?

Служение всем.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 362. Опубликовано: 12-01-2021, 08:03

Служение всем

 

Бхакта Александр: Мой вопрос на тему служения всем. Что значит служить всем? Я полагаю, что служить всем значит не служить никому по-настоящему, ведь всем не угодишь. Мне кажется, что должен быть какой-то конкретный старший преданный, который должен быть объектом моего служения и этого достаточно. Правильно ли так думать?

Ответ: Служить всем значит заботиться о духовной жизни всех живых существ. Когда ачарьи говорят о служении всем, то следует подразумевать особое действие, которое не под силу обычным людям. Действительно, всем не угодишь. Но есть нечто, что выходит за рамки обычного труженика-слуги. Для такого служения нужна высокая квалификация. Прежде всего, она заключает в себе свободу от материальных желаний и возможность непрерывно быть сосредоточенным на бхагават-севе. Нужно осознавать, что служение, которое мы должны выполнять, обязано иметь духовную основу, а не материальную. Служить всем физически не получится. Не хватит ни сил, ни времени.

Если человек не понимает отличия материи от духа, то он не может выполнять духовного служения всем правильно. В «Бхагавад-гите» 2.16 заложены основы такого понимания:

насато видйате бхаво набхаво видйате сатах

убхайор апи дришто 'нтас тв анайос таттва-даршибхих

«Всё преходящее не существует вечно, а вечное никогда не уничтожается. Знатоки истины пришли к этому выводу, изучив природу того и другого».

Служение всем живым существам в истинной форме покоится на служении их душам, а не телам. Всякое материальное служение находится в категории асат и поэтому не принесёт вечных результатов. Служение телам будет обнуляться временем и превратится в ничто. После этого обнуления можно будет задать вопрос: «И что же ты на самом деле сделал? Чем помог? Теперь всё утрачено, силы были потрачены тобой зря!» Именно по этой причине такое служение в определённом смысле бесполезно. Все плоды такого «служения» будут разрушены. Так устроено Самим Кришной для того, чтобы показать бессмысленность всяких материальных усилий. Понимая тщетность подобного служения, которое есть деятельность материалистов, мы должны думать над тем, что есть истинная деятельность, то есть дивья-карма. Джайва-дхарма и есть дивья-карма. Кришна-карма, служение Кришне, и есть подлинное усилие, которое не может быть стёрто временем. Тот, кто прилагает истинные усилия, плоды которых не могут быть уничтожены временем, обретает подлинное благо. Всё это важно осознать, чтобы рассматривать понятие «служение» с духовной точки зрения. То есть видеть его в истинном свете, в вайшнавском контексте.

Определение чистого служения выражено в стихе из «Нарада-панчаратры»:

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена-нирмалам

хришикена хришикеша-севанам-бхактир учйате

«Чистое служение – это вовлечение своих чувств в служение Господу, оно должно быть очищено от всех эгоистических мотивов (аханкары) и стремлений, возникающих из ложного самоотождествления».

Когда мы ориентированы на толковый словарь чистых душ, тогда наше понимание любого феномена будет верным. Нет смысла, войдя в практику сознания Кришны, пытаться понять духовные предметы, опираясь на мирские толкования слов. Когда начинающий преданный совмещает духовное с мирским, возникает масса недоразумений и неудовлетворённости, как в обсуждаемом нами случае. Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами был категорически против того, чтобы на основе мирского понимания слушали лекции или читали книги. Он сказал, обращаясь к западным ученикам: «Вы приехали в эту страну, чтобы слушать о Махапрабху, – так выучите сначала язык! Выучите язык Махапрабху! Тогда вы сможете изучить шастры Махапрабху» («Чакшу дан дило джей», Часть 4). Делать всё именно с духовным осознанием и ради духовной выгоды того, кому служим, – вот секрет служения всем.

От темы понимания языка вайшнавов давайте перейдём на тему принципов истинного служения всем. Когда мы служим духовным образом, то выгоду должен получать и Бог и души тех, кому желаем блага. Чем больше душа обретает духовного благочестия, которое относится к категории сат, тем ближе она становится к Кришне. Чем ближе она становится к Кришне, тем более Кришна будет счастлив и тем больше это уже похоже на духовную помощь. Духовные усилия в служении характеризуются духовными плодами, которые, как мы уже определили выше, неразрушимы.

Какой стих подчёркивает служение всем через служение Бхагавану? Этот стих находится в «Бхагаватам», 1.2.6:

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

ахаитукй апратихата йайатма супрасидати

«Высшим занятием [севой, служением] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

Все серьёзные преданные учат наизусть этот стих, чтобы на основе его понять, как именно служить всем. Служение Богу – это и есть служение всем. Почему? Потому что Бог – это всё и вся. Он Сам об этом говорит в «Бхагавад-гите», 7.19: «Васудевах сарвам ити». Удовлетворяя Бога своим служением, мы сможем воистину служить и всем остальным.

Это так же, как с любовью. Ведь служение всем без любви к ним не очень ценится. Все с этим согласны. Но что значит любить других? Наши святые учат: «Любовь, основанная на материальной концепции жизни, которую мы развиваем к другим, провозглашая единство и братские отношения, не будет настоящей. Всё это будет обманом, пока мы не полюбим Бога. Когда мы достигнем этой стадии, стадии полной любви к Кришне, тогда мы полюбим всех» (Ш.Б.Свами Прабхупада, Нью-Йорк, 27.11.1966г. Лекция по «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья).

Гурудев Свами Прабхупады учил тому же: «Гаудия Матх утверждает, что такие понятия, как «единение» и «вселенская любовь», пока они находятся под влиянием физической и психической дхармы, – всего лишь ограничения (анартхи, майя), подобно таким словам как акаш-кусум («цветок в небесах»). Человек обретает внутреннюю гармонию лишь тогда, когда прочно утверждается в дхарме души (т.е. в кришна-бхакти)» (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist». Из 1 номера XXV тома за июнь 1927 г.).

Любовь и служение взаимосвязаны, если они истинные, полноценные. Проявляя любовную заботу, бхакта получит ответную реакцию от мира. Поступая иначе, он вызовет недовольство большинства. «Тот, в ком проявилась безраздельная преданность Богу, обретает четыре добродетели: смирение, доброту, отсутствие гордыни и готовность оказывать почтение каждому, тем самым снискав любовь всего мира» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж. «Безраздельная преданность Богу». Журнал "The Harmonist", ХХV-04).

С одной стороны у нас, как у ограниченных маха-майей существ, нет сил помогать всем дживам мира, но такая способность есть у Бога и у Его истинного представителя, такого как сад-гуру, уттама-вайшнав. Бог всемогущий! Бог исполняет желания всех живых существ: «Эко бахунам йо видадхати каман» («Шветашватара упанишад» 6. 13). Поэтому, служа Ему и удовлетворяя Его, мы сможем расположить Его к себе, «йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам» («Б.-г», 4.11). Если Он будет расположен к нам, то тогда Он исполнит любые наши желания в первую очередь, ведь Он ценит бхакт больше остальных, «само 'хам сарва-бхутешу, йе бхаджанти ту мам бхактйа   майи те тешу чапй ахам» («Б.-г.», 9.29). Всё взаимосвязано.

Настоящий преданный сострадателен ко всем живым существам, и Кришна, видя обеспокоенность Своего преданного о судьбе баддха-джив, устроит так, чтобы эти дживы получили истинное благо. Не нужно думать, что вайшнавы, сосредоточившись лишь на Кришне, забывают о судьбе обусловленных существ этой Вселенной. Пример Прахлады Махараджа, Васудева Датты или Иисуса из Назарета показателен. Даже если бхакта не будет видимым образом помогать кому бы то ни было, он, тем не менее, принесёт много блага через Господа, который всемогущ, пребывает в сердце каждого и сможет сделать всё необходимое для того, чтобы страдающие существа этого мира обрели умиротворение или, что ещё лучше, прибежище в Нём.

Кармическое радение о ближних слишком примитивно, это удел людей, лишённых духовного образования. Поэтому Бог не располагается даже по отношению к мирянам, посвятивших себя заботам о родных и ближних. Расположить к себе Бога можно не мирской заботой о дживах, а лишь духовным служением Бхагавану, совершая кришна-шравану, кришна-киртану, смарану и другие анги шуддха-бхакти: 

само 'хам сарва-бхутешу, на ме двешйо 'сти на прийах

йе бхаджанти ту мам бхактйа, майи те тешу чапй ахам

«Я одинаково расположен ко всем живым существам, у Меня нет ни друзей, ни врагов. Но если кто-то доверил Мне свою жизнь и связал себя узами любви ко Мне, Я питаю к нему особые ответные чувства любви и привязанности» («Б.-г.», 9.29).

Мудрый Господь говорит в этом стихе, что ближе всего к нему находятся бхагават-бхакты. Их любовь может решить любые вопросы и поставленные задачи. Именно поэтому бхакта через Бога может помогать миллиардам джив, а материалист только тем, до кого руки дотянутся, до кого его ноги дойдут. Вайшнав всегда более рационален, чем миряне. Благодаря своему высокому пониманию природы бытия и вере, вследствие наличия гармонии со Всевышним, вайшнав решает любые задачи правильно. Именно поэтому святые люди, не страшась мирской критики, часто ради духовного пробуждения тех же критиканов, уходили в уединение, монастыри, занимались отшельничеством, практиковали уединённый бхаджан. Не прилагая каких-то видимых усилий, в отрыве от общества, они могли сделать всё, что необходимо для блага жителей вселенной.

У нас есть примеры таких незаметных благодетелей. Брахма и Шива причастны к творению Вишну. Брахма как вторичный творец и великий преданный изображается с шастрой и чётками в руках. Что он делает с чётками? Он медитирует на Всевышнего, тем самым одухотворяя всю вселенную, посылая во благо её результаты своей духовной медитации. Ведь в каком-то смысле живые существа – его дети, внуки, правнуки т.д. Тем же время от времени занят и Шива Махадев. Даже в наше время есть святые, которые молятся о благе живых существ, служа им. Например Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж повторял на чётках три лакха харинамы. Один лакх он посвящал всем живым существам вселенной. Его помощь живым существам, которую он совершал, не вставая с места, гораздо могущественнее, чем помощь всех мирян вместе взятых. Они как карлики, не в силах дотянуться до понимания истинной добродетели и помощи другим. Только тот, кто живёт как душа и служит душам на духовной плоскости, может называться подлинным слугой всех.

Теперь разберём некоторые детали того, как это работает.

Бог – слуга тех, кто служит Ему с верой и преданностью. Служить тем, кто пренебрегает Им, Ему не особо хочется. Хотя как отец Он поддерживает даже таких, ведь без Него они даже моргнуть не сумеют ни разу. Пытаясь оценивать деятельность садху, грешники могут видеть только внешнее, даже не задумываясь над тем, что игнорируют внутренние духовные мотивы какой-либо деятельности. Именно поэтому папи (грешники) считают, что религиозные люди бездельники. В действительности, только благодаря усилиям и состраданию святых держится мир. Без святых Господь не видит смысла в толпе беснующихся грешников и может в любой момент отнестись к ним, как некогда отнёсся к жителям Содома и Гоморры.

Помогать другим значит служить Богу, не распыляясь на мелочное и бесполезное. Индивидуальные попытки служить всем, как это часто делают миряне, – жалкая потуга в желании играть роль Бога, стараясь выглядеть благодетелем. По-настоящему помочь всем может только Он. Остальным нужно просто скромно занимать своё положение Его слуг, зная, что если даже кто-то и получает через нас какую-либо помощь, то это возможно только благодаря Его милости. Таким пониманием мы застрахуем себя от гордости и себялюбия, от невежественного благожелательства, которое часто питает ложную эгоистическую природу обусловленных джив, погружая их, как говорят христиане, в прелесть.

На что способен мирской благодетель? Он может временно удовлетворить нужды тела, не более. Разве способен он принести благо живому существу, заботясь лишь о его одежде? Какой смысл чистить клетку, забыв напрочь о птице, которая в ней живёт?  Разве способен мирянин даровать что-то душе, думая о себе, как о теле, и о том, как ему будет полезно прослыть заботливым благодетелем? Корыстолюбивые невежи способны лишь создавать видимость служения обществу или кому бы то ни было индивидуально. Всё будет уничтожено временем, оно всё сотрёт в порошок, все усилия слепцов и невежд. Потратив силы не туда, мы обманем себя. Но согласно определению шуддха-бхакти из «Бхагаватам» становится понятно, что душа получит своё лишь в связи с Богом и только через Него. Как можно игнорировать мнение величайшего среди мудрецов, Вьясы? Он дал секрет служения дживам вселенной в амала-пуране, в «Бхагаватам», 1.2.6. Осознавший эту шлоку становится дорог Всевышнему.

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж учил, вторя этой идее, приводя пример Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа: «Господь видит всё, и результат приходит от Господа, а не от людей. Ты совершаешь севу для того, чтобы удовлетворить Господа, а не этих людей. Брахмачари из Нилачала Гаудия Матха останавливались в нашем Матхе,  некоторые преданные нашего храма были против этого, но Шрила Вамана Махарадж сказал, что он очень рад служить им, так как таким образом он сможет послужить Шриле Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру» (Джаганнатха Пури, 2012г. «Служение всем преданным).

Большинство преданных живёт не в храме, а в мирском социуме, в котором необходимо прилагать материальные усилия. Люди, которые обращаются к бхактам за какой-либо помощью, просят помочь часто на материальном уровне, а не на духовном. Настоящего бхакту не проведёшь и не заставишь пасть до уровня мирского благодетеля. Он примет предложение, призыв о помощи, но сделает по-своему. Он добавит дивья-гьяны, определит цель в таком служении и выполнит то, о чём его просят, если это не будет нарушать принципы, которые установлены в традиции сознания Кришны. Дивья-гьяна одухотворит усилия преданного, сделает их жертвоприношением Богу. Все усилия вайшнав посвящает Ему, йаджнартхат кармано 'нйатра («Б.-г.», 3.9), не дискредитируя себя. А целью его будет кришна-према, а также то расположение мирян, которое можно будет позже использовать уже в самом лучшем служении им. Что это за сева? Что она представляет собой? Это прачар, проповедь.

Проповедь является самой лучшей формой помощи любой душе, поскольку она меняет сердце очень быстро. Быстрее даже, чем бездумное повторение маха-мантры и непочтительное поедание маха-прасада. Чем быстрее душа придёт к осознанию милостью проповедника, тем больше она обретёт, приобщаясь к духовной жизни. Проповедь – это самая лучшая форма служения всем живым существам.

Теперь обсудим природу внешних усилий и возможность совершения таковых.

Проживая в Матхе, нередко необходимо делать что-то внешнее, а не только проповедовать или слушать хари-катху. Храмовая деятельность всегда выполняется под руководством истинного духовного учителя или настоятеля храма. Поэтому, даже совершая внешнее служение в храме, преданный тем самым служит духовному учителю. Такое служение не является находящимся в категории асат. Многие внешние усилия, выполняемые ради удовлетворения шри гуру, даруют душе благо. Точно так же и заметная глазу помощь мирянам. Если целью стоит расположить их к себе, а потом проповедовать, тогда всё меняется. Характер сознания определяет природу усилий. Это принципиально! Разве духовный учитель не будет доволен тем, что мы приблизим людей к духовному пониманию? Будет. Тогда и внешняя помощь как средство для будущей проповеди будет уже нематериальной.

Мы также можем по отношению к непреданным выполнять какую-то внешнюю временную деятельность. Но тогда должны это делать с глубоким умыслом, располагая к себе людей, которые живут без Бога, либо верят в него формально. Такое общение с людьми и служение им благоприятно для нашего духовного роста и приветствуется в священных писаниях.

 Также хочу отметить, что есть начинающие преданные, которые отказывают людям во внешней помощи, прикрывая тем самым свои анартхи. Такие люди могут прикрываться возвышенной философией, которая описана выше, но на самом деле эти неофиты и в духовной жизни не трудятся должным образом. Эксплуатируя шастры, некоторые прикрывают свою лень, жадность и зависть к мирянам. Такое поведение не приветствуется в чистом вайшнавском сообществе. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур жёстко порицал таких «преданных» и порой специально заставлял их учиться служить людям, развивая в них культуру саттвы, бескорыстие.

В целом можно сказать, что служение другим подразумевает личную, довольно высокую духовную квалификацию, поскольку видеть всех на духовном уровне ради служения всем как душам способен лишь мадхьяма- и уттама-бхакта. В связи с этим Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж учит: «Мадхьяма-адхикари начинает смотреть на всё вокруг через призму веры в писания, видеть, что везде присутствует Верховный Господь: в собаке, корове, слоне. Вера даёт способность видеть Господа повсюду» (г. Джаганнатха Пури 2012г. «Служение всем преданным).

Если мы не связаны с гуру и Кришной хотя бы до какой-то степени, то не сможем выполнять служения дживам. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани», 9.6-13, пишет о квалификации преданного, способного помогать другим:

сарва дживе дайа аси ха-ибе удайа

дживера мангала чешта сатата карайа

дживера сантапа кабху сахите на паре

йахе пара-тапа йайа тара чешта каре

вишайа-пипаша ати туччха мане хайа

индрийа-лаласа тара читте нахи пайа

канака-камини чешта прати гхрина каре

йатха дхарма лабхе тушта тхаки прана дхаре

бхакти анукула саба карайе свикара

бхакти пратикула нахи каре ангикара

кришна ракша карта ека матра бали джане

дживане палана-карта кришна иха мане

ахам мама буддхи-асакти на ракхе хридайе

дина-бхаве нама лайа сакала самайе

свабхаватах йара еи рупа намашрайа

папе мати папачара тахара ки хайа

«Воспевание святого имени Бога смягчает сердце и пробуждает сострадание ко всем обусловленным душам (основе служения дживам); воспевающий постоянно предпринимает усилия ради их духовного благополучия. Его не беспокоят вожделение и побуждения к удовлетворению материальных чувств, он отвергает богатство и женщин. Он идёт путём праведности. Он принимает лишь благоприятное для бхакти и отвергает всё неблагоприятное для него. Во всяком положении он остаётся абсолютно убеждён в том, что Кришна его спаситель, защитник и хранитель (шаранагата). Он свободен от привязанности к телу и представлениям «я» и «моё» (проявления аханкары). В смиренном состоянии ума он постоянно(!) повторяет святое имя Господа. Он уже больше никогда не будет склонен к совершению греховных действий».

Из всего этого становится понятно, что вначале необходимо помочь себе, а потом уже можно помогать и проповедовать другим. Именно по этой причине наша первейшая обязанность – осознать себя как душу, а потом уже мы сможем принести благо дживам, служа им по-настоящему.

 Если человек не достиг высоты в бхакти, то служение людям всегда должно совершаться под руководством знающего вайшнава, который должен отслеживать духовные устремления и предостерегать от ошибок. Именно с ним нужно советоваться, предпринимая какие-либо решения. Если преданный может получить непосредственное руководство сад-гуру, то это лучшее. Однако большая часть преданных не имеют такой возможности. Поэтому им следует принять руководство старших преданных.

Если человек служит несовершенным душам, считая, что служит им, а не парампаре и Шри Кришне, тогда его сева будет кармой. Служа кому бы то ни было, нужно прежде всего служить трансцендентному идеалу и не создавать свой метод практики или модель религии.  Служение мирянам без должного понимания своего изначального положения очень опасно. Оно увлечёт, как водоворот, в самсару. Всякие усилия можно назвать служением, поскольку так они раскрываются в бхакти-шастрах. Это называется санатана-дхарма. Она описана Шрилой Бхактиведантой Свами в Введении к «Бхагавад-гите, как она есть». Не служить невозможно, поскольку служение – санатана, вечно. Усилия, которые мы прилагаем, к чему бы то ни было, однозначно привязывают нас к тому, чему служим. Даже если нам кажется, что мы не связываемся своим сознанием, умом, с объектом служения, это не означает, что связи не возникает. Карма обязывает платить по счетам. Она сама свяжет автоматически деятеля с объектом его усилий. Это неизбежный механизм вселенной, если не начать практиковать бхакти. Вот почему бестолковое служение, основанное даже на самых добрых кармических чувствах, представляется опасным для души и её будущего. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в связи с этим заключает: «Служить кому-то в материальном мире очень опасно» («Путь к совершенству», стр. 130). По этой причине лучше всего служить вечному идеалу и всем душам вселенной через бхакти и Бхагавана с самбандха-гьяной ради прайоджаны.

………………………………………

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы