?

"Духовное образование". Интервью. Часть 6.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 668. Опубликовано: 26-02-2020, 15:49

Духовное образование

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

о важности духовного знания и просвещения

Интервью Ари Мардана д.

22-25.01.2020 г.

Часть 6

 

Ари Мардан Прабху: Вернёмся к нашей главной теме?

Ума д.д.: Давайте.

Ари Мардан Прабху: Когда изначально одарённые талантами святые приходят в этот мир, они могут посвятить совсем небольшое время изучению, так как знание о бхакти и Бхагаване уже находится в их сердце. Это знание определено Шрилой Бхактивинодой Тхакуром как сватах-сиддха-гьяна. Между бхакти-гьяной и бхакти нет различия. Однако для значительного большинства людей, имеющих малый запас бхакти-сукрити, путь иной. Он описан Шрилой Б.В.Бхарати Госвами в следующих цитатах.

«Если мы будем слушать и читать о Кришне, находясь под руководством чистого преданного, тогда придёт ависмритих кришна-падаравиндайох – постоянное памятование. Памятование о Господе и Его дорогих преданных разрушит всё неблагоприятное» (24.12.2014 г., Пуна).

«Очень важно слушать чистых преданных (шравана) и служить им! Вторым утверждением является то, что, читая книги вайшнавов, мы получаем общение с ними. Это истина. Однако вы должны понимать, что прямое взаимодействие с вайшнавом (слушание хари-катхи) для вас является более эффективным. При этом вы не должны думать, что Шрила Ведавьяса, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и вся наша гуру-варга чего-то не рассказали. Всё, что нужно для обретения преданности, уже есть в их литературных трудах. Всё можно найти в молитвах Шрилы Нароттама даса Тхакура и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. … Для обусловленной души гораздо важнее напрямую слушать (шравана) из лотосных уст садху, потому что его катха полна не только духовного нектара, но и выражает правильное понимание смысла Вед. Бхагаван Сам говорит, что хари-катха, исходящая из уст садху, очень могущественна. Это вовсе не значит, что слова предыдущих ачарьев не имеют могущества (дело в другом). Мы не обрели квалификацию, чтобы понимать, какие слова актуальны для нас. Общаясь с садху (шравана), мы сможем обрести квалификацию, чтобы понимать, что садху и его писания неотличны друг от друга. … Если вы чего-то не можете спросить у садху, тогда вы можете обратиться за подробностями к грантха-бхагавате (книге)» («Правильный этикет в сложных ситуациях. Даршан Божеств. Шастрия садху-санга»).

«Читая учение ачарьев, мы сможем получить особое вдохновение. Шри «Чайтанья-чаритамрита» написана на бенгали, этот язык более простой, чем санскрит. Поэтому изучать истории из «Чайтанья-чаритамриты» очень благоприятно для нас. Они более доступны для понимания» (Чандигарх, картика 03.11.2013 г.).

«Я рекомендую изучать писания, которые связаны со «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамритой» (Чандигарх, картика 03.11.2013 г.).

«Если самбандха-гьяна не проявлена в полной мере, то любые внешние качества, которые, например, напоминают сострадание, не могут считаться истинными. В так называемом сострадании непременно присутствует эгоизм. Только когда человек осознал самбандха-гьяну в полной мере, он обретает способность видеть, что каждое живое существо является неотъемлемой частичкой Господа. … Те, чья самбандха-гьяна ещё не созрела, следуют мировоззрению, которое направлено на достижение дхармы, артхи, камы или мокши. В действительности такие личности матсарата (лживы) и нирмама (бессердечны). Вводя людей в заблуждение, они проявляют жестокость не только по отношению к своим последователям, но и к самим себе. Даже если действия такого лжеучителя внешне кажутся весьма благоприятными и свободными от насилия, на самом деле это не так. Только глубоко задумавшись над этим, мы можем осознать эту истину» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 115).

«Мы можем понять, что действия, совершаемые с целью достижения дхармы, артхи, камы или мокши, являются проявлением высшей степени невежества, то есть полного отсутствия знания» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 150).

Нередко сострадание мирского типа путают с трансцендентным. Мы видим порой людей, которые хотят помочь нам, но, в действительности, без самбандха-гьяны они нам не помогут. У них нет потенциала, нет сил. Их помощь будет поверхностна, она не затронет душу и её проблемы. Их сострадание лишь обёртка, привлекающая наивных людей. Не зная этого, мы порой ищем прибежища у глупых и необразованных людей, которые могут рядиться в одежды преданных. Это бесполезная трата времени. Нужно искать тех, кто обладает самбандха-гьяной и может помочь нам её понять. Ищите всё, что истинно, всё ложное отвергайте смело.

Когда мы видим «помощников», выступающих под видом преданных, но не обладающих духовным знанием, нужно понимать, что их помощь будет полезна лишь тем, кто ищет внешних достижений, поскольку их энтузиазм зиждется на ложном эго, а не на классической основе бхакти – духовном знании. Шрила Бхактиведанта Свами говорил: «Книги – это основа сознания Кришны». Чем больше понимает человек в практике и философии сознания Кришны, тем более он может быть нам полезен, а чем слабее его понимание, тем бесполезнее он для всех, для себя и для своего духовного учителя.

В условиях, когда самбандха-гьяна не созрела, ученик будет ориентирован на посторонние достижения, не связанные с бхакти. Речь идёт о стремлении к артхе, каме и мокше. Находясь в такой позиции, он даже не будет признан полноценным каништха-адхикари. Признаки полноценного каништха-адхикари описаны Шрилой Сарасвати Тхакуром в следующем стихе:

кришна саха кришна-нама абхинна джанийа

апракрита эка-матра садхана манийа

йеи нама лайа, наме дикшита хаийа

адара карибе мане сва-гоштхи джанийа

«Того, кто, зная Кришну и Его святое имя неотличными друг от друга, избирает единственный путь — служение всецело духовному имени Бхагавана, и кто получил истинное посвящение в его воспевание (каништха-адхикари), следует мысленно почитать как своего близкого родственника» («Шри Прапанна-дживанамрита», гл. 3).

В этом бенгальском стихе ясно сказано, что каништха-адхикари должен преследовать только одну цель – бхакти. Но если в его сердце коренятся и другие желания, тогда он находится в очень плохом положении. Какой тогда из него помощник учителя? Он себе помочь не в силах. Как их тогда рассматривать нам? Шрила Б.В.Бхарати говорит: «Эти личности лживы и бессердечны. Они жестоки не только по отношению к своим последователям, но и к самим себе». То есть, даже если нам кажется, что кто-то является для нас сострадательным помощником, следует понимать, что это бессердечный человек. Его милосердие лишь маска, которой он прикрывает свою аханкару, свой меркантилизм. Они самоубийцы, живущие с гримасой преданности.

Если бы такие люди желали обрести самбандха-гьяну, они были бы привлечены кришна-катхой, но если она их не привлекает, то они атма-ханы, убийцы собственной духовности. Во «Введении» к книге Шрилы Бхактиведанты Свами «Кришна. Верховная Личность Бога» сказано: «… Кришна-катха предназначена для всех людей, независимо от условий их жизни. … Но Махарадж Парикшит предупредил также, что людям, убивающим животных, а также самоубийцам кришна-катха будет неинтересна. … Тех, кто убивает самих себя, кришна-катха не привлечёт. В «Шримад-Бхагаватам» в этой связи употреблено слово пашу-гхна, которое означает убийство животных или самоубийство. Люди, не постигшие свою духовную природу и не стремящиеся к самоосознанию, лишают себя жизни, то есть совершают самоубийство. Человеческая жизнь предназначена прежде всего для самоосознания, но тот, кто пренебрегает этой важной частью своих обязанностей, подобно животному бессмысленно растрачивает отпущенное ему время» (стр. 23-24).

Те, кто не желает изучать шастры, – насильники, промышляющие химсой. Избегайте всеми силами общества таких людей, поскольку они могут заразить Вас своей праздностью и культивацией невежества, своей лояльностью к авидье и сахаджийскими замашками. Ищите тех, кто имеет вкус к хари-катхе и изучению грантх ачарьев. Учение – свет, а неученье – тьма, тамас, ведущий в ад.

 

Ума д.д.: Несмотря на то, что наш Гурудев получал знание спонтанно изнутри, он всё же рекомендует своим ученикам изучать писания?

Ари Мардан Прабху: Несомненно. Он говорил о важности духовного знания снова и снова и снова. Вот ещё одна цитата, заслуживающая внимания: «Только та деятельность, которая осуществляется с целью обретения истинного знания и любовного преданного служения Шри Кришне, является истинным правильным путём (шрейа-марга). Только тех учителей, которые дают наставления о бхакти, можно назвать нирматсара-садху или сострадательными святыми. Только их наставления по-настоящему свободны от примесей обмана, ибо, следуя их советам, можно обрести наивысшую, вечную дхарму» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 117).

«Если кто-то с верой выслушает (изучит) это возвышеннейшее и глубочайшее писание («Шримад-Бхагаватам»), все его невзгоды будут уничтожены, а благая удача войдёт в его жизнь. Он осознает суть всего знания о Высшей Истине и (только после этого) сможет связать Господа в своём сердце по собственной сладостной воле» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 79).

 

Шрила Б.В.Бхарати Госвами, будучи сиддха-вайшнавом, мог получать знание, просто совершая севу. Такое возможно, но только сева должна быть при этом неординарной – особенно чистой, не такой, как у значительного большинства практикующих. О феномене обретения знания через севу сказано в «Бхагаватам», 1.2.7:

васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах

джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам

«Занимаясь преданным служением Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к материальному миру».

Однако в том же «Бхагаватам», 1.2.6, в предыдущем стихе прежде сказано, каким должно быть данное преданное служение:

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

ахаитукй апратихата йайатма супрасидати

«Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут придти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

Как становится понятно из вышеописанных в этой шлоке признаков севы, она является привилегией шуддха-вайшнавов, а не каништха-адхикари, так как каништха-адхикари неспособны на такое служение. Бескорыстие и непрерывность – для многих это запредельные величины. Не зря стих из «Бхагаватам», 1.2.6 признаётся ачарьями как определение чистого бхакти, а не бхакти-абхасы, подобия или тени бхакти. Именно тень бхакти совершает преобладающее большинство преданных по всему миру в любых духовных традициях. Их практика обозначена Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром в «Мадхурья-кадамбини» как аништхита-бхакти, а не бхакти (или шуддха-бхакти).

Именно благодаря системному духовному образованию ищущие чистого бхакти обретают шанс уйти от бхакти-абхасы и бхакти-апарадх. Определение подлинного бхакти даёт Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11. Оно тождественно определению из «Бхагаватам», 1.2.6, поскольку оба утверждают стандарты чистой преданности (т.е. уттама-бхакти), а не бхакти-абхасы. Уттама-бхакти, несомненно, дарует спонтанное знание или бхакти-вигьяну, духовные реализации. Но чтобы подобраться к такому бхакти, нужно успешно пройти ступень анартха-нивритти, прежде всего избавившись от невежества (таттва-бхрамы) по отношению к садхана-таттве (науке об абхидхеи, практике) и садхья-таттве (высшей цели бхакти).

Другое определение бхакти, которое может даровать спонтанно духовное знание, мы находим в «Нарада-панчаратре», также цитируемой Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12:

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

«Бхакти – это служение Богу, в которое вовлекаются все чувства (кармендрии, гьянендрии). Его исполняют с целью доставить удовольствие Ему (кришна-анукул), не имея других желаний (вне кармы и гьяны). Совершению такого бхакти не должны препятствовать какие-либо иные формы деятельности (или анартхи)».

Таким образом, мы приходим к выводам, что бхакти, несомненно, даст знание из сердца, но как сердце, так и усилия должны быть очищенными. Основа же всякой скверны – это невежество дживы, поэтому тот, кто бьёт в корень, избавляясь от него, обретает, прежде всего, духовное знание.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж с раннего возраста стремился к исполнению указаний шастр, он сам об этом рассказывал, упоминая о своём брахманическом происхождении. Характер брахманов описан в «Бхагавад-гите», 18.42:

шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча

джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам

«Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности».

Хотя родители Шрилы Б.В.Бхарати были подвержены кастовым привычкам, тем не менее, именно благодаря стандартам семьи Махарадж стремился к духовной жизни, принял Гаудия-вайшнавизм и следовал до своей практики в Матхе целому ряду правил, имея при этом прекрасное воспитание, брахманические качества и этику.

В согласии с качествами, описанными выше в «Гите», брахман должен обладать гьяной и вигьяной. Именно поэтому Шриле Махараджу не нужно было объяснять важность знания. Он тянулся к нему естественно, в согласии со своей природой брахмана-вайшнава. Если в ком-то уже присутствует естественным образом или по вдохновению, приобретённому в этой жизни, тяга к духовному знанию, следует знать, что этот человек уже имеет хорошие шансы на успех в бхакти. Игнорирование такового оставит душу в самсаре.

Поскольку природа Махараджа изначально определена как брахманическая, она позволяла ему делать акцент на внешних усилиях, приносящих ему внутренние реализации, вигьяну. Однако анализируя историю престарелой женщины, обратившейся к Шриле Бхакти Дайите Мадхаве Махараджу, описанную выше, то, приняв её акцент на внешних усилиях без погружения в тайны бхаджана, человек попросту растрачивает свою жизнь. Так утвердил Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами. Об этом я детально рассказывал в следующей лекции: http://sampradaya.ru/current/audio/9678-ari-mardan-prabhu-2020-g.html

Большинство родившихся в эту эпоху людей даже близко не имеют полноценно проявляющейся брахманической адхикары. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж утверждал, что люди в эпоху Кали даже ниже шудр. Поэтому нам необходимо обратиться к духовному знанию, к шастрам, и получить должное образование и воспитание.

 

Ума д.д.: То есть не следует имитировать стиль духовного развития нашего Гурудева, а просто учитывать его наставления, данные им его ученикам.

Ари Мардан Прабху: Так и есть. Образ жизни маха-бхагавата-вайшнава не предназначен для его учеников, если они пока ещё практикуют аништхита-бхакти, неустойчивое преданное служение. Недавно я слушал лекцию Пуджьяпада Бхакти Сваруп Шридхара Махараджа, посвящённую историям из «Бхагаватам». Проводя бхагавата-саптаху, он сказал, что большая часть поведения маха-бхагавата-вайшнава не может быть приемлема для каништха-адхикари. Значительная часть ачара великого святого не для неофитов. Если каништха-адхикари начнёт имитировать стиль жизни сад-гуру, то он непременно падёт, долго такая имитация не продлится. Даже чтобы понять это, опять же, необходимо знание.

 

Ума д.д.: Можно ли в таком случае сказать, что насколько ученик продвинут, настолько он в силах следовать по стопам своего духовного учителя?

Ари Мардан Прабху: Это хорошее заключение. Оно учитывает бхакти-крама-патх, поступенчатость духовного развития, о котором писал Шрила Рупа Госвами.

В то же время, не следует принимать слова Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа буквально, будто бы он изучал бхакти-шастры лишь четыре месяца, а остальное время посвящал внешним усилиям в строительстве храмов. Это лишь общие слова, которые лишь в малой степени относятся к действительности. Почему? Мы сейчас это обсудим.

Следует отметить, что глубокопочитаемый нами всеми Шрила Б.В.Бхарати Махарадж очень много общался со своими многочисленными шикша-гуру, учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Об этом свидетельствуют его воспоминания, которыми он активно делился в своих лекциях со всеми нами. Также это подтверждают его севаки. Так Шрипад Дамодар Махарадж, ученик Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа и севак Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, говорит: «В матхе Бхарати Махарадж много общался со всеми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, со многими у него были очень близкие отношения и сердечное общение» (Январь 2012 г, Пури).

Давайте посмотрим, что говорил сам Шрила Б.В.Бхарати Махарадж о себе. Приведу некоторые цитаты с его слов.

«Мой шикша-гуру, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж (Парам-гурудев Шрилы Б.Нараяны Госвами), всегда устанавливал в своих храмах белые Божества Кришны» (6 октября, 2012 г.).

«Сегодня также день явления Шрилы Шридхарадевы Госвами, нашего шикша-гуру» (31 октября 2010 г.).

«Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж дал мне наставление: «Никогда не обращай особого внимания на то, как звучат музыкальные инструменты, на ритм киртана и ещё на что-либо подобное. Вместо этого сосредоточься на глубоком значении киртана. И ещё среди его наставлений было такое: «Всегда старайся общаться с более продвинутыми вайшнавами». Я много раз проводил парикраму по святой дхаме вместе с ним и с другими вайшнавами. Так я мог получить много общения с учениками Прабхупады Сарасвати Тхакура» («Говардхан», 04.08.2014 г.).

«Всё это (об истинном поклонении и установлении арча-виграхи) я узнал, получив непосредственные наставления от него (Шрилы Бхакти Гаурава Вайканаса Махараджа) и благодаря его примеру» (Из книги «Мои возлюбленные учителя», глава, посвящённая Ш.Б.Г.Вайкханасу Махараджу).

Также об этом свидетельствует его книга «Вишуддха-чайтанья-вани»: «Шри Шримад Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж – ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и мой шикша-гуру» (стр. 35).

«Мой шикша-гурупарам-пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж явил лилу своего божественного рождения в деревне Ванарипада округа Варишала штата Бангладеш» (стр. 49).

«Одним из моих шикша-гуру является Шрипад Кришна Кешава Прабху, который, приняв прибежище у Шрилы Прабхупады, остался жить в Матхе» (стр. 71).

«Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада начал издавать духовную газету «Даиника Надия пракаша», мой шикша-гуру Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж был редактором этой газеты, в которой печатались трансцендентные и всегда свежие статьи о духовном мире» (стр. 81-82).

«Мой шикша-гуру, Шри Шримад Бхакти Шаран Тривикрама Госвами Махарадж, однажды рассказал мне историю, как знаменитый борец за свободу Индии Шри Субхаш Чандра Бос пришёл в Шри Гаудия Матх в сопровождении многих известных людей, чтобы встретиться со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром» (стр. 84).

«Тогда у меня родилась вера в «Шри Чайтанья-чаритамриту», но по-прежнему не было внутреннего осознания её славы. Даже самостоятельно изучив её, я не смог разделить чувства Шрилы (Сарасвати) Прабхупады к этому писанию. Только слушая обсуждения «Шри Чайтанья-чаритамриты» из уст многих великих учеников Шрилы Прабхупады на протяжении многих лет, у меня родилась глубокая, твёрдая вера» (стр. 81).

Те вайшнавы, которых он снова и снова называет своими шикша-гуру, не были архитекторами по образованию как Шрила Б.В.Бхарати Махарадж. По этой причине он не получал от них наставления о том, как укладывать кирпичи или железобетонные балки. Тогда возникает вопрос. На какие темы он общался с ними, на кармические или на духовные? Какого рода шикшу он получал? В действительности, Шрила Махарадж получал от них кришна-упадешу (наставления Кришны) и ачарья-упадешу (наставления парампары). Он через своих шикша-гуру изучал гаура-вани, наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж вспоминал: «Как-то в обществе Шрилы Ваманы Махараджа мы вспоминали те дни, когда каждый был готов преодолеть множество трудностей ради служения тад-пурушам (чистым преданным). Также мы обсуждали, насколько был совершенным язык Шрилы Прабхупады, вспоминали его божественные наставления о чистой преданности» (г. Чандигарх, картика 2014 г.).

Именно шикша-гуру, известные нам как непревзойдённые пандиты-вайшнавы, указали Шриле Бхарати Махараджу на необходимость изучения через слушание хари-катхи. Шрипад Дамодар Махарадж вспоминает, рассказывая о Шриле Махарадже: «Когда он (Ш.Б.В.Бхарати) приехал совершать враджа-мандала-парикраму, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Кешава Госвами Махарадж рекомендовали ему стать хорошим слушателем. Они сказали: «Если ты хочешь узнать что-то о Шри Кришне, вначале ты должен развить в себе качества подлинного слушателя хари-катхи»» (январь 2012 г, Пури).

Так становится понятно, что Ваш Шрила Гурудев обучался через слова своих наставников, шикша-учителей. Они раскрыли ему очень много, и рассказали не только о том, что находится в священных писаниях, но и дали ему толчок к образованию. Благодаря такой интенсивной шикше легко можно было обрести всё понимание учения сат-сампрадаи. Подобное общение со святыми учениками Шрилы Сарасвати Тхакура могло заменить с успехом изучение бхакти-шастр. Шрипад Дамодар Махарадж, вспоминая биографию Бхарати Махараджа, рассказывает: «(Ш.Б.В.Бхарати говорит:) Люди думают, что я большой пандит, учёный, но, в действительности, всё, что я получил, – это просто милость возвышенных учеников Шрилы Прабхупады. Я никогда ничего не читал, так как денег на книги не было. Я просто совершал гуру- и вайшнава-севу, а также слушал их хари-катху. Только по милости вайшнавов мы можем получить всё» (Из воспоминаний Ш.Дамодар Махараджа. Пури 2012 г.).

Такой вот синтез – изучение послания святых плюс сева. Только тогда человек обретает всё. Не нужно думать, что одна сева, совершаемая без головы, дарует успех. Это не сева, а лишь её подобие. Однако даже подобное духовное общение не исключило чтение священной литературы и её исследование. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж очень много, буквально на износ, работал с вайшнавской литературой позже.

Он написал комментарий к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Это был его фундаментальный труд. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада писал подобный для своих учеников, в русскоязычном переводе эта книга вышла в девяти томах, каждый из которых в среднем по 750 страниц!  Если бы Шрила Б.В.Бхарати Махарадж не знал комментариев предыдущих ачарьев на это произведение, то как бы он написал свой комментарий к «Чайтанья-чаритамрите»? Для реализации этой цели ему пришлось проанализировать много шастрических вайшнава-праман на тему биографии и учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Такова традиция.

Давайте оценим, как Ваш Гурудев, увлечённый знаменитой среди Гаудий бхакти-шастрой, сам рассказывал об этом процессе: « … Мне приходилось углубляться в значение каждого слова. Я был вдохновлён всегда свежими объяснениями различных духовных тем, которыми изобилует это великое писание. Занимаясь этим переводом, я понял, что в этом произведении очень простым и естественным образом детально раскрываются значения многих возвышенных стихов «Шримад-Бхагаватам». Только сейчас, спустя многие годы, я смог пережить и понять глубину чувств Шрилы (Сарасвати) Прабхупады, которые он вложил, прославляя «Шри Чайтанья-чаритамриту». Безусловно, это произведение даже более милостиво, чем «Шримад-Бхагаватам». Воистину это кладезь всей ведической литературы!» («Вишуддха-чайтанья-вани», стр. 81).

Даже Шрила Рупа Госвами, будучи знаменитым знатоком всех священных писаний, сиддханта-вит-ачарьей, проштудировал огромнейшее количество шрути, смрити и панчаратр, доказав авторитетность учения Шри Чайтаньи Махапрабху в своих книгах. Поэтому даже нитья-сиддха-вайшнавы очень часто обращаются к священным ведическим текстам.

Ваш Парам-гурудев, зная силу духовного знания Вашего Гурудева, поручил ему написание комментария к «Чайтанья-чаритамрите» на хинди. Служа наставлениям своего учителя, Шрила Б.В.Бхарати Махарадж решительно с головой погрузился в шастрия-севу, показав пример того, как нужно служить священным писаниям. Каждый день у него уходило по восемь-девять часов на исполнение приказа Гурудева. Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж знал, кому доверить такое ответственное дело, и потому выбрал знатока писаний – Бхарати Махараджа. Сам же Бхарати Махарадж называл шастрическую севу «важным служением».

Почему он считал это служение важным? Потому что понимал, что оно ляжет в основу воспитания его учеников и тех, кто неравнодушен к кришна-бхакти. Всё это также подтверждал Шрипад Дамодар Махарадж, его севак. Дамодар Махарадж отмечал особенность у Шрилы Махараджа – он очень ценил целостность, полноту и аутентичность идей, точность их выражения. Такими должны быть и его ученики. Им есть у кого учиться. Дамодар Махарадж говорит: «Есть ещё кое-что важное в характере Шрилы Бхарати Махараджа. Ему не нравится идти ни на какие компромиссы в сиддханте. Он очень серьёзный, и очень заботится о чистоте сиддханты. Если ему не нравится  что-то в чьей-то речи или характере мысли, он тут же скажет об этом или поправит».

Принимая гуру, мы принимаем его ачар и прачар, поведение и проповедь. Нам есть у кого учиться. Если же мы не желаем следовать примеру гуру, то зачем он был принят? Через принятие его примера мы сможем достичь его милости, а, следовательно, и цели бхакти. В этом секрет успеха в сознании Кришны.

Благодаря изучению всевозможных писаний Шрила Махарадж мог давать много лекций, ссылаясь на различные шастры. Например, он говорил: «Поскольку я провожу картику в Чандигархе, я даю лекции по ганджендра-мокше, так как местные преданные делают рекламу и приглашают людей слушать именно эту тему. У меня также есть желание давать катху по брахма-стути» (Чандигарх, картика 03.11.2013 г.).

«Очень часто мы обсуждали бали-самвад» (Чандигарх, картика 03.11.2013 г.). Ранее я уже указывал на цитату Махараджа, где он говорил, что изучал рамананда рай-самвад и «Шри Бхаджана-рахасью» Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Невозможно обсуждать вышеупомянутые темы, если не изучать «Бхагаватам» и другие произведения. Шрила Махарадж не раз ссылался на «Вилапа-кусуманджали» и «Манах-шикшу» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, «Бхагавад-гиту» Вьясы, «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами. Прославляя славу экадаши, он рассказывал истории из «Бхавишья-уттара Пураны», «Брахманда Пураны», «Бхавишья Пураны», «Сканда Пураны», «Вараха Пураны», «Курма Пураны», «Брахма-вайварта Пураны», ссылался на «Хари-бхакти-виласу» Шрилы Санатаны Госвами. Нередко Махарадж цитировал изученные им досконально «Прартхану» Шрилы Нароттама дас Тхакура и «Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами.

Махарадж знал значение всех бхаджанов, оставленных нам Шрилой Бхактивинодой Тхакуром,  – «Кальяна-калпатару», «Гитавали», «Гита-малу», «Шаранагати». Он снова и снова цитировал стихи из этих произведений, не забывая вспоминать и «Шикшаштаку» Шри Чайтаньи. Можно было видеть в его катхе идеи «Лагху-бхагаватамриты» Рупы Госвами и «Брихад-бхагаватамриты» Санатаны Госвами. Порой он цитировал «Брахма-самхиту». Невозможно не упомянуть особенную любовь Шрилы Махараджа к Гаудия-панджике, вайшнавскому календарю. Учитывая его настоятельные просьбы, обращённые ко всем нам, памятовать о днях явления (авирбхава) и ухода (тиробхава) великих святых, невозможно представить, что он не знал их биографий. Он изучил жизнь и биографии всех святых нашей парампары. Именно поэтому он мог прославлять их любовь к Богу, вбирая таким образом их милость.

Махарадж являлся ачарьей, я уже об этом упоминал ранее. Это значит, что он обязан был погружаться в жизнеописание святых прошлого, чтобы явить позже нам пример этого. Шикша-гуру Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, утверждал, что обрести прему возможно, если изучать биографии садху нашей сампрадаи. Хочу в связи с этим привести доказательство этого.

«Ш.Б.В.Бодхаян Махарадж: Гуру Махарадж, сегодняшнее положение вещей не выглядит благоприятным для бхаджана. Что делать таким обусловленным дживам, как мы?

Ш.Б.Прамод Пури Махарадж: Что делать? Я уже говорил – следовать примеру Махапрабху, Рупы Госвами, Санатаны Госвами. Поэтому-то так необходимы для нас «Сандарбхи» (книги) Шри Дживы Госвами. В «Сандарбхах» показывается наш путь. Эти «Сандарбхи» – объяснение всех бхакти-шастр и самого «Бхагаватам». Каждый находит в «Бхагаватам» что-то своё, но каково настоящее учение «Бхагаватам»? Об этом говорится в «Сандарбхах». Не прочитав «Сандарбхи», мы никогда не узнаем, чему же учит «Бхагаватам».

Ш.Б.В.Бодхаян Махарадж: Сейчас печатается «Бхагават-сандарбха» (вторая из шести).

Ш.Б.Прамод Пури Махарадж: Если бы мог, я бы тоже их читал. Шесть «Сандарбх», «Крама-сандарбха» и «Самвадини» – всего восемь.

Ш.Б.В.Бодхаян Махарадж: Гуру Махарадж, у нас будет према?

Ш.Б.Прамод Пури Махарадж: Будет, будет. Примени в жизни книги, которые выпустил Пуджьяпад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж. Имей их при себе и применяй в жизни. Есть много вайшнавских праздников. На каждый праздник читайте из его книги.

Ш.Б.В.Бодхаян Махарадж: Из какой книги?

Ш.Б.Прамод Пури Махарадж: Из той книги, где Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж собрал жития всех махаджанов. Пусть на проповеди эта книга всегда будет у тебя под рукой. Сегодня, скажем, день явления или день ухода Нароттама Тхакура Махашая – в этой книге собрано про него всё. Очень большая помощь. Я прочитал из неё недавно о Нароттаме Тхакуре – замечательно написано!» («Чакшу дан дило джей», Часть 8).

Учитывая два важных признака в природе Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа:

1) его любовь к бхагават-парикарам и празднованию авирбхава- и тиробхава-махотсав,

2) то, что он был премика-бхактой,

становится понятно, что он изучал досконально житие святых Гаудий. Поверьте, для изучения жизни вайшнавов мало четыре месяца. Только моя домашняя книжная коллекция биографий святых на русском языке насчитывает более 35-ти книг. Их совершенно невозможно прочитать за короткий период времени. Что говорить о том, сколько книг-биографий ещё не переведено на русский, с которыми был знаком Шрила Б.В.Бхарати Махарадж!

 

Ума д.д.: Организовывал ли наш Гурудев систематическое обучение у преданных?

Ари Мардан Прабху: Мне неизвестно, участвовал ли он в образовательных программах в своём Матхе, но зная о силе духовного разума и высочайшем духовном образовании Шрилы Б.В.Бхарати Госвами, Шриман Враджанатха Прабху, личный секретарь нашего Шрилы Гурудева, планировал пригласить Махараджа на специальные курсы, организованные для различных преданных и даже санньяси. Этот проект состоялся и имел цель получения системного духовного образования. Там преподавали известные преданные санги нашего Гурудева. Были семинары, посвящённые бхаджанам и различным писаниям.

В интервью, которое я брал у Враджанатхи Прабху на Алтае, он сказал: «Когда мы будем планировать курсы духовного образования, то будем приглашать на них самых лучших преподавателей, независимо из какой бы они организации ни были. Если таковые найдутся в ИСККОН, нет проблем. Мы пригласим Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа из другого Матха, пригласим лучших учеников Гурудева, если они пожелают сотрудничать в этом проекте» («Стик-Трэвел», 8 сентября 2013 г.). 

Если бы не могучее знание Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа, то как можно было бы его рассматривать на этих курсах в качестве преподавателя? Именно поэтому Шриман Враджанатха Прабху говорил о тождественности Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа другим величайшим святым-пандитам, которые широко известны: «Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж и Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж относятся именно к этой категории вайшнавов. Они такие же, как Бхактиведанта Свами Прабхупада, как наш Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и как Шрила Гоур Говинда Махарадж. Они настоящие, подлинные вайшнавы. И те, кто получат их милость, как посредством посвящения, так и посредством слушания их хари-катхи, будут бесконечно благословлены».

Ш.Б.В.Бхарати преподавал на курсах в школе, которую организовал Шриман Враджанатха Прабху. Если бы Шрила Б.В.Бхарати Махарадж считал этот процесс неактуальным, то зачем бы он соглашался обучать других вайшнавов? Разве его поведение не пример того, как нам следует относиться к системному духовному образованию?

Если бы неофиты только могли принять драгоценности его сердца, учение, которое мы можем получить в парампаре, тогда бы они смогли обучиться у него всем тонкостям таттвы и сиддханты. Однако начинающие преданные, не обладающие должным объёмом бхакти-сукрити, часто уходили от него лишь с пониманием того, что им просто нужно сосредоточиться на служении. Это правильно, поскольку без севы, как было выше сказано самим Махараджем, человек не будет в силах даже понимать священные писания. Абхас севы дарует сукрити, а сукрити, в свою очередь, – склонность к изучению шастр. Такое изучение приводит к подлинной севе. Каждый ученик получал от Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа свою порцию наставлений, которая всегда соотносилась с потенциалом ученика. Гуру обязан учитывать квалификацию ученика, когда даёт ему свои наставления. Таковы правила духовной жизни.

Ш.Б.В.Бхарати дал за свою жизнь очень много лекций, и всегда перед ним на столе лежало то или иное духовное произведение, почитаемое в линии Гаудий. Во время этих лекций он часто зачитывал непосредственно из шастр то, что впоследствии досконально комментировал. Некоторые из этих книг он уже скрупулёзно изучал через хари-катху своих шикша-гуру, а позднее он имел уже больше возможностей обращаться к шастрия садху-санге. Об этом можно осведомиться, обратившись к его слуге Мадхава-прии Брахмачари. Он знает о том, какие книги и как часто читал Шрила Махарадж, поскольку служил ему не один год, до самого ухода Махараджа в апракат-лилу.

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж между работой, которая отнимала дневное время, посещал огромное количество утренних и вечерних лекций в Матхе. Подобные лекции традиционно проводятся в каждом храме. Обычно зачитывают писание и потом объясняют его значение. Строительные работы в любой точке мира обычно проводятся в утреннее и дневное время. Но не настолько рано, как встают вайшнавы. Традиция подниматься в брахма-мухурту утверждена классически во всем храмах. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж, как утверждал его севак Дамодар Махарадж, вставал в половине третьего утра. Мы это время называем ночью, потому что никто из нас так рано не встаёт, но Махарадж следовал высоким стандартам.

После того, как преданные встанут, они совершают севу, киртан, слушают хари-катху, также повторяют джапу и гаятри-мантры. Учитывая долгую жизнь Махараджа, а также то, насколько рано он присоединился к Матху, он должен был посетить огромное количество лекций. Он стал санньяси в 1962 году. Санньяси обязан показывать пример садханы всем матхаваси и давать лекции. Его севак, Дамодар Махарадж, рассказывал о том, как любил давать лекции Шрила Б.В.Бхарати Махарадж. Его невозможно было остановить. Но как же можно говорить столько, если не изучить это ранее? Это невозможно. Так и мы должны погрузиться в изучение священных писаний, и тогда мы будем спасены их хари-катхой.

Хотя Шрила Махарадж до санньясы также много слушал хари-катхи для развития своего понимания учения Гаудий, он, будучи санньяси, строго посещал утренние и вечерние лекции. Если мы попробуем посчитать, сколько лекций он мог выслушать, регулярно следуя садхане в храме, то будем потрясены! Примерно за семьдесят лет жизни в храме он должен был обрести более 50 000 даршанов кришна-катхи! Как Вы думаете, спал ли он на лекциях, совершая тем самым апарадху, или думал в это время о кирпичах и зданиях, которые возводил?

Он учит: «Вы должны очень внимательно слушать хари-катху, погружаться в неё и сохранять её в своём сердце, стараясь следовать полученным наставлениям. Хари-катха имеет силу лишь для тех, кто искренен и старается следовать наставлениям вайшнавов» («Общение с вайшнавом», Чандигарх, 2013 г.).

Следовательно, для тех, кто неискренен, хари-катха ничего особенного не значит, таких людей она не интересует, и по этой причине у них к ней нет вкуса. Кстати, это один из критериев искренности в бхакти.

 Итак, мы обсудили важность духовного образования и трансцендентного знания в жизни преданного. Теперь не должно быть сомнений относительно роли таковых в нашей жизни. Также мы смогли понять, что Шрила Бхарати Махарадж был очень учён, поскольку обучался, непрестанно слушая хари-катху и изучая писания. Он желал, чтобы мы обладали таким же знанием, дарованным ему его возлюбленными шикша-гуру, чтобы обрести успех в бхакти. Теперь следует исполнить его желание. Если мы сделаем это, тогда на нас прольётся его милость. Его учение о бхакти, Кришне, душе и вайшнавах должно быть нами обязательно обретено. Он говорил: «Наиболее дорог Гурудеву тот, кто следует его идеям и наставлениям» («Градация совершенных преданных». Чандигарх, Картика 2012 г.).

Так давайте же примем его философию, опыт жизни и мировоззрение.

прати гхаре гхаре гийа каро эи бхикша

‘боло кришна, бхаджо кришна, каро кришна-шикша’

Шриман Махапрабху в «Чайтанья-бхагавате», Мадхья, 13.9 приказал: «Идите от дома к дому и просите всех жителей: „Повторяйте имя Кришны, служите Кришне и старайтесь узнать о Нём!“»

 

Ума д.д.: Спасибо большое за Ваши ответы.

Ари Мардан Прабху: Харе Кришна! Всё, что нам помогло в этом обсуждении, – это милость Вашего Гурудева!

.: Вайшнавизм сегодня » Интервью