?

"Позитивный и негативный фанатизм".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 358. Опубликовано: 13-12-2019, 11:48

Позитивный и негативный фанатизм

Интервью с Пуджьяпад Бхакти Прапанн Тиртхой Махараджем

22 августа, 2019г.

 

 Ума д.д: Харе Кришна, дорогой Махарадж! Мы очень признательны за то, что Вы приехали к нам, так как мы очень нуждаемся во вдохновении на пути к бхакти. Позвольте взять у Вас интервью для сайта sampradaya.ru. Владелец сайта – Шриман Ари Мардан Прабху. Он ученик Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и известный русскоязычный проповедник. На сайте собрана огромная коллекция статей, видео- и аудио-записей катхи великих ачарьев Гаудия-вайшнавизма, а также статей и интервью старших преданных и проповедников современности.

П.Бхакти Прапанн Тиртха Махарадж: Да, сейчас на Западе становится всё больше серьёзных преданных-пандитов. Это меня радует.

Ума д.д: Интервью с Вами мы планируем опубликовать в виде статьи. У этого сайта большая аудитория русскоговорящих преданных со всего мира. Если позволите, то я задам Вам первый вопрос.

Если гуру ушёл в апракат-лилу, как следует поступать его ученикам? Искать встречи, общения с возвышенным вайшнавом, либо можно удовлетвориться общением с духовными братьями и сёстрами, старшими преданными, слушать хари-катху гурудева….

Переводчик (Сундар Шьям Прабху): Стоп, стоп. Под категорию старших преданных подпадают и гуру-братья, и, как вы сказали, возвышенные вайшнавы. Что вы имели в виду? Возвышенных вайшнавов или гуру-братьев?

Ума д.д: Гуру-братья, хари-катха гурудева…

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Это хороший вопрос. Он тоже возникал у меня порой, когда наша гуру-варга скрылась из этого мира (в лице современных святых). Если у нас возникают какие-то духовные проблемы или мы хотим принять какое-то важное решение, если мы чувствуем, что не способны принять его, тогда мы можем спросить какого-то вайшнава. Важно вступить в общение с вайшнавом, у которого были хорошие отношения с моим Гуру Махараджем. То есть саджатия, из той же категории. Гуру Махарадж (Ш.Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж) говорил: «Да, мы можем искать такого общения»(1). Некоторые преданные говорят обратное: «Нет-нет, я буду следовать только за моим Гуру Махараджем, принимая лишь его наставления, они способны дать ответ на все вопросы». Что ж? Нет проблем, замечательно, если они у себя внутри находят ответ. Тому, чему их учил гурудев, для них этого достаточно. Хорошо(2).

Мы всегда можем вступать в общение с вайшнавами, у которых были хорошие отношения с нашим гуру, потому что всё, что я делаю, я делаю из желания порадовать моего Гуру Махараджа. Я всегда должен думать, что бы я ни делал: «А это моё решение понравится моему Гуру Махараджу или нет?» Потому что мой Гуру Махарадж был дан мне Кришной, Шри Кришна послал мне моего Гуру Махараджа. Мой приоритет – это мой дикша-гуру, и затем мы уже будем искать шикша-гуру, то есть во главе всего дикша-гуру(3). Шикша-гуру может быть сколько угодно, это совершенно нормально. Однако мы всегда должны смотреть, чтобы шикша-гуру были саджатия, то есть находились в той же линии (сампрадае), что и мой дикша-гуру, то есть они в хороших отношениях, следуют одним идеалам и разделяют одни и те же взгляды.

Мы видим, что порой возникают секты: «Нет, мы ни с кем не будем общаться, мы никуда не пойдём». Есть такое понятие как гуру-ништха. Даже в нашей гуру-варге мы видим, что возникали определённые подгруппы, и, тем не менее, мы замечаем, что всё равно они продолжали общаться с другими группами. Мы видели, кто из гуру-братьев приезжал к моему Гуру Махараджу, с кем они поддерживали отношения. Мне кажется, что разумный ученик может с лёгкостью понять, куда идти, а куда не идти. В этом на самом деле легко разобраться. То есть гурудев должен быть в центре, в основе всего. Вот таков путь – гурудев и те, кто близки к гурудеву.

Ума д.д: Я читала, по-моему, это комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, где он говорил, что мадхьяма-адхикари не будет развиваться, если у него не будет общения с возвышенным вайшнавом(4).

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Несомненно. Общение с великим вайшнавом очень важно. Я и не говорил о том, что не следует общаться. Я как раз этого не говорил. Нужно общаться с тем, у кого есть вера, шраддха в моего гурудева.

Переводчик: Есть шлока от Рупы Госвами. Он говорит, с какими садху нужно общаться. С теми, которые выше меня и которые разделяют мои идеалы. В данном случае разделяют те идеалы, что и мой гурудев(5).

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Да. Нам говорили, что после ухода гурудева мы должны идти к другим вайшнавам, к шикша-гуру. Мы должны дальше учиться. Когда Гуру Махарадж был здесь, мы все были счастливы. Когда он скрылся, мы часто ходили к Шриле Бхакти Прамоду Пури Махараджу (из Шри Гопинатх Гаудия Матха), и от общения с ним я получал очень много утсахи, энтузиазма. Мы должны принимать помощь от других (вне нашей организации), я этого не отрицаю.

Ума д.д: Спасибо. А есть ли сейчас на данный момент такие возвышенные вайшнавы, с которыми Вы общаетесь, от кого Вы тоже, может быть, получаете вдохновение?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Вы знаете историю из 11 Песни «Бхагаватам» про 24 гуру?

Ума д.д: Да.

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Из множества источников мы можем черпать знания.  24 гуру: небо – гуру, океан – это гуру. Очень много, у кого мы можем научиться. Опять же, всё должно приниматься через призму учения моего Гуру Махараджа. В отношении гуру у нас есть определённого рода плюрализм, то есть в традиции нет концепции одного учителя. Ванде хам шри гурох… В вандане (молитве) из «Чайтанья-чаритамриты» шри гуру – это множественное число. Сначала выражаем почтение непосредственно своему гуру, а потом ванде гурум уже во множественном числе, выражаем почтение всем шикша-гуру.

В «Манах-шикше» также, в первой шлоке… Опять же, кого я прошу о милости? Гуру так же во множественном числе, брахманов, матхаваси. Всем выражаю должное почтение. У нас плюрализм, многогурие. Но однажды, я обсуждал это с кем-то из преданных. Он сказал: «А как же Шри Рупа Манджари пада»? Только у стоп Рупы Госвами сосредоточено всё моё поклонение, вся моя джапа, вся моя пуджа, всё и вся. Да, у нас многогурие. Мы почитаем не только гуру, но и старших вайшнавов, тех, кто помогает нам. Всем мы выражаем почтение через призму моего гуру, то есть он в основе всего, он превыше всего(6).

Шрила Нароттам дас Тхакур в киртане «Шри Рупа Манджари пада» говорит, подчёркивает важность стоп гурудева. Так сказал вайшнав. У нас есть Шесть Госвами, но Махапрабху сделал Рупу Госвами главным, лидером всех вайшнавов. Между ними не было никакого конфликта, разногласий. Таково положение Рупы Госвами. Мы всегда должны понимать, кто есть кто (кто каништха-, кто мадхьяма-, а кто уттама-адхикари), и относиться соответственно, выражать должное почтение и должное служение. Нароттама дас Тхакур написал про Рупу Госвами, а кто его гуру? Его гуру Локанатха дас Госвами. О чём он говорит? Когда же мой гуру, Локанатха дас Госвами, приведёт меня к Рупе Госвами? В этом нет никаких противоречий. Всё находится в полной гармонии. И в таком направлении мы можем развиваться.

Ума д.д: Спасибо. 

Некоторые утверждают, что существует некий позитивный фанатизм. Есть ли такое понятие в традиционном Гаудия-вайшнавизме?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: (смеётся) Да, я слышал, что здоровый фанатизм в следовании своему учителю – не является дошей, пороком. Фанатизм в следовании гуру, в служении гуру не является недостатком. Это своего рода проявление гуру-ништхи, верности гурудеву.

Ума д.д: То есть представители нашей гуру-варги являли пример позитивного фанатизма?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Лучший пример позитивного фанатизма – это Рагхунатха дас Госвами. Одна мата принесла ему пахту. Она принесли её из кунджи, из рощи Чандравали гопи. Когда Рагхунатха дас Госвами узнал об этом, то он решительно отверг её дар. Почему? Чандравали же служит Кришне! Но поскольку эта гопи не из лагеря Радхарани….(7). Вот такой позитивный фанатизм для нас является примером.

Что ещё я видел во времена Гуру Махараджа? Какой-то преданный, возможно, брахмачари пришёл в наш матх из какого-то другого матха. Он зашёл на кухню и, кажется, прикоснулся к посуде или что-то сделал ещё неприемлемое. Гуру Махарадж сразу сказал: «Так. Это нельзя использовать для подношения у алтаря. Отдайте это всё коровам, готовьте заново». Мы были изумлены! Это было на моих глазах. Я не знаю, что за этим стоит, но такой пример был. Я не знаю, что Гурудев знал про этого преданного. Но фанатизм всё-таки проявляется больше, когда речь идёт о Рагхунатхе дасе Госвами. Он не примет ничего, кроме как из лагеря Радхарани. Как птица чатака, которая не будет пить никакую другую воду, кроме дождевой.

Ума д.д: Каковы признаки позитивного и негативного фанатизма? Как нам отличить, что мы видим?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Это просто полагаться на здравый смысл. Видеть, где нормально, а где уже выходит за рамки. Это дело здравого смысла.

Ума д.д: Но Рагхунатха дас Госвами в определённом смысле тоже выходит за рамки нашего понимания.

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Рагхунатха дас Госвами говорит, что без милости Радхарани я не хочу даже Кришну(8).

Ума д.д: То есть я правильно понимаю, что его позитивный фанатизм основывается на его видении, на знании, на том, что он видит высшую реальность?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Можно, например, посмотреть анугатью Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Насколько он был верен и предан Бхактивиноду Тхакуру! Про него говорили, что он ослеплён Бхактивинодой Тхакуром. Он писал анубхашью, комментарий к «Чайтанья-чаритамрите», и в конце его написал следующее стихотворение:

(санскрит)

Что это значит? Это очень категоричные слова. На слух они очень сладостные. Он пишет о Бхактивиноде Тхакуре, что во всех трёх мирах вы не найдёте ничего, что могло бы сравниться с милостью и великодушием Бхактивиноды Тхакура! Ничто не сравнится с его мадхава-бхаджаном – тем, как он поклоняется Радха-Мадхаве. Сколько было ачарьев до Шрилы Бхактивиноды Тхакура, величайших ачарьев!? Сколько ещё придёт в этот мир таких?!  Нет таких во всех трёх мирах! А следующая строка вообще крайний пример позитивного фанатизма. Он говорит, что среди тех, кто принимал человеческое рождение, никто раньше не давал кришна-прему, кроме Бхактивиноды Тхакура! Вот такой мы видим пример позитивного фанатизма у Шрилы Прабхупады по отношению к Бхактивиноде.

Когда наша гуру-варга обсуждала гуру-таттву, по этому поводу была раньше выпущена статья, они как раз описывали все эти вещи. Гуру-таттва означает ашрая-виграха – те, кто дают прибежище, являются источником поклонения. Бхактивинода Тхакур говорит, что если у вас нет шраддхи, веры в радха-бхаджан, то ваш кришна-бхаджан бесполезен. Вот такие категорические слова, некая анугатья, подобная верность, тоже проявлены в контексте трансцендентного фанатизма.

Ума д.д: Может ли каништха-адхикари проявлять признаки позитивного фанатизма?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Вайшнава-апарадха с позитивным фанатизмом несовместимы. Если каништха-адхикари совершает вайшнава-апарадху, то это, разумеется, совершенно недопустимо и неправильно. Например, он может поклоняться Божествам, но не выражать должного почтения возвышенным вайшнавам. Мы можем придавать особое значение нашему Гуру Махараджу, но если мы при этом выражаем непочтение к его гуру-братьям, это неправильная гуру-бхакти. Например, в индийских семьях…. Допустим, в семье может быть несколько братьев, три-четыре брата, и все они живут в одном доме. Все они женились, у каждого есть жена. Скажем, жена старшего брата выражает почтение всем его братьям, но важнее, главнее всех для неё – её собственный муж. То есть они могут гармонично, легко жить все вместе в одном доме, но если она всем братьям выражает своё почтение. Тогда все будут жить в полной гармонии.

У меня есть Гуру Махарадж, и у Гуру Махараджа есть духовные братья, другие вайшнавы. Мы всем обязаны выражать должное почтение. Это правильно. Мы не должны быть слепыми, и ни в коем случае не должны совершать вайшнава-апарадхи. Любое служение с апарадхами, никак не может быть правильным, допустимым для нас (шуддха-бхакт).

Мы видим, что Шрила Свами Махарадж сам направлял своих учеников: «Да, вы можете идти ко Шриле Бхакти Ракшак Шридхару Махараджу. Вы можете многому у него научиться». Это не проблема. Если же ученик доволен полностью своим учителем и говорит: «Нет-нет, я не хочу. Я уже получил достаточно от Вас, что нужно». Если он так чувствует, в этом нет проблемы.

(Переводчик задал какой-то вопрос Махараджу, они его обсуждают. После обсуждения мы просим, чтобы он перевёл нам то, что обсуждалось).

Переводчик (Сундар Шьям Прабху): Я спросил Махараджа… Я сказал, что главное в фанатизме – это не совершить гуру-апарадху, но слова Рагхунатхи даса Госвами, слова Бхактивиноды Тхакура прозвучали так, что без Радхи я не хочу даже Кришну. Я спросил: «Это не апарадха?» Махарадж ответил: «Нет». Он начал цитировать разные шлоки, доказывая, что для расика-вайшнавов это не апарадха. Я спросил тогда у Махараджа: «А что будет, если я начну так же говорить и думать?» Он сказал: «Нет». Вывод таков: нужно жить в согласии со своей адхикарой.

Ума д.д: То есть я правильно понимаю, что признаки позитивного фанатизма проявляются только тогда, когда исчезают апарадхи, на уровне минимум мадхьяма-адхикари? Только чистый преданный может проявлять его? На какой из девяти ступеней бхакти (шраддха-према) проявляются признаки позитивного фанатизма?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Говорится, что тут важна гуру-ништха(9). Только тогда Господь будет счастлив. Я приведу пример. Сатьякама пришёл к Гаутама Муни, чтобы познать брахма-гьяну, знание об Абсолюте. Гаутама Муни послал его: «Иди коров паси». Сатьякама радостно принял волю Гурудева. Он пришёл за брахма-гьяной, а гуру послал его пасти коров. Там было примерно полтысячи голов, но ничего, он не отчаялся и начал со всем старанием следить за ними. Он даже принял обет, что не вернётся к гурудеву, пока из пятисот коров не станет тысяча. Когда он совершал такую гуру-севу, полубоги – Брахма, Варуна, Индра и Ваю увидели, сколько гуру-севы он совершает. Коров уже стало тысяча. Деваты пришли к нему и сказали: «Всё, возвращайся к своему гуру». Тогда он отправился к гурудеву. Деваты, сказали ему: «Мы хотим дать тебе брахма-гьяну». Таким образом, полубоги уже дали ему божественное знание, но он всё же пришёл к своему гуру, Гаутаме. То, что Сатьякама услышал из его уст, стало для него первостепенным. Главным он считал то, что он получил от Гаутама Муни. Лишь тогда он был полностью удовлетворён. Ему уже боги дали божественное знание, но он, тем не менее, пошёл и принял с величайшим устремлением знание от Гаутама Муни. Такова гуру-ништха. Все, кто наблюдал за этой историей, были счастливы.

Гуру-ништха – это очень хорошее качество. Бог любит его, оно доставляет Ему удовлетворение. Бог помогает тому, у кого есть гуру-ништха. Истина являет себя тому, кто обладает гуру-ништхой.

Ума д.д: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада цитировал Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура в своём комментарии на «Шримад Бхагаватам», Песнь 3. Он написал там, что мы должны избегать людей, практикующих тамасика-бхакти(10). Является ли негативный фанатизм признаком тамасика-бхакти?

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Вы можете привести пример негативного фанатизма?

Ума д.д: Бхактиведанта Свами, в комментарии на «Бхагавад-гиту» говорил, что неприемлемый фанатизм для бхакти – это следование правилам без понимания таковых, без знания. Он порицает религию без философии…(11).

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Если практикующий человек просто выдумывает правила, – это является тамасика-бхакти. Мы что-то придумали и не готовы слушать больше ничего. Это тамасика-бхакти.

Преданные: К сожалению, нам необходимо прерваться.

Ума д.д.: Спасибо большое Махарадж.

П.Б.П.Тиртха Махарадж: Харе Кришна!

Переводчик (Сундар Шьям Прабху): Пожалуйста, укажите в тексте интервью, что могут быть погрешности перевода.

Ума д.д.: Хорошо.

……………………….

1) Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в хари-катхе «Кто твой гуру? Абсолютный и относительный аспекты гуру» сказал: «Гуру может придти к ученику в любом настроении, в любом образе, в любом месте (например, вайшнавской организации) и в любое время. Сказано: ачарйам мам виджанийан – образ гуру велик, могуч и безграничен» (Журнал «Садху-санга» №1. Июль, 2003, стр. 14).

Пуджьяпад Бхакти Сундар Говинда Махарадж вторил этой идее и говорил: «Учитель один, но предстаёт во множестве обликов» (Фраза с обложки книги «Наставления учителя»).

2) Обычный, рядовой ученик (каништха-адхикари) не имеет квалификации отличать голос своего ума от голоса сердца, голоса гуру в сердце. Только тот, кто стал свободен от гун материальной природы, в силах не только слышать потоки духовных наставлений из сердца, но и понимать их без искажений. Несомненно, до некоторой степени возможно иметь некий контакт с гуру в сердце для неофита, но это очень мало, чтобы успешно развиваться в бхакти. Доказательства этого можно получить в хари-катхе Шрилы Бхакти Ракшака Шридхар Махараджа под названием «Милость Господа, искренность и подтверждение сердца в поиске гуру», от 16.12.1981г..

3) Данное утверждение считается приемлемым, если дикша-гуру не только провёл ритуал посвящения, но и участвовал в обучении ученика. Однако если дикша-гуру был пассивен в развитии понимания у ученика, тогда шикша-гуру должен выступать как главный учитель, а дикша-гуру в такой ситуации будет занимать вторую позицию. Так Шрила Бхактивинода Тхакур писал в «Кальяна-калпатару», Упадеша:

1

дикша-гуру-крипа кори мантра-упадеша

корийа дехан кришна-таттвера нирдеша

Дающий посвящение духовный учитель (дикша-гуру) проливает беспричинную милость, даруя своим ученикам наставления в практике повторения харинамы. Так он указывает ученикам на истины, касающиеся Верховного Господа, Шри Кришны.

2

шикша-гуру-вринда крипа корийа апара

садхаке сикхан садханер анга-сара

Но я считаю, что многочисленные наставляющие духовные учителя (шикша-гуру) более важны, поскольку они проливают бесконечно больше милости, обучая преданных-неофитов всем основным аспектам практического преданного служения (садхана-бхакти).

4) Шрила Бхактиведанта Свами в комментарии на «Чайтанья-чаритамриту», Мадхья, 22.71: «Преданный среднего уровня, даже если он не может подтвердить свою позицию цитатами из шастр, постепенно может подняться на высший уровень (уттама-адхикари) благодаря изучению шастр (шастрия садху-санге) и общению с преданными высшего уровня (непосредственному, прямому общению, садху-санге). Преданный среднего уровня (мадхьяма-адхикари) не может развиваться, не общаясь с преданными высшего уровня (уттама-адхикари)».

5) В «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 22.131 сказано:

шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха

саджатийашайе снигдхе садхау сангах свато варе

 «Познать смысл «Шримад-Бхагаватам» садхака сможет только в общении с расика-вайшнавами, которые духовно более зрелы (свато варе), обладают таким же настроением в служении Господу (саджатийа-ашайе) и относятся к нему с любовью (снигдхе) («Ч.-ч.», Мадхья, 22.131). Термин расикаих указывает на расика-вайшнава, уттама-адхикари, поскольку раса доступна им. Каништха-гуру и мадхьяма-гуру не имеют практического доступа к расе. Согласно «Даша-мула-таттве», изложенной великими ачарьями, доступ к расе имеют лишь бхава-бхакты и премика-бхакты. Именно уттама-адхикара является основой для того, чтобы в дальнейшем применять по отношению к уттама-адхикари следующие три условия в развитии отношений с расика-бхактой: 1) у садху должна быть саджатия, то же настроение и цель, 2) свато варе – он должен обладать более развитой адхикарой, чем его ученик, 3) он должен являть снигдху – проявлять любовь к ученику, раскрывая ему секреты своего сердца.

Некоторые склонны рассматривать эти три качества, отрывая их от контекста шлоки, не учитывая, что старший вайшнав должен быть, прежде всего, идеальным слугой Господа, чистым преданным. Доказать это можно, обратившись к комментарию Шрилы Бхактиведанты Свами на эту шлоку: «Понять «Шримад-Бхагаватам» можно в процессе преданного служения, слушая, как эту книгу объясняет чистый преданный». Кто такой чистый преданный? Какова его адхикара? Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет об этом в комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 1.5.29: «Чистый преданный – это душа, полностью (на 100%) предавшаяся Личности Бога». Мадхьяма-адхикари предался Богу в лучшем случае лишь на 70% и поэтому он называется мадхьяма, находящийся на середине пути предания Богу. Уттама-адхикари – это и есть расика-вайшнав, упомянутый в шлоке.

Выбор садху-санги с применением трёх перечисленных составляющих уместен вне контекста. Однако когда контекст подразумевает поиск настроения, как у гурудева, и гурудев при этом находился на уровне уттама-адхикары, тогда и искать нужно прежде всего такого садху, который обладает этой адхикарой, а не тех, кто лишь способен на частичную передачу этого настроения (т.е. мадхьяма-адхикари, мадхьяма-гуру) или имитацию такового (т.е. каништха-адхикари, каништха-гуру). Настроение без адхикары не спасёт ученика. Маха-адхикара – это ключ к спасению и основа любви к Богу.

Шрила Рупа Госвами повторяет ту же идею в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.91.

6) Подобное почтение является правильным, если гуру является маха-бхагавата-вайшнавом. Думать так о каништха-гуру или мадхьяма-гуру – ошибка.

7) Группа Чандравали соперничает в своём служении Кришне с группой Шримати Радхарани. Шрила Рагхунатха дас Госвами, являя себя в облике Рати Манджари, служит Кришне под руководством Радхарани. Поэтому Рати Манджари поддерживает настроение соперничества своей Свамини в духовном мире. Здоровый фанатизм возможен только при наличии чистого сознания души. Если же душа не освободилась от гун материальной природы, она являет нездоровый фанатизм, от которого следует избавляться с помощью духовного образования, дивья-гьяны.

8) В «Вилапа-кусуманджали», 102 Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет:

аша-бхараир амрита-синдху-майаиx катханчит

кало майати-гамитаx кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи?

«О Варору Радха! Мне необычайно трудно заставлять себя жить, и лишь надежда на обретение океана нектара служения Тебе и на созерцание Твоих божественных игр поддерживает меня. Но если Ты не будешь милостива ко мне даже сейчас, то какой смысл в жизни, проживании во Враджа-дхаме или даже в Самом Бакари (Кришне – враге демона Баки)?!»

9) Феномен гуру-ништхи являет себя на фундаменте ништхи, пятой ступени бхакти. Гуру-ништха проявляется с момента формирования мадхьяма-адхикары, минимального уровня чистоты в бхакти.

10) Бхактиведанта Свами Прабхупада в комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 3.29.16 пишет: «Вишванатха Чакраварти Тхакур рекомендует избегать близкого общения даже с вайшнавом, если он обладает дурным нравом. Такому вайшнаву нужно оказывать должное почтение, но при этом по возможности держаться в стороне от него».

11) Бхактиведанта Свами Прабхупада писал в комментарии на «Бхагавад-гиту», 3.3: «Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений».

 

Транскрипция: Ума д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Сноски: Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью