?

Кришна-таттва (Наука о Шри Кришне). Часть 1.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 768. Опубликовано: 20-11-2017, 15:00

Кришна-таттва

(Наука о Шри Кришне)

Часть 1

 

Вопрос: Почему именно «Кришна» – священное имя Бога... Я знаю, что это единственный путь, знаю, что достаточно сегодня просто воспевать Его имя ... Некоторые говорят, что это странно, чтобы Бог всех богов и всех религий, был таким странным, синим человеком, индийцем, один для всей планеты...

Я ищу свой костыль по дороге к Богу… и не могу его взять...

 

Ари Мардан д.: Всякое знание о чём-то сверхъестественном мы получаем из сверхъестественных источников. Они известны как апаурушея, что означает, что они нечеловеческого происхождения. Именно на них всегда опираются святые и верующие люди. Божественная природа священных писаний подтверждается в «Брихад-араньяка Упанишад», 2.4.10:

са йатхардхагнер-абхйахитад-притхаг-дхума винишчарантй-

эвам ва аре`сйа махато бхутасйа нишваситам-этад-

йад-риг-ведо йаджур-ведах сама-ведо`тхарвангираса

итихасах пуранам видйа упанишадах шлоках

сутрани-анувйакхйанани вйакхйанани-

асйа-ива-итани сарвани нишваситани

«Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы («Рамаяна», «Махабхарата»), Пураны, всякие науки, Упанишады, шлоки, изложенные сведущими мудрецами, сутры, написанные таттва-ачарьями, и комментарии истинных садху – всё это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана (Бога) безо всяких усилий с Его стороны, с той же лёгкостью, с какой дышит человек».

Перечисленные источники также именуют шастрами – оружием против невежества. Посмотрим, что о них сказал Сам Бог в «Бхагавад-гите», 16.23:

йах шастра-видхим утсриджйа вартате кама-каратах
на са сиддхим авапноти на сукхам на парам гатим

«Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели».

Через призму этих утверждений Всевышнего, мы и рассмотрим полученные вопросы.

 

«Почему именно «Кришна» – священное имя Бога?»

Не только имя «Кришна» является священным именем Бога. Это признают все Гаудии, для них не менее священны и другие имена Господа, такие как Радха-раман, Враджендра-нандана, Говинда, Мадхава, Вриндавана-чандра, Гопи-джана-валлабха, Гиридхари, Шьямасундара, Гопинатха, Мадан-мохан и другие, которые связаны с враджа-лилой и мадхурья-бхавой.

Также нам известны разные группы имён Бога, выраженные в стотрах. Составлять их принято было ещё с древних времён, а некоторые списки святых имён пришли к нам благодаря Самому Богу. То есть Сам Бог позаботился о том, чтобы даровать людям Свои имена. Это Его милость. Среди этих стотр известны шата нама-стотры, аштоттара-шата нама стотры, сахасра-нама стотры и другие, более или менее обширные по содержанию. Среди подобных нама стотр вайшнавы применяют в своей молитвенной практике:

«108 имён Нрисимхадевы» (http://sampradaya.ru/legacy/textach/528-108-imen-gospoda-nrisimhadevy.html);

«Шри Лакшми-Нрисимха каруна-раса-стотру» (http://sampradaya.ru/legacy/textach/418-shri-lakshmi-nrisimha-karuna-rasa-stotra-molitvy-shankarachari.html).

Шрила Бхактивинода Тхакур написал в «Гитавали» серию молитв, содержащих сто имён Шри Чайтаньи Махапрабху. Молитва названа «Шри Шриман Махапрабхур шата-нама». Её фрагменты вы можете увидеть тут:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/93-kali-yuga-pavana-vishvambhara.html

http://sampradaya.ru/legacy/textach/94-krishna-chaitanya-advaita-prabhu-nityananda.html

http://sampradaya.ru/legacy/textach/92-dzhaya-godruma-pati-gora.html

Можно найти огромное количество имён Господа в «1000 имён Господа Нрисимхи». Они опубликованы в книге «Нрисимхадев, олицетворение божественного гнева» (http://sampradaya.ru/current/book/2937-nrisimhadev-olicetvorenie-bozhestvennogo-gneva.html).

 «Вишну сахасра-нама стотру», содержащую тысячу имён Господа, послал нам Сам Бог в «Махабхарате». Можно её и прочитать и даже прослушать в интернете.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Гитавали» дал нам также «Шри Кришнер вимшоттара-шата-нама стотру», сто двадцать имён Кришны. Фрагменты этой стотры вы можете обнаружить, обратившись по этим ссылкам:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/99-dzhaya-yashoda-nandana-krishna-gopala-govinda.html

http://sampradaya.ru/legacy/textach/97-radha-vallabha-madhava-shri-pati-mukunda.html

http://sampradaya.ru/legacy/textach/95-nagare-nagare-gora-gay.html

Шрила Рупа Госвами оставил нам «Шри Лиламритакхья нама-дашаку», 10 имён Господа Кришны (http://sampradaya.ru/legacy/textach/2016-shri-lilamritakhya-nama-dashaka-rupa-gosvami.html).

Также можно прочитать «Шри Нрисимха двадаша-нама-стотру», 12 имён Господа Нрисимхи:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/506-shri-nrisimha-dvadasha-nama-stotra.html.

В книге «Энциклопедия мантр» содержится около 3000 мантр, и среди них есть стихи, которые описывают огромное количество имён Бога и Его спутников. Таким образом, становится понятно, что у Бога есть бесконечное количество имён и все они истинны. Как сказал Господь Ваманадев: «Все имена – Мои имена». Такое утверждение вообще снимает какие-либо ограничения в количестве. Множественность имён подтверждается в  почитаемом Гаудия-вайшнавами «Бхагаватам», 10.8.15:

бахуни санти намани рупани ча сутасйа те

гуна-карманурупани тани ахам веда но джанах

«У твоего сына (Кришны) множество обликов и имён, которые соответствуют Его духовным качествам и деяниям. Я знаю их, но большинству людей они неведомы».

Другое дело, чему учит наука о святых именах, нама-таттва. Среди имён Бога имеет место своя иерархия. Она упомянута в классических шастрах и работах святых вайшнавов. За основу, как правило, берут определённые стихи из шрути или смрити.

В "Прабхаса-кханде" "Падма-пураны" приводится диалог между Нарадой и Кушадхваджей, в котором цитируются следующий стих:

намнам мукхйатамам нама кришнакхйам ме парантапа

"О победитель врагов, среди всех Моих имен имя Кришны - самое высшее".

В «Шри Кришна аштоттара-нама-стотре» из "Брахманда Пураны", 2.3.36.19 говорится:

вишнор экаикам намапи сарва-ведадхикам матам

тадрик-нама сахасрена рама-нама-самам смритам

«Одно имя Шри Вишну лучше, чем все Веды. Одно имя Шри Рамы равно тысяче имён Вишну».

В «Брахманда-пуране» утверждается:

сахасра-намнам пунйанам трир авриттйа ту йат пхалам

экавриттйа ту кришнасйа намаикам тат прайаччхати

«Одно имя Господа Кришны равно трём тысячам имён Вишну».

Итак, не все имена тождественны между собой, несмотря на то, что имеют абсолютную природу. Почему? Потому что духовная реальность наполнена разнообразием, которое подчинено бхедабхеде, одновременному единству и различию. Тысяча имён Вишну равна одному имени Рамы, а три тысячи имён Вишну равны одному имени Кришны. Таким образом, произнесение одного имени Кришны равно произнесению трёх имён Рамы. Так можно прийти к выводу: из всех имён Всевышнего имя Кришны является наилучшим.

Почему шастры приводят к такому пониманию? Потому что на то есть два важных основания:

1) Имя Кришны несёт собирательное значение. Поскольку санскритское слово кришна переводится как «всепривлекающий», то, соответственно, возникает вопрос: «Почему Кришна как Бог привлекает всех»? Потому что Он причина всех причин («Брахма-самхита», 5.1.; «Махабхарата», «Мокша-дхарма», «Основа освобождения», 350.90) и потому что Он обладатель всей силы, славы, красоты, знания, богатства и отречения в абсолютной полноте, как причина всех аватар («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Поскольку Он источник всех аватар, то, значит, в Кришне как в причине содержится всё сущее. Не понимая этого, невозможно понять, почему имя Кришны также преобладает над всеми остальными Его именами. Поскольку дживы привлекаются достояниями Кришны и понимают, что обрести что-либо возможно только благодаря Правообладателю, а не украв, они устремляются именно к Нему.

2) Также у имени Кришны есть своя раса. Бог – Расика-шекхар, источник и носитель всех типов отношений и вкусов, а Его имя тождественно Ему. Он способен наслаждаться расой, превосходя в этом все другие Свои экспансии. Как известно, Кришна может наслаждаться всеми пятью расами во Вриндаване, погружённый в мадхурью. В то же самое время, этой возможности нет у Господа Нараяны. Именно поэтому только Кришне принадлежат особых четыре качества, четыре мадхури, которых нет у Господа Нараяны. Именно поэтому даже Богиня Лакшми совершает аскезы в Белване лишь для того, чтобы попасть в особо редкие лилы Кришны, куда вхожи гопи, – в раса-лилу. Эти аскезы продолжаются и сейчас. Об исключительном положении гопи повествует «Падма Пурана»:

йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха

сарва-гопишу саиваика вишнор атйанта-валлабха

«Дороже всех Господу Вишну Шримати Радхика, и точно так же дорога Ему Её Шри Радха-кунда. Шримати Радхика — самая любимая гопи Бога из всех существующих».

Если мы понимаем высшее превосходство Кришны, что подтверждается также в «Махабхарате» («Дханьяшчарйопакхьяна»; а также «Махабхарата-татпарья-нирная», 20.63-79), какова же природа Его имени? Оно не отлично от Него. Об этом сказано в «Падма Пуране»:

нама чинтаманих кришнаш чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох

«Святое имя Кришны – это трансцендентный, исполняющий желания драгоценный камень (чинтамани), потому что нет разницы между Его именем (намой) и Самим Кришной (нами). Другими словами, святое имя позволяет достичь наивысшей цели (парама-пурушартху). Это имя воплощает в себе все трансцендентные вкусы (чайтанья-раса-сварупа). Оно абсолютно чисто, то есть безгранично, и вечно находится на уровне освобождения, потому что никогда не соприкасается с майей».

Так мы приходим к выводу: имя Кришны такое же превосходящее все другие имена, как и Кришна, который превосходит все Свои экспансии. Что собственно и подтверждается «Брахманда Пураной».

Что касается иерархии имён, то Гаудии, опираясь на шастры, дают понять, что среди них имеются вторичные и первичные. Для понимания этой темы можно обратиться к «Харинама-чинтамани», глава 2. Прочитав эту главу, станет ясно, почему между именами Бога есть различия. Также об этом можно прочитать в «Джайва-дхарме», глава 23.

 Теперь рассмотрим фразу: «странный синий ... ».

Эта мысль содержит утверждения, с которыми нельзя не согласиться. Несомненно, Бог странный для того, кто находится в рамках гун и поэтому ограничен. Бог необычный, сверхъестественный, чудесный, изумительный, потрясающий, исключительный и непонятный. Об этом сказано также и в священных писаниях, Ведах. Раздел «Просветляющее повествование об Удивительном и Непревзойдённом» из «Махабхараты» это подтверждает. Слово ашчарья указывает на удивительного Бога. Бог всегда всех удивлял и продолжает удивлять. Даже освобождённые души не лишаются этой эмоции, что же говорить о баддха-дживах? Поэтому с тем, что Бог странный можно согласиться полностью. Ведь Он очень отличается от всех живых существ, несмотря на то, что Он их создал по Своему образу и подобию.

Теперь о синем цвете. В этом тоже нет ничего особенного. Он источник всех цветов и поэтому Его духовное тело может иметь разные оттенки и цвета. Об этом сказано в «Чайтанья Упанишад», 6:

экодевах сарва-рупимахатмагауроракта-шйамала-швета-рупах

чаитанйатмасаваичаитанйа-шактирбхактакаробхакти-добхакти-ведйах

«Верховный Господь, который наслаждается Своими вечными играми в трансцендентной обители Голоке, приходит в разных образах из века в век. В Сатья-югу цвет Его тела был белым, в Трета-югу – красным, в Двапара-югу – чёрным, а в Кали-югу будет золотой. Господь Шри Чайтанья Махапрабху – жизненная сила творения – предстанет в сияющем, золотистом облике преданного».

Не следует думать, что Бог ограничен одним цветом. Он всемогущий, а поэтому у Него тело может иметь любой цвет. Например, тело Господа Рамачандры описывается цвета травы дурба, сине-зелёный. Иногда в шастрах сказано, что Его цвет подобен цвету зелёного попугая. В комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 11.5.32 сказано: «Шрила Джива Госвами, объясняя его (стих) в «Крама-сандарбхе» — своём комментарии к «Шримад Бхагаватам», — говорит, что иногда Кришна предстаёт златокожим».

Некоторые живые существа, птицы, рыбы, животные и даже люди имеют разнообразную окраску. Бог известен как Асамаурдхва, Ему никто не равен и уж тем более никто не может превзойти Его, таков перевод этого имени Бога. Если найдётся кто-то, кто будет цветом тела превосходить Бога, или иметь такой, которого нет у Бога, то он будет элементарно превосходить Его в этом. Однако у Бога нет ограничений в цветах для окраски Своего тела, поэтому Он Несравненный, асама, и даже превосходит всех в этом. Он причина всех цветов, поскольку Он причина всех причин, сарва карана каранам («Брахма-самхита», 5.1). Он источник всякой окраски.

Что касается нашего представления о синем цвете тела Бога, то это не означает, что Бог буквально синего цвета, как мы можем это вообразить. Когда мы увидим Бога, то поймём, что наши представления, основанные на материальном опыте и ограниченных чувствах, были плоскими, поверхностными и несовершенными. Это ярко описывает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья-кадамбини», глава 8:

парардхато` пи адхикамс тан авадхарайами/ ким ча те те

те`типрабалаш чирантана бхукта бхоктавйа пхала вартантам  нама /

сампрати пурведйур эва нирадена нила нираджена

ниламанина шримад ангасйа чандрамаса шри мукхасйа нава

паллавена шри чаранасйа дйутим упамиманена майа

дагдха саршапарддхена канака шикхаринам ива чанака канена

чинтаманим ива пхеруна кешаринам ива машакена

гаруттвантам ива самикурвата дирбуддхина спаштам

апараддхам еветй адхунайва авагатам/

тада ту прабхум ахам стаумити свийам авидваттвам апи кавитвам етад ити

джанешу апи пракхйапитам/ атах паранту мад икшанена

кшанена самикшита шри мурти рупена вайбхавена джавена

тарджджийамана дхайрйа рахита гаурива ме гаух шримад

саундарйа калпа упамана раданаир душайитум на прабхавишйати ити/

«Прежде я грубо сравнивал тёмный цвет Твоей кожи с дождевым облаком, голубым лотосом и сапфиром. Я сравни­вал Твоё излучающее свет лицо с луной, а Твои нежные сто­пы с только что появившимися листьями. Но теперь, видя Твою истинную красоту, я понял, что, используя эти глупые сравнения, я оскорблял Тебя. Я пытался сравнить крохотное горчичное зерно с золотой горой Меру, нутовую горошину – с философским камнем (чинтамани), шакала со львом, ничтожного комара — с Гарудой. Я гордился тем, что прославлял Тебя, Господь, и моя никчёмная поэзия завоевала признание обычных людей. Но теперь, когда я своими глаза­ми на миг узрел великолепие Твоей формы, я пристыжён. Мои сравнения подобны зубам безумной коровы, пытающей­ся осквернить исполняющее желание дерево Твоей красоты. Но ей это никогда не удастся».

Таким образом, никакое воображение, даже у очень одарённых садхаков, не сможет помочь понять идеально точно цвет тела Бога. То же самое касается и всех остальных деталей бытия Всевышнего. Несмотря на это, Сам Бог, полубоги, мудрецы и Его преданные описывают Шри Кришну как шьяму – обладателя цвета грозового облака. Это не нововведение Гаудий.

В «Брахма-самхите», 5.38, 30 Брахма молится:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена 

сантах садаива хридайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь изначальному Господу Говинде (Кришне), исполненному непостижимых качеств. Святые глазами преданности, умащёнными слезами любви, без сомнения, созерцают всегда в своём сердце Его – прекрасного и темноликого».

венум кванантам аравинда-далайатакшам 

бархаватамсам аситамбуда-сундарангам

кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам 

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь изначальному Господу Говинде, который играет на флейте. Его сияющие и удлинённые глаза подобны цветам лотоса, Он украшен перьями павлина. Цвет Его тела похож на цвет тёмного грозового облака. Он сводит с ума более чем миллионы Купидонов».

Слово асита в этом фрагменте указывает на тёмный, серо-синеватый цвет. Слово сита означает «золотистый», «белый», «светлый». Асита, наоборот – «тёмный», «чёрный». Словосочетание асита-амбуда, означает «чёрное облако» (амбуда).

«Шримад-Бхагаватам», поведанный Шрилой Вьясадевой, также говорит о том, что Кришна тёмного цвета, а не белого или светлого:

асан варнас трайо хй асйа  грихнато ’нуйугам танух

шукло рактас татха пита  иданим кришнатам гатах

«(Гарга сказал:) У твоего сына (Кришны) было три цвета. Он принимал разные тела в соответствии с югами (эпохами): белый, красный, а также жёлтый. Теперь же Он принял тёмный (кришна) цвет» (10.8.13).

Также в «Шримад-Бхагаватам» 11.5.32 повторяется подобная мысль.

Вьясадева является Самим Богом, об этом сказано в «Махабхарате», поэтому я в самом начале обсуждения этой темы не зря упомянул о том, что Сам Бог говорит о Своём цвете шлоками «Бхагаватам». В этом произведении, 10.3.9-10 описано появление Кришны, сына Васудевы:

там адбхутам балакам амбуджекшанам

чатур-бхуджам шанкха-гададй-удайудхам

шриватса-лакшмам гала-шобхи-каустубхам

питамбарам сандра-пайода-саубхагам

махарха-ваидурйа-кирита-кундала-

твиша паришвакта-сахасра-кунталам

уддама-канчй-ангада-канканадибхир

вирочаманам васудева аикшата

«Затем Васудева увидел новорождённого, у которого были удивительные лотосоподобные глаза, и который держал в Своих четырёх руках оружие – раковину, диск, булаву и лотос. На Его груди был знак Шриватса и на Его шее – сияющий драгоценный камень Каустубха. Одетый в жёлтое, с кожей цвета грозового облака, с густыми кудрявыми волосами и шлемом и серьгами, искрящимися блеском драгоценного камня Ваидурья, ребёнок, украшенный сияющим поясом, ножными и ручными браслетами и другими драгоценностями, выглядел очень красиво».

Тут следует отметить словосочетание сандра-пайода-саубхагам. Сандра имеет следующие значения – «насыщенный», «сильный», «насыщенный» и т.д., слово пайода – это двухсоставное слово, означает «пайасам йасйа дадати са пайода», другими словами: «То, что дарует воду». Это облако. Таким образом, мы получаем ясный смысл, речь идёт о густом облаке, которое дарует дождь. Именно с ним, как правило, и сравнивают Кришну.

Некоторые утверждают, что якобы Кришна, согласно «Махабхарате», явился именно белого цвета, как ариец. Это утверждение, мягко говоря, чудное. Только у нас в России кто-то пытается утверждать подобное. Несомненно, подобное утверждение вошло бы в очевидное противоречие с тем, что говорится во многих других известных классических писаниях, где утверждается, что Кришна тёмного цвета. Также это понимание создало бы противоречие в самой «Махабхарате», что сбило бы всех с толку.

В «Махабхарате», Ади, в разделе «Вивахика парва» (Глава 189) Вьяса говорит:

са чапи кешау харирудбабарха |

шуклам экам апарам чапи кр̣ишнам ||

тау чапи кешау вишатам йадунам|

куле стрийау деваким рохиним ча||

тайореко баладево бабхува|

йо` сау шветастасйа девасйа кешах ||

кр̣ишно двитийах кешавах самбабхува |

кешо йо`сау варнатах кр̣ишна уктах ||

«Господь явился в Своём светлом облике как Баладева и в Своём тёмном – как Кришна. Матерями этих воплощений были Рохини и Деваки из династии Яду, представители которой обладали способностью рождаться на земле. Господь Хари выдернул два волоска, один белый, а другой чёрный, и сказал: «Пусть два этих волоска станут зародышами в утробах двух женщин из рода Ядавов – Рохини и Деваки. Один из этих волосков стал Баларамой, а второй – Кришной, Кешавой».

Если кто-то сомневается в этом переводе, который был сделан в обществе сознания Кришны, предлагаю ознакомиться с переводом В.И.Кальянова под редакцией академика А.П.Баранникова. В том же произведении, той же Парве, на странице 497, мы находим ту же идею в переводе: «Хари произвёл два волоска – один чёрный, а другой белый. И те два волоска Он вложил в двух женщин из рода Яду – Рохини и Деваки. И один из тех волосков (белый) стал Баладевой, а другой превратился в Кешаву Кришну».

Таким образом, становится ясно, что теория о том, что Кришна в «Махабхарате» описан как имеющий светлое тело – абсолютно ложна, оторвана от традиции Вед и дурачит умы и без того невежественных людей. Для того чтобы разбить наивные и  ошибочные представления о цвете Кришны, можно провести дополнительные исследования.

Ещё до развития традиции Гаудий Кришну воспевали как имеющего тёмный цвет тела. До того, как Гаудии начали описывать в своих поэмах Кришну как Шьямасундару, об этом уже писал Маладхара Васу Гунараджа Хан из Кулинаграмы, что рядом с Мемари в районе Бурдвана. Критический ум мог бы допустить, что Гаудии намеренно изменили цвет Кришны в своём переводе «Шримад-Бхагаватам». Однако, изучая «Бхагаватам» до того, как он начал распространяться Гаудия-вайшнавами, Маладхара Васу сам составил произведение, известное как «Шри Кришна-виджая». Это произведение было написано в стихах, и представляет собою частичный пересказ некоторых историй Десятой Песни «Бхагаватам». В разделе «Шри кришнер рупа-варнан» («Облик и цвет Кришны»), текст 8, Маладхара Васу писал:

пита-дхада-паридхана деба бана-мали

нутана мегхете джена падичхе биджали

«Одетый в жёлтое дхоти с гирляндой из лесных цветов, Кришна подобен только что появившейся грозовой туче, сверкающей молниями».

Слово мегхете указывает на грозовую тучу.

В разделе «Шри вриндараньер шри йога-питхе са-парикар шри говиндер» («Господь Говинда и Его спутники в духовном мире, во Вриндаване»), текст 3 он пишет:

кишора байаса кришна джаубанера чхата

шйамасундара кришна джена джаладхара-пата

«В возрасте, известном как кишора и йаувана, привлекательный и темнокожий Кришна подобен грозовому облаку».

Таким образом, мы видим, что Шри Кришну почитали издревле как темнокожего.

Не только в литературе Гаудия-сампрадаи встречается описание Кришны как имеющего тёмный цвет тела. В Шри-сампрадае Его также почитают таковым. Можно привести в доказательство известное произведение «Мукунда-мала-стотру» Тамильского царя Шри Кулашекхара Перумала, девятого из двенадцати святых Альваров, правителя династии Кера, в том месте, где ныне находится Керала. Он жил в Южной Индии примерно в девятом веке нашей эры. В этой местности так же, как и в Северной Индии, Кришну почитали как темнокожего. В начале «Мукунда-мала-стотры», текст 2, он писал:

джайату джайату дево деваки-нандано ‘йам

джайату джайату кришно вришни-вамша-прадипах

джайату джайату мегха-шйамалах комаланго

джайату джайату пртхви-бхара-нашо мукундах

«Вся слава, вся слава Господу, сыну Деваки! Вся слава, вся слава Кришне – путеводному свету и представителю династии Вришни. Вся слава, вся слава Господу, чьё нежное тело подобно только что появившемуся чёрному облаку. Вся слава, вся слава Мукунде, уничтожителю бремени Земли».

Множество текстов древних писаний и трактатов средних веков очень ясно говорят о том, что Кришна имел тёмный цвет кожи, который иногда рассматривают как иссиня-чёрный.

 

Редакция: Ума д.д.

Консультация по санскриту: Тривикрам д.

.: Вайшнавизм сегодня » Вопросы и ответы