?

Мудрость «Джайва-дхармы». Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1240. Опубликовано: 29-06-2017, 16:52

Мудрость «Джайва-дхармы»

Ответы Шримана Гьяна-шакти Прабху на вопросы Ари Мардана Прабху

по «Джайва-дхарме» Саптама Госвами Шрилы Бхактивиноды Тхакура

2017г. Ванкувер.

 

Ачарьи нашей парампары настоятельно рекомендуют общаться со святыми. Однако если у нас нет такой возможности, то они направляют к священным писаниям. Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж писал: «Разумные люди каждую минуту своей жизни посвящают обсуждению катхи садху и шастр и служению ей. Если мы ленимся делать это, мы, без сомнения, навлечём на себя беды» («Шастрия-садху-санга»).

В процессе чтения бхакти-шастр разум преданного может встретиться с различными непонятными и противоречивыми наставлениями или идеями. Что делать в таком случае? Нужно обращаться к знающим вайшнавам, которые смогут помочь и дать ответы на возникающие вопросы, чтобы устранить все сомнения. Не задавая вопросы старшим преданным, невозможно понять писания своими усилиями. Поэтому святые снова и снова сосредотачивают наше внимание на садху-санге и парипрашне. Движимые желанием проповедовать, вайшнавы обязательно помогут.

Изучая «Джайва-дхарму» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, как и любое другое писание, можно встретить различные противоречия, непонятно выраженные мысли или даже столкнуться с неправильным переводом. Это произведение уже трижды переводилось на русский язык. Переводчики ИСККОН, Шри Чайтанья Сарасват Матха и санги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа попытались донести это фундаментальное произведение Шрилы Бхактивиноды Тхакура в доступной и понятной форме, однако выполнить перевод не каждый может идеально, выразив мысль предельно ясно, при этом не вступив в противоречие с идеями других бхакти-шастр. Так происходит с каждой книгой и нужно быть готовым к этому, приступая к чтению любого священного писания.

Чтобы разрешить подобные проблемы, мы обратились к Шриману Гьяна-шакти Прабху, преподавателю «Джайва-дхармы» из Канады, Ванкувера. Шриман Гьяна-шакти Прабху является учеником Шрилы Нараяны Махараджа и он милостиво согласился ответить на вопросы по «Джайва-дхарме», которые возникли при изучении этой книги. Глава первая «Джайва-дхармы» подобна первой главе «Бхагавад-гиты», где описан контекст событий, что легли в основу этого религиозно-философского романа. Как и в «Бхагавад-гите», философские ценности «Джайва-дхармы» начинают более ярко проявляться со второй главы. По этой причине, начиная именно с этой главы, мы отправили Гьяна-шакти Прабху свои вопросы.

Возможно, опубликованные нами ответы по этой знаменитой книге Шрилы Бхактивиноды Тхакура помогут желающим детальнее изучить тонкости «Джайва-дхармы».

 

 

Вопросы по 2 главе «Джайва-дхармы»

 

Ари Мардан д.: В «Джайва-дхарме», 2 главе сказано: «Когда живое существо попадает под влияние ложного эго, его изначальная природа – чистая любовь (према) – искажается». В связи с этим утверждением возникает вопрос: что это за према, проявленная в дживе, если её могут исказить гуны? Каковы её особенности? Ведь известно, что любовь к Богу, будучи чисто духовным проявлением, выше влияния материального мира и могущественнее гун. Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Махарадж) учил, что тот, кто обладает премой,  уже не падает, поскольку становится уттама-адхикари.

Гьяна-шакти д.: Према чиста по определению, что подтверждается гуру и шастрами, и является глубинной природой дживы. Однако баддха-джива, направляя свою свободную волю к майе, осознанно развивает материальное тонкое тело, которое извращённым образом проявляется из ложного эго. Нитья-према (пока не развитая полностью и поэтому позволяющая татастха-дживе пасть) не смешивается с материальными гунами, с которыми джива решила себя отождествить. Лучи любви дживы пробиваются сквозь гуны подобно тому, как белый свет, проходя через цветное стекло, становится цветным. Хотя према присутствует в дживе, важно понять, каким именно образом она проявляется через ложное эго в материальном мире.

В «Джайва-дхарме» сказано: «Когда оно (живое существо) попадает под влияние ложного эго, его изначальная природа (свадхарма) – чистая любовь (према) – искажается. Эта беспримесная према проявляется в тонком теле как счастье и скорбь, привязанность и отвращение и т.д., а в грубом теле в ещё более искаженном виде – как наслаждение, получаемое от еды, утоления жажды и соприкосновения с объектами чувств. Тебе следует ясно понять, что вечное предназначение (нитья-дхарма) живого существа проявляется только тогда, когда оно находится в своём чистом состоянии».

 

Ари Мардан д.: В тексте цитируется стих из «Чайтанья-чаритамриты», Мадхья, 16.238-239, в нём сказано: «Развивай в себе непоколебимую веру в Кришну, а внешне исполняй мирские обязанности так, чтобы никто не смог понять твоего внутреннего настроения». Однако в некоторых лекциях различные санньяси нам рекомендуют носить шикху и тилак даже тогда, когда мы ходим на работу. Как примирить эти противоречивые наставления?

Гьяна-шакти д: Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Махарадж) был рад услышать, что я работаю полицейским. Зная по опыту специфику такой работы, он никогда не говорил мне ничего подобного. Носить шикху и тилак везде и всюду часто бывает непрактично и может даже спровоцировать окружающих вас людей на совершение апарадх. Наша цель как проповедников — пробудить в дживах интерес к служению Бхагавану любым способом. Для этого мы можем использовать вайшнавскую одежду. Проповедуя, мадхьяма-адхикари использует свои знания и опыт деликатно, открывая своё сердце так, чтобы люди получили пользу. Это можно сделать множеством разных способов, таких, которые вызовут у них уважение. Когда люди чувствуют, что в вашем сердце спрятано тайное сокровище, они могут заинтересоваться и захотеть узнать об этом, с почтением задавая доверительные вопросы.

Цитируя шлоку о марката-вайрагье (обезьяньем отречении), Прадьюмна дас Брахмачари хотел ясно дать понять, что вайшнавская одежда предназначена не для того, чтобы создавать внешнее впечатление. Ношение таковой сокровенно. Когда человек разовьётся внутренне, тогда он естественно сменит свои одежды, что вызовет высочайшее уважение разумных людей. Если говорить о том, какой аспект — внутренний (адхикар) или внешний (одежда) — является независимым от другого, то ответом будет — внутренний.

 

Ари Мардан д.: В конце главы сказано, что вайшнав – это тот, кто избавился от всех оскорблений. Позже сказано, что вайшнавами называют также каништха-адхикари. Но мы знаем, что каништха-адхикари не может рассматриваться объективно как личность, свободная от совершения апарадх. Это обусловлено тем, что он не прошёл стадию анартха-нивритти. Как разрешить это противоречие? Зачем Ш.Бхактивинода Тхакур называет вайшнавом того, кто не является вайшнавом?

Гьяна-шакти д.: Шрила Бхактивинода Тхакур причисляет каништха-адхикари к вайшнавам, когда даёт общее определение человека, который поклоняется Вишну. Гораздо более детальный анализ природы вайшнава можно найти в «Джайва-дхарме», главе 8. Освобождение от анартх происходит постепенно, на протяжении всего пути развития в бхакти, начиная от шраддхи до премы, как описывает это Шрила Рупа Госвамипад. Постепенный процесс очищения от анартх детально описан в «Мадхурья-кадамбини» Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. Эту небольшую книгу должен прочесть каждый преданный, поскольку это поможет ему определить, на какой ступени бхакти он находится сам.

Для каништха-адхикари отказ от совершения апарадх — это вопрос не только самодисциплины, но и обретения высшего вкуса, а также утраты низшего по отношению к тому, что вызывает эти апарадхи. Шрила Прабхупада говорил: «Результатом воспевания харинамы является ещё большее воспевание». Более подробно это рассматривается в «Джайва-дхарме», главе 24, где говорится, что лекарством от нама-апарадхи является постоянное воспевание святого имени. В этом ещё одна причина, почему мы должны и даже принимаем такой обет – повторять определённое количество кругов каждый день, санкья-пурвака. Такая садхана разрушает нама-апарадхи и приводит к намабхасе, а потом постепенно к преме.

 

Вопросы по Главе 3

                                                      

Ари Мардан д.: В русском переводе «Джайва-дхармы» во 2 главе говорится: «В своём чистом духовном состоянии живое существо – только слуга Кришны. Однако отождествив себя с тонким телом и полностью забыв о служении Кришне, оно считает себя наслаждающимся плодами своих действий».

Читая подобный перевод, можно прийти в выводу, что джива была с Кришной на Голоке, но затем упала и погрузилась в майю. Наш Шрила Гурудев выступал против подобной теории. Есть ли фраза “полностью забыв о служении Кришне” в английской версии «Джайва-дхармы»?

Гьяна-шакти д.: Хотя Санньяси Тхакур обладал знанием Вед и его уровень был выше начального, Парамахамса Бабаджи Махашай, объясняя основы джива-таттвы, акцентировал его внимание на правильном понимании вечной свабхаваы дживы как кришна даса. В 7 главе «Джайва-дхармы» Ананта дас Бабаджи Махашай говорит новоприбывшему Чанди дасу: «На данный момент этого знания тебе достаточно». В дальнейшем, благодаря садху-санге, понимание Чанди даса станет более глубоким.

Однако главное, что следует понять, — это то, что по своей конституции мы слуги Кришны, обладающие врождённой склонностью к служению в пяти основных расах. Сейчас эта склонность находится в форме семени и может полностью развиться только с помощью сварупа-шакти (духовной энергии, проявляющей свыше свою милость). Чтобы войти в материальный мир, беспомощная джива, татастха, появившаяся в связи с воздействием взгляда Маха Вишну, нуждается в помощи маха-майи. Точно такая же помощь, но уже от йога-майи необходима дживе, чтобы войти в духовный мир. Однако известно, что попав в духовный мир, джива никогда больше оттуда не возвращается.

Падение из того мира невозможно. Никогда. Шри Баларама — источник всех джив. Нитья-сиддхи исходят из Его вечной экспансии, Шри Санкаршаны, тогда как обусловленные дживы исходят из того же Баладева, принявшего форму Маха Вишну, в момент, когда Он бросает взгляд на материальную энергию.

Поэтому, по существу, русский перевод не является неверным, и с точки зрения базового понимания концепции приведённая цитата не нанесёт ущерба. Трудности в понимании этой эзотерической темы возникают позже, по мере развития трансцендентного видения.

 

Ари Мардан д.: В тексте 3 главы сказано: «С этого момента Санньяси Тхакур обрёл новую жизнь и стал известен как Вайшнав дас. Он без сожаления расстался со своим прежним именем, одеждой санньяси-майявади и….». Значит ли, что этот момент описывает вайшнавское посвящение (дикшу) Санньяси Тхакура, которое он получил у Парамахамса Бабаджи? Значит ли, что в этом месте описан процесс реинициации?

Гьяна-шакти д.: На занятии по 2 главе я рассказывал о процессе инициации Санньяси Тхакура. Он получил дикшу, когда Шри Прем дас Бабаджи был погружён во внутреннюю медитацию на нишанта-лилу. Шри Прем дас Бабаджи дал указание своему ученику, чтобы тот заставил замолчать Каккхати, обезьянку Шри Радхи. Дикша — это процесс, при котором шри гуру раскрывает дживе её вечные индивидуальность и служение. Дикша называется “инициацией”, потому что она начало садханы на пути к раскрытию этой вечной индивидуальности.

Существенным аспектом процесса инициации является отказ от ложных отождествлений, возникших в прошлом, а также принятия новой индивидуальности вайшнава и имени, характеризующих отношения ученика и гуру. Согласно шастрам, ученик может также получить новое имя от шикша-гуру, который неотличен (т.е. тоже маха-бхагавата) от его дикша-гуру. Принятие харинама-инициации, как правило, происходит до дикши и носит очистительный характер. Харинама-инициация возвышает ученика до уровня, на котором он может совершать квалифицированное служение Хари, гуру и вайшнавам. Такое воспевание продолжается и на Голоке.

Во 2 главе реинициация не рассматривается. Речь о ней идёт в 4 и последующих главах.                                                                                              

Ари Мардан д.: В тексте сказано: «Увидев, что Санньяси Тхакур сменил одежды, и в его сердце пробудилась экстатическая любовь к святому имени, Бабаджи Махашая обнял его…». На каком уровне (из 9 ступеней, т.е. шраддха-према) находился Санньяси Тхакур, чувствуя экстатическую любовь к харинаме?

Гьяна-шакти д.: Санньяси Тхакур получил опыт пробуждения бхавы. Мы можем сказать, что он был “просто преданным-новичком” и будем правы. Тем не менее, произошедшее — это истинный результат общения квалифицированного ученика с квалифицированным гуру, а именно — шуддха-бхакти. Подобная ситуация описывается в конце 4 главы, когда Лахири Махашай обретает бхаву всего лишь после нескольких дней повторения по 2 лакха харинамы в день. Во второй части «Джайва-дхармы» мы увидим, как два преданных-неофита испытают вкус (ручи) после повторения 32 кругов харинамы. Тысячи людей в мгновение ока обрели кришна-прему, лишь издали увидев Шри Чайтанью Махапрабху. Хотя такие примеры неординарны и очень редки, тем не менее, они действительно реальны. Если, несмотря на многолетнюю практику, подобное не происходит в нашей жизни, следует найти причину и пересмотреть свою жизнь.

 

Ари Мардан д.: В нашей линии рупануг, где культивируется рагануга-бхакти, нам часто цитируют стих из «Падьявали», 14, где сказано: джанма-коти-сукритаир на лабхйате – бхакти-раса не обретается благодаря благим поступкам (сукрити), даже если их совершать миллионы жизней. В 3 главе «Джайва-дхармы» цитируется стих из «Брихан-нарадия-пураны», 4.33 в котором говорится, что бхакти обретается в садху-санге, которая приходит благодаря бхакти-сукрити. Говорит ли стих из «Брихан-нарадия-пураны» лишь об обретении вайдхи-бхакти?

Гьяна-шакти д.: Этот стих говорит не только об обретении вайдхи-бхакти, но и об обретении рага-бхакти, которую принёс и раздавал Шри Чайтанья Махапрабху.

Существует два вида сукритикарма-сукрити и бхакти-сукрити. Благодаря карма-сукрити можно достичь более высоких материальных (вьявахарика) результатов, но не вечных (парамартхика). Поэтому карма-сукритинаймиттика, то есть временное средство для достижения цели. Бхакти-сукрити приводит к садху-санге, которая пробуждает трансцендентную шраддху — основу бхакти. Многое зависит от мотивов человека. Например, в 5 главе говорится: «Для тех, кто следует пути кармы, соблюдение поста на экадаши – это просто способ избавиться от грехов, а для бхакт – усилить своё бхакти. Видишь, какая бездна различий!»

Материальное сукрити приносит только вторичные или материальные плоды, включая мукти, тогда как бхакти-сукрити приводит к развитию хари-бхаджана (вайдхи или рага). Этот вопрос более подробно рассматривается в 5 главе «Джайва-дхармы».

 

Ари Мардан д.: Сказано: «До этого её (души) отношения с этим миром могут достичь лишь стадии постепенного угасания, на которой разум живого существа освобождается от влияния материи только до уровня сварупатах джада-мукти (первой стадии освобождения, когда душа осознаёт свою сварупу, находясь в материальном теле…». Почему сварупатах джада-мукти, как я понимаю, которая проявляется на уровне бхавы, названа первой стадией освобождения? Ведь известны стадии освобождения, которые проявляются раньше, чем приходит бхава.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Даша-мула-таттве», 10 главе, что комала-шраддха позволяет освободиться в значительной степени от карма-адхикары: мридушраддхасйакатхитасвалпакармадхикарита. Также в «Харинама-чинтамани» (Глава 3) сказано, что даже бхакти-абхас способен даровать мукти вместе с дхармой, артхой и камой. Также известно, что в девяти ступенях бхакти уровень анартха-нивритти позволяет очиститься до обретения мадхьяма-адхикары. Почему перечисленные стадии освобождения, которые проявляются до осознания своей сварупы, не называются в «Джайва-дхарме» первыми?               

Гьяна-шакти д.: Я не думаю, что разделение на “первый”, “второй” с разными контекстами является таким уж неправильным. Ступени развития бхакти описаны Шрилой Рупой Госвами: адау шраддха, татах садху-санга ..., вплоть до премы и непосредственного общения с Господом. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур даёт более детальное объяснение этой шлоки в своей книге «Мадхурья-кадамбини». Я уверен, что вы читали эту книгу и можете её объяснить. Эта книга — инструмент, с помощью которого мы измеряем наш прогресс. Соответствующие уровни освобождения на пути бхакти также детально рассматриваются в этой книге. Говоря в целом, освобождение на пути бхакти — это вторичный результат.

Что касается сварупатах джада-мукти и вастутах джада-мукти, то эти два термина очень близки. В моём понимании, сварупа активно начинает проявляться на ступени бхавы. Бхакты, которые достигли этой ступени, не являются полностью непогрешимыми (например, Бхарата Махарадж, герой «Шримад-Бхагаватам»), они не освободились полностью от влияния материи, хотя в достаточной степени преодолели её.

Можно сказать, что Шрила Бхактивинода Тхакур помещает сварупатах джада-мукти в общую категорию постепенного очищения (кшайонмукха), которое происходит от начала духовной жизни вплоть до уровня совершенства (вастутах джада-мукти). Ш.Бхактивинода Тхакур расширяет термин “сварупадах джада-мукти” включая в него все ступени до премы (не включая её). По существу, вастутах джада-мукти — это отдельная ступень, на которой садхана-сиддха-джива обретает непосредственно общение с Господом в качестве рагатмики, живя в апракат-врадже, чего не скажешь о других, ранних ступенях. Такое объяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура идеально соответствует описаниям «Мадхурья-кадамбини», несмотря на то, что он использует свою собственную терминологию.

Спасибо за такой прекрасный вопрос!

 

Ари Мардан д.: Ш.Бхактивинода Тхакур в комментарии на «Брахма-самхиту», стих 2 упоминает о двух видах совершенства: сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Соответствует ли уровень сварупатах джада-мукти стадии сварупа-сиддхи, а стадия вастутах джада-мукти стадии васту-сиддхи?

Гьяна-шакти д.: Да. Первый относится к совершенству (сиддхи), второй — к уровню освобождения, который был рассмотрен в ответе на предыдущий вопрос.                                           

 

Ари Мардан д.: Можно ли считать, что души, которые обрели прему, но не достигли ступени махабхавы и лишь вошли в Бхаума-Вриндаван для прохождения по ступеням снехи, маны, пранаи, раги и т.п. являются достигшими стадии васту-сиддхи или стадии вастутах джада-мукти?

Гьяна-шакти д.: Нет. Их практика, хотя и достойна прославления, всё-таки ещё не является завершённой. В 28 главе книги «Кришна» («Источник вечного наслаждения») Шрила Прабхупада пишет о дальнейшем совершенствании таких душ следующее: «Когда те, кто достиг успеха в бхакти-йоге, оставляют тело, они попадают прямо в духовный мир, на одну из планет Вайкунтхи. Все жители Вриндавана — чистые преданные. Покинув тело, они переносятся на Кришналоку и поднимаются даже выше Вайкунтхалок. Те, кто всегда находятся в сознании Кришны, и достигают зрелости в чистом преданном служении, получают возможность после смерти общаться с Кришной в одной из материальных вселенных. Кришна являет Свои игры беспрерывно в различных вселенных. Как солнце постоянно проходит над разными странами на нашей планете, кришна-лилы, божественное явление и игры Кришны, также проходят непрерывно либо в этой, либо в других вселенных. Преданные, достигшие зрелости и в полной мере обладающие сознанием Кришны, попадают в ту вселенную, где должен явиться Кришна. Там они впервые получают возможность общаться с Кришной лично. Благодаря этому они продолжают совершенствоваться, как видно на примере вриндавана-лилы Кришны на нашей планете. Кришна показал жителям Вриндавана планеты Вайкунтхи, чтобы они знали, что их ожидает в будущем».

То, что “их ожидает в будущем” относится к васту-сиддхи, тогда как в бхаума-лиле Кришны большинство джив находятся на ступени сварупа-сиддхи в качестве садхана-сиддх, приближающихся к уровню васту-сиддхи. Безусловно, в бхаума-лиле Господа есть также множество нитья-сиддх, которые явились вместе с Ним, чтобы помогать Ему в Его лилах.

 

Ари Мардан д.: Сказано: «Однако Бхагаван всеведущ и безгранично милостив. Он видит, что души, околдованные майей, не знают о своих духовных наклонностях. Как сделать, чтобы души обрели благую удачу, и память о Кришне пробудилась в их сердцах?»

Как может пробудиться память о Кришне, если дживы не падали с Голоки и никогда не были с Кришной? Более того, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в цитируемом Вами ответе на мой предыдущий вопрос пишет о том, что дживы, пришедшие в бхаума-лилу Кришны, до этого никогда Его не видели. О каком тогда Кришне идёт речь в этом отрывке из «Джайва-дхармы»? О чём должна памятовать джива, если раньше у неё не было опыта общения с Кришной?

Гьяна-шакти д.: Следует быть осторожным, дабы не попасть во время изучения в семантическое заблуждение. В наших попытках понять правильно таттву, противоречия, возникающие вследствие употребления понятий пространства и времени в отношении вечных категорий, всегда будут вводить в заблуждение. Слово “наклонности” в присланной Вами цитате означает то же самое, что и слово “потенциал”. Как только душа попадает на Голоку, вечное становится вездесущим и в этом смысле для души жизнь на Голоке продолжается так, как будто душа всегда была там и никогда не оставляла Вриндавана. А до этого момента джива, конечно же, никогда не была на Голоке. Подобные плавящие мозг размышления таят в себе опасность умозрительных заключений и могут привести к подавлению разума. Ученые-материалисты в попытках контролировать реальность подходят к её изучению именно с этих позиций. Поэтому по воле Всевышнего высшая истина ускользает от них. Однако мы придерживаемся иного подхода в отношении непостижимых концепций. Мы учитываем контекст духовной культуры и для понимания непостижимых вещей идём путём очищения разума посредством практики и общения с садху. Это объяснено в «Джайва-дхарме».

В 4 главе «Джайва-дхармы» Вайшнава дас Бабаджи объясняет этот способ: “– Медитация – это деятельность ума, и пока ум, благодаря бхакти, постепенно не очистится и полностью не одухотворится, медитация не может быть духовной (чин-майя). Когда вайшнавы, погружённые в блаженство бхаджана (бхаджанананди), повторяют имя Кришны, ничто материальное не может коснуться их, ибо они духовно чисты (чин-майя). Внутренне они всегда пребывают в духовном мире, созерцая ежедневные развлечения Кришны и наслаждаясь блаженством сокровенного служения Ему.

– Пожалуйста, будь милостив, даруй мне такое духовное осознание (чид-анубхаву)!

– Если ты оставишь все материальные сомнения и мирскую логику и будешь постоянно погружён в шри-наму, духовное видение очень скоро само собою проявится в твоём сердце. Чем больше ты будешь прибегать к мирской логике, тем дольше твой ум будет находиться в плену материальных представлений. Оковы материи ослабнут лишь тогда, когда ты целиком погрузишься в поток нама-расы. Тогда ты обретёшь духовное зрение.

– Будь добр, расскажи, что представляет собою этот духовный̆ опыт?

– Ум оказывается в тупике, пытаясь понять это с помощью слов. Истина познаётся по мере накопления опыта духовного блаженства (чид-ананды). Оставь все попытки понять это с помощью логики и просто несколько дней повторяй святое имя. Тогда силой намы все твои сомнения рассеются, и у тебя больше не будут возникать подобные вопросы”. 

 

Ари Мардан д.: Сказано, что чандал, очистившийся благодаря садху-санге, совершающий шуддха-бхакти, выше брахмана, не стремящегося к нитья-дхарме. Является ли чандал, находясь на уровне каништха-адхикари, выше брахмана, не стремящегося к нитья-дхарме?

Гьяна-шакти д.: Да. Продвижение в бхакти, являющейся нитья-дхармой, — это измерительный инструмент, который мы используем для оценки своего духовного уровня. Известно, что практика наймиттика-дхармы должна приводить к порогу (к границам) нитья-дхармы. Это касается положения каништха-адхикари или пракрита-бхакты. Он находится на пороге истинной бхакти, но так, как его сознание всё ещё погружено в материю, он не в состоянии отличить истинных вайшнавов от кажущихся таковыми. Его представление о Божестве также часто материалистично. Поэтому его бхакти — это (в лучшем случае) чхая-бхакти-абхаса. Характерные черты каништхи описаны в главе 8: «Каништха-адхикари свободны от подобного оскорбительного отношения, поскольку верят, что Бхагаван обладает определённым обликом и личностными качествами. Именно на этом основывается их вайшнавизм. Поэтому они причисляются к пракрита-вайшнавам, даже несмотря на то, что не обладают никакими другими качествами вайшнавов. Силы одного этого качества и милости садху достаточно, чтобы постепенно они поднялись на более высокий духовный уровень. Мадхьяма-вайшнавы должны быть поистине милостивы к таким начинающим преданным. Тогда их поклонение Божеству и повторение харинамы очень быстро сможет перейти со стадии абхасы на чисто трансцендентный уровень».

 

Ари Мардан д.: Сказано: «Вайшнав не признаёт слепого следования предписаниям шастр и снисходительно соглашается подчиниться, но и лишь в том случае, если они помогают ему в практике хари-бхаджана».

Известно, что Шрила Рупа Госвами был занят постоянно в реализации миссии, которую на него возложил Шри Чайтанья Махапрабху. Об этом сказано в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья). Некоторые преданные утверждают, что в связи с этим Ш. Рупа Госвами не уделял должного времени регулярному повторению святых имён. Можно ли его поведение приводить в качестве иллюстрации той идеи, что я процитировал выше из «Джайва-дхармы»?

Гьяна-шакти д.: Я не уверен в том, что это истина. В «Шри Шад Госвами-аштаке» в 6 стихе говорится:

санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау 

нидрахара-вихаракади-виджитау чатйанта-динау ча йау 

радха-кришна-гуна-смритер мадхуриманандена саммохитау 

ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау 

«В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, которые ежедневно повторяли установленное количество святых имён Господа, пели бхаджаны и предлагали поклоны установленное число раз [святым, Божествам и местам игр Господа]. Они посвящали преданному служению каждую минуту своей бесценной жизни и так победили сон и потребность в пище. Кроткие и смиренные, они приходили в восхищение, вспомнив о трансцендентных качествах Господа».

В этом стихе прямо говорится «ежедневно повторяли установленное количество святых имён Господа», что противоречит сказанному вами относительно нама-садханы Шри Рупы Госвамипада и других вайшнавов, которые своими трансцендентными произведениями открыли миру Врадж, почти утерянный в потоке времени.

Также следует обратить внимание на 2 стих «Шри Упадешамриты», где говорится: «Бхакти гибнет под влиянием шести пороков: 1) переедания или тяги к накопительству, 2) усилий, вредящих бхакти, 3) бесполезных мирских разговоров, 4) неспособности следовать важным предписаниям шастр или слепого, фанатичного следования предписаниям, 5) общения с людьми, настроенными против бхакти, и 6) жадности или беспокойности ума, выраженной в склонности принимать разного рода бесполезные идеи».

Для более глубоко понимания вопроса о правилах прочитайте, пожалуйста, комментарии Шрилы Гурудева и Шрилы Прабхупады к этому стиху. Даже рагануга-вайшнавы следовали этим правилам, хотя некоторые детали садханы у них могли быть различными.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перевод: Джая Шри д.д.

Редакция: Ума д.д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы