?

Садхана и милость.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1141. Опубликовано: 3-06-2016, 05:16

Садхана и милость

Беседа со Шрипад Бхактиведантой Триданди Махараджем

Вриндаван. Февраль 2016г.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна, дорогой Триданди Махарадж. Примите наше почтение и пранамы. Я хочу задать Вам некоторые философские вопросы, которые очень беспокоят некоторых русских преданных. Существует ряд недопониманий и сомнений, которые необходимо разрешить. Мы надеемся, что Вы сможете избавить нас от них.

Шрипад Триданди Махарадж: Харе Кришна, примите мои дандават-пранамы. Я рад помочь вам. Очень хорошо, что у преданных есть интерес к тонкостям духовной философии и культуры.

 

Ари Мардан д.: Согласно учению нашей школы, Шри Чайтанья Махапрабху не принимает подношения тех, кто не повторяет шестьдесят четыре круга святых имён. Означает ли это, что тот, кто находится в линии Гаудий, в любом случае рано или поздно должен будет начать практиковать повторение шестидесяти четырёх кругов ради достижения шуддха-бхакти (мадхьяма-адхикары)? Может ли преданный, не повторяющий шестидесяти четырёх кругов на чётках, достичь бхавы (начальной стадии уттама-адхикары)? Если да, то что нужно делать или что необходимо обрести, чтобы в отсутствии интенсивного нама-бхаджана, бхава пришла в сердце?

Ш.Триданди Махарадж: Бхава даруется дживе шри гуру (уттама-адхикари) по его милости. Её нельзя достичь лишь с помощью интенсивной садханы, сколько бы вы её не совершали. Даже если вы будете практиковать садхана-бхакти миллиарды жизней, достичь любви к Богу невозможно. Наш процесс – это авароха-патх, нисхождение с божественного плана. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Сарартха даршини» (10 Песнь, Глава 12, стих 12) использует словосочетание свайам стхита. Что означают эти слова? Будучи самоутверждающейся в сердце, бхава не зависит даже от выполнения садханы. Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж) тоже неоднократно говорил об этом. В то же самое время мы обязаны, на ранних стадиях, сосредоточенно и целеустремлённо выполнять свою садхану и повторять минимум один лакх святых имён. Всё приходит постепенно: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Мы должны осознавать  свою конечную цель, которая в конечном итоге подразумевает развитие раги к Кришне (или Шри Радхе). Это суть.

Без сомнения, нельзя отрицать роли индивидуальной практики и личных усилий. Можно достичь многого, повторяя шестьдесят четыре круга в день, однако этого вовсе недостаточно, требуется то, что должно прийти свыше от Самого Господа через сад-гуру. Шестьдесят четыре круга в день – лишь начало, поэтому мы начинаем с этой точки, в то же время мы должны проповедовать истины о красоте и сладости Кришны так, как их понимают на основе учения Шримана Махапрабху. Если мы не осознаём и не оцениваем высоко мадхурью Бхагавана, откуда возьмётся в сердце бхава? Харинама, повторяемая правильно, вдохновит нас на подлинную садху-сангу, садху-санга посеет кришна- и гопи-прему в наши сердца. В нашей духовной жизни необходимо объединить все составляющие успеха: наму, садху-сангу, а затем гуру-севу*. Только при наличии всех этих, а также других важных составляющих бхава проявится в сердце преданного.

 Что такое бхава? Девять признаков этой ступени бхакти перечислены в главе 22 «Джайва-дхармы». Об этом также писал Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»:

 

кшантир авйартха-калатвам

вирактир мана-шунйата

аша-бандхах самуткантха

нама-гане сада ручих

асактис тад-гунакхйане

притис тад-васати-стхале

итй адайо’нубхавах сйур

джата-бхаванкуре джане

 

«Когда семя экстатического чувства по отношению к Шри Кришне прорастает, в поведении человека проявляются следующие девять симптомов:

  1. осознание того, что нельзя тратить время впустую (авйартха-калатвам),
  2. отречённость, непривязанность (виракти),
  3. отсутствие ложного престижа, гордыни (мана-шунйата),
  4. сильная надежда на милость Бога (аша-бандхана),
  5. страстное желание достичь конечной цели (самуткантха),
  6. вкус к постоянному повторению святых имён Господа (нама-гане сада ручи),
  7. привязанность к описанию духовных качеств Господа (тад-гуна акхйане асакти),
  8. любовь к тем местам, которые связаны с играми Кришны (тад-васати-стхале прити)».

Если преданный серьёзен, он всегда будет пытаться повторять шестьдесят четыре круга джапы, однако это лишь начало пути.

Бхава живёт в сердцах рагатмика-бхакт, наш процесс – следовать по их стопам**, осознавать и понимать эти бхавы, другими словами, внимательно изучать раса-таттву, начиная с 26 главы «Джайва-дхармы». Если нам не интересна данная тема, если мы пренебрегаем ею, разве можем мы утверждать, что хотя бы отдалённо можем приблизиться к этой возвышенной стадии, к бхаве?

Попытайтесь понять это. Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж) всегда говорил, что Шрила Харидас Тхакур повторял по три лакха ежедневно, но Шрила Рупа Госвами в некоторых случаях мог произносить харинаму лишь единожды!*** Этого ему хватало для погружения в самадхи. Поразмыслите, пожалуйста, над этими наставлениями.

 

Ари Мардан д.: Большое спасибо. Я перейду к следующему вопросу.

Может ли преданный, не соблюдая экадаши в течение всей жизни, достичь совершенства, надеясь на милость святого имени – маха-мантру? Надеясь на то, что для достижения совершенства будет достаточно соблюдать четыре регулирующих принципа и повторять шестнадцать кругов на джапа-мале. Спасёт ли маха-мантра и такая нама-садхана того, кто не следует экадаши. Может ли преданный надеяться на то, что, практикуя различные анги бхакти, которые привлекают его, он избежит последствий пренебрежения экадаши-вратой? Если да, то какие на этот счёт есть доказательства из шастр или слов ачарьев?

Ш.Триданди Махарадж: Экадаши-врату и нама-бхаджан нужно практиковать очень внимательно и целеустремленно. Почему бы серьёзному преданному не следовать должным образом этому священному посту, который рекомендуется соблюдать во многих бхакти-шастрах? Даже Шри Чайтанья Махапрабху лично просил Свою мать соблюдать экадаши-врату, поэтому ею (вратой) НИКОГДА нельзя пренебрегать, так же как и шри намой. Если гуру и шастры нам говорят о важности следования экадаши, то как мы можем пренебречь их указаниями, надеясь достичь совершенства, используя логику половины курицы (ардха-кукутти-ньяя)?

 

Ари Мардан д.: Спасибо. Дело в том, что у ряда преданных, практикующих по установленному в ИСККОН стандарту - 16+4, возникает представление о том, что следования этой формуле достаточно, потому что Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, утверждая эту простую математику, не упомянул при этом про важность следования экадаши. Часто преданные вырывают указания ачарьев из контекста других наставлений. В связи с этим у них часто возникают подобные странные мысли.

Следующий вопрос очень тревожит многих начинающих преданных. Некоторые из них вели себя в прошлом очень и очень греховно. Когда они пришли в сознание Кришны, они осознали свои ошибки, однако их греховное прошлое очень сильно беспокоит их сердце. Я хотел бы рассмотреть три вида тяжких греха, которые они совершали:

1)     Некоторые мучили животных, били их, калечили и убивали ради забавы.

2)     Некоторые сделали несколько абортов.

3)     Некоторые убивали в прошлом людей.

Сейчас, став преданными (каништха-адхикари), эти люди стараются исполнять указания своего духовного учителя, получив посвящение (харинаму и дикшу). С одной стороны, в наших писаниях сказано, что даже тень святого имени может освободить от немыслимого количества греха. Об этом сказано в «Харинама-чинтамани» (Глава 3. «Плоды намабхасы»):

 

намабхасе нашта хайа ачхе папа джата

намабхасе мукти хайа кали хайа хата

 

«Благодаря воспеванию (намабхасы, тени святого имени) джива освобождается от всех своих грехов и от действия Кали-йуги».

Также Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, отвечая на вопросы своих учеников, говорит о том, что каништха-бхагавата может не только освободить себя, но и три поколения своих предков и потомков: «Когда в семье рождается преданный начального уровня (каништха-адхикари), то три поколения его предков и три поколения его потомков возвышаются духовно» («Враджа-према» №3, стр. 21).

В молитвах, которые преданные произносят, обходя вокруг Шримати Туласи, есть успокаивающие слова:

 

йани кани ча папани брахма-хатйадикани ча
тани тани пранашйанти прадакшинах паде паде

 

«Обходя вокруг Шримати Туласи Деви, человек с каждым шагом избавляется от всех грехов, какие только можно совершить, — даже от такого греха, как убийство брахмана».

В «Бхагавад-гите» (3.13) Шри Кришна утверждает:

 

йагйа-шишташинах санто мучйанте сарва-килбишаих

бхунджате те тв агхам папа е пачантй атма-каранат

 

«Преданные, вкушающие предложенную Богу пищу, освобождаются от последствий грехов, порождаемых разнообразной мирской деятельностью. А те, кто наслаждаются пищей, не предлагая её, воистину, вкушают лишь грех».

Почему, несмотря на то, что преданные принимают прасад, являются каништха-адхикари, служат Туласи, повторяют нама-абхасу, в сердце у них сохраняется много боли за совершённые в прошлом поступки? Они уже давно отказались от совершения подобных грехов, но до сих пор их изнутри сильно гложет совесть. Все они посвятили плоды нескольких анукалпа-экадаши тем, кто был ими унижен, оскорблён или убит, но их сердце продолжает пылать скорбью за содеянное в прошлом. Связано ли это с неверием в силу намабхасы или эти люди не могут простить самих себя, несмотря на то, что они уже освобождены от последствий таких поступков? Может быть, они всё-таки не очистились от своих прошлых грехов и им нужно сделать что-то дополнительно, для того чтобы в их сердце пришло умиротворение?

Ш.Триданди Махарадж: Шри Бхагаван говорит в «Бхагавад-гите», 18.66:

 

сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папейбхйо мокшайишйами ма шучах

 

«Оставь все низшие дхармы и просто вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не страшись ничего».

Помните это обещание Шри Кришны! Следуйте внимательно практике бхакти и не беспокойтесь о своём прошлом. Шри гуру и Кришна устроят для вас избавление от всей кармы. Главная дурная карма – это только забвение о Кришне. Когда о Нём помнишь двадцать четыре часа в сутки, всё остальное становится совершенным. Смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.113). Главный принцип в бхакти – «всегда помни о Кришне и никогда не забывай о Нём». И хотя это правило для всех является общим, в нашей линии даётся более детальные указания, которые составляют суть всех наставлений:

 

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану

смритйох крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги-джананугами

калау найед акхилам итй упадеша-сарам

 

«Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться всё время - двадцать четыре часа в сутки - сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам (анугатья) возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему» (Ш.Рупа Госвами, «Упадешамрита», стих 8).

 

Ари Мардан д.: Большое спасибо, Махарадж!

Ш.Триданди Махарадж: Мне понравились эти вопросы. Я знаю, что ты смог бы сам ответить на них. Но если вы хотите, чтобы ответил я, то…..

 

Ари Мардан д.: Я не настолько популярен как Вы, поэтому и обратился к Вам. Преданные должны получать ответы из авторитетного источника. Вы сильно помогли, отвечая на вопросы. Спасибо большое Вам за помощь. Я хочу пожелать Вам успеха в Вашем бхаджане.

Ш.Триданди Махарадж: Харе Кришна! Джай Шрила Гурудев!

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Махарадж, примите мои поклоны. Джай!

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Шрила Рупа Госвами пишет в «Бхакти-расамрита-синдху»:

садханаугхаир анасангаир алабхйа сучирад апи
харина чашвадейети двидха са сйат судурлабха

«Бхакти труднодостижима: Бхакти трудно достичь по двум причинам: если человек прилагает много усилий, чтобы обрести бхакти, но при этом не испытывает привязанно­сти к бхакти и Бхагавану, он не сможет её достичь даже спустя долгое время; однако даже если человек испытывает привязанность, Кришна всё равно не сразу одаривает его бхакти».

** В «Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.270:

вираджантим абхивйактам враджа-васи-джанадишу

рагатмикам анусрита йа са раганугочйате

«Служение Господу, пропитанное сильнейшей спонтанной любовью и присущее вечным жителям Враджа (враджаваси), называется рагатмика-бхакти. Преданное служение в настроении враджаваси и по их примеру называется рагануга-бхакти».

*** В некоторых случаях, когда Шрила Рупа Госвами повторял имя Радхи и Кришны, этого было достаточно ему, чтобы погрузиться в глубокий экстатический транс. Заливаясь слезами любви в этом состоянии, он уже не мог следовать практике регулярного повторения определённого количества святых имён на чётках. 

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью