?

Так что же изменилось?

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 956. Опубликовано: 27-09-2017, 13:31

Так что же изменилось?

Интервью со Шриманом Враджанатхой Прабху

Алтай «Стик-Трэвел», 8 сентября 2013г.

Часть 2

 

Ари Мардан д.: С уходом Шрилы Гурудева очень сильно упало распространение книг. Сейчас стало заметно, что те учителя, которые сейчас взялись инициировать, настраивают своих учеников прежде всего на издание именно их лекций и книг. В то же время я помню, как общался со Шьямарани диди в позапрошлом году во Вриндаване. Я ей предложил выпустить её воспоминания о Шриле Прабхупаде, она сказала: «Сейчас в первую очередь издавай книги Гурудева. Мои подождут».

Сейчас, когда мы привезли напечатанные новые две книги Гурудева на фестиваль в количестве пятиста экземпляров, из них распространяются единичные экземпляры. Фестиваль подходит уже к концу, здесь больше двух сотен преданных, а купили всего, наверное, десять-двенадцать экземпляров. На наш взгляд, это явно говорит о нездоровом состоянии санги. Как так вышло, что книги совершенных святых стали менее актуальны, чем книги тех, кто ещё не признаны святыми? Шрила Гурудев воспитывал всех, даруя свои наставления, которые стали основой для духовного роста всех без исключения. Где же элементарная благодарность ему за это? Посмотрите, как в ИСККОН почитают книги основателя – Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Они делают такой акцент на них, что становится совершенно понятно, кто находится в абсолютной позиции в этой организации. Что вы думаете об этом?

Ш.Враджанатха Прабху: К сожалению, это и для меня является источником смущения и стыда, хотя я и не пишу своих книг. Наша обязанность – предложить себя стопам шри гуру, всегда находиться у их стоп и вести последователей к высшему уровню трансцендентной реальности. Не к себе. К примеру, мы совершаем поклонение, пуджу, но при этом мы не читаем книг, не берём тех богатств, которые нам даровали великие святые. В таком случае от этой пуджи не будет никакого толка.

Примерно полгода назад, в конце 2012 года, я собрал и-мейлы тех преданных, которые получили у Мадхавы Махараджа посвящение. Через три месяца я послал этот список с и-мейлами Шьямарани диди и Васанти диди, чтобы они добавили собранный мною список электронных адресов в список тех преданных, которые будут получать по интернету регулярно хари-катху нашего Гурудева. Все подписчики были обрадованы и говорили: «Это так замечательно, что вы подписали нас к рассылке. Это произошло первый раз за всё время (начиная со времени ухода Ш.Б.Нараяны Махараджа). Ну, наконец-то, хоть один инициирующий гуру собрал адреса своих учеников и добавил их в рассылку».

В действительности это был не гуру, это была моя инициатива. Если мы сами получили так много блага от книг Шрилы Гурудева, от его наставлений, почему же тем людям, которые приходят к нам, мы не желаем такого же блага? Почему не вдохновляем читать новых преданных эти книги? И этот факт, к сожалению, также является очевидным доказательством того, что новые гуру не акцентируют внимание своих учеников на истинной гуру-таттве, на подлинном положении шри гуру.

Шрила Гурудев и Шрила Прабхупада являются главнейшими, самыми важными членами нашего вайшнавского мирового сообщества. Не помогать людям обрести доступ к наследию этих великих вайшнавов – преступление. И это вызов также нам. Мы обязаны проинформировать собственных гуру о том, что очень важно для всех нас. Нужно обязательно сказать им, чтобы они организовали доступ своим ученикам к хари-катхе Шрилы Гурудева. Необходимо, чтобы они обязательно собирали и-мейлы своих учеников и рассылали хари-катху по адресам. Но у меня такое впечатление, что они сами эту хари-катху не читают. Либо они боятся её читать. Потому что если они начнут её изучать, то осознают глубокие темы, которые заставят их устыдиться.

Ари Мардан д.: Как-то странно всё это выглядит. Учитель ушёл совсем недавно, и о нём как-то быстро позабыли. А где же долг учеников за обретённую милость? Где же элементарная благодарность?

Я думаю, что было бы гораздо более уместным и тактичным, если бы нынешние учителя обязывали своих учеников в первую очередь покупать книги Шрилы Гурудева и обсуждать их на приоритетной основе. Подобно тому, как наш Гурудев обязывал своих учеников читать книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, так же было бы уместно всем новоявленным гуру направлять за шикшей к книгам Гурудева. Ведь он так много работал над этими книгами. Неужели всё то время, которое он потратил на написание сотни своих книг, было напрасным? Признаюсь, сколько бы я ни слушал лекций старших проповедников или санньяси, они почти не дают наставлений о важности приобретения книг современных святых, они не упоминают о том, насколько важно распространять книги Гурудева. Если бы они хоть как-то вдохновляли на шастрия-садху-сангу, то мы видели бы результаты, хотя бы в форме активного приобретения священных писаний. Пришли новые люди, получили инициации, а читать никто ничего не желает. Распространение книг в санге упало.

Ш.Враджанатха Прабху: Одним из правил во время проведения фестивалей, которое утверждал Шрила Гурудев, было то, чтобы во время праздников распространялось как можно больше книг. Он хотел этого всегда. Это фестиваль Гурудева, поэтому именно его книги должны широко распространяться.

Ари Мардан д.: Мы недавно выпустили две книги Шрилы Гурудева у нас в городе. Выпустили всего по пятьсот экземпляров каждую. Мы думали, что распространим весь тираж за два-три года, но сейчас мы видим по результатам, что, по видимости, нам придётся их распространять в два или три раза дольше.

Ш.Враджанатха Прабху: Сегодня вечером я сделаю объявление.

Ари Мардан д.: Его нужно сделать обязательно (1).

Если Вы не возражаете, мы должны перейти к следующему вопросу о гармонии.

Недостаток гармонии, выраженный в отсутствии сотрудничества между старшими учениками Шрилы Гурудева, поднимает множество проблем в местных (русских) ятрах. Мы создали общину более чем десять лет назад, приложив столько усилий! Мы потратили очень много времени и денег на то, чтобы привести людей к Шриле Гурудеву, в сангу его санньяси, считая, что ведём новых людей в одну сторону. Однако сейчас мы видим, что приезжающие уже инициирующие новые учителя просто разрывают наши общины на части. Новые преданные, получившие инициацию после ухода Шрилы Гурудева, не хотят действовать в одном направлении. Они создают группировки своих учителей, пренебрегая ранее созданной Гурудевом целостной организацией. Я очень сомневаюсь в том, что это происходит по их инициативе, поскольку многие видят, как даже санньяси из Индии не уважают друг друга.

Ш.Враджанатха Прабху: К сожалению, таково печальное положение дел. Многие понимают, что это нехороший признак. Как поступить в такой ситуации, что делать? Это явное отклонение от целей, утверждаемых Гурудевом. Я беспокоился об этом с самого начала. Только если с самого начала инициирующие гуру будут направлять своих учеников к стопам гуру-варги, к совершенным вайшнавам, тогда есть шанс, что будет гармония. Тогда будет очевидно единоначалие.

Ари Мардан д.: Я думаю, что есть смысл собраться и обсуждать эту тему, озвучивать сложные моменты. Когда-то должно прийти время для решения этих вопросов. Я допускаю, что когда проблема не так сильно проявлена, можно на ней не циклиться. То, что незначительно, легко можно изменить. Но сейчас это слишком заметно всем. Лидеры в разных городах обсуждают эту тему с разочарованием в голосе. Часть из нас уже начали жаловаться, но мы видим, что наш голос не желают слышать. На нас смотрят как на бестолочей и просто игнорируют, как будто мы неживая материя. Нами пользуются как неживой субстанцией, приспосабливая к каким-то своим целям. Поэтому многие считают, что пришло время говорить об этом открыто. Нам кажется, сейчас самое время говорить об этом, потому что проходит год за годом, а ничего не меняется.

Это очень обидно, когда мы выкладываемся на местах, где живём, в своих городах, теряя силы на то, чтобы создавать единство внутри санги, но приезжают санньяси в настроении хозяев и настраивают одних преданных против других. Хотелось бы, чтобы те, кто приезжают к нам, уважали бы наш труд и вложения. Наш Гурудев говорил, что санньяси обязаны уважать грихастх, которые служат на местах в своих ятрах. Он говорил об этом во время одной своей утренней прогулки в 2007 году. Но некоторые санньяси пренебрегают этими указаниями Гурудева. Они могут формально выражать какое-то почтение домохозяевам, но на самом деле своим поведением они показывают, что пренебрегают ими. Это очень похоже на апарадху, и поэтому часть наших местных лидеров не желает больше поддерживать таких приезжающих проповедников. Из-за всего этого хаоса часть санг в России вообще перестали существовать.

Санньяси сказали Гурудеву, что будут инициировать только в следующей жизни (2), но как только он ушёл в апракат, они кинулись инициировать всех, кто годен и негоден, нарушая правила посвящения. Гурудев ясно давал понять даже непосредственно перед своим уходом, что у его старших учеников нет уттама-адхикары (3), но, приезжая в разные города, они позиционируют себя как совершенные души. Перед Гурудевом они как будто были смиренными, считая себя недостойными, но как он ушёл, так сразу достойными стали все, кого мы знаем. Именно по этой причине мы в своей санге приняли решение: пока не будет порядка, пока творится неразбериха не приглашать к себе в город никого. Может быть, одного или двух проповедников, не больше. Сейчас мы решили приглашать только одного человека. В связи с этим, в нашей группе появилось некоторое недовольство этим решением. Большинству, которым мы не рассказываем обо всех проблемах санги Гурудева, хочется видеть и других проповедников. Мы стараемся поддерживать атмосферу в группе, как будто ничего особенного не происходит, просто небольшой кризис. Тем не менее, мы видим, что смогли через это избежать тех проблем, которые уже разрушили санги в других городах. Что вы думаете по этому поводу?

Ш.Враджанатха Прабху: Идея нашего Гурудева была в том, чтобы открыто высказываться в кризисных ситуациях. То есть, если кто-то из проповедующих санньяси действует неправильно, не в соответствии с наставлениями Гурудева, не в соответствии с наставлениями тринад апи суничена, следует обратиться к нему вежливо и в правильной манере попросить его действовать, как полагается. Такова идея. И мы должны действовать именно таким образом, чтобы проявились все возможности для благоприятного развития. Например, если к вам приезжают проповедники или какие-то санньяси, желая дать кому-то посвящение, то прежде они должны посоветоваться с местными лидерами, обсудив как лучше помочь людям вашей санги.

Ари Мардан д.: Факт в том, что очень мало инициирующих гуру действительно хотят получить рекомендации со стороны лидеров ятры. В некоторых ятрах лидеры настолько боготворят приезжающих, а себя картинно принижают, что инициирующие гуру сразу этим пользуются и ведут себя как полноправные хозяева.

Ш.Враджанатха Прабху: Да, я знаю об этом, потому что с самого начала всё пошло не так. Не отработана правильная концепция действий. Они дают посвящение не ради того, чтобы помочь преданным в преданном служении, а для того, чтобы эти люди не ушли к кому-то другому. Чтобы они стали только их последователями.

Инициирующие гуру должны сначала выяснить, кто желает получить у них посвящение. Если есть желающие, тогда инициирующие гуру должны говорить им: «Вы должны ежедневно в течение года повторять шестнадцать кругов святого имени, изучать книги и следовать четырём регулирующим принципам, тогда мы будем говорить о возможности посвящения. Вы должны общаться со старшими преданными, иначе вы не сможете поддерживать вдохновение». Если новички не проявят интереса общаться с другими преданными, тогда у них не будет отношений. А это в свою очередь означает, что они будут слабыми в своей духовной жизни. Если пренебречь всеми этими правилами, тогда вся санга просто превратиться в посмешище. Это испортит репутацию санги Шрилы Гурудева.

Ари Мардан д.: Я не знаю, как у Вас обстоят дела на Западе, но я видел уже не раз такие посвящения! Людям давали харинама-посвящения, однако они даже не знали о том, что такое сознание Кришны! Они приходили в общество преданных первый раз, не зная даже, кто такой Кришна!

Ш.Враджанатха Прабху: Когда нарушаются правила священных текстов, то это обязательно приводит к хаосу. Таков результат этого безобразия.

Ари Мардан д.: Ведь известно, что подлинное посвящение может прийти, прежде всего, благодаря шикше, а не формальному посвящению. Если какой-либо истинный гуру действительно желает даровать благо ученику, то будет избегать формализма (анустаник) и будет погружать ученика в суть учения (видвадрудхи), меняя мировоззрение. Зачем же делать акцент на ритуале? В связи с этим у многих людей складывается впечатление, что именно ритуал изменит их существование и как по волшебству жизнь изменится. Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» утвердил правила приёма учеников. Но этими правилами полностью пренебрегают в погоне за учениками (4).

Ш.Враджанатха Прабху: Шрилу Гурудева невозможно осчастливить, инициируя так дёшево. Он иногда говорил: «Я вообще не даю посвящений (т.е. не провожу ритуалов). Я хотел бы, чтобы мои ученики шли вперёд, я хотел бы, чтобы они приходили вновь и вновь ко мне и, прежде всего, слушали хари-катху, общались с преданными». Очень легко создать должную атмосферу, если есть лишь один, но подлинный ачарья, который даёт всем посвящения, но если этим занимаются пять или восемь санньяси в одной организации, то это неизбежно приведёт к хаосу, что мы, собственно, и наблюдаем сейчас. Об этом говорят инициирующим гуру, но они ничего не хотят слушать. В этом проблема. Однако при такой, казалось бы, безвыходной ситуации мы всё же сохраняем и надежду, что когда-нибудь к нам в линию придут и искренние люди.

Это хорошо, что вы делаете у себя. Мы также устраиваем встречи и так же обсуждаем всё, что происходит. Несомненно, это волнует всех нас. Только вот инициирующие гуру не интересуются этим. Они говорят: «Мы думаем, что нужно продолжать эту миссию». Я спрашивал их: «В чём же заключается подлинная миссия? Чью миссию вы продвигаете? Вашу личную миссию?» Если не понимать должным образом за какую миссию мы берёмся, то какой смысл привлекать такое количество последователей? В этом нет никакой ценности. Одни беспокойства (5).

Дхаранидхара д.: Я задам вопрос. Сегодня я был свидетелем того, как Мадхава Махарадж предлагал расширить миссию всем своим последователям и ученикам. Он сказал, что к следующему году нужно привезти на фестиваль по десять новых своих друзей. Я видел, как Шрила Гурудев говорил то же самое в конце картики. Он просил нас сделать то же самое. Могу ли я считать, что Махарадж следует по стопам Шрилы Гурудева?

Ш.Враджанатха Прабху: Да. Но есть и другая сторона этой миссии Гурудева. Очень легко имитировать внешне, но не так легко следовать по сути. Гурудев создал основу. Он проповедовал в Индии много, много лет. У него там дом. Если мы приедем в Индию, мы можем почувствовать: «Это мой дом, это дом моего Гурудева». Но к кому конкретно отправимся мы, в чей дом? Дом Шрилы Гурудева находится даже в России – там, где есть его искренние последователи. Если мы не учтём этого, то как мы можем обеспечить духовное благо вновь приходящим людям? Если у нас нет гармонии среди лидеров, то возникает вопрос: следуем мы указаниям Гурудева или нет? Если бы они следовали, тогда бы не было конфликтов. Шрила Гурудев просил их: «Прислушивайтесь к добрым советам». «Нет, нам уже не нужны хорошие советы, мы стали гуру. Теперь уже мы сами всё поддерживаем, развиваем эту миссию». До тех пор, пока не произойдёт какой-то несчастный случай или беда, они не станут никого слушать.

Ари Мардан д.: Сейчас уже происходят несчастные случаи. Уже есть много учеников, которые недовольны своими учителями и инициациями, полученными от них. Жалобы поступают снова и снова. Некоторые из новоявленных учеников уже хотят оставить сознание Кришны в связи со всеми этими проблемами. Подобное происходит во многих городах. Я не знаю как у вас на Западе, но в России это уже происходит.

Ш.Враджанатха Прабху: Да, подобное происходит везде. Это должно было произойти. Если тебя поженили без твоего желания, ты вынужден будешь прожить всю жизнь с человеком, которого ты не любишь и даже по-настоящему не знаешь. Так не должно быть в духовной жизни. Ты встретил его, и тебя уже через день-два поженили.

Ари Мардан д.: Ученики обязаны самостоятельно выбирать себе духовного учителя на основе своей свободы выбора. Это их личная ответственность. Мы видим, как эта свобода сейчас нередко не учитывается. Это происходит даже тут, на фестивале (6). Но что ещё печальнее, такое поведение инициирующих гуру подхватывают так называемые старшие, которые собирают мирян и склоняют побыстрее инициироваться у современных гуру. Люди не успевают даже задуматься о том, где они, кто их гуру, какая будет у них ответственность после инициации и что с ними происходит сейчас?

Ш.Враджанатха Прабху: Мы должны следовать совету наших предыдущих ачарьев. Это четвёртая анга бхакти, садху-марганусара. Слава Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде! Шрила Свами Прабхупада утвердил, что тот, кто хочет духовно развиваться, должен использовать свою свободу выбора утвердиться в своём наставнике. Через год такой преданный может принять посвящение, следуя правилам: шестнадцать кругов каждый день, четыре регулирующих принципа и общение с местными преданными (7). Иных миссионерских принципов у нас нет.

Люди приходят и уходят, а общением со старшими пренебрегают. Рано или поздно, даже если кто-то и привлечётся поверхностным образом, то останутся двое-трое фанатиков, которые будут, слепо следуя процессу, утверждённому их «гуру», приводить новых людей. И кто-то, несомненно, будет привлечён такой «проповедью». Почему? Потому что немало людей желают обрести связь с однорублёвым гуру. Инициация по стоимости в десять рублей! (8).

Они просто хотят иметь любого гуру, просто хотят пройти обряд инициации, получить новое имя, потому что такова мода. Так было и раньше, при Прабхупаде. Сейчас наши гуру говорят: «Какова проблема, наш Гуру Махарадж (Ш.Б.Нараяна Махарадж) делал так, и мы делаем так же». Однако в действительности это имитация, а не следование по стопам. Если мы хотим следовать, мы должны услышать, что говорил Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада (как тот, кто обучал правилам посвящения своих учеников).

Шрила Гурудев всегда был обеспокоен поверхностным поведением и делал акцент на том, чтобы в его сообществе не было таких быстрых посвящений. Он не был счастлив от того, что поверхностно выбирали даже его. Но мы говорили ему: «Шрила Гурудев, они должны установить с вами связь, вечную связь – это ради их блага, нет проблем в том, что они сейчас не понимают Вашу природу». Однако сейчас для посвящения должны выдаваться рекомендации со стороны здравомыслящих духовных лидеров, что действуют на местах.

Много раз Гурудев отправлял желающих инициироваться к санньяси: «Пускай они вам дадут посвящение». Он говорил санньяси: «Вы занимались ими, вы им проповедовали, вот и давайте сами им посвящение». Это правда. Можно, конечно, в этой ситуации думать: «Пускай люди инициируются у тех, кто ныне после ухода Гурудева занимает положение гуру. Зачем предупреждать новичков или останавливать их. Поскольку даже в этом положении у них будет некая маленькая связь со Шрилой Гурудевом. Это тоже принесёт какое-то вечное благо» Гуру, дающие посвящения, несомненно, могут стараться служить, инициируя. А если он упадёт? Что тогда? В будущем, когда Гурудева не будет на планете, а вы упадёте, что тогда будут делать ваши ученики? Что с ними будет? Они подумают: «Нас обманули. Старшие преданные сидели и молча смотрели на то, что я инициируюсь у гуру, которому нельзя было доверять, вручать свою веру. Они не предупредили меня даже о том, что это опасно. Ведь я же мог получить посвящение от настоящего, подлинного учителя, но меня к нему не направили. Они все просто обманщики». Поняв это, некоторые санньяси не стали давать посвящений. Шрила Гурудев был требователен к тому, чтобы новые люди с самого начала были хорошо пристроены в обществе преданных. Чтобы они наладили связи между собой, разобрались в том, что вообще происходит в их жизни, а лишь потом получали посвящение.

Ари Мардан д.: Чтобы они разобрались в сиддханте до какой-то степени, так?

Ш.Враджанатха Прабху: Да. Всё, не только сиддханта. У них должны быть отношения с местными преданными. А иначе как они будут продолжать? Игнорируя всё это, невозможно развиваться.

Ари Мардан д.: Конечно, было бы естественно и логично, если бы, встретив новых людей, современные учителя не инициировали их сразу, а сначала сказали: «Обучайтесь под руководством местных лидеров у себя в городе, потом через год мы с вами встретимся и обсудим ваше посвящение».

Люди без духовных наклонностей наполняют ятру и, будучи инициированными, пытаются нагло приравнивать себя к тем, кто гораздо старше их в духовном плане. Возникают никому не нужные скандалы. Столько проблем от невежества. Уже сейчас в это время за эти дни я встречаю людей, которые сначала получают инициацию, а потом начинают разбираться, что собой представляет традиция Гаудий. Раньше те, кто желали получить посвящение, молились имени духовного учителя, а сейчас есть даже такие «ученики», которые не могут вспомнить имя своего учителя после инициации. Вчера после инициации, ко мне подошёл один только что инициированный человек и говорит: «Что вы думаете по поводу того, что Шива – Бхагаван? … Я не думаю, что Кришна – Бог».

Ш.Враджанатха Прабху: Давать посвящение тем, у кого нет веры в харинаму – это нама-апарадха.

Ари Мардан д.: В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Нельзя раздавать святое имя всем подряд, если люди не имеют веры в него» (9).

Ш.Враджанатха Прабху: Да, это так. Те, кто нарушают предписанные ачарьями правила харинама-инициации, то есть выдумывают свои формы практики, будут вынуждены позже пасть. Те, кто серьёзны в практике повторения святого имени, кто развивают подлинные отношения с харинамом, не проявят беспечности, раздавая драгоценные камни святого имени тем, кто не обладает верой.

И как вы упомянули в начале нашего разговора в предыдущий день, нам нужно было быть внимательными к истории прошлых времён. Многое происходит в духовных организациях по сходному сценарию, когда ачарьи уходят. У тех, кто ранее пережил хаос в связи с уходом ачарьи, есть в этом опыт. Обычно после ухода ачарьи ко всему начинают относиться поверхностно. Такой подход на самом деле никому не поможет. Поэтому, как вы говорили, опираясь на слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: «Лучше иметь одну здоровую корову, чем полную гошалу больных коров». 

Ари Мардан д.: Сейчас также некоторые из тех, кто раздают посвящения, прикрываются миссией Шримана Махапрабху, оправдывая свой стиль инициаций. Они говорят: «Гурудев давал харинаму многим очень легко». Но есть же разница между следованием по стопам и сахаджией, имитацией.

Ш.Враджанатха Прабху: Это то, о чём мы уже говорили, это правда.

Ари Мардан д.: Когда личности не хватает адхикары, и она пытается имитировать маха-бхагавату, это есть ни что иное как сахаджия. Внешне это выглядит, как будто приехал сердобольный духовный благодетель, желающий всем помочь. Он с искренними глазами призывает, чтобы все присоединились к великой духовной практике. Многие, кто никогда не получали даршана истинного святого, легко доверяются приезжим. В свою очередь приезжие очень часто пользуются тем, что они иностранцы, что на них одежда санньяси, что они имеют за спиной тридцать или сорок лет практики, тем, что жили много лет в Индии или родились там, тем, что находятся в преклонном возрасте. Но ведь нужно учитывать не это (10).

Тех, кто не понимает, что в процессе инициации есть рупа (форма, анустан) и сварупа (содержание, суть, видвадрудхи) принимают многое очень дёшево, поверхностно и, похоже, именно в таких людях кое-кто заинтересован. Таким образом, организацию начинает наполнять огромное количество фанатиков. И кто будет их воспитывать? Те, кто инициировали? Они создают общество с большим количеством проблемных людей, привлекая порой даже откровенно сумасшедших. В результате атмосфера в ятрах становится невыносимой. Здесь необходимо принимать какое-то решение.

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада сказал: «Ученики не должны быть ни ленивыми, ни сумасшедшими». Но под видом так называемой проповеди и «раздачи милости» привлекаются все, кто ни попадя.

Ш.Враджанатха Прабху: В «Джайва-дхарме» говорится, что уттама-вайшнав способен дать веру тем, у кого даже нет веры, однако тот, кто не является уттама-вайшнавом, неспособен на подобное. Несовершенный не должен имитировать совершенного. Тот, кто не достиг уттама-адхикары, должен внимательно наблюдать за претендентом в ученики, должен видеть, кто хочет заниматься духовной жизнью, а кто нет. Несовершенный учитель должен обязательно понять природу будущего ученика. И только тогда, когда такой гуру будет убеждён в том, что этот человек действительно хочет обрести лишь бхакти, только тогда давать ему посвящение. Это не шутка.

Если мадхьяма-адхикари не сознаёт ясно природы своего ученика, будут проблемы. То, что происходит сейчас, как раз и называется имитацией духовной миссии, это имитация поведения возвышенных вайшнавов. Когда мы видим, что гуру не только не знают природы своих учеников, но также и не заботятся о своих учениках, то становится ясно, что они собирают их не ради великой миссии, а ради своего престижа. Они просто желают обрести как можно больше новых последователей. «Если я не дам этому парню сейчас, как можно быстрей, инициацию, он тогда получит её от кого-то другого».

Они даже обсуждают такого рода инициации между собой. Даже мне сказали: «Если ты встретишь какого-либо человека, который является хотя бы вегетарианцем, тут же приводи его на посвящение к Мадхаве Махараджу, иначе они уйдут к кому-то другому». Я сказал им: «Я не буду так действовать. Это не то, чему меня учил Гурудев. Я понял наставления духовного учителя по-другому». Только те, кто искренне желают развиваться в духовной жизни должны приближаться к духовному учителю. Однако при этом они должны проверить гуру (гуру-парикша), а гуру должен проверить цели и намерения претендента в ученики. Потому что, если в сердце у нового преданного будет даже небольшое сомнение, он не сможет должным образом развиваться в духовной жизни (11).

Например, человек пришёл к какому-то гуру. Он не знает, что этот гуру ещё не изжил своих анартх. Человек не понимает, что его гуру продолжает пока ещё совершенствоваться, и, тем не менее, инициируется у этого гуру. Но однажды, получив посвящение, по прошествии какого-то времени, ученик может услышать информацию о том, что у его гуру всё же есть анартхи. Возможно, кто-то будет справедливо критиковать его учителя в его присутствии. Увидев беспомощность своего гуру, как ученик после этого сможет верить ему? Ведь известно, что если у ученика нет полной веры в гуру, процесс не будет работать. В действительности, если кто-то несовершенен полностью в бхакти, он не может дать подлинного бхакти. Это знают все наши проповедники. Почему же тогда современные гуру так обеспокоены инициациями? По какой причине? У нас уже так много преданных, которые получили посвящение. Почему бы не позаботиться о них? Развить с ними дружбу. Разве те, кто уже получили ранее посвящение у Гурудева, стали чем-то плохи? Это же твоя обязанность – дружить, ты же мадхьяма-вайшнав (12). Дружи, помогай людям в бхакти. Если в группе между старшими будут хорошие отношения, тогда можно в эту группу приводить новых людей. Иначе новички посмотрят на весь этот хаос и уйдут восвояси. Многие говорят им об этом, но они не хотят этого слушать. Они думают: «Почему он так нас беспокоит, почему он нам всё это говорит, мы же санньяси! Да что он знает о бхакти? Мы что, сами ничего не знаем?» Ну так, если знаете, то следуйте.

Ари Мардан д.: Как быстро пришли в сангу новые люди, так быстро и уходят. А потом ищи их, вызванивай, напоминая им о том, что у них есть обязанности перед своим гуру поддерживать свою духовную жизнь в тонусе. 

Ш.Враджанатха Прабху: Было бы хорошо сделать фильм в ускоренном темпе, чтобы показать его потом  Махараджам. Показать, как быстро кто-то бежит в их сторону, а через короткое время уже убегает от них навсегда. Они говорят в связи с этим: «Но таков метод, которому мы научились. Кто-то уйдёт из бхакти, а кто-то из хороших людей останется». Они не могут понять, что если они хотят создать действительно крупное сообщество, они должны сформировать его по схеме, как учил Гурудев, учил Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Но они не принимают наставлений Шрилы Прабхупады, которые касаются инициации (4+16) и им неважно, будут ли их ученики устремлёнными до конца своей жизни служить Кришне.

 

Редакция: Ума д.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Книги и к сегодняшнему дню до сих пор не распространены. Распространено чуть больше половины тиража. Шриман Враджанатха Прабху сказал об этой проблеме ведущему фестиваля Пуджьяпаду Бхактиведанте Падманабхе Махараджу. Тот, в свою очередь, при всех попросил выступающих санньяси в течение хотя бы пятнадцати минут сказать о важности распространения книг Гурудева и об особой их силе. В результате только половина санньяси смогли что-то сказать об этом. Кто-то сказал об этом всего несколько предложений, а кто-то вообще проигнорировал эту просьбу, не сказав совершенно ничего.

2) Слова санньяси: http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/3866-utrennyaya-progulka-kto-imeet-pravo-zanimat-polozhenie-duhovnogo-uchitelya.html

3) «Шрипад Мадхава Махарадж: Будет ли преданный счастлив своим собственным настроением, даже если он знает, что ватсалья-раса и мадхурья-раса выше, чем сакхья-раса?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он осознает своё счастье, когда достигнет ступени бхавы.

Шрипад Мадхава Махарадж: Да. Но, вместе с тем, будут ли они думать, что те, кто в мадхурья-расе, выше? Или они будут счастливы в своей собственной расе?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Пусть к вам сначала придёт бхава, тогда и поговорим» (Видео: https://www.youtube.com/watch?v=FlXcQ4iC-58).

Согласно учению ачарьев с уровня бхавы начинается уттама-адхикара.

4) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур писал в «Брахман и вайшнав» (стр. 255): «Увы, как это ни прискорбно, сегодня в обществе гаудия-вайшнавов не найти почтения к вайшнавской смрити, автором которой был Шри Санатана, а вдохновителем — Шриман Махапрабху! Мы считаем себя слугами вайшнавов, однако, не уважая вайшнавские смрити, позорим собственную линию! А тех, кто пытается вернуть к жизни практику вайшнавских смрити, мы почитаем за врагов!»

5) Поскольку прайоджаной, т.е. высшей необходимостью в бхакти является према, следовательно, миссия сознания Кришны заключается в её обретении, духовная миссия — это не увеличение числа поверхностно верующих людей. Премика-бхакты – это уттама-адхикари. Только они могут дать любовь к Богу. Тот, кто не может дать такую любовь, не приведёт к Богу. Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Нам не нужен никто другой, если он не связан с этой Божественной Любовью (премой). Не следует устанавливать отношения с тем, у кого нет истинного состра­дания, и кто не переполнен любовью (премой) к Абсолюту. Таким образом, цен­ность личности в духовной жизни определяется совсем по другим крите­риям, нежели мы привыкли делать это в мирской жизни по отношению к так называемым друзьям» («Смиреннее травинки»).

Таким образом, миссией не являются внешние преобразования. Найти подлинного святого, сад-гуру — это начало личной миссии каждого. Бхактиведанта Свами Прабхупада в «Нектаре преданности» (стр. 86) пишет: «Истинными духовными учителями (уттама-адхикари) являются великие личности (махатмы, маха-пуруши). Чтобы выполнить миссию своей жизни, КАЖДЫЙ должен попытаться найти такого гуру». Если человек не утверждает эту миссию для себя как базовую и вечную, тогда все остальные микромиссии будут полностью бесполезны. Думать иначе, значит проявлять непокорность святым Гаудия-сампрадаи и демонстрировать всем анадхикару, неспособность жить учением Махапрабху.

6) Шрила Гоур Говинда Махарадж сказал в «Искусство задавать вопросы», Глава «Овечья логика»: «Выбирать гуру нужно очень осмотрительно. Это большая ответственность, и она целиком ложится НА ВАС. Здесь нельзя быть легковесным — нужно быть очень искренним и серьёзным. Вы не должны следовать гаддалика-срота-ньяе (логике овечьего стада). … Используйте СВОЙ разум. Не следуйте овечьей логике. Вы сами отвечаете за себя. … Вы сами должны позаботиться о себе и найти истин­ного гуру (т.е. уттама-адхикари). Не нужно следовать овечьей логике: "О, все счи­тают такого-то парамахамсой, маха-бхагаватой. Все так го­ворят". Ну и хорошо. Ни о чём не думайте. Прыгайте прямо в яму».

7) Ш.Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» 1.73 пишет:

пайох парикша чанйо `нйам экабдам саха-васатах

вйавахара-свабхавану-бхавенаивабхиджайате

«В течение года гуру и его будущий ученик должны испытывать (проверять, изучать, тестировать) друг друга, находясь в контакте, чтобы узнать природу друг друга и понять обоюдную квалификацию».

шрутиш ча насамватсарам-васине дейат

«Веды утверждают: гуру не должен давать посвящения ученику, не проверив его в течение года».

В «Сара-санграхе» ученику советуется присматриваться к гуру даже в течение трёх лет перед посвящением.

8) Шрила Гоур Говинда Махарадж: «Высшей ступени совершенства достигнет тот, кому удастся обрести Кришну. На все сто про­центов, а не на двадцать пять, тридцать (каништха-гуру) или пятьдесят (мадхьяма-гуру). Кто даст нам такого Кришну? Только тот, у кого Он есть. Если кто-то познал Кришну лишь на двадцать пять процентов (каништха-гуру), как он даст вам стопроцентное знание (то, что даёт только уттама-адхикари)? У него недостаточно ка­питала. Вы сами должны позаботиться о себе и найти истин­ного гуру (уттама-адхикари)» («Парипрашна», стр. 101-102).

9) «Джайва-дхарма», перевод Ш.Б.Нараяны Госвами Махараджа, Том 1, стр. 248: «Однако следует помнить, что нельзя давать шри-кришна-наму недостойным людям. Сначала надо помочь им развить необходимые качества, только тогда они могут получить харинаму. Кроме того, указание Шримана Махапрабху не распространяется на те случаи, когда приходится иметь дело с враждебно настроенными людьми и необходимо проявлять упекшу (пренебрежение). Попытки просветить таких людей лишь создадут препятствия для проповеди».

10) «Об уровне вайшнава судят по тому, насколько он привязан к святому имени, а происхождение, социальный статус, ашрам, богатство, эрудиция, молодость, красота, сила и количество последователей не имеют к этому никакого отношения» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Харинама-чинтамани», Глава 4).

11) «Этот период проверки необходим, потому что преданный должен будет отдать всю свою жизнь своему гуру. Если гуру недостоин, и потом падает впоследствии, ученик потеряет надежду. Поэтому в нашей гуру-парампаре, согласно правилам и предписаниям, прежде всего нужно проверить учителя. Гуру обязан проверить ученика, а ученик должен проверить гуру, чтобы убедиться, что он принимает учителя, который никогда не упадёт» (Ш.Нараяна Госвами Махарадж, http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/1871-guru-i-ego-polozhenie-shb-narayana-maharadzh-2007g.html).

12) «Мадхьяма-адхикари именуется тот, кто любит Кришну, поддерживает дружеские отношения с Его преданными, милосерден к людям, не знающим о бхакти, и безразличен к тем, кто враждебно относится к Господу и Его преданным» («Ш.-Б.», 11.2.46).

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью