?

Стремление к высшему совершенству.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 931. Опубликовано: 1-03-2017, 15:07

Стремление к высшему совершенству

Беседа с Ари Марданом Прабху

Часть 3

 

Ари Мардан д.: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур является рупанугой. Он осознал все наставления Шрилы Рупы Госвами и применил их в жизнь. Он олицетворение совершенства и желания быть всегда с великими маха-бхагаватами. Таким же должен быть и истинный гуру. Наши ачарьи подчёркивали величие Шрилы Вишванатхи Чакраварти, указывая на его тесную связь с махатмами. Они писали о нём:

вишвасйа натхарупо’сау бхакт вартма прадаршанат

бхакта-чакре вартитват чакравартй акхйайа бхават

«Одно его имя – Вишванатха, Господь вселенной, ибо он всем указывает путь бхакти, а другое – Чакраварти (ось вращения или душа любого собрания), поскольку он вечно пребывает в чакре, или окружении маха-бхагават».

Если мы видим, что мадхьяма-гуру или каништха-гуру не устремлены к обретению враджа-премы, что достигается в общении с маха-бхагаватами, то это будет указывать на их неспособность вести своих учеников к высшему совершенству. Осознание садханы (правильной практики) и садхьи (цели практики) является очень важным. Осознавать садхью – значит понимать, что она актуальна в высшей степени. Однако некоторые старшие преданные в силу своей занятости в служении внешней стороне духовной миссии неспособны понять глубоко эти две таттвы даже через двадцать или тридцать лет практики! Если Вы спросите их об этих двух элементах философии вайшнавов, они смогут раскрыть вам эти темы даже в мельчайших деталях, приводя для этого множество шлок из шастр. Но! Их жизненный опыт показывает, что они не понимают это настолько, чтобы жить в соответствии с этим знанием, поскольку они пренебрегают махат-сангой, не желая общаться с маха-бхагавата-вайшнавами, как это делал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и другие великие вайшнавы. Игнорирующие общение со святыми, они не поливают живительной хари-катхой великих святых лиану бхакти в своём сердце, и не очень устремлены к сварупа-сиддхи – реализации своей сиддха-дехи.

Сатьяврата д.: То есть, получается, что они выступают как просто теоретики, которые так и не внедрили полученное знание в свою жизнь?

Ари Мардан д.: Если говорить с точки зрения достижения высшего совершенства, то да. Их садхана будет настолько слаба, насколько они свыклись с мыслью о том, что они являются старшими вайшнавами и что это уже достаточно для них, по крайней мере, в этой жизни. Именно поэтому Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж) говорил: «Достижение бхакти зависит от того, с кем мы общаемся. Это зависит от того, общаемся ли мы с каништха-вайшнавом, мадхьяма-вайшнавом или уттама-вайшнавом. Мадхьяма-вайшнав может дать только сиддханту (знание о конечных истинах Вед). Он не может говорить с высоты опыта духовного осознания. Если мы хотим осознания, необходимо слушать и общаться с осознавшими душами, а именно с тремя видами уттама-вайшнавов. Общение с мадхьяма-вайшнавом может привести нас к регулируемой практике преданного служения (садхана-бхакти), и по своей милости он может направить нас к осознавшей душе, уттама-вайшнаву» («Непостижимая джива-таттва» – выдержки из разговора Ш.Нараяны Махараджа с группой санньяси из Джи-Би-Си ИСККОН. 29 марта 1993 г.).

Сатьяврата д.: Получается, что если такие люди занимают положение учителей, то они не могут дать всего своим ученикам. Но по миру так много людей инициируют в разных вайшнавских организациях!

Ари Мардан д.: Как вы видите, Гурудев не против того, чтобы мадхьяма-адхикари был ведущим в жизни каништха-адхикари, но заканчивает свою мысль он на том, что мадхьяма-бхакта должен вести всех к лотосным стопам маха-бхагаваты, и никак иначе. Если он этого не делает, тогда он попросту замыкает на себе людей и не даёт им вершин понимания сознания Кришны.

Сатьяврата д.: Например, в ИСККОН есть десятки инициирующих гуру, и поскольку все они не могут быть маха-бхагаватами, так как маха-бхагаваты очень и очень редки, то по идее они должны вести к уттама-адхикари своих учеников. Но вряд ли они примут слова и указания Шрилы Нараяны Махараджа.

Ари Мардан д.: Эти мысли не принадлежат одному лишь Гурудеву. Хотят в ИСККОН или нет, им придётся принять эту идею, потому что она имеет место в наставлениях Гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады – Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которого они обязаны почитать. Если они не примут слов Шрилы Сарасвати Тхакура, тогда весь мир станет воспринимать их как сектантов.

Сатьяврата д.: Приведите его слова, пожалуйста.

Ари Мардан д.: Эти слова были опубликованы в «Даиник Надия Пракаш», в номере, который был посвящён Джанмаштами. Это было в 1934 году.

«Раджен Бабу: Квалифицирован ли каништха-адхикари давать посвящение в мантру?

Ш. Бхактисиддханта Сарасвати: Откуда приходит каништха-адхикари? Кто дал ему адхикару? Каништха-адхикари никогда не должен становиться гуру.

Раджен Бабу: Может ли мадхьяма-адхикари давать дикшу?

Ш.Бхактисиддханта Сарасвати: Он может провести лишь первоначальные функции дикши. Уттама-адхикари маха-бхагавата-вайшнав — вот кто действительно является дикша-гуру. Существует два типа вайшнавов: рагатмики и рагануги. Те, кто принадлежат вечной реальности, предлагают служение непосредственно Шри Кришне. Эти рагатмики служат Шри Варшабханави (Радхе) и Её непосредственным экспансиям. Те, кто совершают служение непосредственно рагатмикам и принимают прибежище у них, совершая смарану, являются раганугами. Они являются духовными гуру».

Сатьяврата д.: Выходит, что это то же самое, что писал Шрила Бхактиведанта Свами в комментарии на «Нектар наставлений», пятый стих (последний абзац).

Ари Мардан д.: Совершенно верно. Что сад-гуру, что истинный ученик, они едины.

Сатьяврата д.: Я надеюсь, что каништха-адхикари не принимают учеников, ведь действуя иначе, они бы пошли в разрез с учением нашей Сарасват-сампрадаи.

Ари Мардан д.: Вынужден огорчить вас, сейчас большинство инициирующих учителей не только в нашей сампрадае, но и в других школах самосознания, – каништха-адхикари.

Сатьяврата д.: Но получается, что это преступление!

Ари Мардан д.: Так и есть. Они не следуют указаниям нашей линии.

Сатьяврата д.: Откуда у Вас информация о том, что большая часть инициирующих учителей – это каништха-адхикари?

Ари Мардан д.: Это можно видеть по поведению этих гуру. Они ведут себя как каништха-адхикари. Они не общаются с великими садху, считая, что обойдутся их книгами. Они воруют знание из их книг и выдают это знание за собственные реализации. Они не желают признавать анартхи и избавляться от них, они совершают апарадхи по отношению к великим святым. Они сознательно не ведут своих учеников к маха-бхагавата-вайшнавам, боясь потерять доходы. Не получив от святых адхикару, они считают, что уже имеют право инициировать, несмотря на то, что оторваны от вайшнавского сообщества в целом. Они часто ведут себя в связи с этим как отщепенцы и сектанты. Для них сообщество учеников, приносящих деньги – это то, что приносит им счастье, и поэтому им не нужно что-то ещё, кроме славы, почестей и денег. Почитайте, что говорил мой Гурудев об этом:

«Шрипад Ашрам Махарадж: Шрила Гурудева, [в «Падма-пуране»] говорится, сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах. [Мантра, полученная из недостоверного источника, не даст никакого плода.] Мантра предназначена для достижения бхавы и, в конечном итоге, премы. Если каништха-адхикари даёт эту мантру ученику, будет ли какой-нибудь эффект?

Ш.Нараяна Махарадж: Каништха-адхикари не следует этого делать. Он должен привести этого человека за инициацией к вайшнаву высшего класса (к уттама-адхикари).

Ашрам Махарадж: Таким образом, в случае, когда каништха-адхикари даёт мантру ученику, никакого эффекта нет?

Ш.Нараяна Махарадж: Если он так поступает, что можно сказать? Много каништх делают подобное.

Ашрам Махарадж: Кто-то может сказать, что в некоторых сообществах, где нет вайшнавов высшего класса (уттама-адхикари), существует необходимость каништхам раздавать инициации.

Ш.Нараяна Махарадж: В действительности, сейчас даже те, кто не достиг уровня каништха-адхикари, те, у кого нет никакой адхикары, дают «инициацию».

Сатьяврата д.: Потрясающе!

Ари Мардан д.: Такова нынешняя реальность, появился новый бизнес. Он растёт день ото дня с тех пор, как организации стали ориентироваться на массовость, на увеличение числа последователей. При этом, достижение настоящего, высочайшего качества в этих сангах не подразумевается. Кали Махарадж торжествует!

Сатьяврата д.: Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что слова Шрилы Нараяны Махараджа неотличны от слов Шрилы Прабхупады и его учителя. Сравнивая их настроение и видя тождественность, я наблюдаю, как моя вера в Вашего духовного учителя растёт.

Ари Мардан д.: Истинный гуру будет говорить только то, что говорят его великие предшественники.

Сатьяврата д.: Почему же эти люди не желают слушать слова святых?

Ари Мардан д.: Так выражается гурор-авагья.

Сатьяврата д.: Что это?

Ари Мардан д.:

1) сатам нинда намнах парам апарадхам витануте

йатах кхйатим йатам катхамусахате тад виграхам

2) шивасйа шри-вишнор йа иха гуна-намади-сакалам

дхийабхиннам пашйет са кхалу харинамахита-карах

3) гурор аваджна

4) шрути-шастра-нинданам

5) татхопавадо

6) харинамни калпанам

7) намно балад йасйа хи папа-буддхир

на видйате тасйа йамаир хи шуддхих

8) дхарма-врата-тйага-хутади-сарва-

шубха-крийа-самам апи прамадах

9) ашраддадхане вимукхе пй ашринвати

йашчопадешах шива-намапарадхах

10) шруте пи нама-махатмйе йах прити-рахито нарах

ахам мамади парамо намни со пи апарадха-крит

В этом стихе из «Падма Пураны» описаны десять нама-апарадх. Третий пункт указывает на оскорбление духовного учителя. Оно известно как гурор-авагья. Те, кто считает, что наставлением гуру можно пренебречь, оскорбляют его. Тот, кто занимает обычное положение неофита, не беря на себя ответственности быть гуру, со временем будет прощён, как и все неофиты. Главное – быть искренним и продолжать двигаться вперёд, совершенствуясь с учётом своего нынешнего положения (адхикары). Однако, если кто-то корчит из себя спасителя, обманывая невинные души и выдумывая новые стандарты практики, тот, игнорируя предупреждения своего гуру или ачарьев Гаудия-парампары, будет низвергнут высшими силами, поставлен на место и получит наказание по заслугам. Так было всегда в истории вайшнавизма. Кришна не пойдёт на компромисс с обманщиками.

Сатьяврата д.: Почему они не желают слушать слова своего гуру? Ведь послушание священно!

Ари Мардан д.: Потому что относятся к гуру как к обычному человеку, которого можно не слушать, чьими наставлениями можно пренебречь. Когда к гуру относятся подобным образом, то таким отношением ученик приравнивает учителя к материалистам, чьи слова не имеют какого-то значения или важности. Если каништха-адхикари не может следовать указаниям своего гуру и уж тем более не знает их, то ему не следует брать на себя ответственность кого-то инициировать или даже принимать санньясу, пытаясь спекулировать на ней, используя её для сбора денег и привлечения воздыхателей, которые способны оценивать лишь форму (одежду), а не содержание (адхикару).

Сатьяврата д.: Насколько я помню, пока человек не пройдёт стадию анартха-нивритти (в 9 ступенях бхакти), которая включает в себя искоренение апарадх, он не станет мадхьяма-адхикари.

Ари Мардан д.: Так пишет об этом Ш.Бхактивинода Тхакур в последней главе «Бхакти-таттва-вивеки», а также Ш.Гоур Говинда Махарадж в книге «Лотос божественной любви», глава «Три вида вайшнавов».

Сатьяврата д.: Но тогда получается, что пока каништха-гуру не оставит своего положения инициирующего учителя, он не только автоматически может быть причислен к категории оскорбителей, но также он сам себя заблокирует в духовном развитии. Ведь не выполняя указание гуру-парампары, запрещающие инициировать и продолжая играть роль гуру, он будет снова и снова оскорблять своего гуру, пренебрегая их запретом.

Ари Мардан д.: Так и есть. Развитие может считаться таковым только тогда, когда преданный действует с позиции своего подлинного положения, не имея иллюзий на этот счёт. Если кто-то не понимает своей реальной адхикары, считая, что он достоин большего и может занимать высокие посты, занимаясь деятельностью, предписанной для уттама-адхикари, то он дурачит не только других, но и себя.

Сатьяврата д.: То есть, получается, что такая гуру-апарадха, будучи третьим видом нама-апарадхи будет удерживать каништха-адхикари-гуру на платформе неофита (каништхи) до тех пор, пока он не осознает запрета на деятельность в роли гуру для каништха-адхикари? То есть, если он не оставит своей лицемерной игры, он попросту зацикливает самого себя. Так получается?

Ари Мардан д.: Да. И в том же положении будет находиться мадхьяма-адхикари-гуру, если не будет вести своих учеников за милостью или шикшей к уттама-адхикари. Ведь обязанность мадхьяма-гуру побеспокоиться о своих учениках и организовать всё возможное, чтобы они достигли совершенства. Именно поэтому великие учителя сампрадаи призывали мадхьяма-адхикари вести всех к стопам маха-бхагавата-вайшнавов. Поскольку прему может дать только сад-гуру. Если мадхьяма-адхикари не ведёт учеников к совершенному вайшнаву, тогда нужно понимать, что это либо очень незрелый мадхьяма-адхикари, то есть мадхьяма-каништха (на уровне ништхи), либо это вовсе не мадхьяма-адхикари, а скорее каништха-адхикари, которого вы почитаете, ошибочно принимая его за мадхьяма-гуру. Последнее встречается гораздо чаще, поскольку подлинные мадхьяма-адхикари встречаются достаточно редко. В любом случае, если такой гуру не следует указаниям своего учителя, то, естественно, оскорбляет его. Особенно это становится очевидным, когда он осознаёт, что совершает большую глупость, пренебрегая милостью маха-бхагавата-вайшнава и считая инициированных учеников своей собственностью.

Сатьяврата д.: У меня появился вопрос в связи с этим. Если каништха-гуру не знает о подобном запрете своего гуру принимать учеников, но при этом он также не желает оскорблять своего учителя, сохраняя почтение к нему, разве в таком случае он совершает гуру-апарадху?

Ари Мардан д.: И да и нет. Хотя обычно оскорблениями признаются те действия, которые наполнены враждой (пратикула-бхавой) к садху, шастрам, гуру, вайшнавам и Бхагавану, тем не менее, неосознанные оскорбления также описаны и упоминаются ачарьями. Ведь даже в материальном мире оскорбления могут быть как осознанными, так и неосознанными. Почему такое возможно? Потому что всё материальное имеет свой корень в духовном.

Мой Гурудев говорил: «Тот, кто не знает, что представляют собой анартхи, неизбежно будет совершать оскорбления в своей практике бхакти. Он будет оскорблять имя Кришны, садху, вайшнавов и даже своего гуру. Это непременно произойдёт, поэтому надо быть очень осторожным» (Ш.Нараяна Махарадж. «Секреты бхаджаны», стр. 48).

Поэтому с точки зрения субъекта, который не настроен против своего гуру и его наставлений, в его настроении нет духа оскорбления, а с объективной точки зрения – это апарадха. Невежество не сильно оправдывает поведение того, кто пренебрегает указаниями гуру, будь то осознанно или неосознанно. В любом случае, такому невеже, с учётом этих двух точек зрения, нужно обрести достойное руководство. Без него он будет блуждать как впотьмах.

Сатьяврата д.: Каништха-адхикара – это, похоже, очень опасное положение.

Ари Мардан д.: Каништха-адхикари, будь они в роли ученика или учителя, – это слоны в посудной лавке, если они живут без руководства.

Сатьяврата д.: Выходит, что если кто-то получит посвящение у каништха-гуру и будет следовать его указаниям, то как ученик перетянет качества своего учителя на себя и тоже станет таким же оскорбителем.

Ари Мардан д.: Именно поэтому учителя нашей линии запрещают каништха-адхикари принимать на себя ответственность быть гуру. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил: «Тот, кто не освободился от анартх, не может быть гуру. Но если, так или иначе, он стал гуру, необходимо сторониться такого человека» («Лотос божественной любви», стр. 46).

Сатьяврата д.: Слепая преданность, полное невежество и фанатизм многих начинающих преданных, которые инициировались у каништха-гуру, не позволяют им выполнить это указание Гоур Говинды Махараджа.

Ари Мардан д.: Именно поэтому они являются каништха-адхикари. Более того, если вы им покажете на это наставление Шрилы Гоур Говинды Махараджа, то они скажут вам: «Нас не интересует мнение Гоур Говинды, у нас есть свой гуру. Он для нас указ. Нам не было велено принимать чьё-либо иное мнение». Такие «ученики» не разбираются в адхикарах, им нет дела до мнения истинных гуру нашей парампары. Они преданы только своим «учителям», которые не воспитывают в своих учениках любовь к наставлениям маха-бхагават нашей парампары. Для неудачливых неофитов мнение их каништха-гуру важнее мнения кого бы то ни было другого. Про таких можно сказать:

йаствавиджнанаванбхаватйаманасках сада`шучих

на са татпадамапноти самсарам чадхагаччхати

авидйайамантаре вартаманах

свайам дхирах пандитамманйаманах

дандрамйаманах парийанти мудха

андхенаива нийамана йатхандхах

«Эти люди не достигают высшей цели, поскольку опираются на разум, который не способен распознавать. Их ум не управляем истиной, поэтому они не чисты. Они идут в самсару после смерти. Живущие в невежестве и считающие себя разумными и наученными, эти глупцы скитаются как слепцы, ведомые слепцами» («Катха упанишад», 1.3.7; 1.2.5).

Сатьяврата д.: Я полагаю, что не всё так печально. Хоть какую-то пользу могут же эти люди извлечь из своего пребывания в секте? Я думаю, что слушая своих каништха- или мадхьяма-гуру, их ученики хотя бы познают основы учения.

Ари Мардан д.: Конечно, какое-то сукрити они могут получить, но что касается постижения знания, то следует знать о том, чему учил в «Катха упанишад» (1.2.8) Ямараджа махаджан:

на наренаварена прокта еша

сувиджнейо бахудха чинтйаманах

ананйапрокте гатиратра настии

анийан хйатаркйаманупраманат

«Высшее не распознаётся и не постигается должным образом, когда о нём говорит низшая личность, ведь о высшем говорят на разных уровнях. Когда же о нём учит самореализованная личность, то она не оставляет никаких сомнений у ученика. Высшее вне доказательств и логики, ведь оно тоньше атома».

Сатьяврата д.: Прочитав эти цитаты, становится очевидно, что как мадхьяма-, так и каништха-адхикари принципиально обязаны вести всех к стопам совершенного вайшнава.

Ари Мардан д.: Это верный и единственный вывод, который напрашивается у тех, кто обладает знанием. Иначе ученики будут обмануты своими так называемыми проводниками. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж вторит ныне великим учителям прошлого и даёт то же самое представление о том, кто должен всё-таки давать посвящения. Вы знаете, что такое плод лианы бхакти?

Сатьяврата д.: В «Чайтанья-чаритамрите» приводится эта аналогия. Насколько мне не изменяет память, то плод – это любовь к Кришне.

Ари Мардан д.: Об этом говорит Шри Чайтанья Махапрабху в Своей рупа-шикше – наставлениях Шри Рупе Госвами:

табе йайа тад-упари 'голока-вриндавана'
'кришна-чарана'-калпа-врикше каре арохана

«В духовной сфере лиана преданности разрастается и приносит плод любви к Кришне. Садовник, всё ещё пребывая в материальном мире, регулярно орошает лиану водой слушания и повторения» (Мадхья, 19.155).

Таким образом, становится ясно, что плод лианы  – это любовь к Богу, кришна-према. Когда она проявляет себя в частичной форме в сердце человека?

Сатьяврата д.: Когда человек становится уттама-адхикари.

Ари Мардан д.: А если точнее, то на стадии бхавы. Бхава – это первые лучи премы. Так учит Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Иногда эту любовь сравнивают с лучами, если любовь сравнивают с солнцем, а иногда с плодом лианы бхакти. Бхава-бхакта – это уттама-каништха, начинающий уттама-адхикари. По словам святых, такой вайшнав уже может быть принят как гуру.

Посмотрите, что говорит Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж: «Когда лиана закрепляется на древе, через какое-то время она даёт плод… Когда лиана найдёт прибежище у лотосных стоп Кришны, это значит, что она навечно закрепляется в этом положении…  Когда растение обычно приносит плоды, то садовник неспособен один съесть их все. Тогда садовник начнёт раздавать эти плоды людям. Это означает, что именно с этого момента человек обретает право давать харинаму и дикшу людям. Когда вы обретёте такую квалификацию, лишь тогда вы получите право давать харинаму и дикшу» (Лекция. 15.12.2016г.).

Снова мы видим, что не только шикша-гуру, но и дикша-гуру должен быть маха-бхагаватой. Это идеальный вариант! И тот, кто действительно желает достичь высшего совершенства, должен искать прибежища именно у такого учителя. Если на планете проявляет свои лилы подлинный гуру, никогда не слушайте тех, кто советует вам получать посвящение у несовершенных учителей. Если вы пойдёте на поводу у таких зазывал, тогда непременно будете обмануты. Не будьте врагом для себя.

Несомненно, все кто сильнее вас в бхакти, могут помогать вам. Но даже в таком случае, не надейтесь на то, что вы обретёте Кришну, игнорируя милость сад-гуру, милость шакти-авеша-аватары, которая пришла сейчас в этот мир ради миссии спасения падших душ. Не забывайте о том, что такие садху приходят снова и снова в это измерение Земли для того, чтобы каждое поколение учеников могло получить шанс обрести все совершенства. Во всех подлинных организациям бхакти-йоги нас ориентируют на связь с уттама-вайшнавом. Если это не становится ясно для вас, как члена вайшнавской организации, тогда знайте: либо вы спите на лекциях и невнимательно читаете духовную литературу, либо вы находитесь в дремучей секте, где вас держат за дойную корову. Кто-то же должен в мире иллюзий кормить негодяев?

Кришна заботится обо всех, Он равно относится ко всем Своим детям. Некоторые Его дети, заигравшись в спасителей, начинают жить за счёт ресурсов этого бренного мира. Они неспособны жить только духовной пищей, поэтому подбирают кое-что и тут, это кормит их ложное эго и дутую лжеадхикару. Чистая духовная пища сожжёт дотла их аханкару. Однако, поскольку они не хотят этого, они припадают к кормушке маха-майи. Не будьте средством подпитки «религиозных» эгоистов, оторванных от подлинных садху. Славьте только совершенных учителей, поклоняйтесь только им, живите ради них, вручите свою душу им и только им. Тогда вы никогда не пожалеете, что делали это. В противном случае, вас ждёт сильное разочарование, стыд и позор.

Сатьяврата д.: Позор? Почему?

Ари Мардан д.: Потому что вы поймёте, что все ваши славословия и реклама, которые вы изливали из себя в адрес несовершенных учителей, попросту вас дисквалифицируют перед всем миром. Стыдясь, потом вам придётся отказаться от своих слов, придётся признать, что вы были одурачены, как глупый фанатик. Придётся согласиться с тем, что были ведомы своей слепотой, как неразумное животное, которое следует логике овечьего стада. Особенно горько будет тогда, когда этот так называемый гуру падёт или начнёт искажать философию, идя в разрез своему гуру и всей гуру-парампаре. Тогда над вами начнут смеяться, поскольку вы говорили всем с пеной у рта, что ваш обожаемый «учитель» совершенен.

Сатьяврата д.: Да уж, это печальное положение. Ничего не скажешь.

Ари Мардан д.: Именно поэтому в «Бхагаватам» Шри Кришна учит Уддхаву:

пара-свабхава-кармани йах прашамсати ниндати

са ашу бхрашйате свартхад асатй абхинивешатах

«Тот, кто позволяет себе необдуманно восхвалять или критиковать других, очень скоро собьётся со своего пути, запутавшись в иллюзорной двойственности» (11.28.2).

Поэтому тех, кого вы прославляете или критикуете, вы должны знать очень хорошо. Если вы кого-то прославляете как совершенную душу, не зная, что он каништха-гуру или лжегуру, если вы приняли его из-за популярности, или считая, что коли он в шафрановых одеждах, то достоин быть вашим учителем, то скоро вас будет ждать большое разочарование.

Сатьяврата д.: Я заметил, что если хвалишь всегда какого-то одного учителя, поскольку маха-бхагаваты очень и очень редки, то тебя начинают критиковать, считая фанатиком. Один санньяси из Франции два года назад высмеивал тех, кто снова и снова прославлял Шрилу Бхарати Махараджа и направлял к нему за шикшей. Пока он не инициировал, а также не инициировал сам Бхарати Махарадж, этот санньяси говорил о том, что хорошо обращаться к Ш.Б.В.Бхарати Махараджу за шикшей, но позже, когда сам начал принимать учеников, начал противоречить сам себе и говорить о том, что нет смысла идти к Бхарати Махараджу.

Ари Мардан д.: Подобное происходит из-за зависти к великим вайшнавам, к их положению и привилегиям. Когда человек неудачлив, не обрёл милости свыше, хотя и пересекался в жизни с могущественными гуру, ему сильно мешает зависть. Всё усугубляется тем, что когда он не в силах справиться со своими низменными чувствами, то начинает совершать преступления против сердца Кришны – вайшнавов. Нам всем важно понимать, что необходимо прославлять сад-гуру и вести к ним людей – это обязательное условие для быстрого духовного роста. Перед маха-бхагаватой склоняется даже Сам Кришна, кем же себя нужно возомнить, не принимая то, что любит Господь? Искренние преданные понимают эти истины.

Сатьяврата д.: Что же всё-таки может дать ученикам бхакти-адхикара их каништха-гуру?

Ари Мардан д.: Учителя нашей линии вообще не признают присутствия бхакти-адхикары у каништха-адхикари. Например, Ш.Гоур Говинда Махарадж говорит: «Если вы поймёте это и будете действовать соответствующим образом под руковод­ством (подлинного) духовного учителя, ваш ум, ваше сердце очистятся и, рано или поздно, освободившись от всех материальных желаний, вы обретёте бхакти-адхикару. Бхакти-адхикара проявляется в форме вкуса к хари-катхе, хари-киртану.

Когда это произойдёт, вы начнёте своё преданное служе­ние. Иначе, вы всё ещё будете оставаться на материальном уров­не. Теперь вам понятно, в чём причина того, почему вы не по­лучаете плодов своего бхаджана? У вас нет бхакти-адхикары. Это единственная причина. Вы можете совершать так называ­емый хари-бхаджан миллионы лет, но пока в вашем сердце будет оставаться вожделение, вы не сможете сдвинуться с мес­та. Присутствие вожделения означает отсутствие бхакти-адхикары. Позволяя материальным желаниям оставаться в серд­це, вы будете совершать лишь больше и больше апарадх. Таков будет результат вашего бхаджана» («Лотос божественной любви», стр. 55).

Сатьяврата д.:  Это до некоторой степени объясняет, почему некоторые «гуру» бросают своих учеников, не могут им ответить должным образом на вопросы по сиддханте, искажают традицию своими выдуманными концепциями, проявляют большую искусность в сборе денег, эксплуатируя для этого раса-лила-катху святых, лицемерят и падают, оставляя санньясу.

Ари Мардан д.: Как и любой другой каништха-адхикари, каништха-гуру обладает лишь карма-адхикарой. Но поскольку карма в некоторых толкованиях шастр – это благочестивая деятельность, развивающая тонкое или грубое материальные тела («Бхагавад-гита»), тем не менее, ещё не всякий каништха-гуру действует в согласии с элементарными правилами кармы. Некоторые «гуру» нарушают даже законы благочестия, хотя следовать законам кармы кажется проще, чем законам бхакти. О них писания говорят так:

веда-ништха-мадхйе ардхека веда 'мукхе' мане 
веда-нишиддха папа каре, дхарма нахи гане

«К цивилизованным людям относятся приверженцы ведических принципов. Едва ли не половина из них признает эти принципы лишь на словах. На деле же они совершают всевозможные греховные поступки. Такие люди пренебрегают заповедями священных писаний» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.146).

Таким образом, можно заключить, что есть даже такие каништха-гуру, которые практикуют раджасика-бхакти и тамасика-бхакти, то есть «служение Богу», смешанное с мирскими страстями и авидьей.

Сатьяврата д.: Те, кто критикуют религию вместе с псевдорелигиозными лидерами, скорее всего, будут опираться именно на подобные вопиющие случаи, когда за руководство верующими людьми берутся некомпетентные личности. Это подобно тому, как Уильям Лобдел, автор книги «Теряя веру. Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни» разочаровался в христианстве, наблюдая за возмутительными случаями, которые происходят в христианской традиции.

Ари Мардан д.: Имея неправильные ориентиры, легко разочароваться в любой истинной религии.

Сатьяврата д.: Неправильные ориентиры?

Ари Мардан д.:  Если человек смотрит на низшие проявления, которые явлены паразитирующими на вере людьми, и при этом не видит святой идеал, проявленный подлинными святыми, тогда он будет полностью потерян для веры. Не следует смотреть лишь на то, как проявляется сектантство в настоящем или оно проявлялось в прошлом недостойными людьми. Нужно всегда отличать совершенных святых от тех, кто пытается ими стать. Не нужно отождествлять идеал религии с тем, к чему стремятся в своём сердце лицемеры. Очень опасно терять из виду цель своей практики, которая может быть покрыта в нашем сознании сосредоточением на поведении неискренних неофитов.

Сатьяврата д.: То есть, всегда нужно смотреть на представителей бхагават-парампары и быть ориентированным на их пример?

Ари Мардан д.: Совершенно верно. Ведь Бог не падает, сад-гуру не попадают под власть греха и нитья-сиддхи никогда не показывали дурного примера. Поэтому, что бы не случилось здесь и сейчас, мы помним о том, что у нас всегда есть на кого ориентироваться и от кого получать вдохновение. Нет никакого смысла всех совать в один мешок и, разочаровавшись в горе-учителях и их поведении, бросать бхакти, как это сделал Уильям Лобдел, будучи ранее христианином и оставившим свою веру.

Сатьяврата д.: Но некоторые из инициирующих учителей, даже если и не имеют уттама-адхикару, хоть и не ориентируют своих последователей и учеников на общение или посвящение у маха-бхагаваты, так здорово рассказывают о духовной жизни, пересказывая священные писания!

Ари Мардан д.: Не забывайте об учении Шримана Махапрабху:

коти-джнани-мадхйе хайа эка-джана 'мукта' 
коти-мукта-мадхйе 'дурлабха' эка кришна-бхакта

«Из миллионов таких мудрецов только единицы действительно обретают освобождение. А из миллионов получивших освобождение (мадхьяма-адхикари) едва ли найдётся один чистый преданный Господа Кришны (уттама-адхикари)» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.148).

Не очаровывайтесь низшим в присутствии высшего, в этом проявлен грех пренебрежения идеалом. Не зря Чайтанья Махапрабху произносит этот стих, акцентируя нас на том, что есть разница между одним и другим. Игнорируя учение Господа, мы попадём в беду. Реализуйте должным образом в своей жизни основы и не поддавайтесь любопытству, развлечениям своего тонкого материального тела. Когда вы ставите на пьедестал своей жизни низшее, игнорируя то, что там должно быть, вы тем самым показываете Богу, что готовы променять бриллиант на стекляшки.

Сатьяврата д.: Когда же приходит бхакти-адхикара?

Ари Мардан д.: Только тогда, когда приходит мадхьяма-адхикара. Она начинается с приходом ништхи («Лотос божественной любви», стр. 60). Именно поэтому порой мадхьяма-адхикари разрешено начинать принимать учеников. Но не в большом количестве, иначе ученики приведут к падению этого учителя.

Сатьяврата д.: И опять же с учётом того, что эти мадхьяма-гуру будут вести своих учеников к маха-бхагавата-вайшнаву?

Ари Мардан д.: Точно. Если они не будут этого делать и сами не будут общаться с уттама-садху, тогда таких гуру нужно оставить, и принять посвящение у совершенного вайшнава, который лишён зависти и никогда не считает учеников своей собственностью, поскольку всё отдаёт Господу и Его истинному представителю – сад-гуру. Все ресурсы этого мира, без исключения, принадлежат сад-гуру, хоть он и не считает себя их собственником.

Сатьяврата д.: Похоже, эту тему я усвоил хорошо.

Ари Мардан д.: Тогда остановимся пока на этом.

Сатьяврата д.: Харе Кришна!

Ари Мардан д.: Удачи вам! Вся слава шри гуру-парампаре!

Сатьяврата д.: Джай!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью