я обязан своему Шриле Гурудеву, но после поездки к нему, мне стало гораздо понятнее это, так как я обрёл довольно интересный опыт в связи с этой истиной. Надеюсь, что всё это сохранится, а также мой рассказ вдохновит других преданных искать милость возвышенных вайшнавов.

 

Ари Мардан д.: Большое спасибо за интересный и вдохновляющий рассказ. Я тоже думаю о том, что многим будет интересно обдумать Ваше понимание и опыт общения со святым нашего времени.

Санкаршана Пр.: Харе Кришна, примите мои смиренные поклоны.

Ари Мардан д.: Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж ки – джай!

Санкаршана Пр.: Джай!

 

Редактор: Ананга-манджари д.д.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*  «Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. Вайшнавы-неофиты и вайшнавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчёт в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни. Вот почему так важно принять в качестве духовного учителя преданного уттама-адхикари» («Нектар наставлений», текст 5, комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады).

** «За полчаса до отъезда в аэропорт Шрила Прабхупада сидел в своей комнате на старом ковре и говорил спокойно и проникновенно:

 — Я уезжаю, но мой Гуру Махарадж и Бхактивинода остаются здесь, — он взглянул на изображения своего духовного учителя и Бхактивиноды Тхакура.

Я попросил их присмотреть за вами, моими духовными детьми. Дед всегда заботится о детях гораздо лучше, чем отец. Так что не беспокойтесь. Ни о какой разлуке не может быть и речи. Звук мантры крепко-накрепко связывает нас, даже если моё материальное тело находится где-то в другом месте. Что нам это материальное тело? Повторяйте «Харе Кришна», и я всегда буду с вами. Вы будете повторять мантру здесь, а я буду повторять её там, и этот звук будет разноситься по всей планете» («Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие»).

*** Шрипад БВ. Мадхава Махарадж о Ш.Б.В.Бхарати Махарадже: http://sampradaya.ru/current/article/2862-intervyu-s-shripad-madhavoy-maharadzhem-altay-2013g.html

Шрипад БВ. Падманабха Махарадж о Ш.Бхарати Махарадже: http://sampradaya.ru/current/article/2018-intervyu-s-padmanabha-maharadzhem-slava-bhakti-vallabha-tirthi-maharadzha.html

Шриман Враджанатха Прабху о Ш.Б.В.Бхарати Махарадже: http://sampradaya.ru/current/article/1995-intervyu-so-shrimanom-vradzhanathoy-prabhu.html

Шримати Шьямарани д.д. о Ш.Б.В.Бхарати Махарадже: http://sampradaya.ru/current/article/2788-shrimati-shyamarani-dasi-o-shrile-bv-bharati-gosvami-maharadzhe.html

Шрипад БВ. Неми Махарадж о Ш.Б.В.Бхарати Махарадже: http://sampradaya.ru/current/article/1942-intervyu-so-shripad-nemi-maharadzhem.html

**** «Чем больше сердце способно плакать о Кришне, тем больше оно достойно принять этот дар — быть гуру. Такому гуру не надо беспокоиться о наборе учеников, заигрывать, искать, кого бы завербовать, — ученики сами найдут его. Потому что, найдя себе прибежище у стоп такого уттама-бхагаваты, целый мир будет почитать это своей величайшей удачей» («Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж «Жизнь, которой преданный жив», Часть 2).

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью