?

Взгляд изнутри.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1216. Опубликовано: 31-01-2018, 13:04

Взгляд изнутри

Интервью-переписка с Шриманом Иша-прией Прабху

30.01.2018г.

Часть 2

 

Ари Мардан д.: Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж утверждает, что Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж называл Шрилу Нараяну Махараджа «несомненным сахаджией». Не могли бы Вы привести цитаты Вашего Парам-гурудева, которые доказывают, что такие слова действительно имели место в истории?

Иша-прия Прабху: За всё это время я пытался что-то подобное найти или узнать от других вайшнавов, но никаких цитат нет. Если Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж выгнал из Матха даже своего друга Шрилу Кришнадаса Бабаджи Махараджа за то, что он ходил к баулам на киртан, то думаю Парам-гурудев не принимал бы Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа, когда тот раз в год приходил к нему на даршан. При этом, Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж в основном рассказывал и прославлял деяния и личность Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа, который был другом и «оппонентом» Парам-гурудева. Они почитались как наиболее квалифицированные знатоки в Гаудия Матхе и часто устраивали публичные диспуты на основе шастр, обучая молодое поколение преданных науке преданного служения.

 

Ари Мардан д.: Что конкретно принимается современными недобросовестными критиками из Чайтанья Сарасват Матха за сахаджию в поведении или словах Шрилы Нараяны Госвами Махараджа?

Иша-прия Прабху: Я считаю, что эта тема тоже надуманная и раздутая. За сахаджию принимается то, что некто даёт раса-катху в аудитории, которая не имеет для этого должной духовной зрелости и адхикары. Считается, что ваш Гурудев рассказывал о сокровенных темах лилы Радхи и Говинды неофитам. На фестивалях, где проповедовал ваш Гурудев и его ученики, чаще всего говорилось о гуру-таттве, шишья-таттве, шудха-бакти, обсуждались темы «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриты». Что касается возвышенных тем из Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», то подобное обсуждалось в специальной аудитории приближённых учеников.

 

Ари Мардан д.: Сохранились транскрипции и аудио-записи фестивалей почти всех годов и каждый может осведомиться об этом. Есть самый большой архив на русском языке(1), которым все могут располагать и полностью убедиться, что Шрила Гурудев не был тем, кем его желают представить в русскоязычном Чайтанья Сарасват Матхе.

Иша-прия Прабху: Насколько я знаю, Ваш Гурудев сурово отчитал тех любопытных учеников, которые желали что-то узнать о процессе сиддха-пранали.

 

Ари Мардан д.: Есть цитаты, которые говорят об этом. Но похоже, кое кто не желает ничего принимать или изучать, они избегают слушать оппонентов или оценить взгляды Гурудева, а лишь хотят высказать свою точку зрения, не думая о том, насколько она будет объективной или адекватной.

Иша-прия Прабху: Ваш духовный учитель всегда говорил, что процесс обретения совершенства постепенный. Что касается обвинений вашего Гурудева в общении с Ананта дас Бабаджи Махараджем и другими бабаджи с Радха-кунды, это очередная «утка» для неосведомлённых. Когда среди учеников Шрилы Кешавы Махараджа возникли разногласия, Ваш Гурудев не захотел находиться в атмосфере конфликта и ушёл на Говардхан, где жил всего несколько месяцев. Ему предоставил на временное проживание свой ашрам один Бабаджи, и теперь эту историю трактуют как принятие шикши Вашим Гурудевом у бабаджи из Вриндавана. Насколько я знаю, Шрила Нараяна Махарадж – ярый противник того, чтобы кто-то ходил на Радха-кунду принимать шикшу у Бабаджи.

 

Ари Мардан д.: Спасибо большое за прекрасное прославление Шрилы Гурудева. От имени его учеников я хочу выразить Вам благодарность за эти слова.

Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж заявляет, что Ваш духовный учитель запрещал своим ученикам общаться со Шрилой Нараяной Махараджем. Есть ли тому какие-либо письменные или какие-либо иные подтверждения? Когда я общался со Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджем, он не смог привести никаких ссылок на свои утверждения.

Иша-прия Прабху: Я не видел подобных ссылок или цитат, но слышал от некоторых учеников Гурудева, что мы не ходим туда потому, что там обсуждаются темы, требующие как минимум мадхьяма-адхикары. Однако ни о какой сахаджии речи не велось.

 

Ари Мардан д.: Теперь, познакомившись с сангой нашего Гурудева, можете ли Вы подтвердить, что обучение преданных проводится должным образом?

Иша-прия Прабху: Да, очевидно, что каждый ученик получает наставления согласно своей адхикаре и обучение строится на чётком обосновании самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Что касается каких-либо сплетен по поводу сидха-пранали, то это точно враньё.

 

Ари Мардан д.: Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж говорит о том, что Шрила Нараяна Махарадж был сахаджией. Тут же он даёт некое определение сахаджии, утверждая, что сахаджия – это подражательство Шримати Радхарани. Поскольку Вы считаете Шрилу Нараяну Госвами Махараджа своим шикша-гуру, наверняка Вы исследовали его ачар и прачар (поведение и слова). Я не верю в то, что Вы, при своей природной склонности изучать всё очень глубоко, проигнорировали так называемую сахаджию со стороны Шрилы Нараяны Махараджа. Не могли бы Вы привести примеры того, как этот вайшнав подражал Шримати Радхарани?

Иша-прия Прабху: Мне кажется, что Шрила Нараяна Махарадж говорил о радха-дасье как и другие мировые ачарьи.

 

Ари Мардан д.: Оскорбляя Шрилу Нараяну Госвами Махараджа, Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж в своём выступлении утверждает следующее: «Сахаджии говорят: “Мы есть ананда, но мы пока забыли об этом. Мы – чистые преданные, любовь, ананда, блаженство, но мы об этом забыли”» (6 мин. 10 сек.).

Подобные идеи о том, что душе присуще блаженство, мне напомнили об учении наших ачарьев бхагават-парампары. Первое, что я хотел бы рассмотреть, так это высказывание Б.Ч.Бхарати Махараджа: «Сахаджии утверждают, что дживы исполнены ананды». Я сразу вспомнил одну хари-катху Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа, где он говорил: «Махапрабху говорит: "Джива является атомом сознания и обладает крошечной толикой блаженства". Сат, чит, ананда – все эти характеристики, но в самой незначительной степени, присутствуют в дживе» (1982.11.07.).

Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинда Махарадж также утверждал, что душе присуща ананда, блаженство. В лекции «Высшее благо», которая взята из книги «Благословенное древо Божественного вдохновения», он сказал: «Сходным образом, сат, чит и ананда – вечные существование, сознание и блаженство, присущие Первоначальному Образу Всевышнего Господа, неотъемлемо присущи душе, являющейся Его частью (амша)».

В связи с этими двумя цитатами получается, что Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж назвал сахаджиями не только своего инициирующего духовного учителя и своего Парам-гурудева, но даже Самого Шри Чайтанью Махапрабху!

Также прискорбно, что Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж косвенно назвал сахаджией и ачарью ИСККОН Шрилу Бхактиведанту Свами, поскольку Шрила Прабхупада также учит тому, что душа по своей природе блаженна: «Душа вечна и исполнена блаженства, потому что она является неотъемлемой частичкой Кришны, Бога, сач-чид-ананда, вечная, полная блаженства, полна знания» (Лекция, 25 февраля 1975, Майами). Как же так получилось, что этот оскорбитель получил санньясу? В борьбе с сахаджией, по своей глупости размахивая топором в разные стороны, он отрубил сам себе голову.

Иша-прия Прабху: Он получил её в то время, когда Гурудев, его Божественная Милость Шрила Б.С Говинда Дев Госвами, хотел расширить и укрепить миссию в России. Бхарати Махарадж подавал в то время надежды, и Гурудев дал ему санньясу, а также ещё нескольким ученикам.

 

Ари Мардан д.: Бхакти Чайтанья Бхарати утверждает, что Ваш Гурудев радовался тому, что его ученик (т.е. Б.Ч.Б.М) выгнал моего Гурудева из самадхи Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа и даже похвалил его. Подобное описание этого события не может вдохновлять на веру в Вашего Гурудева. Действительно ли такое было?

Иша-прия Прабху: Насколько я знаю, в 2006 году и до момента, когда Гурудев узнал об этом, он сказал: «Ты совершаешь служение, я принимаю его, но то, что ты сделал, я бы не мог так поступить». В последствие Гурудев с прискорбием вспоминал всё то, что было связанно с 1968 годом.

 

Ари Мардан д.: Это всё меняет. Я уже не раз видел, как ученик, искажая во благо себя любимого, переворачивает и перевирает негативное отношение гуру к ученику, делая его позитивным, чтобы потом занять положение «из грязи в князи».

Следующая фраза безумного выступления Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа такова: «Сахаджии думают: „Нужно слушать чистых вайшнавов об играх Радхи Говинды, и тогда в нас пробудится ананда, пробудится блаженство “».

В связи с этим я вспомнил о двух высказываниях, которые мы находим в нашей духовной традиции. Одно из них содержится в «Шримад-Бхагаватам», 10.33.39. Подобное также содержится в "Чайтанья-чаритамрите", Антья, 5.45-46:

враджа-вадху-санге кришнера расади-виласа
йеи джана кахе, шуне карийа вишваса 

хрид-рога-кама тара тат-кале хайа кшайа
тина-гуна-кшобха нахе, ‘маха-дхира’ хайа 

уджджвала мадхура-раса према-бхакти сеи пайа
ананде кришна-мадхурйе вихаре садайа 

«Любой, кто с верой слушает или пересказывает истории о любовных играх Господа с юными гопи Вриндавана, достигнет уровня чистого преданного служения Господу (а следовательно и блаженства, ананды, которое всегда сопровождает чистое бхакти). Скоро он обретёт невозмутимость и одолеет болезнь сердца – вожделение».

Другое высказывание принадлежит снова Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде. В своей книге «Кришна, Верховная Личность Бога» (Введение) он пишет: «Когда люди, которых привлекает секс, услышат о развлечениях Кришны с гопи, они испытают трансцендентное наслаждение (ананду), хотя на первый взгляд это наслаждение кажется материальным. … В «Бхагаватам» говорится, что рассказы о лилах Кришны с гопи следует со смирением слушать из уст авторитетных наставников» (стр. 23).

Та же идея находится в книге Бхактиведанты Свами Прабхупады «Учение Шри Чайтаньи», глава 32, стр. 348-349.

Таким образом, если мы примем слова Бхакти Чайтаньи Бхарати Махараджа за истину, то получится, что «Шримад-Бхагаватам» и "Чайтанья-чаритамрита" – это сахаджийские писания, а Шрила Вьясадев, автор «Бхагаватам», и Бхактиведанта Свами Прабхупада – сахаджии.

Как Вы прокомментируете это?

Иша-прия Прабху: Я отказываюсь это комментировать. Это настолько известные тезисы и высказывания ачарьев, что было бы вообще крайне глупо приписывать их идеи сахаджиям.

 

Ари Мардан д.: Что поделать, этот санньяси приписал её своей так называемой проповедью. Вот если бы его кто-нибудь научил выражать свои мысли в согласии с таттвой и сиддхантой, может быть тогда можно было бы его понять.

Иша-прия Прабху: Шрила Рупа Госвами и другие Госвами Вриндавана, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, Гауракишор дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Сарасвати Тхакур и всё первое поколение учеников Сарасвати Тхакура Прабхупады говорили эти непреложные вечные истины в своей катхе.

Шрила Шридхар Махарадж и его выдающийся ученик Шрила Говинда Махарадж также очень много раз говорили о том, что нужно слушать катху от чистого вайшнава, и тогда мы обретём совершенство; а о том, что мы должны иметь квалификацию для слушания возвышенных тем, о чем говорил Сарасвати Тхакур, также говорил и Ваш Гурудев.

 

Ари Мардан д.: Вчера ко мне обратились неравнодушные преданные из ИСККОН, которые наблюдают за тем, как защищается имя Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Видя несправедливость оценки со стороны Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа, в поддержку, они выслали мне цитату нашего Гурудева, которая доказывает, что он был против сахаджии. Это его слова из комментария к «Вилапа-кусуманджали»:

«Нам не следует в одиночку ходить на Радха-кунду, но только вместе с гуру. Всегда будьте предельно осторожны, не пытайтесь проникнуть в расу, обладая лишь шраддхой, не достигнув уровня рати. Если мы будем действовать таким образом (нарушая последовательность развития), то отправимся в ад. Мы должны двигаться планомерно, шаг за шагом, а не пытаться сразу запрыгнуть на верхушку. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: видхи-марга-рата-джане, свадхината-ратна-дане, рага-марге карано правеша... – «Обычно Кришна дарует бесценную независимость тем, кто следует правилам и предписаниям (ваидхи-садхане), так Он позволяет преданным вступить на путь спонтанной преданности (рагануга-садханы)» («Кальяна-калпатару», Уччхаса, песня 24).

Господь каждому даровал сватантра-бхаву, свободу выбора, – что делать и как поступать. Однако не стоит пытаться прыгать (как сахаджии), мы должны следовать шаг за шагом по стопам Гурудева и нашей гуру-варги. Конечно, это займёт какое-то время, но если мы попытаемся сразу запрыгнуть на верхушку и получить расу, при этом не обладая соответствующей квалификацией, то есть не достигнув уровня рати, тогда, скорее всего, мы отправимся в ад. Нужно продвигаться постепенно, совершая вайдхи-бхакти и слушая обо всех этих темах из книг Шрилы Рупы Госвами от самореализованной личности. Тогда постепенно мы сможем прийти к рагануга-бхакти, в противном же случае мы потеряем всё.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада предупреждал нас, чтобы мы не пытались практиковать подобным образом (как сахаджии) до тех пор, пока не обретём квалификацию. До уровня рати мы не должны пытаться искусственно медитировать на эти лилы. Мы можем лишь молиться о том, чтобы когда-нибудь обрести это».

Этот отрывок ясно говорит о том, что представление Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа о нашем Шриле Гурудеве полностью извращено. Надеюсь он будет читать нашу беседу и получит много полезного.

Также Бхакти Чайтанье Бхарати Махараджу принадлежит следующий «пёрл»: «Сахаджии думают: "Мы – чистые преданные. … Но мы об этом забыли"».

Звучит так, будто любая баддха-джива не является по сварупе чистой преданной. Однако я припоминаю один важный стих из «Чайтанья-чаритамриты», Мадхья, 20.108, где Шри Чайтанья Махапрабху учит, что все татастха-дживы, к категории которых относятся почти все жители материальной вселенной, – вечные слуги Господа:

джйвера 'сварупа' хайа – кришнера 'нитйа-даса'

кришнера 'татастха-шакти', 'бхедабхеда-пракаша'

Шрила Бхактивинода Тхакур в комментарии на этот стих сказал: «Господь сказал: "Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны. Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной"».

По словам Б.Ч.Бхарати Махарадж выходит, что Шриман Махапрабху в соответствии с этим утверждением – сахаджия. Однако досталось не только Ему, но и Шриле Бхактивиноде Тхакуру!

Скажите пожалуйста: кто дал санкцию на проповедь этому необразованному санньяси? Ведь его проповедь – одна сплошная апарадха!

Иша-прия Прабху: Я не знаю кто дал санкцию на его проповедь, очевидно это сделал Гурудев. Сейчас все проповедуют, в согласии с наставлениями Махапрабху.

 

Ари Мардан д.: В своём видео-выступлении Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж говорит, что разделение между сангой Шрилы Нараяны Госвами Махараджа и сангой Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа произошло в 80-х годах, когда Шрила Нараяна Махарадж начал проводить Ратха-ятру в Навадвипе. Однако история утверждает, что обсуждаемое происшествие происходило не в 80-х годах. Вы не знаете, о чём хотел сказать Б.Ч.Бхарати Махарадж? Может есть ещё какое-то событие, о котором мы не ведаем?

Иша-прия Прабху: Я думаю, что он опять напутал. Никакого столкновения в 80-х годах не происходило. Всё это время, начиная с 1968 года, когда из этого мира ушёл Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, Матхи почти не взаимодействовали.

Один из выдающихся учеников Шрилы Шридхар Махараджа сказал: «Это очень неприятная ситуация. Если бы она разрешилась и закончилась ещё до того, как Шрила Нараяна Госвами Махарадж и Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж ушли, было бы хорошо. А так всё осталось неоконченным и неясным в том плане, как же поступать сегодня вайшнавам. Многие говорят: «Нам нет смысла взаимодействовать, каждый служит в своём Матхе». Но по плану Кришны всё время возникают предпосылки к взаимодействию. Сегодня индийский Шри Чайтанья Сарасват Матх имеет дружеские связи с Шри Девананда Гаудия Матхом (первый мула-матх, основанный Ш.Б.Кешава Махараджем), и я видел, как санньяси оттуда приходили к нам, в Джал мандир. Также до определённой степени восстановлены отношения с Кешаваджи Гаудия Матхом. Мы также помним желание Прабхупады Сарасвати Тхакура, желающего объединить все вайшнавские школы под флагом Гаудия Матха. Бхактиведанта Свами Прабхупада тоже желал объединить вайшнавов всего мира. Будущее вайшнавского мира за глобальным объединением вайшнавов, всех линий Гаудия Матха. Это желание Махапрабху. В этом единстве сохраняется самобытная красота и тонкие особенности каждого ачарьи нашей традиции. Даже если говорить о конфликтах, которые постоянно случались среди спутников Махапрабху и в более поздние времена, то мы помним слова Шрилы Шридхара Махараджа из его книги «Шри Гуру и его милость» (глава 5). Он говорил: «Могут быть различные потрясения, вернее должны быть. Может случиться так, что вайшнавы будут бороться друг с другом, но мы всё равно, несмотря на все разногласия, не должны прекращать проповедовать миссию Махапрабху. Несмотря ни на что, мы должны остаться искренни, нам надо встретить трудности достойно. Они приходят, чтобы научить нас выбирать правильный курс».

Нам необходимо всё привести в гармонию ради будущего всех вайшнавов в мире. Ради настоящего духовного успеха нам всем нужен мир. Просто быть успешным, не имея духа семьи, – недостаточно.

 

Ари Мардан д.: Обратите внимание, многие наши преданные идут по направлению к примирению, у них вовсе нет желания разделяться, никто не желает разобщённости. Нам не нужен этот конфликт, но противоположная сторона смакует сплетни и пытается отгородиться от наследия Шрилы Гурудева. При этом, все эти критики читают книги Шрилы Нараяны Госвами Махараджа и черпают из них вдохновение и информацию. Это как понимать?

Иша-прия Прабху: Я не знаю что сказать.

 

Ари Мардан д.: Это лицемерие. Они не способны понять поведение святых из других школ Сарасват-сампрадаи, поскольку прежде они отгородились, движимые сектантскими интересами. Они не в силах понять слов Шрилы Бхактивиноды Тхакура: «… нужно стать непредвзятым критиком, свободным от предубеждений и склонности к борьбе за интересы своей секты. … Критик должен принадлежать к той же школе философской мысли, что и автор (то есть придерживаться того же метода мышления), чтобы оценить по достоинству взгляды последнего. … Нужно обладать искренним, благородным и чистым сердцем, чтобы быть способным оценить по достоинству исключительную красоту философских прозрений мыслителей прошлого. Сектантский дух, этот величайший враг прогресса, приведёт к поражению искателя истины, пытающегося постичь её…. Итак, критик обязан обладать широким, благородным, искренним, доброжелательным и непредвзятым взглядом» («Бхагаватта Пурана. Её философия, этика и теология»).

Иша-прия Прабху: Сектантство – это несомненный враг прогресса. Мы повторяем это снова и снова, но многим сложно освободиться от него, поскольку, в ряде случаев, сектантство выгодно для обусловленной души.

 

Ари Мардан д.: Мы в вечном долгу перед святыми. Если мы не избавимся от фанатизма и будем трястись за так называемую правду, наше движение будет слабым. Сила только в единстве, в умении применять разум ради продолжения миссии Махапрабху.

Наш Шрила Гурудев был очень активен в духовной жизни, он не пропускал ни одного фестиваля или события. Всегда активно участвовал в организации многих программ вместе со своими старшими, Шрилой Бхактиведантой Ваманой Госвами Махараджем и Шрилой Бхактиведантой Тривикрамой Госвами Махараджем. Он должен был поддерживать миссию своего духовного учителя и поддерживать те храмы, которые воздвиг Парам-гурудев. Именно по этой причине наш Гурудев не мог проповедовать на Западе вместе со Шрилой Бхактиведантой Свами, хотя и неустанно помогал ему, высылая всё, что бы Прабхупада не попросил. Кому-то подобное поведение не очень нравилось. Завистники были и будут всегда. Вокруг активных преданных всегда много завистников.

Когда произошёл конфликт двух сторон, между сангой Шрилы Шридхар Махараджа и всеми остальными, известно, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж после этого пришёл извиниться от лица всех старших участников дискуссии. Он пришёл извиниться от имени главных организаторов Ратха-ятры, и таким образом все шишки после этого полетели в него! Если бы это был кто-то другой, тогда бы все тыкали пальцем на другого. Иногда задаёшься вопросом: где справедливость?

Иша-прия Прабху: Бог определяет роль каждому в Его игре. И поныне мы видим, что мнения разделились: одни признают замечания Шрилы Шридхара Махараджа, другие вайшнавы пытаются это оспаривать, и это нормально, так как видение тех или иных вайшнавов зависит от их адхикары и индивидуальной природы. Раса-вичар и таттва-вичар не редко противоречат друг другу, но это всё грани одной высшей истины.

Кстати, позже и в «Гаудия Веданта Самити» некоторые вайшнавы признали правомерность замечаний Шрилы Шридхара Махараджа, а некоторые нет, но в одной из биографий Шрилы Нараяны Махараджа написано, что он принял прибежище у лотосных стоп Шридхара Махараджа после того, как по незнанию противостоял ему в диспуте. Даже если признать, что такое было, это не как не умоляет заслуг Вашего Гурудева и является одним из эпизодов его наравата-лилы.

 

Ари Мардан д.: Шрила Нараяна Госвами Махарадж приходил извиняться за всех. Он взял на себя эту миссию. В исследованиях, которые были сделаны в книге «Ратха-ятра в Шри Навадвипе 35 лет назад» говорится, что конфликт был исчерпан: «Шримад Нараяна Госвами Махарадж, узнав, что статья была написана Шримад ***Махараджем по указанию именно Шрилы Шридхара Махараджа, через некоторое время пришёл к Шриле Шридхару Махараджу и извинился, если чем-то ненамеренно задел его. Он сказал ему: "Вы для нас представитель гуру-варги, старший вайшнав, простите нас, если мы чем-то задели Вас". После этого отношения между ними наладились. Тем не менее, по вопросу Ратха-ятры в Навадвипе преданные "Гаудия Веданта Самити" остались на стороне своего Гурудева, так как были его учениками, а Шрила Шридхар Госвами Махарадж остался при своём мнении. Вплоть до 1988 года Шрила Нараяна Махарадж приходил иногда к Шриле Шридхару Госвами Махараджу, и они беседовали о сиддханте, и даже шутили и смеялись. У них были тёплые, близкие отношения, и этому есть свидетели. Впоследствии Шрила Нараяна Махарадж много раз утверждал, что не совершал никакого оскорбления Шрилы Шридхара Госвами Махараджа, что это невозможно, поскольку он считает его одним из своих шикша-гуру и представителем гуру-варги, духовным братом своего Гурудева и своим парам-санньяса-гуру. …

Если и имело место какое-то недоразумение, ненамеренное оскорбление, в той ситуации с Ратха-ятрой в 1969-70 гг., то милостивый Шрила Шридхар Госвами Махарадж, несомненно, простил Нараяну Махараджа, старшего ученика его дорогого "Винода" (Шрилы Кешавы Госвами), и простил других вайшнавов "Самити". Шримад Нараяна Махарадж приходил к нему и просил извинений за то, что в ходе переписки в журналах могла быть нанесена какая-то обида. Шрила Шридхар Госвами Махарадж простил его, ведь к Нараяне Махараджу и другим ученикам своего близкого духовного брата он относился с любовью и всегда принимал их. А ученики Шрилы Ваманы Госвами Махараджа вспоминают, что когда они приходили на даршан к Шриле Шридхару Госвами Махараджу, он благословлял их, давал им свою милость и говорил: "Я написал много книг, вы можете читать их. Всю жизнь совершайте бхаджан и проповедуйте"».

Совершенно очевидно, что подобная ситуация была санкционирована Провидением. Любое случайное, негативное действие не дискредитирует садху. Об этом ясно и шестикратно сказал Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж в комментарии на «Бхагавад-гиту», 9.30. Об этом также говорят и другие ачарьи нашей линии, вторя словам Шри Кришны в «Гите».

Иша-прия Прабху: Именно поэтому я снова приведу пример из «Чайтанья-Бхагаваты» Вриндавана даса Тхакура (Антья-кханда, 3.9). В предпоследней главе приводится история Бхригу Муни, который решил испытать, кто из Богов во вселенной высший: Брахма, Вишну или Шива? В комментарии Шрила Сарасвати Тхакур говорит, что иногда, чтобы прославить некую личность и её безупречный характер, Бхагаван устраивает так, что кто-то ведёт себя непристойно. Многие из вечных спутников Господа играли разные роли в Его играх: и роли демонов в случае с Джаем и Виджаем, и роли майявади в случае с Кешава Бхарати и Шанкарой, и роли непослушных учеников, как это было с Рупой Кавираджем и Чхота Харидасом. Всё это необходимые условия лил Господа и Его спутников. Мы это не отметаем, когда видим, что великие ачарьи как будто вступают в конфликт.

В 9 главе «Антья-кханды» в стихе 379-382 Вриндаван дас Тхакур говорит:

сиддха-ваишнавера йена вишама вйавахара

кахилана, иха буджхибаре шакти кара

«Я объяснил необычайные достоинства совершенного вайшнава, однако кто может понять эту истину?»

парикшите карма ки на чхила кичху ара

тара лаги корилена чарана прахара

«Был ли у Бхригу Муни другой способ подвергнуть испытанию Господа Вишну, не ударив его ногой в грудь?»

сришти карта бхригу-дева йара ануграхе

ки сахасе чарана дилена се хридайе

«Или это милость Верховного Творца, что Бхригу имел смелость ударить Господа в грудь ногой?»

абодхйа агамйа адхикарира вйавахара

иха баи сиддханта на декхи кичху ара

«Поведение возвышенной личности непостижимо и имеет множество глубинных смыслов. Я не вижу никакого иного заключения кроме этого».

В комментарии Шрила Сарасвати Тхакур пишет: «Верховный господь вошёл в тело Бхригу и заставил так действовать, чтобы проявить славу любовного служения Себе».

В тесте 384-385 мы видим также дальнейшее объяснение этих лил:

джнана-пурва бхригура э карма кабху найа

кришна бадайена адхикари-бхакта-джайа

«Бхригу Муни никогда бы не совершил сознательно такого поступка, но Кришна захотел увеличить славу Своих беспримесных преданных».

виринчи-шанкара бадаите кришна-джайа

бхригуре хаила круддха декхаийа бхайа

«Брахма и Шива проявили гнев и угрожали Бхригу Муни, но делали это только для того, чтобы увеличить славу Шри Кришны».

Также возможно и некие высказывания Шрилы Нараяны Махараджа, через которого действовал Сам Господь, должны были показать высочайшее положение Шрилы Шридхара Махараджа.

В стихах 387-390 говорится:

адхикари ваишнавера на буджхи вйавахара

йе джана ниндайе, тара нахика нистара

«Если кто-то критикует возвышенного вайшнава, не понимая его поведения, то он никогда не получит освобождения».

адхама-джанера йе ачара, йена дхарма

адхикари-ваишнавео каре сеи карма

«Порой возвышенный вайшнав может вести себя точно также, и проявлять такие же качества характера, что и материалист».

кришна-крипайе се иха джанибаре паре

э саба санкате кеха маре, кеха таре

«Заключение таково: только по милости Кришны можно понять великого вайшнава. В ином случае такие сложные ситуации могут даровать либо освобождение, либо привести к гибели»

Вьяса гаура-лилы говорит в окончании:

сабе итхе декхи эка маха-пратикара

сабаре кариба стути винайа-вйавахара

«Но я нашёл для себя удивительное решение этой проблемы: следует всех прославлять и со всеми вести себя смиренно».

 

Ари Мардан д.: Могут ли дживы, не обладающие бхакти-адхикарой, прикрываясь этими, примиряющими стихами из «Чайтанья-Бхагаваты», совершать всевозможные апарадхи, преступления против вайшнавов и действовать как материалисты? К какой адхикаре можно направить эти стихи?

Иша-прия Прабху: Безусловно, это применимо только к категории уттама-вайшнавов. Применяя эти цитаты из «Чайтанья-Бхагаваты», неофиты легко могут обосновать свою греховную деятельность. Что говорить, даже начинающие мадхьяма-адхикари, жаждущие пратиштхи, могут пасть жертвой подобного греха. Поэтому, эти стихи мы применяем не ко всем подряд, а только к тем, кто имеют самую высокую адхикару.

 

Ари Мардан д.: Вот поэтому я не могу понять, как так вышло, что этот санньяси, не понимающий ответственности за свои слова, является при этом духовным учителем?

Иша-прия Прабху: Я не знаю.

 

Ари Мардан д.: Но они оскорбляют святых своими намёками, унижая вайшнавов как прошлого, так и настоящего. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур ясно дал понять в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», при описании шестидесяти четырёх анг бхакти: гуру-кришна-бхакта-нинда-сахана-тйага – «Не следует совершать и терпеть оскорблений шри гуру, Шри Кришны или преданных».

Иша-прия Прабху: Нужно следовать правилам бхакти-шастр. Это наша обязанность. Если мы хотим быть учениками, следует выполнять то, чему учат наши ачарьи.

 

Ари Мардан д.: Я разобью аргументы нечестивых людей, которые поносят имя нашего духовного учителя. Я принимаю их вызов. Если они хотят выступить лично, я готов ответить им. Если они предложат свои сомнения, то я отвечу на них по милости гуру-варги и моего Гурудева. Я вижу, как в своих суждениях и практике неблагодарные критики отклонились даже от своих учителей, от парампары. Ориентируясь на слова своего духовного учителя, я дам им отпор. Гурудев сказал: «Вы ничего не должны слушать от личности, которая не повинуется своему Гурудеву и не следует писаниям, в особенности не следует учению «Шримад-Бхагаватам». Разбейте все его аргументы, а главное – никогда не слушайте его, кем бы он ни был – таков мой строгсиий приказ» (Дели, 19 августа, 2006г.).

Если они не уберут из интернета свои оскорбительные суждения о Шриле Нараяне Махарадже, их имена будут светиться вместе с опровержениями их сплетен и нелепой философии.

 

Иша-прия Прабху: Поступайте так, как велит Вам голос вашего сердца и разума.

Ари Мардан д.: Я открою серию статей по опровержению нападок на великого ачарью нашей сампрадаи, нашего Шрилы Гурудева. Она будет называться «Джая Шрила Гурудев!» Также я приглашаю преданных из разных санг участвовать в составлении опровержений критики проповеди нашего Гурудева. Пусть пишут. Всё что пришлют - опубликуем.

Спасибо Вам за ответы, Прабху. Я ещё раз убедился в словах Шрилы Бхактивиноды Тхакура, что грихастха-вайшнавы ничем не хуже санньяси-вайшнавов, а порой даже превосходят последних в разы.

 

Иша-прия Прабху: Гоура премананде Харибол!

Вся слава Гурудеву, гуру-варге, Ишта-девам: Шри Шри Гуру-Гауранге и Шри Шри Радха Мадхавасундарджиу!

Ари Мардан д.: Вся слава Шриле Гурудеву! Вся слава Шри Шри Радха-Винода-бихариджи и Шри Шачинандане Гаурахари!

 

………………………………

1) Аудио-архив: http://sampradaya.ru/bvnm_h/

Видео-архив: http://sampradaya.ru/bvnm_v/

 

Редакция русского языка: Латика д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью