?

Там где садху – там утсава. Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 982. Опубликовано: 6-09-2017, 18:12

Там где садху – там утсава

Интервью с Мадан Гопалом Прабху

20.07.2017г.

Часть 1

 

Мадан Гопал Прабху является дикша-инициированным учеником Шри Шримад Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа. Мадан Гопал Прабху узнал о своём учителе в 2011 году. Он уже не раз посещает своего Гуру Махараджа, приезжая к нему в Индию. Редакция нашего сайта решила взять у Мадан Гопала Прабху интервью, поскольку он совсем недавно снова приехал из паломничества по святым местам и привёз свои новые впечатления от общения со Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Мадан Гопал Прабху. Я хотел бы расспросить Вас о Вашей поездке к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу, Вашему учителю. Вы уже не один год как развиваете веру в этого чистого вайшнава, и поэтому Ваш опыт уже становится интересен для тех, кто недавно присоединился к Шриле Б.В.Бхарати Махараджу. Очень хочу Вас попросить рассказать о нём.

Мадан Гопал д.: Харе Кришна, Прабхуджи. Вся слава нашей гуру-варге!

Мне трудно рассказывать, поскольку я не отличаюсь способностью ясно излагать мысли, и если Вы сможете терпеть мою косноязычность, будучи готовым поправить меня, то я могу попробовать.

Ари Мардан д.: Вы знаете, в нашей традиции есть замечательный стих из «Бхавартха-дипики», 1.1.1, который вдохновит Вас:

мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим

йат крипа там ахам ванде шри-гурум дина-тарине

«Я с почтением склоняюсь перед духовным учителем, по милости которого немой может стать красноречивым оратором, а хромой – преодолеть горы».

Мадан Гопал д.: Отлично! Верой живы люди. Я уже готов! Спрашивайте.

Ари Мардан д.: Главное подобрать правильные слова, звук – это сила!

Прежде всего, я хотел задать такой вопрос: «Сколько времени, в общей сложности, Вам выпала удача пробыть в непосредственной близости со своим духовным учителем?»

Мадан Гопал д.: В общей сложности, я находился с Гурудевом примерно чуть больше семи месяцев. Я ездил за ним по разным святым местам, поскольку Гурудев активно проповедует, несмотря на свой преклонный возраст, подобно Вашему духовному учителю (Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу) или Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Он является желанным гостем для немалого количества преданных в Индии. Хотя его очень хотят видеть также и за пределами Индии, пока его мировое турне откладывается.

Я и мои духовные братья и сёстры, следуя за Гурудевом, были в Чандигархе, Вриндаване, Джаганнатха Пури, в Навадвипе, Фаридабаде и нескольких других городах. Он приезжает в эти места регулярно и даёт там хари-катху, останавливаясь в больших и маленьких храмах. Как-то я вместе с ним посетил даже одну большую нама-хатту. Места, где ступают его лотосные стопы, становятся святыми.

Ари Мардан д.: Это верно, такова обязанность подлинных вайшнавов – освящать землю и восстанавливать святые места.

Отличаются ли впечатления, которые Вы получили, когда приезжали к своему учителю в первую Вашу поездку, от тех впечатлений, которые Вы обрели, посетив его недавно, четыре месяца назад?

Мадан Гопал д.: Да, конечно. Это очевидно.

Ари Мардан д.: Эти впечатления изменились в положительную сторону или, наоборот, притупились, став обыденными?

Мадан Гопал д.: Они стали более вдохновляющими, двигающими к большей ответственности в преданном служении. Они стали более яркими. В связи с ними начинаешь понимать, что у тебя есть ещё более мощные перспективы в духовном развитии и в то же время начинаешь понимать глубже, что тебе нужно стараться ещё больше, чем раньше. Не только это, многое начинает проясняться раз за разом.

Ари Мардан д.: Как Вы думаете, почему так происходит? Почему каждый раз впечатления отличаются?

Мадан Гопал д.: Это связано со всё более глубоким пониманием настроения Шрилы Гурудева. Подобное происходит по его милости. Служа учителю, обретаешь крипу (милость). Многое в бхакти зависит от личного духовного роста и своих духовных реализаций.

Ари Мардан д.: По милости бхакти мы обретаем ещё большее бхакти.

Мадан Гопал д.: Да. Чем больше проявляется духовных реализаций, тем больше ты получаешь правильных и глубоких духовных впечатлений от общения с духовным учителем.

Ари Мардан д.: Я спрашиваю об этом в связи с тем, что есть некоторые преданные, которые, посетив Вашего учителя один или даже два раза, так и не смогли обрести глубоких впечатлений от его общения.  После этого они куда-то пропадали, считая, что посетили рядового очередного садху.

Мадан Гопал д.: А эти преданные раньше видели настоящих вайшнавов?

Ари Мардан д.: Как правило, нет.

Мадан Гопал д.: По всей видимости, поэтому им и не с чем сравнить. В таком случае, они конечно же могут ошибиться.

Ари Мардан д.: Но некоторые видели раньше истинного гуру, и им тоже не удалось разглядеть в Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махарадже истинного учителя.

Мадан Гопал д.: Это тоже нормально, пока человек находится под влиянием гун материальной природы, он будет ошибаться снова и снова. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада показал себя всему миру, тысячам, тысячам людей он явил пример идеального учителя. Сколько его учеников после этого посчитали себя тождественными ему, заняв после его ухода положение гуру-спасителя? И позже им всё же пришлось сбросить с себя ответственность учителей, поняв, что они не ровня Шриле Прабхупаде.

Ари Мардан д.: Да, это действительно явный пример того, что общаясь с сад-гуру, можно так и не понять его природу, думая, что он такой же, как и ты. Такое приравнивание – несомненная апарадха, от которой предупреждают нас в нашей традиции.

Мадан Гопал д.: Когда я приехал к своему Гурудеву в первый раз, в то время я даже не понимал, что этот святой в будущем станет моим духовным учителем. Для меня первая встреча с ним, к сожалению, почти ничего не дала. Сейчас я, конечно, понимаю, что тогда я обрёл милость от его даршана, и моё сердце незаметно для меня до некоторой степени обогатилось. Но я тогда ничего не почувствовал в отличие от других. Некоторые, увидев его, сразу ощутили что-то в сердце, но это не мой случай.

Тогда мы с друзьями случайно попали к нему на катху. Мы прослушали его лекцию, и я не почувствовал в своём сердце ничего особенного. Как будто я был на лекции обычного санньяси-проповедника. Тем не менее, я помню Ваш семинар о качествах истинного учителя, который Вы давали, приехав к нам в город. Тогда я понял, что нужно искать совершенного духовного учителя. Слушание порождает ответственность. Если ты услышишь истину, то станешь врагом себе, если не последуешь за ней. К тому же, позже я услышал о славе Шрилы Гуру Махараджа и в следующую поездку к нему уже стал более внимателен к его хари-катхе.

Позже я понял со слов старших преданных, что в действительности мне очень повезло, поскольку есть столько много учеников Вашего духовного учителя, которые очень ценят моего Гурудева. Мне не повезло видеть Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Махараджа, однако те, кто его знали и слушали его хари-катху, теперь служат моему учителю. Это для меня важный знак! Я учитываю их опыт и стараюсь до некоторой степени смотреть на моего учителя их глазами. В связи с этим, моя вторая поездка к Гурудеву уже имела ясную ориентацию. На этот раз, я поехал в Индию именно к Шриле Б.В.Бхарати Махараджу в Чандигарх. И в этот раз я уже получил гораздо больше духовных реализаций от общения с ним. Это правда – знание открывает глаза и позволяет видеть то, чего раньше не замечал.

Позже я понял из священных писаний, что подлинного вайшнава невозможно понять собственными усилиями. Об этом пишет Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж в книге «Шри Бхакти-прагьяна». Только тогда, когда вайшнав пожелает раскрыть себя, мы сможем понять его подлинную природу. Собственными усилиями увидеть чистого преданного невозможно. Даже обычный человек остаётся загадкой для нас, пока не расскажет о себе, что говорить о вайшнаве, который скрывает от недостойных людей богатства своего сердца!

Когда я был в Хабаровске на Вьяса-пудже своего Гурудева, я услышал от других его учеников то, как они видят и ценят своего учителя. Это тоже позволило мне ещё больше оценить роль Гурудева в моей жизни. Для поддержания веры в своего учителя, важно находиться в кругу его учеников. Сейчас Санкаршана Прабху активно старается развить сангу Шрилы Гурудева и объединить всех его учеников.

Жаль, что не повезло тем преданным, которые, посетив Гуру Махараджа, так и не смогли распознать в нём великого святого, несмотря на то, что он так возвышен. Наши чувства являются нашими врагами, если не приводят нас к истине. Именно поэтому нужно находиться с вайшнавом или учителем продолжительное время, а не общаться поверхностно, наскоком.

Ари Мардан д.: Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» (1.74) говорит об этом неоднократно, цитируя «Мантра-муктавали»:

тайор ватсара-васена джнатанйонйа-свабхавайох

гурута шишйата чети нанйатхаивети нишчайах

«Гуру и ученик должны жить вместе год. Так они установят связь и поймут природу друг друга».

Цитируя «Крама-дипику» (4.3), Ш.Саната Госвами упоминает также о трёх годах пребывания рядом с гуру. Как бы то ни было, есть некоторые различия в указаниях шастр. Главное, что необходимо понять, – это то, что за короткий срок невозможно понять природу святого. Поэтому становится ясно, что поверхностная оценка не является основанием для того, чтобы принять гуру,  а также для того, чтобы его отвергнуть. За год или три года, ученик сможет, искренне служа святому, по его милости понять его адхикару.

Мадан Гопал д.: В наше сумасшедшее время почти всё делается второпях. Всем некогда заниматься служением долгое время, все хотят быстрее инициироваться. Экспресс-версия выбора гуру сейчас очень популярна.

Ари Мардан д.: Могли бы Вы поделиться с посетителями «Сат-сампрадаи» своими мыслями о том, какие качества прежде всего Вас впечатлили в Вашем учителе?

Мадан Гопал д.: У него много очень удивительных качеств. Когда я встретился с ним, я смог наяву увидеть, как выглядят качества настоящего вайшнава. Иногда эти качества я видел в других преданных и даже инициирующих учителях, с которыми меня сводила судьба, но только встретившись с Гурудевом, я увидел эти качества в необъятной полноте. Тогда я понял, что многие лишь частично отражают качества садху. Эти качества, несомненно, привлекательны, и притягивают преданных, но Гурудев в этом отношении подобен огромному магниту. Когда ты смотришь на него, то понимаешь, что тебе есть, куда расти. Через него видишь, что цель очень высока и глубока. Гурудев – бездонный океан благих качеств. Посещая его снова и снова, начинаешь наблюдать, как в тебе самом начинают проявляться его удивительные качества.

Ари Мардан д.: Шрила Бхактивинода Тхакур писал о том, что подлинная садху-санга должна порождать в человеке трансформацию личности, перенос качеств садху в своё сердце. Без этого садху-санги нет.

Мадан Гопал д.: Именно поэтому я хочу через пару месяцев снова отправиться к нему. Как говорится, нет времени тратить жизнь на пустое.

Я хотел рассказать об отречении Гурудева. О том, как он относится к пожертвованиям.

В мой позапрошлый приезд к Гурудеву я, как обычно, решил ему пожертвовать некоторую сумму. Каждый раз, когда я его встречал, я предлагал ему небольшую сумму денег. Честно скажу, хочется, чтобы Гурудев одухотворял и вдохновлял меня своим взглядом снова и снова. Говорится, что важно не ваше видение садху, важно, когда он видит вас. Если святой бросит на вас милостивый взгляд, тогда вы обретёте всё. В очередной раз я протянул ему пятьдесят рупий в благодарность за то вдохновение, которым он наполняет меня. Предложив ему деньги, я посмотрел на его лицо. Оно было умиротворено. Он, как всегда, спокойно поблагодарил меня.

Как раз в этот момент к Гурудеву пришла одна ученица Вашего духовного учителя Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, я, к сожалению, не помню её имени. Она много была со своим духовным учителем, и теперь она обрела вдохновение в санге моего Гурудева. Она также принесла ему свои пожертвования. Когда я посмотрел на то, сколько именно она принесла денег, я обомлел. Это была толстая пачка денег, наверное, в пять сантиметров! Это не были мелкие деньги, там виднелись даже тысячи рупий! Мне даже стало в какой-то степени не по себе из-за того, что мои пожертвования так незначительны.

Я снова посмотрел на лицо Гурудева, мне хотелось увидеть, какова будет его реакция на такой щедрый подарок. Шрила Гурудев принял эти деньги с абсолютно тем же выражением лица, как будто это были те же самые пятьдесят рупий, что он только что принял от меня минуту назад. Я понял, что Гурудев подобен святому мудрецу, которого описал в «Бхагавад-гите» (6.8) Шри Кришна:

джнана-виджнана-триптатма  кута-стхо виджитендрийах

 йукта итй учйате йоги  сама-лоштрашма-канчанах

«Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрёл полное удовлетворение, считают осознавшим свое «я», он истинный йог. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остаётся невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом».

Хотя Гурудев являет нам свои трансцендентные качества, всё же, этот стих не передаёт всей красоты его характера. Это лишь одно из незначительных преимуществ Гурудева.

Ари Мардан д.: Да, Кришна уже давно побеспокоился о том, чтобы снабдить нас знанием о признаках подлинного святого. Теперь мы, благодаря этим знаниям, сможем понять, кто есть кто.

Я вспомнил один забавный случай с пожертвованиями. У меня была подобная история в 2007 году, но только несколько иная. Тогда я остановился во Вриндаване после Картики в одном храме на несколько недель вместе со своими духовными братьями и сёстрами. Меня предупредили о том, что проживание в этом храме обойдётся мне в определённую минимальную сумму. Но если я хочу, то могу дать и больше пожертвований. Я согласился.

Перед тем, как уехать в Россию, я должен был предварительно расплатиться за проживание и прасад. Я посмотрел в свой кошелёк и решил расплатиться долларами. Тогда доллар был гораздо дешевле, чем сейчас. У меня была одна десятидолларовая бумажка и штук сорок или пятьдесят однодолларовых купюр. Я определил свой долг храму и решил отдать его лично в руки настоятелю. Посчитав деньги, я понял, что если я отдам все доллары, что есть у меня, тогда мы будем в расчёте. Собрав их в одну пачку, я положил десятидолларовую купюру сверху, а однодолларовые под неё.

Когда настоятель увидел толщину пачки денег и десятку сверху, это породило на его лице большую улыбку. Толща бумажных долларов его обрадовала. Ему тут же захотелось посчитать полученную сумму. Хотя я отдал столько денег, сколько требовалось, тем не менее, толщина пачки выглядела довольно заманчиво. Я понял, что он сейчас увидит, что под десяткой его будет ожидать небольшая стопочка из однодолларовых бумажек, но как он среагирует на них, для меня было загадкой. Когда он начал считать деньги и увидел, что под десятидолларовой купюрой скрываются однодолларовые, то улыбка на его лице стала постепенно исчезать. Закончив считать деньги, когда он окончательно убедился, что фактически вся пачка состоит из однодолларовых купюр, улыбка уже покинула его физиономию. Он с серьёзным лицом принял деньги и, скупо поблагодарив, удалился. Ожидания не оправдались, но предъявить было нечего. Так я понял его природу.

Мадан Гопал д.: Мой Гурудев не планирует иметь много или мало денег. Он знает, что Господь всегда позаботится о нём через преданных. Он так жил всегда. Я никогда не видел, чтобы он доставал деньги из своего кармана и оплачивал какие-то покупки. Все деньги, что приходят к нему, он отдаёт старшим преданным, организаторам на строительство и поддержание тех зданий, в которых могли бы останавливаться паломники, которые приезжают на парикраму. Также покупаются на пожертвования новые храмовые помещения для того, чтобы там можно было поклоняться Божествам.

Однажды был тоже интересный случай. Катха Гурудева уже закончилась в том месте, где его слушали, и он должен был поехать в другое место. Мадхава-прия Прабху обратился к преданным, тогда с нами были Санкаршана Прабху и диди, он предложил всем поехать за Гурудевом, чтобы дальше слушать его хари-катху. Но многие отказались, сказав, что у них уже нет денег на переезды. Тогда Мадхава-прия сказал: «Это не проблема, я могу вам оплатить переезд. Не беспокойтесь, даже отдавать их назад не нужно. Поехали за Гурудевом». Вот так Гурудев о нас заботится. Конечно, преданные согласились и поехали за Гурудевом. Позже преданные всё же отдали деньги, которые получили по милости Гурудева от него.

Также была подобная история и со мной. Мадхава-прия Прабху пригласил меня поехать с Гурудевом в другое место, где должны были состояться его лекции. Он сказал: «Поехали с нами, будешь продолжать совершать свою севу». Я сказал, что, к сожалению, у меня уже закончился срок визы и деньги. Тогда он сказал: «Деньги – это не проблема, я дам тебе денег, также продлим визу. Всё будет хорошо».

Ари Мардан д.: Замечательные истории. Наш Шрила Гурудев так же относился к пожертвованиям. Он их все направлял на духовное развитие.

Какие ещё качества Вы заметили в своём учителе?

Мадан Гопал д.: Его сиддханта на мой взгляд очень глубока. Я уже слышал лекции разных проповедников, но катха Гурудева меня по-настоящему удивляет. Когда он отвечает на вопросы, возникает такое ощущение, что он знает все священные писания. Отвечая на вопросы преданных и своих учеников, он всегда опирается на шастры, не добавляя ничего лишнего, придерживаясь строго учения других ачарьев. Его ответы многогранны. Обычные люди в его возрасте на такое неспособны, поэтому он необычный человек. Я склонен верить в то, что он сиддха-вайшнав.

Ари Мардан д.: Что говорить! Ведь даже Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, знаменитый ачарья Шри Гопинатх Гаудия Матха, посылал некоторых преданных, обращающихся к нему с вопросами, к Шриле Б.В.Бхарати Махараджу! Он знал, что Шрила Махарадж очень образован и может ответить на все вопросы.

Кстати, имя «Бхарати» непростое. Богиню ведических писаний, олицетворение мудрости, называют Бхарати. Она известна как ведабхимани-девата. Её цель – утвердить славу Всевышнего Господа, поскольку она шуддха-вайшнави. Она неотлична от Сарасвати и её иногда называют Шри. Бхарати Дэви поддерживает веру всех живых существ, и поэтому её другое имя – Шраддха Дэви. Подобно этой богине, Шрила Б.В.Бхарати Махарадж поддерживает веру своих учеников и вкладывает её в сердца тех, кто служит вайшнавам. Через Бхарати Дэви Господь осуществляет это материальное творение. В «Брахманда-пуране» о Бхарати сказано следующее:

йасйах сакашат парамам виданти шешах супарно гиришах сурендрах

 мата ча йаишам бхарати са драупади нама бабхува бхумау

«Она мать Шеши, Гаруды, Шивы и Индры. От неё они получают знание о Верховном Господе. Её имя - Бхарати, когда-то она воплотилась на Земле в облике Драупади».

Таким образом, имя «Бхарати» непростое, оно наделено необычайной силой и не просто так присутствует у Вашего дорогого учителя.

Мадан Гопал д.: Спасибо за такие необычные тонкости, касающиеся имени Гурудева. Да, энергия этого имени в Шриле Гурудеве очевидна. Хотя многие его лекции не посвящены раса-лиле, сокровенным играм Кришны во Вриндаване, тем не менее, даже через простые темы, он являет глубину философского вайшнавского понимания и разума.

Кстати, общаясь с некоторыми учениками Вашего духовного учителя, я слышал от них такое мнение, что из-за того, что мой Гурудев не погружает своих слушателей в тайны раса-лилы, как делал это Ваш духовный учитель, они не вдохновлены им и не могут принять его как маха-бхагавата-вайшнава. Что Вы скажете на это?

Ари Мардан д.: Попробуйте обнаружить развёрнутые объяснения на раса-лилу у Шрилы Бхактиведанты Свами, Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа или Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа. Их попросту нет. Однако если кто-то в связи с этим сделает вывод, что эти вайшнавы не маха-бхагаваты, тогда, совершив маха-апарадху, такой человек вряд ли получит милость Господа в этой жизни. Нельзя поверхностно судить о великих святых. Маха-бхагавата-вайшнавы могут иметь разное настроение, и это не делает одних бесполезными, а других полезными. Святые очень могущественны и они могут дать понимание раса-лилы из сердца, не произнося искреннему ученику ни слова. Они сакшад-дхари, неотличны от Бхагавана, и поэтому их арсенал влияния на сознание ученика не может быть осознан баддха-дживами.

Мадан Гопал д.: Я тоже придерживаюсь такого же мнения.

 

Конец 1 части.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью