?

Святой Анируддха Прабху.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1359. Опубликовано: 14-05-2016, 15:23

Святой Анируддха Прабху

Интервью с Джагад Мохини д.д.

Вриндаван, апрель, 2016г.

Часть 2 (Окончание)

 

Ари Мардан д.: Какие советы и рекомендации давал Анируддха Прабху по повторению джапы?

Джагад Мохини д.д.: Он говорил, что наша джапа-мала — это мать, и к ней нужно относиться с огромной любовью и почтением. Она сделана из Туласи, а Туласи — это сама Вринда Деви. Поэтому нужно молиться Вринде Деви, нужно молиться Туласи, поклоняться ей в форме деревца, а так же поклоняться самим чёткам и проводить туласи-пуджу. Если нет деревца Туласи, то совершите парикраму вокруг чёток. Возьмите свою джапа-малу и прижмите её ко лбу, потом к сердцу, поцелуйте её, как родную мать, и скажите: «Пожалуйста, дай мне свои благословения, чтобы я мог повторять харинаму без оскорблений». Прежде чем начать повторять джапу, нужно помолиться. Для этого есть специальные мантры. Они приводятся в «Арчана-дипике», а также в разделе «Молитвы на каждый день», опубликованные в чёрном песеннике и в «Арати и Киртаны». Помимо мантр, которые необходимо произносить перед тем, как взять в руки чётки, там есть мантра, с которой нужно закончить повторение джапы. Эти мантры — выражение почтения джапа-мале. Также Анируддха Прабху советует, прежде чем взять четки в руки, повторить мантру Харе Кришна пять раз, и тогда джапа-мала никогда не запутается, не завяжется узлом, и как только вы засунете руку в мешочек, вы сразу найдёте главную бусину.

Слушая о поклонении джапе и Туласи, я сразу вспомнила, как  Шрила Гурудев описывает нишанта-лилу в начале «Бхаджана-рахасьи». На рассвете Вринда созывает птиц у входа в кунджу, где спят Радха и Кришна: своим пением они должны разбудить Божественную Чету, потому что Им пора разбегаться по домам. Туласи — это Вринда, которая подарила Радхарани свой лес; Вринда, которую Радхика хотела поженить с Кришной… там столько лил! Только подумайте, кого мы держим в руках в виде чёток и повторяем харинаму! Вринда Деви воплотилась как деревце Туласи. Она даёт нам возможность повторять святое имя и очистить сердце. Можно себе представить, какое понимание вкладывает в свои слова Анируддха Прабху, и наложить это на то, что мы слышали от Шрилы Гурудева, чтобы понять, что находится у нас в руках, что гуру нам дал вместе с чётками и святым именем.

Большое внимание Анируддха Прабху уделяет оскорблениям святого имени. Их надо знать наизусть не только по смыслу, но и на санскрите, как они звучат в «Падма-пуране»:

 

сатам нинда намнах парам апарадхам витануте

йатах кхйатим йатам катхамусахате тад виграхам

шивасйа шри-вишнор йа иха гуна-намади-сакалам

дхийабхиннам пашйет са кхалу харинамахита-карах

гурор аваджна шрути-шастра-нинданам

татхопавадо харинамни калпанам

намно балад йасйа хи папа-буддхир

на видйате тасйа йамаир хи шуддхих

дхарма-врата-тйага-хутади-сарва-

шубха-крийа-самам апи прамадах

ашраддадхане вимукхе пй ашринвати

йашчопадешах шива-намапарадхах

шруте пи нама-махатмйе йах прити-рахито нарах

ахам мамади парамо намни со пи апарадха-крит

 

Эти оскорбления — огромное препятствие в духовной жизни.

Помимо этого, нужно научиться относиться ко всем живым существам с любовью. Он говорит: «Вы не чувствуете вкуса к повторению святого имени, потому что постоянно совершаете насилие. Если вас донимают муравьи, то вынесите кусок сахара за пределы дома, и все муравьи сбегутся туда. Они больше не будут вас донимать. Если вы видите комара, который садится на вас, чтобы пить вашу кровь, не пытайтесь его убить — считайте, что это Кришна пришёл вас поцеловать».

Для меня это трудно разрешимый вопрос. Я помню, что Шрила Санатана Госвами, живя на Манаса Ганге, не смог вынести атаку комаров и решил покинуть это место. Тогда в его бхаджан-кутир пришёл Господь Шива и попросил остаться: «Не уходи, пожалуйста, я защищу тебя». С тех пор в этом месте нет никаких комаров, уже пятьсот лет.

Несомненно, ко всем нужно относиться с любовью, ни к кому не испытывая вражды. Это очень сложно, особенно в начале духовного пути. Это возможно, если очистить сердце от зависти, злости, гнева и прочих анартх. Очищение происходит в результате повторения святого имени, вайшнава-севы, гуру-севы, но Анируддха Прабху говорит об этом как непреложном факте.

Конечно, шуддха-нама приходит, когда все анартхи и апарадхи уже позади, но святое имя — это и цель, и средство. Святое имя даёт возможность очиститься и подняться на должный духовный уровень.

С другой стороны, Анируддха Прабху говорит, что с вдохом мы уже совершаем насилие, так что здесь всё дело в мотивации: мы совершаем непреднамеренное насилие или преднамеренное. Между этими двумя видами насилия огромная разница. Всё, в конце концов, упирается в мотивацию. То есть необходимо осознавать, что делаешь каждую минуту своей жизни. Это называется яма-нияма — что благоприятно, а что неблагоприятно для бхакти, это первые шаги шаранагати. В этом нужно быть очень внимательным и понимать, что делаешь. Нужно дорожить семенем бхакти, которое ты получил от гуру, до такой степени, чтобы отдавать себе отчёт даже в том, сознательно ты убил муху или нет. Если насилие неизбежно, как это бывает, когда мы готовим бхогу, то Кришна говорит, как поступать:

 

патрам пушпам пхалам тойам

йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам

 ашнами прайатат маннах

 

«Если человек с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение» («Бхагавад-гита», 9.26).

Но, если мы делаем что-то ради своего комфорта или из злости, мы получаем последствия: при повторении харинамы мы не чувствуем вкуса. Поэтому он говорит, «будьте осторожны в этом отношении и прилагайте усилия».

Господь находится в сердце каждого. На самом деле, это видение уттама-адхикари. Он действительно видит Господа в сердце каждого, и поэтому не может совершать насилие по отношению к кому-либо. Он всем выражает почтение. Мы же находимся в процессе, в самом начале пути, поэтому нам очень сложно осуществлять ахимсу на практике. Убийство и насилие неизбежны, они везде, поэтому пищу, которую мы готовим, мы предлагаем Господу, и тогда она нас очищает.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур спрашивает: кто есть истинный вайшнав? Тот, кто практикует нишкама-карма-йогу, отдаёт плоды своей деятельности Господу. Но это далеко не предел. Гьяна-йог, если он практикует гьяну с примесью бхакти, отдаёт на огонь познания плоды своего знания, то есть совершает гьяна-ягью как служение Господу. Иными словами, он посвящает себя постижению Господа. И это тоже не предел. Бхакта отдаёт всего себя — тело, ум, чувства — в служении Господу. Поэтому у него ничего нет, помимо Господа. Он весь и есть шаранагати. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что чтобы он ни делал, он весь принадлежит Господу. Своей деятельностью он не создаёт никаких иных последствий, как преданное служение, потому что он действует под руководством сад-гуру.

Сад-гуру совершает сварупа-сиддха-бхакти. Если ты предаёшься своему гуру и отдаёшь себя в служении ему, то всё, что ты делаешь, есть служение Господу. Это начало, середина и конец процесса, потому что каждый его этап — это сварупа-сиддха-бхакти. Бхакти — цель, бхакти и путь. Мы проходим этот путь от начала до конца и становимся совершенными благодаря совершенству этого пути.

Анируддха Прабху считает, что нужно жить по законам бхакти, реально воплощать их в своей жизни. Но как? Это кажется непосильным. Старый вопрос, старое сомнение. Известна первая из десяти библейских заповедей: «Возлюби Господа своего всей душою твоей и всем разумением. Вторая — возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:37-40).

Размышляя над этим, ещё Достоевский Ф.М. писал в своих дневниках, что эту заповедь осуществить невозможно. Мы не в силах полюбить даже десять человек вокруг себя, т.к. закон «я» мешает. Единственное решение заключается в том, чтобы развить любовь к Богу на пути бхакти, и тогда любовь ко всем живым существам проявиться сама собой.

Чтобы достичь в этом успеха, Анируддха Прабху говорит, что важно находиться в общении со святыми, то есть в садху-санге. Это общение означает не просто постоянно сидеть при ноге садху. Садху-санга означает принять в сердце наставления садху и прилагать все силы к тому, чтобы следовать этим наставлениям. Тогда его благословения останутся с нами. Результат придёт очень быстро, и мы будем вполне защищены и счастливы.

Далее Анируддха Прабху сказал: «Есть множество наставлений, описаний сложности пути и т.д. Но я скажу вам самый простой рецепт. Я всё свёл к минимуму, это сама суть. У вас есть только три врага. Если вы победите их и больше ничего не будете делать в этой жизни, вы достигните успеха — это стопроцентная гарантия».

Первый враг — это жажда богатства. Понимайте это в более широком смысле: быть жадным во всех отношениях, быть собственником. Приведём чудесный пример, который дал Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж: когда ребёнок рождается, у него кулачки зажаты из-за врожденного хватательного рефлекса — дайте ему палец, и он тут же ухватится за него. Человеку жизнь надо прожить, чтобы научиться разжимать кулак, научиться отдавать без оглядки и без корысти. Анируддха Прабху объясняет: «Всё, что у меня есть, я использую в служении Господу: делаю лекарства, пишу и раздаю свои книги. Себе я беру минимум, а всё остальное использую в служении. Это и есть нишкама-карма-йога».

Нишкама-карма-йога — это единственное лекарство от жажды богатства и неспособности отдавать. Этой теме посвящены первые шесть глав «Бхагавад-гиты». Нишкама-карма-йога — это деятельность, плоды которой принадлежат Всевышнему. Несомненно, это благочестивая деятельность, предписанная шастрами. Однако даже такая деятельность может быть причиной материального рабства, если она совершается ради материальных достижений. Только если человек действует ради удовольствия Всевышнего, а не ради награды в виде хорошей жены, денег, дома, признания и т.д., — это нишкама-карма-йога, которая открывает путь к шуддха-бхакти. Нишкама-карма-йога ведёт к гьяна-йоге, которая дарует духовное знание и отречение, вслед за которыми приходит и чистая преданность Господу. Вот о чём говорит Анируддха Прабху.

Второй враг на пути — это похоть. Анируддха Прабху говорит, что на всех женщин нужно смотреть как на мать, в том числе и на свою жену. К ней нужно относиться как к вайшнави. Если зачинаешь с ней детей, то делаешь это как служение Господу, чтобы в мир пришли истинные вайшнавы, если есть на то Его воля. Идеальный тому пример — жизнь Гоур Говинды Махараджа, Шри Расикананды, Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Это означает, что к женщине надо относиться с уважением, видя в ней душу и личность, а не свою собственность, источник удовольствий. Это душа, которая нуждается в твоей поддержке и помощи, потому что находится в зависимом от тебя положении, которая слабее тебя в каком-то отношении и которой нужно предоставить благоприятные условия для духовного роста, а не использовать её для удовлетворения своего эго или похоти. Я знаю, это высокий уровень сознания, как и всё, прежде сказанное Анируддхой Прабху. Но так он прожил свою жизнь и считает, для нас это тоже возможно. Только надо выйти за рамки собственных стереотипов и не бояться идти к идеалу.

Третье препятствие — это престиж, жажда признания и желание учить других, иными словами — гуру-абхиман. Если вы сделали что-то хорошее в этой жизни и вас хвалят — это не ваша заслуга. Ты стал тем, кто ты сейчас, лишь благодаря милости гуру и силе харинамы. Они изменили тебя, превратили  тебя из железа в золото. Ты из гусеницы превратился в бабочку, поэтому теперь ты не такой, как все остальные. У тебя появилась возможность им помочь, и они принимают тебя как истину, авторитет. Они поклоняются тебе, но ты должен знать своё истинное место: помни, кто стоит у тебя за спиной, кому принадлежит эта заслуга. Если сохраняешь такое сознание, то будешь защищён. Как это сделать? Если всегда смотреть на себя немножко с расстояния, то есть относиться к себе осознанно, отдавая себе отчёт в том, что делаешь и можешь ли справиться. Ты пользуешься в своей духовной деятельности могучими инструментами: у тебя есть гуру-варга, харинама, Гурудев, твои старшие. Вот кому принадлежат все успехи, а твоя заслуга состоит лишь в том, чтобы у тебя хватило разума обращаться к ним за помощью.

Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит:

 

асач-чешта-кашта-прада виката-пашалибхир иха

пракамам камади-праката-патхапати-вйатикараих

гале баддхва ханйе ’хам ити бакабхид вартмапа-гане

куру твам пхуткаран авати са йатха твам мана итах

 

«Вожделение, гнев и другие пороки – это шайка разбойников, подстерегающая человека на дороге материальной жизни. Эти мучители набросились на меня и душат, сдавливая мне горло страшной петлёй нечестивых поступков. О ум, с этими словами ты должен горестно взывать к могущественным и милосердным преданным, хранителям пути бхакти, что ведёт к Шри Кришне, сразившему Бакасуру. Услышав твои жалобные мольбы, они обязательно защитят тебя от опасности» («Манах-шикша», 5).

Если что-то случается, надо сразу молиться Сварупе Дамодаре, Рай Рамананде, спутникам Махапрабху, — всем им. Есть защита. Если ты не обращаешься к ним, они не будут вмешиваться, но если ты попросишь, они защитят тебя от всего неблагоприятного. Если ты относишься к себе осознанно, если ты прилагаешь усилия и искренен в этом, то тогда твоя харинама защищена, и ты будешь повторять её, «как по маслу».

Это то, что даёт возможность избегать оскорблений при повторении харинамы и продолжать очищать сердце, пока наше повторение не станет чистым.

Анируддха Прабху учит: «Если хотите проверить, насколько вы приблизились к Господу, спросите себя, какие сны вы видите? Что видите во снах — в том и живёте, без сомнений. Если видите своего Господа, значит воистину, никогда не расстаётесь с Ним, а если видите миражи этого мира, значит, продолжаете жить в иллюзии, вдали от Него, неважно, сколько лет повторяете джапу».

А я бы добавила к этому ещё один способ откровенно поговорить с собой, особенно опытным садхакам-проповедникам. Посмотрите по шкале отпущенного вам времени, на какой отметине этой шкалы вы сейчас находитесь и сколько этих отметин у вас на счету. А потом посмотрите на людей вокруг, особенно на тех, кто ещё полон сил и бессмысленных надежд. Им от вас ничего или почти ничего не нужно, а вот вам они всё так же интересны. Они даже не понимают, почему вы хотите им помочь — им кажется, они вас об этом не просят. Это и вправду хороший момент спросить себя: а чего ты, собственно, делаешь и чего хочешь от жизни? И если ты ищешь признания и благодарности, если тебе больно быть осмеянным, обруганным и выгнанным, значит, знай, что нечист ты сердцем в своих мотивах и пора сказать себе: я продолжаю грезить о миражах, и мой Господь пока никак не может до меня достучаться.

 

Ари Мардан дас: Меня удивило, что некоторые санньяси в санге нашего Гурудева не увидели в Анируддхе Прабху не только маха-бхагавата-вайшнава, но и человека, который пребывает в анугатье, хотя и знают о его духовных достижениях. Как говорится, «победителя не судят».

Джагад Мохини д.д.: На самом деле в Гаудия Матхе, как и в ИССКОН, к грихастхам в целом сложилось снисходительное отношение со стороны тех, кто живёт в отречении. Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху этого не было. Чайтанья Махапрабху много времени проводил в доме Шривасы Тхакура и любил всех его домочадцев, даже собак, которые жили у него во дворе. Но в Гаудия Матхе такое отношение имеет место, и это можно понять. Надели шафран и взяли в руки данду те, кто целиком посвятил себя служению миссии своего духовного учителя. Это авангард. Армия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Этот авангард совершал и совершает чудеса по всему миру. Воздержание — это огромная сила, оно даёт колоссальное шакти и призывает милость Нитьянанды Прабху. Грихастхи в этом плане считаются людьми более слабыми, но это исключительно в умах отдельных индивидуумов. Как говорил Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, положение грихастхи требует даже большей духовной силы, чем положение санньяси, потому что объекты удовольствий всегда находится перед глазами. Воздерживаться от еды, глядя на полный стол, гораздо труднее. Тем не менее таково положение вещей. Кроме того, всегда трудно отличить святого от шарлатана. Анируддха Прабху показал неизвестный прежде пример: совершенство в бхакти возможно и для семейных людей тоже.

 

Ари Мардан дас: Я помню, что именно Шрипад Падманабха Махарадж объяснил некоторым санньяси, что они ошибаются в отношении Анируддхи Прабху, и тем самым помог им оценить его адхикару. В результате эти санньяси поблагодарили Шрипад Падманабху Махараджа, поскольку он уберёг их от вайшнава-апарадхи.

Джагад Мохини д.д.: Дело в том, что у Шрипад Падманабхи Махараджа очень богатый опыт общения с вайшнавами. Он дикша-ученик Шрилы Прабхупады и шикша-ученик Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа и Шрилы Нараяны Махараджа. Это опытный и широко мыслящий вайшнав, он умеет распознать истинного вайшнава и выразить ему должное почтение. Тем же, кто всю жизнь прожил в недрах своего Матха, сложно преодолевать барьеры. Падманабха Махарадж помог им смотреть на вещи шире, с открытыми глазами, и принимать милость, откуда бы она не приходила.

 

Ари Мардан дас: Да, это правда. Несколько лет назад он научил меня искать сад-гуру повсюду. Духовная жизнь гораздо шире, чем мы себе представляем. Универсальное сознание — явление редкое.

Джагад Мохини д.д.: Бхакти абсолютно независима. Ни у кого нет на нее права собственности — ни у каких-либо организаций, ни даже у Кришны. Она живет в сердце вайшнава и проявляется по своей сладкой воле. Когда бы и где этот поток бхакти ни открылся, надо бежать к этому вайшнаву и одержимо молить о милости. Шрила Рупа Госвами говорит об этом в «Падьявали»:

 

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих

крийатам йади куто ’пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхйате

 

«О добродетельный человек! Если тебе посчастливилось встретить того, кто обладает кришна­бхакти­расой (особенно враджа­расой), то, не теряя ни минуты, поспеши получить у него этот дар. Единственная плата за него — жадное стремление. А иначе этот дар остаётся недоступным, даже если совершать благие поступки на протяжении миллионов жизней».

Где бы ни пролился поток шуддха-бхакти, бросай всё и беги туда. Это значит, что в своем поиске Бога человек не зависит от организации, статуса, страны, национальности, возраста, языка и прочего. Если он жаждет бхакти, он будет искать, где можно испить чистой воды. Такой человек — это птица чакора, которая пьёт только воду с неба: вода, которая коснулась земли, оскверняется и не может утолить её жажды. В своем стремлении к кришна-бхакти мы ничем не ограничены. Правда, хотеть нужно именно бхакти, а ничего-то другого: денег, власти, статуса. Если хочешь бхакти, то пойдёшь к тому, у кого она есть. Ты придёшь к святому, в сердце которого живет бхакти, и скажешь: «Пожалуйста, благослови меня, это единственное чего я хочу». Так как святой видит сердце, то он даст соответствующий ответ. Наш Гурудев, обращаясь к двухтысячной аудитории вайшнавов со всего мира, многие из которых имели за спиной десятки лет практики, сказал: «Я принёс с собой дар Шри Чайтаньи Махапрабху, и я не знаю, кому его передать. Мне некому его передать». Когда к нему подходили с просьбой раскрыть сварупу и даровать бхакти, он говорил, что обязательно откроет, но только когда у них в сердце не останется никаких иных желаний. Вот как это происходит.

 

Ари Мардан дас: Меня порадовало, что к Шриману Анируддхе Прабху приезжают даже преданные из ИСККОНа.

Джагад Мохини д.д.: Да, я знаю, что приезжают.

 

Ари Мардан дас: Шрипад Бхакти Вигьяна Махарадж из ИСККОН в одной лекции рассказывал, как он встречался с Анируддхой Прабху. Махарадж прославил его и сказал, что научился у него очень эффективной технике повторения харинамы. Он сказал также, что вся деревня благодаря влиянию Анируддхи Прабху повторяет каждый день по лакху и ходит с мешочками. Его слушатели были в полном изумлении. Бхакти Вигьяна Махарадж пересказал наставления Анируддхи Прабху, как контролировать ум и повторять джапу расторопно. Все кто слушали его остались довольны его рассказом. Если Вы не слышали эту его лекцию, то я могу выслать Вам её.

Джагад Мохини д.д.: Да, я помню. Мы ездили в деревню Анируддхи Прабху вместе Бхакти Вигьяной Махараджем и его брахмачари. Тогда с нами был Шрипад Ашрам Махарадж и ещё кое-кто из санги нашего Гурудева. Анируддха Прабху говорил, что один лакх можно повторить за четыре часа, если повторять на вдохе и выдохе, и что повторять надо быстро, но чётко проговаривая слова. Это возможно при хорошей концентрации ума. Важно слушать себя, освободив ум от всех мирских мыслей.

Наш Шрила Гурудев учил, что джапа-медитацию поддерживает медитация на шлоки, поэтому у нас есть такая книга, как «Шлокамрита-бинду». Он назвал эти шлоки «тропинками в духовный мир». Вы прочитываете про себя или поёте какую-то шлоку, а потом, повторяя харинаму, медитируете на её смысл. Исчерпав смысл и эмоции одной шлоки, вы переходите к другой и продолжаете повторять харинаму. Шрила Джива Госвами называет эту практику мантра-майи-упасана, и это уже серьёзный уровень повторения харинамы. Такой практикой занимался Шрила Санатана Госвами, в конце своей «Брихад-бхагаватамриты» поместивший подборку шлок для медитации под названием «Бхакти-расаяна» (наш Шрила Гурудев дал свои комментарии на эти шлоки), а также Шрила Бхактивинода Тхакур, написавший «Бхаджана-рахасью»: собранные им в этой книге шлоки и были для него отправной точкой в медитации.

Так что я хотела бы обратить внимание наших читателей на эти книги и дополнить ими свои впечатления от знакомства с Анируддхой Прабху.

 

Ари Мардан д.: Большое спасибо за Ваш подробный рассказ. Теперь люди в России будут знать, что в мире существует ещё один вайшнав, подобный Шриле Харидасу Тхакуру. А так же то, что грихастха-ашрам не помеха в духовном развитии. Харе Кришна!

Джагад Мохини д.д.: Харе Кришна! Вся слава Шриле Гурудеву!

Ари Мардан д.: Джай!

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью