?

Кто первичен: Кришна или Маха-Вишну? Часть 2. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 6275. Опубликовано: 8-06-2013, 07:36

Кто первичен: Кришна или Маха-Вишну?

 Ари Мардан Прабху

Часть 2

Высочайшее проявление Кришны



     Какие тексты указывают на верховное положение Шри Кришны? Они помогут нам понять Его безоговорочное превосходство. Без этих текстов, сложно иметь веру в Его пара-таттву.

тасмат кришна эва эва паро девас там дхйайет

там расет там бхаджет там йаджет

эко ваши сарвагах кришна идйа

экопи сан бахудха йо вибхати 

 «Итак, Шри Кришна – Верховный Повелитель. Медитируй на Него, прославляй Его, служи Ему и поклоняйся только Ему. Шри Кришна – всепроникающая, вездесущая Личность. Он способен подчинить Своей воле любого, и поэтому Он единственный, кто достоин поклонения всех живых существ. Хотя Он един, всё же Он проявляет и распространяет Себя в бесчисленное количество экспансий (свамша)» («Гопала-тапани-упанишад» текст 21).

    «Гопала-тапани-упанишад» очень древняя. Ей уже больше 150 триллионов лет, поскольку упанишады относятся к Ведам, а Веды изначально были поведаны в начале творения. Гаудии опираются также на неё, это особенная упанишада, поскольку она рассказывает о Кришне с самой зари проявления нашей вселенной и утверждает высшее положение Господа Кришны, ставя Его на вершину божественной иерархии.

кришнам энам авени твам атманам акхилатманам 

«Знай же, что Шри Кришна – изначальная Душа всех душ» (Ш.Б. 10.14.55).

    Шри Кришна является первоосновой не только индивидуальных татастха-джив, но и всех экспансий. Татастха-дживы создаются Маха-Вишну, но тут сказано, что это творение Шри Кришны. Если бы Шри Кришна был ограничен в Своей деятельности и являл бы лишь человекоподобную лилу, а Маха-Вишну творил джив, то тогда бы в этой ссылке не утверждалось о том, что творением джив занимается Кришна. В действительности именно Кришна проявляет все живые существа, но делает это через Господа Маха-Вишну. Это говорит о том, что Кришна пребывает над Маха-Вишну и повелевает Им.

эковаши сарвагах кришна идйа

эко пи сан бахудха йо вабхати 

 «Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей непостижимой энергии Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные развлечения» («Гопала-тапани упанишад», Пурва).

    Кришна источник всех аватар, играя, Он являет Себя в бесконечных обликах, десять из которых наиболее славят в традиции бхакти-шастр. Об этом говорится в «Гита-Говинде» Шрилой Джаядевой Госвами. «Даша-аватара-стотра» почитается вайшнавами всех школ. Джаядева жил в конце 12 века, в те времена, когда гаудия-вайшнавов ещё не было. Джаядева Госвами ещё за 300 лет до прихода Шримана Махапрабху утверждал верховное положение Кришны. Поэтому культура поклонения Шри Кришне, как Верховному Господу не выдумана последователями Шри Чайтаньи.

    В «Бхакти-расамрита-синдху» также указывается, что Кришна является источником всех аватар. Когда в этом произведении обсуждается пятьдесят восьмое качество Кришны – аватаравали-биджа, оно сравнивается с качеством Маха-Вишну и Нараяны. Поскольку все Они содержат в Себе семена божественных воплощений. Однако Сам Маха-Вишну и Нараяна, согласно различным источникам, являются порождениями могущества Кришны. Шрила Рупа Госвами изучив множество шастр на эту тему, утвердил эту истину в «Бхакти-расамрита-синдху» в начале второй части этого произведения. Шрила Кришнадас приводит слова Брахмы, обращённые к Шри Кришне:

сеи тинера амши паравйома-нарайана

тенха томара виласа, туми мула-нарайана 

 «Три-пуруша-аватары порождены Нараяной, но Сам Нараяна – Твоя экспансия виласа. Поэтому Ты – Кришна, Мула-Нараяна (причина Нараяны)» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 2.25).

    В «Бхагаватам» 10.5.13 сказано: «кришне вишвешваре ананте – Кришна повелитель всего сущего без границ». Слово ананте – указывает на то, что у Кришны нет предела во власти. В то время как власть Маха-Вишну ограничена сферой причинного океана. Он не повелевает другими мирами. Более того, нет ни единого указания шастр на то, что Маха-Вишну повелевает Голокой, но Кришна является не только повелителем мирской сферы, но и Голокешварой, Дваракадишей и Мадхурешей. То, что Кришна утверждает Сам о Себе как о повелителе материального мира, сказано в «Бхагавад-гите» 5.29:

бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам джнатва мам шантим риччхати 

 «Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».

    Также в «Гите» 7.7, Он превозносит Себя как Истину, не имеющую над Собою никого, кто мог бы Им повелевать:

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива 

 «О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».  

     В «Брахма-самхите» 5.39 Брахмаджи молится следующим образом:

рамади-мурттишу каланийамена тиштхан

нанаватарам акарод бхуванешу ким ту

кришнах свайам самабхават парамах пуман йо

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами 

 «Множество аватар, таких как Рама, явил в этом мире Господь, развёртывая Свои полные проявления и проявления тех проявлений; и Он же, Шри Кришна, Сам пришёл на землю – тому предвечному Господу Говинде я поклоняюсь».

    Все знают, что Маха-Вишну по иерархии уступает Рамачандре. Но согласно этому стиху Рама – это проявление Шри Кришны. Какое же положение занимает Маха-Вишну и все Его проявления по отношению к Кришне? Об этом говорит Кришна Сам в «Бхагавад-гите» 10.42: 

 атха ва бахунайтена ким гйатена таварджуна

виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат 

 «Стоит ли говорить подробно, о Арджуна? Одной лишь Своей крошечной частицей Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».

    Не смотря на то, что Маха-Вишну называют маха – огромным, тем не менее, Маха-Вишну в этом стихе воспринимается Кришной как маленькая Его часть – экамша. Господь Брахма об этом также говорит в «Брахма-самхите» 5.48: вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо говиндам ади-пурушам. Именно поэтому в «Махабхарата-татпарья-нирнае» 20.63-79, изложенной великим учителем Шри Мадхвачарьей, описывается мудрец Нарада, который славит Шри Кришну, как того, кто выше всех существующих богов и аватар, того, кто поражает всякое воображение, называя Его ашчарья и дханья.

    Арджуна также знает эту истину и, ссылаясь в «Гите» 10.12-13 на мнение таких мудрецов как Девала, Вьяса, Асита и Нарада, называет Кришну ади-девой – первым и высшим среди всех существующих проявлений Абсолютной Истины, а также полубогов.

    Все эти высказывания, а также другие, подобные им, лежат в основе заключений Гаудий о Кришне и Его верховном положении. Шрила Баладева Видьябхушана, великий знаток учения Мадхвы, в связи с этим и также благодаря личной реализации, заключает в «Нава-прамейа-сиддханте» 1.10:

 хeтутвад вибху чaитaнйа-нaндaтвади гунашрaйат

нитйaaкшми ади-мaтваc чa кришнaх пaрaтaмo мaтaх 

«Поскольку Кришна является изначальной причиной всего, поскольку Он обладает всеми достояниями, такими как вездесущность, разум, блаженство и прочими, и поскольку Он является вечным хозяином энергий, которые олицетворяет Лакшми и другие, Его называют Верховным Богом»

    Также Шри Чайтанья сказал:

кришнера сварупа-вичара шуна, санатана
адвайа-гйана-таттва, врадже враджендра-нандана

сарва-ади, сарва-амши, кишора-шекхара

чид-ананда-деха, сарвашрайа, сарвешвара

свайам бхагаван кришна, ‘говинда’ пара нама
сарваишварйа-пурна йанра голока – нитйа-дхама
 

 «О Санатана, благоволи выслушать о вечном образе Господа Кришны. Абсолютная Истина, Он лишён двойственности, но живёт во Вриндаване как сын Нанды Махараджи. Кришна является изначальным источником и совокупностью всего сущего. Он предстаёт в юном божественном облике, и всё Его тело образовано духовным блаженством. Прибежище всего, Он владыка каждого. Изначальный Верховный Господь – это Кришна. Его изначальное имя – Говинда. Он полон всех достояний, а Его вечная обитель называется Голокой Вриндаваной» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.152-153, 155).

     Все бхагаваты знают, что Маха-Вишну – это проявление Параматмы. Например, Шрила Бхактивинода Тхакур называет Маха-Вишну - Параматмой в комментарии на «Брахма-самхиту» 5.1. Но стих «ваданти тат таттва-видас, таттвам йадж гйанам адвайам брахмети параматмети, бхагаван ити шабдйате» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) говорит о том, что Параматма – это лишь частичный аспект Бхагавана. Следовательно, Маха-Вишну – это подчинённый аспект Кришны. Шри Кришна, согласно стиху из «Бхагаватам» 1.3.28: «эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге», является Бхагаваном, порождающим и поддерживающим Параматму и безличностное брахмаджйоти.

    Также следует знать, что Маха-Вишну не проявлен постоянно, поскольку подчиняется директивам свыше. Когда Кришна пожелает больше не проявлять материальное космическое проявление, то Маха-Вишну исчезнет в теле той экспансии, которая Его однажды породила. Превратившись в маха-самашти – особого рода энергию, Он растворится в ней. Можно осведомиться об этом, прочитав комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады на «Шримад-Бхагаватам» 2.10.13. Также о временности Маха-Вишну говорит Стивен Кнапп в книге «Ведические предсказания». Две последних страницы последней главы его книги упоминают дважды об этом. Он ссылается в этом на 11 и 12 Песни «Бхагаватам». Об этом написано и в книге «Ведическая космология» (автор: Айравата дас), стр. 71. Что касается Шри Кришны, то Он не претерпевает таких изменений, оставаясь вечно в положении самого верховного повелителя всего сущего, поскольку не зависит ни от кого и ни от чего. Именно поэтому в  нашей сампрадае ценят стих из «Брахма-самхиты» 5.1.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграха

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам 

«Кришна превосходит всех, никто не может затмить Его. Он Верховный Господь, Его вечное тело исполнено знания и блаженства. Он предвечный Господь Говинда, причина всех причин, не имеющий над Собой начал и причин».

    Согласно учению шастр Кришна проявляет Баладеву во Врадже («Ч.-ч», Мадхья, 20.174), Баладев проявляется в Двараке как Мула-Санкаршана (Он же сын Васудевы). Также Он проявляется на Вайкунтхе как Маха-Санкаршана. Он в Свою очередь проявляет Себя в причинном океане как Маха-Вишну («Ч.-ч.», Мадхья, 20.265). Маха-Вишну входит в образе Своих экспансий в каждую вселенную как Габходакашайи-Вишну («Ч.-ч.», Мадхья, 20.284), а Гарбходакашайи-Вишну входит в каждый атом и в сердце каждой дживы как Кширодакашайи-Вишну («Ч.-ч.», Мадхья, 20.295). Из этой последовательности видно, каково положение Кришны, а каково Маха-Вишну, а также кто от кого зависим. К выводу, говорящему о том, что Кришна преобладает над Маха-Вишну пришёл Брахма. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 2.40-41, 48, 52) Брахма, обращаясь к Кришне сказал:

дживера ишвара – пурушади аватара

танха саба хаите томара аишварйа апара

атаэва адхишвара туми сарва пита

томара шактите танра джагат-ракшита

брахма кахе – джала дживе йеи нарайана

се саба томара амша – э сатйа вачана

э сабхара даршанете ачхе майа-гандха

турийа кришнера нахи майара самбандха 

 «Непосредственными повелителями всех живых существ в материальном мире являются пуруша-аватары. Но Ты превосходишь Их могуществом и богатством. Поэтому Ты предвечный Господь, изначальный отец всех и каждого. Они (пуруша-аватары) поддерживают вселенную лишь благодаря Твоему могуществу.

    Я не погрешил против истины. Господь Нараяна, который возлежит на водах океана и пребывает в сердце каждого, – лишь Твоя полная экспансия. На первый взгляд кажется, что эти пуруши связаны с майей, однако Господь Кришна находится выше их, в четвёртом измерении, ибо Он никак не соприкасается с материальной энергией».

    К пуруша-аватарам относят трёх Вишну, что активны в сотворении и поддержании материального мира. Их также называют три-пуруша-аватары. К ним относят уже упомянутых выше Маха-Вишну, Каранодакашайи-Вишну и Гарбходакашайи-Вишну.

    В истории с кражей детей, на основе которой был задан вопрос, Маха-Вишну напустил свою йога-майу даже на вечных спутников Шри Кришны. Они не смогли разгадать загадку исчезновения детей. Однако это не повлияло на Самого Кришну, и Он смог найти детей в царстве Маха-Вишну. Это говорит о том, что могущество Кришны не покрывается могуществом Маха-Вишну. И хотя Маха-Вишну вёл Себя, общаясь с Кришной и Арджуной, как их повелитель, тем не менее, это вполне соответствует вечному настроению Маха-Вишну. Он всегда пребывает в айшварья-бхаве. А Кришна практически всегда старается сохранять настроение мадхурьи. Он почти всегда, как в духовном, так и материальном мирах, показывает Себя как человек. Он избегает богоположения и богопочитания со стороны тех, кто сближается с Ним. Например, в вышеприведённой ссылке из «Чайтанья-чаритамриты», Кришна оспаривал то, что Он Бог. Однако Брахма убедил Кришну, что распознал Его природу и поэтому стал поклоняться Кришне, как Богу, стоящему над Маха-Вишну.

   В комментарии на 62 текст 88 главы Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрывает тайну истории кражи детей брахмана Двараки. Он рассказывает о помыслах Арджуны и ходе его размышлений. Арджуна удивился тому, что Маха-Вишну пожелал увидеть их с Кришной в Своей обители, Маха-Вишну-локе. И он подумал, что это, вероятно, временное желание Маха-Вишну, как это иногда проявляется у могущественных царей. Но Маха-Вишну в Своих словах, объясняющих почему Он украл детей, использовал слово дидрикшуна вместо дидрикшата. Суффикс шуна указывает на постоянство, а не временность. То есть Маха-Вишну желает видеть их обоих всегда. Таким образом, Арджуна пришёл к заключению, что Маха-Вишну желает видеть Кришну и его самого не ради мимолётного, незначительного желания. Тогда Арджуна задумался: «Почему тогда Маха-Вишну, будучи всеведущим и всепроникающим, не смог увидеть Кришну в Двараке? Возможно, Он не смог сделать это, поскольку Кришна не позволил Маха-Вишну увидеть Его в Его столице. Возможно, что Он не смог видеть Кришну постоянно, но видно, что у Него было могущество для того, чтобы пробраться в Двараку и украсть детей. Почему же Он не принял облик продавца бетеля или масла, чтобы увидеть Кришну лично? Похоже на то, что Кришна не позволил Маха-Вишну развернуть Свою деятельность на территории Двараки и не позволил пребывать Вишну долго на этой земле. Почему же Маха-Вишну, будучи столь сострадательным, доставлял беспокойство возвышенному брахману год за годом? Скорее всего, Он делал это из-за того, что очень сильно желал лицезреть Кришну. Хорошо, возможно он действовал так отвратительно, чтобы видеть Кришну, но почему Он делал это Сам, а не послал Своего слугу ради этого? Почему Он лично приходил в Двараку? Совершенно очевидно, что украсть детей брахмана из столицы Кришны никто бы не смог, на это может быть способен только Маха-Вишну. Теперь я понимаю, что Он был готов причинить несчастье даже брахману, члену высшего сословия, и всё из-за того, чтобы Кришна не был бы способен проигнорировать этот возмутительный случай».

     Изумленный Арджуна обратившись к Кришне спросил Его: «Зачем же Маха-Вишну сделал это?» Кришна ответил ему: «Только ради того, чтобы увидеть Меня Маха-Вишну крал детей. Маха-Вишну верил, что ради блага брахманов (го брахмана хитайа ча) Кришна придёт увидеть Меня, иначе – нет».

     Маха-Вишну ввел всех в йога-майу и крал детей, но Кришна не был введён в заблуждение Маха-Вишну и поэтому отыскал детей. Это говорит о том, что йога-майа Маха-Вишну слабее йога-майи Кришны. Господь Вишну готов пойти на всё, даже на нарушении дхармы, которую устанавливает Сам, лишь бы увидеть красоту Шри Кришны и Его доблестных преданных. Такова слава тех, кто живёт в высших пракоштхах (измерениях) духовного мира.

    Исходя из всех приведённых ссылок и того фрагмента «Источника вечного наслаждения», который лежит в основе вопроса данной темы, становится ясно, что «рождение» Шри Кришны из Нары и Нараяны (Маха-Вишну) – всего лишь лила Кришны. Он нередко ставит Себя в подчинённое положение перед теми, кто глубоко предан Ему вследствие Своей смиренной природы. Ему принадлежит вся власть и Он свободно ею делится не только со Своими аватарами, но и с чистыми преданными. Он не может её потерять, как бы Он Себя ни повёл, так как Его верховное положение является вечным. Итоговый стих таков:

аватара саба – пурушера кала, амша

свайам-бхагаван кришна сарва-аватамса 

 «Все воплощения Бога суть полные экспансии или части полных экспансий пуруша-аватар, но Шри Кришна – изначальный Господь. Он – Всевышний Бог, источник всех воплощений» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 2.70).

................................................................

Ари Мардан д.

Редакция: Шамали д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы