?

Шри Кришна и Его нетленное послание человечеству

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1638. Опубликовано: 29-11-2011, 19:23

Шри Кришна и Его нетленное послание человечеству

Шрила Бхакти Хридой Бон Махарадж

28 августа 1960г.

Венский Университет. Австрия


      Лекция Его Святейшества Бхактихридой Бон Махараджа (1899-1983 гг.), прочитанная 28 августа 1960 г. в Венском Университете, в Австрии. Бхактихридой Бон Махарадж, родом из семьи брахманов, был профессором философии и теологии трёх университетов и посетил с лекциями множество высших учебных заведений как в Индии, так и в Европе. Впервые он посетил Европу ещё в 1933 г., чтобы представить в научных и духовных кругах возвышенное учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Бхактихридой Бон Махарадж был одним из наиболее значительных учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

     "По Своему желанию, с помощью Своей непостижимой внутренней энергии Шри Кришна совершил божественное нисхождение в этот мир ограниченного пространства. Когда Бог нисходит в этот мир, Он не принимает материального тела из плоти и крови, но приходит в Своём вечном и надмирном образе, который только напоминает материальное тело, но не имеет ничего общего с материей. Это именно божественный приход Бога, а не "инкарнация" (облечение в плоть), поскольку Бог не желает "воплощаться" в материальное тело.
Когда Всевышний Господь Шри Кришна проявил Себя в этом мире (пять тысяч лет назад, на священной земле Индии), Его целиком духовные деяния проявились двояко: во Врадже - как деяния, исполненные Любви, а в Двараке - как деяния, исполненные великолепия. Во Врадже Шри Кришна был погружён лишь в полные Любви (премы) отношения со Своими вечными друзьями, родителями и в особенности с враджа-гопи (юными пастушками Враджа). Во Врадже Он не выступал в качестве Учителя всего мира, Он лишь предавался радостным играм со Своими вечными спутниками, которые являются частями Его Самого. Но в Своём проявлении в Двараке Он действовал как Учитель мира, и Его наставления предназначались для всего человечества - повсюду и на все времена.
     Самое важное послание Господа Шри Кришны человечеству - это Его божественная любовь, према, поскольку Он Сам является олицетворением абсолютной и сладостной Любви. Божественная красота Шри Кришны всех очаровывает, привлекает, царствует над всем, она всесильна и повелевает всеми желаниями. Он - единственный абсолютный объект Любви. Когда индивидуальная атма (душа) освобождается из оков ума и тела, и пробуждается та природа души, которая ей присуща в чистом состоянии, человек развивает всеохватную привязанность и спонтанный вкус к Шри Кришне. Когда его сердце, ум и эго духовно размягчаются, и все способности рассудка тоже становятся мягкими, это состояние называется бхавой. Такие чувства являются качественно едиными с чувствами олицетворённой внутренней энергии Бога и подобны заре, предвещающей восход премы (божественной Любви). Когда эти глубокие эмоции появляются в сердце человека, он не тратит, как говорит Господь Шри Кришна, ни одного мгновения впустую - он постоянно поглощён интенсивной духовной жизнью. Его ум всё время остаётся совершенно спокойным и сосредоточенным, даже если и возникают причины для сильной тревоги. Такой преданный может развить в себе сильное стремление к своему возлюбленному Господу. Когда эти чувства бхава-бхакти развиваются у необычайно возвышенного преданного до крайнего предела, что делает ум и сердце совершенно мягкими и создают в нём чувство обладания Господом, принося сердцу ни с чем не сравнимую радость, то такое состояние называется премой. Божественная красота Шри Кришны приносит именно это послание премы, которой обладают Его спутники во Врадже, - для них Он был или любящим господином, или близким другом, или дорогим сыном, или божественным супругом, и вызывал в них чувства слуги, друга, родителя или возлюбленного, соответственно.
Послание Любви Шри Кришны к каждой индивидуальной душе имеет природу глубочайшего, концентрированного блаженства, или ананды. Если такая према (Любовь) однажды пробудилась в ком-то, она никогда не исчезнет, даже если будут все основания для этого. Эта према имеет необычайную силу привлекать Самого Шри Кришну, который привлекает всех. Шри Кришна говорит, что когда солнце Любви к Нему восходит на горизонте сердца Его дорогого преданного (према-бхакты), то все привязанности и устремления такого преданного, которые раньше были связаны с его собственным телом и умом, направляются только на Шри Кришну. Его чувство обладания Шри Кришной притягивает к нему Кришну, как магнит. Затем према развивается в стадии снеха, ман, праная, рага, анурага, бхава и махабхава - они связаны с нематериальными любовными играми в мадхура-рати, трансцендентном супружестве, которого достигают осознавшие себя души, свободные от отождествления своего чистого "я" с грубым и тонким физическими телами. В их трансцендентном супружестве с Богом нет и тени мирского или физического, хотя обывателю оно может казаться таковым.
      Всевышний Господь Шри Кришна, единственный наслаждающийся надмирными любовными чувствами, находит высшую радость в мадхура-бхаве, которая является вечным чувством (стхайи-бхава) индивидуальной души. Шри Кришна провозгласил, что Его высшее послание - према во Врадже - является высшим достижением жизни каждого человека. Высшее послание Шри Кришны, Господа Враджа, - это стремление обрести хотя бы каплю нектара из океана этой божественной Любви (премы) к Нему как единственному истинному объекту Любви, ведь душа находит в ней своё высшее раскрытие и непреходящее блаженство.
В Двараке Шри Кришна обратился ко всему человечеству. Его послание относилось не к определённой стране или какому-либо периоду времени. Оно было вечным и вселенским, для всех времён и людей. Послание Шри Кришны преодолевает ограниченность пространства и относительность времени. Обращаясь к Арджуне и, таким образом, ко всему человечеству, Господь Шри Кришна заявил о Себе так: "О сын Кунти! Нет никого выше Меня. Я - причина всех причин. Вся вселенная пребывает во Мне подобно тому, как жемчужины нанизаны на нить. Я - аромат земли; Я - тепло и свет, исходящие от огня; Я - жизнь всех живущих и всего живого; Я - аскеза всех аскетов. Знайте, о люди, что Я - суть всех вещей; в разумных Я - способность различать; в храбрых Я - смелость; в сильных Я - сила. Все проявления трёх качеств природы (благости, страсти и невежества) и все действия исходят из Моей вселенской энергии, но Сам Я независим от этих качеств и действий. Весь мир находится в их власти, поэтому люди не могут познать Меня как неизменного и отличного от них. Майя, вводящая в заблуждение энергия, принадлежит Мне. Никто не способен преодолеть её, но те, кто искренне принимают прибежище во Мне одном, могут пересечь её океан. Другие методы не способны помочь в этом - ни путь кармы (деятельности ради наслаждения её плодами), ни путь гьяны (эмпирического развития знания), ни поклонение меньшим божественным личностям. Только благодаря безусловному преданному служению лишь Мне одному, блаженному и любящему Господу, человек может освободиться от оков майи, которыми все падшие души привязаны к материальному существованию. Это материальное существование заставляет их отворачиваться от Меня, Владыки всего сущего".
      Весь мир привязан к чувственному наслаждению, в той или иной степени. Пока душа находится под воздействием чар мирских привязанностей, закованная в клетку материального тела и введённая в заблуждение упрямым умом, человек вынужден действовать в таком скованном состоянии. Как же подобное общество может приблизиться к конечной цели жизни - самоосознанию и, одновременно с этим, осознанию Бога? Несведущие не могут понять, что в конечном счёте цель всякой деятельности - пробудить дремлющую природу души. Поэтому мудрые, показывая пример всему человечеству, должны учить людей бескорыстной деятельности, чтобы сердца их очистились.
Те, кто беспомощно вращаются в колесе кармы, выполняют свою деятельность, принуждённые к тому жёсткой необходимостью законов мира. Но тот, кто находит радость в своём вечном, истинном "я", кто может различать между душой и не-душой, кто удовлетворён в себе, - тот не совершает карму по принуждению строгих законов материи. Он движется в сфере чистого духовного разума, благодаря влиянию своего чистого "я" (души). Хотя такой человек может делать что-то в этом мире, чтобы поддерживать своё тело, но он не совершает карму ради эгоистичного наслаждения её результатами. Для него деятельность не является утомительной ношей, а приносит блаженство, так как он действует в этом мире без эгоистической привязанности. Поэтому его действия не попадают под категорию грубой кармы, но относятся к категории чистого духовного разума, или любовного преданного служения Богу (бхакти-йоги).
      Однако преждевременные попытки человека, вступающего на духовный путь, провести чёткую линию между кармой и сферой деятельности чистого духовного разума могут только сбить его с толку. Если человек попытается преждевременно войти в сферу чистого духовного знания, он не получит никакого блага. Такой переход должен быть постепенным. Тем не менее нельзя забывать, что высшее и всеобъемлющее послание Шри Кришны всему человечеству находит свою кульминацию в Его словах: "Оставь все социально-религиозные системы и любые обязательства в этой земной жизни". Вначале Шри Кришна в "Бхагавад-гите" говорил о том, как достичь знания Абсолюта (Брахмана или Параматмы) через отречение от кармы, отречение от результатов кармы, практику аскетизма для контроля внутренних и внешних чувств, медитацию, преклонение перед величием Бога. Но в завершение всего Он говорит: "Оставь всё это и просто прими полное прибежище во Мне, Высшей Божественности, Владыке всех божественных личностей. Я освобожу тебя от рабства в этом мире, от всех грехов и от всех наказаний, которые могли бы прийти к тебе из-за неисполнения различных обязанностей, налагаемых на человека священными писаниями. Только без остатка посвяти своё сердце и свою душу Мне". Таково высшее и нетленное послание Шри Кришны, Всевышнего вечного Господа, людям Земли".

***
"Счастье (сукха), несчастье (дукха) и смесь счастья с горем - тремя этими состояниями Бог оказывает нам Свою милость. Он бесконечно милостив. Сосредоточив в этом мире несчастья, он даёт нам с помощью них благие уроки; показывает, что нам не жить на Земле вечно, что те несколько дней, что нам осталось здесь находиться, надо посвятить единственному делу удовлетворения Господа Хари, не растратив их зря на любые иные дела. ...Многие думают, что позволить в мире несчастья, - жестоко и несправедливо со стороны Бога, но это не так. Несчастье в этом мире - Его высочайший дар! В несчастьях таится нечто настолько высокое (парам), настолько целительное (упадейа), настолько удивительное (ашчарйа); нечто, способное принести нам запредельное Благо (парама мангал). Несчастья созданы для того, чтобы разрушить Бхагавад-вимукхату, отвращение от Бога; а чувственное счастье сотворено, чтобы усугубить Бхагавад-вимукхату. Когда мы научимся принимать существование и счастья, и несчастья как милость Бога, с того момента и начнёт восходить наше высшее Благо (парама мангал)"
Шри Навадвипа, Западная Бенгалия, Индия, 1925 г.).

...............................
Из книги "Духовный свет Истины"

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактихридой Бон Махарадж