?

Имя Радхарани. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 2998. Опубликовано: 14-09-2012, 12:15

Имя Радхарани

Ари Мардан дас

 Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как нужно понимать то, что существует множество историй про Радхарани, хотя в ведических писаниях Ее имени нигде напрямую не произносится? Эти истории все чисто гаудия-вайшнавские?

    Ответ: Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в одной своей книге писал ответ на этот вопрос. Он произнёс всего лишь одно или два предложения об этом, сказав, что в разные эпохи Радха приходит по-разному. Я хотел бы написать несколько больше, отвечая на этот вопрос.
    Священные писания изобилуют описанием различных историй порой о тех же самых героях, но в разных интерпретациях. Почему? Потому что эти герои приходят в нашу вселенную не один раз. Например, Кришна приходит каждый день Брахмы (Ш.Б.1.2.22, комм.). У Брахмы в году тоже примерно 365 дней. У него также 12 месяцев в году. Брахма живёт 100 отпущенных ему Богом лет. Таким образом, Кришна является во вселенную 438000 раз. Также сказано, что Кришна никогда не повторяет Своих игр во всех мелочах. Он большой любитель интерпретаций, поскольку, как говорил Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада: «разнообразие - мать наслаждения», а Кришна (как собственно и все дживы) только и ищет того, как бы получить больше счастья. Он воплощение расы и Его привлекает только нектар. Это следует понять также и через закон ачинтья-бхедабхеда-таттвы. Этот закон всепроникающий и действует во всех мирах, проникая в каждый атом. Это значит, что между Его играми существует одновременное единство и различие. Это подобно тому, как у нас проходит каждый день. Каждый день мы кушаем, ходим в гости, моемся, общаемся с кем-то, развлекаемся, работаем, всё как бы по одной схеме, но каждый раз всё происходит немного по-разному. Мы созданы по образу и подобию Бога, поэтому в определённой степени копируем поведение Бхагавана.
    Вместе с Шри Кришной является всегда Шримати Радхика. Она всегда сопровождает Его, куда бы Он ни пошёл. Если Он меняет Своё настроение или местоположение, Она также появляется там и также как Он в другом облике и в другом настроении. Кришна приходит в этот мир не по одному сценарию и Радхика тоже всегда приходит по-разному. Все эти различия в играх сформированы Его энергией - Йога-майей. Она делает лилу загадочной и наполняет Кришну (по Его желанию) мугдаттой (неведением) для того, чтобы Ему было интересно встречать на Своём жизненном пути непредсказуемые события. Радхарани также пользуется интригой и дух приключений Ей не чужд. Поэтому Она максимально разнообразит жизнь Бхагавана. Ведь Она – Его личная и неотъемлемая шакти, а также источник Йога-майи.
    К сожалению, явленные сейчас миру шастры очень ограниченным образом передают нам информацию о тех 219000 историй Её явления. Это связано с тем, что сейчас Кали-юга, эпоха деградации и поэтому люди не запомнят эти истории в таком количестве. Даже зная о двух версиях Её явления, люди становятся сбитыми с толку, считая, что какая-то шастра ложна и не передаёт историю в подлинном виде. Так неофиты совершают шастра-апарадху – оскорбление священных писаний. А также на основе этого теряют веру в бхакти-шастры и тех, кто их пересказывает.
    Почему я говорю о цифре 219000? Потому что вторичный творец нашей вселенной Брахма прожил уже 50 лет своей жизни, сейчас ему идёт 51 год, поэтому Шримати Радхика уже являлась в нашу вселенную 219000 раз. Гаудии, как всегда опираясь на Веды, часто упоминают о трёх версиях Её явления. Что же говорить о тех историях, которые повествуют о тех Её явлениях, которые происходили в прошлое творение? Этих историй великое множество, им нет счёта, но так происходит, что Вьяса не так часто описывает их, поскольку Кришна один, а других Его проявлений бесконечное множество. Именно поэтому Кришне и Радхе уделяется не так много места в шастрах. Другим аватарам достаётся гораздо больше места в литературном наследии. Однако поскольку Шри Кришна явился 5000 лет назад, Ему была посвящена огромная Махабхарата, имеющая размер в 110000 стихов.
    До какой-то степени естественно то, что о жизни Кришны во Вриндаване не так много текстов в классических шастрах. Почему? Потому что Он пребывал в Гокуле всего до 14 лет. А потом Он уехал из него в Матхуру. Если учесть что Он провёл в гопи-лилах только треть (из 14) Своего времени (1 часть с родителями, 2 часть с пастушками, 3 часть с пастушками), то получается не так много. Он пробыл на земле 125 лет и о той значительной части Его жизни, что была связана с Его пребыванием в Матхуре и Двараке, сказано гораздо больше. И в этих местах Радхи, естественно, не было. Не было в той форме, в которой Она пребывает во Вриндаване. В Матхуре и Двараке Радха тоже есть, но Она там пребывает в других Своих ипостасях. И имя Её там естественно другое. Шакти всегда сопровождает Шактимана.
    Однако это не значит, что имя Радхи напрямую не произносится в Ведах. Это совершенно ложное утверждение. Оно идёт от тех людей, которые имеют ограниченный доступ к писаниям. Их мнение до некоторой степени распространено в Интернете. Иногда они ссылаются на одно из утверждений Гаудий, когда они (Гаудии) говорят, что имя Радхи не указано в «Шримад-Бхагаватам». Однако, если Её имя не упоминается в самой главной Пуране, то это не значит, что оно вообще не встречается в шастрах.
    Сейчас я хотел бы привести в доказательство ряд стихов из древних писаний, где упоминается имя Радхи. Например, в «Падма Пуране» есть известный стих, который поют все Гаудиии – «Дамодараштака», он произнесён Сатьявратой Муни в беседе с Нарадой и другими мудрецами, которые возглавлялись Шаунакой Риши. Муни выражает своё почтение Шри Радхе называя Её имя:

 

намас те 'сту дамне спхурад-дипти-дхамне
    твадийодарайатха вишвасйа дхамне
    намо радхикайаи твадийа-прийайаи
    намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам

 

«О Господь Дамодара, прежде всего я склоняюсь перед той ослепительно сияющей веревкой, которая обвивает Твой живот. Затем я приношу свои поклоны Твоему животу, в котором покоится вся вселенная. Также я смиренно склоняюсь перед Той, кого Ты любишь больше всех, перед Шримати Радхарани. И, наконец, я вновь и вновь склоняюсь перед Тобой, Верховным Господом, являющим Свои нескончаемые игры» (Стих 8).
    Теперь другой стих из «Падма Пураны»:

 

йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха
    сарва-гопишу саиваика вишнор атйанта-валлабха

 

«Радха необычайно дорога Господу Кришне, и так же дорого Ему место Ее омовения [Радха-кунда]. Она — Его самая любимая гопи».
    Я могу сделать ссылку на эти стихи, однако, к сожалению, хотя наши ачарьи их используют для доказательства истинности, они не ссылаются на конкретную главу и номер стиха. Я думаю, что позже, когда я куплю Пураны хотя бы на английском языке, я смогу приводить номер стиха и главы. Кстати, я заметил, что в некоторых переводах Пуран, Рамаяны или Махабхараты, для экономии места (рационального использования бумаги), а также подгоняя текст под стандарты ненаучно изложенных произведений, издатели и переводчики игнорируют ссылки и не пишут номера стихов. Для тех, кто изучает шастры как пандиты, необходимы детально выраженные ссылки, но к несчастью не все переводы снабжены подробным индексом. Если я такой обнаружу к приведённым в этой статье шлокам, то обязательно сообщу о них.
    Также Шрила Джива Госвами в комментарии на «Шримад-Бхагаватам» 10.47.11 (его можно обнаружить в русскоязычном переводе «Бхагаватам» (ББТ) в соответствующем месте) приводит стих из «Агни Пураны», где также приводится имя Шри Радхи:

 

радха тад-бхава-самлина васанайа вирамита
    сакхибхих сабхйадхач чхуддха виджнана-гуна-джримбхитам

 

«Только Шримати Радхарани, погруженная в мысли о Кришне, потеряла к беседе всякий интерес».
    В «Брихад-гаутамия тантре» мы тоже находим имя Радхи (цитируется по «Ч.-ч», Ади, 4.83):

 

деви кришна-майи прокта радхика пара-девата
    сарва-лакшмимайи сарва-кантих саммохини пара

 

 «Шримати Радхика  - Верховная Богиня, единственная обитель удивительных любовных развлечений. Неотличная от Кришны, Она постоянно поглощена Им одним. Она прибежище всех богинь процветания. Олицетворение всего великолепия, Она необыкновенно прекрасна. Она сводит Шри Кришну с ума, Своими достоинствами чаруя Его сердце».
    В «Ади-вараха Пуране» (Цитируется из «Паломничество во Врадж», Глава 10, стр. 244):

 

дева-гандхарва-рамйайа радха-мана-видхайине
    мана-мандира-самджнайа намас те ратна-бхумайе

 

«Я предлагаю поклоны Ман-мандиру, где Радха пребывала в трансцендентном гневе. Сделанный из драгоценных камней, он очень дорог гандхарвам».
    В «Ади Пуране» (Кришна обращается к Арджуне):

 

траи-локйе притхиви дханйа йатра вриндаванам пури
    татрапи гопиках партха йатра радхабхидха мама

 

«О Партха, во всех трех мирах Земля — самая благословенная из планет, потому что на ней есть Вриндаван. А во Вриндаване нет никого превыше гопи, ибо среди них — Моя Шримати Радхарани» (цитируется из «Чайтанья-чаритамриты», Ади, 4.216).
    В «Брахма Пуране» говорится (цитируется из «Паломничество во Врадж, Глава 10, стр. 244-245):

 

намах сакхи-саметайа радха-кришнайа те намах
    вималотсава девайа враджа-мангала-хетаве

 

«В этой раскидистой роще, излюбленном месте павлинов, Радха, Кришна и сакхи проводили праздник чистой любви, дарующий благополучие Враджу. Пусть они примут мои поклоны!»
    В «Падма Пуране» («Патала-кханда», 60), а также в «Нарада-панчаратре» («Шри Санаткумара-самхита», 79) есть такой стих:

 

татра вриндаванам нама татра гопи-кадамбакам
    татра радха-сакхи-варгас татрапи радхика вара

 

«Во Вриндаване живёт много пастушек, среди них наиболее возвышенными являются восемь подруг Радхарани, однако наиболее прославлена Она - Всевышняя Богиня Шри Радхика».
    В «Радха-крипа-катакша-става-радже» пропетой Шивой (стих 12, 14-15), встречаем такие строки:

 

макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари
    тривеша-бхаратишвари прамана-шасанешвари
    рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари
    враджешвари враджадхипе шри-радхике намо' сту те

 

«О владычица всех ведический жертвоприношений! О покровительница всех праведников! О госпожа материального мира! О царица полубогов! О богиня ведической учености! О царица всего знания! О главная из богинь удачи! О обитель терпения! О царица Вриндаваны, леса вечного счастья! О царица Враджа! О повелительница Враджи! Шри Радхика, я склоняюсь перед Тобой!»

 

ракайам ча ситаштамйам дашамйам ча вишуддха-дхих
    екадашйам трайодашйам йах патхет садхаках су-дхих
    йам йам камайате камам там там прапноти садхаках
    радха-крипа-катакшена бхактих сйат према-лакшана

 

«Если садхака, очистив свой разум, сосредоточенно повторяет эту ставу в дни лунного месяца, такие как полнолуние, светлый аштами, дашами, экадаши и трайодаши, тогда все его желания исполнятся одно за другим. И благодаря милостивому лучезарному взгляду Шри Радхи он обретёт преданное служение, которое наделит его чистой экстатической любовью к Богу (премой)».
    Также Господь Шива однажды поведал своей супруге Парвати тысячу имён Шримати Радхики. Они входят в «Нарада-панчаратру», Главу 5. Эти стихи можно обнаружить в книге «Шри Радха-махима-расарнавам». В начале этого произведения Парвати, обращаясь к Шиве, сказала (Текст 4):

 

шри радхайа маха-девйа гопйа бхакти-прасадханам

 

«Объясни, как имена этой самой возвышенной гопи, Шри Радхи, вдохновляют на шуддха-бхакти и являются украшением безраздельного преданного служения».
    Также в беседе между Брахмой и Нарадой из «Брахманда Пураны» содержится «Радха-стотра». Её также можно прочитать в «Шри Радха-махима-расарнавам». Она состоит из 11 стихов. В них имя Шри Радхи упоминается 54 раза. Вот один из этих стихов (7):

 

радха падманана падма падмодбхава-супуджита
    падмевивечита радха радхаиварадхйате майа

 

«Поскольку лицо Шри Радхи подобно безупречному лотосу, Она известна под именем Падма. Ей поклоняются Брахма, который родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Когда Её отец впервые увидел Её, Она лежала на лотосе. Я поклоняюсь этой Шри Радхе».
    В «Бхавишья-уттара Пуране» Господь Кришна говорит (цитируется из «Шри Гаура-говиндарчана-смарана-паддхати», 189):

 

према-бхактау йада шраддха   мат-прасадам йадиччхаси
    тада нарада бхавена радхайарадхако бхава

 

«О Нарада, если у тебя есть сильная вера в према-бхакти, и ты действительно хочешь Меня удовлетворить и получить Мою милость, тогда стань любящим преданным Шри Радхи».
    В «Нарадийа Пуране» Кришна также утверждает (цитируется по статье Б.В.Бодхаян Махараджа «Стать оком духовного учителя»):

 

сатйам сатйам пунах сатйам сатйам ева пунах пунах
    вина радха прасадена  мат-прасадо на видйате

 

«О Нарада, Я снова, снова и снова торжественно заявляю, что без милости Шри Радхи невозможно снискать Мою милость».
    В «Брахма-вайварта Пуране» 2.16.187, 197:

 

таттраикадахам агамам свалайад раса-мандалам
    вихайа маниним радхам мама пранадхикам парам

 

«Как-то раз там, на Голоке Я вышел из дома и направился к месту танца раса, покинув гордую Радху, Мою самую дорогую подругу, величайшую из всех».

 

гопйаш ча рурудух сарва гопаш чети су-духкхитах
    те сарве радхика чапи тат-пашчад бодхита майа

 

«Все гопи и гопы тоже заплакали, ибо и они, и Радхика были очень опечалены, когда Я рассказал о том, что произошло».
    Также в «Падма Пуране» есть один замечательный стих о маха-мантре (цитируется из «Шри Гаура-говиндарчана-смарана-паддхати», 161):

 

дватримшад-акшарам мантрам нама шодашаканвитам
    праджапан ваишнаво нитйам радха-кришна-стхалам лабхет

«Те преданные, что непрерывно воспевают мантру состоящую из шестнадцати имён и тридцати двух слогов, достигают Вриндаваны, места, где пребывают вечно Шри Радха и Шри Кришна».
    А также в «Санат-Кумара Самхите» (303-4):

 

хладини кирттида путри чаивам радха-трайам врадже

 

Имя Шримати Радхарани известно по многим смрити-шастрам. Оно священно и в определённом смысле почитается даже более имени Кришны! Именно поэтому Рагхунатха дас Госвами в «Абхишта-сучана» (текст 10) сказал:

 

радхети нама нава-сундара гита-мугдхам
    кришнети нама мадхурадбхута-гадха-рупам
    сарва-кшанам сурабхи-рага-химена рамйам
    критва тад эва пиба ме расане кшудхарте

 

«Имя Радха подобно освежающему изысканному нектару, пьянящему ум, а имя Кришна – сладчайшему сгущенному молоку. О язык, измученный жаждой, смешай их вместе, добавь к ним лёд анураги и постоянно пей этот необыкновенный напиток».
    Все Пураны были изложены Шрилой Вьясадевой до появления Гаудий за четыре с половиной тысячи лет. Однако это не значит, что Пураны рассказывают только о героях, которые жили 5000 лет назад. В большей части они повествуют о тех историях, которые известны миллионы и десятки тысяч лет назад. В некоторых случаях даже десятки и сотни миллионов лет назад. Например, истории о Дхруве Махарадже, Рамачандре, Варахе, Нрисимхе очень и очень древние.
    Что касается историй о Шри Радхе, то они также содержатся в древних Пуранах, которые составлялись до являния Шри Чайтаньи Махапрабху. Например, история явления Шримати Радхарани содержится в «Брахма-вайварта Пуране» (Согласно «Пуранической энциклопедии» это находится в 2,49, 35-42). Эта история там поведана Шивой своей жене Дурге. Также об этом сказано в «Нарада Пуране» (2.81). Также Она известна как Бхуми-канья – «Та, что явилась из земли» во время взрыхления царём Вришабхану поля для проведения ягьи. Об этом сказано в «Падма Пуране» и «Брахма Пуране», Части 7. В «Падма Пуране» есть немало историй о Божественной Чете. В «Брахма-вайварта Пуране» сказано, что в одной из духовных пракоштх (измерений) Она явилась из левой части Кришны.
    В «Брахма-вайварта Пуране» описывается одна из причин нисхождения Радхи в материальный мир (2.16.184-199).
    История коронации Радхи как царицы Вриндаваны изложена в «Падма Пуране» в разделе «Карттика Махатмья». Также в «Брихад Гаутамья Тантре» и «Матсья Пуране». Именно на основании трёх упомянутых мною в этом абзаце произведений Шрилой Дживой Госвами составлена «Шри Мадхава Махотсава».
    Особое произведение под названием «Гарга-самхита» написано 5000 лет назад учителем Кришны – Гарга Муни, который, естественно, жил во времена Кришны. Он описал в этом трактате историю явления Радхи, свадьбу Радхи, природу любви Радхи и Кришны, встречу Радхи и Кришны, танец раса, встречу Уддхавы с гопи и Радхой и красоту Радхи. Радхе посвящено несколько глав в этой работе, и именно поэтому Шрила Санатана Госвами настоятельно рекомендовал изучать её всем преданным.
    Исходя из характера поставленного вопроса, видно, что существует некоторое недоверие, которое направлено на ишта-дэват Гаудий. Такое было замечено в восемнадцатом столетии, когда традиция Гаудий начинала широко утверждаться в Индии. Бхактиведанта Свами посвятил свои комментарии на «Бхагавад-гиту» Шриле Баладеве Видьябхушане. Именно Баладева Видьябхушана, ученик Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, успешно доказал авторитетность учения и самой школы опираясь на священные писания и на слова Самого Господа, который позволил ему написать комментарий на «Веданта-сутру» названный «Говинда-бхашья». Этот комментарий однозначно утвердил все позиции и таттвы Гаудий в глазах верующих людей и царя того времени. Царь Джай Сингх и все, кто присутствовали во время этого события, были потрясены аргументацией, которую предоставил Баладева Видьябхушана. Именитые пандиты – Рамананди склонили свои головы перед эрудицией и святостью Баладевы, поскольку он утвердил положение Шри Радхи в качестве Верховной Богини. Несмотря на то, что Рамананди утверждали, что Радха не имеет права находится на алтаре рядом с Кришной, что Гаудия-вайшнавы не имеют право на то, чтобы презентовать себя как авторитентную школу, имеющую отношение к Мадхва-сампрадае, что Радхарани не упомянута в шастрах как Верховная Богиня, тем не менее, Баладева Видьябхушана обосновал их неправоту и доказал обратное. В присутствии аристократии и ученых, где председательствовал царь Джай Сингх, Баладев разбил все иллюзии бросивших Гаудия-вайшнавам вызов пандитам. Об этой истории можно услышать во многих храмах Вриндавана и Джайпура. Эта победоносная история явлена как урок не только для тех последователей учения Чайтаньи, что практикуют на Западе, но также для всех тех, кто поклоняется Радхе и Кришне в Индии, основываясь на школе Шрилы Рупы Госвами. Сам царь Джай Сингх до конца своих дней поклонялся Шри Шри Радхе и Кришне. На его царской печати было написано: «шри говинда-дева чарана савам джай сингх шарана» – «Господь Говинда, у чьих стоп Джай Сингх нашёл прибежище».
    Все истории, что передают Гаудии из поколения в поколение, имеют основу в Пуранах, Упанишадах и других ведических произведениях. Всё, что добавлено великими сиддха-вайшнавами прошлого, подтверждено их святостью и жизнью, отданной Божественной Чете. Все комментарии таких вайшнавов признаются как Веды, поскольку рождены из их самадхи и не противоречат ранее изложенным Вьясой литературным трудам. В комментарии на «Веданта-сутру», почитаемый подлинными ведантистами Шрила Мадхвачарья цитирует «Бхавишья-пурану»:

 

риг-йаджух-самартхарваш ча бхаратам панчаратракам
    мула-рамайанам чаива веда ити эва шабдитах
    пуранани ча йаниха ваишнавани видо видух

 

«Четыре веды, Махабхарата, Панчаратра, изначальная Рамайана, дополнения вайшнавов и Пураны, всё это является ведической литературой».
    Подлинная святость – основа чистого видения, и вера в вайшнавов, обладающих ею – это то, что отличает религиозного человека от нерелигиозного.

    Ари Мардан дас

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы